Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Общее развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
2 Evgenia
Прочитала ( ниже) в Вашем сообщении, что Вы занимались с девочкой "разбором задач Пиаже". Не могли бы Вы рассказать поподробней ( или порекомендовать литературу), что это за задачи, в чем их смысл и смысл ( назначение) разбора их с ребенком? Спасибо. Можно ( лучше) на мейл.
29.07.2003 14:40:54, Tigra_Natasha
13 комментариев
Книги:
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М, 1981.
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. /Учебник для студентов психологических специальностей, под ред. Л.Ф. Обуховой. – М., 2001.
Мне кажется, последнюю книгу можно ещё где – нибудь купить. 01.08.2003 02:39:07, Evgenia
Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М, 1981.
Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. /Учебник для студентов психологических специальностей, под ред. Л.Ф. Обуховой. – М., 2001.
Мне кажется, последнюю книгу можно ещё где – нибудь купить. 01.08.2003 02:39:07, Evgenia
Пиаже выявил, так называемые, «парадоксы» в детском мышлении. Если ребенку 5 лет показать бутылку, наполненную цветной водой, а потом, на его глазах, перелить всю воду из бутылки в емкость с широким дном, и попросить сравнить, сколько было воды в бутылке и сколько есть в емкости. Как правило, ребенок говорит, что в емкости меньше. Это относится и к количеству, и к массе. С возрастом, к годам 7-8, это преодолевается. Наши психологи показали, что если соответствующим образом обучать ребенка, он может преодолеть эти «парадоксы» и в 5 лет. Я проводила занятия по книги Л.Ф. Обуховой, где подробно все описано. К сожалению, навскидку, я не помню точного названия книги. Завтра я буду в Ушинке и посмотрю название книги.
Кстати, если говорить об этой теме, есть очень хорошие задания. Если ребенок, который собирается идти в школу, может выполнить их самостоятельно, и перенести способ решения с первой задачи на вторую, то можно говорить о том, что по какой бы программе он не обучался, он будет учиться успешно. Проверено!
Задача первая: Ребенку дается брусок и веревка(которая по длине превышает длину бруска раза в 4), и дается задание: разрежь веревку на две части так, чтобы одна часть была больше второй на длину бруска.
Во втором случае ребенку дается сосуд, наполненный подкрашенной водой, 2 пустых, однотипных сосуда (например, баночки из-под детского питания) и маленький сосуд(кукольная кружка, минзурка). Задача: разлей воду по сосудам так, чтобы в одном было воды больше на столько, сколько входит в эту маленькую кружечку.
Во всех случаях, прежде чем ребенок начнет выполнять задание, надо проверить, правильно ли он понял, что надо делать.
Сразу предупреждаю: эти задачи НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ И НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ при зачислении детей в 91 школу (из личного архива :-)).
30.07.2003 02:39:10, Evgenia
Кстати, если говорить об этой теме, есть очень хорошие задания. Если ребенок, который собирается идти в школу, может выполнить их самостоятельно, и перенести способ решения с первой задачи на вторую, то можно говорить о том, что по какой бы программе он не обучался, он будет учиться успешно. Проверено!
Задача первая: Ребенку дается брусок и веревка(которая по длине превышает длину бруска раза в 4), и дается задание: разрежь веревку на две части так, чтобы одна часть была больше второй на длину бруска.
Во втором случае ребенку дается сосуд, наполненный подкрашенной водой, 2 пустых, однотипных сосуда (например, баночки из-под детского питания) и маленький сосуд(кукольная кружка, минзурка). Задача: разлей воду по сосудам так, чтобы в одном было воды больше на столько, сколько входит в эту маленькую кружечку.
Во всех случаях, прежде чем ребенок начнет выполнять задание, надо проверить, правильно ли он понял, что надо делать.
Сразу предупреждаю: эти задачи НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ И НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ при зачислении детей в 91 школу (из личного архива :-)).
30.07.2003 02:39:10, Evgenia
интересно.... подобные задачи предложили моему племяннику на собеседовании в школу
Ему было 5 и теперь, вспоминая его ответы, вижу эти "парадоксы". Евгения, а не могли бы Вы поделиться своим мейлом? У меня много вопросов, я хотела бы узнать Ваше мнение, не разводя дискуссии в конференции. Спасибо.mak_natalia@hotmail.com 30.07.2003 19:06:29, Tigra_Natasha
Ему было 5 и теперь, вспоминая его ответы, вижу эти "парадоксы". Евгения, а не могли бы Вы поделиться своим мейлом? У меня много вопросов, я хотела бы узнать Ваше мнение, не разводя дискуссии в конференции. Спасибо.mak_natalia@hotmail.com 30.07.2003 19:06:29, Tigra_Natasha
Я только не поняла зачем переносить способ решения с одной задачи на другую? Почему нельзя сразу вторую решить? И вообще, в чем подвох то? :)
И еще интересно, есть ли у вас статистика, какой примерно процент 5-летних детей справляется? 30.07.2003 09:51:31, Красно Солнышко
И еще интересно, есть ли у вас статистика, какой примерно процент 5-летних детей справляется? 30.07.2003 09:51:31, Красно Солнышко
Мы же говорили об этом ниже. Если ребенок может уловить существенное, как пишет Мария Д. - структуру, в двух задачах, которые как бы про разное (здесь длина, а здесь объем), но по способу решения одинаковые, то это значит ребенок может делать обобщения, и работать с классами задач, а не с отдельно взятой задачей.
Эти задачи использовались в обычной школе (в которой принимали всех детей), где надо было сформировать классы по Э-Д и по Занкову, из 75 детей (возраст 6-7) лет самостоятельно с этими задачами справились 3 ребенка. 31.07.2003 02:28:45, Evgenia
Эти задачи использовались в обычной школе (в которой принимали всех детей), где надо было сформировать классы по Э-Д и по Занкову, из 75 детей (возраст 6-7) лет самостоятельно с этими задачами справились 3 ребенка. 31.07.2003 02:28:45, Evgenia
Так про общий подход я поняла, я не поняла почему первая легче второй. Или тут важно чтобы ребенок решил именно обе задачи, или, например, первую с подсказкой, вторую самостоятельно.
31.07.2003 18:45:55, Красно Солнышко
Логика такая: существенным в этих задачах является разница. Если ребенок это понимает, то он выходит сразу на общий способ: отмерил разницу (длину бруска, объем маленькой кружечки), оставшуюся часть веревки (воду в бутылке) разделил на две равные части. Задача решена: 1) разница (длина бруска, объем кружки) + часть (1/2 оставшейся длины, объема) и 2) часть (1/2 оставшейся длины, объема).
Почему такой порядок? Дело в том, что первую задачу можно решить и по-другому, но это нерациональный способ, он не поможет решить ребенку вторую задачу. Он её или не решит или будет решать как новую.
Некоторые дети решали так: делили веревку на две части, а потом, передвигая веревку, выделяли разницу. Так можно решить первую задачу, но таким образом нельзя решить вторую. Это приводило к тому, что разлив воду поровну в баночки, они приставляли к баночке кружку, и пытались выделить разницу, ориентируясь, собственно говоря, на длину кружки.
Ксюша по возрасту мала для этих задач. И если она решила совместно с Вами первую задачу и вторую самостоятельно, это замечательно! Вы как педагог должны знать такое понятие как «зона ближайшего развития». Объясню для других. Зона ближайшего развития – это то, что первоначально ребенок может выполнить только совместно с взрослым. Затем эти задачи и действия будут выполняться им вполне самостоятельно. Чем меньше оказана помощь со стороны взрослого, тем ближе ребенок к самостоятельному решению. 03.08.2003 02:35:51, Evgenia
Почему такой порядок? Дело в том, что первую задачу можно решить и по-другому, но это нерациональный способ, он не поможет решить ребенку вторую задачу. Он её или не решит или будет решать как новую.
Некоторые дети решали так: делили веревку на две части, а потом, передвигая веревку, выделяли разницу. Так можно решить первую задачу, но таким образом нельзя решить вторую. Это приводило к тому, что разлив воду поровну в баночки, они приставляли к баночке кружку, и пытались выделить разницу, ориентируясь, собственно говоря, на длину кружки.
Ксюша по возрасту мала для этих задач. И если она решила совместно с Вами первую задачу и вторую самостоятельно, это замечательно! Вы как педагог должны знать такое понятие как «зона ближайшего развития». Объясню для других. Зона ближайшего развития – это то, что первоначально ребенок может выполнить только совместно с взрослым. Затем эти задачи и действия будут выполняться им вполне самостоятельно. Чем меньше оказана помощь со стороны взрослого, тем ближе ребенок к самостоятельному решению. 03.08.2003 02:35:51, Evgenia
Ксюша далеко от меня сейчас, но я предложу ей эти задачи обязательно. О результатах сообщу :)
Честно говоря, тот способ, который вы назвали нерациональным, мне даже в голову не пришел :) 03.08.2003 02:55:43, Красно Солнышко
Честно говоря, тот способ, который вы назвали нерациональным, мне даже в голову не пришел :) 03.08.2003 02:55:43, Красно Солнышко
Кстати, я с детьми занимаюсь по теориям, основанным на метафорах. И вот интересно, что некоторые общие метафоры помогают детям видеть общее в разных ситуациях. Как и взрослым. Скажем, вот из последнего: метафора "роста" (от детенышей к взрослым) и изоморфизм аддитивных и мультипликативных систем. В аддитивной системе "начало начал" ноль, а в мультипликативной единица, а увидеть общее помогают метафоры.
31.07.2003 02:43:54, Мария Д.
Идея переноса решения - "мета-когнитивная" т.е. ценность в том, что человек учится работать со СТРУКТУРОЙ задачи, выходить на следующий уровень обобщений и выводов.
30.07.2003 18:58:02, Мария Д.
Очень, очень много исследований на эти темы в Штатах. Довольно общее сейчас мнение - что чем младше ребенок, тем важнее, КАК поставлена задача. Например, про "пропорции", классика из Пиаже:
Кошка - шерсть
Курица - ?
Дети лет до шести, Пиаже говорит, называют что попало. НО! Если такому ребенку сказать примерно то же самое, но длиннее:
Кошка-шерсть
Рыба-чешуя
Курица-?
то возраст успешного решения "с'езжает" вниз лет до трех.
Или вот первая задача "сохранения" - ребенку показывают два ряда камешков, в обоих по четыре, но верхний ряд растянут. Спрашивают, где больше камешков.
Опять же, в контексте справедливой дележки конфет средний возраст успешного решения таких задач снижается года на два.
Все это очень ценно для педагогов, потому что большинство школьных программ эту важность контекста не учитывают. 30.07.2003 17:35:01, Мария Д.
Кошка - шерсть
Курица - ?
Дети лет до шести, Пиаже говорит, называют что попало. НО! Если такому ребенку сказать примерно то же самое, но длиннее:
Кошка-шерсть
Рыба-чешуя
Курица-?
то возраст успешного решения "с'езжает" вниз лет до трех.
Или вот первая задача "сохранения" - ребенку показывают два ряда камешков, в обоих по четыре, но верхний ряд растянут. Спрашивают, где больше камешков.
Опять же, в контексте справедливой дележки конфет средний возраст успешного решения таких задач снижается года на два.
Все это очень ценно для педагогов, потому что большинство школьных программ эту важность контекста не учитывают. 30.07.2003 17:35:01, Мария Д.
Интересно, я и не подумала бы, что описанные Пиаже примеры стали потом задачками.
30.07.2003 09:47:00, Muha
Читайте также
Как понять, что у ребенка психологические трудности, если он ничего не рассказывает?
Как помочь ребенку, чтобы не оттолкнуть?