В младших классах сегодня преподают по трем разным программам. В чем их отличия?
Традиционная
Родителям нынешних первоклашек знакома традиционная система обучения. Уроки начинаются с новой темы или проверки, что усвоил класс на предыдущих занятиях. Затем объяснение нового материала по стандартной схеме: сначала правило, потом примеры, далее практикуемся в применении всего, что объяснили, выполняя задания (чаще всего однотипные) сначала в классе, потом дома. Разжевали - в рот положили, попробуем проглотить. А как переварили, проверим и оценим на контрольной или самостоятельной.
Система Л. В. Занкова
Если же хочется, чтобы ребенка не кормили готовыми порциями гранита науки, а приучали понемногу добывать его самостоятельно, стоит отдать предпочтение системе Л. В. Занкова. В отличие от традиционной системы учебный процесс здесь идет не от теории к практике, а наоборот. Учитель предлагает детям примеры, а те "открывают Америку через форточку": находят общую закономерность, которую после, как и при традиционной системе, закрепляют на практике. Следят за успехами учеников по старинке с помощью опросов, контрольных, выставления отметок.
Главное: учиться по этой системе довольно трудно, потому что изучение материала идет быстрым темпом.
Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова
Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.
В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.
Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.
Недостаток
Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет. (Комсомольская правда).
Другие новости здесь.
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
По какой системе учить первоклашку
02.11.2004 13:26:07, Новостная лента...24 комментария
Лучше читать оригиналы:
Система Л.В. Занкова
www.zankov.ru
Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
www.centr-ro.ru, www.ouro.ru, www.interro.ru, http://bacalavre.ru/, http://www.umka.noolab.ru/ 02.11.2004 18:43:51, Evgenia
Система Л.В. Занкова
www.zankov.ru
Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
www.centr-ro.ru, www.ouro.ru, www.interro.ru, http://bacalavre.ru/, http://www.umka.noolab.ru/ 02.11.2004 18:43:51, Evgenia
Евгения, зная ваше глубокое понимание системы Эльконина Давыдова, очень было бы интересно узнать, почему Вы ее предпочитаете Занковской?
03.11.2004 09:22:41, Красно Солнышко
Предпочитаю, это не совсем удачное слово. Так сложилось исторически - в начале своей профессиональной деятельности, я встретила людей, чьи жизненные и образовательные ценности совпали с моими, и эти люди были авторами и разработчиками системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. И получается так, люди, которые приходят, либо остаются навсегда (пусть со временем их деятельность, работа меняется, но по духу они разделяют эти ценности), либо уходят, поняв, что это "не мое".
Я прекрасно знаю, и уважаю, тех людей, кто работает в системе Л.В. Занкова. У них свой путь в образовании.
Понимаете, мы на этой конференции говорим на разных языках - я про ценности, а многие - про знания, умения и навыки. Я дала вам ссылку на отчет мониторинга качества знаний по второму классу. Цифры отчетливо говорят: все пять обследованных систем в начальной школе дают практически одинаковые результаты, и при том даже ОЧЕНЬ хорошие. А что они дают поверх этих результатов, это вопрос о приоритетных ценностях. Каждая система имеет свои сайты, цели каждой системы прописаны в концепции. Вы имеете возможность выбирать, и это само по себе огромная общечеловеческая ценность. Выбор надо осуществлять не по шкале "плохая - хорошая система", а по шкале "наиболее подходит ребенку / родителям / в целом семье - наименее подходит ...."
Скажите, неужели вы (я имею ввиду родителей, а не только Вас, Красно Солнышко) действительно хотите, чтобы этот выбор кто-то делал за вас, или чтобы вообще не было выбора? 03.11.2004 11:22:14, Evgenia
Я прекрасно знаю, и уважаю, тех людей, кто работает в системе Л.В. Занкова. У них свой путь в образовании.
Понимаете, мы на этой конференции говорим на разных языках - я про ценности, а многие - про знания, умения и навыки. Я дала вам ссылку на отчет мониторинга качества знаний по второму классу. Цифры отчетливо говорят: все пять обследованных систем в начальной школе дают практически одинаковые результаты, и при том даже ОЧЕНЬ хорошие. А что они дают поверх этих результатов, это вопрос о приоритетных ценностях. Каждая система имеет свои сайты, цели каждой системы прописаны в концепции. Вы имеете возможность выбирать, и это само по себе огромная общечеловеческая ценность. Выбор надо осуществлять не по шкале "плохая - хорошая система", а по шкале "наиболее подходит ребенку / родителям / в целом семье - наименее подходит ...."
Скажите, неужели вы (я имею ввиду родителей, а не только Вас, Красно Солнышко) действительно хотите, чтобы этот выбор кто-то делал за вас, или чтобы вообще не было выбора? 03.11.2004 11:22:14, Evgenia
Мне просто трудно понять разницу. Правда. Какие приоритеты у системы Эльконина-Давыдова по сравненинию с Занковской. Читаю много. Результаты с точки зрения знаний, понятно, что одинаковы.
03.11.2004 11:26:57, Красно Солнышко
Позволю встрять. Разнрица не в образоваини, не в знаниях. Разница, если несколько ненаучно выразится, в том, какую этическую, эстетическую и духовную платформу ставят системы под знания.
03.11.2004 11:38:00, Max&Men
А вы в теме?
Обе системы в качестве психологической основы, руководствуются теорией Выгодского.
Обе говорят, что не дают готовых знаний, учат учиться.
Разница - как раз в нюансах, которые я, глубоко с методиками не знакомая, не улавливаю. 03.11.2004 11:41:41, Красно Солнышко
Обе системы в качестве психологической основы, руководствуются теорией Выгодского.
Обе говорят, что не дают готовых знаний, учат учиться.
Разница - как раз в нюансах, которые я, глубоко с методиками не знакомая, не улавливаю. 03.11.2004 11:41:41, Красно Солнышко
Ну, сказать, что я в теме - это слишком громко. Я представляю базувую разницу, не более того. Моё личное, непрофессиоанальное мнение - системы более или менее равные, есть и свои плюсы, и минусы у всех. Но главное - система сама по себе почти ничего не стоит без личности того, кто её исповедует, учителя. Потому что плохой учитель любую гениальную систему испоганит.
03.11.2004 11:52:58, Max&Men
Тогда причем здесь машина директора? :)))
Мне интересна в начале система, потом учитель, ее воплощающий.
Чтобы оценить учителя, неплохо бы понимать, а что тут задано самой сисетемой? 03.11.2004 12:03:12, Красно Солнышко
Мне интересна в начале система, потом учитель, ее воплощающий.
Чтобы оценить учителя, неплохо бы понимать, а что тут задано самой сисетемой? 03.11.2004 12:03:12, Красно Солнышко
Как причём? Дело не в самой машине, а вполной хар-е личности директора и учителей... Я испольую тут информацию, котору могу получать быстро и не накладно.
Мне интересен учитель сначала. Система - дело десятое. Спросите меня, по какой системе меня чему-то учили - представления не имею .А учителей помню. Хороших, конечно.. Личность - это основа для меня.
ПО какой системе Корчак действовал, а? 03.11.2004 12:10:24, Max&Men
Мне интересен учитель сначала. Система - дело десятое. Спросите меня, по какой системе меня чему-то учили - представления не имею .А учителей помню. Хороших, конечно.. Личность - это основа для меня.
ПО какой системе Корчак действовал, а? 03.11.2004 12:10:24, Max&Men
Корчак действовал по системе. Детали он разработал сам, т.е. методика его, а общее теоретическое и философское направление гуманизма вполне можно классифицировать и на полочки разложить среди истории систем того времени :-)
03.11.2004 14:13:34, Мария Д.
Дуализм. Большие личности неизбежно :-) создают свои системы. Но не на пустом месте. Далеко не на пустом. И системы имеют свойства, вполне можно их анализировать... Например, сравнить Корчака и Макаренко и повеселиться :-)
03.11.2004 16:06:55, Мария Д.
Ага. И на лбу у него это сразу было написано...
Конечно, мы знаем что он личность, потому что уже можем оценивать его поступки, даже, все его жизнь :(. А вы представьте, что до войны еще куча лет и вы пришли устраивать ребенка к учителю, которые еще никому неизвестен. 03.11.2004 14:38:05, Красно Солнышко
Конечно, мы знаем что он личность, потому что уже можем оценивать его поступки, даже, все его жизнь :(. А вы представьте, что до войны еще куча лет и вы пришли устраивать ребенка к учителю, которые еще никому неизвестен. 03.11.2004 14:38:05, Красно Солнышко
Система в широком смысле. Корчак - сторонник гуманистических взглядов. Узнай я, что Корчак - фашист, я бы уже дальше его в качестве учителя не рассматривала по определению. Это - базовые принципы.
03.11.2004 12:18:20, Красно Солнышко
Верно.
Так вот узнай я, что директор (например) привлекалась по суду за растление малолетних...
Или что директр был замечен в наркотиках..
И так далее... 03.11.2004 12:40:31, Max&Men
Так вот узнай я, что директор (например) привлекалась по суду за растление малолетних...
Или что директр был замечен в наркотиках..
И так далее... 03.11.2004 12:40:31, Max&Men
Не смешите меня.
Очевидно, что как только такое обнаруживается, директор уже не остается директором! 03.11.2004 12:47:08, Красно Солнышко
Очевидно, что как только такое обнаруживается, директор уже не остается директором! 03.11.2004 12:47:08, Красно Солнышко
Абсолютно! НА 100% уверен, что такие случаи есть в Москве. Ине только такие. Уитель физ-ры 47 лет от роду, в 25 летнем привлеавшийся за изнасилование.
Историк, 54 лет от роду, в 30 косвенно, но имеющий отношение к педофилии...
Примеров много 03.11.2004 13:08:58, Max&Men
Историк, 54 лет от роду, в 30 косвенно, но имеющий отношение к педофилии...
Примеров много 03.11.2004 13:08:58, Max&Men
И про директоров знаю.
Разные бывают... конечно, не так уж и часто это встречается. но всё же... 03.11.2004 13:47:08, Max&Men
Разные бывают... конечно, не так уж и часто это встречается. но всё же... 03.11.2004 13:47:08, Max&Men
Читайте также
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?