Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Глубже, или все-таки шире?

Не будучи ни профессиональным педагогом, ни психологом, не понимая совершенно в методиках, тем не менее рискну высказать предположение:)
Учитель должен отвечать за все свои слова. Все, что он говорит, он должен проверить и перепроверить. Глупо смотрится математик, пишущий на доске "Атвет", не менее глупо историк, требующий запомнить все, как "трижды три - двенадцать!". Подозреваю даже, что информация не по теме, брошенная всколзь, засядет в мозгах гораздо крепче. Тем важнее, чтобы она была верной, и всякие отмазки, типа - "я учу совсем не этому, кому надо - проверяйте" не катят:)
Или все-таки важнее глубина в собственном предмете?
14.12.2004 00:14:28,

86 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ясень
Мне кажется, что если мы говорим о средней школе, то это все не важно. Дети к этому возрасту уже не такие уж легковерные глупыши, чтобы раскрыв рот переписывать "Атвет" или не посмеяться над "трижды три - двенадцать!". А если такие, то это уже отдельная проблема.

14.12.2004 22:52:45, Ясень
Ясень
Да, была такая смешная история с моей приятельницей. Она училась у той же физички, что и я, только несколько позже. Физичка умудрялась давать в нашем классе физику так, что во-первых, пока она говорила в классе стояло гробовое молчание, а во-вторых, физику в пределах школьной программы знали, кажется, все. Больше того, ощущение было, что предмет, возможно, не самый увлекательный, но один из простейших. Такая вот, суховатая, но очень внятная дама.

И вот, моя приятельница пришла на один из первых уроков физики и слышит, что "Все состоит из молекул". Далее, по ее рассказу, у нее просто кровь в голову ударила, сидит и просто трясется "Дура училка, какая же дура!!! Из каких таких идиотских молекул??? Стол, к примеру состоит из СТОЛА!!!". И все, как отрезало, она не просто не знала физику, она презирала эту физичку до глубины души, прогуливала уроки, и испытывала устойчивое отвращение к одноклассникам, которые "выучивали этот бред, не имеющий отношения к жизни, из учебника, чтобы получить свои позорные пятерки".

Вот и получается, что учитель-то в порядке, а ученик - не готов. Приятельница уже взрослая женщина и со смехом вспоминает себя тогдашнюю. В конце концов она смогла вполне примириться с идеей молекул. Хотя на выпускных в школе с трудом избежала пары по физике, только общими силами педколлектива ;)).

Я это к тому, что жизнь - сложная штука :))
14.12.2004 23:37:31, Ясень
Вот ведь детей... Замыкает. Жалко. Кто-то должен быть рядом и вывести, а... 15.12.2004 01:32:56, Мария Д.
Ясень
Мне кажется это такие, раннеподростковые клины, с образованием не связанные на прямую, вообще способ раегирования на информацию, половина на гормонах, половина на воспитании ДО. А конкретно в этот момент далеко не всегда можно что-то сделать :(( 15.12.2004 01:43:47, Ясень
Паузу бы сделать в этот момент. Ох, как меня плющило и колбасило из-за всяких вопросов вроде "с какого конца яйца разбивать"... Жалко. 15.12.2004 03:56:17, Мария Д.
Ясень
Интересно, мне это, похоже, помогало учиться, а не мешало. 15.12.2004 14:52:38, Ясень
Про жизнь я даже и спорить не буду:))
Зато когда учитель заявляет, что у полюсов холоднее, чем у экватора, потому, что до них от солнца дальше, то это меня напрягает. Особенно если в принципе это учитель, заслуживающий доверия и обожаемый детьми. А ведь многие родители покивают, будучи не в курсе. А я покиваю на какие-то другие промахи :) И у детей в голове останутся неустранимые последствия на всю жизнь :)))
15.12.2004 00:08:08, Орленок_Эд
Неустранимые??? Почему? Если ребёнок будет этим дальше заниматься - разберётся. Если не будет, да какая разница, какая теория. Хоть "на полюсах сидят снежные тролли и тепло высасывают". 15.12.2004 01:34:56, Мария Д.
Разница большая :))) Контекст как раз нарушается.
Если вам сейчас взрослый вменяемый человек начнет про троллей расказывать, что подумаете?
А по поводу дальше заниматься - это ж надо специально все исправлять, работать, интерес будить...
15.12.2004 10:48:51, Орленок_Эд
:-) Если мне взрослый вменяемый человек расскажет про троллей, которые сидят на полюсе, то я поинтересуюсь, видел ли он их сам, или знает ли он тех, кто видел :-). Потому что я сама на полюсе не бывала, и могу допустить, что там все устроено совсем не так, как я раньше думала :-). 16.12.2004 17:20:57, Nesmejana
Я скажу "Какая красивая метафора!" Между прочим, "полюс" - тоже метафора. И далее везде. 17.12.2004 00:52:58, Мария Д.
Ох уж эта модель "лекция-тест-дальше пошли". "Это ж надо интерес будить" - ДЫК! Надо таки! :-) 16.12.2004 16:37:40, Мария Д.
Ясень
Мне кажется, что такие последствия все же худо-бедно рассасываются по достижении приличного уровня общего интеллектуального развития :)). Хотя я вот думала-думала про свои требования к учителю... Поняла, что у меня все же только две фобии - учитель, который делает из класса стаю и травит "не таких" и учитель-Мессия (в смысле действительно хороший Учитель, который умеет вести за собой, но ведет всех в одно и то же место, не считаясь с индивидуальностью детей). 15.12.2004 01:32:01, Ясень
Я ещё учителей-дураков боюсь. 15.12.2004 03:57:09, Мария Д.
А можно про дураков подробней?
Они ж не все явные:))
15.12.2004 10:50:46, Орленок_Эд
Да ну, явные. Человек может научиться функционировать выше своих природных ограничений, например, маленькой оперативной памяти - с помощью всяких творческих методов. И перед этим сниму шляпу. А вот явная ограниченность в работе - страшна. Потому что не лечится. При этом уровней много: человеку надо просто найти СВОЙ уровень компетентности. "Дурак" - понятие относительное. Я дура во многих контекстах. 16.12.2004 16:40:38, Мария Д.
МВСН
То есть он конечно должен. Но учитель точно не должен быть всезнающим и истиной в последней инстанции. Очень часто надо НЕ давать прямой ответ на вопрос ребенка. А надо помочь ему самому найти ответ в книгах, например. Когда учитель превращается в справочник, дети перестают пользоваться настоящими справочниками. И еще. Важно показать детям, что взроослые тоже учатся. Вот сейчас один наш учитель учит английский вместе с детьми. На полном серьезе. Она на том же уровне знания англ как и дети. И дети ловят кайф, что могут ей помочь и исправить ее ошибки. 14.12.2004 10:47:17, МВСН
Ну конечно, и я об этом же! Именно - "взроослые тоже учатся" !!! 14.12.2004 10:50:54, Орленок_Эд
СВЯЗНЕЙ! Тогда случайные ошибки исправятся в контексте, и глубина придёт, и охват... 14.12.2004 06:45:48, Мария Д.
Говорите - в контексте...
Но в школе обычно все так устроено, что контекст весьма узкопрофилен, а вот допустимы ли ошибки вне контекста?
14.12.2004 11:59:46, Орленок_Эд
- Верблюд, у тебя спина кривая!
- А что у меня прямое?

Вне контекста не допустимо примерно... ничего :-) Учение, например. Фокусироваться на ошибках, если нет контекста - как переставлять стулья на Титанике.
14.12.2004 12:28:46, Мария Д.
Тогда надо и начинать с контекста. с его построения.
А то приходят дети на химию валентности осваивать, а им и невдомек, что это та же задача, что они только что на математике решали. Ну не видят они, и учат все отдельно и бессвязно:((
14.12.2004 12:47:24, Орленок_Эд
Ну да, конечно. И валентность эта им с неба падает, и математика эта... "Я не знаю, кому и зачем это нужно" (С) 14.12.2004 13:05:22, Мария Д.
Правильно, для этого нужно продолжать учится самому, не останавливаясь! Учитель - это тот же ученик, зашедший дальше "по тропе познания", а не истина в последней инстанции:))) 14.12.2004 09:46:26, Орленок_Эд
Именно. Совместная у преподавателя с учеником(ами) связная, осмысленная работа. Ошибки как естественная, неотъемлемая часть работы: "не ошибается тот, кто ничего не делает" и "на ошибках учатся" (в том числе ученики на ошибках преподавателя).

Например, хорошая стратегия в математике - заранее задать себе вопрос, сколько раз и как нужно пройтись по задаче, во-первых, чтоб создать решение, во-вторых, чтоб проверить его. То есть "ошибки" (предварительные результаты, проверки разных гипотез) и ошибки (очепятки и концептуальные) являются частью этого процесса. А вот ответ на этот вопрос "один раз решить задачу правильно" - ошибка :-)) ВСЕГДА. Математическая, если решаешь задачу; педагогическая, если демонстрируешь решение задачи.
14.12.2004 11:12:57, Мария Д.
Абсолютно согласна! Поиск дороги по карте и компасу неизмеримо лучше, чем доставка на мвшине с затемненными стеклами (в данном контексте), хотя второе неизмеримо удобнее и быстрее. Но только в первом случае ты обретешь способность повторить путь сам, научить других и разведать другие пути! 14.12.2004 11:26:19, Орленок_Эд
Мать его
нуу... в идеале - не отвечать за ошибки, а вообще ошибаться не имеет права - как сапер. тока где ж таких учителей взять, да чтобы всем ученикам хватило...:) 14.12.2004 00:46:30, Мать его
Ну это как-то грустно у вас выходит :) обыкновенных грамотных людей не хватает? 14.12.2004 00:49:52, Орленок_Эд
Мать его
грамотные люди тоже живые и могут иногда ошибаться.:)
я думаю, здесь должен быть взаимный процесс - учитель должен уметь признавать свои ошибки, понимать, что если он скажет - "извините, дети, облажался я" - ничего с его авторитетом от этого не случится, даже наоборот.
И - вторая сторона - ребенок должен понимать, что учитель - это не истина в последней инстанции, в его словах можно и нужно сомневаться, иногда неплохо бы самому залезть в справочник и проверить.
14.12.2004 00:59:01, Мать его
Max&Men
Как я понимаю, в данном вопросе речь идёт не о случайных ошибках, а о потоянном проявлении неграмотности. 14.12.2004 01:01:54, Max&Men
Мать его
а таких нафиг. буду отстреливать на дальних подступах к своему ребенку.
А если серьезно - именно поэтому важно научить ребенка сомневаться и перепроверять информацию, и разделять - чему у кого стоит учиться, а чему нет. То есть, если Марьиванна преподает географию - мы уважаем ее познания в географии и научимся у нее тому, чему она нас может научить, но при этом нам совсем не обязательно вслед за марьиванной говорить "лОжить" и "крэм".
14.12.2004 01:09:28, Мать его
Max&Men
Это возможный подход, не спорю 14.12.2004 01:11:39, Max&Men
Мать его
ЧТО - Возможный подход?? отстреливать или учить сомневаться ??? :)))))) 14.12.2004 01:18:39, Мать его
Max&Men
Учиться у географа географии, игнорируя "ложит" - я об этом подходе :-) 14.12.2004 01:19:30, Max&Men
Да! ДА!!! 14.12.2004 01:05:35, Орленок_Эд
Max&Men
Эко ВЫ повернули!!! :-)))
Должен отвечать безусловно! Но не отвечает порой. Вопрос - что значит "отвечать"? Ну, допустим написал "Атвет" - что дальше? "Отвчать" - это нести некую ответсвенность, не так ли? О какой ответсвенности говорите Вы?
14.12.2004 00:25:19, Max&Men
не знаю, как насчет ответственности, а вот с авторитетом у этого учителя будут проблемы. Если он сам не сумел освоить программу средней школы, что с него спрашивать? 14.12.2004 00:44:45, Маграт
А кому интересен его авторитет, если запросто можно двойками закидать сомневающихся:) 14.12.2004 00:48:20, Орленок_Эд
иногда и двойки не помогают :) 14.12.2004 01:32:17, Маграт
А какая вообще ответственность у учителя есть?
Например, у врача - понятно, у водителя тоже. А вот учитель...
14.12.2004 00:31:59, Орленок_Эд
Нету никакой. Власть есть, а ответственности нету почти. Родители редко требуют учителя к ответу... 14.12.2004 11:14:02, Мария Д.
Max&Men
И не будут требовать к ответу - ещё очень долго :-) 14.12.2004 13:15:08, Max&Men
Проще отдельно построить свою хижину, чем быть всю дорогу единственной требующей к ответу... 14.12.2004 14:36:58, Мария Д.
Max&Men
ДВа варианта - один Ваш, с хижиной. Второй - не быть единственным. Эт ованиант значительно более трудоёмкий, безусловно :-) Я выбираю третий - я заведомо признаю, что учитель безответсвенен :-) 14.12.2004 14:39:36, Max&Men
Как не признать, что безответственен? Реальность, данная в ощущениях :-) Но вот что делать с безответственностью? Управляемости же нет, влияния... 14.12.2004 14:53:31, Мария Д.
Max&Men
А ничего не делат :-) Как Жванецкий писал - чем хорош запах изо рта? Не нравится - отойди! :-))) 14.12.2004 14:57:42, Max&Men
В смысле - не общаться с безответственными преподавателями? Хижина. Отдельная :-) 14.12.2004 15:26:36, Мария Д.
Max&Men
Ну, можно называть это хижиной :-) 14.12.2004 15:28:14, Max&Men
А если б требовали - была бы? Или получили бы ответ - " не нравится - сами учите!" ? 14.12.2004 11:51:56, Орленок_Эд
Да-да, получили бы такой разговор:
Родители-учителю: "Делай так, и мы тебе заплатим"
Учитель-родителям: "Не нравится - уходите"

Обычный рыночный механизм :-) Живая, самоналаживающаяся система.
14.12.2004 12:31:40, Мария Д.
Не видно на этом рынке никакой ответственности:))
Лишь бы впарить апельсины подороже, повернув к покупателю негнилым боком:))
14.12.2004 12:43:27, Орленок_Эд
Это потому что рынок молодой и незрелый :-) Покааа устаканится... 14.12.2004 13:05:56, Мария Д.
На самом деле речь идет о некоей внутренней ответственности - "в этом я сомневаюсь, поэтому давать не буду, либо предложу обсуждать и спорить". Не должен хороший учитель считать себя гуру для всех и во всем. Хочется подхода такого - "это я знаю лучше вас, поэтому научу, другое за гранью моей компетенции". И не может хороший учитель злится на то, что ему на ошибки указывают, учитель - это вечный ученик:)) 14.12.2004 01:04:40, Орленок_Эд
Max&Men
"Не должен" - это, конечно, звучит хорошо... Но маловразумительно... ибо либо учитель считает, как Вы и написали сейчас, лбо так не считает - и тогда ему эти все "должен - не-должен" - до лампочки 14.12.2004 01:06:29, Max&Men
Max&Men
ТАк есть ещё и те, кто не считает себя хорошим :-) А хороший - действительно должен и это признаёт 14.12.2004 01:10:33, Max&Men
Те, кто не считает - имеют право на ошибку:)) 14.12.2004 01:15:24, Орленок_Эд
Max&Men
Ну, и что делат с этими тогда? 14.12.2004 01:16:09, Max&Men
Признать условно годными, за неимением лучших:)) они ,по-крайней мере , научат детей сомневаться и проверять. 14.12.2004 01:19:09, Орленок_Эд
Max&Men
ТАк вот этих условно годных, думаю, значительное кол-во в школах 14.12.2004 01:20:08, Max&Men
Фишка в том, что ХОРОШИЙ учитель - должен! А СЧИТАЮЩИЙ СЕБЯ ХОРОШИМ не должен никому и ничего:)) 14.12.2004 01:09:17, Орленок_Эд
Max&Men
ЕСть... Ка и у любого специалиста - она определяется неким набором Законов 14.12.2004 00:47:19, Max&Men
Да?
И им кто-то действительно руководствуется по-вашему?
14.12.2004 00:51:09, Орленок_Эд
Max&Men
Неа, почти никогда и почти никто не руководствуется.
поэтому фактически и нет никакой ответсвенности
14.12.2004 00:53:30, Max&Men
Получается - чему хочу, тому учу?
"Я так старалась, ну не шмогла, звиняйте" :))
14.12.2004 00:55:48, Орленок_Эд
Max&Men
ПОлучается - как могу, так и учу. Как в старом анекдоте - "Не стреляйте в пианиста, он играет как может" 14.12.2004 00:57:15, Max&Men
Пианист честно признается:))) 14.12.2004 01:06:36, Орленок_Эд
Max&Men
НА самом деле, чаще всего учитель тоже честно признаётся:-) Ответьте на вопрос - из всей массы российских учителей, какой процент работает потому, что ХОЧЕТ работать учителем, что это его призвание и т.п. ? Итак - сколько процентов? 14.12.2004 01:07:48, Max&Men
Что-то мне сомнительно, что в общем случае учитель придет к детям и так прям и скажет - "Здрасти дети, я Марьиванна, буду вести у вас биологию. Правда сама в ней слабо разбираюсь, но больше некому" Правдоподобно звучит, или слегка ... фантастически?
Кстати, с точными науками малограмотность вряд ли прокатит, а вот литература, история, языки... Да, тут широкое поле для "мистификаций" . Главное молчать, что сам не разбираешься!
14.12.2004 09:55:28, Орленок_Эд
Max&Men
Звучит фантастично :-) 14.12.2004 13:11:43, Max&Men
Значит, вряд-ли что учитель честно признается :)) 14.12.2004 13:25:54, Орленок_Эд
Max&Men
В том виде, как Вы написали - вряд ли :-) НО ест иные формы признания - например, такой учитель чаще всего просто не идёт в школу, нет смысла для него 14.12.2004 13:27:08, Max&Men
Правильно, но речь об учителях практикующих :))) 14.12.2004 14:02:02, Орленок_Эд
Max&Men
Ну, я в этом деле не специалист :-) 14.12.2004 14:03:09, Max&Men
Мать его
а какая там еще может быть мотивация??? не деньги же, в самом деле.. 14.12.2004 01:14:09, Мать его
Max&Men
Не деньги... А какая? Призвание? У всех учителей - призвание???? Уже смешно! 14.12.2004 01:15:04, Max&Men
Мать его
есть, увы, еще один распространенный мотивирующий фактор - в учителя идут чтобы реализовать потребность властвовать, доминировать, управлять. Не очень сильные люди, у которых со взрослыми не получается - отыгрываются на детях 14.12.2004 01:26:26, Мать его
Max&Men
ДА, вероятно это тоже присутствует. 14.12.2004 01:27:26, Max&Men
Я однако не КОМКОН и не ГОСКОМСТАТ:))
Подозреваю, что мало кто о призвании вообще задумывается, не только учителя:))
14.12.2004 01:12:24, Орленок_Эд
Max&Men
НУ а теперь прикиньте - пойдёт ли уважающий сбя человек (если только оне не фанат этого дела) работать за ту зарплату, котрую учителям предлагают? Скорее всего - не пойдёт, ценит себя выше. Отсюда вывод - идут те, (в основном), кто больше просо не может получить - по причине таковой своейстоимости на рынке труда. ЕСть исключения - но я не думаю, что это значимый процент. 14.12.2004 01:14:28, Max&Men
Мать его
не знаю как по всей России, а в Москве точно есть миллион более легких способов получать такую зарплату. 14.12.2004 01:17:05, Мать его
Max&Men
Не знаю... Но в то, что в школу идут в основном те, кто ощущает своё призвание быть учителем - не поверю! 14.12.2004 01:18:05, Max&Men
Мать его
мне сложно об этом судить - у меня мало информации на этот счет. у меня практически нет знакомых учителей из других школ, а наша школа в этом плане не показатель 14.12.2004 01:22:42, Мать его
Max&Men
Наверное, вообще нет школы-показателя :-) ПОказатель - это тот уровень, котрый в среднем получается на выходе 14.12.2004 01:24:30, Max&Men
Что значит "в среднем на выходе" ?
Это даже не температура по больнице, это средняя вылечивемость какая-то.
Если один берет в уме интегралы, а второй почти выучил некоторые буквы, то в среднем имеем среднее образование? Тут надо скорее ориентироваться на минимум, если кто его переплюнул, то - ура! А если недотянули...
Если недотянули, то это и стало новым уровнем образования:))
14.12.2004 10:48:43, Орленок_Эд
Ну все равно ж некий минимум обязательный должен быть?
Это ж не опрос, сколько пачек маргарина в неделю вы съедаете?
Я - ни одной, кто-то 8, в среднем по четыре.:))
14.12.2004 13:22:21, Орленок_Эд
Max&Men
Берёте программу по любому предмету, да хоть по физике и делаете выборочное тестирование по случайно отобраной групее выпускников - смотрите на результат. И получите тот самый средний выхлоп :-) 14.12.2004 13:14:13, Max&Men


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!