Раздел: Общее развитие (Нейропсихологические занятия с детьми)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

spravedlivaya

Родителям проблемных детей

В последнее время много вопросов про дислексию и дисграфию. Делюсь находками и предлагаю присоединиться к обмену.
В принципе многим из этого я бы рекомендовала пользоваться и обычным детям по необходимости.
КАК РАЗВИВАТЬ МОЗГ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ [ссылка-1]

Валентина Колганова, Елена Пивоварова,
Нейропсихологические занятия с детьми. Часть1 (неполная).
#психология_аккп
В первой части книги представлены основные программы нейропcихологического сопровождения развития детей 3- 12 лет по методу замещающего онтогенеза. Это базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.
Авторы: В.С.Колганова - клинический психолог, руководитель детского нейропсихологического центра "Добрые руки", Е.В.Пивоварова - клинический психолог, руководитель детского психолого-логопедического объединения "Содружество".
Адресовано родителям, психологам, логопедам, дефектологам, учителям и другим специалистам, работающим с детьми.
[ссылка-2]
[ссылка-3]
[ссылка-4]
[ссылка-5]
29.01.2018 12:07:05,

44 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Хочу сказать, что нет панацеи. Мы с ребенком прошли программу у Пивоваровой Е.В., практически без всяких значимых результатов. Гораздо более продуктивнее работают с детьми в РДКБ на кафедре реабилитации. Но это действительно стоит огромных сил, как моральных, так и материальных. И к сожалению, оценить адекватно тоже очень сложно. 29.01.2018 23:38:51, Карамбола
spravedlivaya
Панацеи и не нужно. Хорошо, когда можно выбирать, делать что то самим. 30.01.2018 09:11:53, spravedlivaya
Тут дело в том, что время катастрофически быстро утекает. То есть реально есть время с 5 до 10 лет ребенка. Пока поймешь, что с ребенком что-то не так, пока выберешь в каком направлении двигаться, итд.

А если направление выбрано неверно, или специалист не ах, то увы(
У Пивоваровой программа 27 занятий. Это 27 недель. За вычетом лета получается практически учебный год. Все результаты нейрокорреции можно оценивать спустя 3 месяца. А если вхолостую?

И при этом, могу утвержать, что если все совпало, то результат видно! Исходя из собственного опыта занятий с 4 нейропсихологами с двумя детьми, реально видно было результаты только после одного нейропсихолога. И соглашусь с Vanillой ниже, нужнен комплексный подход: и логопед и другие специалисты.
30.01.2018 11:03:16, Карамбола
spravedlivaya
А что делать? Совсем не заниматься? Я думаю, что результаты сказываются даже и не просле трёх месяцев. Над некторыми проблемами приходится работать годами. Смысл виден только в сравнении с теми, с кем совсем не занимались или в долгой динамике.
Да специалистов приходится менять. Но если с пяти лет заниматься, то к 10 хоть что то да изменится.
30.01.2018 12:08:33, spravedlivaya
заниматься! И хорошо, думаю, что вы тему завели. Для тех, кому понадобится, - здесь останутся какие-то наметки что делать, куда бежать и как быть.
Думаю, многие из нас начинали с непонимания как подойти к проблеме и что можно пытаться сделать - что рекламные обещания, что -может помочь.
30.01.2018 13:21:52, Vanilla
Люба С.
У меня подруга вела группу по этой программе.
Но вот моему ребенку эта программа не подошла. Зажимы, предубежденность..
Оказалось проще какие -то моменты встроить в повседневную жизнь.

А так да, очень сильная взаимосвязь между телесностью и когнитивными функциями.
29.01.2018 12:26:35, Люба С.
может, связь и есть (т е я уверена, что есть), но не столь большая. Или -сформулирую по-другому - не столь велика роль движений для компенсации образовательных дисфункций.

Слишком много всего влияет, чтоб иметь действенный рецепт для исправления и налаживания деятельности.
29.01.2018 13:09:30, Vanilla
У всех по-разному, конечно. В нашем случае совершенно точно помогло то, что во время обучения сын всегда имел возможность двигаться - дома занимались на спорткомплексе, в кресле-качалке, чаще - лёжа на полу на специальном коврике. В школе ходил по классу или лежал на мягком пуфике с шуршащим наполнителем. Если сидит за столом - обязательно раскачивается, пока не упадёт. И гораздо лучше соображает, если гладит во время занятий кота или морскую свинку. 30.01.2018 00:17:27, Эль Нинья
это немного другое - возможность моторной поддержки себя во время мыслительного процесса - да, это помогает.
Но никакие активные тренировки не избавят от дислексии:(
30.01.2018 10:00:30, Vanilla
У меня тоже оба ребенка в детстве были, как заведенные, только что узлом вокруг стула не завязывались пока занимались. Даже сейчас, в свои почти 13 лет, сын иногда думает над мат-кой, бегая по дому по кругу или лежа на полу и махая ногами в воздухе. А уж руки у него вообще никогда пустыми не бывают. Я тоже читала в свое время американскую статью о связи крупной моторики и когнитивного развития, и мне кажется, что о крупной моторике незаслуженно забывают. Обычно бросают все силы на традиционные занятия, сидя на стуле, а на движение времени не остается, что неправильно, ИМХО. Как обычно, лучше всего, если есть баланс. 30.01.2018 07:31:30, Rive Gauche
у моего сына было и есть с крупной моторикой -прекрасно! И любит, и постоянно занимается различной физической активностью, но это не мешает ему по-прежнему иметь классические дислексические проявления:) 30.01.2018 10:03:03, Vanilla
Тут не то, чтобы проблемы с крупной моторикой = логопедия или наоборот, а скорее развитие крупной моторики помогает компенсации логопедических проблем. Для чистоты эксперимента нужно бы одного и того же ребенка растить в разных условиях, тогда можно увидеть, как было бы, если бы... К сожалению, эту пленку обратно не отмотать. Я не слишком доверяю даже исследованиям на других дислексиках, потому что они настолько разные и компенсаторные возможности у них настолько разные, что одна и та же методика, примененная к разным дислексикам, дает разный результат. Все приходится делать методом научного тыка и полагаться не интуицию. 31.01.2018 06:31:12, Rive Gauche
насколько я поняла, то нейропсихологи занимаются не сколько развитием крупной моторики, а связкой мозг-движения. Они видят в этом строительство и налаживание связей в мозгу. Т е цель упражнений выглядит как четкое исполнение телом затейливых команд мозга (с одновременной загрузкой мозга умственной работой:).
Если честно, то не могу понять КАК это помогает писать-читать (хотя, хм, до этого надо понять ЧТО таким детям мешает писать-читать), но моему ребенку реально помогло.

Про дислексиков - согласна с вами. Все методом тыка, использование методов слишком непрогнозируемо, истинная причина проблем с учебой у таких детей по-прежнему не сформулирована... Поэтому только "симптоматическая" помощь, как я понимаю..
31.01.2018 10:05:40, Vanilla
spravedlivaya
Готового рецепта для всех нет. Всегда нужно подходить индивидуально даже к методикам. 29.01.2018 13:35:31, spravedlivaya
spravedlivaya
Да, подбирать методику или специалистов надо. Пробовать разное. Поэтому и решила создать тему для разных подходов. 29.01.2018 12:30:18, spravedlivaya
Люба С.
По моим наблюдениям, слишком много факторов, определяющих успешную коррекцию:
- ранняя диагностика
- финансы
- родительская компетентность
- доступность хороший специалистов

Ну и в любом случае, очень специфические условия коррекции каждого отдельного случая.
Невозможность общих рецептов, осложняет такие дисскуссии..
Одному помогло, другому нет.

В этом плане интереснее профессиональные форумы или специализированные.

Из методик неплохая Зегебарт, Ильичева: Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развив. материалов
Подробнее: [ссылка-1]

Если заняться до школы. Играть машинками, пальчиками и т.п. очень неплохой эффект.
29.01.2018 12:41:03, Люба С.
заняться до школы - мегаважно - жаль, что нашей стране это редкость и воспитатели? учителя мало знакомы с дислексией.

Хорошая разбитая мелкая моторика - совсем не панацея в данном случае..
29.01.2018 13:12:18, Vanilla
Дислексию трудно диагностировать рано, некоторые признаки дислексии могут быть особенностью развития и со временем уходят сами по себе. Обычно дислексию с уверенностю дисгностируют годам к 9-10, и мне кажется это правильным. Часто если ребенка искусственно не подгонять, можно достичь отличных результатов. 30.01.2018 07:08:57, Rive Gauche
Люба С.
Я не сталкивалась ни разу с чисто логопедией (это не значит, что её не бывает).
Но как правило она идёт вместе с другими проблемами, которые могут диагностироваться в более раннем возрасте.

Поэтому я скорее про комплексную раннюю нейрокоррекцию, а не про работу с конкретной проблемой.
30.01.2018 07:35:03, Люба С.
Моя дочь с чистой логопедией: никаких нейрологических проблем, идеальная беременность, родилась в срок, развивалась, как по часам, очень живой ум, прекрасно адаптируется к любой ситуации. Мы с ней вообще горя не знали до 6 лет, ни одной проблемы (кроме шалостей) ,а потом наступил 1й класс, и началась жесть. С другой стороны, как только удалось научить ее читать, дело пошло по всем фронтам. До сих пор, уже 10й класс, ей не нужна помощь ни с чем в учебе, кроме, чтения и письма. Читать мы ее учили 3 года в 4 руки, вообще первые 3 класса школы ей было очень трудно. В 2011 году, в начале 4-ого класса, дочь начала-таки читать сама по-франц. (основной язык) и более-менее уверенно понимать прочитанное, а уже к лету 2012 она самостоятельно научилась читать по-англ. , в 2013 с небольшой помощью - по-русски. С пр. года она учит испанский, в нем с чтением проблем не было - конечно, испанский в этом отношении проще, и ей уже как-никак 15 лет. И я думаю: вот она столько трудилась, чтобы начать читать - три года ей потребовалось, чтобы освоить чтение, - это в возрасте 6-9 лет. А дальше, чем она старше, тем быстрее у нее идет дело. Усилия, положенные ею в 10 лет на чтение и письмо по-англ. даже близко не стоят к той работе, которую она проделала, чтобы освоить чтение на франц. в 6-9 лет. В точности тоже самое я наблюдала у нее с гаммами: начав играть гаммы в 13 лет вместо 6-ти (до этого они ей категорически не давались), она года за два прошла программу шести что ли лет. И я, естественно, думаю, если бы мы не были вынуждены из-за школы упираться так рано, в 6-9 лет, с чтением и письмом, а могли бы заниматься в своем темпе, мы, наверное, обошлись бы меньшей кровью и все равно при этом оказались бы ровно там же, где мы сейчас (все очень хорошо). Меня в последнее время эта мысль очень занимает. 31.01.2018 07:27:00, Rive Gauche
это же хотела написать!
Не могу отделить, что относится к чисто дислексии, а что (косвенно) влияет на трудности обучения чтению и письму, но мнение специалистов (по крайней мере - в России), что ранняя диагностика и коррекция факторов, которые влияют на обучение в (российской) школе дает лучшие результаты. Считается, что наиболее эффективно корректировать ДО школы. И это возможно и необходимость видна. Мне (государственный) специалист, который тестировал сына так и сказал: "Если б мы были в Америке, то я б посоветовал вам подать в суд на работников детского сада, поскольку они не могли не видеть проблем и не знать о необходимости ими заниматься".
30.01.2018 09:57:57, Vanilla
Согласна про моторику, нет никакой связи. Мой сын собирал Лего любой сложности с 4-5 лет, причем очень быстро. Профессионально занимается музыкой. То есть пальцы очень ловкие, и всегда были. При этом от дислексии избавились только год назад, а дисграфия по-прежнему присутствует, хотя и в меньшей степени. 30.01.2018 00:07:01, Эль Нинья
spravedlivaya
Я не раз встречала мнения специалистов, например Жени Кац, что как раз именно лего не имеет отношения к лелкой моторике. Что угодно, только не моторику развивает.
В топе я говорила скорее о множестве конкретных упражнений, которые дают эффективность. Они разные. Вопрос с лепкой из пластелина лежит в проскости скорее сенсорики, чем моторики. Как и шершавые буквы Монтессори.
И да, большая часть моторики именно крупной. Даже обводилки - это стимуляция мозга через движение всей руки, а не пальцев. В этом плане доверие к ребенку и свобода движения в игре, в лазании оказываются важнее и эффективнее. На мой взгляд, упражнения просто искусственно восполняют то, чего лишили каким то образом ребенка. Вспоминаю запреты:"не бегай", "не лезь - упадешь", "нельзя лазить по деревьям". И прочее.
А вот плетение из бисера на самом деле показывает эффективность. Конечно в комплексе с другими видами деятельности. Так как и плавание.
Эту зависимость можно наблюдать, сравнивая множество детей в динамике.
30.01.2018 09:09:29, spravedlivaya
мой ребенок мог все - и Лего, и бусинки, и пластилин, а уж бегать-прыгать!...
Не помогло никак. И когда мне учитель объясняла про родительскую запущенность моего ребенка и советовала ему мелкую моторику развивать - "яплакаль":)
30.01.2018 09:49:04, Vanilla
spravedlivaya
Вы уверены, что без лепки и движений было бы лучше? 30.01.2018 12:04:38, spravedlivaya
мне кажется - не хуже, тк проблемы (те, которые нам скорректировал специалист) лежали несколько в другой области.

Но все это, конечно, "кто знает" :)
30.01.2018 13:19:58, Vanilla
Если не секрет, а что конкретно скорректировал специалист? Что было и что значительно улучшилось после нескольких занятий ( а не вследствие взросления и перерастания проблемы)?

Я часто думаю, что было бы у нас по-другому, если бы в раннем детстве сына мы занимались с логопедом, нейропсихологами или ещё кем-то.
30.01.2018 13:45:16, Эль Нинья
попробую проанализировать наш опыт и напишу вам! 31.01.2018 09:56:54, Vanilla
spravedlivaya
Согласна про раннюю диагностику и родительскую компетентность.
Вот про финансы и специалистов у меня немного другой опыт. В Москве в нашем районе была бесплатная помощь. Правда мы туда не успели попасть. А в регионе в наше время не нашлось специалистов никаких. Ни за деньги, ни в региональных центрах. Вот тогда я начала искать методы и заниматься сама. Да эти обводилки у нас тоже есть и еще другие правополушарные пособия. Сейчас даже распечатать можно с интернета.
29.01.2018 12:47:55, spravedlivaya
ужасная бесплатная помощь! Может, есть (=оставались) где хорошие места, но это небо и земля с платными занятиями. А с учетом немаловажности фактора времени - вообще не стоит тратить на это силы. 29.01.2018 13:14:02, Vanilla
spravedlivaya
Понятно.
Я сталкивалась с хорошими отзывами. Но хорошие специалисты наверно не задерживаются в госучреждениях.
29.01.2018 13:36:48, spravedlivaya
Шиповник (экс-Василиса)
специалисты могут быть прекрасными, но они ограничены временем сильно. 29.01.2018 13:59:46, Шиповник (экс-Василиса)
да, это тоже накладывает отпечаток (хотя хорошие и владеющие современные методиками все-таки ушли коммерческие организации) - вместо необходимых 2-3 занятий по 1-1.5 часа государство обеспечивает только 45 мин раз в неделю в паре - а это ничто но мало при большой потере времени (ребенка привези, в коридоре подожди, отвези домой + усталость ребенка, а эффективность -низкая) 29.01.2018 16:36:20, Vanilla
Люба С.
финансы - это тот краеугольный камень который определяет, может мама посветить время ребенку (нанять специалистов) или вкалывая на двух работах, всё на что у неё останутся силы - это убедиться, что ребенок поел.
По поводу сама - я искренне убеждена, что единственный залог успешной коррекции (при сложном/тяжелом дефекте) - это активное участие мамы. Единственная возможность обеспечить 24 часовой охват нужными процедурами, включая сон.
29.01.2018 13:01:36, Люба С.
spravedlivaya
Совершенно согласна. 29.01.2018 13:34:22, spravedlivaya
Шиповник (экс-Василиса)
Безотносительно дисграфий: я писала как-то, как практически весь прошлый год помогала ребенку восстановиться после травмы. Ну я не знаю, как это можно было бы реализовать при нормально работающей маме. Это нужна очень активная бабушка, например, которая впридачу еще будет готова выслушивать: "не хочу-не буду-надоело-отстаньте-не пойду", разруливать, успокаивать, совмещать и пр.. И так с любым моментом, где нужна более-менее длительная реабилитация или приведение в норму. 29.01.2018 13:21:35, Шиповник (экс-Василиса)
spravedlivaya
Вот на видео зарядка. [ссылка-1]
С сыном практиковали. На мой взгляд успешно.
Но у нас не сложные проблемы были. Просто зеркальность и нам пророчили проблемы с чтением и математикой.
29.01.2018 12:12:33, spravedlivaya
spravedlivaya
Вот такую книгу я покупала сама и использовала в занятиях [ссылка-1]
Лабиринты от этого автора тоже пошли.
29.01.2018 12:10:12, spravedlivaya
я покупала по рекомендации, но не стала использовать.
Кстати, желающим могу отдать:)
31.01.2018 15:45:08, Vanilla
uzon
Одно из заданий- исправь ошибки. Никогда никаким детям не даю варианты с ошибками. Потому что вариант с ошибкой отчего-то легче и проще запоминается. Особенно детьми-визуалами. 31.01.2018 12:23:15, uzon
вот и мне так показалось - зачем запоминать ошибки, тем более тем детям, которые и так не знают правильных вариантов написания? Они могут написать текст с такими вопиющими ошибками, что ошибочные варианты могут запечатлеть неправильный вид слова... 31.01.2018 15:47:21, Vanilla
spravedlivaya
Светлана Науменко
"Дислексия. Если для вас это не пустые звуки, то читайте дальше.

Несколько лет назад решение учить детей дома потихоньку стало претворяться в жизнь. Я заметила, что у одного из сыновей есть особенности при письме,- он «зеркалит» буквы и цифры, пропускает некоторые при чтении и письме. Перечитав много информации, поняла, что это часть признаков дислексии.

Поиски решения задачи привели меня к специалисту, работающему по методу Дейвиса. Это единственная методика, дающая результаты, а не «учащая с этим жить». Приехав на консультацию, после недолгого (около часа) собеседования, она подтвердила, что это дислексия и предложила записаться на конец апреля. На дворе был ноябрь. Я, конечно, расстроилась но выбора особо не видела.

Приехав домой, я, спасибо гуглу, нашла книги автора методики и … прочитала все залпом.
Так как материнство научило меня брать на себя ответственность раньше, чем я успеваю об этом подумать, я решила действовать.

Купила пластилин,- самый мягкий из доступных был JOVI, словарь и выделила каждый день по десять минут на занятия с сыном. Занятия заключались в том, что ежедневно мы проясняли одно слово и ребенок лепил из пластилина концепт слова, одну дефиницию [значение]. Как он ее понял. Или лепили символы из пластилина,- буквы, математические знаки, знаки препинания. Но важно было выяснять историю знаков и символов. Пришло и мне время узнать как появился знак вопроса таким, как мы его привыкли видеть. Почему цифры, которыми мы пользуемся, пишутся именно так, а не иначе. Например, в цифре один- только один угол, в цифре два- два. Чувствуете закономерность? Также, вместе с детьми я узнала, что знак равенства пишется так, как мы привыкли, не так давно,- лишь с шестнадцатого века. Ответ на « сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» был,- как минимум одно в день.

Как и написано в книге Дейвиса, самыми важными и одновременно сложными в понимании были маленькие слова,- предлоги, союзы, частицы. То, на что взрослые не обращают внимания, для некоторых детей оказывается совсем не очевидным. Например, предлог «на» имеет несколько значений. И каждое из значений сыну предстояло вылепить из пластилина. Причем сделать это так, чтобы без словесных комментариев с его стороны стало понятно о чем это. Для меня невероятно сложным было не вмешиваться в процесс. Когда буквально за руки себя держишь, чтоб не влезть и “показать что это очень просто». Больше одной дефиниции в день мы не лепили. Торопиться было некуда, да и нагружать излишне не хотелось.

После того, как мы прояснили значения слов «в» и «на» у сына случился прорыв не только в чтении (на что я в тайне надеялась и ждала этого), но и в математике! Что, казалось бы, было очевидным. Потому что это- логические связки в математике,- вспомним сложение и умножение. Все! Меня было не остановить. Мы тут же перешли к прояснению слов «и» , «или», потому что забегая сильно вперед, я понимала, что это поможет нам в математике дальше, при решении систем и совокупностей уравнений.

Чувство, которое я испытывала от каждой победы ребенка сравнимо с каким-то открытием каждый день. Казалось бы, это было столь очевидным и доступным, но если б не дислексия, мне бы не пришло в голову прояснять слова.

Взяв такой старт, довольно быстро научились пользоваться методом и… от дислексии не осталось и следа. Сын стал читать книги, наравне с братом. По математике пришло понимание многих вещей.

Побочный эффект, который остался после этого случая,- мои старшие дети не читают книги, если им встретилось непонятное слово. Они находят значение этого слова и читают дальше. Научились легко пользоваться словарями. Причем не только толковым, но и этимологическим. Потому что зная этимологию слова, понимаешь его написание и дефиниции. Например «таможня» происходит от «тамга»,- печать с тюркского, а придумал таможню Чингисхан. Слово «варежка» происходит от «варяг»- это они, плывя на лодках, надевали холщовые мешки на ладони, чтобы не натереть мозоли до крови веслами. В общем, прояснение слов превратилось для детворы в игру, которая увлекательно ведет по просторам родного языка и очень часто уводит вглубь, в историю.

Время шло и наступил апрель. От приема специалиста я отказалась , потому что «лечить» было нечего. Я бесконечно благодарна ей за то, что узнала о методе Дейвиса, а своим детям за то, что они дают столько сил и желания к познанию. И еще раз убеждаюсь, что любая неприятная ситуация- лишь точка роста. Верьте в себя, в своих детей, ищите и обрящете! (В переводе с церковнославянского означает «ищите и найдёте»- Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.) #дислексия"
29.01.2018 12:07:53, spravedlivaya
Очень интересно, спасибо. А слово "обрящете" может ближе к исходному перевести как "обретёте"?) 31.01.2018 12:17:34, елена-подписчик
Ей здорово повезло, что 6 месяцев лепки не оставили от дислексии и следа. У моей дочери несмотря на 6 лет лепки дислексия никуда не делась, но описанный автором метод хороший, подтверждаю, помогает, правда, без волшебных результатов. Очень помогает понимание происхождения слов, это часто проясняет многое в их употреблении и в грамматике. То, что за прорывом в чтении часто следует прорыв в математике, тоже могу засвидетельствовать на личном опыте. 30.01.2018 07:16:52, Rive Gauche

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!