Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Cat-S

про базовую математику

Возникла идея.
А, интересно, почему решили пойти по пути редуцирования традиционного курса математики 10-11 классов, а не по пути другого содержательного наполнения?

То, что "гуманитарии" пищат от стереометрии, от интегралов и производных - это, в общем, понятно. Оно им почти нигде и не пригодится в дальнейшем, а усилий для освоения требуют приличных. Кроме того, в этих курсах есть опора на курсы предыдущих лет. А если они кое-как усвоены, то возникают проблемы большие с усвоением текущего материала.

Почему бы базовую математику для гуманитариев не сделать в виде курса логики (вместо стереометрии), теории вероятности и статистики (вместо начал анализа)?

Я вижу недостатки:

1) Придется писать учебники и разрабатывать курсы для старшей школы.
2) Может быть, придется обучать некоторых учителей.
3) Все равно останутся "гуманитарии", которые будут ныть, что и эта математика им не нужна, сложна и т.д.

Я вижу такие достоинства:

1) Это было бы полезно многим гуманитариям. Будущим менеджерам, рекламщикам, пиарщикам, социологам (у них куча всего на статистике); юристам, историкам, лингвистам (логика).

2) В этих курсах почти нет опоры на математику средней школы, так что те гуманитарии, которые "проспали" курс математики в средней школе, не пострадают.

3) Способные дети, обучающиеся по гуманитарным профилям, не будут скучать на "базовой" математике, как, скорее всего, это сейчас происходит.

4) Базовый ЕГЭ можно было бы привести в приличный для выпускного экзамена вид. А не пытаться его спрятать куда-то с глаз долой в 10-й класс, как сейчас пытаются.

5) Гуманитариев всегда больше в процентном соотношении, чем "технарей". Поэтому введение базовой математики в нынешнем виде рано или поздно вымоет сильных учителей-математиков в профильные школы и в репетиторский рынок. В гуманитарных классах (которых будет, все же, большинство) их просто не останется. Качественное наполнение базового курса позволит учителям не терять форму, сохранять интерес при работе. Они будут нужны в том же количестве, что и раньше.
23.08.2015 09:16:19,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Идея правильная. Можно ее развить, сделав математику приближенной к реальным гумнаукам. Экономика, например, вообще чистая математика. Да и рекламщикам, юристам и т.п. можно придумать кучу практических математических задач. Вот только все это не решит проблем низкого уровня освоения математики, которые связаны с тем, что изначально сейчас с 1 класса математику преподают по очень странным программам. И в 5 классе продолжают. Нужно вернуться к научно обоснованным программам преподавания математики (перестать учить считать по картинкам и т.п.). Нужно вернуть часы на математику в школах, перестав все выносить в платные кружки. А улучшение плохиз программ - бесполезное занятие. Как можно ребенку объяснить теорвер, если он в уме считать не умеет и арифметикой владеет на 3-? Чтобы освоить логику, надо, чтобы тебя научили базовой математике. Не интегралам, а уверенной работе с дробями и решению простейшей системы уравнений, а еще лучше неравенств. Да еще и 2 способами минимум. 26.08.2015 17:03:47, Угу
Cat-S
"Вот только все это не решит проблем низкого уровня освоения математики, которые связаны с тем, что изначально сейчас с 1 класса математику преподают по очень странным программам. И в 5 классе продолжают."

Моя дочь в 1-4 как раз училась по странной весьма облегченной программе. Сейчас ее и не сыщешь нигде в Москве. Согласна, вред от странных программ приличный.
Ну, так может, вначале со странными программами разобраться, а не с базовым ЕГЭ, который бумерангом ударит по нынешним 1-5 классам?

Про арифметику я с Вами не согласна. Арифметика - в разы сложнее абстрактных вещей. Для арифметики нужно тренироваться постоянно. Но у некоторых все равно будет много ошибок, как их не тренируй.
26.08.2015 17:39:11, Cat-S
Василиса из сказки
Начала статистики и тервера у моего ребенка в ОБЫЧНОЙ школе были уже классе в 8м точно, так что это есть. 24.08.2015 15:53:13, Василиса из сказки
Cat-S
Понятно. Но, я думаю, в 8-м самые-самые начальные понятия. Почти уверена, что можно было бы куда углубиться при желании построить целый курс. 24.08.2015 22:07:24, Cat-S
При желании можно,да. Но вдруг это приведет к тому, что народ будут волновать не только средние показатели, но и все распределение целиком? А сейчас как удобно: посмотришь на средний балл ЕГЭ 2015 - душа радуется. Строгости такие же, а средний балл за год стал выше. Ура! Верной дорогой идем, товарищи, учить стали лучше. Ну и в других областях тоже на цифры по-другому смотреть начнут, доп. информации требовать :) 24.08.2015 23:26:16, тупик
Да хоть что-нибудь, а то и вправду анекдоты про гуманитариев станут реальностью. И непонятно, почему умным математическим мальчикам не нужна качественная литература, в отличие от гуманитариев, они ее больше нигде не получат, а потребляют с неизменным удовольствием:) И что делать детям вроде меня, которые в старших классах мучительно выбирают между литературой и матанализом? 23.08.2015 13:11:40, ЮлияС
Cat-S
Да, про ровных, академически успешных детей забывают. Либо "суп", либо "второе", а все вместе только в формате "бомж-столовой" - общего профиля, на который идут сейчас слабые дети (а должно быть, по идее, наоборот) 23.08.2015 13:23:08, Cat-S
До детей-то дела нет, только до денег. 23.08.2015 16:36:59, ЮлияС
Василиса из сказки
Угу. 24.08.2015 15:53:39, Василиса из сказки
Cat-S
Только тут интересно.

Сокращают с разных сторон. Но вот в прошлом году попытались сделать платную везде продленку. Сразу поднялось такое народное возмущение, что продленку сделали платной не везде.

А тут тоже сокращение планируется, только многоходовкой:
первый шаг: несколько лет базовый экзамен - второй шаг: предложение базовый экзамен сдавать в 10-м - а на третьем, может, и вообще его отменят (т.к. базовый экзамен странен даже сейчас, на первом шаге). И как-то почти всем пофиг - непосредственно в карман не залезают, и ладно. ЧуднО.
24.08.2015 22:03:46, Cat-S
Василиса из сказки
Потому что продлёнка нужна ВСЕМ слоям населения, ИМХО. 25.08.2015 10:02:28, Василиса из сказки
Дубравка
Утопия. И теорвер, и логика не просты для понимания и требуют некоторой выворотности мозга. Если человеку не даются совсем простые базовые вещи, то почему должно даваться нечто абстрактное? 23.08.2015 12:27:14, Дубравка
Cat-S
Для совсем простых базовых вещей есть колледжи.

И, ИМХО, очень странно, когда люди, которым не дается нечто абстрактное, получают гуманитарное ВО, а потом пишут книги, статьи, ведут передачи на радио и тв. А мы потом мучаемся и не можем пользоваться тем, что создают гуманитарии, потому что, увы-увы-увы, весь этот массовый продукт очень низкого качества.

И почему гуманитариев считают, простите, людьми с легкой УО? Выворотность мозга им нужна очень сильная. Когда в институте приходилось читать какие-нибудь "вопросы философии" для подготовки к семинару, у меня мозги в трубочку сворачивались покруче, чем когда приходилось интегралы брать.

С другой стороны, вопли про интегралы и производные можно понять. Не нужны они им, впрочем как и логарифмы-синусы-тангенсы. Это все игрушки технарей. И сколько бы Тrotter не постила статей про то, что "математика ум в порядок приводит", все это будет пустым звуком для многих. Курс логики и тервера со статистикой вместо убогой современной базовой, которая по сути является повторением математики предыдущих лет, может примирить "гуманитариев" с математикой. Потому что "качественным гуманитариям" на самом деле это нужно.

Если все оставить как сейчас, то математику вымоет из большинства школ в старших классах лет через пять, у меня даже младший через систему не проскочит.
23.08.2015 13:03:57, Cat-S
Дубравка
Ну почему сразу людьми с УО. Высокообразованные гуманитарии в смысле абстрактности мышления и логики могут существенно превосходить технарей. Но часто гуманитариями объявляют себя те, кому математика по тем или иным причинам плохо дается. Причин может быть несколько. Одна из них - не проработка материала 5-7 классов. 24.08.2015 08:53:58, Дубравка
Cat-S
Согласна! Поэтому я предлагаю к изучению в 10-11 классах гуманитариями (не важно, истинными... или мнимыми, которым просто математика плохо дается) таких разделов математики, в которых отсутствует опора на материал 6-9 классов. Вот 5-ый, дроби, еще нужен, а синусы-косинусы-логарифмы-алгебраические преобразования-уравнения -уже нет.

Если интеллект сохранен, почему бы не позаниматься математикой? Особенно, с учетом того, что в будущей выбранной профессии это необходимо?
24.08.2015 09:21:38, Cat-S
Интеллект разный бывает. Если есть возможность, то задайте взрослым коллегам задачку на логику (сообразительность) из 5-6 касса (что-нибудь про мудрецов, остров (где у людей два цвета глаз), можно про взвешивание и т.д.). У меня бывшая коллега очень любила такой досуг и всех заводила на дружеских посиделках :)
Так вот - решало человек 5 от силы (из 25 где-то), двое из них были явные гуманитарии (юристы), остальные трое с высшим техническим. При этом все остальные или не могли решить совсем, или им это было слишком скучно и неинтересно (они и не брались), или могли только понять решение после многократных объяснений. Практически у всех высшее образование (в том числе и техническое - вузы второго эшелона). И все вполне себе разумные люди, хорошие специалисты. Т.е. интеллект на месте, тут никаких сомнений.
Почему Вы думаете, что в 10-11 классе будет по-другому?
24.08.2015 09:56:45, КИра
Cat-S
Да я сама не идеал в этом смысле, что-то решу, а что-то уже нет. Но я знаю, что решать такое ...эээ... мне полезно, поэтому хоть и мучаюсь,но пробую решать при случае.

Возможность обсуждать задачки есть. Чем и развлекаемся с коллегами. Разные задачки - алгебраические, геометрические, физические, логические, проекции, рисунки, головоломки пространственные с железками... всего и не упомнишь. Как всегда - кто-то решает, кто-то не может, хоть и старается, "тупит", кто-то отказывается решать. Я тут, конечно, в особой ситуации, т.к. приношу от дочери много всякого и часто ответ уже знаю (но часто и не знаю) Большинству интересно плюс создается в комнате атмосфера такая... задорная что ли, что-то вроде коллективного мозгового штурма. Ну, и конечно, первый решивший сложную задачку на этот день "герой дня" практически.

Так что я понимаю, как это можно интересно организовать в 10-11. Таким образом, у детей убрали бы двухлетнюю дриллинг-жвачку - подготовку к примитивному базовому экзамену, материал которого, вообще-то,дети уже сдавали один раз (ОГЭ). Ведь создатели базового экзамена сами его стыдятся - хотят из 11-го, выпускного класса, перенести в 10-ый.
24.08.2015 10:33:18, Cat-S
Вы думаете, что курс логики и теории вероятности легче пойдет? Сомневаюсь. Эти дисциплины, особенно логика (ИМХО, конечно) и у технарей-то часто вызывают затруднения. У меня старший - технарь, с интегралами и стереометрией особых проблем не было, но логика - это явно не его. 23.08.2015 11:23:44, КИра
Cat-S
Я исхожу из нужности курсов, из практико-ориентированности, если по-модному говорить. Чтобы закончились, наконец, вопли гуманитариев, что им "интегралы не нужны". И не считаю хороших гуманитариев глупее технарей. Скорее наоборот. Гуманитарии часто работают в условиях неполных данных, поэтому им нужна сильная интуиция.

Историкам-юристам-журналистам качественный курс логики - must have. Мне кажется, были бы нормальные курсы логики в университетах - был бы другой уровень журналистов у нас сейчас.

Статистика сейчас везде, но при массовом ее использовании, такое же массовое ее непонимание и, часто, неприятие.
Когда фразу "Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" воспринимают буквально, а не как намек на подтассовку данных.
23.08.2015 11:47:32, Cat-S
С этим согласна, сильным гуманитариям логика и прочее очень нужны. Особенно философам, по-моему, там одна сплошная логика. Но я просто сужу по наблюдениям за детьми - логика многим дается не просто, это часто сложнее для понимания, чем интегралы, стереометрией и т.д.
Обычно тем детям, у которых все хорошо с подобными задачами и со всей остальной школьной математикой не бывает проблем. Они даже часто попадают в математические классы и уже в старших классах начинают метаться.
Ваше предложение было бы интересно как третий вариант, нечто промежуточное между базовой и профильный математикой в старших классах школы. Но возможно ли это организовать практически?
Просто заменить базовую математику на особый курс ничего не даст, ИМХО. Дети не справятся и опять придем к тому, что школа грузит их тем, что им не нужно и что они не понимают.
23.08.2015 15:51:48, КИра
Василиса из сказки
У философов в вузах логика есть. 24.08.2015 15:55:35, Василиса из сказки
Cat-S
"Ваше предложение было бы интересно как третий вариант, нечто промежуточное между базовой и профильный математикой в старших классах школы. Но возможно ли это организовать практически?"

Я думаю, что промежуточный вариант для технических ВУЗов скоро сделают. Т.е. профильная для математических факультетов и серьезных физических будет основываться на задачах типа С, для решения которых нужна смекалка. А для технических более широким охватом будут проверять школьное стандартное.

Но гуманитариев все равно большинство. Если у них убрать математику (ну, т.е. оставить только базу в ее сегодняшнем виде), то начнут постепенно сокращать количество часов на математику, и, следовательно, выживать "лишних" преподавателей. Мой вариант смог бы спасти от увольнений :)

"Просто заменить базовую математику на особый курс ничего не даст, ИМХО. Дети не справятся и опять придем к тому, что школа грузит их тем, что им не нужно и что они не понимают."

Это как написать учебники и построить курс. В конце-концов курс начал мат. анализа, который преподавался в 90-е в 10-11 классе был тоже не совсем честный, т.к. многое давалось не строго, на уровне интуитивного понимания. В тоже время было время привыкнуть к новым понятиям и не пугаться их уже в институте.
23.08.2015 17:11:22, Cat-S
Дубравка
Абсолютно согласна. 23.08.2015 15:59:10, Дубравка
Красно Солнышко
По моему опыту гуманитариям статистика, даже самые элементарные вещи, даются так же трудно, как интегралы. Даже может быть труднее.
Кроме того, комбинаторика, теория вероятности, а так же различные способы представления данных, диаграммы, уже давно добавлены в программы, начиная с пятого класса - во все. И в ЕГЭ тоже есть. В начале это были совсем элементарные задачи, но год от года они усложняются.
23.08.2015 10:49:17, Красно Солнышко
Cat-S
Статистика не только гуманитариям тяжело дается, она всем дается не просто. Мы думаем по-другому, не статистически, поэтому к ней надо привыкнуть.Зато статистику можно практически без выводов преподавать, на примерах и на опытах (гуманитариям, насколько я понимаю, сложны именно выкладки, формулу запомнить и числа в формулу подставить не проблема)

И, в то же время, статистика нужна сейчас всем. Инструмент анализа данных в любой области...

Диаграммы в базовом ЕГЭ я видела, но, ИМХО, там как-то мелко это представлено.

PS А когда ты начинаешь писать про корреляцию чего-то с чем-то, мне кажется, что тебя понимают далеко не все на семье :)
23.08.2015 11:19:40, Cat-S
Красно Солнышко
Кому надо, про корреляцию, тот разберется.
Меня больше удивляет, что когда я пишу с точки зрения вероятности тех или иных событий, причем, еще и специально это подчеркиваю, мне практически неизменно начинают оппонировать частными примерами. И вроде ж не гуманитарии даже.
24.08.2015 01:53:11, Красно Солнышко
Cat-S
Я зареклась говорить о вероятности и статистике, если у меня нет ссылки на действительно проводимое исследование. И такая, авторитетная ссылка должна быть. Иначе меня тоже начинают закидывать частными примерами.

Но большинство участников разговора даже не понимают, в каком месте и у кого из оппонентов произошла случайная (или намеренная) ошибка. Оппонирование частными примерами при обсуждениях вероятностных распределений(при условии, что они действительно такие) - это,конечно, ошибка.

Примерно про это я и пишу - пока у нас устройство общества такое... квазидемократическое, необходимо, чтобы большинство понимало, где и в каком месте его дурят.

И, получается, что логика и тервер со статистикой нужны не меньше, чем проценты и дроби.
24.08.2015 08:21:09, Cat-S
Дина (Джума)
Даже я при всей своей уверенности в ущербности гуманитариев по сравнению с технарями (в разрезе средней школы) не считаю первых идиотами и не формулирую как Вы или как текст исходника. Гуманитарии по топику какими-то совсем уж "с особенностями умственного развития" получаются.. 23.08.2015 20:54:03, Дина (Джума)
Cat-S
Что я же могу, даже как автор темы сделать, если мне все отвечают хором (ну, вот, кроме одного участника) - "не получится, утопия, тяжело дается" ?

Мало ли кому что тяжело дается. Может, кто-то деепричастный оборот от причастного плохо отличает. ЕГЭ по русскому общий для всех, тем не менее. А можно было бы сделать выпускной экзамен для технарей в виде диктанта: мо-ло-ко, ко-ро-ва, мед-ведь.
23.08.2015 21:23:29, Cat-S
А вот я бы приветствовала разделение ЕГЭ по русскому на базовый и профильный. И в базовом основной упор сделала бы на грамотность и на проверку понимания текста, а не на поиск фразеологизмов или сложносочиненных предложений. Но я и тексты для эссе совершенно другие подбирала бы, и обязательной привязки аргументации к литературным произведениям не требовала бы. Вот это утопия так утопия :) 24.08.2015 20:10:41, тупик
Cat-S
Я ЕГЭ по русскому совсем не смотрела, не знаю, что там.

Но слишком все упрощать тоже не стоит. В 90-е экзамен в тех ВУЗы был зачет/незачет. Получить зачет было проще некуда. У меня много косноязычных знакомых. Их научить и говорить, и аргументировать можно было бы, но вот как-то у них не срослось сразу с гуманитарными предметами, и учиться специально незачем было. В результате у них сейчас возможности карьерного роста резко снижены.
Писать/говорить/аргументироват­ь очень важно.
24.08.2015 21:49:40, Cat-S
Тогда логично было бы ввести в ЕГЭ по русскому раздел говорение (тьфу, слово-то какое дурацкое), как в ЕГЭ по иностранному. А мучить технарей тонкостями филологии, как и гуманитариев логарифмами, по-моему, негуманно. 24.08.2015 23:14:00, тупик
Cat-S
Что-то с аргументацией нужно, типа сочинения, но, возможно, что и на свободную тему. Как проверять-оценивать только? Самое интересное, что ошибки в письменной речи уже и не так важны. Редакторы типа ворда простые ошибки правят.

Про тонкости филологии - конечно, негуманно. Тут согласна.
Кроме того, еще по сумме трех ЕГЭ и не тех детей отобрать можно в ВУЗ в итоге.
24.08.2015 23:30:33, Cat-S
А сейчас и ввели сочинение-допуск к ЕГЭ. На свободную тему. Оценивают по формальным критериям, к которым успешно натаскивают детей в школе. Как всегда: партия сказала "надо", комсомол ответил - "есть". Господи, когда уже учить в школе начнут, а не только колебаться с линией партии (ЕГЭ то есть). Заколебали, вот правда :(
ЗЫ. Редактор типа ворда -тся/ться не отслеживает. А я уже не могу это видеть, хотя сама абсолютной грамотностью не обладаю.
24.08.2015 23:48:44, тупик
Василиса из сказки
А как ещё-то? Если к ЕГЭ готовить, то на "учить" физически остаётся меньше времени. 25.08.2015 10:04:49, Василиса из сказки
Ну вот и я о том же. ЕГЭ задумывался как градусник, а реализация этого проекта сделала его кипятильником. Теперь варимся в этом бульоне, здесь в конфе пар выпускаем :( 25.08.2015 10:29:45, тупик (не из дома)

Читайте также
Долгосрочные последствия инъекций для подавления аппетита для женского здоровья: революция или риск?
Инъекции, подавляющие аппетит, стремительно захватывают мир, обещая чудесное преображение без усилий. Миллионы людей по всему миру уже ощутили на себе "магию" ложного чувства сытости. Прежде чем сделать шаг к "быстрому" решению, узнайте полную правду.
СДВГ у детей: как проявляется и что делать родителям
Плохая успеваемость, проблемы со сном и поведением могут быть сигналами СДВГ –распространенного психического нарушения. В статье расскажем, как распознать болезнь и помочь ребенку.

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!