Раздел: (12 летка в советской школе)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Коммерсант: 12-летка

Коммерсантъ 28.04.2000
Российские школы хотят стать западными
Последние 10 лет в российском школьном образовании многое изменилось. Появились новые типы школ, новые предметы, ратифицируются международные образовательные конвенции. С принятием национальной доктрины образования реформы получат новый толчок. Суть всех бывших и будущих реформ одна: наши школы пытаются войти в мировое образовательное пространство. Долгие годы почти никто в России не сомневался, что наши школы - лучшие в мире. Кое-кто так думает до сих пор. Зря. Несколько лет назад Институт общего и среднего образования РАО провел по заказу Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA) исследование качества образования в России. По уровню знания математики и естествознания (а в России гордятся качеством преподавания именно этих дисциплин) наши выпускники оказались на 16-м месте. Причина отставания наших школ не только в недостатке финансирования. Просто долгие годы они жили вне мировых образовательных тенденций. Пока англичане и американцы проводили реформы образования, советские чиновники переиздавали старые учебники. Первые серьезные изменения в российских школах начались 10 лет назад. Именно тогда, например, стали переходить на 11-летнюю систему образования. Но глобальные перемены российские школы ждут только сейчас. Российским школам добавили год... Самое серьезное изменение - переход наших школ на 12-летнюю систему обучения. Это самый громкий "наш ответ Чемберлену". Сейчас менее чем у четверти стран 10-11-летнее среднее образование, в остальных странах в школах учатся 12 и даже 13 лет. После того как решение о переходе на 12-летку приняла Украина, Россия осталась единственной "дремучей" страной в Европе, где в школах до сих пор учатся 11 лет. Есть и еще один аргумент за введение 12-летней системы: нужно разгрузить школьников. И правда, за последние 10 лет учебная нагрузка возросла в 1,5-2 раза, а число предметов увеличилось на 30%. "В связи с развитием рыночной экономики в школах появился предмет "Экономика",- говорит директор гимназии #1531 Татьяна Потяева.- В связи с 850-летим Москвы - "Москвоведение". В связи с загрязнением окружающей среды - "Экология". Причем, как показывают исследования, более половины учеников не осваивают все предметы полностью". Добавив лишний год в школах, чиновники рассчитывают уменьшить учебную нагрузку примерно на 20%. Однако в реальности эту проблему вряд ли удастся решить таким образом. По некоторым подсчетам, сейчас для полного и успешного освоения всего материала (включая домашние задания) старшеклассник должен учиться 167 часов в неделю (всего в неделе 168 часов). Если же просто механически растянуть обучение на один год, старшеклассникам придется заниматься 152 часа в неделю (на сон и отдых останется 16 часов). Правда, недавно министр образования Владимир Филиппов обещал сократить объем изучаемых дисциплин, и скорее всего за счет точных наук. Не исключено, что в то же время будут появляться и новые предметы. Так, уже в сентябре нынешнего года в школы может вернуться НВП - правда, не как отдельный предмет, а как часть курса "Основы безопасности жизнедеятельности". В учебных планах может появиться и что-то вроде "налоговой культуры" - полгода назад Филиппов продемонстрировал журналистам новый учебник по этому предмету для 1-4-х классов. Впрочем, чему и как будут учить наших школьников, пока до конца неясно. Государственные стандарты среднего образования, в которых будет отражено новое содержание предметов, примут в лучшем случае через год-полтора. Но одно можно сказать точно: количество информации, которую в обязательном порядке придется усвоить российскому школьнику, все равно превысит нагрузки учеников в развитых странах. Между тем экспериментальный переход на 12-летку начнется уже осенью следующего года, а массовый - в 2003-м (в Москве некоторые школы начнут работать в новом режиме на год раньше). Дети, пришедшие в первый класс (а принимать туда будут с 6,5 лет), будут учиться в четырехлетней начальной школе. Потом еще восемь лет, если школа ввела 12-летнюю систему. Это будет первое поколение школьников, получивших образование по новой программе. Всех остальных учеников это нововведение не коснется - они доучатся по старинке. ...но Западу этого мало Помимо следования примеру цивилизованных стран и снижения нагрузки на школьников, в России с помощью 12-летки пытаются решить и еще одну проблему - признания наших аттестатов зрелости за границей. Логика простая: если довести срок среднего образования до западных стандартов, тогда наши аттестаты автоматически приравняются к западным. Но не все так просто. В прошлом году, например, Госдума ратифицировала европейскую конвенцию "Об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты". Предполагалось, что после этого наши школьники получат прямой доступ в вузы 40 стран. В реальности почти ничего не изменилось. Дело в том, что для поступления в вузы большинства стран нужны результаты национальных тестов. Для подготовки к ним выпускники наших школ все равно должны в течение года-двух проходить специальное обучение за границей. В общем, оценки в российских аттестатах пока не могут соответствовать результатам западных школьных тестов. Тем не менее в России все же пытаются ввести систему тестирования, аналогичную западной (когда результаты выпускных тестов являются основанием для зачисления в вуз). Например, в прошлом году около 40 тыс. человек поступили в более чем 250 вузов именно по результатам гостестирования. В этом году тестироваться будут 700 тыс. человек (в Москве - 50 тыс.) из 77 регионов России. Пока засчитывать результаты тестов в качестве вступительных экзаменов могут лишь 30 вузов, среди которых МГТУ имени Баумана, МАИ, Институт стали и сплавов. А полностью тесты заменят экзамены через 5-6 лет, и вот тогда субъективизм при оценке знаний будет сведен к минимуму. Впрочем, одну категорию школьников будут оценивать более объективно уже начиная с этого года. Речь идет о медалистах. Медаль по-прежнему будет козырем на вступительных экзаменах в вузы, но получить ее станет труднее. С этого года "золото" теперь будут давать лишь тем ученикам, у которых в течение двух последних лет обучения в школе полугодовые, годовые и итоговые отметки по всем предметам были сплошь "пятерки". Более того, в Москве в этом году выпускные работы кандидатов на медаль будут проверять не учителя их школ, а независимая городская комиссия. А в следующем претенденты будут писать свои работы и вовсе вне стен школы, и учителя просто лишатся самой возможности исправлять ошибки школьников синей пастой. Вариации на одну и ту же тему Одно из главных достижений российского образования последних лет - появление новых типов школ и учебных программ (такая "вариативность" образования характерна для западных стран). Сейчас, например, в России работает свыше 600 частных школ. Разнообразнее стал и госсектор образования: появились гимназии, лицеи, школы с авторскими методиками обучения. Однако, как выразился один чиновник, "вариативно
29.04.2000 09:41:05, Маша Чулова

18 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Ох. Российская система образования-
последний из магикан, единственный
продолжатель и поддержатель классической
европейской университетской культуры.
Она еще хранит в себе стройность и
роскошь классических произведений.
Западная школа была убита всякими политическими соображениями и модами,
одноразовой цивилизацией, вначале превратилась уродливый модерн, а потом
и вовсе в шедевр попарта, вроде жестяной
пивной банки. Неужели Россия купится на
это? - Впрочем, все купились.
06.05.2000 06:14:14, Оля
Ой,можно я скажу?Преподаю в университете 6 лет.На нашем экономичческом факультете совсем дремучие студенты редко попадаются,но я заметила некоторые тенденции.
1.Возросло количество выпускников школ-золотых медалистов.Когда мы учились,на город с 350-тыс.населением было в год медалистов по пальцам пересчитать,а сейчас В ОДНОЙ ШКОЛЕ-20 человек!Мне, правда,уже объяснили причины.
2.Количество предметов в школе растет,количество выпускных экзаменов уменьшается,уровень знаний стал ,мягко говоря,со странными отклонениями.Нас выпустили из школы с таким багажом знаний,что я,допустим,через 17 лет после школы тут задачу по химии решила племяннику.А мои студенты на "Ээкономической географии" не знают ,как выяснилось основ даже химического синтеза.Моя мама помнит через 60 лет стихи,которые учили в школе.А мои студенты не знают даже тех строк из стихов,которые как говорится стали крыыылатыми.И это при том,что,я точно знаю,в школе их загрузили рефератами и тестами по всем предметам.
3.О лишних предметах в школе.Если в Вуз не сдают "введение в экономику" зачем оно им как предмет,пусть будет факультативом.У нас в одной гимназии он был с 5 класса,а учебники я видела даже для 2го.
Мой племянник учился в прошлом году в 5 классе.Из них хотели сделать специлизированные группы.У детей была продвинутая программа по 3 предметам:математике,литературе и биологии.Каждый учитель извращался как мог.Я помогаала ему делать задание по литературе.Спрашиваю,что задано?Ответ меня потряс!"Написать ОДУ".Они днем в школе учат правила стихосложения,а веччером пишут оду,басню,былину и т.д.
03.05.2000 11:03:06, shima
Я тоже считаю, что идея плохая. В Америке главная причина 12-летней школы - это удержание там молодых людей с целью снизить безработицу. Я тут кстати учусь в аспирантуре как раз на факультете математического образования, так это мнение не только мое, а и почти всех моих профессоров и авторов многих книг и статей...

А про американскую школу ... Ведь система, в сущности, такая же, как и везде. Методики другие, учебники другие, правила некоторые другие (ну, не списывает почти никто, в "хороших" районах не дерутся). А структура сама ведет к тем же глобальным проблемам.

Вчера, кстати, перевела хорошее эссе Э. В. Андерсона на эту тему, можете почитать:
http://naturalmath.com/unschool/undefined.html
03.05.2000 06:06:52, Мария Д.
А постоянные тесты?! В америке не учатся, а готовятся к тестам. И еще, почему русские троечники, приезжая в Америку становятся отличниками? 02.05.2000 17:54:40, НаташаВ
Полный бред! Ой,а кто-то уже это написал. Пишу про США. За 10 лет советской школы многие выучивают больше, чем американцы за 12. В России есть общий минимум знаний для всех выпускников школ-всероссийская программа. А в Америке кто в лес, кто по дрова. Базы общих знаний о мироврой культуре и науке здесь вообще не наблюдается. Согласна, что многие дети в русских школах учат предметы к которым у них просто нет способностей, но чем выше стоит планка, тем больщего в конечном результате достигает ребенок. Мне не пришлось краснеть ни в одной стране мира, гле я была за свои знания. То и дел слышу, что американцы едут в Россию и вывозят наших специалистов. Кстати за 2 года университета на Украине, я отучилась 109 амер. кредитных часов. А для выпуска из колледжа здесь требуется 120 за 4 года. Пока не разобралась почему у американцев такие тостые учебники, а у нас такие тонкие. В общем, не давайте разваливать российскую систему образования. А кто пишет эти статьи? Тот кто на месяц или год приехал в страну, увидел только хорошее. Для того, чтобы понять нужно пожить подльше. НЕдавно говорила с одним иммигрантом и он обхаял советское образование, а сам работоает программистом в престижной фирме. Не Америка же его научила. 02.05.2000 17:52:31, НаташаВ
Ничего плохо не могу сказать о русском образовании, только хорошее, но вот хочется спросить у вас, Наташа: а вам не надоело еще хаять все американское? Ведь вы , кажется, здесь живете? Чем вы лучше этого программиста в престижной фирме? Неприлично так отзываться о месте, где живешь. Если вас все тут настолько не устраивает, почему вы не уезжаете? 02.05.2000 19:30:36, Ирина Остр.
Что определенно надоело, так отношение
к людям живущим за рубежем (даже не
эммигрантам!), как неблагодарным скотам
и недочеловекам, если они только имеют
свое мнение и дерзают (подумать только!)
обозначить плюсы и минусы обеих стран.
Что предполагается только плевать на одну, а в другой подписывать верноподданические бумаженки вроде
"Обращения еврейской общины к Клинтону
(NB!) с просьбой навести порядок(!)
в Чечне(!!!)" ?

Господи, да мы в большинстве своем
порядком утомленные люди к своим 27-33.
Все равно где жить, дайте только
маленькую надежду не каждые 2 года
начинать все с 0.
06.05.2000 05:14:47, Оля
Вот, она, хваленая американская демократия! Уже и "похаять" нельзя родную державу! ;-))) Ирина, интересно читать не только положительные и хвалебные оценки, но, пардон, изнанку. Мнение о которой у каждого свое. 02.05.2000 22:27:31, Nata
Спасибо за поддержку. Кому-то видимо интересно услышать разные точки зрения. В бывшем СССР много статей о Запаже пишут и все думают, что здесь просто все хорошо. Есть много и хорошего и плохого. Но те, кто сам не видел могут подумать, что в России все плохо. А это не так. В Америке представление о России в некоторых метстах, просто смешно. 03.05.2000 00:16:30, НаташаВ
Дело вовсе не в хваленной демократии. Скажите , Ната, если бы к вам в дом кто-то перехал пожить ( брат, сестра, свекровь), и начал бы на всех углах говорить о вашем доме гадости, вам было бы приятно? По-моему, рано или поздно вы бы этого человека попросили из своего дома, не так ли? Никто не говорил, что все в Америке хорошо. Далеко не все! Но Наташа все это в такой форме высказывает...Просто я не понимаю людей, которые с таким рвением критикуют свой дом! 02.05.2000 23:19:14, Ирина Остр.
Ирина, мне кажется, что мой дом и моя страна, это как говорят в Одессе - это две большие разницы для нашего человека. ;-) Американцы очень большие патриоты в плане критики своего государства, но у нас как-раз наоборот. (поэтому Вас это сильно шокирует, а для нашего человека, к сожалению, это нормально.)Приезжайте к нам в Беларусь! И послушайте, что мы Вам про нас самих расскажем. ;-) А про Америку читать действительно интересно. 03.05.2000 09:13:17, Nata
Не все плохо. Много внимания уделяют "особым детям"-с разными отставаниями. В России многие учителя просто не могут себе позволить ориентироваться на слабых. А в Америке для них есть спецшколы со специально обученными преподаввателями. Есть много материалов и приспособлений для школ. Естественно школы финансируются хорошо по сравнению с Россией. У родитетлей есть выбор как обучать своего ребенка (относительный, завист от достатка иногда). А что касается покритиковать, то Америка не мой дом. У меня по моему уже до смрети дома не будет. Мой дом это моя семья, а не страна где я живу. За последние 4 года мы жили в 3 странах. А в форме такой, потому что не хочется чтобы в России развалили то, что так долго создавали. Можно поучиться у Запада хорошему, а не рушить свое и ввозить западное. Я этого тоже не знала до тех пор, пока не увидела своими глазами. И потом, я же не американцам критикую, а рассказываю для людей живущих в России. 03.05.2000 00:11:23, НаташаВ
Наташа, не обижайтесь на бывших соотечественников! Вы очень правильно делаете, что рассказываете о своих впечатлениях, ведь всегда интересно узнать о другой стране "изнутри" (кратковременные поездки никогда не дадут полноценного представления об устройстве чужой жизни). Меня тоже немного смущает однобокая критика нашей советской (теперь и российской) системы образования и бесконечное "кивание" на опыт Запада. Не все так просто!
Учитель - профессия массовая, поэтому в школе встречаются иногда и "уроды". Но такие есть в любой области, в любой профессии. Есть некомпетентные врачи, есть недобросовестные миллиоционеры, а уж о депутатах нашей Думы и чиновниках и говорить-то не приходится...
Система образования, к сожалению, очень закрыта от общества - поэтому очень мало родителей знают о тех достижениях, которые действительно есть. И хорошие учителя есть.
Недавно мои студенты писали эссе на тему "Я хочу сказать "Спасибо" - о людях, которым они обязаны своим становлением. Из 180 работ только 14 были - о родителях. Только 14! А все остальные - об учителях, и не об одном. Было бы побольше времени, можно было бы и "мемориальный" список составить - о тех людях, которых вспоминают с теплом.
Наверное, и у участников конференции такие учителя есть - значит, не напрасны были их приключения в нашей школе? :)
03.05.2000 00:39:22, Ирина
Ну вот мы и помирились! Я с большой благодарностью вспоминаю свою бывшую учительницу - Чернуху Тамару Александровну. (Царствие ей небесное) Многие мои одноклассники ее мягко сказать не любят. Она блокадница, "сталинистка". Многие ее методы ее воспитательные методы были унизительны. Например, могла схватить за подбородок и сказать сквозб зубы:" Дрянь, посмотри мне в глаза!" Но я больше помню как у нее интересно на уроках было. Она была просто учитель от Бога. Приходили в школу раньше уборщиц и уходила позже. У нас на чердаке была "Рабочая комната". Мы делали много поделок из природных материалов -шишек, ракушек, коры, веток, вербы, чертополоха, семян, кожуры цитрусовых. Единственный неприродный материал клей, иногда лак. Она нас научила организации труда. Все столы для работы были покрыты плотным картоном. В доске, прикрепленной к одному концу стола, были отверстия для карандаша, ножниц, стекера. Про кружки по разным предметам после школы и говорить не надо. А еще мы ставили музыкальный спектакль "Репка". Мне очень повезло с моей первой учительницей. А на мои методы воспитания сына очень сильно повлияла моя подруга американка. Я часто иду к ней за информацией или приободрением по разным вопросам. 03.05.2000 01:06:01, НаташаВ
:) А разве мы с Вами ссорились? Девочки тут погорячились немножко, это бывает.:)
А как воспитывают детей американцы? Расскажите, если не трудно. Интересно сравнить с немцами и французами (о них у меня информации побольше).
03.05.2000 01:36:14, Ирина
Ой, а мне про немцев и французов тоже интересно. Родители в Америке есть разные.
Большая часть американцев воспитывает детей отталкивая их от себя, воспитывая в детях независимость. Дети спят в отдельных комнатах, иногда даже на другом этаже. Детей рано приучают оставаться без родителей с няньками. Грудью кормят немногие, хотя сейчас показатели идут вверх. Многие мамы работают, поэтому малыши с 3 месяцев находятся в яслях. Считается нормальным на выходные сходить в ресторан или в кино на выходные. Отношения супругов ставятся наравне с отношением к малышам. К горшку приучают где-то в года 3. Некоторые подолгу сосут пальцы. В школу идут в 5 лет. Во время учебы в школе, большое внимание уделяется спорту. И дети и родители ведут свою занятую жизнь. Детей в семьях по 3-4. Детям часто платят за выполнение домашних дел или за то, что они сидят с младшими братьями и сестрами.
На мои взгляды на воспитание повлияла жена лучшего друга моего мужа. В Америке есть организация по поддержке женщин кормящих грудью, La Leche League. В этой организации существует своя особая культура. Несмотря на то, что сфера деятельности строго ограничена кормлением грудью, эта организация невольно пропогандирует естественные роды, здоровое питание и образ жизни, понимание психологии развития детей, активное участие обоих родителей в воспитании детей, обучение детей через игру. Но самое главное - женщины друг друга понимают и поддерживают во многих ситуациях. Такое сестринство (есть такое слово?). Мне иногда кажется, что вокруг меня какая-то защитная аура. В трудные минуты мне всегда есть к кому обратиться. Писала быстро и все подряд, что в голову приходило.
03.05.2000 07:15:50, НаташаВ
Niuzheli oni vser"yoz?!
Ved" eto deistvitel"no polnyi bred!
Vo-pervyh, rossiiskii attestat priznayotsya v drugih stranah (v Amerike tochno). Vo vtoryh, testy mozhno prosto sdat" pered postupleniem. Bolee togo, skoree vsego vse ravno pridetsya sdavat" test predlagaemyi uchenikam toi strany gde nahoditsya universitet. Kstati, testy po krainei mere v Amerike ELEMNTARNYE. esli cheloveku nado 2 goda na podgotovku k etim testam, to universitetskoe obrazovanie ne dlya nego. Da, konechno odin iz 3-4 razdelov trebuet znaniya yazyka, no ved" eto tol"ko odin razdel, i potom yazyk voobshe ne imeet otnosheniya k 12-letke. V tret"ih, na vse eti "novye predmety" uhodyat goda v nachal"noi shkole, a v starshih kalassah ves" material mozhet byt" usvoen za 5-7 urokov ili na fakul"tative. Nakonetc, rossiiskaya shkola do sih por vygodno otlichaetsya ot drugih imenno sil"noi matematikoi, fizikoi i himiei (amerikanskie studenty i aspiranty ih ne znayut, po krainei mere za predelami IVY league) Neuzheli i eto nado porushit!
Edinstvennyi plys 12-letki na moi vzglyad - zaderzhat" detei doma do 18 let (nu ne mogu ya sebe predstavit" chto ditya rodnoe do 18 uedet v drugoi gorod ili v druguyu stranu!) No k sisteme obrazovaniya eto otnosheniya ne imeet.
Kstati o medalistah: eto pravila 15-letnei davnosti: vse 5 vo vseh chetvertyah s 8 (teper" 9) klassa i proverka pis"mennyh ekz. rabot v RONO (medal" u menya byla i ves" maskarad s etim svyazannyi ya pomnyu - v ekz. rabotah nedopustimu byli nikakie ispravleniya, t.k. RONO odnoznachno otnosilo ih k uchitel"skoi pravke, a sochinenie bez na 12-15 stranitc bez edinoi pomarki... ne pri moem temperamente)
02.05.2000 06:04:44, irina
Polnyi bred! 02.05.2000 01:44:54








Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

22.09.2018 00:19:30

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!