А. Азимов. Они были счастливы...
Перевод произведения Айзека Азимова "The fun they had", 1957 г.
Марджи даже сделала запись об этом событии в своем дневнике. Вечером того самого дня, когда все произошло. На странице, датированной 17-м мая 2157 года, она написала: «Сегодня Томми нашел настоящую книгу!»
Это была очень древняя книга. Дедушка как-то сказал Марджи, что, - когда он сам еще был маленьким, - его дедушка рассказывал ему о далеком времени. Тогда все рассказы печатались на бумаге.
Дети переворачивали пожелтевшие от времени и сморщенные страницы. Они были безумно счастливы читать слова, остававшиеся неподвижными, вместо того, чтобы двигаться так, как они привыкли, - на экране, конечно. Затем, когда они возвращались на предыдущую страницу, то находили там те же самые слова, что были прочитаны ими первоначально.
- Вот так так! - сказал Томми, - Какое небрежное отношение. Когда ты заканчивал читать книгу, ты просто выбрасывал ее, я думаю. В нашем телеприемнике должны находиться миллионы книг. Но он также подходит и для многого другого. Я бы ни за что не выбросил его.
- Я тоже, - сказала Марджи.
Ей было только одиннадцать и она еще не видела столько книг, сколько прочитал Томми. Ему было уже тринадцать.
Она спросила:
- Где ты нашел ее?
- Дома, - он, поглощенный чтением, не глядя махнул рукой, - На чердаке.
- О чем она?
- О школе.
Марджи сморщила гримасу презрения.
- О школе? Что можно написать о школе? Я эту школу ненавижу.
Марджи всегда не любила школу. Но сейчас она ненавидела ее более, чем когда-либо.
Механический учитель давал ей тест за тестом по географии. А она делала их все хуже и хуже. Пока, наконец, мама не покачала сокрушенно головой и не послала за Окружным Инспектором.
Инспектор оказался маленьким толстячком с красным лицом. У него был ящик, заполненный измерительными инструментами и проводами. Он приветливо улыбнулся Марджи и дал ей яблоко. Затем разобрал учителя на части.
Марджи надеялась, что он не сможет собрать их обратно. Но инспектор хорошо знал свое дело и, примерно после часа работы, робот снова стоял на своем месте — огромный, черный и… безобразный... С большим экраном, на котором были подсвечены все задания и на все вопросы были даны ответы. Что ж, хотя бы это было неплохо.
Наиболее ненавидимой Марджи частью устройства был приемник - щель, куда она помещала перфоленту с домашним заданием и ответами на тесты. Она должна была записывать их в коде Бодо*, который она выучила в шестилетнем возрасте, а механический учитель тотчас же выдавал оценку.
По окончании работы Инспектор улыбнулся и взъерошил волосы на голове Марджи. Он сказал ее матери: «Это не ошибка малышки, мисс Джонс. Я полагаю, модуль географии слегка ускорился. Подобные вещи случаются. Я замедлил его до усредненного уровня развития 10-летнего ребенка. В настоящее время шаблон ее развития почти полностью удовлетворителен.» И снова взъерошил волосы на голове Марджи.
Марджи была разочарована. Она надеялась, что инспектор мог бы унести учителя насовсем. Однажды так забрали учителя у Томми. Почти на месяц. Из-за того, что модуль истории в нем полностью очистился.
Поэтому она спросила Томми:
- Зачем кому-то писать о школе?
Томми надменно посмотрел на нее:
- Потому, что это не наша школа, дурашка. Это очень старая школа. Такая, какой она была сотни и сотни лет тому назад.
Он добавил с особым чувством, осторожно произнося каждое слово:
- Много веков тому назад...
Марджи была обижена.
- Ну, я не знаю, что за школа была в те времена.
Она некоторое время почитала книгу через его плечо и добавила:
- Но, все равно, у них был учитель.
- Да. У них был учитель. Но не обычный. Это был человек.
- Человек? Как человек может быть учителем?
- Ну, он рассказывал мальчикам и девочкам о разных вещах, задавал домашние задания и спрашивал ответы на разные вопросы.
- Человек недостаточно умный для этого.
- Точно говорю, что может. Мой папа знает не меньше, чем учитель.
- Но он не может. Человек не может знать столько же, сколько знает учитель.
- Папа знает столь же много. Я тебя уверяю.
Марджи не была готова спорить. Она сказала:
- Мне бы не хотелось, чтобы чужой человек жил у нас дома и обучал меня.
Томми воскликнул со смехом:
-Ты многого не знаешь, Марджи. Учитель не живет в твоем доме. У него есть специальное здание и дети ходят туда учиться.
- И все изучают одно и то же?
- Да, если они одного возраста.
- Но моя мама говорит, что учитель подстраивается под образ мысли каждого обучаемого им ребенка. И что каждый ребенок обучается по-своему...
- Того же самого они достигали другим путем. Если тебе это не нравится - не читай эту книгу.
- Я не сказала, что мне это не нравится, - быстро ответила Марджи. Ей очень хотелось почитать об этой удивительной школе.
Они не прочитали еще и половины, когда мама позвала Марджи:
- Марджи! Школа!
Марджи подняла взгляд от книги:
- Еще не время, мама...
- Сейчас же! - приказала мисс Джонс, - Возможно, Томми тоже пора в школу.
Марджи спросила у Томми:
- Смогу ли я еще почитать книгу вместе с тобой? После школы?
- Возможно, - сказал он непринужденно. Он вышел насвистывая; пыльная старая книга была зажата под мышкой.
Марджи вошла в класс, расположенный справа от ее спальни. Механический учитель уже ждал ее. Его всегда включали в одно и то же время, каждый день, кроме субботы и воскресения — мама говорила, что маленькие девочки лучше учатся, если занимаются каждый день в заранее определенное время.
Экран зажегся и учитель сказал: «Сегодня урок арифметики. Сложение обыкновенных дробей. Пожалуйста, вставьте вчерашнюю домашнюю работу в приемник.»
Марджи сделала это со вздохом. Она фантазировала о старой школе. Той, которая была во времена, когда дедушка ее дедушки был малышом. В которую приходили дети со всего района. В которой мальчики и девочки смеялись и кричали в школьном дворе и вместе шли домой в конце дня. Они учили одно и то же. Они могли помогать друг другу делать домашние задания, обсуждали их.
И в которой учителя были людьми.
Механический учитель высветил на своем экране: «Когда мы складываем 1/2 и 1/4...»
Мысли Марджи были далеко. Она думала о том, как дети, должно быть, любили уроки в те далекие времена. Она думала о том, как же они были счастливы...
____
* Код Бодо - код, использовавшийся для кодирования символов на перфоленте для ввода информации в компьютер
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: Дистанционное образование, экстернат (Книга)
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

А вы читали этот рассказ Айзека Азимова, датированный 1957 годом?
21.12.2019 22:21:49, позитив43 комментария
И? Азимовские образы вообще очень во многом совпали с сегодняшним днем.
Не по Академии, а по роботической трилогии. И рассказы некоторые тоже, если не воспринимать их буквально. Вернее слово "робот" получило более широкую трактовку, чем человекоподобное механическое существо.
23.12.2019 14:59:05, Dezi
Не по Академии, а по роботической трилогии. И рассказы некоторые тоже, если не воспринимать их буквально. Вернее слово "робот" получило более широкую трактовку, чем человекоподобное механическое существо.
23.12.2019 14:59:05, Dezi
я несколько подобного рода рассказов читала. не помню авторов, но суть одна. прелести человеческого преподавания в противовес минусам бездушных роботов. по мне так слишком все прямолинейно и предсказуемо, читать не интересно
22.12.2019 17:26:55, Шерлок с телефона


22.12.2019 15:15:27, позитив
Там написано о вытеснении труда капиталом и социальных опасностях роботизации/цифровизации.
Но и дедушка Маркс писал примерно о том же, только более нудным языком. Как и том, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал при 400% прибыли.
Но всерьез никто не воспринимает. Хотя бла-бла научные случаются.
23.12.2019 15:03:37, Dezi
Но и дедушка Маркс писал примерно о том же, только более нудным языком. Как и том, что нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал при 400% прибыли.
Но всерьез никто не воспринимает. Хотя бла-бла научные случаются.
23.12.2019 15:03:37, Dezi
к персонификации мы точно не движемся
22.12.2019 17:30:22, Шерлок с телефона

И нынешняя с "учитель знает больше" и "всех учим одинаково" сквозь призму времени станет крайне смешной.
22.12.2019 15:23:26, Дина (Джума)
Тем более, что современный механический учитель легко считает по лицу, что мысли ученика далеко ;)
22.12.2019 15:29:23, тупик

22.12.2019 15:29:02, позитив

Поэтому меня всегда пугают те, кто призывают сломать систему и построить новую. Лучше не будет! Будет просто иначе. И я не хочу, чтобы революции, смены власти и все эти бесконечные идеи с экзаменами-тестрированиями происходили при мне. Потому что сложно не бывшим или будущим, сложно настоящим- тем, кто попадает под эту раздачу замены системы. Ирония- может быть, а может и напрямую написал, что она считает их счастливыми... Я скорее не на сам рассказ реагирую, а на фразу ниже "что имеем не храним"...
Сейчас нас в Общество снесут)))
22.12.2019 16:00:27, Дина (Джума)


22.12.2019 16:22:12, Дина (Джума)

Вот совсем не хотелось бы мне родиться в прошлом, в семье крепостных. Ни за что. 22.12.2019 17:45:34, Лена Г.С.

Так что если родиться среди крепостных и оказаться тем ребенком, который выжил- разница не велика. Просто привычка и восприятие нормального. А телесные наказания- у кого ремень был в детстве, у кого учителя неадекваты, да и любой дядька на улице в мое время мог за ухо схватить и поволочь в школу или милицию...
Разница в мелочах.
Хотя уверена, что жить крепостным было легче советских- была религия и вера в то, что что-то будет и не зря мучаешься.
22.12.2019 18:02:04, Дина (Джума)


Насчёт наказаний в детстве - ну да, кому-то и в наше время не везёт. Кому-то везёт. А тогда это был, по-моему, не вопрос везения. Судя по книгам, редко кого не били.
"да и любой дядька на улице в мое время мог за ухо схватить и поволочь в школу или милицию..." Да, а сейчас не может! Ну, я же говорю, жизнь в целом меняется, меняются нравы и законы.
Насчёт семьи крепостных - я бы не поменялась. Я считаю свою жизнь лучше, чем та. Вы искренне были бы готовы поменяться? Быть выданной замуж по выбору родителей? Рожать каждые год-два? Подвергаться побоям от мужа (совершенно законным, от которых нет никакой защиты)? Хоронить детей, умерших от какой-нибудь там кори? Я бы не согласилась.
Крепостным было легче советских - кого советских? Крестьян, или вообще? Если вообще, то не согласна. Если крестьян, то не знаю. Ну хоть не запорют насмерть по приказу барина (при советской власти), и то хорошо. 22.12.2019 18:23:11, Лена Г.С.

Выбор корячиться у плиты или нет- выбор каждой мамы. Исходя из своеего опыта у меня никогда не было требований к ребенку- возьми огромную кастрюлю (суп на неделю, а как же иначе), отлей половником в маленькую, подогрей, перелей в тарелку, затем все это помой за собой. Не очевидно, что ребенку не интересны эти итерации? Его на улице ждут? Если мама это не понимает- играем в игру "хорошая мама-хороший ребенок". В этой игре тоже с годами ничего не меняется.
Про крепостных- люди не меняются. Были мужья, которые любили своих жен, другие били.
Менять свою жизнь я бы не стала. Ни в крепостные ни во дворец, вопрос не в в крепостном строе или барине, а в том, что суть одинакова, но мой мир мне привычнее и сознательно хотеть его менять- гневить Высшие силы.
22.12.2019 18:34:18, Дина (Джума)

Уж предположить, что могли бы "поменяться с крепостными"... гм. А сейчас (или в детстве) кто вам мешал верить в то, что " что-то будет и не зря мучаешься"? Хочешь - в бога, хочешь - в советскую власть, - на выбор. 23.12.2019 16:24:22, УникаЛьнаЯ

23.12.2019 16:31:02, Дина (Джума)

Сейчас _полно_ еды кроме того супа. Масса перекусов, можно бутерброды делать, купить что угодно где угодно. Естественно, мои тоже не помирают с голоду без супа - да вот хоть пиццу закажут и все. А тогда не было такого. Нет супа - нет еды (возможно, дома есть сырая картошка, суповой набор, еще что-то такое - но это не еда для ребенка). Купить перекус для большинства народонаселения было негде - и это реальность. Поэтому да, суп = еда.
Другое дело, что ребенку было бы логичнее не инструкцию по пользованию пятилитровой кастрюлей оставлять, а сразу в холодильник ставить порцию того супа в ковшике - достал, погрел, съел, все. 24.12.2019 11:21:38, УникаЛьнаЯ

Про перекусы- в средней школе была у меня подруга, приводила домой после школы. И вот отлично у них по разным кастрюлечкам были разложены сыр, мясо на обед, картошка, она меня угощала всем этим и прям игра какая-то волшебная по тем кастрюлькам лазить.... родители на заводе работали, возможности по доставанию продуктов не больше, чем у моих родителей. Просто отношение к еде разное.
Слишком ранняя самостоятельность- зло. Была бы соседка, которая вливала в меня тот суп- глотала бы как миленькая. Но когда есть выбор- понятно, что выбор в пользу булочки.
Считаю это нормальным. Учитываю в собственном общении с сыном. Причем ошибка эта стандартная, столько мам вокруг думают, что ребенок должен поступать по их схеме, но не учитывают, что схема ему не нужная и не интересная, оставляя возможность выбора. сами склоняют к вранью.
24.12.2019 11:42:24, Дина (Джума)

И неужели вы ничего не ели до вечера, вылив суп?
Мне на голодный желудок "итерации" были бы очень интересны, хотя суп и не был любимым блюдом.
Люди, может, и не меняются. Были те, кто били, были те кто любили. Для меня важно, что сейчас я сама выбираю мужа, а с бьющим могу развестись.
Ваш мир вам привычнее - да, именно так. Я о том и говорю, что мир сейчас не тот же, что 300 лет назад, например. И я не хочу в тот мир.
Не знаю тогда, в чём смысл наших разногласий. Вы согласны, что мир меняется? Но вы считаете, что мир всегда одинаково хорош (ну или плох). Что он не меняется к лучшему со временем? Вот для меня то, например, что можно развестись с бьющим мужем, означает, что мир стал лучше. 22.12.2019 18:52:03, Лена Г.С.

Сейчас холодильник почти пуст. Раз в неделю проверяю срок годности- в помойку- ура, свобода на полках.
Про супы- мы так и с бабушкиными консервами поступали. Не крутить дачный урожай они не могли, а мы не могли есть то, что они заготавливают. Люди пожилые, на разговоры типа "это вам нужно, а не нам"- слезы и "для вас стараемся же!!!" -как и мамы- конечно для детей, кто ж спорит, да? Приходилось приезжать к ним в гараж, забирать эти банки из погреба и выкидывать где подальше. Причем банки мыть и возвращать с благодарностью. Для меня это ровно из той же серии, что с супом. Если МНЕ тот суп не нужен- я решаю вопрос унитазом. Потому что другую еду мама сделать не сможет- ни продуктов, ни времени. А суп- мама молодец- полезно для ребенка. В 7лет я не сопротивлялась, даже несколько раз все это налила-помыла-поела, другой раз разогревала в большой- испортила суп- она была недовольна "я же для тебя!!!" и все такое. Маму я люблю. Поэтому единственно правильное решение, где все довольны- я ем вкусные булки из магазина, она готовит для меня правильную еду.
Про крепостных закончим- Вы о мелочах. Я о целом. Это как жизнь изменилась, потому что у нас есть мягкие кресла, а у них были деревянные лавки- вообще не об этом речь, смысла нет в дискуссии.
22.12.2019 19:06:07, Дина (Джума)

У меня сейчас дочь из кастрюли не ест, а если в контейнер налить и в морозилку поставить - ест. Загадка.
22.12.2019 19:52:49, позитив

Насчёт вкусных булок понятно - у меня на это не было денег.
А о мелочах и целом - ну вот я считаю, что жизнь в целом изменилась. Читаю книги, написанные в 19 веке хорошими писателями, и у меня создаётся впечатление, что жизнь изменилась. У вас, значит, при тех же исходных данных другие выводы - ну да, смысла нет в дискуссии. 22.12.2019 19:23:08, Лена Г.С.
А можно ещё почитать рассказ Брэдбери «Детская площадка». Написан в то же время, на пару лет раньше. Очень помогает от подобной ностальгии.
22.12.2019 14:08:13, Эль Нинья
22.12.2019 14:08:13, Эль Нинья

Ну почему не имеет. Для кого-то это очень даже реальный личный опыт.
Кто-то испытывает восторг и нежность при воспоминаниях о своей советской школе, например. А для меня это был вариант «Чучела» с равнодушными ( в лучшем случае) учителями. Хотя травили не меня, но даже наблюдать это изо дня в день - тот опыт, по которому я не скучаю совершенно. И даже с точки зрения учебы - удачного преподавания было очень немного, три предмета из всего спектра.
Все школы моих детей были гораздо лучше. 22.12.2019 14:43:53, Эль Нинья
Кто-то испытывает восторг и нежность при воспоминаниях о своей советской школе, например. А для меня это был вариант «Чучела» с равнодушными ( в лучшем случае) учителями. Хотя травили не меня, но даже наблюдать это изо дня в день - тот опыт, по которому я не скучаю совершенно. И даже с точки зрения учебы - удачного преподавания было очень немного, три предмета из всего спектра.
Все школы моих детей были гораздо лучше. 22.12.2019 14:43:53, Эль Нинья

Ну и она мне пока детей ждали давай рассказывать как ее травили. И как ей в школе тяжело было. И как она мне благодарна, что я с ней общалась.
Не было такого! Всем на нее было плевать. Обманутые ожидания?? Фантазия? Единственный, кто мог организовать ее травлю- это я с подругой или с нашего одобрения, а этого не было точно.
Про Чучело- отдельная песня, хорошо у нас таких не было в классе 22.12.2019 15:28:21, Дина (Джума)

22.12.2019 15:30:31, позитив



Не люблю тексты, жирно намекающие на лучший выбор. Типа индивидуальное обучение плохо, древняя школа хорошо.
Азимова люблю, но другие рассказы, не такие примитивно-плоские.
22.12.2019 14:15:24, Дина (Джума)

22.12.2019 15:17:02, позитив


22.12.2019 15:32:09, позитив
Не люблю Азимова. А вот этот рассказ все время вспоминаю, когда читаю темы про образование. Я даже не знала, что это его рассказ, он у меня в каком-то сборнике. В детстве совершенно не производил впечатления, зато сейчас очень актуален.
22.12.2019 11:35:41, Julinika
22.12.2019 11:35:41, Julinika

А Азимова обожаю.Он сейчас мало переиздается, покупала букинистические книги.
22.12.2019 01:26:15, Chernika
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание