Конференция "Ребенок от 10 до 13""Ребенок от 10 до 13"
Раздел: Взаимоотношения со сверстниками
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Депрессивный ребенок
Здесь что ли спросить.. ну что мне делать с ребенком - вообще уже руки опускаются. мальчик 11 лет 4 класс. Всегда, с младенчества требовал к себе много внимания, в 2,5 года появилась сестренка - еще круче стало - постоянные истерики, демонстративное поведение, посреди дороги в лужу лечь - милое дело, агрессия - постоянно.В школу пошел - тоже не легче. Выяснилось что в коллективе он совсем не может существовать -в садике-то было 14 человек 2 воспитателя и няня, а тут 33 чел и училка-цербер. Он-то решил что он лидер, а одноклассники не хотят делать то, что он им говорит, да еще кто-то пишет красивее и в футбол играет лучше - дать тому по башке за это! Все время вызывали в школу - то жалуются что он детей бьет, то целует! мальчиков! мамаша,обратите внимание! от училки-цербера сбежалит в параллельный класс - на время стало получше - потом опять то же самое - он хочет общаться, но не умеет , не может, проявляет агрессию, демонстративное поведение - уже 11 лет, а все еще может на землю в белой рубашке лечь или головой об парту колотиться - чтобы все свои дела бросили и вокруг него столпились. Если его на уроке не вызвали, когда он руку поднял - устроит истерику, будет с парты что-то ронять, под нос бубнить, урок вести не даст. Если вызвали а он ответил неправильно - в слезы. К психиатру , нейропсихологу водила - патологий не выявили. У психотерапевта занимались 3 месяца по 3 раза в неделю - ноль результата.Тайквондо занимался - ушел: все его обижают (с его слов), все против него объединились и устроили травлю (обычная история - везде повторяется - хоть в мини-клубе турецкого отеля где он 2 часа, хоть в классе, хоть где), при этом способности оч. хорошие, тренер возлагал надежды, но сказал - немотивирован, на соревнования не могу выставить - психологически неустойчив. Энурез последние полгода реже стал, а вот этот постоянный депресняк уже заел: то заявит что все равно мы все умрем, то привяжет себе на шею веревку, то повторяет "у меня ничего не получается" , "меня играть не берут"... При этом у него много всяких талантов - оригами умеет делать много разных - его даже в соседние классы приглашают помогать учителю, учится неплохо (если хочет), физически оч. развит, атлетичен ("колесо", "уголок", на руках походить -акробатикой тоже занимались - бросил), читает много-немного, но читает... Я кучу всего перечитала - начинаешь примерять на себя симптомы и синдром Аспергера вроде прямо про нас и еще много всего... ОДин психолог сказала, что это у него травма в связи с рождением сестры, что он "застрял" в трехлетнем возрасте и продолжает проявлять себя как малолетка. Но делать то что? Это она как раз и не сказала. Как раз во время нашего с ней курса он в школе начал заявлять всякие лозунги типа "вот возьму и спрыгну с 10 этажа" - завуч потребовала принести справку из психдиспансера. Психолог сразу испугалась и от нас отказалась.. Классная которая у нас сейчас с со мной сотрудничает, входит в положение, удеоляет внимание.. Но еще 10 дней и все - 5-й класс.. а все по-старому... чуть что - и он опять ведет себя как 2-летка..
07.05.2009 19:48:53, травиата
35 комментариев
Если психиатры не нашли отклонений, требующих срочного вмешательства, значит надо заняться воспитанием. Однако я против физического воздействия на этом этапе, категорически против, этим можно только навредить. Есть ли возле мальчика взрослый, который является для него авторитетом? Если нет, надо серьезно задуматься, почему так получилось. И постараться исправить ситуацию. Не знаю, встретит ли мое предложение у Вас понимание, но по-моему, духовный отец Вашему мальчику очень бы пригодился.
11.05.2009 10:31:26, мама-аня

всех товарищей, выступающих на тему "ремня мало", я бы послала в сад. Врачи в один голос говорят: к заявлениям типа "выпрыгну из окна" надо относиться с максимальной серьезностью.
"Ведет себя как двухлетка" - это тоже очень укладывается в рамки депрессивной симптоматики с регрессом к более ранним стадиям развития.
Почитайте вот по ссылке про депрессии детского возраста. Но то, что вы описываете - депрессивной симптоматикой не исчерпывается, может быть, есть что-то невротическое, может быть - истерическая акцентуация характера, это специалист должен разбираться.
Не знаю, до чего вы ниже дошли по переписке ниже - но я вам от всей души советую завязывать с хождением по психологам и нейропсихологам (зачем в данном случае нейропсихолог - вообще не понимаю, это не его профиль) - и прямой наводкой к хорошему детскому психиатру. Детские депрессии успешно лечатся. Если нужен хороший доктор - могу в личку написать. 10.05.2009 15:09:07, Мурлила
симптомы, синдромы...ёшкин кот... да надо было всего лишь надавать люлей в первый же раз, когда проявил агрессию или в лужу повалился. и объяснить жёстко, где его место. но - время упустили. а размеры теперешних люлей мне даже представить сложно.
08.05.2009 13:27:48, хатуль мадан
+1 У меня тоже два сына. Оба здоровы по части неврологии - проверяли. Первый спокойный с рождения, более того, у него с рождения физические особенности в организме, поэтому, как говорит его папа "мы его жалели и всегда к нему относились по-особенному" (в переводе это означает, что папа дал ему по попе единожды, первый и последний раз). Второй сын не настолько выраженно, как в описаниях автора, но похож на героя топика. До 2 лет он был ангелом, который держался за мамину юбку, не помню тот момент, когда все поменялось, но уже вскоре после этого в моей памяти эпизоды, как за ним постоянно приходилось бегать, справляться с его истериками и давать ему по попе в воспитательных целях. Папе тоже приходилось встряхивать ребенка и дергать, в чем не возникало необходимости при воспитании первого ребенка. И все эти тычки все усугубляли. Если первому сыну, как я уже сказала, по попе дали только один раз, и с тех пор слова родителей были для него законом, то второй сын уходил в себя, истерил и выстраивал дистанцию, как только получал по заднице за упрямство (от бессилия родителей, прямо скажем, как я уже понимаю). И уже в районе 3 лет мне сказали, что таких детей категорически нельзя наказывать физически, они агрессивны - да, но любая агрессия со стороны по отношению к ним лишь усиливает, тренирует их собственные агрессивные наклонности. Нужно разговаривать, проговаривть, иметь терпение, безграничное, здравый смысл. Ему сейчас 8,5 лет - это бесконечные разговоры о том, как надо, как не надо, и все равно я срываюсь, корю себя каждый раз за это, он уже не по попе получает - большой - то по шее, когда меня эмоции захлестывают(((, то за уши его тяну(( Да, есть это. Но я сразу же прошу у него за это прощение, через несколько минут. И каждый раз зарекаюсь. Это не путь, если ребенок реагирует на "по попе", так он реагирует сразу, и потом избегает этого. А есть дети, которые специально вот нарываются на это "по попе", они как будто подзуживают - "Ну, давай", смотрят свысока, хоть в другие моменты могут смотреть и вовсе исподлобья((( Сдержаться и перевести все это в полость мыслительных процессов и конструктивных разговоров или просто отвлечения внимания - задача. Сама все еще учусь... (у него очень часто болит голова, проверялись у невропатолога (внутричерепное давление, энцефаллограмма) и ЛОРа - ничего не нашли, проблема остается)
09.05.2009 22:37:35, weterok
вот просто все - один к одному как у нас! особенно вот это "доведение до ручки" родителей
11.05.2009 19:09:09, травиата
в самом деле - лучше не обсуждать некоторые вещи, если о них нет четкого представления. Эндогенная депрессия в детстве - очень нехорошая штука. Не буду делать вид, что я специалист - но точно помню, что читала, что эндогенная депрессия в детском возрасте входит в круг аффективных психозов, а ее проявления настолько крепко смыкаются с признаками детской шизофрении, что зачастую трудно провести дифференциальную диагностику... и что в значительном количестве случаев с депрессивного эпизода в детстве начинаются и биполярное расстройство, и шизофрения...
Словом - напрасно иронизируете, это все абсолютно не смешно.
И "люлями" не только не лечится, но и навредить можно капитально. 10.05.2009 16:04:27, Мурлила
Простите, но вы не в теме..на любую агрессию он отвечает троекратно усиленной агресиией и девиантностью. Даже если просто накричу на него, когда совсем выведет - потом 2 дня разгребаем...
08.05.2009 17:15:21, травиата
Представьте у всех разный характер и если в одном случае "люли" сработают, то в другом - никакого эффекта не принесут, а в третьем - могут навредить. У меня старшая девочка милая и покладистая, ей достаточно было намекнуть на "люли" и все нормализовалось, а сейчас растет бандюкан - чхать он хотел на мои меры... слава Богу он у меня пока оптимист и хохотун, а то б я с ним свихнулась
08.05.2009 20:30:46, Аник
Как раз на агрессию с такими детьми категорически нельзя отвечать агрессией. Дети начинают вообще неадекватно себя вести. Я мама обычного ребенка и депрессивного. Небо и земля.
08.05.2009 13:47:19, Roccy
с какими - такими? не умеющими держать себя в руках, потому что держать не приучили? какая там агрессия в 2 года.. баловство одно.
08.05.2009 15:09:39, хатуль мадан
Поймите, у меня 2 сына, оба активные. Но у одного есть неврологические нарушения, у другого нет. И педметодами от проблемного ребенка нельзя добиться ничего. Требуется обязательно лечение. Это то же самое, что сказать человеку, у которого болит голова, он стонет, всем мешает жить: давай я тебя стукну, а ты стонать прекратишь, и нам всем станет хорошо. От удара у него голова болеть не прекратит, и стонать он меньше не будет. Ребенка сначала надо лечить, а параллельно корректировать поведение. Без лечения смысла нет. У невылеченных детей такое состояние МОЖЕТ перерасти в шизофрению, а может не перерасти "голова - дело темное" (с). Во "взрослых детях" был недавно такой топик от мамы. Когда у моего бывают истерики, у него не всегда получается держать себя в руках. А потом он плачет, и говорит, что "ничего не помнит". И я верю своему сыну, т.к. врачи диагностируют реальные, а не поведенческие проблемы. Я сына лечу, корректирую у специалистов, но результат есть налицо. Это правда, ежегодный труд. И срывы поведенческие реже и реже.
Вы знаете, когда у меня появился такой ребенок, то я с ним начала испытывать проблемы сразу же, на меня все мамы смотрели, что я "не воспитываю правильно". У меня супер отличницы, аспирантки, ребенок с девиантным поведением. Но когда родился второй, я поняла, что это точно не моя вина, быть мамой такого ребенка просто судьба. И воспитывать обычного ребенка в 100 раз проще и несравнимо легче. 08.05.2009 15:59:40, Roccy
Вы знаете, когда у меня появился такой ребенок, то я с ним начала испытывать проблемы сразу же, на меня все мамы смотрели, что я "не воспитываю правильно". У меня супер отличницы, аспирантки, ребенок с девиантным поведением. Но когда родился второй, я поняла, что это точно не моя вина, быть мамой такого ребенка просто судьба. И воспитывать обычного ребенка в 100 раз проще и несравнимо легче. 08.05.2009 15:59:40, Roccy


так у вас с автором вроде разные сыновья?
насчёт "перерастанния в шизофрению" - уж лучше промолчу. 08.05.2009 16:20:22, хатуль мадан
насчёт "перерастанния в шизофрению" - уж лучше промолчу. 08.05.2009 16:20:22, хатуль мадан

Словом - напрасно иронизируете, это все абсолютно не смешно.
И "люлями" не только не лечится, но и навредить можно капитально. 10.05.2009 16:04:27, Мурлила
Почему же, если в Вашей семье есть проблемный ребенок, можете поделиться своим опытом:)
08.05.2009 19:47:25, Roccy


у моего среднего тоже есть определенные проблемы с поведением и общением, вот тоже думаю со след.года его определить в подобную группу... 08.05.2009 10:57:52, LU






Очень похож старший. Не понятно, почему невропатолог не нашел у Вашего сына отклонений. Типичные неврологические проблемы с которыми мы боремся к 11 годам успешно. Медикаментозно (убирается депрессия), психотренинг индивидуально и в группе, четкие рамки поведения, ровное и позитивное выстраивание отношений. Но в первую очередь, конечно, неврологические проблемы вылечиваются, только потом корректируются поведенческие. Напишите в личку, то напишу какие препараты помогли сыну, мы лечимся в обычном городском детском психоневрологическом диспансере.
07.05.2009 22:20:47, Roccy
Мне кажется, Вам нужно проконсультироваться у хорошего психоневролога, у ребенка явно ненорма в поведении, и вообще то, что Вы пишите, вызывает оторопь, страшно за ребенка, нужна помощь специалиста и однозначно какое-то лечение (возможно, даже медикаментозное).
07.05.2009 22:17:45, Миня
Синдром Альцгеймера ето как? Лучше не читаите мед. литературу, в етом еще Мистер Пиквик убедился :))))
07.05.2009 21:31:17, irina!
ну ,может,Аспергера имеют ввиду? А то Альцгеймер и вправду,крутовато для 11 лет.
08.05.2009 00:12:30, =СветА™=

1.Если проблема в непринятии братом сестры, то это всей семьей нужно сходить к семейному психологу, хотя бы проконсультироваться. Кстати, как младшая относится к старшему брату? Какие отношения между детьми? Как Вы делите свое время между ними? Как дети отдыхают летом?
2. Как-то не верится в полную норму. ИМХО, нужен все же ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ психиатр. И даже не для диагноза, а для ответа на вопрос, что делать. Есть смысл сходить в конфу "другие дети" и попросить кординаты спциалистов, с которыми имеет смысл разговаривать. Думаю, что существуют подходящие групповые игры, в которых дети учатся общению. Либо, получив консультации нужную группу можно создать самолично, скоординировав место время, педагога, участнтков...
3. ИМХО, чтобы "пройти" с ребенком недостающие этапы развития, нужно как-то разделить на это время детей, причем одному из родителей (к кому мальчик сильнее привязан быть с ним). Иначе получается замкнутый круг: чтобы он смирился с сестрой (в идеале принять, но тут уж как получится), нужно, чтобы он повзрослел, а чтобы повзрослел, нужно снять стресс от наличия сестры). 07.05.2009 21:19:38, Конек-горбунок (ex Lyuba)
1. ходили. видимо был недостаточно хороший психолог.
2.пыталась создавать такую группу - все время зазываю или домой кого-то из одноклассников, чуть ли не на аркане тащу. или вызываюсь на площадке с ними погулять - сейчас детей одних почти не выпускают. Но ситуация все время скатывается к тому, что дети играют отдельно, сын - отдельно. Или же дети объединяются против него, или он впадает в истерику от того что они не хотят играть в игру с им придуманными правилами, или... и так до бесконечности, общаться более менее может только с одним человеком, если больше одного, то он всегда "выпадает"
3. привязан больше ко мне. перешла на домашнюю работу чтобы больше быть с ним. он приходит из школы в 15 часов, за дочкой идем в 18-30, каждый день есть у него свое со мной время 08.05.2009 03:04:38, травиата
Вы знаете, у меня у близкой подруги такой старший ребенок. Самое неприятное, что сейчас младший начал с него брать пример. Я, как будущий психолог, все время анализирую их ситуацию и прихожу к выводу, что все же все идет из семьи. Хотя с виду все в семье нормально. Но! Отец может без причины начать оскорблять мать. Не общается практически с семьей, если и общается, то только с подачи матери и ценой ее усилий. С детьми он тоже почти не общается, но очень строго следит за режимом, оценками и т.п. Мама все время с детьми. Заподозрить тут отсутствие внимания, которого, как кажется на первый взгляд, домогается ребенок, нельзя. Однако, копнув поглубже, обнаруживаем, что действительно ребенку нужно именно внимание. Мама очень много куда детей водит, возит и попросту таскает. Им половина из этого неинтересна, а интересна ей. Они пытаются протестовать, но бесполезно, она считает, что знает лучше. При этом, любой каприз в виде вещей, мультиков или чипсов и всяких закусок выполняется мгновенно. Не буду все расписывать, это долго и не всем интересно. Я сделала такой вывод, что во-первых, этому мальчику недостает рядом мужчины. Настоящего. Мужественного, которого бы он уважал и стремился подражать. Во-вторых, этот ребенок требует внимания К СЕБЕ, как к личности. Но даже уже не требует, это он требовал поначалу, а сейчас ему 10 лет, и подобное поведение уже прочно закрепилось за ним и вошло в привычку.
Думаю, что такому мальчику просто необходим рядом какой-то сильный пример мужественности. Может быть дядя или тренер. Пример мужчины, которого бы он уважал и может даже побаивался, но мнение которого было бы для него важно. Это самое первое. Ну и консультация с грамотным психологом, чтобы скоординировать поведения мамы, то есть Вас, автор. Т.к. Ваше поведение, скорее всего, тоже нуждается в корректировке. Кстати, отсутствие уважения женщин в семье к мужчине в семье тоже очень сильно бьет по мальчикам. Просто дети все разные, одни более эмоциональны и чувствительны, другие - менее. 09.05.2009 16:33:31, Flamenka
у нас пока еще полная семья, несмотря на наши с мужем взаимоотношения с отцом он общается постоянно. но всякие разные симптомы были с самого раннего возраста.. оч. хорошо помню как он полуторагодовалый делал буквально все, чтобы ему по попе стукнули, потом ревел - и как будто испытывал огромное облегчение.. Всю жизнь с вариациями этот сценарий повторяется, но способы доведения родителей, классного руководителя, других детей меняются..
11.05.2009 19:16:32, травиата
2. Как-то не верится в полную норму. ИМХО, нужен все же ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ психиатр. И даже не для диагноза, а для ответа на вопрос, что делать. Есть смысл сходить в конфу "другие дети" и попросить кординаты спциалистов, с которыми имеет смысл разговаривать. Думаю, что существуют подходящие групповые игры, в которых дети учатся общению. Либо, получив консультации нужную группу можно создать самолично, скоординировав место время, педагога, участнтков...
3. ИМХО, чтобы "пройти" с ребенком недостающие этапы развития, нужно как-то разделить на это время детей, причем одному из родителей (к кому мальчик сильнее привязан быть с ним). Иначе получается замкнутый круг: чтобы он смирился с сестрой (в идеале принять, но тут уж как получится), нужно, чтобы он повзрослел, а чтобы повзрослел, нужно снять стресс от наличия сестры). 07.05.2009 21:19:38, Конек-горбунок (ex Lyuba)

2.пыталась создавать такую группу - все время зазываю или домой кого-то из одноклассников, чуть ли не на аркане тащу. или вызываюсь на площадке с ними погулять - сейчас детей одних почти не выпускают. Но ситуация все время скатывается к тому, что дети играют отдельно, сын - отдельно. Или же дети объединяются против него, или он впадает в истерику от того что они не хотят играть в игру с им придуманными правилами, или... и так до бесконечности, общаться более менее может только с одним человеком, если больше одного, то он всегда "выпадает"
3. привязан больше ко мне. перешла на домашнюю работу чтобы больше быть с ним. он приходит из школы в 15 часов, за дочкой идем в 18-30, каждый день есть у него свое со мной время 08.05.2009 03:04:38, травиата

Думаю, что такому мальчику просто необходим рядом какой-то сильный пример мужественности. Может быть дядя или тренер. Пример мужчины, которого бы он уважал и может даже побаивался, но мнение которого было бы для него важно. Это самое первое. Ну и консультация с грамотным психологом, чтобы скоординировать поведения мамы, то есть Вас, автор. Т.к. Ваше поведение, скорее всего, тоже нуждается в корректировке. Кстати, отсутствие уважения женщин в семье к мужчине в семье тоже очень сильно бьет по мальчикам. Просто дети все разные, одни более эмоциональны и чувствительны, другие - менее. 09.05.2009 16:33:31, Flamenka

1. Ходили к СЕМЕЙНОМУ? Тут надо всем четверым психологу показаться.
2. Я не о такой группе, куда просто приглашают ровесников, а о психотренинге, где "правила игры" от И во дворе предложить поиграть с детьми по "стандартныи правилам". Например, в мяч в кругу. В футбол, изучив с ним правила (пусть папа расскажет, а в идеале вечером или в воскресенье выйдет во двор с сыном и мячом). Есть повод посмотреть с сыном вместе футбол по ТВ, (если показывают поздно, можно записать), поговорить о роли арбитров в матчах. Как раз хороший "папин выход", когда мужчины семьи объединяются. Поговорить о важности правил в игре. В футболе это наглядно и знать эти правила парню полезно.
И вообще, что касается спорта, выбирайте места, где тренер не готовит к соревнованиям, а занимается с детьми ради процесса. Поговорите о взаимопомощи в команде. Собственно взаимопомощь и отрабатывается в психотренингах. Но к этому можно и с другой стороны подойти.
3. Это хорошо в стадии поддерживания. Почитайте Спока. Там хорошо сказано про вторых детей и их восприятие первенцами. ИМХО, Вам бы с советами психолога и плпном действий поехать куда-то вдвоем с сыном хотя бы на месяц в спокойную обстановку. Лучше после игр-психотренингов для закрепления. Например, в деревню, ходить в лес, а периодически обсуждать стереотипы общения с окружающими: что никто не хочет "плясать" под чужую дудку, поэтому люди подчиняются ОБЩИМ принципам - "не убий" (и не бей), не укради и т.п. Что в государстве есть законы (можете вместе гражданский кодекс почитать в части хулиганства, уже поймет и полезно). Что это дает защиту всем, ибо не позволяет обижать никого, когда "левая нога захочет". И самого "виновника торжества" тоже защищает. Ведь он не получает "по полной" за свои художества ТОЛЬКО из-за работы тех принципов, которые он сам не выполняет. Вот это надо максимально четко до ребенка донести. И показать на примерах. Подобрать сказки и рассказы подходящие. Например, хороший рассказ, есть у Носова, как два два друга ездили за елкой. Почитать, обсудить: как бы сын повел себя на месте более удачливого мальчика и как почувствовал себя на месте другого. 08.05.2009 11:46:43, Конек-горбунок (ex Lyuba)
2. Я не о такой группе, куда просто приглашают ровесников, а о психотренинге, где "правила игры" от И во дворе предложить поиграть с детьми по "стандартныи правилам". Например, в мяч в кругу. В футбол, изучив с ним правила (пусть папа расскажет, а в идеале вечером или в воскресенье выйдет во двор с сыном и мячом). Есть повод посмотреть с сыном вместе футбол по ТВ, (если показывают поздно, можно записать), поговорить о роли арбитров в матчах. Как раз хороший "папин выход", когда мужчины семьи объединяются. Поговорить о важности правил в игре. В футболе это наглядно и знать эти правила парню полезно.
И вообще, что касается спорта, выбирайте места, где тренер не готовит к соревнованиям, а занимается с детьми ради процесса. Поговорите о взаимопомощи в команде. Собственно взаимопомощь и отрабатывается в психотренингах. Но к этому можно и с другой стороны подойти.
3. Это хорошо в стадии поддерживания. Почитайте Спока. Там хорошо сказано про вторых детей и их восприятие первенцами. ИМХО, Вам бы с советами психолога и плпном действий поехать куда-то вдвоем с сыном хотя бы на месяц в спокойную обстановку. Лучше после игр-психотренингов для закрепления. Например, в деревню, ходить в лес, а периодически обсуждать стереотипы общения с окружающими: что никто не хочет "плясать" под чужую дудку, поэтому люди подчиняются ОБЩИМ принципам - "не убий" (и не бей), не укради и т.п. Что в государстве есть законы (можете вместе гражданский кодекс почитать в части хулиганства, уже поймет и полезно). Что это дает защиту всем, ибо не позволяет обижать никого, когда "левая нога захочет". И самого "виновника торжества" тоже защищает. Ведь он не получает "по полной" за свои художества ТОЛЬКО из-за работы тех принципов, которые он сам не выполняет. Вот это надо максимально четко до ребенка донести. И показать на примерах. Подобрать сказки и рассказы подходящие. Например, хороший рассказ, есть у Носова, как два два друга ездили за елкой. Почитать, обсудить: как бы сын повел себя на месте более удачливого мальчика и как почувствовал себя на месте другого. 08.05.2009 11:46:43, Конек-горбунок (ex Lyuba)
Читайте также
Опасные обитатели дачного участка: растения, требующие осторожности
Эти растения красиво цветут, возможно, у них яркие ягоды, но вдыхать аромат, а также пробовать их плоды может быть смертельно опасно.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.