Сейчас перечитала ниже обсуждение ситуации, которую привела в пример Элла ("Грустные размышления")... Вспомнился мне вот какой эпизод (дело было в прошлом году). У одной коллеги сын учится в очень хорошей гимназии (3 класс), ему там интересно, он с удовольствием выполняет задания, но он - явный гуманитарий, и по математике ему иногда требуется помощь. И вот его мама приносит домой задачу, которую сын решить-то решил, а объяснить, как решал, никак не может :)) Приведу задачу целиком (она мне навеки запомнилась, потому что мы всей редакцией над ней мучились) :))
"12 гномов решили изучать иностранные языки. Через год выяснилось, что шестая часть от их общего количества не выучила ни одного языка, 7 гномов выучили немецкий и 5 гномов - английский. Сколько гномов знают по два языка?"
Мама мальчика - физик по образованию - сказала, что надо составить матрицу. Мальчик сказал, что они такого не проходили: надо решать по действиям и в каждом действии писать, что ты нашел в результате. Мама так не смогла.
Я тоже никаких матриц не проходила. Ответ я тоже нашла сразу - 2 гнома. А объяснить мы так и не сомгли :))) пять взрослых тетенек :))) все объяснения сводились к одному: "Ну, если их сложить, то два гнома окажутся лишними, вот они и знают по два языка." Бедный мальчик с расстроенным видом твердил: "Это я и сам вижу. Вы мне напишите после каждого действия, что я им выяснил. не могу же я на уроке ответить, что два гнома лишние." И ведь никто из нас так и не объяснил...
Интересно, это нас в школе как-то неправильно обучали решать задачи, или все-таки ребенку что-то непарвильно преподают? :)) Как по-вашему?
Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: Школьные проблемы
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Больше всего в жизни не люблю объяснять. Еще хуже, когда надо объяснять, потому, что надо объяснять
28.06.2001 21:44:38, Экс Баба Лена

Итак, требуемый вывод. В школе от ребенка ждут объяснения, разложения по полочкам даже самой элементарной задачи. Для чего? Чтобы объяснить ее решение дуракам? - спросит инопланетянин.
Нет. Чтобы учитель понял, что ребенок тоже понял решение задачи. Правильного ответа недостаточно, его надо доказать...
Мой любимый учитель по философии любил повторять: наука требует разделять целое на части, а потом собирать эти части обратно в целое. Но чаще всего их собрать уже невозможно. Что-то ушло... 28.06.2001 19:03:08, Элла Прокофьева
;) Эт-то сказал кто-то великий :). Но таково реальное положение вещей. "Собирать" - это отдельный талант. Тут и понадобятся и вспышки, и озарения... :))).
28.06.2001 20:53:50, Баба Нюра
Чистая правда - школе разложение на элементарные действия требуется только для полицейских нужд. В хорошем случае - просто благожелательно проверить усвоенность, в большинстве случаев - поймать и пригвоздить.
Я слишком рано научилась хорошо считать, и всю начальную школу могла сразу СКАЗАТЬ ответ любой задачи из учебника по математике - они были довольно простые, а элементарные действия в моей голове давно слились в неделимые мысли. Во-первых, пришлось половину первого класса восстанавливать умение разбить решение на "вопросы", во-вторых, недоверие моей (неплохой) учительницы было ничем не преодолеть, даже когда она убедилась, что я правда так успешно решаю простые задачи.
Впрочем, умение анализировать свои действия мне еще много раз пригодилось, так что это было невредно. 28.06.2001 20:49:18, Кондратея
Нет. Чтобы учитель понял, что ребенок тоже понял решение задачи. Правильного ответа недостаточно, его надо доказать...
Мой любимый учитель по философии любил повторять: наука требует разделять целое на части, а потом собирать эти части обратно в целое. Но чаще всего их собрать уже невозможно. Что-то ушло... 28.06.2001 19:03:08, Элла Прокофьева

;) Павлов об этом говорил. Тот самый, с собаками. :))
30.06.2001 23:48:28, Ivory

Я слишком рано научилась хорошо считать, и всю начальную школу могла сразу СКАЗАТЬ ответ любой задачи из учебника по математике - они были довольно простые, а элементарные действия в моей голове давно слились в неделимые мысли. Во-первых, пришлось половину первого класса восстанавливать умение разбить решение на "вопросы", во-вторых, недоверие моей (неплохой) учительницы было ничем не преодолеть, даже когда она убедилась, что я правда так успешно решаю простые задачи.
Впрочем, умение анализировать свои действия мне еще много раз пригодилось, так что это было невредно. 28.06.2001 20:49:18, Кондратея
ИНаче, ВЫ хотите сказать что в школе ребенок тратит кучу времени на доказательства вместо того чтобы побыстрее переходить отрешения одной задачи кдругой?
28.06.2001 19:22:47, ;)
ТОгда как же держать учеников в подчинении? КАк прививать им НОРМЫ?
СВобода мысли это опасно. 28.06.2001 19:34:06, ;)
СВобода мысли это опасно. 28.06.2001 19:34:06, ;)
Спасибо. Я подумаю. Поговорю со своими мыслями - если соберу:))))))
28.06.2001 19:37:08, Элла Прокофьева
А ВЫвсетаки подумайте
28.06.2001 19:42:24, ;)
Да я бы подумала. Собралась уже. Но Ваши орфография и пунктуация меня отвлекают от высоких мыслей. НОРМЫ, о которых Вы так проникновенно говорите, как-то Вами не соблюдаются. Я же, вроде, борюсь с НОРМАМИ, а без них расстраиваюсь, думы не думаются;)))
28.06.2001 19:46:21, Элла Прокофьева
Ну, где же Вы? Я ведь понимаю, что Вы хотите сказать. И почему так смешно писАли:)))
Да, нужен людям единый язык изложения мыслей, но ведь можно учить детей изъясняться понятно для окружающих в более мягкой форме.
Боюсь, что не все учителя осознают, зачем они учат тому, что написано в учебниках...
Спасибо за дискуссию:)
28.06.2001 19:57:55, Элла Прокофьева
Да, нужен людям единый язык изложения мыслей, но ведь можно учить детей изъясняться понятно для окружающих в более мягкой форме.
Боюсь, что не все учителя осознают, зачем они учат тому, что написано в учебниках...
Спасибо за дискуссию:)
28.06.2001 19:57:55, Элла Прокофьева
:)
28.06.2001 20:56:17, ;)
12 гномов взялись изучать языки. 7 выучило немецкий, а 5 - английский. Всего 12. Откуда взялись те двое, неспособных к языкам? :)))
И где те, кто знает по два языка?:)))
То, что ребенок способен отбросить эти НОРМАЛЬНЫЕ вопросы и принять условие задачи, уже говорит о хорошем развитии абстрактно-логического мышления. Странно, что он гуманитарий. По-моему, явная склонность к математике, только не школьной... 28.06.2001 15:45:16, Элла Прокофьева
Почему всего 12? Там же сказано, что шестая часть (2 штуки) ничего не выучили...Значит. уже 10...
28.06.2001 15:58:29, O"Merry
А-а-а... :)) Значит, он не нормальный гуманитарий, а с математическим уклоном... Просто мальчик пишет ТАКИЕ сочинения! :))
Но почему же мы-то, пять старых кошелок, никак не могли найти правильного объяснения к уже решенной задаче? :))) 28.06.2001 16:49:35, O"Merry
Элла. так и мы все до одной рассуждали именно так! Но разложить это наше убеждение про "засланных казачков" (или, как выразился мальчик, про лишних гномов) на отдельные действия с объяснением, что именно найдено в каждом действии, мы не сумели. Вот Мурзя предложила их не складывать ,а выитать из имеющегося количества... а мы не додумались!
В общем, спасибо за помощь. 28.06.2001 17:42:28, O"Merry
И где те, кто знает по два языка?:)))
То, что ребенок способен отбросить эти НОРМАЛЬНЫЕ вопросы и принять условие задачи, уже говорит о хорошем развитии абстрактно-логического мышления. Странно, что он гуманитарий. По-моему, явная склонность к математике, только не школьной... 28.06.2001 15:45:16, Элла Прокофьева

Это нам с Вами понятно:)
А НОРМАЛЬНЫЙ гуманитарий видит 7, выучивших немецкий, и 5, выучивших английский. Всего 12:)))
Сходите в гости к поэту, с этой задачкой:)))
Ох, зря я ругала своих родителей за математическую и гуманитарную школы для одного ребенка!:))) 28.06.2001 16:16:43, Элла Прокофьева
А НОРМАЛЬНЫЙ гуманитарий видит 7, выучивших немецкий, и 5, выучивших английский. Всего 12:)))
Сходите в гости к поэту, с этой задачкой:)))
Ох, зря я ругала своих родителей за математическую и гуманитарную школы для одного ребенка!:))) 28.06.2001 16:16:43, Элла Прокофьева

Но почему же мы-то, пять старых кошелок, никак не могли найти правильного объяснения к уже решенной задаче? :))) 28.06.2001 16:49:35, O"Merry
Давайте, чтобы Вы не расстраивались, я честно расскажу, как решала я:)
Понятно, что в классе осталось 10 учеников. 7 знает немецкий, 5 - английский. Всего двенадцать. Но я знаю, что их 10, значит, двое - казачки засланные и знают по два языка:)
Гуманитарий с математическим уклоном, почти разведчик:) 28.06.2001 17:29:53, Элла Прокофьева
Понятно, что в классе осталось 10 учеников. 7 знает немецкий, 5 - английский. Всего двенадцать. Но я знаю, что их 10, значит, двое - казачки засланные и знают по два языка:)
Гуманитарий с математическим уклоном, почти разведчик:) 28.06.2001 17:29:53, Элла Прокофьева
Элла! ВЫходит что житейское решение более экономное по времени чем школьный вариант. НЕпонятно.
28.06.2001 18:39:47, ;)
Да, оно более экономное по времени, но менее доказательно ДЛЯ ДРУГИХ.
Инсайты, озарения, мгновенные вспышки осознания, понимания, что это так, а не иначе, логика мыслителей - не для экзаменационной комиссии... 28.06.2001 18:48:19, Элла Прокофьева
Инсайты, озарения, мгновенные вспышки осознания, понимания, что это так, а не иначе, логика мыслителей - не для экзаменационной комиссии... 28.06.2001 18:48:19, Элла Прокофьева

В общем, спасибо за помощь. 28.06.2001 17:42:28, O"Merry
Мурзя здорово разложила - для школы:)
Вы нормально разложили - для жизни:)
Уважаю и тех, и других. Виват!:))) 28.06.2001 17:55:31, Элла Прокофьева
Вы нормально разложили - для жизни:)
Уважаю и тех, и других. Виват!:))) 28.06.2001 17:55:31, Элла Прокофьева
Ну вот, а я бы сказала, что задача очень нечестная :) И условие недостаточное. Во-первых: сколько знают РОВНО 2 языка или минимум 2? Во-вторых: каждый гном до начала обучения ведь знал 1 язык!!!! В-третьих: никто больше не учил французский/испанский/японский/...ский?
В-четвертых: ....надо продолжать?
Да, и в-пятых: мне кажется, что такими задачами детей заставляют мыслить очень узкими категориями, не видеть ни на шаг дальше НАПИСАННОГО условия задачи.
В шестых: как учитель отреагировал бы на ответ, подобный тому, который дала я? 28.06.2001 15:30:17, ЛаМа
В-четвертых: ....надо продолжать?
Да, и в-пятых: мне кажется, что такими задачами детей заставляют мыслить очень узкими категориями, не видеть ни на шаг дальше НАПИСАННОГО условия задачи.
В шестых: как учитель отреагировал бы на ответ, подобный тому, который дала я? 28.06.2001 15:30:17, ЛаМа

1. 12-2=10 - столько гномов знают какой-либо язык.
2. 10-7=3 - столько гномов не знают немецкого, но знают английский.
3. 5(столько всего знают англ.)-3(столько знают только англ.)=2 - вот оно!
А вообще-то матрицы - оптимально. Ведь фактически мы ищем пересечение множеств. А учили нас, по-моему, решать только по шаблону:-(((( 28.06.2001 15:13:34, Мурзя
Еще хорошо круги Венна. :-) Два круга пересекаются и по ним распихиваешь гномов.
28.06.2001 15:28:27, Сонечка
[пусто]
29.06.2001 01:00:51

очень действенно! 29.06.2001 11:16:52, гусеничка

Читайте также
Гид по уходу за автомобилем для современной женщины
Узнайте, как легко ухаживать за машиной: от ежедневных проверок до замены расходников. Будьте уверены и в безопасности на дороге!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание