В РФ перешли на 2-х уровневую систему ВО уже почти повсеместно: первая ступень - бакалавры, вторая - магистры.
Читаю я про Болонский процесс и понимаю, что цель всей этой системы бакалавров, магистров, кредитов - мобильность студентов и преподавателей, чтобы создать единое европейское пространство ВО. Так, по крайней мере, декларировалось. Когда в 1999 году подписывали эту декларацию, интернет еще был дорог и не общедоступен. Сейчас-то, когда доступны лекции многих преподавателей из разных стран, когда развивается активно интернет-обучение, какой в этом смысл? На первый взгляд кажется - что мы впрыгнули в последний вагон поезда, который уже скоро пойдет в утиль.
С другой стороны, если я ошибаюсь, и система эта, наоборот, современная и у нее много достоинств - то какие они? Я знаю одно - возможность кардинальной смены специальности после бакалавриата.
Понятно, что мобильность студентов между РФ и ЕС затруднено и экономическими причинами, и языковыми, и визовыми. Но вот внутри РФ тоже ведь никакой мобильности не наблюдается? Даже внутри Москвы никакой мобильности нет, хотя ВУЗы все очень разные. Как поступают в один ВУЗ, так учатся в нем, пока не закончат или не вылетят. Причем где-то есть кредитная система, где-то по старинке зачеты/экзамены. И в чем тогда идея перехода на сиcтему бакалавров/магистров, если даже внутри нашей страны у нас никакого общего образовательного пространства нет?
Вопрос достаточно общий, но мне интересны разные мнения.
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Почему вы думаете, что нет мобильности?
Есть. Конечно мало кто кардинально меняет специальность, но многие после бакалавриата меняют некардинально или поступают в другой ВУЗ. 06.08.2015 08:15:44, ЛюбимицаКлаппа
Это не мобильность. Мобильность - это когда можешь, продолжая обучаться в своем ВУЗе (просто в бакалавриате обучаясь), ездить на какие-то лекции и семинары в другой. А если ВУЗ далеко (другой город или страна) - то, допустим,один семестр - в одном городе, другой семестр - в другом.
Мобильность - это обмен студентами и преподавателями. 06.08.2015 11:31:55, Cat-S
Есть. Конечно мало кто кардинально меняет специальность, но многие после бакалавриата меняют некардинально или поступают в другой ВУЗ. 06.08.2015 08:15:44, ЛюбимицаКлаппа

Мобильность - это обмен студентами и преподавателями. 06.08.2015 11:31:55, Cat-S

Так что процесс как-то движется :) 05.08.2015 12:55:11, Irkin

Я даже не про обмен с заграницей, это и сложно, и дорого... особенно сейчас.
Я про обмен между нашими ВУЗами больше думаю :) 06.08.2015 11:41:31, Cat-S

Я вот представила себе, что было бы, если бы вдруг меня после 4-го курса попросили "на выход" после иняза МГУ 20 лет назад. Язык я знала бы не сильно хуже. Вот навыков исследовательских и по написанию статей было бы значительно меньше, но гос-ву, в принципе, от этого толку мало (для большинства студентов, ведь большинство в науку не идет). А профессией я бы владела своей вполне. Но, конечно, это было не совсем университетское образование (которое на подготовку ученых и заточено). 03.08.2015 10:09:51, Василиса из сказки

И эти основы частично на самообразовании будут неизбежно, т.к. времени на них мало. 03.08.2015 10:51:31, Cat-S
У меня на кафедре все глубокие теоретические курсы заканчивались к конце третьего курса. Дальше 2 курса оставались более специальные вещи, выборные спецкурсы, языки и прикладная математика
03.08.2015 12:37:40, Шоша
Внутри вузов первого эшелона вполне распространено постпление в магистратуру не в свой вуз. Также в приличную магистратуру бывает проще поступить, чем в баклавариат. Есть студенты из дальних регионов, которые побоялись ехать в Москву в баклавариат да и денег не было, а в магистратуре уже можно зарабатывать
Так что мобильность есть.
Кстати, зачастую нужна не смена специальности, а, наоборот, получение доп. навыков. Например, по моей специальности сейчас имеет смысл учиться в баклавариате в одном месте, а в магистратуре в другом. 02.08.2015 21:00:19, Шоша
А второй эшелон как? Глухо сопротивляется новвоведениям?
Просто в бакалавриате супер-пупер интересных вещей, наверное, быть не может... Все равно, в начале основы и простые прикладные вещи - а они везде одинаковы. Все самое "вкусное" должно быть в магистратуре... 02.08.2015 23:28:54, Cat-S
Так что мобильность есть.
Кстати, зачастую нужна не смена специальности, а, наоборот, получение доп. навыков. Например, по моей специальности сейчас имеет смысл учиться в баклавариате в одном месте, а в магистратуре в другом. 02.08.2015 21:00:19, Шоша

Просто в бакалавриате супер-пупер интересных вещей, наверное, быть не может... Все равно, в начале основы и простые прикладные вещи - а они везде одинаковы. Все самое "вкусное" должно быть в магистратуре... 02.08.2015 23:28:54, Cat-S
Про второй эшелон я просто ничего не знаю.
Не всегда в начале простые прикладные вещи.
Иногда снала очень сильна теория, а мест с сильной теорией вообще-то мало.
А потом уже более конкретная специализация. В современной жизни объемы необходимых знаний стали столь велики, что приходится 2 года учиться поверх хорошей базы, чтобы стать узким специалистом 03.08.2015 12:36:29, Шоша
Не всегда в начале простые прикладные вещи.
Иногда снала очень сильна теория, а мест с сильной теорией вообще-то мало.
А потом уже более конкретная специализация. В современной жизни объемы необходимых знаний стали столь велики, что приходится 2 года учиться поверх хорошей базы, чтобы стать узким специалистом 03.08.2015 12:36:29, Шоша
У нас с Европой изначально были разные подходы к образованию. К распределение предметов и программ по курсам. Поэтому для большинства технических ВУЗов такая система не приемлема. Для технических ВУЗов бакалавр-это недоучившийся студент. И он не пригоден для последующей работы. Либо его должен доучивать работодатель, либо магистратура. Когда в Бауманке в 1989 ввели магистратуру, туда брали после шестого курса и учили еще год. Это имело смысл и приближало к степени кандидата наук по уровню подготовки.
02.08.2015 20:45:37, starka
Я так понимаю, что бакалавриат-магистратура - это перевернутое образование относительно нашего. Если наше можно представить как пирамиду - на младших курсах читаются фундаментальные вещи, ближе к старшим курсам - прикладные и частные. А у них - как если эту пирамиду перевернуть и поставить на вершину. На бакалавриате - прикладные вещи, в магистратуре - фундаментальные. Бакалавриат по сути похож на наш какой-нибудь крепкий техникум.
То, что вся эта система нам чужда, не опирается на традиции - я согласна. Но в этом году уже бОльшая часть студентов- это будущие бакалавры, при чем для многих образование на этом и закончится. Значит, надо изучать эту систему, искать ее плюсы хоть какие-нибудь. 02.08.2015 23:19:15, Cat-S
Нету там плюсов, ИМХО. Разве что не учить 5 лет тех, кто потом пойдет в сисадмины. Но и дальнейшее продвижение ему отрубить без магистратуры. Хотя, конечно, особо умные, везучие и пробивные и так продвинутся, но таких мало. Плюсы только для человека, который на 3м курсе решил, что эта техника ему не сдалась, пошёл в магистратуру в иняз и переводит техинструкции теперь или менеджером по работе с импортными клиентами работает. Или в эконом какой пошёл.
03.08.2015 10:14:32, Василиса из сказки
Я согласна. Для большинства, кто язык толком не знает - для того это не обучение, а расширение кругозора, турпоездка.
Хотя, для того, кто знает язык, может быть и полезно. 02.08.2015 23:09:12, Cat-S

То, что вся эта система нам чужда, не опирается на традиции - я согласна. Но в этом году уже бОльшая часть студентов- это будущие бакалавры, при чем для многих образование на этом и закончится. Значит, надо изучать эту систему, искать ее плюсы хоть какие-нибудь. 02.08.2015 23:19:15, Cat-S

Это про какие-то старые времена.
В Бауманке уже половина бакалавриата.
Я слышала про то, как от них по обмену во Францию на один год ездили. Пустое дело абсолютно, так как язык стали понимать только в конце обучения.
Погуляли))) 02.08.2015 22:10:40, marins
В Бауманке уже половина бакалавриата.
Я слышала про то, как от них по обмену во Францию на один год ездили. Пустое дело абсолютно, так как язык стали понимать только в конце обучения.
Погуляли))) 02.08.2015 22:10:40, marins

Хотя, для того, кто знает язык, может быть и полезно. 02.08.2015 23:09:12, Cat-S

Когда еще я училась, была возможность по договоренности между ВУЗами ездить по обмену в ВУЗы других стран.
Скорее всего такая система - объективное будущее. 02.08.2015 13:21:54, spravedlivaya





Спрашивают про соседний вуз. У нас Москва равна по размеру многим странам. Зачем далеко ехать?
02.08.2015 13:26:14, marins

я сейчас сижу в контакте. и вижу много вопросов и про переводы из вуза в вуз. и про поступления в магистратуру не в свой вуз. а это я только в одном месте сижу и всего несколько дней. так что утверждать, что нет мобильности, не стала бы.
02.08.2015 12:22:22, Шерлок
Да, я именно про это.
У нас болонизация, вроде, вовсю идет, а об обмене студентами или преподавателями никто ни слухом, ну духом. 02.08.2015 15:14:40, Cat-S
В МИФИ знаю в этом году у физиков на 4 курсе (вроде:) были совместные лекции с MIT, но они шли аля скайп. Так что не совсем мобильность :) К ним же приезжали лектора из Швеции и Норвегии, курс читали. Про обмен знаю среди аспирантов в обе стороны.
02.08.2015 21:31:02, Irkin
Нет, это не то. Электронных технологий обучения с каждым годом будет все больше, но это дешевый масс-маркет. Все-таки, непосредственный курс, настоящий экзамен, а не тест - это совсем другое.
02.08.2015 23:31:32, Cat-S
Это именно курс был, читали первый семестр. Группа студентов была совместная, из MIT и МИФИ. Не весь поток, а определенное направление. Первая часть была лекция, потом аля семинар. По итогам они вроде проект защищали. И студенты ездили на летнюю практику в Финляндию, Германию, Норвегию в определенные лаборатории.
03.08.2015 01:22:02, Irkin
Т.е. уже появились.
Upd. С деньгами - я не знаю, как конкретно это проводится. 02.08.2015 17:32:38, Cat-S
Перевод из вуза в вуз - это отчислиться из одного и зачислиться в другой. Болонская система в Европе про другое. Например, студент из Голландии семестр учится в вузе Германии и возвращается обратно с бумажкой о зачетных единицах. Ему их засчитывают. Или летние курсы по языку засчитывают.
У нас нельзя учась в одном вузе взять какой-то курс в другом и засчитать. В другой просто не пустят на лекцию. 02.08.2015 13:16:07, marins
У нас нельзя учась в одном вузе взять какой-то курс в другом и засчитать. В другой просто не пустят на лекцию. 02.08.2015 13:16:07, marins

У нас болонизация, вроде, вовсю идет, а об обмене студентами или преподавателями никто ни слухом, ну духом. 02.08.2015 15:14:40, Cat-S



Кто деньги кому и за что платить будет? В смысле вузу вузу?
В МГУ и в ВШЭ вроде есть общие или перекрестные лекции. Только такое пока. 02.08.2015 16:16:21, marins
В МГУ и в ВШЭ вроде есть общие или перекрестные лекции. Только такое пока. 02.08.2015 16:16:21, marins

Upd. С деньгами - я не знаю, как конкретно это проводится. 02.08.2015 17:32:38, Cat-S
но при отчислении и зачислении, засчитывается пройденное. разумеется, у нас вся система другая. на то мы и не ес
02.08.2015 13:38:59, Шерлок
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание