Раздел: Обучающие программы

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

ЕЕ

По следам Красно Солнышко

Меня вот удивляет мнение, что ежели ребёнок пошёл в школу с желанием, а потом это желание, увы, пропало, то виновата именно школа. И что если в этой школе что-то там "подкрутить", то всё как раз станет распрекрасно и энтузиазм к учёбе сохранится у 100% (ну, пусть у 90%) детей.
Прошу всех согласных с этим утверждением понаблюдать, как происходит процесс приятия детьми любого нового предмета. Для чистоты эксперимента возьмём не начальную школу, где новое - всё.

Пусть это будет средняя школа и какая-нить физика - химия.
Ещё когда я сама училась в школе, меня поразило наблюдение, с каким энтузиазмом абсолютное большинство класса, в том числе и те, кто уже получил статус "слабого" ученика, начинают обучение новому предмету.
Им кажется, что вот - ОНО, именно тут проявится, наконец, весь их потенциал, незамеченный ранее.
И это убеждение длится ровно столько, сколько длится прохождение самых азов понятных всем и сразу.

Но! Как только неизбежно дело доходит до вещей неочевидных, над которыми надо подумать иди запомнить, короче надо РАБОТАТЬ, интерес падает резко и даже не до 0, но до отрицательной величины.

И причина тут не в перегрузке "ненужными" знаниями. А дело в том, что начальный интерес был гораздо слабее нежелания работать. И особенно работать мозгами. Да, хотелось выделиться, стать в одночасье "способным" и "лучшим", но гораздо сильнее не хотелось для этого что-то делать.

Это я всё к тому, что мне кажется неверным сама установка на постоянный интерес к учёбе. Интерес этот бывает 2-х типов:
1. Тот, которого можно добиться, разрешив ребёнку перебирать предметы и т.д. - это тот самый интерес "к вершкам" любого предмета, для восприятия которых не нужно ничего "отдать" – ни времени, ни усилий.

2. 2-й тип интереса проявляется, когда понята внутренняя логика предмета изучения, для этого надо пройти и период рутинного познания.

Как для того, чтобы получать удовольствие от чтения, надо пройти рутинный и неинтересный период ОСВОЕНИЯ, научиться читать БЕГЛО . Тут принцип "вольного слушателя" неприемлем, ИМХО.

Если распространить ваш принцип изучения только того, что интересно ребёнку в данный момент, на ВСЁ, боюсь, большинство останется малограмотными и далее чтения по слогам не продвинется.
27.10.2005 09:14:19,

35 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Паштет
Вы правы, наверное, если рассматривать каждый процесс получения навыков/знаний как отдельный и самостоятельный, дискретный. Но ведь жизнь иначе устроена - то есь можно научиться читать, например,учась чему-то совершенно другому тому, что интересно. 27.10.2005 23:15:36, Паштет
Елена Н.
точно! :) у нас в школах почему-то предпочитают действовать по принципу "не можешь - научим, не хочешь - ЗАСТАВИМ"... забывая, что самым эффективным стимулом к обучению является ИНТЕРЕС к предмету изучения, на этом можно достичь значительно больше и быстрее, чем на принуждении... хотя вроде бы все историю в школе проходили и знают, что рабы работали намного хуже, чем свободные крестьяне, заинтересованные в результатах своего труда :) 28.10.2005 00:00:23, Елена Н.
Паштет
Я всегда в этой свези перефразирую Маркса - "подневольная учёба не может быть эффективной" 28.10.2005 00:06:46, Паштет
Елена Н.
а с другой стороны... у меня нет четкой уверенности, что совсем не должно быть принуждения ;о)... возможно, это результат того, что сама я выросла в условиях нередко жестких ограничений: и дома, и в школе, на работе существовало то, что мне было глубоко неинтересно, но я ОБЯЗАНА была делать - мыть посуду :), готовить ужин к приходу родителей, "участвовать в общественной жизни класса" :), "изучать документы партии и правительства" :)), брать "социалистические обязательства" :))) и прочая...
и я не уверена, что навык подчинения, подстраивания под обстоятельства, выполнения работы неинтересной, но на данном этапе необходимой для выживания (в любом смысле), не является полезным... :)
28.10.2005 01:05:18, Елена Н.
Наблюдатель
Видимо, от ребенка зависит. У меня у старшего не было неинтересного периода освоения беглого чтения вообще. В сад в 4,5 года он пошел уже свободно читая. (Мелкая в том же возрасте не знает даже букв) И с тех пор читает не переставая. А вот математикой с ним позанимались принудительно, и с тех пор имеем большие проблемы по этому поводу. И я вполне могу представить себе, что принудительно с ним позанимались бы в школе - и все, интерес пропал. 27.10.2005 20:38:59, Наблюдатель
suricat
Иногда это подтверждается опытным путём. Мой стал несколько кукситься к концу начальной школы. В среднюю пошёл совершенно другую, а по окончании года заявил, что так интересно и хорошо ему не было ни разу в начальной. До сих пор я ни разу не слышала от него никакого "неинтересно", наоборот, бывает сложно извлечь оттуда :)

BTW, с Вашими мыслями по поводу чтения совершенно не согласна. Мой успешно сопротивлялся попыткам заставить его читать, пока мы не наткнулись на материал, который ему был интересен и важен. Откуда что взялось: научился бегло читать за неделю, применять прочитанное на практике. Искомый результат получился именно при подходе "вольного слушателя", не рутинном освоении. Какой смысл тратить время и усилия на рутину, если тот же результат может быть получен как побочный продукт интереса к материалу?
27.10.2005 18:00:31, suricat
ЕЕ
Смысл - прямой.
Если бы вы заранее знали, ЧТО именно его так заинтересует, то не было бы периода "успешного сопротивления", правда же?
Кстати, а не явился ли тот "материал, который ему был интересен и важен" всего лишь "мышкой", которая явилась последней каплей перед тем, как вытащить репку из известной сказки?
Думаю, что никакой материал не помог бы ему "зачитать", коли к моменту его появления он бы букв не знал.
30.10.2005 01:27:42, ЕЕ
suricat
Да нет в этом никакого смысла. Если бы я меньше доверяла "нужности рутины", то раньше бы додумалась, что нужно учить навыку через интерес. А так было много потерянного времени и сил, мало толку. Если бы продолжали настаивать на своём, скорее всего, имели бы нечитающего ребёнка.
Буквы-то он лет с двух знал, но ему были не нужны и не интересны аналоги "мама мыла раму" и хрестоматийные тексты со сказками, сколько ни настаивай :) А вот основы физики пошли "на ура". В общем-то, мне надо было меньше верить школе и больше думать своей головой. Но это всегда полезно.
31.10.2005 19:50:38, suricat
Думаю, что и школа тут прилагает свою руку и просто наша жизнь. Ведь по мимо самого интереса к предмету существует еще одно но, как и кто его преподает. Мы ведь с вами очень часто с кем-то общаемся в этой жизни, а кто-то нам не приятен и мы сводим наши общения к минимуму.А в школе нет возможности заменить педагога, поэтому это отношение проицируется и на предмет. А что касается вершков, то здесь и мы на рутинной однообразной работе начинаем затухать, а как появляется что-то новое и перспективное, то вспыхиваем опять. Вот показывать это новое и перспективное переодически должны и мы и учителя. 27.10.2005 13:41:47, ma-ma
Елена Н.
полностью с этим согласна... личность учителя, особенно на самом НАЧАЛЬНОМ, "рутинном", этапе играет ОЧЕНЬ важную роль... если учитель сам НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН в процессе - ему не доставляет удовольствия учить и наблюдать, как дети усваивают те знания, что он им старается дать, т.е. учитель НЕ получает удовлетворения от хорошо сделанной профессиональной работы, когда чувствуешь отдачу, видишь как дети "растут" у тебя на глазах, то результат слишком предсказуем - те дети, которые столкнутся с какими-то трудностями (кому учеба будет даваться не с лёту), в них быстро завязнут и потеряют всякий интерес к учебе... 27.10.2005 21:10:39, Елена Н.
Marty
соглашусь с тем, что не во всем виновата школа.
а с тем, что новое всегда интересно - нет. у меня с детства было четкое отсутствие интереса к точным и естественным наукам. с первых уроков. и даже от личности учителя не зависело. мне очень нравилась учительница по географии. а предмет я тянула с трудом. когда же в 9м классе у нее же началась экономическая георгафия - мне почему то стало интересно. и я к огромному ее изумлению выехала в лидеры. вот интересно мне было фантазировать, что если у нас такие вот условия, то что в этом регионе нужно развивать. а почему там такие природные условия - неинтересно. просто вспомнилось:))
насчет мотивации. у меня видимо какой то дефект в мозгах, мне не интересна математика, а вот мат анализ в экономике - очень. то есть мне важно практическое применение. значит меня можно заинтересовать, но в школе этого не сделали. и это правильно. слишком уж это специфическая особенность. да и непросто наверное ее в ребенке разглядеть. я и сама то ее только с возрастом обобщила.
27.10.2005 13:40:43, Marty
ЕЕ
Вот-вот.
У вас было чёткая направленность ума, но чтобы её выявить потребовался не 1 год.
И если бы вы, не имея интереса к математике обычной, были от неё освобождены (ну, или почти освобождены), то у вас не была бы наработана необходимая база, и мат. анализ в экономике, увы, был бы вам недоступен.
27.10.2005 17:03:23, ЕЕ
Marty
освобождать от математики нельзя никого. обидно, что как абсолютно незаинтересованная, я конечно внимания уделяла мало, а теперь самой трудно. впрочем в нашей языковой школе хорошо преподавали только язык. все остальное весьма слабо.
а вот физика и химия...я ведь и в институте их учила, но почти ничего не помню.
28.10.2005 09:52:55, Marty
ХусФрю
Так в начальной школе "все" и случается. И потом только следствия.

Лень работать мозгами и пр - закладывается начальной школой. Иногда мне кажется - прямо нацелена на это начальная школа:)

А дальше - вы совершенно правы. Либо "подкручивать" школу, либо постоянно подкручивать своего ребенка.
27.10.2005 13:36:01, ХусФрю
London
Карин, ну по прежнему не понимаю, как сделать так в начальной школе, чтобы было лень! Часть уроков моему ребенку был ОЧЕНЬ интересна в начальной школе. анпример математика. Он приходил домой, брал учебник и читал до конца, потом брал учебник за следующий класс и тоже проглатывал. Считал в результате, что он всю матеиматику теперь знает:)) На уроках сидел со скучающим видом - что вы мне тут очевидные вещи рассказываете. На каждый второй вопрос учительницы, касаюшийся темы урока (не тогда , когда просто сообразить нужно), не знал что ответить. потому что в школе просто прочитать учебник - не значит знать! 27.10.2005 13:46:25, London
ХусФрю
Так именно в этом и дело. Началка слишком простая "по мысли", не развивает мозги детей, но зато слишком сложная по организации и выполнению дурацких правил, для средних семилеток. В результате прочел "весь учебник математики" - ах, молодец! А в четвертом классе "вдруг" уже не прочел - там думать надо. А думать не научили - клеточки полей считали.

Скорость чтения -ничего более идиотского не придумано, ИМХО. УМЕНИЕ читать при этом не проверяют.

Ну, у меня младенец на руках - сложн овсе описать:) Но чтобы пройти началку и не скиснуть потом - надо серьезную оппозицию школе в семье иметь. Чтобы папа и мама беспрерывно говорили - эт о все ерунда, нас не трясут ни твои пятерки, ни двойки в началке - покажи, чем ты НА САМОМ деле думать умеешь.
27.10.2005 14:08:11, ХусФрю
Карин, я может заблуждаюсь, но у моего ровно обратная проблема. Думать умеет. Он не умеет ТРУДИТСЯ. Он большиство требований школьных воспринимает как неоправданную ерунду. Возможно. это так. Ну а жизнь - она что идеальна? У меня очень хорошая работа, но что мне охота каждое утро туда идти? И документы оформлять именно в соотвествии с корпоративными правилами? И в метро ехать с сотнями не всегда радостных людей? Я это делаю на АВТОМАТЕ. И хочу что бы многие вещи обязательные у него тоже были на автомате - зубы чистить, здороваться. Делать уроки , когда задают. Может, это не совсем парвильный ассоциативный ряд :))
Про прочитаный учебник матеиматики я может и скажу молодец, но меня это скорее озадачивает, чем радует. Потому что по-прежнему часто тройки ставят за правильно решенное, но енправильно записанное решение. И часто это не придирки. Там действительно ничего не понятно- в его решении. Он говорит - мне не интересно, как нас заставляют. Я придумаю лучше. Хорошо - придумай. Или придумывает, но ничего не понятно, или ничего не придумывает. И все это как правило, к вечеру, когда уже ни у кого сил нет
Я таких взрослых мужиков немало вижу, кот. говорят - а у вас все фигня. Я бы сделал лучше. Сделай. А на фиг. Мне лень.
27.10.2005 14:54:29, London дома
ХусФрю
Я не думаю, что это ОБЯЗАННОСТЬ школы - развивать такой автоматизм. Но это было бы в принципе возможно - например, заставлять его объяснять ДЗ каждый раз у доски, потом по следам его объяснений и записей на доске спрашивать тех, кто сам (дома) ДЗ не сделал, ставить оценки. Побуждать класс задавать вопросы и требовать ясности. Довольно быстро дело наладилось бы.

Но повторяю - это НЕ дело школы, ИМХО. Нет у него реальной цели - быть ясным, записывать, достигать автоматизма. Понадобится - будет. И уважения к школе нет, не помогает ему она в трудностях, и не трудно ему на самом деле. Было бы ДОСТАТОЧНО трудно - ему бы САМОМУ понадобилась помощь учителя, он бы "подходил после уроков с вопросами", и на этом фоне мог бы воспринять положительно требования "оформлять работу" - потому что это было бы требование от УВАЖАЕМОГО человека.

А так - дома то же самое придется проделывать. Или не проделывать - не все люди работают в корпорациях, и не все до взрослого возраста достигают автоматизмов. почитай вот, в "своем девичьем" взрослая женщина, имеющая сына- школьника постоянно опаздывает. Навык так и не был достигнут. Ничего, живет, и вроде неплохо:)
27.10.2005 15:53:27, ХусФрю
ladno, budu dumat' 27.10.2005 16:03:53, London дома
Эти проблемы все равно школа не решает, да и не должно и не может. 27.10.2005 15:04:24, Караул
Красно Солнышко
Именно так. 27.10.2005 14:10:25, Красно Солнышко
ХусФрю
Так начальная школа "по мысли" слишком проста, а по организации и дурацким правилам - слишком сложна для среднего семилетки. Отсюда упокоение на успехах, ложное. "Ах, я ЛЕГКО прочел все правила и сделал все примеры, отсчитал четыре клеточки и пять палочек - я ХОРОШИЙ мальчик". В четвертом классе вдруг абзац - думать надо! с первого раза не понимаешь! и где "хороший мальчик " с четырьмя клеточками и "скоростью чтения" (тоже идиотский параметр - лучше б проверяли, что ребенок умеет читать книгу - смотреть содержание, индекс, находить страницу по номеру, материал по содержанию). 27.10.2005 14:03:27, ХусФрю
Красно Солнышко
ППКС! 27.10.2005 13:43:37, Красно Солнышко
Я согласна с Вами, и школу виноватой в том, что у ребенка пропал интерес, не считаю. Хотя школа тоже хорогша, точнее отдельные учителя :-) Так многие дети устроены, у них лень доминирует над всем, где надо остановится и подумать. 27.10.2005 12:37:52, Вакса
Отбросив начальную школу, как раз чистоты эксперимента и не получится. 27.10.2005 12:17:09, Караул
natmet
Согласна полностью!
По собственному опыту: первый и очень сильный интерес проявляется на этапе получения учебников в бибилиотеке, все посмотреть и пр...
Потом - первые уроки, и интерес падает сильно... Особенно если новый учитель и контакта с ним еще нет. Вот в этот момент подключаемся мы - родители, рассказать что было у нас, как, в каком классе, разобрать домашнее задание, научить пользоваться справочниками, рамблер.ру, на худой конец...
И потом - все путем)))

Да, еще добавлю, что у нас новые предметы часто вводятся на другом языке, нужно набрать элементарный минимальный словарный запас по теме предмета. Я имела в виду не начальную школу, но и там было очень похоже.
27.10.2005 10:27:51, natmet
Красно Солнышко
Я категорически расхожусь с вами во мнении с самого начала.
Я считаю, что мотивация первична, все остальное - вторично.
Вы считаете, что в начале заставим, а там посмотрим. А для многих на этом "заставим" все и заканчивается. Они так и не понимают, что учиться может быть интересно. Очень интересно. Причем, чем сложнее поставлена "задачка", тем интереснее.
27.10.2005 09:50:23, Красно Солнышко
ЕЕ
Я не считаю, что "сначала заставим".
Я считаю, что мотивация бывает разная.

И что дети в 7-10 лет редко имеют очень выраженные пристрастия.
Часто и по окончании школы пристрастия ещё не определились.
А уж в 8 лет!...

В тех же случаях когда имеем дело с исключением, а именно с ярко выраженными способностями, уж как-нибудь само всё устроится, вот увидите. Если человек рождён для истории или для филологии, то никакая математика не помешает призванию.

Но, разве все тут участвующие, своё призвание определили уже в 7 лет?
Разве мало таких, кто уже после школы по своей доброй воле закончил сначала 1 ВУЗ, потом, увлекся чем-то иным, и закончили 2-й (и это не предел) ?

Как же быть в том случае, если было ложно понято своё призвание? Да и о каком призвании мы толкуем в 7-то лет?
27.10.2005 16:49:36, ЕЕ
Красно Солнышко
Вы говорите о профориентации. Это совершенно другое. Я вам говорю о создании мотивации к учебной деятельности. Будет она создана первым пунктов (как - отдельный разговор) будет ребенок учиться, не будет - отсидит положенное и пошлет всех далеко и надолго. Бывают дети уже с высоким уровнем познавательной мотивации. Но в целом, как правило, такую мотивацию надо лелеять и взращивать путем долгого упорного труда педагогов и родителей. И именно в этом взращивании от желания, я и вижу основную задачу начальной школы. А не в крючочках и палочках. 27.10.2005 17:15:20, Красно Солнышко
ЕЕ
Более того, я считаю, что не только для начальной, но и для вообще средней школы "взращивание мотивации к учёбе" есть основное.

Я не согласна с той методикой взращивания, какую вы предлагаете.
27.10.2005 17:33:47, ЕЕ
Красно Солнышко
Методика то одна.
В начале мотивы. Не получилось. Другие мотивы. Опять не получилось. Еще другие. Вот где удалось замотивировать, там и учится. Исключая самый уж минимальный обязательный минимум.
27.10.2005 17:47:01, Красно Солнышко
ЕЕ
А какую мотивацию можно предложить для примера хотя бы?

Я вот навскидку могу предложить разве что вполне понятное удовлетворение, когда ребёнка хвалят, когда он лучший в чём-то, или удовольствие от того, что смог решить, придумать, сочинить и т.д. Но ведь может и не быть удач не смотря на упорные усилия. А может и не быть желания эти усилия прикладывать.

Впрочем, есть родители мотивирующие рублём или ремнём. Ни то, ни другое, на мой взгляд не очень хорошо.
30.10.2005 01:35:33, ЕЕ
Красно Солнышко
Вот скажем в чтении. Мотивацией может стать желание прочитать интересную книгу самому. Чтобы у ребенка возникла такая мотивация, ему надо книги одну другой интереснее читать. И тогда, возможно, ему не понадобится буквы насильно вдалбливать. Он сам спросит. Он и читать сам научится. 30.10.2005 02:44:25, Красно Солнышко
ЕЕ
Да вот мы и читали, и мне читали. Знаете, когда я сама стала бегло читать?
Когда уже в 3-м классе училась. И мой папа выговаривал бабушке, что, мол, я так никогда читать САМА не стану, коли мне и так круглосуточно читают.

И один ребёнок станет пытаться сам читать, а другой подсядет лучше к телевизору. И сильно сомневаюсь, что первых будет больше, чем вторых.

Есть, конечно какое-то очень малое количество детей, которые научАются читать вроде как сами, из воздуха..
Но это есть исключение из правила.
А те, кому не читали постоянно, зачастую так и не любят читать по сей день...
Так что тут не угадаешь.

И ладно. чтение.
А как вы замотивируете, что надо играть неинтересные гаммы, чтобы дорасти до 1-го концерта Чайковского?
Гаммы играются дОлгие годы, и вовсе не факт, что после этого будет концертный зал и аплодисменты.

Нет и не может быть ВСЕГДА найдена мотивация. Но может и должно быть привито чувство ответственности. Тогда придёт и интерес, и успех.
30.10.2005 16:45:07, ЕЕ
suricat
<А как вы замотивируете, что надо играть неинтересные гаммы, чтобы дорасти до 1-го концерта Чайковского?>

Никак :) Потому что не хочу врать: мне-то заранее известно, что до 1-го концерта дорастут отнюдь не все, хоть с избытком гамм, хоть без. Если ребёнок хочет, он занимается музыкой (рисованем, спортом, любыми внешкольными занятиями) сам. Не хочет, и не заставляю, т.к. по своему опыту помню, насколько неприятно бессмысленное долбление пианино вместо других, более приятных и полезных занятий.
31.10.2005 19:55:51, suricat

Читайте также
Долгосрочные последствия инъекций для подавления аппетита для женского здоровья: революция или риск?
Инъекции, подавляющие аппетит, стремительно захватывают мир, обещая чудесное преображение без усилий. Миллионы людей по всему миру уже ощутили на себе "магию" ложного чувства сытости. Прежде чем сделать шаг к "быстрому" решению, узнайте полную правду.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!