Раздел: Обучающие программы (Преподавание русского языка)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Шиповник (экс-Василиса)

Русский язык = интересный предмет???

Мне везло на преподавателей русского и литературы. Они отлично знали свой предмет, на литературе было интересно очень.
На русском было просто, скучно, понятно.
Только попав в вуз,я поняла, что русский - это очень интересно. Но это была уже не орфография, а языкознание в целом на примере русского языка.
В школе мы в результате имеем орфографию и пунктуацию, стилистику и синтаксис,которые нужно вложить в головы за отведенное количество часов.
Итого получаем упражнения и диктанты, а в настоящее время нередко и отсутствие последних. Интересным это не назовешь никак.
Скажите, а Вам встречались преподаватели, которые интересно преподавали и преподают именно русский? Что и как они делали и делают?
28.12.2020 14:08:18,

65 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Что-то у всех такие хорошие учителя русского.
У меня были нормальные учителя (несколько учителей поменялась ), но за что можно любить русский не знаю)) Последнюю учительницу можно назвать интересной креативной, она давала нам литературу не по плану.
У дочери учитель по русскому и литературе хорошая была, русский дала хорошо, но это не любовь, а просто надо.
У сына сейчас считается нормальная учительница, но он ненавидит русский и ему все равно , что он нужен.
05.01.2021 00:20:56, Балбеска
Литература была оч интересная в школе, язык чуть скучнее, все же учительница была скована программой.
Сейчас в Летово ведет Выборнова Анна, (сын у нее на компьютерную лингвистику ходил), вот уверена, что она классно ведет! Слушала сама несколько лекций, ну что сказать... Увлекательно :))
29.12.2020 14:21:42, av10
Шиповник (экс-Василиса)
Поищу, спасибо 29.12.2020 17:10:56, Шиповник (экс-Василиса)
[ссылка-1] Вот она :) 29.12.2020 17:19:28, av10
Свет-ОК
я тоже только в вузе русский поняла и полюбила
До этого выручала механическая память)
Транскрибирование текстов показало мне почему надо проверять слова
а вот лингвистика увлекла, тут и история и язык, было интересно исследовать почему именно так, откуда
Сейчас, нач. классы, стараюсь преподавать именно с точки зрения лингвистики, фонетики и тд
Каждое правило не просто учим, точнее я вообще не даю их зазубривать, а на конкретных примерах разбираем, зачем это правило нужно, почему именно так, ну и конечно исключения)
почти на каждом другом предмете обращаю внимание на изученные правила
Мои дети так и говорят - везде русский!)
у них есть задание, которое можно выполнять всегда) это искать ошибки)
Ценники в магазинах, реклама, соц.сети
фотографируют, потом в классе показывают
Бывает очень интересно)
и да, вижу результаты)
только диктанты у моих вызывают стон)
29.12.2020 10:44:50, Свет-ОК
Шиповник (экс-Василиса)
С поиском ошибок очень интересно! 29.12.2020 10:51:35, Шиповник (экс-Василиса)
Лягушка
У меня примерно такой же опыт. Русским прониклась на курсах подготовки к экзаменам в университет, хотя ничего особенного не делали, синтаксические схемы чертили ) Ну и так, по мелочам )т 29.12.2020 06:40:43, Лягушка
Шиповник (экс-Василиса)
Да, синтаксисом я тоже прониклась, только в вузе. Очень интересная вещь. 29.12.2020 08:57:16, Шиповник (экс-Василиса)
Месяц Май
Я в пятом классе по-настоящему полюбила русский язык, когда впервые открыла для себя этимологию, увлеклась сама, увлекла за собой и многих одноклассников, даже создала кружок))
В университете уже полный кайф от погружения, обожаю языкознание.
29.12.2020 03:23:13, Месяц Май
Шиповник (экс-Василиса)
Этимология вообще классная вещь, в том числе для правописания. 29.12.2020 08:57:45, Шиповник (экс-Василиса)
Яшими ( МарикаЧ)
Да. Книжка по этимологии - единственная пока научно-популярная книжка, которая по-настоящему увлекла мою младшую.
Но автор так живенько пишет. Мне самой интересно.
29.12.2020 10:28:36, Яшими ( МарикаЧ)
Шиповник (экс-Василиса)
Что за книжка, если не секрет? 29.12.2020 10:50:35, Шиповник (экс-Василиса)
Яшими ( МарикаЧ)
Улыбышева М. Как появляются слова.
Но я сама ее нашла, не по рекомендации. Может, специалисты ее и раскритикуют:)
29.12.2020 10:55:38, Яшими ( МарикаЧ)
Шиповник (экс-Василиса)
Спасибо 29.12.2020 12:52:30, Шиповник (экс-Василиса)
У меня в школе литература тоже интереснее была, но на русском тоже было много хорошего, этимология, история языка. Еще, как я потом поняла, наша учительница нам много из книги Панова "И все-таки она хорошая" брала.

А дочь долго русский не любила, пока лингвистикой не увлеклась. Она недавно как раз вспомнила, что ей интересно стало на русском после того, как она книгу Плунгяна прочитала. Но у нее не из школы интерес.
29.12.2020 00:43:19, sveta_vas
В моей школе была отличная преподавательница. Но она вела не у нашего класса(( Поэтому знаю об этом только по восторженным отзывам всех, кто у неё учился. И ещё она как-то получила звание (или награду?) «учитель года».
Вообще как-то умудряются у нас многие предметы, а особенно русский язык и литературу скучно преподавать. Почему бы не взять западный опыт? Как-то по другому у них учат. Без надрыва и занудства. И в большинстве своём грамотные вполне получаются.
29.12.2020 00:36:57, Мнение
Шиповник (экс-Василиса)
На Западе очень по-разному учат, полагаю. Раньше точно по-разному учили, помню опыт школьного обмена. 29.12.2020 08:58:58, Шиповник (экс-Василиса)
Естественно, по-разному. Но общая концепция - не затюкать детей, мне кажется, прослеживается. Я со своими детьми проехала америку и пару европейских стран за их школьную жизнь. Все боялась-сокрушалась, что их плохо учат. Долбежки как-то не хватало)) А оказалось, прекрасно выучились. 29.12.2020 11:21:33, Мнение
Musenka
Ну, я русский очень долго воспринимала как "подсобный", пока сама постепенно не прониклась.. И все годы преподавания русского языка в средней школе мне говорят о том, что можно увлечь детей изучением не только иностранного, но и родного, русского, языка.
Сейчас я не работаю в средней школе, только в началке, но все знают, что "специализация" моих классов - именно русский язык. И мои бывшие ученики меня просят посмотреть своих детей уже с точки зрения русского языка.
... просто мне это интересно :) И нравится. :)
28.12.2020 21:08:06, Musenka
Шиповник (экс-Василиса)
Вот как? Какие-то упражнения специфические? Я смотрела интернет- уроки, отрывки с фоксфорда... Имхо: занудень(((.
Офф. Специализация нашей учительницы математика))). Петерсон и развитие мышления математического ее любовь))). Она в 5 классах математику ведёт ещё.
28.12.2020 21:38:27, Шиповник (экс-Василиса)
Тоже предпочитаю Петерсон, вот уже года 22 как. Она нам, студентам педа, читала свою методику ещё в 90-е, тогда на черно-белых учебниках. 28.12.2020 21:42:42, бим-бом
Яшими ( МарикаЧ)
Учительница у младшей тоже предпочитает Петерсон.
Хорошо у родителей хватаем ума не сопротивляться.
29.12.2020 10:31:28, Яшими ( МарикаЧ)
Шиповник (экс-Василиса)
У нас дирекция сопротивляется((( 29.12.2020 10:52:28, Шиповник (экс-Василиса)
У нас тоже сопротивлялась всю дорогу. Пока им не велели сверху профильный математический 5-й класс открыть. И тут он вспомнили, что я подпольно преподаю Петерсон. И на базе моего класса организуют 5-й маткласс. И уже в заказ поставили учебники Петерсон для будущих первоклашек. Кино и немцы. 29.12.2020 17:04:23, бим-бом
Шиповник (экс-Василиса)
О как. А мы подпольно, сорвав обложки с книг(((. Первый набор у нашей учительницы так. Петерсон даже в чате с учителем запрещено упоминать! 29.12.2020 17:12:42, Шиповник (экс-Василиса)
Мы в первом классе покупали непрозрачные обложки, бумажные. Потом я плюнула и забила. 29.12.2020 17:49:28, бим-бом
Яшими ( МарикаЧ)
Хвала учителям, которые стараются научить.
Теперь я нашу еще больше буду ценить:)
29.12.2020 17:39:54, Яшими ( МарикаЧ)
Яшими ( МарикаЧ)
У нас это "дополнение" к программе. Инициатива лично учителя. То есть мы закупаем сами.
И русский у нас по Шкляровой в основном.
А так-то у нас Планета знаний.
29.12.2020 10:59:10, Яшими ( МарикаЧ)
Крохозябр
Литневская Елена Ивановна. Но да, школа была не рядовая. Я уже в момент обучения понимала, что столкнулась с уникальным человеком, даже, скорее, явлением.
Жизнь свою с филологией не связала, но воспоминания об уроках этого педагога греют меня по сей день. Испытываю к ней чувство глубокой благодарности и искреннего уважения.
28.12.2020 17:47:16, Крохозябр
Шиповник (экс-Василиса)
Что именно было интересным? Не в литературе, а именно в русском? 28.12.2020 20:35:19, Шиповник (экс-Василиса)
У меня была хорошая учительница. Она знала своё дело - учила грамотному письму. Танцев с бубнами не устраивала, но результат дала хороший, а это главное.
Офф. Вспоминала сегодня Вас добрым словом во время урока русского языка, когда учила детей писать сочинение с грамматическим заданием - с однородными членами, со слабыми позициями гласных и согласных в словах. Все получилось. Правда, работали мы фронтально.
Спасибо Вам ещё раз!
28.12.2020 17:38:18, бим-бом
Шиповник (экс-Василиса)
Пожалуйста))). Дети заценили? 28.12.2020 20:35:52, Шиповник (экс-Василиса)
По крайней мере познали другой формат работы. Это полезно для развития. 28.12.2020 20:56:36, бим-бом
У сына была такая учительница. Он иногда делился. Откуда какая буква взялась, например. Тогда я поняла, что язык - это очень интересно.
28.12.2020 17:12:56, Julinika
Я всегда ученикам в 1 классе при изучении буквы e рассказываю сказку про неё - как она образовалась, и почему над ней не ставится знак ударения. Дети запоминают и никогда не ошибаются. Думала, что все так делают. Однако на днях была на замене во 2 классе, проводила словарный диктант - у всех детей поголовно над e стоит знак ударения. Пришлось и им рассказать интересную историю.
28.12.2020 17:31:41, бим-бом
Лена Г.С.
Нам учительница сказала примерно так: "Если в слове есть буква Ё, то на неё обязательно падает ударение. Поэтому обозначать его не надо".
И всё, безо всяких интересных историй. Я тоже думала, что всем детям так говорят.
28.12.2020 22:01:14, Лена Г.С.
а самолЁтостроЕние трЁхмЕрный трёхсот итд? 29.12.2020 10:35:01, Шерлок
Лена Г.С.
Объясняю.
Ударение на Ё (если в слове есть Ё) падает всегда. Что не запрещает ударению падать ещё куда-нибудь.
Если я должна поставить ударение в слове, где имеется два ударения, и одно из них приходится на Ё, то я над Ё палочку ставить не буду, а над другой ударной гласной поставлю.
29.12.2020 18:12:26, Лена Г.С.
Яшими ( МарикаЧ)
Так это сложные слова. В началке их не сразу проходят.
29.12.2020 11:00:46, Яшими ( МарикаЧ)
Яшими ( МарикаЧ)
Ну да. Просто факт, запоминается сразу.
Я думаю, может, современные дети не такие сообразительные, как мы:) Что, в общем, естественно при современном развитии медицины.
29.12.2020 10:26:46, Яшими ( МарикаЧ)
Шиповник (экс-Василиса)
Почему над е именно? В чём логика? 28.12.2020 20:36:28, Шиповник (экс-Василиса)
Над e - точки сверху не отображаются. 28.12.2020 20:48:48, бим-бом
Кстати - да, все эти присказки отлично помогают запоминать. Я падежи только так и запомнила, жаль вот спряжения почему-то не запомнила: прямо картинка перед глазами, как учительница на доске пишет падежи, а сама стишок говорит. А стих про спряжения почему-то не смогла запомнить, может потому что не в школе, не учитель его рассказывала, а тксть народный фольклор, из уст в уста? ИЛи вот при биссектрису...
28.12.2020 17:54:34, hanhi
Mary M.
Мне не встречались.
28.12.2020 16:44:40, Mary M.
Скорее нет, чем да. Ну с натяжкой, была 1 одна учительница, в 4 кл (это как современный 5), но только 1 год. Потом - это даже не ужас а ужас-ужас. Не потому что злобные и вредные, а просто скучные. Но почему-то мне всегда нравилось. Хотя - чему там нравиться? На склоне жизни я поняла, что мне почему-то это вообще интересно - как устроен язык, причем любой. Жаль, в детстве-юности у меня не было такого понимания, об иностранных языках я имела самое отдаленное представление (иностранный, т.е. английский, преподавался еще хуже, я так за всю жизнь и не смогла преодолеть этого непонимания многих вещей, хотя пыталась не однократно, а после школьной 4 у меня было ощущение полного нуля в голове). Но у меня та же фишка и с историей: учителя в школе ужасные (именно как профессионалы-предметники, ничего личного), а предмет нравился. И сейчас нравится. Хотя конечно ни тем ни другим я не занимаюсь системно, так почитываю иногда на дилетантском уровне
28.12.2020 16:39:22, hanhi
Яшими ( МарикаЧ)
Я встречала преподавателя, который умел интересно читать очень скучный предмет. Это было в вузе. Исключительно за счет личных качеств. Даже не знаю, как он это делал.
А русский (предмет на выбор - в вузе) вела жена Розенталя. У ней интересно было, так как она развлекала нас рассказами про Швецию.
28.12.2020 16:32:41, Яшими ( МарикаЧ)
У меня в институте был преподаватель, который интересно давал историю КПСС!
28.12.2020 17:14:26, Julinika
Шиповник (экс-Василиса)
Там есть где порезвиться))) 28.12.2020 20:37:08, Шиповник (экс-Василиса)
А какая у нас в школе была волшебная учительница истории! Её уроки просто врезались в память. Ярко, в действии, схемами, рисунками, работой с источниками она просто впечатывала в мозги материал. Жаль, что она у нас была только в старших классах, когда изучали конец 19 века и 20-й. Вся предыдущая история прошла мимо. 28.12.2020 18:10:12, бим-бом
Шиповник (экс-Василиса)
Историю как раз проще интересно преподавать, мне кажется. 28.12.2020 20:37:47, Шиповник (экс-Василиса)
Яшими ( МарикаЧ)
Тоже, думаю, проще. Но какая же зануда у нас преподавала Историю книги!
Человеческий фактор играет немаловажную роль.
28.12.2020 21:36:31, Яшими ( МарикаЧ)
Проще тем, кому интересно это делать. У меня историчка с 4 по 8 класс была инертная пенсионерка, ей было всё до звезды. Её максимум был - это карточки с датами. Каждый урок - проверка д/з по вопросам после параграфа и нудное объяснение новой темы. И так на протяжении пяти лет. Практически ничего из периода изучения истории за это время в памяти не осталось. После школы пришлось изучать заново. 28.12.2020 20:54:04, бим-бом
Шиповник (экс-Василиса)
Я своим детям люблю про историю рассказывать известным методом: рассказывать об исторических персонажах как о живых людях. Я и о литературных персонажах так же рассказывала. Одному троечнику так содержание Онегина излагала))).
"Представь себе, сидишь ты в деревне, делать тебе нечего: ни компьютера, ни интернета, в доме печка, вокруг слуги, телевизор тоже не завезли, с электричеством беда. Чем займёшься?" И дальше в том же духе. Даже выслушал.
28.12.2020 21:43:05, Шиповник (экс-Василиса)
Я сегодня на сочинении примерно также про крепостных рассказывала - связь надо было проложить между художником и его работами. 28.12.2020 21:48:27, бим-бом
для меня русский всю учебу в школе был "никак" - надо и все. Часть тем откровенно не нравилась (например, фонетический разбор слов), остальные правила и темы изучала, учила, понимала и только. Может, не встретился учитель, а может на любовь/ не любовь сильнее техническая предрасположенность влияет.
28.12.2020 16:22:25, Vanilla
Cat-S
В моем детстве все было скучно.

Для младшей школы книжки занимательные встречались.
Вот такие: [ссылка-1]

Блогера этого посматриваю: [ссылка-2]
Но это больше история.

Нравится учебник Великовой [ссылка-3]

Причем эстетическое удовольствие и от выбранных текстов, и от оформления.

Как мне кажется, если при изучении русского напирать именно на эстетику, то удовольствие от этого получить можно. Но тут важно - и тетрадь сама как выглядит, и ручка или даже перо (!) какое, какие тексты записывать. И именно что писать.

Например, если мальчику подобрать для переписывания смешные истории, отрывки из "Двенадцати стульев". Романтической девочке подросткового возраста могут подойти тексты из Тургенева, Пушкина, стихи Серебряного века.

В тяжелых, запущенных случаях придется изучить творчество рокеров, бардов или даже реперов.
28.12.2020 16:12:02, Cat-S
Шиповник (экс-Василиса)
Я пока сталкиваюсь с тем, что все эти подборы текстов, этимология и прочее идут хорошо как раз у мотивированных детей, у которых и без этого все хорошо. 28.12.2020 17:11:27, Шиповник (экс-Василиса)
Да не было таких. Наша бабушка учит на отработку грамотности в основном. Иногда на развитие речи. В дебри языкознания ребенка не посвящает, тк не "в коня корм". 28.12.2020 15:20:44, Roccy
Что делать преподавателю? Включать элементы этимологии, это интересно детям, обращаться к истории, географии. Сравнение с другими языками. Мне сложно, представить, как можно сделать преподавание русского интересным, такой собственный опыт: скучно, сложно. У нас учитель был: на 5 я сама не знаю. Преподавала хорошо. Литература скучная была, сама много читала.
Позитива больше. Кроссворды, викторины. Элементы игры, соревнований. Школьному учителю в музеи, на экскурсии водить, мы с учителем русского ходили с её классом, она интересные варианты предлагала.
Творческое задание: предложить написать документ, письмо от имени исторического персонажа, литературного героя. Угадать из какого века письмо. В эту сторону что-то.
Язык на высоком уровне, даже родной, это сложно, это труд , веселья не получится, конечно.
28.12.2020 15:17:33, E_VIKT
Крохозябр
Ой нет. Вот эти элементы игры и прочие кроссворды - это просто трата времени. Я за грамотное объяснение и отработку навыков. 28.12.2020 17:49:37, Крохозябр
Яшими ( МарикаЧ)
Подобные творческие задания: напиши письмо от лица того, придумай то-то..., почему-то считаются у преподавателей интересными.
По мне, это интересно тем, кто глубоко в теме и мотивирован. Всем прочим это лишний напряг.
28.12.2020 16:28:07, Яшими ( МарикаЧ)
Ненавидела такие задания. Письма - это личное.
28.12.2020 17:16:35, Julinika
Нет, не надо глубоко в теме быть. Включения "а вы знаете, что..." Шарады. Что там для младших школьников на олимпиадах бывает? Можно и на дом занимательные задания по желанию, не все ленятся. У нас не было такого. 28.12.2020 17:06:29, E_VIKT
У нас не было таких заданий. Может быть совсем короткие задания с приложением доп. материалов? Не на дом родителям, конечно.
Как составить. Можно короткую "угадайку".
28.12.2020 16:48:24, E_VIKT
У моих были. Причем ни школа не отличалась особым каким-то творческим подходом в целом, ни дети ни разу не мотивированы к учебе, но вот такие задания делали с удовольствием. Когда сын перешел в школу, где по литературе принималось единственное мнение = учителя = как это преподавали в 20 веке, он настолько невзлюбил сей предмет, что вообще читать перестал. Можно конечно сказать - сам дурак, но ведь школьные-то уроки отбили интерес и к литературе и к чтению.
28.12.2020 16:44:04, hanhi


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!