Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (и вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

А вот вам Макаренко :)

"И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Пройдя к сараю, в котором находились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес — не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был еще и револьвер.
Мы пошли в лес. Калина Иванович догнал меня и в страшном волнении зашептал:
— Что такое? Скажите на милость, чего это они такие добрые?
Я рассеяно глянул в голубые очи Пана и сказал:
— Скверно, брат, дело… Первый раз в жизни ударил человека.
— Ох ты, лышенько! — ахнул Калина Иванович. — А если они жаловаться будут?
— Ну, это еще не беда…
К моему удивлению, все прошло прекрасно. Я поработал с ребятами до обеда. Мы рубили в лесу кривые сосенки. Ребята в общем хмурились, но свежий морозный воздух, красивый лес, убранный огромными шапками снега, дружное участие пилы и топора сделали свое дело.
В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:
— А здорово! Ха-ха-ха-ха!..
Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой:
— Что — здорово? Работа?
— Работа само собой. Нет, а вот как вы меня сьездили!
Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему, конечно, было уместно. Я и то удивлляся, как я решился тронуть такого богатыря.
Он залился смехом и, продолжая хохотать, взял топор и направился к дереву:
— История, ха-ха-ха!..
Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утренние события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей:
— Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем…
13.01.2014 16:05:40, Грозная Муха

32 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
правильно ) в стае вожак должен быть, а не нянька. А современных бы к "психологам" повели, травму искать и излечивать. В то время, как ремень может иногда помочь больше. 14.01.2014 14:21:32, Dnnn
картинка
14.01.2014 11:39:19, AleXXX
А что Макаренко? Накинулся на подопечного от отчаяния, не справлялся с трудными подростками, далее угрожал их выгнать (а им надо было "пересидеть"). Это вообще не о воспитании, как мы его понимаем для своих детей. Это способ держать в узде дикарей скорее. Как в стае животных. 13.01.2014 21:28:18, УникаЛьнаЯ
Лен, в тех условиях, с тем контингентом ("трудные" мальчики) вариантов кроме демонстрации силы (в том числе и физической) у него не было.. это можно с домашними барышнями цацкаться, там, для их же выживания, это было необходимо - чтобы "вожаком" считали именно воспитателя :) 14.01.2014 13:56:25, Елена Д.
Да я понимаю! Я не понимаю, как его опыт перекликается с воспитанием родителями своих детей. 14.01.2014 15:45:13, УникаЛьнаЯ
Некоторым образом перекликается в общем и целом. В том месте, где воспитатель (в т.ч. родитель), а никак не ребенок, должен быть вожаком и абсолютно главным. Вовсе не обязательно это достигается поркой, разумеется, но иногда, как правильно сказал Алекс, это самый быстрый и эффективный метод установить иерархию. И самое интересное - совершенно не идущий в разрез с природой человека. Больше скажу: вербальная и любая другая демонстрация силы по своей сути совершенно ни чем не отличается от физической, особенно в глазах ребенка, находящегося к природе гораздо ближе, чем взрослые. А если взрослый вообще игнорирует свой долг каким либо образом устанавливать иерархические отношения с ребенком, он как раз совершает педагогическое преступление, я считаю. 14.01.2014 17:44:53, Liusia (просто Люся)
да, согласна.. на счет иерархии я четко поняла, когда у меня появился мальчик :) девочки, возможно, не так нуждаются именно в иерархической структуре, но чувство защищенности у ребенка имеется только в семье, где родители умеют четко устанавливать приемлемые для ребенка границы дозволенного.. 15.01.2014 07:27:33, Елена Д.
Родитель изначально естественно "главный", ибо старший-дееспособный. А дальше вопрос - может ли родитель сохранить свой статус и авторитет цивилизованными способами, или ему приходится драться за место вожака, как в любой природной стае :) 14.01.2014 17:55:57, УникаЛьнаЯ
Неа, вот совершенно не естественно. Самым волшебным образом в наших "цивилизованных" семьях иногда главными становятся новорожденные младенцы. И несут на себе совершенно не свойственный их возрасту груз и невротизируются и болеют и страдают. Драться - не обязательно, разумеется. Но дети, как и все люди, собственно, очень разные. Некоторые лучше всего воспринимают тактильную информацию. 14.01.2014 18:06:56, Liusia (просто Люся)
это способ демонстрации, того, кто здесь главный, доступным для понимания подопечных способом.
Там ему вообще-то не с институтками дело иметь приходилось...
13.01.2014 22:00:28, Oker
Так я ж не спорю. В тех обстоятельствах это работало. Но к воспитанию ребенка в семье это вряд ли применимо все же. 14.01.2014 10:15:55, УникаЛьнаЯ
Этот способ был доступен потому что им пересидеть надо было, "не в допр же идти". Если бы не надо было - послали бы они его. 13.01.2014 22:06:37, Аня-лэ
этот способ сработал потому, что они понимали только такой язык 13.01.2014 22:13:16, Oker
Подросток-уголовник выше тебя - это не ребенок. Тут равные весовые категории 13.01.2014 16:51:33, Гэллор
у меня сын подросток, правда не уголовник. Он выше и меня и ПО и крупнее ПО. И что? он дитя дитем по ряду вопросов в свои 15 лет( 13.01.2014 17:40:29, Кудесница Виагра
"...На другой день я сказал воспитанникам:
— В спальне должно быть чисто! У вас должны быть дежурные по спальне. В город можно уходить только с моего разрешения. Кто уйдет без отпуска, пусть не возвращается — не приму.
— Ого! — сказал Волохов. — А может быть, можно полегче?
— Выбирайте, ребята, что вам нужнее. Я иначе не могу. В колонии должна быть дисциплина. Если вам не нравится, расходитесь, кто куда хочет. А кто останется жить в колонии, тот будет соблюдать дисциплину. Как хотите. «Малины» не будет.
Задоров протянул мне руку.
— По рукам — правильно! Ты, Волохов, молчи. Ты еще глупый в этих делах. Нам все равно здесь пересидеть нужно, не в допр же идти.
— А что, и в школу ходить обязательно? — спросил Волохов.
— Обязательно.
— А если я не хочу учиться?.. На что мне?..
— В школу обязательно. Хочешь ты или не хочешь, все равно. Видишь, тебя Задоров сейчас дураком назвал. Надо учиться — умнеть.
Волохов шутливо завертел головой и сказал, повторяя слова какого-то украинского анекдота:
— От ускочыв, так ускочыв!
В области дисциплины случай с задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук — дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьезное столкновение с Волоховым, который будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал:
— Не выводи меня из себя. Убери!
— А то что? Морду набьете? Права не имеете!..
Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно:
— Слушай! Последний раз раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твое дело!
Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:
— Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами!
Я на него загремел:
— Как ты разговариваешь?
— Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!
— Что? Выругайся…
Он вдруг засмеялся и махнул рукой.
— Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!
Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления. Из воспитательниц прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна. Вечером того же дня она положила голову на кулачки и пристала:
— Так вы уже нашли метод? Как в бурсе, да? (Бурса — общежитие при духовных семинариях и училищах, синоним сурового режима и грубых нравов с применением телесных наказаний (ZT. Помяловский Ник Герасимович М.1951. Очерки бурсы)).
— Отстаньте, Лидочка!
— Нет, вы скажите, будем бить морду? И мне можно? Или только вам?
— Лидочка, я вам потом скажу. Сейчас я еще сам не знаю. Вы подождите немного.
— Ну хорошо, подожду.
Екатерина Григорьевна несколько дней хмурила брови и разговаривала со мной официально-приветливо. Только дней через пять она меня спросила, улыбнувшись серьезно:
— Ну, как вы себя чувствуете?
— Все равно. Прекрасно себя чувствую.
— А вы знаете, что в этой истории самое печальное?
— Самое печальное?
— Да. Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству?
Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
— Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий здрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таик нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. все-таки они люди. Это важное обстоятельство.
— Может быть, — задумалась Екатерина Григорьевна."
13.01.2014 16:06:20, Грозная Муха
"Вообще физическое наказание как метод я не могу допустить, тем более в семье. В колонии еще можно сорваться. Там есть какое-то оправдание. Там я один стоял перед сотней людей" (из писем Макаренко) 13.01.2014 16:11:47, Robin
Детей-то у него, насколько я помню, своих не было :) 13.01.2014 16:16:14, Грозная Муха
Двое приемных.
Я с удивлением узнал, что Екатерина Васильева его внучатая племянница )
13.01.2014 16:18:44, Robin
Одна из приемных детей, Олимпиада - мать Васильевой, дочь брата Антона Семеновича, Виталия, белого офицера, скончавшегося в эмиграции. Девочка родилась уже после отъезда Виталия из России. 13.01.2014 21:12:23, Елена_Марианна
Я не знала :) 13.01.2014 16:21:40, Грозная Муха
Макаренко работал с трудными подростками, в сложных для выживания условиях.
этих - да, лупить надо было. другого языка они понимали плохо. а щас то что ... золотые дети))
13.01.2014 16:09:05, ZAIA
А почему золотые? Потому что лупленые (не все, но некоторые). 13.01.2014 16:15:23, я за АлеХХХа сегодня
ты неверно за меня. На мой взгляд сегодняшние дети - просто ужос по сравнению с тем контингентом, с каким работал Макаренко 13.01.2014 16:57:32, AleXXX
там хорошо гле нас нет, это давно известно. 13.01.2014 17:18:03, Аня-лэ
))) Да, те были просты и понятны как 3 копейки. 13.01.2014 17:04:00, Robin
вот-вот... 13.01.2014 17:08:15, AleXXX
Да ясно :) Так, просто навеялось... Люблю "Педагогическую поэму" :)
Хотя в то время их лупить как раз и не разрешали, применяли высокие педагогические методы. Вообще это было время экспериментов...
13.01.2014 16:14:33, Грозная Муха
мир начинал жить по новому, поэтому и в воспитании появлялись новые методы, люди больше не нуждаются в старых, потому что он новые люди. не звереныши. 13.01.2014 16:34:00, Colline
я тоже люблю))
в то время? да ну.. не верю чота. единицы что-то там применяли, остальные тупо выживали всеми путями. и пороли, конечно, как без этого.
вспомните республику шкид. на одну "шкид" было исправительных школ без счета, где процветали довольно жестокие физические расправы над воспитанниками.
13.01.2014 16:24:18, ZAIA
Республика Шкид у меня как-то в памяти не отложилась, хотя читала. Помню школу из "Двух капитанов", где основой всего была каша, а обучением особо никто не занимался :) 13.01.2014 16:27:21, Грозная Муха
я читала миллион раз, одна из любимых книг детства.
"два капитана" - это про приличных людей и благополучные семьи )) а Макаренко и Шкид - совсем про другое.
13.01.2014 16:33:03, ZAIA








18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!