Игорь Петрович Костенко — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Высшая математика-1» Ростовского государственного университета путей сообщения (филиал в городе Краснодаре). Основываясь на собственном исследовании статистических данных о качестве знаний выпускников школ на протяжении всего советского периода, автор делает выводы о том, что разрушение лучшего в мире советского образования началось задолго до начала перестройки. Начиная с определенного времени, группа «реформаторов» в системе образования планомерно внедряла вредные технологии обучения, меняя программы, учебники, подходы к образовательному процессу. Что привело к катастрофическому падению уровня математического образования в период с 1956 по 1978 год и далее.
Видео лекции:
Конференция "Школьное и дополнительное образование детей""Школьное и дополнительное образование детей"
Раздел: -- из блогов
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Лекция И.П.Костенко: Реформы образования, их последствия, результаты
*** Тема из блога
29.12.2014 00:01:10, Trotter
18 комментариев
Спад с 56 года обусловлен очень простой и естественной причиной: массовый выход на пенсию учителей с дореволюционным образованием. То есть образованных учителей в стране не осталось вообще. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Прибавьте сюда меньшую строгость родителей, которая с тех пор снижается постоянно.
Затем пошел запрет на двойки. Двойки превратились в тройки, следовательно тройки должны были превратиться в четверки. За четверки наказывать не принято.
Добавьте отмену сначала ремесленных училищ, а потом и ПТУ. Всех стали брать в старшие классы, а учитель всегда вынужден ориентироваться на худших.
К этому времени в школу пришло поколение учителей двоечников.
Ну а потом уже естественная деградация.
Ни один из этих фактов докладчиком не отмечен или почти не отмечен.
И, конечно, сильно переоценен уровень образования 50-ых. Если тогда школьники так учились, то как они превратились в учителей, у которых я с пятого класса стал ошибки замечать. Да, из под палки детей научили почти безошибочно решать стандартные задачи. Не было никакого феноменального советского образования - миф и глупость. 02.01.2015 03:01:08, vbr2011
Прибавьте сюда меньшую строгость родителей, которая с тех пор снижается постоянно.
Затем пошел запрет на двойки. Двойки превратились в тройки, следовательно тройки должны были превратиться в четверки. За четверки наказывать не принято.
Добавьте отмену сначала ремесленных училищ, а потом и ПТУ. Всех стали брать в старшие классы, а учитель всегда вынужден ориентироваться на худших.
К этому времени в школу пришло поколение учителей двоечников.
Ну а потом уже естественная деградация.
Ни один из этих фактов докладчиком не отмечен или почти не отмечен.
И, конечно, сильно переоценен уровень образования 50-ых. Если тогда школьники так учились, то как они превратились в учителей, у которых я с пятого класса стал ошибки замечать. Да, из под палки детей научили почти безошибочно решать стандартные задачи. Не было никакого феноменального советского образования - миф и глупость. 02.01.2015 03:01:08, vbr2011

Про Киселева, учебник математики, так много говорят, что, наверное, я уже созрела его почитать :) Хотя, по школьным воспоминаниям, мне и колмогоровский вариант учебника годился. Ощущений чего-то сложного, не соответствующего возрасту и проч. не было совершенно.
И все-таки про физику. Все эти пределы-производные-интегралы не просто же так ввели в школьную программу, а для физики.
Ну, и конечно, лектор, ИМХО, точки на графике ставит произвольно достаточно. Т.к. егэшную шкалу в советские пятерки-четверки переводить... ,хм, ну, разное это. 30.12.2014 10:26:08, Cat-S

Я училась в физ-мат классе в 70-е. 02.01.2015 23:50:09, фа



Интересно, зачем в школьной программе по физике производные и интегралы? Там с трудом равноускоренное движение успевают разобрать.
А вводить их в школьную математику просто чтобы было - методически неправильно. Кстати, на вступительных экзаменах в МГУ их и не было никогда, даже когда в школьной программе они уже были. С чего бы
это? 30.12.2014 14:58:38, Trotter
А вводить их в школьную математику просто чтобы было - методически неправильно. Кстати, на вступительных экзаменах в МГУ их и не было никогда, даже когда в школьной программе они уже были. С чего бы
это? 30.12.2014 14:58:38, Trotter

Там они везде... Причем точно помню, что математиков специально в 10 просили чуть-чуть местами некоторые темы поменять, чтобы быстрее пределы и производные можно было уже в физике использовать.
"А вводить их в школьную математику просто чтобы было - методически неправильно" То же ускорение гораздо проще понять как производную от скорости, чем как-то еще. Если "как-то еще", то потом ведь переучиваться придется :(
Так МГУ отбирает по способностям, для этого гораздо больше подходят олимпиадные задачи, чем рутинные школьные на нахождение экстремума функции, например.
При этом жизнь на одних олимпиадных задачах не началась и не закончилась, есть и более простые, решаемые стандартными методами задачи, которые, однако, требуют тоже решения. 30.12.2014 15:50:36, Cat-S
"Интересно, зачем в школьной программе по физике производные и интегралы?"
Там они везде...===Они там везде в высшей школе. В просто школе, возможно, в разделе механика при выводе одной формулы. Но механика в девятом классе, а интегралы - хорошо если в конце 11-го. О чём спор?
Так МГУ отбирает по способностям, для этого гораздо больше подходят олимпиадные задачи, чем рутинные школьные на нахождение экстремума функции, например.===Боюсь, что Вы и здесь совершенно не в курсе. Нет и в МГУ никакой элитарности, помимо, конечно, блата на некоторых неестественных факультетах). МГУ проверяет у абитуриентов совершенно противоположное олимпиадам, а именно - выработанность к системного мышления, плюс освоение школьной программы, поскольку система предполагает, что следующее основано на предыдущем. Поэтому задания там строго по школьной программе и состоят из рутинных частей. Единственная разница с разделом а ЕГЭ - там много действий. 30.12.2014 16:14:51, Trotter
Там они везде...===Они там везде в высшей школе. В просто школе, возможно, в разделе механика при выводе одной формулы. Но механика в девятом классе, а интегралы - хорошо если в конце 11-го. О чём спор?
Так МГУ отбирает по способностям, для этого гораздо больше подходят олимпиадные задачи, чем рутинные школьные на нахождение экстремума функции, например.===Боюсь, что Вы и здесь совершенно не в курсе. Нет и в МГУ никакой элитарности, помимо, конечно, блата на некоторых неестественных факультетах). МГУ проверяет у абитуриентов совершенно противоположное олимпиадам, а именно - выработанность к системного мышления, плюс освоение школьной программы, поскольку система предполагает, что следующее основано на предыдущем. Поэтому задания там строго по школьной программе и состоят из рутинных частей. Единственная разница с разделом а ЕГЭ - там много действий. 30.12.2014 16:14:51, Trotter

Бог с ним, с МГУ... Но в обычных технических ВУЗах без высшей математики никуда. И т.к. она была в старших классах, то потом на первых курсах ложится легко. Все "понятийные тормоза" уже в 10-11 отработались. 30.12.2014 16:45:27, Cat-S
Ну ладно, хотя бы стратегию 2030 со школами-отстойниками больше не обсуждаем.
Отлично. Давайте теперь обсудим методику преподавания математики. Ещё раз поясню: лектор говорит о том, что методически неправильно одновременно изучать и то, и другое, что доказано конкретными фактами и зафиксировано по факту теми же техническими ВУЗами и МГУ. О чём лектор тоже говорит.
У нас механику в 10-11 повторяли уже с учетом пределов и производных===Неужели дифференциальные уравнения движения решали? А сами пределы и производные прошли в восьмом? 30.12.2014 18:25:35, Trotter
Отлично. Давайте теперь обсудим методику преподавания математики. Ещё раз поясню: лектор говорит о том, что методически неправильно одновременно изучать и то, и другое, что доказано конкретными фактами и зафиксировано по факту теми же техническими ВУЗами и МГУ. О чём лектор тоже говорит.
У нас механику в 10-11 повторяли уже с учетом пределов и производных===Неужели дифференциальные уравнения движения решали? А сами пределы и производные прошли в восьмом? 30.12.2014 18:25:35, Trotter

Я по ней вот эту ссылку нашла
[ссылка-1]
Но там про школы-отстойники нет ничего.
"Неужели дифференциальные уравнения движения решали? А сами пределы и производные прошли в восьмом?"
Нет, пределы и производные были в десятом. Дифференциальные уравнения записывали, но решать не заставляли... В общем, задачи по физике, которые нам давали решать, были достаточно просты, но лекционный материал, то, что учитель рассказывал - достаточно сложным.
P.S вот это форсайт 2030? [ссылка-1] 30.12.2014 19:14:37, Cat-S

А по сути всех форсайтов. В июне выехала из дома-хрущевки. Почему там были маленькие кухни? А предполагалось, что строители коммунизма будут обедать и ужинать в столовых. А кухня - так, чтобы воду в чайнике вскипятить. Однако, ни строителей коммунизма, ни столовых... уже очень, очень давно про них ни слухом, ни духом. А кухня вместе с домом дожила до конца 2014. 30.12.2014 22:42:00, Cat-S
Что касается математики, то согласна. У меня, на протяжении всех 11 лет обучения ребенка в школе было стойкое ощущение, что мат-ке не учат, а только натаскивают на решение задач. Но вот молодой человек задал вопрос, который и у меня крутился на языке, пока я слушала лекцию. Но лектор ушел от ответа. В общем, собственно, вопрос:
1927 г. в СССР обучалось около 150 тыс. студентов
Фактически же в 1932 г. численность студентов возросла до 492,3 тыс.
В 1953 г. в СССР было 890 вузов, в которых обучалось 1,527 млн чел.
([ссылка-1])
Теперь посмотрим численность населения в СССР:
В 1927г – 147 млн чел. Дальше считаем приблизительно численность населения подходящего для ВУЗа возраста (147 млн / 90 х 5). Получаем 8 млн чел (на самом деле больше, т.к люди могли поступать до 35 лет). Т.о., в ВУЗах в 1927г обучалось 1,8% потенциальных выпускников школ (берем потенциальных потому, что сейчас стремятся к поголовной 11летке для всех).
По 1932г. получаем 5,3%, по 1953г. - 14,5%. По 1984 г тоже посчитала – 33%. Сейчас озвучивается цифра 80%. Так чего хотим? Может, уже надо, наконец, признать целесообразность разделения школ по уровням хотя бы с 8го класса? Если все-таки решили внедрять всеобщее среднее образование (т.е. 11летнее). Страны с хорошим уровнем образования именно этот вариант и практикуют – та же Англия. Ну не могут 80% показывать качество знаний такое же, как 14%. Как не учи - не могут. Возможно, реформы с этой целью и проводятся – снизить уровень требований для того, чтобы дать возможность обучаться в старших классах всем, а не только тем, кто реально может потянуть программу.
Кстати, интересно – если брать задания всеросса, то наблюдаем прямо противоположную картину. Так, еще 5 лет назад задания были намного легче. А сейчас организаторы живо обсуждают вопрос, как еще больше усложнить эти задания. Потому что процент способных их решить стремительно растет. Вот как так получается? 29.12.2014 17:34:21, Хелен67
Trotter, ну почему обратно к Киселеву? Так можно до Арифметики Магницкого добраться.
Нормально производные и интегралы ложатся на абсолютно "средние" мозги.
Просто вот такая уступка приведет к тому, что нормально учиться на первых курсах смогут выпускники матшкол, у которых будет фора не только по способностям, но и по освоенному математическому аппарату. Остальные будут кандидатами на вылет. 30.12.2014 15:59:06, Cat-S
1927 г. в СССР обучалось около 150 тыс. студентов
Фактически же в 1932 г. численность студентов возросла до 492,3 тыс.
В 1953 г. в СССР было 890 вузов, в которых обучалось 1,527 млн чел.
([ссылка-1])
Теперь посмотрим численность населения в СССР:
В 1927г – 147 млн чел. Дальше считаем приблизительно численность населения подходящего для ВУЗа возраста (147 млн / 90 х 5). Получаем 8 млн чел (на самом деле больше, т.к люди могли поступать до 35 лет). Т.о., в ВУЗах в 1927г обучалось 1,8% потенциальных выпускников школ (берем потенциальных потому, что сейчас стремятся к поголовной 11летке для всех).
По 1932г. получаем 5,3%, по 1953г. - 14,5%. По 1984 г тоже посчитала – 33%. Сейчас озвучивается цифра 80%. Так чего хотим? Может, уже надо, наконец, признать целесообразность разделения школ по уровням хотя бы с 8го класса? Если все-таки решили внедрять всеобщее среднее образование (т.е. 11летнее). Страны с хорошим уровнем образования именно этот вариант и практикуют – та же Англия. Ну не могут 80% показывать качество знаний такое же, как 14%. Как не учи - не могут. Возможно, реформы с этой целью и проводятся – снизить уровень требований для того, чтобы дать возможность обучаться в старших классах всем, а не только тем, кто реально может потянуть программу.
Кстати, интересно – если брать задания всеросса, то наблюдаем прямо противоположную картину. Так, еще 5 лет назад задания были намного легче. А сейчас организаторы живо обсуждают вопрос, как еще больше усложнить эти задания. Потому что процент способных их решить стремительно растет. Вот как так получается? 29.12.2014 17:34:21, Хелен67
ожет, уже надо, наконец, признать целесообразность разделения школ по уровням хотя бы с 8го класса? Страны с хорошим уровнем образования именно этот вариант и практикуют – та же Англия.===Ну что же, начали за здравие, а закончили вот таким выводом, совершенно противоположным тому, что было в стране, единственно и пока неповторимо победившей фашизм и первой полетевшей в космос. Поэтому разберём этот вывод подробнее. Для кого конкретно практикуют в Англии вот это хорошее образование? Только прошу честно, потому что мне это хорошо известно. Да и лектор об этом прямо сообщает.
30.12.2014 15:02:23, Trotter

Нормально производные и интегралы ложатся на абсолютно "средние" мозги.
Просто вот такая уступка приведет к тому, что нормально учиться на первых курсах смогут выпускники матшкол, у которых будет фора не только по способностям, но и по освоенному математическому аппарату. Остальные будут кандидатами на вылет. 30.12.2014 15:59:06, Cat-S
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание