Послушала я тут бесплатный вебинар Восторговой Елены Вадимовны (можете погуглить) и спешу поделиться услышанным.
Название семинара: "Орфография без правил, или как научить ребенка писать грамотно".
Вкратце перескажу то, что показалось самым важным и применимым (к сожалению, последние 30 минут дослушать не смогла из-за работы(((.
1. Почему много читающие не всегда правильно пишут.
За чтение отвечает височная часть мозга, а за письменную речь другая. У автора и ее коллег есть теория, что так называемая "врожденная грамотность" лучше развита у детей, которые учатся читать по буквам сами, в своем темпе. Не быстренько по слогам и по словам в школе, а именно медленно и по буквам. На примере сына и на своем это могу подтвердить, но не факт, что у всех так, это только теория.
2. Автор полагает, что неудачи в обучении нередко связаны с тем, что в школьной программе мы не останавливаемся на распознавании орфограмм, а сразу идем к проверке, то есть слишком быстро переходим от постановки задачи к применению.
И т.д.))) С теорией закончили пока.
Практика.
Автор считает, что писать нужно по памяти, и я полностью согласна с ней.
Как это реализовать:
СПИСЫВАНИЕ!!!
Но правильное. Они проводили исследование на примере группы детей из коррекционного класса, результаты очень хорошие.
1. а) Берем текст и изучаем. Не на доске, с доски дети будут списывать пословно;
б) Выделяем орфограммы в тексте (в образце самом);
в) проговариваем орфограммы.
Для маленьких или проблемных: составляем слоговую модель, читаем, выделяя голосом слоги с орфограммой.
2. Списываем.
а) орфограммы при списывании проговариваем, выделяем.
3. Проверяем.
а) орфограммы проговариваем.
Оперативная смысловая единица списывания: ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Не отдельными словами дети должны мыслить при списывании.
У нее есть рабочие тетради к учебнику Русский язык (Репкин, Восторгова), там начальная школа. В этих рабочих тетрадях много текстов для списывания.
Считается, что правописание слова лучше запоминается в тексте, чем по отдельности.
И теперь собственный опыт: я три года занималась с учеником с дислексией-дисграфией. Я не дипломированный преподаватель русского и не дефектолог. Почему я с ним занималась? А потому что это знакомый ребенок, он далеко не со всеми учителями вообще сходился характером, а тут вон "отсидел" аж три года, мы с 2,3 при полном отсутствии ДЗ (нереально заставить было) выползли на 3,4-3,5 стабильные и отсутствие (при занятиях, сейчас не знаю) совершенно невообразимых ошибок.
Я долго думала, на какую часть мозгов его можно опереться, потому что, кроме русского, он вполне соображающий парень.
Правила он применять не мог совершенно сначала, только на третий год он стал вычленять орфограммы сам, по собственной инициативе, я уже отчаялась и прекратила от него это требовать, просто сама, как магнитофон, при виде орфограммы каждый раз повторяла правила (как в том анекдоте: "Я сто раз объяснил, я сам все понял"))).
Решила, что он хорошо запоминает стихи, значит, будем опираться на зрительную память. Просто запоминать, как оно пишется, включая моторную память.
И мы стали брать тексты из тетрадей Богдановой, вставлять орфограммы (я проговаривала))), а потом писать (правда, мы не списывали) диктант по ним. Вот 7-10 предложений. Ему это давалось непросто очень сначала, но потом он привык.
Потом я настаивала, чтобы он проверил работу. Парень неусидчивый, имело смысл сначала дать ему снять напряжение, пойти попить и попрыгать, а потом обратно посадить проверять. Со временем он даже стал обнаруживать ошибки. Потом стал писать грамотнее, самооценка возросла))).. Под конец наших занятий этот троечник при таком разборе богдановские тексты писал уже практически полностью правильно, спотыкаясь лишь на совсем неизвестных словах либо при усталости (я это распознавала по совсем нелогичным ошибкам, все же у таких детей правописание сильно завязано на истощаемость этой высшей нервной деятельности, видимо). Причем, заметьте, это было не списывание, а диктант, но у нас вот такая традиция сложилась. Основная идея, имхо, сохранена: мы изучаем, как пишутся слова, и стараемся запомнить их правописание. Да, он так и не отличает придаточные изъяснительные от придаточных цели. Мы на этом не заостряли внимание. Мы вообще не заостряли внимание на теории, потому что я решила, что в жизни он не правила рассказывать будет, а писать должен так, чтобы окружающих не пугать. Но мы начали с Богдановой за 6 класс в 7 классе, потом долго тормозили при 1 занятии в неделю, зато в 9 классе взяли уже тексты за 9 класс, мы догнали в этом плане, получается. И, еще раз, он стал узнавать правила. Вдруг. На 3 году обучения. Сам, по собственной инициативе, вдруг стал правописание объяснять. Когда я уже отчаялась в своих способностях что-то в его голову в этом плане уложить.
Ну и кроссворды еще активно использовали, чтобы слова членить на буквы. Ему нравилось.
Уже позже, в рекламируемой на 7е книжке, я прочла про пользу кроссвордов и вот таких вот списываний-диктантов для дисграфиков-дислексиков.
Так что личный опыт вот подтверждает теории ученых, получается.
Спасибо, что дочитали))).
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Обучающие программы (Бесплатный вебинар Восторговой Елены Вадимовны)
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
По поводу "врожденной грамотности" - у меня она и у сына она же. Но я совершенно не помню, как меня учили читать, только помню, что рано, года в 4 я уже читала. Мальчик у нас научился читать нереально поздно с учетом его данных и семейного анамнеза, буквы знал рано все, года в 3, а читать начал в 6. Как-то сам, на тот момент я уже отчаялась его научить и отстала совсем:-).
26.04.2020 09:08:34, anvi
Спасибо, что написали и поделились. Надо своей кроссворды поискать. Для нее чтение просто пытка. Она у меня как-то не читает, а просто видит слово, вот какая буква ее больше зацепит, с такой может и начать, и пытается из всего набора букв какое-то слово придумать. И пишет также, по 3 случайных ошибки в каждом слове, переписывает и может ещё 3, но уже других сделать. С 1 класса бьемся, чтобы проговаривала по буквам, что пишет. Сопротивляется. В русском хоть как-то старается, а на окружающий мир какой-нибудь без слез не взглянешь. Поищу вебинар, посмотрю тоже.
25.04.2020 22:30:43, Память девичья
Есть вариант, что она сопротивляется потому, что ей трудно. Мне понравилась с практическими занятиями книга Г. Абдуловой "Развиваем абсолютную грамотность", но там нужно упражнения выбирать. И там не только на грамотность упражнения, а и на чтение, и на развитие мозга. А кроссворды в киосках самые обычные, на тот уровень, который ей интересно. Имхо, ей бы к логопеду хорошему, который детей читать учит. Или у Эль Ниньи можно спросить. Она, похоже, спец в обучении чтению таких детей.
26.04.2020 09:37:17, Шиповник (экс-Василиса)
25.04.2020 22:30:43, Память девичья

С теорией согласна. Самой кстати в голову не приходило, но на своих и знакомых детях могу подтвердить.
По вашему опыту - могу только аплодировать стоя и восхищаться вашими педагогическими способностями. Если б каждому учителю хоть половину вашего таланта - мир бы реально изменился.
25.04.2020 20:29:36, Планетка
Талантливых учителей очень много, просто они на 7е не трындят, а учат. Это у меня посильная загрузка, общения с коллегами не хватает, поэтому есть время на болтовню. Ну и хочется поделиться возможностью решения проблемы, которая многих напрягает. Потому что деньги на репетиторов и логопедов есть не у всех.
Офф. Какая неравнодушная преподавательница по матану в вузе у старшей!
Да, её боятся, да, из-за неё можно вылететь, но я тут послушала, как она старается, как объясняет все. За что пользуется заслуженной любовью, но это, конечно, не коррекционная педагогика))). 26.04.2020 09:59:57, Шиповник (экс-Василиса)
По вашему опыту - могу только аплодировать стоя и восхищаться вашими педагогическими способностями. Если б каждому учителю хоть половину вашего таланта - мир бы реально изменился.
25.04.2020 20:29:36, Планетка

Офф. Какая неравнодушная преподавательница по матану в вузе у старшей!
Да, её боятся, да, из-за неё можно вылететь, но я тут послушала, как она старается, как объясняет все. За что пользуется заслуженной любовью, но это, конечно, не коррекционная педагогика))). 26.04.2020 09:59:57, Шиповник (экс-Василиса)
ИМХО-имхастое, но я прихожу к выводу, что вся эта "врожденная грамотность" и прочие умственные достижения зависят только от совпадения момента созревания мозга и момента обучения. Если начать обучать раньше готовности мозга, будет море мучительных усилий с минимальным эффектом. Если запоздать, то вместо логичной системы в мозгу отложится мешанина фактов, которая даст эффект "знать знает, но не понимает и понимать не хочет."
Хороший, терпеливый педагог находит ту область знаний, которую мозг может усвоить именно сейчас, работает с этим "сейчас", выстраивает правильную структуру, которая вытягивает на себе и прошлый хаос.
И - оп-па - "он стал узнавать правила"! 25.04.2020 10:57:53, Лабрика
Хороший, терпеливый педагог находит ту область знаний, которую мозг может усвоить именно сейчас, работает с этим "сейчас", выстраивает правильную структуру, которая вытягивает на себе и прошлый хаос.
И - оп-па - "он стал узнавать правила"! 25.04.2020 10:57:53, Лабрика

Все правда. Если б каждому «неудобному» ребёнку так везло в школе, как этому на ваших занятиях, сколько б детей выправилось, а не закончило школьный путь с ощущением полной своей непригодности.
25.04.2020 13:52:01, Эль Нинья
поделюсь своим опытом.
1. "
1. "Почему много читающие не всегда правильно пишут..." Меня учили читать по буквам. Других методик почти пол века назад не знали. И читала я очень много с раннего детства. Фонетику не знала и не знаю, успешно избегая её с детьми (пусть в школе учат). Никакой врожденной грамотности. Выучила правило - буду писать правильно. И есть пример человека с врожденной грамотностью. Отец моей подруги, три класса образования, книг не читал вообще. И при этом писал абсолютно грамотно. Работал корректором в издательстве Молодая гвардия.
2. На сколько я помню у детей, начинали именно с распознавания орфограмм. Может, недостаточно...
Про практику. Вот именно так учительница на собрании нам рассказывала. С доски они не списывали - только с учебника. Ну и делать пометки в учебнике им не разрешалось (в букваре, который сами покупали, разрешалось). Но найти их глазами надо было точно. И проговаривать. И что мыслить надо предложениями - тоже. Подруга рассказывала, что у них так же было. Только дети весь первый класс писали на дощечках и можно было стереть и исправить. Это нынешние пятиклашки.
24.04.2020 21:13:40, Julinika
По поводу врожденной грамотности: вот и мне кажется, что одного обучения самостоятельного по буквам мало.
Я не знаю, как мою старшую учили в начальной школе, но там проблем с грамотностью и русским в целом у неё не было. А с пятого они просто полезли, и даже то, что было выучено в начальной школе, забылось.
24.04.2020 22:16:55, Шиповник (экс-Василиса)
1. "
1. "Почему много читающие не всегда правильно пишут..." Меня учили читать по буквам. Других методик почти пол века назад не знали. И читала я очень много с раннего детства. Фонетику не знала и не знаю, успешно избегая её с детьми (пусть в школе учат). Никакой врожденной грамотности. Выучила правило - буду писать правильно. И есть пример человека с врожденной грамотностью. Отец моей подруги, три класса образования, книг не читал вообще. И при этом писал абсолютно грамотно. Работал корректором в издательстве Молодая гвардия.
2. На сколько я помню у детей, начинали именно с распознавания орфограмм. Может, недостаточно...
Про практику. Вот именно так учительница на собрании нам рассказывала. С доски они не списывали - только с учебника. Ну и делать пометки в учебнике им не разрешалось (в букваре, который сами покупали, разрешалось). Но найти их глазами надо было точно. И проговаривать. И что мыслить надо предложениями - тоже. Подруга рассказывала, что у них так же было. Только дети весь первый класс писали на дощечках и можно было стереть и исправить. Это нынешние пятиклашки.
24.04.2020 21:13:40, Julinika

Я не знаю, как мою старшую учили в начальной школе, но там проблем с грамотностью и русским в целом у неё не было. А с пятого они просто полезли, и даже то, что было выучено в начальной школе, забылось.
24.04.2020 22:16:55, Шиповник (экс-Василиса)
Соглашусь. И вообще, в процессе обучения уже четвёртого ребёнка русскому полностью самостоятельно, осознаю, какой же это вред - одновременное изучение фонетики-орфографии-синтаксиса детьми в 6-7 лет. Закидайте меня камнями, но все, что, по-моему, стоит делать в этом возрасте и на протяжении 3 лет - всячески стимулировать чтение ( и слушание грамотной русской речи, читать самим или в школе вслух лет до 12) и просто учить списыванию текстов, да. Без всяких правил!!! Эссе и сочинения тоже, обязательно. Непременно учить выражать свои мысли.
Я часто со своей младшей практикую написание слова с ошибкой или без - она должна выбрать правильное. Угадывает все чаще, а раньше даже намёка на это чутьё не было. Если ещё два месяца назад 9-летний ребёнок писал «обтека» (аптека, то есть), то буквально на глазах происходят разительные перемены. С каждым днём практически. Причём во всех языках одновременно. Я думаю, к 10 годам ей уже никто не сможет поставить ни дислексию, ни дисграфию. 24.04.2020 21:04:57, Эль Нинья
И я интуитивно к тому же пришла. Английский учил безо всяких правил, алфавит выучил как стишок, никаких «складываний» букв в слова не было. Было много песенок, стишков, карточек со словами, ещё того, что по-русски я бы назвала потешками и попевками. Грамматике подключилась на 4 или 5 году обучения. Результат очень устраивает.
Почему не учить по похожему способу родному языку - я не понимаю. 25.04.2020 08:55:36, Крохозябр
Это весьма интересно. Потому что вряд ли это будет в стиле "А вот мы на Мальдивах вместе с нашими беспроблемными детьми-победителями всеросса". Для людей такие проблемы не то, чем они гордятся и что сообщают всем встречным. Некоторые даже просто не знают, у кого спросить. Не знают, в чем проблема, видят только внешнюю сторону.
Опробованные на практике советы очень важны.
Да, я тоже боялась в детстве ошибиться, хотя училась очень хорошо.
А моим все равно))). Но я твердо уверена, что лучше красная рожа (и в плане самооценки тоже) и синий диплом. В меру синий, естественно, в зависимости от многих моментов))). 25.04.2020 14:20:26, Шиповник (экс-Василиса)
Это богатая тема))). Скажем так: они странные по сравнению с обычными ошибками. Это на мой непрофессиональный взгляд, я с ними сталкивалась и в русском, и в иностранном (тут реже значительно).
24.04.2020 23:29:24, Шиповник (экс-Василиса)
Их реально видно. Если ребёнок пишет полАжить и серебряННый, вряд ли это та самая проблема. Хотя подходы к ликвидации даже такой безграмотности будут разными у разных детей.
25.04.2020 09:07:05, Шиповник (экс-Василиса)
Я часто со своей младшей практикую написание слова с ошибкой или без - она должна выбрать правильное. Угадывает все чаще, а раньше даже намёка на это чутьё не было. Если ещё два месяца назад 9-летний ребёнок писал «обтека» (аптека, то есть), то буквально на глазах происходят разительные перемены. С каждым днём практически. Причём во всех языках одновременно. Я думаю, к 10 годам ей уже никто не сможет поставить ни дислексию, ни дисграфию. 24.04.2020 21:04:57, Эль Нинья

Почему не учить по похожему способу родному языку - я не понимаю. 25.04.2020 08:55:36, Крохозябр
«обтека» - это сильный образ :)))
Мне нравится, как Вы занимаетесь, и, главное - результат! 24.04.2020 21:55:49, av10
Мне нравится, как Вы занимаетесь, и, главное - результат! 24.04.2020 21:55:49, av10
Мб мне просто не попадались книжки на эту тему, но было бы интересно почитать про типичные ошибки дисграфиков и дислектиков. Тема, кмк, не раскрыта.
24.04.2020 22:58:29, av10
Фото творчества дислексика есть в реге :) это месяца три назад. Сейчас - гораздо лучше, сфотографирую-выложу.
В середине - как писал средний, год назад. Ни одного урока русского в жизни не было. А ниже - старшая дочь, ровно в том же возрасте 9 лет. Совершенно аналогичным образом я ее учила (скорее, не учила) дома. 25.04.2020 00:26:29, Эль Нинья
В середине - как писал средний, год назад. Ни одного урока русского в жизни не было. А ниже - старшая дочь, ровно в том же возрасте 9 лет. Совершенно аналогичным образом я ее учила (скорее, не учила) дома. 25.04.2020 00:26:29, Эль Нинья
Мощный прогресс! Только подписи бы сделать, кто, что и когда.
И почему Вы блог не ведете? Было бы полезно. 25.04.2020 03:18:12, av10
И почему Вы блог не ведете? Было бы полезно. 25.04.2020 03:18:12, av10
Спасибо!!! Мы не теряем оптимизма! А главное, дочь совершенно не боится ничего и спокойно повторяет: «Я ребёнок. Дети учатся на ошибках, когда вырасту - буду писать грамотно.» У меня в ее возрасте не было и половины уверенности в себе, я панически боялась ошибиться, хотя была очень раннеразвитой отличницей, с 4 х лет читающей себе толстые книги.
Про блог - не думала, что это может быть кому-то интересно. 25.04.2020 13:55:39, Эль Нинья
Про блог - не думала, что это может быть кому-то интересно. 25.04.2020 13:55:39, Эль Нинья

Опробованные на практике советы очень важны.
Да, я тоже боялась в детстве ошибиться, хотя училась очень хорошо.
А моим все равно))). Но я твердо уверена, что лучше красная рожа (и в плане самооценки тоже) и синий диплом. В меру синий, естественно, в зависимости от многих моментов))). 25.04.2020 14:20:26, Шиповник (экс-Василиса)

Было бы полезно родителям знать о типичных ошибках, чтобы понять, что с этими ошибками обычные методы не сработают. Жаль детских нервов :(
25.04.2020 00:24:25, av10

25.04.2020 09:07:05, Шиповник (экс-Василиса)
Сын сначала учил буквы, у нас азбук было развешено несколько, к 2-м годам уверенно показывал то, что я просила, или тащил магнитную букву.
Читать начал к 3-м короткими словами: 2-3 буквы, потом уже пришлось учить читать по слогам, когда слова длиннющие пошли. В школе говорили - "врожденная грамотность", но я вообще не понимаю, как грамотность может быть врожденной?
Почерк отвратительный. Писать не любил руками, зато Word нравился, это первая программа, с которой мама разрешала играть, и с проверкой и без. Цветные буковки, разные шрифты, это весело. 24.04.2020 19:48:03, av10
А для этого есть мама, которая объяснит мальчику А, что либо этими 5 нечего гордиться, либо этих 2 нечего бояться. Под всех систему оценок не подстроить.
25.04.2020 09:10:00, Шиповник (экс-Василиса)
Извините, это не образование))). Это тренировки в качестве дополнения.
25.04.2020 09:11:13, Шиповник (экс-Василиса)
Почему деревянные кубики образование? И счетные палочки? Тоже дополнение.
Ну вот дайте ребенку счетные палочки, что он сам по себе с ними сделает?))) 25.04.2020 15:50:01, Шиповник (экс-Василиса)
В качестве игрушек палочки полезнее, факт. Развивают фантазию и воображение, тактильные моменты. Но мы ж об образовании, а не об игрушках)))
25.04.2020 17:45:05, Шиповник (экс-Василиса)
Не читала исследований, только отдельные моменты.
ИМХО: откуда берется что-то новое, как развивается воображение?
От недостатка чего-то.
Откуда берется изобретательность? От недостатка чего-то.
Если все есть, зачем мозгам работать? Как, например, зачем работать ногам, если до офиса везет транспорт, а продукты приносятся доставкой? Предки наши гиподинамией страдали редко в естественных условиях.
Ты смотришь на палочки и видишь в них будущие образы того, что из них можно сделать. Трогаешь эти палочки, вертишь их в руках, при этом поступают сигналы в мозг. Располагаешь их в пространстве. Есть люди, которые, как Папа Карло, хоть в компьютерном, хоть в обычном полене увидят Буратино. Но такой ярко выраженный талант дан не всем, многим нужно его развить.
Когда мы сразу смотрим фильм или видео, например, не прочитав книгу, мы лишаем себя возможности вообразить героев, голоса, одежды.
Дело в том, что, имхо, воображение есть очень важная часть человеческих мыслей.
Не зря многие интересные идеи приходят, когда у человека нет рядом ни книг, ни гаджетов, а он просто лежит на диване и смотрит в потолок))). Когда его мозг отдыхает.
Компьютерные задачки отличная вещь. Но это параллельно палкам и прочим радостям. В наше время одних палок мало. Но компьютеры палки заменить не могут. Должно быть и то, и другое. Причем для своих детей я прямо-таки настаиваю, что лет до 5 только палки, лет до 7-9 преимущественно палки, а потом уж как сами решат, но все же максимально оттаскивать от компа (они и так туда погрузятся с нарушением всех зрительных и прочих норм).
А остальным не навязываю))).
25.04.2020 19:51:43, Шиповник (экс-Василиса)
Школьник молодец какой. На компе мелкий лет с 2х периодически мультики разве что смотрел, но размещался по возможности подальше от компа. Для очистки моей совести смотрел на английском и немецком преимущественно))). Ничего не понимал, его устраивало))).
26.04.2020 09:43:13, Шиповник (экс-Василиса)
Ему 7 лет только.
Легче всего среднему даются; если бы я ему такое включала в свое время, то результат был бы лучше.
У него подходящая голова, он даже в незнакомых языках вычленяет слова и повторяет фразы почти нормально. Но именно с такими детьми сложнее всего.
Потому что с ними нужно заниматься много, углубленно и качественно, если они захотят, конечно.
А на это нужно значительно больше времени, сил и средств (если ребенок сам недостаточно мотивирован и просто ради интереса заниматься не жаждет). На школьный трояк и сам выучит. Захочет - выучит на четыре.
А остальным да: читающие яйца включил, ребенок радостно позанимался две недели и сообщил, что dog одна собака, а dogs больше одной. До этого мои попытки объяснить это в голове у него мало укладывались, я их и бросила, пусть дорастет.
Среднему это было достаточно объяснить один раз в школе на уроке, он понял, хотя был всего на полгода старше к тому времени.
Поэтому когда дети разные, то очень сложно сравнить: легче или сложнее что дается. 27.04.2020 14:10:32, Шиповник (экс-Василиса)
Понятное дело, что индивидуально и так старательно - оно лучше. Ресурсов на такое нет просто на все человечество))).
25.04.2020 14:21:53, Шиповник (экс-Василиса)
Тогда там не только компьютерные тренировки должны быть.
25.04.2020 11:45:45, Шиповник (экс-Василиса)
Читать начал к 3-м короткими словами: 2-3 буквы, потом уже пришлось учить читать по слогам, когда слова длиннющие пошли. В школе говорили - "врожденная грамотность", но я вообще не понимаю, как грамотность может быть врожденной?
Почерк отвратительный. Писать не любил руками, зато Word нравился, это первая программа, с которой мама разрешала играть, и с проверкой и без. Цветные буковки, разные шрифты, это весело. 24.04.2020 19:48:03, av10
Так же как любой талант - либо есть, либь нет. Когда нет - хоть убейся веником. Я и книжки читала, правда не рано начала, класса с 1 и то сначала за оценки и правила учила, русский в школе был одним из любимых предметов (вот такая редкость)но до 100% грамотности мне по-прежнему как до луны.
24.04.2020 21:20:33, hanhi
24.04.2020 21:20:33, hanhi
Мы вообще не знаем, как и что в человеке работает... Все на ощупь!
Когда они в школе эти синие, зеленые и красные точечки рисовали, то мне казалось, что полный бред! Ну нельзя так выучить ничего, только запутаешься... Но ребятам, (большинству), вроде было норм.
Для меня очевидно одно: нельзя грести всех под одну гребенку, потому что разные каналы восприятия у всех работают не одинаково. И одинаково спрашивать со всех нельзя, важнее динамику отслеживать. 24.04.2020 21:50:33, av10
Когда они в школе эти синие, зеленые и красные точечки рисовали, то мне казалось, что полный бред! Ну нельзя так выучить ничего, только запутаешься... Но ребятам, (большинству), вроде было норм.
Для меня очевидно одно: нельзя грести всех под одну гребенку, потому что разные каналы восприятия у всех работают не одинаково. И одинаково спрашивать со всех нельзя, важнее динамику отслеживать. 24.04.2020 21:50:33, av10
ЕГЭ тоже предлагаете по-разному проводить и оценивать ? От каждого - ЕГЭ по способностям.
24.04.2020 21:56:43, lacerta(gkfdey в системе)
24.04.2020 21:56:43, lacerta(gkfdey в системе)
Мне близка идея задерживать или переводить на следующий уровень в зависимости от реальных знаний, а не потому что "так надо".
ЕГЭ начинают пугать детей с 1-го класса уже. До него не все доходят, кстати.
В началке закладывается самое главное - любовь к обучению, если мальчик А развивается по одному предмету медленнее, чем весь класс, то должна быть иная система оценок именно для этого ребенка. То же самое, для опережающих. 24.04.2020 23:16:15, av10
ЕГЭ начинают пугать детей с 1-го класса уже. До него не все доходят, кстати.
В началке закладывается самое главное - любовь к обучению, если мальчик А развивается по одному предмету медленнее, чем весь класс, то должна быть иная система оценок именно для этого ребенка. То же самое, для опережающих. 24.04.2020 23:16:15, av10
<задерживать или переводить на следующий уровень в зависимости от реальных знаний> - этак некоторые до старости в школе учиться будут. Я даже знаю таких.
25.04.2020 12:41:06, hanhi
25.04.2020 12:41:06, hanhi

Причём мальчик А, считающийся слабым ( или вовсе безнадёжным) в традиционной школьный системе, в другой обстановке вполне может очень неожиданно сделать гигантский скачок в своём развитии, в какой-то момент уже и опережая стабильных отличников.
24.04.2020 23:51:34, Эль Нинья
24.04.2020 23:51:34, Эль Нинья
О том и речь! Если не отбивать охоту учиться, и не сравнивать детей друг с другом, то можно добиться прогресса, при этом, ученик не потеряет веру с собственные способности.
Тут-то и нужно подключать компьютерные тренировки, но... При слове онлайн-образование у многих родителей паника. Почему? Потому что у нас это "готовить не умеют".
Столько бессмысленных игр для младшего возраста, а образовательных - кот наплакал :( 25.04.2020 00:22:35, av10
Тут-то и нужно подключать компьютерные тренировки, но... При слове онлайн-образование у многих родителей паника. Почему? Потому что у нас это "готовить не умеют".
Столько бессмысленных игр для младшего возраста, а образовательных - кот наплакал :( 25.04.2020 00:22:35, av10

Когда деревянные кубики с буквами и картинками, то "образование", а если буквы в электронном виде, то сразу "не образование"...
Счетные палочки - норм, а игра на экране уже нет?
Досадно то, что игр полезных меньше, чем бесполезных.
Мне жаль, что такой мощный и удобный инструмент как компьютер, в школьном образовании используют так бессмысленно. Особенно в начальной и средней школе. 25.04.2020 15:40:15, av10
Счетные палочки - норм, а игра на экране уже нет?
Досадно то, что игр полезных меньше, чем бесполезных.
Мне жаль, что такой мощный и удобный инструмент как компьютер, в школьном образовании используют так бессмысленно. Особенно в начальной и средней школе. 25.04.2020 15:40:15, av10
Я надеюсь, все же научаться. Общедоступному компьютеру нет и двадцати лет.
25.04.2020 16:14:14, Лабрика

Ну вот дайте ребенку счетные палочки, что он сам по себе с ними сделает?))) 25.04.2020 15:50:01, Шиповник (экс-Василиса)
Потому что кубики МОЖНО, а компьютер - нельзя!
Причем, компьютер-то тоже можно, но... (тут следует глубокий вздох и фраза: "Ну, все же играют, а мой чем хуже?"
Телефоны и планшетники так и остаются ВРЕДНЫМИ игрушками, а палочки - полезными. 25.04.2020 17:36:21, av10
Причем, компьютер-то тоже можно, но... (тут следует глубокий вздох и фраза: "Ну, все же играют, а мой чем хуже?"
Телефоны и планшетники так и остаются ВРЕДНЫМИ игрушками, а палочки - полезными. 25.04.2020 17:36:21, av10

Игра Заработало, тоже из палочек, но реально полезная! И тоже развивает фантазию и воображение :)
Жаль, что о ней не многие знают, а о палочках знают все.
Палочки... Вот было бы интересно, провести сравнение на фантазию и воображение у детей, которые играют в развивалки на компе, и с теми, которые играют в палочки...
Вы всерьез считаете, что "палочники" обогнали бы "компьютерщиков"?
Я вот не уверена... Это заявление педагогов, оно на чем основано? Есть ли исследования?
Любопытно было бы ознакомится. 25.04.2020 18:50:38, av10
Жаль, что о ней не многие знают, а о палочках знают все.
Палочки... Вот было бы интересно, провести сравнение на фантазию и воображение у детей, которые играют в развивалки на компе, и с теми, которые играют в палочки...
Вы всерьез считаете, что "палочники" обогнали бы "компьютерщиков"?
Я вот не уверена... Это заявление педагогов, оно на чем основано? Есть ли исследования?
Любопытно было бы ознакомится. 25.04.2020 18:50:38, av10
"Заработало!" - классная игра. У меня оба ребенка её обожали. Но к компу они получили доступ годам к 6-ти и только для развивающих игр.
25.04.2020 20:21:13, Julinika
25.04.2020 20:21:13, Julinika
Мне сложно было оградить ребенка от компа, когда он висел в слинге и смотрел, как мама работает дистанционно. Старалась, конечно, но уберечься было сложно.
26.04.2020 06:18:15, av10

ИМХО: откуда берется что-то новое, как развивается воображение?
От недостатка чего-то.
Откуда берется изобретательность? От недостатка чего-то.
Если все есть, зачем мозгам работать? Как, например, зачем работать ногам, если до офиса везет транспорт, а продукты приносятся доставкой? Предки наши гиподинамией страдали редко в естественных условиях.
Ты смотришь на палочки и видишь в них будущие образы того, что из них можно сделать. Трогаешь эти палочки, вертишь их в руках, при этом поступают сигналы в мозг. Располагаешь их в пространстве. Есть люди, которые, как Папа Карло, хоть в компьютерном, хоть в обычном полене увидят Буратино. Но такой ярко выраженный талант дан не всем, многим нужно его развить.
Когда мы сразу смотрим фильм или видео, например, не прочитав книгу, мы лишаем себя возможности вообразить героев, голоса, одежды.
Дело в том, что, имхо, воображение есть очень важная часть человеческих мыслей.
Не зря многие интересные идеи приходят, когда у человека нет рядом ни книг, ни гаджетов, а он просто лежит на диване и смотрит в потолок))). Когда его мозг отдыхает.
Компьютерные задачки отличная вещь. Но это параллельно палкам и прочим радостям. В наше время одних палок мало. Но компьютеры палки заменить не могут. Должно быть и то, и другое. Причем для своих детей я прямо-таки настаиваю, что лет до 5 только палки, лет до 7-9 преимущественно палки, а потом уж как сами решат, но все же максимально оттаскивать от компа (они и так туда погрузятся с нарушением всех зрительных и прочих норм).
А остальным не навязываю))).
25.04.2020 19:51:43, Шиповник (экс-Василиса)
Отдельные моменты и я читала... Даже курс лекций посещала по вальдорфской педагогике.
Рассказывали убедительно, но тогда я была юна и доверчива, многое принимала за чистую монету. Мне многое из педагогики было интересно еще задолго до рождения собственного ребенка.
Помню версию о способности к изобретениям: в человеческой популяции есть минимальное количество людей, способных изобрести что-то действительно новое; улучшить существующее могут тоже не многие, но их больше в популяции, остальные - способны использовать существующие изобретения, (не важно какие - каменный топор, или компьютер, не суть).
Если опираться на эту теорию, то из 1000 людей играющих в палочки, один или два - сложат домик, сотня - придумают вариации домика, а остальные - будут воспроизводить эти домики, с разным уровнем успешности. Даже не помню, кто автор этой идеи, но почему-то запомнилась.
Лет до 5-и только палки? Мб и хотелось бы, но как? Детей прошлого приучали к труду довольно рано, они подражали РОДИТЕЛЯМ.
Мама берет пульт и включает мультик, или музыку; мама берет телефон и набирает номер; вставляет карточку на кассе и забирает продукты... А ребенок в это время увлеченно играет в палочки? Мне в это трудно поверить!
У нас была какая-то немыслимая гора "правильных" игрушек, и мУльон попыток привлечь детеныша к экологически проверенным играм... Фиг у меня вышло! Пальчиковые краски и глина - для мамы, пластилин - тоже для мамы, соленое тесто - для нее же, (похоже ей это нравится!), а у мелкого свой интерес, и своя забота, как бы утянуть пульт и перенастроить каналы.
На даче проще было, но не намного. Чтобы мой ребенок перестал интересоваться кнопками, нужно было бы в скит переехать, наверное :(
На счет лежания на диване и идей тоже не предсказать. Чтобы идеи стали в голове крутиться, нужно запустить туда какой-то объем информации, причем, никто не знает какой именно объем, и какой именно информации.
На счет воображения - полностью согласна! Часть уроков бы стоило заменить на что-то воображательное, ну, мне бы хотелось... ТРИЗ идеально подходит, но редко используется в школах.
Мне тоже не хочется никому навязывать свои убеждения, но когда компьютер демонизируют, он из союзника делается врагом.
Помню, как-то один талантливый школьник сделал такой проект: он понял, что мало двигается и решил это исправить, написал программу, которая вырубала комп каждые 20 мин, (на счет времени могу ошибаться), и не давала запуститься обратно, пока он на тренажере некоторое время не "отрабатывал". Гениально, на мой взгляд :)) 26.04.2020 07:39:26, av10
Рассказывали убедительно, но тогда я была юна и доверчива, многое принимала за чистую монету. Мне многое из педагогики было интересно еще задолго до рождения собственного ребенка.
Помню версию о способности к изобретениям: в человеческой популяции есть минимальное количество людей, способных изобрести что-то действительно новое; улучшить существующее могут тоже не многие, но их больше в популяции, остальные - способны использовать существующие изобретения, (не важно какие - каменный топор, или компьютер, не суть).
Если опираться на эту теорию, то из 1000 людей играющих в палочки, один или два - сложат домик, сотня - придумают вариации домика, а остальные - будут воспроизводить эти домики, с разным уровнем успешности. Даже не помню, кто автор этой идеи, но почему-то запомнилась.
Лет до 5-и только палки? Мб и хотелось бы, но как? Детей прошлого приучали к труду довольно рано, они подражали РОДИТЕЛЯМ.
Мама берет пульт и включает мультик, или музыку; мама берет телефон и набирает номер; вставляет карточку на кассе и забирает продукты... А ребенок в это время увлеченно играет в палочки? Мне в это трудно поверить!
У нас была какая-то немыслимая гора "правильных" игрушек, и мУльон попыток привлечь детеныша к экологически проверенным играм... Фиг у меня вышло! Пальчиковые краски и глина - для мамы, пластилин - тоже для мамы, соленое тесто - для нее же, (похоже ей это нравится!), а у мелкого свой интерес, и своя забота, как бы утянуть пульт и перенастроить каналы.
На даче проще было, но не намного. Чтобы мой ребенок перестал интересоваться кнопками, нужно было бы в скит переехать, наверное :(
На счет лежания на диване и идей тоже не предсказать. Чтобы идеи стали в голове крутиться, нужно запустить туда какой-то объем информации, причем, никто не знает какой именно объем, и какой именно информации.
На счет воображения - полностью согласна! Часть уроков бы стоило заменить на что-то воображательное, ну, мне бы хотелось... ТРИЗ идеально подходит, но редко используется в школах.
Мне тоже не хочется никому навязывать свои убеждения, но когда компьютер демонизируют, он из союзника делается врагом.
Помню, как-то один талантливый школьник сделал такой проект: он понял, что мало двигается и решил это исправить, написал программу, которая вырубала комп каждые 20 мин, (на счет времени могу ошибаться), и не давала запуститься обратно, пока он на тренажере некоторое время не "отрабатывал". Гениально, на мой взгляд :)) 26.04.2020 07:39:26, av10

И как у него с языками? Это помогло потом легче их освоить?
Интересно, как это работает. 27.04.2020 01:24:45, av10
Интересно, как это работает. 27.04.2020 01:24:45, av10

Легче всего среднему даются; если бы я ему такое включала в свое время, то результат был бы лучше.
У него подходящая голова, он даже в незнакомых языках вычленяет слова и повторяет фразы почти нормально. Но именно с такими детьми сложнее всего.
Потому что с ними нужно заниматься много, углубленно и качественно, если они захотят, конечно.
А на это нужно значительно больше времени, сил и средств (если ребенок сам недостаточно мотивирован и просто ради интереса заниматься не жаждет). На школьный трояк и сам выучит. Захочет - выучит на четыре.
А остальным да: читающие яйца включил, ребенок радостно позанимался две недели и сообщил, что dog одна собака, а dogs больше одной. До этого мои попытки объяснить это в голове у него мало укладывались, я их и бросила, пусть дорастет.
Среднему это было достаточно объяснить один раз в школе на уроке, он понял, хотя был всего на полгода старше к тому времени.
Поэтому когда дети разные, то очень сложно сравнить: легче или сложнее что дается. 27.04.2020 14:10:32, Шиповник (экс-Василиса)
Тут вы неправы. Это образование, но для мозга, малость не туда сформировавшегося. Для нормального мозга сегодняшнее образование оптимальное, оно не зря обтачивалось под норму столетиями.
25.04.2020 11:40:54, Лабрика
Так, может, норма 100-200 лет назад и сейчас - разные нормы?
Современный ребёнок живет в многомерном мире с нескончаемым потоком информации. И мозг его функционирует не так, как у ровесника в 19-20 веке.
Да и с точки зрения мотивации. Дети живут с рождения в совершенно другом мире. Учитель, к сожалению (в случае хороших Учителей) или к счастью ( если посредственный) - далеко не единственный источник знаний, и ребёнок в курсе этого уже в начальной школе. Можно сколько угодно пытаться это игнорировать, но ситуация вряд ли от этого улучшится. 25.04.2020 12:11:02, Эль Нинья
Современный ребёнок живет в многомерном мире с нескончаемым потоком информации. И мозг его функционирует не так, как у ровесника в 19-20 веке.
Да и с точки зрения мотивации. Дети живут с рождения в совершенно другом мире. Учитель, к сожалению (в случае хороших Учителей) или к счастью ( если посредственный) - далеко не единственный источник знаний, и ребёнок в курсе этого уже в начальной школе. Можно сколько угодно пытаться это игнорировать, но ситуация вряд ли от этого улучшится. 25.04.2020 12:11:02, Эль Нинья
С точки зрения эффективности жизни в современном мире - норма другая. Но вот засада, мне не кажется, что современный мир останется неизменным хотя бы сотню лет, чтобы сознательно подстраивать под него детей. Это раз. Два - не всегда эффективный человек становится счастливым... Наблюдая несколько таких примеров, понимаю, что кое-когда надо остановится с образованием, и перенести усилия на что-то другое.
25.04.2020 12:56:00, Лабрика
Я соглашусь. Мы не знаем, каким он будет, мир наших взрослых детей. Но если не подстраивать их под этот, то ещё меньше смысла имеет попытка подстроить их под прежний, столетней давности.
Я за развитие индивидуальных талантов и способностей, в каждом ребёнке хоть какая-то искорка есть. Но сколько же детей ее теряет ежегодно в борьбе со школой и ее обязательной программой! В то время, как свободное образование позволяет ребёнку найти себя, свой путь - а потом уверенный и счастливый человек осваивает то, что ему требуется за гораздо менее короткое, чем 11 лет, время.
Извините, меня сейчас опять в не те дебри унесёт :) но когда видишь, как другой подход работает в даже тяжелых по школьным мерках случаях... сложно удержаться.
25.04.2020 13:44:13, Эль Нинья
Я за развитие индивидуальных талантов и способностей, в каждом ребёнке хоть какая-то искорка есть. Но сколько же детей ее теряет ежегодно в борьбе со школой и ее обязательной программой! В то время, как свободное образование позволяет ребёнку найти себя, свой путь - а потом уверенный и счастливый человек осваивает то, что ему требуется за гораздо менее короткое, чем 11 лет, время.
Извините, меня сейчас опять в не те дебри унесёт :) но когда видишь, как другой подход работает в даже тяжелых по школьным мерках случаях... сложно удержаться.
25.04.2020 13:44:13, Эль Нинья


Ну вот я давала ссылку на Антона. Примитивная по форме обучающая программа, но мои дети готовы там упражения делать намного охотнее, чем рабочие тетради, просто в разы! для отработки базовых навыков идеальная, я считаю. уж точно можно такое, если не лучше, и на русском сделать.
25.04.2020 00:30:41, Эль Нинья
Основная проблема, кмк, не в том, что компьютер как-то особенно вреден для детей, а в том, что много игр тупейших.
Если не разбираться во что играют дети, то вред, а если разбирать, то норм.
25.04.2020 03:10:28, av10
Если не разбираться во что играют дети, то вред, а если разбирать, то норм.
25.04.2020 03:10:28, av10
До ЕГЭ ( хорошо, до 14-15 лет) все эти ММД, дислексии-дизграфии и прочие незрелости к детей с нормальным интеллектом компенсируются почти полностью, если не полностью отравить детям годы начальной школы и не убить начисто мотивацию отработкой ЗУНов, к которым данный 7-10 летний ребёнок не готов именно сейчас ( а в 11 лет будет готов и все пройдёт за месяц).
24.04.2020 22:00:42, Эль Нинья
"как грамотность может быть врожденной" - когда ее алгоритмы усваиваются на интуитивном уровне, в процессе чтения. у меня у самой так. правила для меня - темный лес. ну и дочери тоже такие же - по кр мере в смысле орфографии, вот синтаксисом у младшей всегда были затыки, до сих пор иногда со мной советуется.
24.04.2020 20:37:01, ALora
24.04.2020 20:37:01, ALora
Про себя я вообще ничего сказать не могу. Грамотность не врожденная, правил не помню... Читать начала рано. Если бы до школы не научилась, то была бы беда :(
24.04.2020 21:52:33, av10
Врожденная грамотность: есть тоже пример подтверждающий. Но как это "сам и до школы"? Это дети с интересом, раннего развития. Может дело в этом? Просто способные в этой области.
Практика. Обучение такое и было в советской школе. Учителя ещё и закрывали предложение после прочтения и изучения - пиши по памяти.
Сейчас не так. Тетради на печатной основе - зло.
Дети больше работали с текстом, писали, много диктантов, изложения. Устный пересказ!
Вообще "русский как иностранный" сейчас, фонетика с детского сада вредная. Все эти эссе и мини-сочинения. 24.04.2020 17:49:07, E_VIKT
Тоже думаю, что дети с не самым маленьким IQ.
За последние даже не несколько, а уже немало лет постепенно сменилась методика обучения. 24.04.2020 18:51:08, Шиповник (экс-Василиса)
Практика. Обучение такое и было в советской школе. Учителя ещё и закрывали предложение после прочтения и изучения - пиши по памяти.
Сейчас не так. Тетради на печатной основе - зло.
Дети больше работали с текстом, писали, много диктантов, изложения. Устный пересказ!
Вообще "русский как иностранный" сейчас, фонетика с детского сада вредная. Все эти эссе и мини-сочинения. 24.04.2020 17:49:07, E_VIKT
фонетические разборы в 1 классе, синтаксические схемы с кубиками-рубиками в 3-м - это все только на разрушение интуитивного, естественного освоения правил родного языка, имхо
24.04.2020 20:39:39, ALora
24.04.2020 20:39:39, ALora
Да, после того, как я получила 2 за схемы из треугольничков в 1 классе сына, я забила русский в 1 кл. А я как мне казалось понимала. что там надо было делать - звонкие от глухих и твердые от мягких отличаю.
24.04.2020 21:23:08, hanhi
24.04.2020 21:23:08, hanhi

За последние даже не несколько, а уже немало лет постепенно сменилась методика обучения. 24.04.2020 18:51:08, Шиповник (экс-Василиса)
помнится в моё детство нас учительница и логопед так и учили
именно вот по этому алгоритму
а) Берем текст и изучаем.
б) Выделяем орфограммы в тексте (в образце самом), прямо берём карандашиком и выделяем
в) проговариваем орфограммы.
2. Списываем.
а) орфограммы при списывании проговариваем, выделяем.
3. Проверяем.
а) орфограммы проговариваем.
24.04.2020 17:28:40, douceur
Не, мы просто списывали. И за помарки нам снижали оценки))), поэтому я списывание не любила.
Я в диктантах Богдановой увидела похожую методику со всеми этими объяснительными диктантами, но у меня в школах такого не помню. 24.04.2020 18:52:53, Шиповник (экс-Василиса)
именно вот по этому алгоритму
а) Берем текст и изучаем.
б) Выделяем орфограммы в тексте (в образце самом), прямо берём карандашиком и выделяем
в) проговариваем орфограммы.
2. Списываем.
а) орфограммы при списывании проговариваем, выделяем.
3. Проверяем.
а) орфограммы проговариваем.
24.04.2020 17:28:40, douceur

Я в диктантах Богдановой увидела похожую методику со всеми этими объяснительными диктантами, но у меня в школах такого не помню. 24.04.2020 18:52:53, Шиповник (экс-Василиса)
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание