Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Cat-S

навеяно, про чтение

Хочу вынести обсуждение в отдельную тему.
Ниже, в одном из обсуждений школ vbr2011 высказал интересную мысль:

"Главным недостатком любой школы считаю отсутствие обучения работы с литературой. Беда в том, что им банально некогда читать. А без чтения глубоко интереса и понимания не будет."

От школы ждать организацию такой работы, ИМХО, нереально. Школа с трудом справляется с тем, чтобы дети по школьной программе художественную-то читали, стимулировать читать специальную уже совсем тяжело.

Представим себе каникулы, ту их часть, в которой никаких образовательных тусовок нет. Представим подростка - обычного мальчика, обычную девочку, не "ботаников".

Кладем на стол книги (не художественные) по темам, которые, в принципе, подростка интересуют. Ну,не совсем уж сложные, научпоп. Просто положить книги на стол - это ведь мало? Как обучают работе с литературой ?
16.10.2015 13:55:37,

56 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Прочитала внизу ваше видение работы с литературой. Оно же не про чтение вообще, правильно? Это о самообразовании, по сути дела. Нужно попрыгать через барьеры, чтобы достичь финиша - а для того, чтобы вообще к финишу двигаться, нужно чтобы он был нужен) Т.е. в реальности вопрос упирается не в умение "читать", а в мотивацию. Если книга откладывается - значит, суммарные затраты ее чтение не оправдывают потенциальный выигрыш, как и везде и во всем) 18.10.2015 13:41:36, читатель мы*
Cat-S
О самообразовании, да. Но в этой теме как-то меня почти никто не понял. Я еще подумаю над переформулирвкой темы и сделаю новый заход :) 19.10.2015 14:59:49, Cat-S
я тоже вас не поняла)
очень мало книг требуют вдумчивого чтения с карандашиком, и обычно это книги учебного плана) Мало где, опять же, востребовано чтение такой литературы "для себя". Ну т.е. кадровик или бухгалтер хорошей квалификации вынужден продираться через постановления и гарант-консультант, но это входит в их сферу "деятельности".
20.10.2015 14:13:25, читатель мы*
задать вопрос, не который ребенок не знает ответа, но с подтекстом на слабО
хочешь знать, хочешь поспорить - прочитай
17.10.2015 11:04:56, Dezi
Мой ребенок сам это умеет. Умеет и искать информацию и ее переваривать, делать выводы. Но я не могу сказать, как он этому научился. Он с раннего возраста увлекается чтением энциклопедий и накопил опыт работы с ними. Плюс у него в принципе очень высокая познавательная активность. 17.10.2015 07:26:46, anvi
Василиса из сказки
В очередной раз позавчера с этим столкнулась. В первый раз столкнулась лет 15 почти назад, пришли студенты, которые смотрят в книгу, а видят это самое (гуманитарии, кстати, уж кому, как не им, с текстами уметь работать).
Я под умением работать с лит-рой подразумеваю умение искать информацию в книге.
Позавчера моя деточка приходит с ужасом в глазах и говорит, что ей надо сделать обществознание (а то вторая 2 будет), но ей даже подруга не может помочь, которая обычно с предметами такого плана помогает. Задание: найти ответы на вопросы в тексте. И более гуманитарная подруга, значит, не справилась.

1. Читаем вопросы. Всё ли и все ли слова понятны? Подчеркиваем ключевые слова. Эту информацию мы будем искать в тексте.
2. Ищем. не видим? Ай-ай-ай, какая жалость. Тогда ищем слова, совпадающие с ключевыми. О как, вот она и собственность, оказывается, есть, и регулирование. Круто же.
Теперь немного поняли предмет поисков, получили первичную информацию. Продолжаем нарезать акульи круги дальше))), только не все ближе к основной добыче, а уже на более отдаленном расстоянии, как бы в обратном направлении, мы должны всю рыбу здесь выловить. Тааак, что еще относится к теме? Нашли. Еще раз проглядели. Нет, ничего больше нет? Точно нет?
3. Переходим к следующему вопросу.
Это хорошо на болтательных предметах тренировать, но они, вредители, их редко делают.
16.10.2015 16:31:38, Василиса из сказки
УникаЛьнаЯ
"ищем слова, совпадающие с ключевыми" - мне казалось, что этот способ дети в началке осваивают. Только, к сожалению, к _пониманию_ текста он не ведет... 17.10.2015 09:55:06, УникаЛьнаЯ
Василиса из сказки
Я работаю только с подрощенными, с началкой не сталкивалась. 17.10.2015 10:05:04, Василиса из сказки
Мама Мими
Супер. Мне понравилась методика. Но если учитель теор предметов задает подготовиться по вопросам после параграфа, то это как раз и учит работать с текстом. У моего в школе по лит-ре и истории так. Просто дети не учат теор предметы. Так... пробегут глазами на уроке, в то время, как учитель выбирает жертву :-) Мой такой в 50% случаев. Я надеюсь, жизнь научит работать с текстом. 17.10.2015 00:45:14, Мама Мими
[пусто] 16.10.2015 23:42:22
Cat-S
По последнему абзацу. Вот аналогично. Причем я покупаю много журналов в стиле наупоп - это читает.
Книги дома тоже есть, причем я покупаю по разным направлениям, но не читает.
С художественным-то такой проблемы нет, читает.
17.10.2015 07:54:15, Cat-S
Василиса из сказки
Моя может почитать нехудожественные источники, но не те, которые советую я))). На понимание текста не влияет, по моим наблюдениям. 16.10.2015 23:58:33, Василиса из сказки
Вместе читать.
Искать места и людей, которые порекомендуют и увлекут.
16.10.2015 16:00:06, Кетчуп
Моих - никак. К ним можно привязать книги скотчем, цепями, по абсолютно любым темам - все равно читать не будут. Они иногда читают, но 1) не то, что надо и полезно, 2) тематическому это не помогает ничем в учебе. И таки - да, работать с литературой не умеют и не хотят учиться. Я пыталась конечно показать, объяснить, как искать литературу, как находить нужную информацию, но совершенно без толку. Книгами практически по любой тематике (в том числе технической) заставлен весь дом, и не один, не говоря уж о библиотеках, где я работаю. Надо сказать, что старшая сама как-то научилась находить инфу в инете (иначе как бы она в институте училась, да и в школе в конце) 16.10.2015 15:52:31, hanhi
ЛУЧИК
Не согласна нас тоже не учили, мы сами учились, как и наши дети. Спец. литературу читают,без этого никуда. Худ. многим заменили аудио. книги. 16.10.2015 14:55:25, ЛУЧИК
Cat-S
"Спец. литературу читают,без этого никуда."

У Вас в школе как-то стимулируют читать? или дети сами?
17.10.2015 08:23:10, Cat-S
ЛУЧИК
Стимулируют !!! Ага, парами и тройками. У детей же амбиции. 19.10.2015 11:05:23, ЛУЧИК
Василиса из сказки
Реферирование текста в школе на инязе у нас было класса с 10 точно. К экзамену глаз уже автоматически эту информацию видел, мозг и обдумать не успевал))). 16.10.2015 16:33:20, Василиса из сказки
Мы Ленина конспектировали. 16.10.2015 15:58:14, Кетчуп
Мама Мими
+ 1 :-))) 17.10.2015 00:57:16, Мама Мими
Мне кажется, здесь нужно разделить тему на несколько частей: 1) желание и умение познавать новой, любыми способами,2) умение анализировать полученную информацию и делать выводы. Относительно первого, наши дети очень медленно читают, ещё хуже понимают то, что они прочитали. Поэтому, если в этом проблема, то нужно идти на курсы, типа "Мнемотехника и скорочтение". Если проблема во втором, то нужно больше разговаривать с ребёнком и узнавать его мнение 16.10.2015 14:32:25, думаю так
Cat-S
1) "Относительно первого, наши дети очень медленно читают, ещё хуже понимают то, что они прочитали."

Дочь читает быстрее меня. Правда, есть ощущение, что улов информации у нее поменьше.

2) Некогда. Банально некогда поговорить. Уроки -долги-исправления -олимпиады зачем-то -снова уроки.
Ребенок еще и медлительный, и зависающий.
17.10.2015 08:30:27, Cat-S
а я не согласна. в школе моих детей учат работе с текстами. и не только художественными. и читают они не только художественное именно в школе. так что было бы желание 16.10.2015 14:08:09, Шерлок
Cat-S
Я в этой теме пытаюсь уйти от обсуждения школ, в этой теме кто и где учит - не важно.
Может учить школа, могут учить родители, могут репетиторы или, в конце концов, самостоятельно ребенок обучается.

Меня интересует методика работы и конкретные примеры.
16.10.2015 14:25:24, Cat-S
Irkin
Мне кажется методика вполне стандартна :) Сначала определяется тема, по которой нужны сведения. Потом идет подбор лит-ры. Раньше мы смотрели бумажную энциклопедию или популярные журналы по нужной тематике. Сейчас у меня ребенок смотрит что-то типа Вики. Если статья удачная и там есть перекрестные ссылки, то анализирует их. Если нет, то составляет несколько вариантов запросов для поисковых систем. И дальше уже бегло просматривает все что набралось. Если что-то заинтересовывает прочитывает более детально. Здесь как раз помогают навыки привитые в школе - выделить главное, найти что-то по тексту. Скорость анализа нарабатывается со временем. 16.10.2015 15:23:57, Irkin
согласна с Шерлок ниже))
Кроме того, то, что школа не учит работать с литературой - само по себе достаточно спорное заявление. Каждая школа этим как раз и занимается, на своем уровне. Вполне себе существуют случай изучения более - менее современной науки по предложенным учителями книгам))
16.10.2015 14:45:28, ск))
Cat-S
В нашей школе пока нет, у нас упор на решение задач.
Может, в более старших классах появится. Но по моим ощущениям, надо уже сейчас начинать читать хотя бы научпоп по темам интереса.
17.10.2015 08:33:31, Cat-S
вы же написали, что от школы ждать нереально. а я привела пример когда реально. как же тут без конкретики и примеров? но я не знаю в принципе школ, где бы не писали, например, конспектов. а это работа с литературой 16.10.2015 14:29:04, Шерлок
Cat-S
Я не про конспекты. Законспектировать параграф или подготовить доклад по теме - это очень начальные навыки. Такое везде есть. Их точно недостаточно. 16.10.2015 14:38:03, Cat-S
Василиса из сказки
Этого достаточно, если навыки развиты хорошо. 16.10.2015 16:34:15, Василиса из сказки
Cat-S
В научных и технических текстах есть особенность - очень часто нельзя без потери смысла скакать с абзаца на абзац, там одно следует из другого.

И есть традиция писать научные тексты кратко - чуть ли не в стиле "постановка задачи-очень краткое решение-выводы", пропуская все промежуточные выкладки. Да еще часто в общем виде все (когда на практике используется один-два частных случая).

Если сравнить с пищей, то это как питание для космонавтов из тюбиков. Вероятно, очень калорийно и со всеми полезными микроэлементами, но невкусно и на вид не очень.

Не знаю, откуда пошла традиция - то ли бумагу экономили, то ли пытались для краткости концентрировано писать. Но пишут так технические тексты до сих пор - читать просто для удовольствия почти невозможно :(

Вот как такие тексты научиться читать?
17.10.2015 08:54:40, Cat-S
Да неинтересны они ей. Когда заинтересует что, будет читать. 17.10.2015 08:59:48, Кетчуп
Cat-S
Или не будет. Я полно знаю взрослых, которые тексты по специальности, если это не связано с их прямыми служебными обязанностями, читать не будут никогда.

Одного интереса и мотивации мало.
Нужна - ну, не знаю, как назвать. Культура чтения таких текстов, что ли.
17.10.2015 09:13:25, Cat-S
нет. именно интерес и мотивация. более ничего и не нужно 17.10.2015 09:53:56, Шерлок
Cat-S
Я пытаюсь объяснить, почему одной мотивации мало. У меня есть ряд книг, которые я уже года три пытаюсь прочесть. А все, как у Манилова, закладка на 14-той странице. Хотя мотивация есть, в отличии от Манилова, правда есть.

Раньше, лет 10 назад, я бы это постеснялась написать. Но теперь я понимаю, что я хотя бы пытаюсь . Очень много взрослых не читает вообще (исключая художественную литературу, ту, все же, читают как-то).
17.10.2015 10:32:54, Cat-S
Ну т.е. Вы сами не в состоянии читать, а дочь хотите приучить. Есть книги, которые писаны не для чтения.
Даже интересно что конкретно она не читает.
Задумалась читают ли мои. Думаю, что средний читает только учебники(а это второй раз курс), старший что-то читает когда надо, но кажется, в основном это статьи и новости:) книги... скорее всего научпоп. И это логично - нафиг были бы нужны популяризаторы науки, если б все читали оригиналы.
17.10.2015 10:42:35, Кетчуп
Cat-S
У меня пока цель про научпоп, на большее я не замахиваюсь. Пока не замахиваюсь. 17.10.2015 10:49:34, Cat-S
Тема должна заинтересовать. Не читает - не интересует, не с кем обсуждать. 17.10.2015 10:59:53, Кетчуп
и что, что не читают. а должны? а вам что мешает прочесть? 17.10.2015 10:38:47, Шерлок
Cat-S
Мне мешает математическая безграмотность :) чаще всего. 17.10.2015 10:51:00, Cat-S
до какой степени мешает - это главное. очевидно, что если бы мешала критично, то стали бы читать. иначе не понятно 17.10.2015 10:55:07, Шерлок
Я согласна на начальные навыки, хоть бы им в школе учили. Два раза конспектировали на истории, родители уже недовольны:( 16.10.2015 16:03:49, Кетчуп
Cat-S
У нас есть. Причем было в 2-х школах, в которых ребенок учился. 17.10.2015 08:00:24, Cat-S
так и я не только про них. но это не начальные навыки - это основные навыки. а они уже трансформируются при повышении уровня сложности. да и те же презентации - тоже умение в краткой форме предоставить главное из огромного объема. тоже работа с литературой. 16.10.2015 14:40:39, Шерлок
Cat-S
Значит, я коряво вопрос задала. Как я вижу по обсуждению, меня не очень-то поняли.

Читать по перекрестным ссылкам, выделять ключевые слова, читать от конца к началу, просмотреть материал - это и я все прекрасно могу. И, соответственно, ребенка научить тоже могу в принципе (до сих пор, правда, не формализовала подход. А надо бы формализовать, как выше Василиса расписала)

Но монографию какого-то автора, даже если тема мне интересная, прочитать от корки до корки не получалось никогда. Обязательно кусками пропускать начинаю. И очень часто чтение просто стопорится. Какое-то непонятное место - "легко показать, что". На некоторые "легко показать" у меня до недели уходило, пока я, наконец, догадаюсь, что за выкладки стоят у автора за этими словами. Если же пропускать выкладки, то оказывается, что читаешь очень-очень поверхностно, просматриваешь фактически.

Но кто-то же читает, умеет читать, а не просматривать книги.
17.10.2015 08:20:06, Cat-S
так автор просто может более образованный? это ни в коем случае не попрек вам, или принижение вашего образования, или сомнение в вашем уме. просто я не очень понимаю, что вы хотите сказать? что научную лит-ру порой читать тяжело? так это вроде очевидно. нет? 17.10.2015 09:53:04, Шерлок
Cat-S
Естественно, более образованный. Менее образованных читать не имеет смысла.

Да, я хочу сказать (хоть это и очевидно), что научную или техническую литературу читать тяжело. И этому как-то надо учиться. Уж на что я люблю МЭИ, но в МЭИ этому не учили. Там все от "а" до "я" было в лекциях, этого было достаточно для сдачи экзаменов и получения отличной оценки при должном прилежании. И все было в хорошем разжеванном подробном виде. Самостоятельные выкладки требовались, но минимально.

Но на знаниях 20-летней давности далеко не уедешь, да и забывается многое. Поэтому лекции не актуальны, а актуальны книги.

Вот тут в образовании и в подростках вечный спор про степень престижности ВУЗа. Да это было бы вообще не важно (если мы не про корочки, а про знания), если бы научиться эффективно и быстро самообразовываться. А источником для самообразования все же книги остаются.
17.10.2015 10:48:00, Cat-S
Наверное, научиться таким вещам можно, если поставить себя в соответствующие условия. В моем ВУЗе разжевать все на лекциях и на семинарах было просто невозможно "благодаря" кол-ву материала, который мы должны были усвоить. Впрочем, возможно, "так и было задумано". В любом случае, довольно большой объем материала мы вынуждены были изучить сами. Причем на экзаменах все это спрашивалось на совесть. И, когда, при подготовке к одному экзамену используется 3-4 стопки книг, проблем с умением работать с литературой в дальнейшей жизни как-то не возникает.

Да - еще, помню, в юности мне нравилось читать книги, смысл которых с первого раза я понять не могла (ну, что-то из области философии, например). Я по нескольку раз перечитывала абзацы и главы, пока до меня не начинало доходить. Тоже, наверное, полезное упражнение.

Про престижность ВУЗа - не соглашусь, что когда-то это станет не важно. Все-таки, на начальном этапе освоения профессии, человеку нужно задать определенную планку. И, чем более качественное преподавание будет в период обучения в ВУЗе, тем более "высоким" будет этот старт. Посредством самообразования это сделать гораздо труднее. Хотя бы потому, что у тебя нет критериев. Поэтому, я думаю, всегда будет масса желающих поучиться в Оксфорде или Гарварде хотя бы один год.
18.10.2015 19:44:36, Хелен67
Вообще-то, советское высшее образование как раз учило добывать информацию самостоятельно и анализировать. Сейчас цели прямо противоположные. Не дай бог человек будут учиться сам и уметь думать, он должен учиться пожизненно, платно, небольшими блоками.
Если Вы хотите другого, то читать надо не технические книги, а гуманитарные. Особенно хорошо читать авторов с разными точками зрения.
17.10.2015 10:55:08, Кетчуп
Cat-S
"Не дай бог человек будут учиться сам и уметь думать, он должен учиться пожизненно, платно, небольшими блоками."

Пока "знание" доходит до такой степени общепризнанности, что его преподают в ВУЗах, оно слегка устаревает.

Мне немного все равно какая там общая политика - дети-то у меня свои, а не государственные.
17.10.2015 11:05:12, Cat-S
что значит "на знаниях 20-летней давности далеко не уедешь"? кому надо уехать - читают, кому не надо и\или не хочется - не читают. что-то вы мудрите 17.10.2015 10:53:45, Шерлок
Cat-S
Не в прямом смысле :))
В переносном :))
Ну за 20 лет многое что изменилось, новые подходы к решению старых проблем появились.
17.10.2015 10:58:58, Cat-S
я поняла, что в переносном. именно про это и отвечала. 17.10.2015 11:02:49, Шерлок
Ну да, мне как раз кажется, что этому вообще в любой школе учат. 16.10.2015 14:33:04, Мальва
Cat-S
Учат, но многих не выучивают. 17.10.2015 08:35:20, Cat-S
да любое "найди и подчеркни" - это работа с литературой. и ответь на вопросы параграфа - тоже работа с литературой 16.10.2015 14:37:41, Шерлок


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!