Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (разобрать слово по составу беззащитный)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Помощь в разбор слова по составу

Помогите с разбором, кто понимает, совсем запутались.
чернильница - учительница в тетрадке разобрала так: чернил - корень, ниц - суффикс, а - окончание. Но разве корень не -черн-, ведь, есть слова черный, чернить и т.п., вроде, однокоренные?
И еще лиственница - тоже самое: корень -лист- или -листв-, как у учительницы?
30.11.2004 14:29:15, Марьюшка

11 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Слово «чернильница» имеет корень черн, который указывает, что этот предмет связан с каким-то цветом (черный), следом за корнем черн идет суффикс ил, который обозначает некоторую орудийность (чернила, бели­ла, шило, мотовило), второй суффикс ниц относит этот предмет к категории вместилищ (чер­нильница, сахарница, пепельница, перечница).
источник могу поискать, если принципиально
30.11.2004 14:41:50, Мартисия
Спасибо, хорошо бы источник посмотреть для аргумента учительнице :))
А в словах лиственный, лиственница мы тоже правы, и корень в них, все-таки -лист-, а не -листв-, как отметила учительница, или нет?
30.11.2004 16:54:34, Марьюшка
ссылку на разбор чернильницы я поищу вам
про лиственный не могу сказать точно - суффикса -в- у существительных не помню в русском языке, но могу запросто ошибаться
зайдите в девичью и попросите посмотреть этот вопрос - там много языковых специалистов - вам мигом это слово разберут)
30.11.2004 17:22:03, Мартисия
Еще раз спасибо, буду ждать ссылку, и про девичью мне что-то в голову сразу не пришло.:)) 01.12.2004 19:38:53, Марьюшка
Я бы советовала вам не критиковать учителя...
Во-первых, в лингвистике, как в любой неточной науке, существует множество точек зрения на один и тот же вопрос....
Во-вторых, я тоже учитель русского языка и кан.фил.наук, я бы сделала разбор, как ваша учительница. Не путайте понятия однокоренных и родственных слов. А ссылку на разбор могу дать, советую посмотреть морфемно-орфографический словарь Тихонова (он самый большой специалист в этой области)- там слово членится следующим образом - черниль-ниц(а). Такой же разбор дает и словообразовательный словарь под. редакцией И.А.Ширшова.
Вы правы, называя суффикс -ниц-, обозначающим вместилища, но суффикс -л-здесь вычленяться не может и тем более не может быть орудийным, так существительные с орудийным суффиксом -л- являются отглагольными, а не отадъективными (от прилагательных), как вы утверждаете. Надеюсь, что не обидела :))) Доверяйте учителям.
05.12.2004 22:12:44, Стрекоза(Дашина)
Собственно, мне разобраться хочется больше для себя, нежели для борьбы с учительницей :), чтобы сыну по-человечески объяснить, а то он немного путается. Про существование таких словарей не знала, спасибо за подсказку. Интересно, их можно купить в книжных? 07.12.2004 08:09:08, Марьюшка
Да, запросто... Словарь Тихонова только что переиздан (рублей 900 два тома), а словарь Ширшова только издан. Покупайте словари домой, это очень полезно... Но не забудьте, что в лингвистике нет однозначных мнений на многие вопросы. Например, с лиственницей, я бы разобрала как корень -листв-, а словарь предлагает корень -лист-, хотя суффикса -в- я что-то не припомню... Обращайтесь:)) 07.12.2004 18:12:52, Стрекоза(Дашина)
Ура! Хотя бы по поводу лиственницы 1:0 в нашу пользу!8)) 07.12.2004 21:20:58, Марьюшка
Я же говорю, вопрос спорный. Как например со словом зубило (была у меня такая креза, попался окказионализм с суффиксом -л- , причем образованный от существительного, а я знаю, что должно от глагола, вот и искала еще такое слово, нашла ЗУБИЛО), так вот Ширшов разбирает его как зуб-ил-о, а Тихонов как зубил-о, так что они сами не могут разобраться...(я донимала Ширшова вопросом, почему окно-окошко чередуется н и ш, если и то и другое вроде в корне, а чередование не историческое, так он не смог ответить, и ни один из профессоров не ответил. Я всегда детям говорю, что что бы они не утверждали, даже если это не соотносится с моим мнением, надо уметь это доказать, может неправа как раз я... Хотя такого не происходило пока... 08.12.2004 20:14:39, Стрекоза(Дашина)
А вот интересно, на какие источники ориентируются учителя начальных классов, или у них в методичке все ответы написаны?:) Хотя у нас занковская системы, вечно задания с кучей вариантов ответов, может эти спорные слова специально использовались для стимуляции ученическо-родительской поисковой активности... :)) 11.12.2004 12:08:32, Марьюшка
Не знаю. У некоторых в методичках... У меня соседка из соседнего кабинета ко мне прибегает, хотя старше она меня лет этак на 15, да и опыта побольше. Я, если не согласна с ответом или материалом учебника, даю и версию учебника и свое мнение. 16.12.2004 22:57:42, Стрекоза (Дашина)












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

25.06.2018 15:19:11

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!