Меня вот удивляет мнение, что ежели ребёнок пошёл в школу с желанием, а потом это желание, увы, пропало, то виновата именно школа. И что если в этой школе что-то там "подкрутить", то всё как раз станет распрекрасно и энтузиазм к учёбе сохранится у 100% (ну, пусть у 90%) детей.
Прошу всех согласных с этим утверждением понаблюдать, как происходит процесс приятия детьми любого нового предмета. Для чистоты эксперимента возьмём не начальную школу, где новое - всё.
Пусть это будет средняя школа и какая-нить физика - химия.
Ещё когда я сама училась в школе, меня поразило наблюдение, с каким энтузиазмом абсолютное большинство класса, в том числе и те, кто уже получил статус "слабого" ученика, начинают обучение новому предмету.
Им кажется, что вот - ОНО, именно тут проявится, наконец, весь их потенциал, незамеченный ранее.
И это убеждение длится ровно столько, сколько длится прохождение самых азов понятных всем и сразу.
Но! Как только неизбежно дело доходит до вещей неочевидных, над которыми надо подумать иди запомнить, короче надо РАБОТАТЬ, интерес падает резко и даже не до 0, но до отрицательной величины.
И причина тут не в перегрузке "ненужными" знаниями. А дело в том, что начальный интерес был гораздо слабее нежелания работать. И особенно работать мозгами. Да, хотелось выделиться, стать в одночасье "способным" и "лучшим", но гораздо сильнее не хотелось для этого что-то делать.
Это я всё к тому, что мне кажется неверным сама установка на постоянный интерес к учёбе. Интерес этот бывает 2-х типов:
1. Тот, которого можно добиться, разрешив ребёнку перебирать предметы и т.д. - это тот самый интерес "к вершкам" любого предмета, для восприятия которых не нужно ничего "отдать" – ни времени, ни усилий.
2. 2-й тип интереса проявляется, когда понята внутренняя логика предмета изучения, для этого надо пройти и период рутинного познания.
Как для того, чтобы получать удовольствие от чтения, надо пройти рутинный и неинтересный период ОСВОЕНИЯ, научиться читать БЕГЛО . Тут принцип "вольного слушателя" неприемлем, ИМХО.
Если распространить ваш принцип изучения только того, что интересно ребёнку в данный момент, на ВСЁ, боюсь, большинство останется малограмотными и далее чтения по слогам не продвинется.
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Обучающие программы
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.




и я не уверена, что навык подчинения, подстраивания под обстоятельства, выполнения работы неинтересной, но на данном этапе необходимой для выживания (в любом смысле), не является полезным... :) 28.10.2005 01:05:18, Елена Н.


BTW, с Вашими мыслями по поводу чтения совершенно не согласна. Мой успешно сопротивлялся попыткам заставить его читать, пока мы не наткнулись на материал, который ему был интересен и важен. Откуда что взялось: научился бегло читать за неделю, применять прочитанное на практике. Искомый результат получился именно при подходе "вольного слушателя", не рутинном освоении. Какой смысл тратить время и усилия на рутину, если тот же результат может быть получен как побочный продукт интереса к материалу? 27.10.2005 18:00:31, suricat

Если бы вы заранее знали, ЧТО именно его так заинтересует, то не было бы периода "успешного сопротивления", правда же?
Кстати, а не явился ли тот "материал, который ему был интересен и важен" всего лишь "мышкой", которая явилась последней каплей перед тем, как вытащить репку из известной сказки?
Думаю, что никакой материал не помог бы ему "зачитать", коли к моменту его появления он бы букв не знал. 30.10.2005 01:27:42, ЕЕ

Буквы-то он лет с двух знал, но ему были не нужны и не интересны аналоги "мама мыла раму" и хрестоматийные тексты со сказками, сколько ни настаивай :) А вот основы физики пошли "на ура". В общем-то, мне надо было меньше верить школе и больше думать своей головой. Но это всегда полезно. 31.10.2005 19:50:38, suricat
Думаю, что и школа тут прилагает свою руку и просто наша жизнь. Ведь по мимо самого интереса к предмету существует еще одно но, как и кто его преподает. Мы ведь с вами очень часто с кем-то общаемся в этой жизни, а кто-то нам не приятен и мы сводим наши общения к минимуму.А в школе нет возможности заменить педагога, поэтому это отношение проицируется и на предмет. А что касается вершков, то здесь и мы на рутинной однообразной работе начинаем затухать, а как появляется что-то новое и перспективное, то вспыхиваем опять. Вот показывать это новое и перспективное переодически должны и мы и учителя.
27.10.2005 13:41:47, ma-ma
полностью с этим согласна... личность учителя, особенно на самом НАЧАЛЬНОМ, "рутинном", этапе играет ОЧЕНЬ важную роль... если учитель сам НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН в процессе - ему не доставляет удовольствия учить и наблюдать, как дети усваивают те знания, что он им старается дать, т.е. учитель НЕ получает удовлетворения от хорошо сделанной профессиональной работы, когда чувствуешь отдачу, видишь как дети "растут" у тебя на глазах, то результат слишком предсказуем - те дети, которые столкнутся с какими-то трудностями (кому учеба будет даваться не с лёту), в них быстро завязнут и потеряют всякий интерес к учебе...
27.10.2005 21:10:39, Елена Н.


а с тем, что новое всегда интересно - нет. у меня с детства было четкое отсутствие интереса к точным и естественным наукам. с первых уроков. и даже от личности учителя не зависело. мне очень нравилась учительница по географии. а предмет я тянула с трудом. когда же в 9м классе у нее же началась экономическая георгафия - мне почему то стало интересно. и я к огромному ее изумлению выехала в лидеры. вот интересно мне было фантазировать, что если у нас такие вот условия, то что в этом регионе нужно развивать. а почему там такие природные условия - неинтересно. просто вспомнилось:))
насчет мотивации. у меня видимо какой то дефект в мозгах, мне не интересна математика, а вот мат анализ в экономике - очень. то есть мне важно практическое применение. значит меня можно заинтересовать, но в школе этого не сделали. и это правильно. слишком уж это специфическая особенность. да и непросто наверное ее в ребенке разглядеть. я и сама то ее только с возрастом обобщила. 27.10.2005 13:40:43, Marty

У вас было чёткая направленность ума, но чтобы её выявить потребовался не 1 год.
И если бы вы, не имея интереса к математике обычной, были от неё освобождены (ну, или почти освобождены), то у вас не была бы наработана необходимая база, и мат. анализ в экономике, увы, был бы вам недоступен. 27.10.2005 17:03:23, ЕЕ

а вот физика и химия...я ведь и в институте их учила, но почти ничего не помню. 28.10.2005 09:52:55, Marty

Лень работать мозгами и пр - закладывается начальной школой. Иногда мне кажется - прямо нацелена на это начальная школа:)
А дальше - вы совершенно правы. Либо "подкручивать" школу, либо постоянно подкручивать своего ребенка. 27.10.2005 13:36:01, ХусФрю


Скорость чтения -ничего более идиотского не придумано, ИМХО. УМЕНИЕ читать при этом не проверяют.
Ну, у меня младенец на руках - сложн овсе описать:) Но чтобы пройти началку и не скиснуть потом - надо серьезную оппозицию школе в семье иметь. Чтобы папа и мама беспрерывно говорили - эт о все ерунда, нас не трясут ни твои пятерки, ни двойки в началке - покажи, чем ты НА САМОМ деле думать умеешь. 27.10.2005 14:08:11, ХусФрю
Карин, я может заблуждаюсь, но у моего ровно обратная проблема. Думать умеет. Он не умеет ТРУДИТСЯ. Он большиство требований школьных воспринимает как неоправданную ерунду. Возможно. это так. Ну а жизнь - она что идеальна? У меня очень хорошая работа, но что мне охота каждое утро туда идти? И документы оформлять именно в соотвествии с корпоративными правилами? И в метро ехать с сотнями не всегда радостных людей? Я это делаю на АВТОМАТЕ. И хочу что бы многие вещи обязательные у него тоже были на автомате - зубы чистить, здороваться. Делать уроки , когда задают. Может, это не совсем парвильный ассоциативный ряд :))
Про прочитаный учебник матеиматики я может и скажу молодец, но меня это скорее озадачивает, чем радует. Потому что по-прежнему часто тройки ставят за правильно решенное, но енправильно записанное решение. И часто это не придирки. Там действительно ничего не понятно- в его решении. Он говорит - мне не интересно, как нас заставляют. Я придумаю лучше. Хорошо - придумай. Или придумывает, но ничего не понятно, или ничего не придумывает. И все это как правило, к вечеру, когда уже ни у кого сил нет
Я таких взрослых мужиков немало вижу, кот. говорят - а у вас все фигня. Я бы сделал лучше. Сделай. А на фиг. Мне лень. 27.10.2005 14:54:29, London дома
Про прочитаный учебник матеиматики я может и скажу молодец, но меня это скорее озадачивает, чем радует. Потому что по-прежнему часто тройки ставят за правильно решенное, но енправильно записанное решение. И часто это не придирки. Там действительно ничего не понятно- в его решении. Он говорит - мне не интересно, как нас заставляют. Я придумаю лучше. Хорошо - придумай. Или придумывает, но ничего не понятно, или ничего не придумывает. И все это как правило, к вечеру, когда уже ни у кого сил нет
Я таких взрослых мужиков немало вижу, кот. говорят - а у вас все фигня. Я бы сделал лучше. Сделай. А на фиг. Мне лень. 27.10.2005 14:54:29, London дома

Но повторяю - это НЕ дело школы, ИМХО. Нет у него реальной цели - быть ясным, записывать, достигать автоматизма. Понадобится - будет. И уважения к школе нет, не помогает ему она в трудностях, и не трудно ему на самом деле. Было бы ДОСТАТОЧНО трудно - ему бы САМОМУ понадобилась помощь учителя, он бы "подходил после уроков с вопросами", и на этом фоне мог бы воспринять положительно требования "оформлять работу" - потому что это было бы требование от УВАЖАЕМОГО человека.
А так - дома то же самое придется проделывать. Или не проделывать - не все люди работают в корпорациях, и не все до взрослого возраста достигают автоматизмов. почитай вот, в "своем девичьем" взрослая женщина, имеющая сына- школьника постоянно опаздывает. Навык так и не был достигнут. Ничего, живет, и вроде неплохо:) 27.10.2005 15:53:27, ХусФрю
ladno, budu dumat'
27.10.2005 16:03:53, London дома

Я согласна с Вами, и школу виноватой в том, что у ребенка пропал интерес, не считаю. Хотя школа тоже хорогша, точнее отдельные учителя :-) Так многие дети устроены, у них лень доминирует над всем, где надо остановится и подумать.
27.10.2005 12:37:52, Вакса

По собственному опыту: первый и очень сильный интерес проявляется на этапе получения учебников в бибилиотеке, все посмотреть и пр...
Потом - первые уроки, и интерес падает сильно... Особенно если новый учитель и контакта с ним еще нет. Вот в этот момент подключаемся мы - родители, рассказать что было у нас, как, в каком классе, разобрать домашнее задание, научить пользоваться справочниками, рамблер.ру, на худой конец...
И потом - все путем)))
Да, еще добавлю, что у нас новые предметы часто вводятся на другом языке, нужно набрать элементарный минимальный словарный запас по теме предмета. Я имела в виду не начальную школу, но и там было очень похоже. 27.10.2005 10:27:51, natmet

Я считаю, что мотивация первична, все остальное - вторично.
Вы считаете, что в начале заставим, а там посмотрим. А для многих на этом "заставим" все и заканчивается. Они так и не понимают, что учиться может быть интересно. Очень интересно. Причем, чем сложнее поставлена "задачка", тем интереснее. 27.10.2005 09:50:23, Красно Солнышко

Я считаю, что мотивация бывает разная.
И что дети в 7-10 лет редко имеют очень выраженные пристрастия.
Часто и по окончании школы пристрастия ещё не определились.
А уж в 8 лет!...
В тех же случаях когда имеем дело с исключением, а именно с ярко выраженными способностями, уж как-нибудь само всё устроится, вот увидите. Если человек рождён для истории или для филологии, то никакая математика не помешает призванию.
Но, разве все тут участвующие, своё призвание определили уже в 7 лет?
Разве мало таких, кто уже после школы по своей доброй воле закончил сначала 1 ВУЗ, потом, увлекся чем-то иным, и закончили 2-й (и это не предел) ?
Как же быть в том случае, если было ложно понято своё призвание? Да и о каком призвании мы толкуем в 7-то лет?
27.10.2005 16:49:36, ЕЕ


Я не согласна с той методикой взращивания, какую вы предлагаете.
27.10.2005 17:33:47, ЕЕ

В начале мотивы. Не получилось. Другие мотивы. Опять не получилось. Еще другие. Вот где удалось замотивировать, там и учится. Исключая самый уж минимальный обязательный минимум. 27.10.2005 17:47:01, Красно Солнышко

Я вот навскидку могу предложить разве что вполне понятное удовлетворение, когда ребёнка хвалят, когда он лучший в чём-то, или удовольствие от того, что смог решить, придумать, сочинить и т.д. Но ведь может и не быть удач не смотря на упорные усилия. А может и не быть желания эти усилия прикладывать.
Впрочем, есть родители мотивирующие рублём или ремнём. Ни то, ни другое, на мой взгляд не очень хорошо. 30.10.2005 01:35:33, ЕЕ


Когда уже в 3-м классе училась. И мой папа выговаривал бабушке, что, мол, я так никогда читать САМА не стану, коли мне и так круглосуточно читают.
И один ребёнок станет пытаться сам читать, а другой подсядет лучше к телевизору. И сильно сомневаюсь, что первых будет больше, чем вторых.
Есть, конечно какое-то очень малое количество детей, которые научАются читать вроде как сами, из воздуха..
Но это есть исключение из правила.
А те, кому не читали постоянно, зачастую так и не любят читать по сей день...
Так что тут не угадаешь.
И ладно. чтение.
А как вы замотивируете, что надо играть неинтересные гаммы, чтобы дорасти до 1-го концерта Чайковского?
Гаммы играются дОлгие годы, и вовсе не факт, что после этого будет концертный зал и аплодисменты.
Нет и не может быть ВСЕГДА найдена мотивация. Но может и должно быть привито чувство ответственности. Тогда придёт и интерес, и успех. 30.10.2005 16:45:07, ЕЕ

Никак :) Потому что не хочу врать: мне-то заранее известно, что до 1-го концерта дорастут отнюдь не все, хоть с избытком гамм, хоть без. Если ребёнок хочет, он занимается музыкой (рисованем, спортом, любыми внешкольными занятиями) сам. Не хочет, и не заставляю, т.к. по своему опыту помню, насколько неприятно бессмысленное долбление пианино вместо других, более приятных и полезных занятий.
31.10.2005 19:55:51, suricat
Читайте также
Долгосрочные последствия инъекций для подавления аппетита для женского здоровья: революция или риск?
Инъекции, подавляющие аппетит, стремительно захватывают мир, обещая чудесное преображение без усилий. Миллионы людей по всему миру уже ощутили на себе "магию" ложного чувства сытости. Прежде чем сделать шаг к "быстрому" решению, узнайте полную правду.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.