Раздел: Общее развитие (Нейропсихологические занятия с детьми)

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

spravedlivaya

Родителям проблемных детей

В последнее время много вопросов про дислексию и дисграфию. Делюсь находками и предлагаю присоединиться к обмену.
В принципе многим из этого я бы рекомендовала пользоваться и обычным детям по необходимости.
КАК РАЗВИВАТЬ МОЗГ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ [ссылка-1]

Валентина Колганова, Елена Пивоварова,
Нейропсихологические занятия с детьми. Часть1 (неполная).
#психология_аккп
В первой части книги представлены основные программы нейропcихологического сопровождения развития детей 3- 12 лет по методу замещающего онтогенеза. Это базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.
Авторы: В.С.Колганова - клинический психолог, руководитель детского нейропсихологического центра "Добрые руки", Е.В.Пивоварова - клинический психолог, руководитель детского психолого-логопедического объединения "Содружество".
Адресовано родителям, психологам, логопедам, дефектологам, учителям и другим специалистам, работающим с детьми.
[ссылка-2]
[ссылка-3]
[ссылка-4]
[ссылка-5]
29.01.2018 12:07:05,

44 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Хочу сказать, что нет панацеи. Мы с ребенком прошли программу у Пивоваровой Е.В., практически без всяких значимых результатов. Гораздо более продуктивнее работают с детьми в РДКБ на кафедре реабилитации. Но это действительно стоит огромных сил, как моральных, так и материальных. И к сожалению, оценить адекватно тоже очень сложно. 29.01.2018 23:38:51, Карамбола
spravedlivaya
Панацеи и не нужно. Хорошо, когда можно выбирать, делать что то самим. 30.01.2018 09:11:53, spravedlivaya
Тут дело в том, что время катастрофически быстро утекает. То есть реально есть время с 5 до 10 лет ребенка. Пока поймешь, что с ребенком что-то не так, пока выберешь в каком направлении двигаться, итд.

А если направление выбрано неверно, или специалист не ах, то увы(
У Пивоваровой программа 27 занятий. Это 27 недель. За вычетом лета получается практически учебный год. Все результаты нейрокорреции можно оценивать спустя 3 месяца. А если вхолостую?

И при этом, могу утвержать, что если все совпало, то результат видно! Исходя из собственного опыта занятий с 4 нейропсихологами с двумя детьми, реально видно было результаты только после одного нейропсихолога. И соглашусь с Vanillой ниже, нужнен комплексный подход: и логопед и другие специалисты.
30.01.2018 11:03:16, Карамбола
spravedlivaya
А что делать? Совсем не заниматься? Я думаю, что результаты сказываются даже и не просле трёх месяцев. Над некторыми проблемами приходится работать годами. Смысл виден только в сравнении с теми, с кем совсем не занимались или в долгой динамике.
Да специалистов приходится менять. Но если с пяти лет заниматься, то к 10 хоть что то да изменится.
30.01.2018 12:08:33, spravedlivaya
заниматься! И хорошо, думаю, что вы тему завели. Для тех, кому понадобится, - здесь останутся какие-то наметки что делать, куда бежать и как быть.
Думаю, многие из нас начинали с непонимания как подойти к проблеме и что можно пытаться сделать - что рекламные обещания, что -может помочь.
30.01.2018 13:21:52, Vanilla
Люба С.
У меня подруга вела группу по этой программе.
Но вот моему ребенку эта программа не подошла. Зажимы, предубежденность..
Оказалось проще какие -то моменты встроить в повседневную жизнь.

А так да, очень сильная взаимосвязь между телесностью и когнитивными функциями.
29.01.2018 12:26:35, Люба С.
может, связь и есть (т е я уверена, что есть), но не столь большая. Или -сформулирую по-другому - не столь велика роль движений для компенсации образовательных дисфункций.

Слишком много всего влияет, чтоб иметь действенный рецепт для исправления и налаживания деятельности.
29.01.2018 13:09:30, Vanilla
У всех по-разному, конечно. В нашем случае совершенно точно помогло то, что во время обучения сын всегда имел возможность двигаться - дома занимались на спорткомплексе, в кресле-качалке, чаще - лёжа на полу на специальном коврике. В школе ходил по классу или лежал на мягком пуфике с шуршащим наполнителем. Если сидит за столом - обязательно раскачивается, пока не упадёт. И гораздо лучше соображает, если гладит во время занятий кота или морскую свинку. 30.01.2018 00:17:27, Эль Нинья
это немного другое - возможность моторной поддержки себя во время мыслительного процесса - да, это помогает.
Но никакие активные тренировки не избавят от дислексии:(
30.01.2018 10:00:30, Vanilla
У меня тоже оба ребенка в детстве были, как заведенные, только что узлом вокруг стула не завязывались пока занимались. Даже сейчас, в свои почти 13 лет, сын иногда думает над мат-кой, бегая по дому по кругу или лежа на полу и махая ногами в воздухе. А уж руки у него вообще никогда пустыми не бывают. Я тоже читала в свое время американскую статью о связи крупной моторики и когнитивного развития, и мне кажется, что о крупной моторике незаслуженно забывают. Обычно бросают все силы на традиционные занятия, сидя на стуле, а на движение времени не остается, что неправильно, ИМХО. Как обычно, лучше всего, если есть баланс. 30.01.2018 07:31:30, Rive Gauche
у моего сына было и есть с крупной моторикой -прекрасно! И любит, и постоянно занимается различной физической активностью, но это не мешает ему по-прежнему иметь классические дислексические проявления:) 30.01.2018 10:03:03, Vanilla
Тут не то, чтобы проблемы с крупной моторикой = логопедия или наоборот, а скорее развитие крупной моторики помогает компенсации логопедических проблем. Для чистоты эксперимента нужно бы одного и того же ребенка растить в разных условиях, тогда можно увидеть, как было бы, если бы... К сожалению, эту пленку обратно не отмотать. Я не слишком доверяю даже исследованиям на других дислексиках, потому что они настолько разные и компенсаторные возможности у них настолько разные, что одна и та же методика, примененная к разным дислексикам, дает разный результат. Все приходится делать методом научного тыка и полагаться не интуицию. 31.01.2018 06:31:12, Rive Gauche
насколько я поняла, то нейропсихологи занимаются не сколько развитием крупной моторики, а связкой мозг-движения. Они видят в этом строительство и налаживание связей в мозгу. Т е цель упражнений выглядит как четкое исполнение телом затейливых команд мозга (с одновременной загрузкой мозга умственной работой:).
Если честно, то не могу понять КАК это помогает писать-читать (хотя, хм, до этого надо понять ЧТО таким детям мешает писать-читать), но моему ребенку реально помогло.

Про дислексиков - согласна с вами. Все методом тыка, использование методов слишком непрогнозируемо, истинная причина проблем с учебой у таких детей по-прежнему не сформулирована... Поэтому только "симптоматическая" помощь, как я понимаю..
31.01.2018 10:05:40, Vanilla
spravedlivaya
Готового рецепта для всех нет. Всегда нужно подходить индивидуально даже к методикам. 29.01.2018 13:35:31, spravedlivaya
spravedlivaya
Да, подбирать методику или специалистов надо. Пробовать разное. Поэтому и решила создать тему для разных подходов. 29.01.2018 12:30:18, spravedlivaya
Люба С.
По моим наблюдениям, слишком много факторов, определяющих успешную коррекцию:
- ранняя диагностика
- финансы
- родительская компетентность
- доступность хороший специалистов

Ну и в любом случае, очень специфические условия коррекции каждого отдельного случая.
Невозможность общих рецептов, осложняет такие дисскуссии..
Одному помогло, другому нет.

В этом плане интереснее профессиональные форумы или специализированные.

Из методик неплохая Зегебарт, Ильичева: Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развив. материалов
Подробнее: [ссылка-1]

Если заняться до школы. Играть машинками, пальчиками и т.п. очень неплохой эффект.
29.01.2018 12:41:03, Люба С.
заняться до школы - мегаважно - жаль, что нашей стране это редкость и воспитатели? учителя мало знакомы с дислексией.

Хорошая разбитая мелкая моторика - совсем не панацея в данном случае..
29.01.2018 13:12:18, Vanilla
Дислексию трудно диагностировать рано, некоторые признаки дислексии могут быть особенностью развития и со временем уходят сами по себе. Обычно дислексию с уверенностю дисгностируют годам к 9-10, и мне кажется это правильным. Часто если ребенка искусственно не подгонять, можно достичь отличных результатов. 30.01.2018 07:08:57, Rive Gauche
Люба С.
Я не сталкивалась ни разу с чисто логопедией (это не значит, что её не бывает).
Но как правило она идёт вместе с другими проблемами, которые могут диагностироваться в более раннем возрасте.

Поэтому я скорее про комплексную раннюю нейрокоррекцию, а не про работу с конкретной проблемой.
30.01.2018 07:35:03, Люба С.
Моя дочь с чистой логопедией: никаких нейрологических проблем, идеальная беременность, родилась в срок, развивалась, как по часам, очень живой ум, прекрасно адаптируется к любой ситуации. Мы с ней вообще горя не знали до 6 лет, ни одной проблемы (кроме шалостей) ,а потом наступил 1й класс, и началась жесть. С другой стороны, как только удалось научить ее читать, дело пошло по всем фронтам. До сих пор, уже 10й класс, ей не нужна помощь ни с чем в учебе, кроме, чтения и письма. Читать мы ее учили 3 года в 4 руки, вообще первые 3 класса школы ей было очень трудно. В 2011 году, в начале 4-ого класса, дочь начала-таки читать сама по-франц. (основной язык) и более-менее уверенно понимать прочитанное, а уже к лету 2012 она самостоятельно научилась читать по-англ. , в 2013 с небольшой помощью - по-русски. С пр. года она учит испанский, в нем с чтением проблем не было - конечно, испанский в этом отношении проще, и ей уже как-никак 15 лет. И я думаю: вот она столько трудилась, чтобы начать читать - три года ей потребовалось, чтобы освоить чтение, - это в возрасте 6-9 лет. А дальше, чем она старше, тем быстрее у нее идет дело. Усилия, положенные ею в 10 лет на чтение и письмо по-англ. даже близко не стоят к той работе, которую она проделала, чтобы освоить чтение на франц. в 6-9 лет. В точности тоже самое я наблюдала у нее с гаммами: начав играть гаммы в 13 лет вместо 6-ти (до этого они ей категорически не давались), она года за два прошла программу шести что ли лет. И я, естественно, думаю, если бы мы не были вынуждены из-за школы упираться так рано, в 6-9 лет, с чтением и письмом, а могли бы заниматься в своем темпе, мы, наверное, обошлись бы меньшей кровью и все равно при этом оказались бы ровно там же, где мы сейчас (все очень хорошо). Меня в последнее время эта мысль очень занимает. 31.01.2018 07:27:00, Rive Gauche
это же хотела написать!
Не могу отделить, что относится к чисто дислексии, а что (косвенно) влияет на трудности обучения чтению и письму, но мнение специалистов (по крайней мере - в России), что ранняя диагностика и коррекция факторов, которые влияют на обучение в (российской) школе дает лучшие результаты. Считается, что наиболее эффективно корректировать ДО школы. И это возможно и необходимость видна. Мне (государственный) специалист, который тестировал сына так и сказал: "Если б мы были в Америке, то я б посоветовал вам подать в суд на работников детского сада, поскольку они не могли не видеть проблем и не знать о необходимости ими заниматься".
30.01.2018 09:57:57, Vanilla
Согласна про моторику, нет никакой связи. Мой сын собирал Лего любой сложности с 4-5 лет, причем очень быстро. Профессионально занимается музыкой. То есть пальцы очень ловкие, и всегда были. При этом от дислексии избавились только год назад, а дисграфия по-прежнему присутствует, хотя и в меньшей степени. 30.01.2018 00:07:01, Эль Нинья
spravedlivaya
Я не раз встречала мнения специалистов, например Жени Кац, что как раз именно лего не имеет отношения к лелкой моторике. Что угодно, только не моторику развивает.
В топе я говорила скорее о множестве конкретных упражнений, которые дают эффективность. Они разные. Вопрос с лепкой из пластелина лежит в проскости скорее сенсорики, чем моторики. Как и шершавые буквы Монтессори.
И да, большая часть моторики именно крупной. Даже обводилки - это стимуляция мозга через движение всей руки, а не пальцев. В этом плане доверие к ребенку и свобода движения в игре, в лазании оказываются важнее и эффективнее. На мой взгляд, упражнения просто искусственно восполняют то, чего лишили каким то образом ребенка. Вспоминаю запреты:"не бегай", "не лезь - упадешь", "нельзя лазить по деревьям". И прочее.
А вот плетение из бисера на самом деле показывает эффективность. Конечно в комплексе с другими видами деятельности. Так как и плавание.
Эту зависимость можно наблюдать, сравнивая множество детей в динамике.
30.01.2018 09:09:29, spravedlivaya
мой ребенок мог все - и Лего, и бусинки, и пластилин, а уж бегать-прыгать!...
Не помогло никак. И когда мне учитель объясняла про родительскую запущенность моего ребенка и советовала ему мелкую моторику развивать - "яплакаль":)
30.01.2018 09:49:04, Vanilla
spravedlivaya
Вы уверены, что без лепки и движений было бы лучше? 30.01.2018 12:04:38, spravedlivaya
мне кажется - не хуже, тк проблемы (те, которые нам скорректировал специалист) лежали несколько в другой области.

Но все это, конечно, "кто знает" :)
30.01.2018 13:19:58, Vanilla
Если не секрет, а что конкретно скорректировал специалист? Что было и что значительно улучшилось после нескольких занятий ( а не вследствие взросления и перерастания проблемы)?

Я часто думаю, что было бы у нас по-другому, если бы в раннем детстве сына мы занимались с логопедом, нейропсихологами или ещё кем-то.
30.01.2018 13:45:16, Эль Нинья
попробую проанализировать наш опыт и напишу вам! 31.01.2018 09:56:54, Vanilla
spravedlivaya
Согласна про раннюю диагностику и родительскую компетентность.
Вот про финансы и специалистов у меня немного другой опыт. В Москве в нашем районе была бесплатная помощь. Правда мы туда не успели попасть. А в регионе в наше время не нашлось специалистов никаких. Ни за деньги, ни в региональных центрах. Вот тогда я начала искать методы и заниматься сама. Да эти обводилки у нас тоже есть и еще другие правополушарные пособия. Сейчас даже распечатать можно с интернета.
29.01.2018 12:47:55, spravedlivaya
ужасная бесплатная помощь! Может, есть (=оставались) где хорошие места, но это небо и земля с платными занятиями. А с учетом немаловажности фактора времени - вообще не стоит тратить на это силы. 29.01.2018 13:14:02, Vanilla
spravedlivaya
Понятно.
Я сталкивалась с хорошими отзывами. Но хорошие специалисты наверно не задерживаются в госучреждениях.
29.01.2018 13:36:48, spravedlivaya
Шиповник (экс-Василиса)
специалисты могут быть прекрасными, но они ограничены временем сильно. 29.01.2018 13:59:46, Шиповник (экс-Василиса)
да, это тоже накладывает отпечаток (хотя хорошие и владеющие современные методиками все-таки ушли коммерческие организации) - вместо необходимых 2-3 занятий по 1-1.5 часа государство обеспечивает только 45 мин раз в неделю в паре - а это ничто но мало при большой потере времени (ребенка привези, в коридоре подожди, отвези домой + усталость ребенка, а эффективность -низкая) 29.01.2018 16:36:20, Vanilla
Люба С.
финансы - это тот краеугольный камень который определяет, может мама посветить время ребенку (нанять специалистов) или вкалывая на двух работах, всё на что у неё останутся силы - это убедиться, что ребенок поел.
По поводу сама - я искренне убеждена, что единственный залог успешной коррекции (при сложном/тяжелом дефекте) - это активное участие мамы. Единственная возможность обеспечить 24 часовой охват нужными процедурами, включая сон.
29.01.2018 13:01:36, Люба С.
spravedlivaya
Совершенно согласна. 29.01.2018 13:34:22, spravedlivaya
Шиповник (экс-Василиса)
Безотносительно дисграфий: я писала как-то, как практически весь прошлый год помогала ребенку восстановиться после травмы. Ну я не знаю, как это можно было бы реализовать при нормально работающей маме. Это нужна очень активная бабушка, например, которая впридачу еще будет готова выслушивать: "не хочу-не буду-надоело-отстаньте-не пойду", разруливать, успокаивать, совмещать и пр.. И так с любым моментом, где нужна более-менее длительная реабилитация или приведение в норму. 29.01.2018 13:21:35, Шиповник (экс-Василиса)
spravedlivaya
Вот на видео зарядка. [ссылка-1]
С сыном практиковали. На мой взгляд успешно.
Но у нас не сложные проблемы были. Просто зеркальность и нам пророчили проблемы с чтением и математикой.
29.01.2018 12:12:33, spravedlivaya
spravedlivaya
Вот такую книгу я покупала сама и использовала в занятиях [ссылка-1]
Лабиринты от этого автора тоже пошли.
29.01.2018 12:10:12, spravedlivaya
я покупала по рекомендации, но не стала использовать.
Кстати, желающим могу отдать:)
31.01.2018 15:45:08, Vanilla
uzon
Одно из заданий- исправь ошибки. Никогда никаким детям не даю варианты с ошибками. Потому что вариант с ошибкой отчего-то легче и проще запоминается. Особенно детьми-визуалами. 31.01.2018 12:23:15, uzon
вот и мне так показалось - зачем запоминать ошибки, тем более тем детям, которые и так не знают правильных вариантов написания? Они могут написать текст с такими вопиющими ошибками, что ошибочные варианты могут запечатлеть неправильный вид слова... 31.01.2018 15:47:21, Vanilla
spravedlivaya
Светлана Науменко
"Дислексия. Если для вас это не пустые звуки, то читайте дальше.

Несколько лет назад решение учить детей дома потихоньку стало претворяться в жизнь. Я заметила, что у одного из сыновей есть особенности при письме,- он «зеркалит» буквы и цифры, пропускает некоторые при чтении и письме. Перечитав много информации, поняла, что это часть признаков дислексии.

Поиски решения задачи привели меня к специалисту, работающему по методу Дейвиса. Это единственная методика, дающая результаты, а не «учащая с этим жить». Приехав на консультацию, после недолгого (около часа) собеседования, она подтвердила, что это дислексия и предложила записаться на конец апреля. На дворе был ноябрь. Я, конечно, расстроилась но выбора особо не видела.

Приехав домой, я, спасибо гуглу, нашла книги автора методики и … прочитала все залпом.
Так как материнство научило меня брать на себя ответственность раньше, чем я успеваю об этом подумать, я решила действовать.

Купила пластилин,- самый мягкий из доступных был JOVI, словарь и выделила каждый день по десять минут на занятия с сыном. Занятия заключались в том, что ежедневно мы проясняли одно слово и ребенок лепил из пластилина концепт слова, одну дефиницию [значение]. Как он ее понял. Или лепили символы из пластилина,- буквы, математические знаки, знаки препинания. Но важно было выяснять историю знаков и символов. Пришло и мне время узнать как появился знак вопроса таким, как мы его привыкли видеть. Почему цифры, которыми мы пользуемся, пишутся именно так, а не иначе. Например, в цифре один- только один угол, в цифре два- два. Чувствуете закономерность? Также, вместе с детьми я узнала, что знак равенства пишется так, как мы привыкли, не так давно,- лишь с шестнадцатого века. Ответ на « сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» был,- как минимум одно в день.

Как и написано в книге Дейвиса, самыми важными и одновременно сложными в понимании были маленькие слова,- предлоги, союзы, частицы. То, на что взрослые не обращают внимания, для некоторых детей оказывается совсем не очевидным. Например, предлог «на» имеет несколько значений. И каждое из значений сыну предстояло вылепить из пластилина. Причем сделать это так, чтобы без словесных комментариев с его стороны стало понятно о чем это. Для меня невероятно сложным было не вмешиваться в процесс. Когда буквально за руки себя держишь, чтоб не влезть и “показать что это очень просто». Больше одной дефиниции в день мы не лепили. Торопиться было некуда, да и нагружать излишне не хотелось.

После того, как мы прояснили значения слов «в» и «на» у сына случился прорыв не только в чтении (на что я в тайне надеялась и ждала этого), но и в математике! Что, казалось бы, было очевидным. Потому что это- логические связки в математике,- вспомним сложение и умножение. Все! Меня было не остановить. Мы тут же перешли к прояснению слов «и» , «или», потому что забегая сильно вперед, я понимала, что это поможет нам в математике дальше, при решении систем и совокупностей уравнений.

Чувство, которое я испытывала от каждой победы ребенка сравнимо с каким-то открытием каждый день. Казалось бы, это было столь очевидным и доступным, но если б не дислексия, мне бы не пришло в голову прояснять слова.

Взяв такой старт, довольно быстро научились пользоваться методом и… от дислексии не осталось и следа. Сын стал читать книги, наравне с братом. По математике пришло понимание многих вещей.

Побочный эффект, который остался после этого случая,- мои старшие дети не читают книги, если им встретилось непонятное слово. Они находят значение этого слова и читают дальше. Научились легко пользоваться словарями. Причем не только толковым, но и этимологическим. Потому что зная этимологию слова, понимаешь его написание и дефиниции. Например «таможня» происходит от «тамга»,- печать с тюркского, а придумал таможню Чингисхан. Слово «варежка» происходит от «варяг»- это они, плывя на лодках, надевали холщовые мешки на ладони, чтобы не натереть мозоли до крови веслами. В общем, прояснение слов превратилось для детворы в игру, которая увлекательно ведет по просторам родного языка и очень часто уводит вглубь, в историю.

Время шло и наступил апрель. От приема специалиста я отказалась , потому что «лечить» было нечего. Я бесконечно благодарна ей за то, что узнала о методе Дейвиса, а своим детям за то, что они дают столько сил и желания к познанию. И еще раз убеждаюсь, что любая неприятная ситуация- лишь точка роста. Верьте в себя, в своих детей, ищите и обрящете! (В переводе с церковнославянского означает «ищите и найдёте»- Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.) #дислексия"
29.01.2018 12:07:53, spravedlivaya
Очень интересно, спасибо. А слово "обрящете" может ближе к исходному перевести как "обретёте"?) 31.01.2018 12:17:34, елена-подписчик
Ей здорово повезло, что 6 месяцев лепки не оставили от дислексии и следа. У моей дочери несмотря на 6 лет лепки дислексия никуда не делась, но описанный автором метод хороший, подтверждаю, помогает, правда, без волшебных результатов. Очень помогает понимание происхождения слов, это часто проясняет многое в их употреблении и в грамматике. То, что за прорывом в чтении часто следует прорыв в математике, тоже могу засвидетельствовать на личном опыте. 30.01.2018 07:16:52, Rive Gauche

Читайте также
Долгосрочные последствия инъекций для подавления аппетита для женского здоровья: революция или риск?
Инъекции, подавляющие аппетит, стремительно захватывают мир, обещая чудесное преображение без усилий. Миллионы людей по всему миру уже ощутили на себе "магию" ложного чувства сытости. Прежде чем сделать шаг к "быстрому" решению, узнайте полную правду.
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!