Раздел: Школьные проблемы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

при способности к учебе

Нижним навеяно. Через один пост про учебу люди пишут примерно следующее "может учиться лучше", или что-то типа "учится на 4 (3, 2), но может учиться на 5". А как вы определяете, что действительно - может? Ну за исключением тех, кто учится на 2 - 5 (да и то не сто процентов) и 2 получает исключительно за забытые тетради и поведение. Я вот о своих детях никак не могу сказать, что глупые. Учатся (училась) на 4 (большинство итоговых, текущие от 2 до 5, с преобладанием 3-4). Но потербовать учиться на 5 под соусом "можешь лучше!" у меня как-то язык не поворачивается. Вроде бы все делает, особых проблем с усвоением материала нет. Или все-таки про такого ребенка нельзя сказать "умный?" Или родители меряют по себе? Т.е. "я была отличницей, так отчего бы моему ребенку не быть отличником" (особенно если и папа - медалист и краснодипломник). А у меня наоборот: я очень хотела учиться на одни 5, но училась на одни 4. И на всю жизнь запомнила мамину реплику "нормально учиться на 5, на 2-3 учатся дураки, а на 4 - так, серости". Сама мама конечно была отличницей. мне очень хотелось соответствовать идеалу, и не быть серостью, но - не получилось. Причем, мама, как потом оказалось, вовсе не хотела меня ни обидеть, ни возможно даже стимулировать. Сказала - и забыла. Сейчас отказывается, что вообще когда-то такое могла ляпнуть. Может поэтому я ни разу своих не ругала за 4, не говорила "можешь лучше". Меня всегда останавливает мысль "а правда ли может?" Но иногда думаю - может я не права. Ведь есть же примеры, в том числе среди реальных людей, знакомых мне лично, которые учились (учатся) на 5 из-за страха наказания или еще какого внешнего стимула (правда стимул в виде компьютерного времени мне почему-то не нравится)
29.05.2013 12:56:53,

45 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
У меня медаль, красный диплом. Я не хочу, чтобы мои дети повторяли мои успехи. Но я хочу, чтобы они научились выкладываться по полной. Вот тогда и встаёт все на свои места - и способности сразу понятны, и склонности, и самооценка. Делает ребенок все от него зависящее, а получает 4 - надо хвалить. А если эта же 4 за разгильдяйство, то нельзя закрывать на нее глаза. Я не ругаю, но обязательно скажу, что ты можешь лучше. А как иначе? Иначе мы научим работать спустя рукава. Я очень спокойно отношусь к оценкам. Кстати, это меня мама научила, что закорючки в журналах не главное. Работай добросовестно - это главная твоя оценка перед самим собой. А если тебя еще и другие(в данном случае - учителя) оценят, вообще приятно. 31.05.2013 22:32:39, зубастик
Если не учится, значит не может:) Остальное демагогия. Причем на отлично учатся не самые умненькие: знания, ум и сообразительность только 50%, остальные 50 - конформизм, собранность, умение нравиться учителям. Ребенок будет гением, но если он рассеян, невнимателен, он не будет отличником. Он не может собраться, значит, он не может быть отличником. Мне фраза понравилась из какого-то фильма : "Я всегда был первым в классе, но никогда не был талантлив", "А я всегда была талантлива, но никогда - первой в классе" 31.05.2013 11:02:17, Иллика
+1000, особенно умение нравиться учителям 02.06.2013 02:26:14, Such
Василиса из сказки
ИМХО, во многих случаях это - фантазии, что может, если разница между имеющимся и желаемым составляет больше одного балла. Меньшее количество случаев - да, действительно могут. Ругать необязательно, я своих не рукаю. 31.05.2013 00:15:04, Василиса из сказки
Ну вот у меня один ребенок умненький, но ленивый. Когда берется за ум - исключительно пятерки по всем предметам - от сочинения по русскому до практической работы по физике. Когда ленится - оценки от тройки до пятерки - по настроению. Только физика не страдает - интересно. Очевидно, что он МОЖЕТ учиться на пятерки. Но не хочет. Ну и ладно :)
Другой ребенок с проблемами по здоровью, которые влияют на учебу. Правильная медикоментозная поддержка плюс перерос кое-что - и уже лучше. Но на пятерки никогда не сможет. В силу многих причин. Знаю.
А еще один ребенок может на пятерки - но система выставления оценок при СО очень специфическая получилась. В итоге три четверки по предметам, которые она прекрасно знает. Не парюсь. Пусть это будет на совести проверяющих :)
И еще один ребенок - ни способностей, ни трудолюбия. Рисуют оценки - и ладно. Хотя если бы постаралась - на четверки бы многие предметы вытянула. Не старается. Забила :)
Я сама была отличницей - не очень умная, видимо. Но общую тенденцию и логику обучения поняла быстро - очень легко было в итоге.
30.05.2013 16:52:00, ДраКошка
Велена
моя точно может учиться лучше по большинству предметов, ее учителя дружно мне это твердят, да и сама вижу, что приложив хоть каплю старания она сразу вырывается вперед, но тут то и проблема - у них в классе НЕ МОДНО УЧИТЬСЯ((( 30.05.2013 14:53:53, Велена
Natalya d'Enretat
мой точно "может учиться лучше". Почему? потому что сейчас он учится вот так: в классе слушает краем уха, домашку (устную) не делает никогда, письменную - по настроению, оценки - "терпимо", наверно, в переводе на российские "3-4" получится, я, честно, даже не вникаю.
если потратить время на учебу, оценки резко подскочут. но так как я не знаю, зачем это может быть надо, то и не шпыняю, сама так же училась....
ПО вашему вопросу - "Или все-таки про такого ребенка нельзя сказать "умный?" - можно, расписывать "почему" лень, но в 2х словах - "цыплят по осени считают".
30.05.2013 14:31:32, Natalya d'Enretat
nastyk
я сама была отличницей, и точно знаю, что для того, чтобы иметь все пятерки, особого ума не надо, нужна старательность. вот ее у моего ребенка не хватает. считаю, что может лучше, потому что дома постоянно даю дополнительные задания, и он с ними справляется. так же дома шпыняю за неаккуратность, так при мне он пишет аккуратно. а в школе мама-цербер над дшой не стоит, он толком задание не прочитает-может решить задачу только наполовину, да и пишет тяп-ляп, из-за этого четверки.
но знаю, что может на пятерку.
30.05.2013 08:19:19, nastyk
Дина (Джума)
У меня наоборот- я всегда была отличницей, но никогда не старалась
И своего учу соображать, а не тупо стараться...
31.05.2013 23:07:07, Дина (Джума)
Если я абсолютно не знаю и не понимаю предмет, то ничего сказать не могу. Например, по музыке.
Но когда видела, как мой сын в 5-7 лет легко цитировал, практически дословно, телепередачу (про животных, физику или природные явления), чтобы спросить меня про отдельные непонятные места, то у меня не было сомнений, что с памятью все в порядке.
А когда этот же ребенок в первом классе в те же 7 лет заявлял, что "не может" выучить стихотворение из 2 четверостиший, что я должна была думать? Правильно, что ему эти стихи "до лампочки"! Поэтому литература - не его стезя и ясно, что отличником по ней он не будет. Не потому, что не может: память прекрасная, когда хотел (уже в старшей школе) - писал рассказы в интернет-газету, стихи. Но это КОГДА ХОТЕЛ и не о литературных героях. Полного равнодушия к предмету вполне достаточно, чтобы отлично по нему не учиться. Ясно также, что отдавать подобного мальчика в школу с гуманитарным уклоном, значит, отбить желание учиться "на корню".
Или письмо... Если я вижу спазм рук, как у его отца, ясно что почерк будет не лучшим. Добились разборчивого и почерка лучше папиного - потолок!
А арифметика... (он учился тогда в экстернате) открывает задачник с конца перед походом в школу - он все решает. Зачем дурью маяться все примеры и задачи решать? Ну, на время потренироваться пару раз, ну, однажды не с первого раз сдал - не знал, что табличкой оформлять требовалось... Но очевидно же, что при подобном раскладе, по математике (не важно, арифметика или алгебра) может 5 запросто иметь, если не забывать ручки, тетради, записывать ДЗ и так далее. Понимание есть, читать умеет... И даже есть интерес к предмету, в отличие от литературы. Но если при этом в журнале 4 или 3, то это уже отсутствие прилежания. Яркий случай, когда "может лучше".

А насчет стимулов... Я был круглой отличницей, просто потому, что НЕ МОГЛА НЕ СДЕЛАТЬ и не задавалась вопросом: "Зачем?" Сын учился иначе, "забивая" на некоторые предметы, ИМХО, он прав и есть более разумный способ потрать время.
29.05.2013 21:23:32, Конек
У меня сам сказал,что может лучше и будет больше стараться в следующем году:)Я похихикала-ну да,с понедельника.
Я так поняла,что это лучше готовиться к урокам,посвящать больше времени,слова там учить...В полную силу он не работает,сам это понимает прекрасно.
29.05.2013 19:12:28, Len.ta
Ну если только слова учить по иностранным. Хотя, если сам понимаешь, что эти слова тебе нафик не нужны, то довольно трудно себя заставить их учить. Или вот задали 3 номера, а ты - САМ, делаешь три десятка. Это круть, но большинство детей не такие, такие учатся в десятке спецшкол. 29.05.2013 21:00:19, hanhi
Учиться в школе на одни пятерки тяжкий и неблагодарный труд. Знать любой предмет на пятерку может любой умственно здоровый ребенок и без особых усилий и затрат времени. Конечно, при наличии хорошего учебника, сносного преподавателя и строгих родителей.
Сын не знает все на пять только благодаря своим легендарной лени и пофигизму и моей патологической доброте и снисходительности.
29.05.2013 17:41:32, Liskai
Вот уж точно я не могла иметь пятерку по физкультуре, когда у нас была гимнастика на снарядах или акробатка. Ну, не дано!!!
И про "неблагодарный" верно, при понимании этого - зачем?
29.05.2013 21:30:47, Конек
может в начальной самой школе...или любой ребенок какой-то любой определенный предмет. а так чтобы любой любой - неа 29.05.2013 18:03:04, Шерлок
Если заниматься с ребенком, то может. Другое дело, что это не самоцель. Мне важнее, чтобы нужные ему предметы сын знал на 7, чем чтобы все знал на 5. Но он может и знать только на четверку все равно стыдно. 29.05.2013 18:10:18, Liskai
А, ну ясно, значит мы (я и соответственно мои дети) - умственно нездоровые. 29.05.2013 17:53:07, hanhi
Нет! Вы:
- учитесь в школе, это раз;
- по школьным учебникам, это два;
- со школьными учителями, это три!
Уже этого достаточно, чтобы загубить дело, даже если все остальное просто идеально.
29.05.2013 17:59:29, Liskai
НипонИл: я в школе не учусь. И какое дело губят учителя и учебники? Без них никто из моих знакомых и родственников и вовсе не выучился бы. Я было попробовала старшую читать научить до школы САМА - до сих пор последствия расхлебываю. 29.05.2013 21:24:40, hanhi
Я сказала "знать". Оценка по физкультуре это еще и мочь. Мой по физре никогда пять не получит, даже если станет мастером в каком-то отдельном виде спорта. 30.05.2013 13:12:22, Liskai
Это зависит еще и от учителя. У моих абсолютно неспортивных детей по физ-ре меньше 5 никогда не было: достаточно просто прийти на урок и не конфликтовать. 30.05.2013 13:48:08, hanhi
Вот-вот. По математике часто точно так же пятерки выставляются. В школе. 30.05.2013 21:24:30, Liskai
старшая моя могла бы в том смысле что мало занимается. а младший мог бы если бы не был невнимательным. но поскольку невнимательный - значит не может 29.05.2013 16:01:15, Шерлок
Моя дочка может быть круглой отличницей однозначно. Сейчас у нее три четверки, средний бал по этим предметам больше 4,5. Ее подводят текущие двойки за забытые тетрадки, за невыученный по забывчивости стих. Практически на всех олимпиадах, у нее по школе первые места по предметам, за все важные контрольные пятерки. Но вот такая она у меня. Я вообще не ругаю, ну забыла и забыла, главное, чтобы в голове что-то было, а не в дневнике. А если учесть, что я к ее учебе вообще не прикасаюсь и не делаю с ней домашних заданий, то считаю, что пусть она забывает, что хочет, у меня вообще нет амбиций по поводу отличных оценок. Главное старание и сохранение здоровья (нервов). 29.05.2013 15:35:18, ТомаГавк
Лингва
У моей тоже встречаются текущие двойки за забытые тетради или несделанное ДЗ, но она все равно как-то умудряется вырулить на годовые пятерки)
Именно в году - в четвертях есть 4, но...по разным предметам! И в зависимости от этого дочка где-то напрягается, а где-то расслабляется...в общем, маленькие хитрости во имя сохранения здоровья и нервов))
29.05.2013 16:54:13, Лингва
=СветА™=
я не знаю, как определяют. :-)
Потенциально каждый из нас столько может..меня вот можно научить в горящий обруч прыгать и на трапеции под куполом антиподом работать.Есть постараться со стимуляцией. :-)
Т.е и правда,каждый здоровый ребенок может быть отличником, если вложить в него помимо своих сетований и оценок деньги, силы, время и медицинскую поддержку.Т.е лечь на алтарь его пятерок.

Вопрос в терминах.Каждый ли, о ком говорят,что может,может это в существующих условиях?Нет,не каждый.
Каждый может ли ,если достать его до печёнок-каждый.

Ну а уж любимое учительсткое" умный ,но ленивый" не значит,что на самом деле умный.Значит,что это стимулирует родителей и выхлоп как-то бывает.
А скажешь,что глупенький ваш,как пробка-тут же защищать станут и никакой поддержки.
:-)
29.05.2013 15:16:37, =СветА™=
XXL
когда сын учился, меня прям всю трясло от троек. Впадала просто в состояние транса, могла и прям плакать от досады. Хотя он учился у меня ОЧЕНЬ хорошо, потом родилась дочка и я частично переключилась на нее. Потом дочка умница-разумница пошла в школу и стали вылезать определенные черты характера, а именно полный пофигизм в учебе и лень. Чтобы получить 5, надо постараться, а если не стараться, то получишь 3 и это ее вполне устраивает. Жизнь прекрасна, в ней так много интересного помимо учебы! И я опять заистерила. и вот как-то кто-то из конфы про других детей написал мне, что-то типа "у вас здоровый, хороший ребенок. А вот у меня сын не может ни читать, ни писать, плохо говорит и тыды." Другие тоже писали, у кого какие проблемы, и все равно они гордятся своими детьми любят их. И тут я прозрела: ну не поступим мы в МГУ, ну не будем мы председателем правления крупного банка, ну не напишем диссертацию. ну и что? есть масса всего, в чем можно проявить себя достойно. И я успокоилась. И радуюсь успехам, и не заморачиваюсь оценками. К 7 классу она изменилась в лучшую сторону, взрослеет :) 29.05.2013 15:07:04, XXL
Никогда не писала тут "он может лучше", но, каюсь, вполне могла разок-другой сказануть такое именно сыну.
По абсолютно конкретным случаям - то же упомянутое ниже стихотворение.
Если не напрягается, делает спустя рукава - может, точно может лучше.

Но я поняла другой, внутренний смысл твоего поста и согласна - люди делают так как они делают и важно понимать объективную модальность, не тащить посащенные ростки за нежные листики вверх с присловьем - расти давай, расти сейчас, ты сможешь, я вижу твой потенциал.

Мой ребенок делает так как может при своих данных. Был бы у меня волевой структурный мальчик - значит был бы другой ребенок, не мой.
Сейчас такой как есть и делает он максимум при своих возможностях.

Появятся новые возможности, изменятся обстоятельства - изменятся и результаты.
То есть мы можем и иногда должны помочь с обстоятельствами. Поливать, землю удобрять, солнца вмеру и прочее. Но не шипеть на росток -Расти давай. Он делает что может )
29.05.2013 14:36:19, ABDD
Василиса из сказки
Видимо, да. Но как трудно с этим смиряться... 31.05.2013 00:20:13, Василиса из сказки
АНtИЛОП_А
Я вообще-то не хотела участвовать в обсуждении :) Но именно Ваши мысли про росток просто нарисовали мне картинку. Посадила я семена огурцов в теплице. Те которые не взошли даже не обсуждаем. Я смотрю на росточки - они ведь все очень разные. Есть такие крепыши у которых и листья большие и проклюнулись они раньше всех. А есть хиленькие с мелкими листочками, выживание которых под вопросом. Но даже если над ними "работать" т.е. удобрять отдельно, поливать, вряд ли они обгонят и перегонят бодрых товарищей. Но урожай всё-таки какой-то от них будет. Еще раз подчеркиваю - я пишу про огурцы :) 29.05.2013 16:52:50, АНtИЛОП_А
Прааально)) удобрять и поливать, а не тянуть аккуратненько за листья )) 29.05.2013 19:24:07, ABDD
ЛУЧИК
Элементарно. История сына с географией.Первая четверть пять,вторая конфликт с учителем постоянные пересдачи,общие усилили в итоге четыре. Третья четверть уроков тьма, времени нет на конфликты в итоге пять. Четвертая четверть,все поступил,солнышко, итог три. запасной вариант у него была 218 школа, из 12 вопросов по географии ответил правильно на 12. И что он не может учиться по географии на пять? 29.05.2013 14:32:04, ЛУЧИК
VarNa
Потому, что все 4-ки за тесты и контрольные исключительно от невнимательности и того, что не поняла вопрос, а переспросить постеснялась.

Апд: но я не требую учебы на одни 5-ки :)
29.05.2013 14:14:51, VarNa
Ну если в тетрадке для контрольных работ по математике за год у моего ребенка нет НИ ОДНОЙ ошибки, то я делаю таки вывод, что он мог бы учиться по математике на 5.
Учится - в этом году 4, в прошлые годы были и 3 :(
29.05.2013 13:54:28, маугленок
Birke
Потому, что под "может учиться на 5" многие понимают исключительно знания.
А в это "может" входит, кроме знаний, и внимательность, и аккуратность. И - да, таки ребёнок не всегда МОЖЕТ учиться на 5, имея блестящие знания.
29.05.2013 14:00:45, Birke
Если эти самые внимательность и аккуратность УЖЕ есть, то ребенок УЖЕ и учится на 5.
А говорят, что может учиться на 5, в том случае, когда для этого надо приложить немножко усилий, внимательности и аккуратности.
29.05.2013 15:35:24, маугленок
Cat-S
У каждого человека свои индивидуальные зоны, где у него "не получается". Но и они закрываются, если прикладывать усилия. Т.е. вот количество должно перейти в качество обязательно, вопрос количества усилий и направления, в котором они прикладываются. 29.05.2013 13:45:42, Cat-S
ШаНуар
Ну если ребенок по истории,к примеру,ни фига не делает,в лучшем случае перед уроком по диагонали просматривает параграф ,в худшем вспоминает рассказ учителя на предыдущем уроке и выгребает на четверку,то из этого вытекает логичный вывод,что если бы она приложила даже не старания,а хотя бы 5 минут времени дома,то могла бы получать пятерки:).Так же по математике,была бы чуть внимательнее,тоже пятерок было больше.Хотя собственно в итоге получаются все-таки пятерки.Но мне они кажутся каким-то не совсем настоящими,т.к. при таком подходе по-моему возникают пробелы в знаниях?Хотя я вот тоже училась по той же системе,но в итоге средний балл "по больнице" все таки был 4,5:).
Поэтому я говорю иногда "можешь лучше",но никогда про "серость".Это скорее лень:).В контакте-то понятно интереснее,чем в средних веках,тем более что учительница довольно посредственная,к сожалению.
29.05.2013 13:43:18, ШаНуар
А она ей нужна, та история? Имеется в виду предмет, а не глобально. Мне кажется знания и успехи по такому предмету как история, на 90% зависят от учителя. Если учитель рассказывает интересно, то и учебник читать не лень, да даже без учебника, просто прослушав интересный урок, можно ответить на школьную 5 (углубленные знания, необходимые для поступления, пока оставим в сторонке). У моей старшей по истории была никакя учительница, соотв-но никакого интереса к истории, знаний - я бы сказала - ноль, если бы за 1 семестр она все-таки на 4 эту историю сдала, честно учила, так что вот тогда и узнала наверное впервые. У младшего хороший учитель (рассказывает интересно), соотв-но и оценки - все 5, и предмет - один из любимых.
Ну если конечно цель - знать одинаково блестяще все школьные предметы, то - да.
29.05.2013 14:23:26, hanhi
Не совсем разумно интерес к предмету на 90% перекладывать на учителя... Как бы ни пафосно звучало, но история тот предмет, который формирует отношение к такому понятию как Родина, выражение " а она нужна ей, та история" коробит как то 29.05.2013 14:44:23, Деж@вю
ШаНуар
Соглашусь с hanhi,что интерес к истории,географии,биологии даже не на 90,а на все 100% зависит от учителя.У меня достаточно эрудированная,много читающая дочь,в том числе и исторические книги.Как она ждала эти предметы.За год отбили весь интерес:(.И история совсем не тот предмет,который формирует отношение к Родине,это беда советского образования такое мнение.История охватывает тысячи и тысячи лет развития человечества,а не ограничивается тысячелетием крещения Руси или от чего Вы предпочитаете считать.
2hanhi.Ну наверное поэтому я и не особо парюсь,тем более оценки сильно субъективны у этого учителя,вообще часто зависят от настроения.Но речь шла и не об истории конкретно,просто подвернулась как пример.Но если бы она хотя бы читала учебник:)...может результат был бы лучше.
29.05.2013 15:45:57, ШаНуар
Моей дочери весьма посредственные учителя не отбили желание читать книги, напротив побудили еще больше. Странно читать о советском образовании мнение вроде вашего о том что это беда - на мой взгляд нынешнее образование это даже не просто беда, это катастрофа , и история действительно тот предмет который в том числе формирует такие важные понятия 29.05.2013 16:54:47, ФеЯ
Боже упаси формировать какие-то "важные понятия" на основе советских учебников истории... 29.05.2013 17:52:21, tavifa
ШаНуар
Читайте внимательнее пожалуйста,я не говорю о чтении книг,а о чтении учебника.Речь в изначальном топике вообще не о чтении:). Ну и говорила я не о советском образовании вообще,а о политизированном советском образовании по истории.И еще раз, история не ограничивается 20 веком и историей России,поэтому она формирует массу понятий.Я бы сказала,что понятие о патриотизме скорее литература может сформировать.А вообще по моему глубокому ИМХу оно формируется в семье.И дернуло меня историю в пример привести,ну можно то же самое про географию сказать или биологию.Речь то была о способности-возможности учится лучше,а не о том какой предмет чего формирует. 29.05.2013 17:27:38, ШаНуар
Парадокс: моя дочь, не знающая абсолютно историю, патриотка до мозга костей, с младенчества. Насчет перекладывания на учиеля: конечно, можно вообще самому дома учиться по книгам, но зачем-то пока существуют школы и учителя, а уж репетиторы! 29.05.2013 15:25:27, hanhi

Читайте также
5 фильмов, вдохновляющих на добро: уроки из кинематографа
Фильмы, которые лучше всего рассказывают о благотворительности и вдохновляют на добрые дела

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!