Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

о слове "надо"

Возвращаясь к обсуждению в "социальной адаптации", хотелось бы услышать мнение на такую тему.
Школьная система была задумана для того, чтобы дать базовое образование, т.е. знание основ математики, химии, физики, литературы и т.п. Школа с этим справляется плохо, не спорю. И мне казалось, что именно нешкольконое образование может быть выходом. Но если со школой вычеркнуть из жизни и слово "надо", и предоставить ребенку заниматься только тем, что ему интересно, не означает ли это отказ от общего разностороннего образования? Т.е. если ребенок не "математик", то значит и не надо его учить, по принципу не хочешь-не надо, ходи безграмотный? А ведь часто интерес приходит уже в процессе, а в начале надо сделать над собой усилие, в чем-то разобраться и только потом понять, что это может быть интересно. И не все дети (да и взрослые) способны делать над собой такие усилия в добровольном порядке.
Ну и вытекающий, как следствие, еще один вопрос. Если всегда - всегда (не только в 2 года или в 5 лет), но и в 10, и в 15 человек делает только то, что интересно, что получается, что всегда в радость и в удовольствие, то как сложатся его отношения со словом "надо", которое раньше или позже появляется в жизни у всех нас?
05.05.2000 21:32:07,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
[пусто] 06.05.2000 06:02:19
Ну вот. Написала длинющее письмо и только потом прочла это сообщение. :(
Маша, прими мои извинения.
07.05.2000 15:29:06, An-net
Chto kasayetsya sovetskoi shkoly, to ee praobrazom byla rossiiskaya klassicheskya gimnazya. Ubedit"sya v etom prosto - sravnite programmy sov. shkol s gimnaziyami i rabochimi shkolami. Imenno poetomy sovetskaya shkol"naya sistema v printcipe luchshe amirikanskoi i nekotoryh evropeiskih. 06.05.2000 07:11:05, irina
[пусто] 07.05.2000 07:19:48
da net, i struktura obucheniya v osnovnom iz gimnazii. Bolee togo, nekotorye shkoly Moskvy i Pitera kak by proishodyat iz konkretnyh gimnazii v zdaniyah kotoryh oni kstati i raspolozheny. Kak ni udivitel"no, v nih sohranyalis" nek. gimnazicheskie tradicii (po krainei mere ran"she). Vprochem, eto deistvitel"no chisto akademicheskoe obsuzhdenie.
Pravda, ya schitayu, chto imenno takie shkoly ili novye shkoly s sootvetstvuyushei filisofiei optimal"ny dlya obucheniya i imeyut opredelennye preimushestva pered dom. obucheniem. Vo vsyakom sluchae mene lichno ochen" povezlo so shkoloi: odnovremenno i uchili, i ne davili, hotya temperament u menya dai bozhe. Vazhno to, chto perelozhiv na shkolu chast" moego obrazovaniya mama sohranila energiyu dlya zanyatii vne programmy (teatry, muzei, koncerty, prirodnye ekskursii i t.d.). Vozmozhno, Vy osobennyi chelovek i mozhete zanimat"sya s rebenkom 60-70 chasov v nedelyu. Ya lichno ne mogu. Moi predel - okolo 30 (proveryala). I ya dumayu chto eto ne nizhe srednego. Krome togo, v tot korotkii period kogda ya sidela doma so vtorym rebenkom, ya deistvitel"no ochen" uspeshno zanimalas" so starshei dochkoi, no vskore ponyala chto mne nuzhna vozvozhnost" samorealizatcii otdel"no ot detei (sovsem primitivno - mne nuzhna moya rabota, v kotoruyu ya, pravda, uspela vlozhit" kuchu sil i energii, chto, vozmozhno, ne tipichno). V kontce kontcov, dlya togo chtoby zanimat"sya obrazovaniem detei (pokazyvat" im gory, geizery, vulkany, pustyni kak my staraemsya delat" seichas, a takzhe raznye strany i kul"tyry, kak my hoteli by delat" kogda deti budut podrastat", mne nuzhna moya zarplata. Da i universitety prilichnye v bol"shinstve stran daleko ne besplatnye. Vot tak i poluchilos" chto dlya menya i moih detei optimal"na kombinatciya shkol"nogo i domashnego obrazovaniya. I polzaya po etim konfam ya istchu sposob sdelat" etu kombinatciyu deistvitel"no optimal"noi.
Kak i chemu uchit" doma? Stoit li "domashyuy shkolu" delat" formal"noi? Svyazyvat" li ee hot" kak-to s obychnoi ili srazu ob"yavit" chto obychnaya shkola - lichnoe delo rebenka (chto ya seichas delayu)? Poetomu moyo "domashnee obrazovanie" suschestvuet kak vtoraya polovina obrazovaniya (otnyud" ne menee vazhnaya)
10.05.2000 22:11:15, irina
Не знаю, когда я училась в школе, я была асболютно уверена в том, что надо разделять обучение по направлениям и учить тому, что сам выбрал. Теперь не знаю, честно скажу из знаний геграфии остались отрывочные воспоминания, биология - в основном начала генетики, история для меня вообще даже сразу после школы начиналась с 1905 года, до этого я практически или не знаю или не помню. Сейчас наверстываю упущенное,но своим способом, беру все, относящееся к тому периоду, например - античность - история - события, смены правителей, изобретения, литература, искусство. У меня этот блок оставит значительно больше воспоминаний, чем то скакание по годам, что было в школе, я уже не говорю, о том, какую историю там преподают. Литература - бОльшая часть интересных книг прочитана вне школьной программы, в то же время основных литературных стилей, тенденций, построений прошли мимо. А вот математику и физику я предпочла бы более объемно и глубоко изучать, также как и русский. Химия меня оставила равнодушной. Но что значит всесторонней : "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь"
Должен человек знать историю, хотя бы своей страны или все-таки мира. А должен ли он знать латинский, древнегреческий ,или достаточно Гомера в переводе ,а должен ли он знать "Одиссею" и всю литературу. А географию он должен знать и как, чтоб страну свою на карте показать, или описать общее экономическое и географическое положение любой страны плюс флору и фауну перечислить?
Надо это или нет? И что значит слово надо, в учебе я однозначно против, надо это запоминание на полгода ,в лучше м случае на год, прошло лет 8, я до сих пор помню основы и формулы интересных для меня разделов вышки ,хотя мало их употребляю в обычной жизни. А неинтересная мне химия успешно выветрилась вся, хотя иногда она мне и нужна, так что теперь мне держать учебник под подушкой и через какие-то периоды времени повторять, я лучше спрошу или справочник куплю. Так что значит надо? Давайте поконкретнее, надо в учебе, в общении с друзьями, одноклассниками, одногруппниками, коллегами, властями, родными ?
06.05.2000 05:10:10, Шин
Шин, начала отвечать и растеклась буквально. Потом поняла, что слишком общий вопрос. Давайте попробуем сначала. С простого. Вот, например, Вы заводите крупную собаку (мелочь не подходит, она карманная). Так вот кому надо, чтобы она знала основные команды, ей или Вам?


06.05.2000 12:29:54, Яся
Мне, чтобы можно было ей управлять.. 06.05.2000 14:46:02, Шин
А я вот думаю, что в первую очередь это надо самой собаке, потому что ей жить среди людей, и раз уж она попала в этот мир, она должна уметь в нем выживать, а элементарная дрессировка, это техника безопасности для собаки, чтобы под машину не попала, соседа не искусала (а милиция ее за это не пристрелила), чтобы хозяева не шпыняли постоянно и не выбросили на улицу, потому что жить с недрессированной собакой очень сложно, а "плохой характер" животного - не последняя причина, по которой избавляются от питомцев.

Но Вы, конечно, тоже правы, хозяину тоже выгоднее иметь собаку управляемую.

Это я все к тому, что не всегда сразу понятно, кому и зачем что надо. Конечно, с детьми сложнее, но иногда кажется, что те требования к их обучению, которые мы предъявляем - лишь традиции общества. Но очень трудно провести границу, где "надо родителям" переходит в "нужно самому ребенку" и в "нужно обществу" и т.д.

Кроме того, в обучении есть одно очень конкретное "надо" - надо уметь доводить дело до конца. Как этому научить без некоторого насилия, я не знаю. Бывают, правда, дети, которые сами так устроены, что не бросят на полпути, но большинство предпочитает бросать то, к чему теряет интерес, а интерес теряется очень легко - любое дело содержит как правило весьма неинтересную часть, занудную, требующую только широкой попы и внимательности. Ну и как с этим быть? Сама страдаю от того, что не всегда умею себя пересилить и добить задачу. Но почти ни разу не встречала занятия, которое не требовало бы таких навыков.
06.05.2000 16:03:07, Яся
Я тоже считаю, что собаку, ПОСЛЕ покупки ее, дрессируют для ее безопасности во многом. НО, ведь жизнь этой собаки организована изначально так, что ее цели полностью диктуются людьми. Даже то, как эта собака выглядит, продиктовано вкусами людей (породы...). А поставили собаку в такое супер-подчиненное положение тоже люди. С ребенком же, мне кажется, ситуация иная, потому что его ведь не выводили и не растили и не покупали :-) с единственной целью - для удовольствия других людей.

Вот пришла грустная мысль - а может, положение такое же, может, отношение между индивидуальным человеком и обществом такое же, как между собакой и хозяином? Нет, не хочу, не буду жить по такой теории...
06.05.2000 19:06:31, Мария Д.
Мария, да даже если плюнуть на выбор породы и т.д., если собака скушает отраву, доблестно подброшенную бабулькой-ненавистницей, то бедное животное элементарно сдохнет. Поэтому собака не должна жрать все, что видит. Должна есть то, что в миске. И это удобно для хозяев тем, что собака не отирается около стола и не ест тапочки и удобно обществу тем, что не обнюхивает посторонних детей, чтобы облизать вкусные мордашки после конфет :)). Я говорила не о подобии детей-людей-собак, что тоже интересно, конечно, а только о том, что "надо" как правило имеет очень много аспектов разной степени значимости. 07.05.2000 01:57:46, Яся
Я бы согласилась, если бы не видела у некоторых своих знакомых практически необученных собак, до сих пор живы и страдают при этом от их необученности хозяева а не собаки. Естественно в собачью душу влезть я не могу ,но внешне это выглядит так, как я сказала, видела и брошенных собак, вполне воспитанных, так что выкинут ли собаку на улицу больше зависит от доброты и привязанности хозяев... Кроме того, ум у собак есть свой ,так что без дрессировки они могут прожить, но не так как нам хотелось бы, поэтому остаюсь при своем мнении... :) 07.05.2000 10:18:27, Шин
Конечно могут, если хозяева попались такие, которые готовы с ними цацкаться (о нашем обществе, в отношении своих членов, этого никак не скажешь):)). 09.05.2000 23:50:25, Яся
Дело в том, что мы все-таки ушли от темы, ведь я не оспаривала солво надо в жизни, но не понимала необходимости надо в учебе впрочем и сейчас не понимаю... 10.05.2000 07:13:28, Шин
Ny horosho. A esli vdrug vyaysnitsya chto to, chto Vy ne uchili kak "nenuzhnoe" Vam vse-taki ponadobitsya dlya ponimaniya togo chto Vam "nado"? So mnoi i okruzhayushimi menya lyud"mi eto sluchalos" neodnokratno (rabota takaya). Vyuchit"? Bez minimal"noi bazu (toi samoi, shkol"noi) mozhet ne poluchit"sya. Po krainei mere bystro. Ved" uchebnik i spravochnik operiruyut ponyatiyami kotoryh Vy mozhete ne znat". (V pervuyu ochered" eto, konechno otnositsya k fizike/himii/matematike, gumanitarnye nauki podnyat" prosche). Escho primer: dazhe dlya polucheniya udovol"stviya ot horoshei knigi zachastuyu neobhodimo imet" opredelennyi basis (nu ne otcenite Vy Joyce"a bez etogo! Mozhno li vybrat" professiyu v 5-6 klasse? Mozhno li predskazat" svoi buduschie vkusy v 5-6 klasse? Mozhet vse-zhe soglasit"sya s tem chto kakoi-to minimum znanii izo vseh oblastei v svoyu golovy vlozhit" vse zhe stoit dazhe ne zadumyvayas", ponadobyatsya li Vam oni. Kstati, ya kak ni udivitel"no dovol"no prilichno pomnyu, chemu menya uchili v shkole. No eto uzhe individual"nye osobennosti pamyati. 11.05.2000 03:16:06, irina
Шин, ну это же аналогично собачьему вопросу! :)) Надо иметь базовые знания по всем направлениям, чтобы 1) Можно было свободно избирать род занятий в будущем, тратя гораздо меньше времени на их освоение; 2) Иметь широкий круг интересов, потому что ограниченность - самый страшный враг человеческого счастья 3) Человеческое сознание пользуется аналогиями, поэтому чем шире образован человек, тем больше возможностей решения любой ситуации он имеет 4) Хотим мы этого или нет, но для того, чтобы среди культурных людей иметь рейтинг "культурного человека" необходимо обладать не меньшими познаниями во всех областях, чем окружающие, я имею в виду именно некоторую среднюю базу, примерно одинаковую для всех. 5) И так далее.

У меня примеры, как обычно, из моей жизни. Мои родители музыкой никогда не увлекались, никакой. Я оказалась в этом полным профаном, на протяжении всего подросткового периода для меня это было огромной проблемой. Но если бы в детстве меня спросили, интересна ли мне музыка, хочу ли я ей заниматься, ответ был бы НЕТ, это точно. Я не понимала, что это может пригодиться. Можно было бы заинтересовать и т.д., но т.к. родители не считали этоважной частью жизни, то им и в голову не приходило, что это надо. Если бы учили принудительно, м.б. результат был бы и плохонький, но хоть что-то осело бы.
10.05.2000 16:29:43, Яся
Яся, вы рассуждаете, как я когда-то думала, очень жалела, что у меня нет музыкального образования, но так случилось ,что у нас с сестрой разница в 10 лет и приехав домой после института, я имела возможность наблюдать как это - учиться в двух школах, она приходила со школы - ела ,занималась домашними заданиями для музыкальной школы, потом шла в музыкалку, потом возвращалась, ужинала, иногда гуляла час-два ,потом на ночь глядя делала домашнее задание как попало конечно, причев время от времени были простуды ,которы мама уже ничем не лечила, а просто позволяла ей никуда не ходить, через день-два простуду как рукой снимало - человек просто уставал, при этом мама все равно настаивала на музыкальном образовании и заставляла ходить, всяко - и кнутом и пряником, и что - сейчас она даже любимую ей гитару не берет в руки, вкус ,у меня не имеющей музыкального образования уши сворачиваются от всех этих юбчонок-девченок, рук вверх, алсу и прочей нашей попсы, то, что она имеет остатки знанияй с сольфеджио, и все. При этом когда музыкальную шклу она закончила, то для нее была такая лафа, что у нее полдня свободно, что она делала - гуляла, догуливала за то время, когда у нее не было физической возможности это делать - общаться с подругами, ребятами.
А потом Яся от всех этих слов от многостороннем развитии веет только одним - научиться во время школы и ВУЗа всему, чтобы потом уже пойти работать. Проблема в том ,что внутреннюю необходимость учиться подменяем внешним надо ,нужность которого поймет, когда вырастет. Но дело в том, что 15-20 лет учебы школа-институт не дадут знаний на всю оставшуюся жизнь, по оценкам 7-летней давности полученное в ВУЗе образование устаревает в течение 5-лет потом нужны любо институты перквалификации, либо постоянная работа над собой и своими знаниями. У японцев вообще есть поговорка - "чем старше человек, тем лучше у него память" то есть чем больше он живет, тем больше он знает, тем больше он развивает себя и свои возможности, а у нас культивируется, что лучшие открытия и работы человек делает в молодости, но ведь это не так, кто тебе мшает начать заниматься чем бы то ни было сейчас, почему-то никого не удивляет ,что многие хорошие актеры приходили в профессию в 25-30 лет, имеют разные неактерские образования, а как же тогда обучение профессии ,музыка, постановка речи, двидения, пластика, все наработалось, когда это было интересно и нужно именно жтому человеку, а не его родителям. Чем мы хуже, каждый в своей профессии актер, главное найти свою профессию. А для того, тобы понять, чем человек хочет заниматься, не надо его заставлять, надо дать возможность попробовать все. А эта наша привычка, что ребенок в школе не живет, а учиться жить, приводит к тому, что мы пока учимся, мечтаем о том, что когда закончится эта учебная каторга и мы пойдем работать, то будем жить как нам хочется, а когда наконец "начинаем жить", то выясняется, что оказывается в школе было так хорошо, но это оказывается у тех ,кто не смог совместить интересное заниятие с работой и деньгами ,от остальных я это не слышала...
11.05.2000 09:58:24, Шин
Шин, но Вы же совершенно о другом говорите!!!!! Музыкальная школа? Избави Бог, речь шла только о необходимом минимуме познаний в этой области! И потом, как это интересно получается, сначала "После трех уже поздно", потом, давайте учится в старости?

И еще, а Вы случайно не встречали студентов, которые, проповедуя Ваш принцип ходили в ин-те только на предметы, которые им были поелзны в жизни, по их мнению? Так вот они-то и оказались в самой глупой ситуации, потому что после ин-та не могли заниматься ни чем, кроме того, чему научились. И не знаю, как там у японцев, а наши, русские-народные мальчики оказались неспособны воспринять что-то новое, потому что у них эта ограниченнасть с детства в головах была, а т.к. родители не принудили их иногда заниматься тем, что кажется необязательным, то и в 25 лет они сами уже этому вряд ли научатся. Есть и другие примеры, более успешные и прекрасные, но я что-то не слышала, чтобы они говорили о том, что им обучение новому давалось легко, и, кстати, многие хвалились тем, что благодаря хорошей базе, удалось освоить предмет быстрее.

Очень удобная отмазка - живет человек всегда, детство - не подготовка к жизни, а жизнь и т.д. Но Шин, смешно же, право слово! Конечно, детство - не меньшая жизнь, чем зрелость, но в детстве гораздо больше свободного времени, и неужели правильно, если человек его потратит на изучение только того, что ему интересно (наестся этого и никогда в жизни к этому не вернется), а не на приобретение именно широких знаний, ведь в будущем у него не будет такой возможности - работа, семья, это что, времени не отнимает? А перед ребенком будущим стыдно не будет, когда он спросит, от чего лампочка загорается, а мама в ответ "надо посмотреть в справочнике, меня это никогда не интересовало"?

И еще забавно, вот в "Психологии", кажется, очень наругали девушку, пишущую с ошибками. Как ей не стыдно! А почему ей должно быть стыдно? Мы же за полную свободу в образовании, ну не интересует ее правописание, так что ж? Или все же правописание должно интересовать? :))

11.05.2000 16:05:04, Яся
Яся, как-то нелогично получается. Начнем с после трех уже поздно. До трех идет основное развитие мозга, надо развивать задатки ко всему, опять же мне почему-то ближе мнение одного психолога, которая писАла о том, что до двух-трех лет надо развивать все стороны человеческой натуры, а не давить на логическо-абстрактную сторону (чтение, логика, математика), ведь есть еще тактильные ощущения, обоняние, слух, то есть развивать надо не только зрительные восприятие и память и логическую составляющую, но и нюхать, слушать, трогать, рисовать , развивать образное мышление. Самое интерсеное, то логике человек все равно учится, а вот этому научиться намного труднее, почти невозможно.
Второе, вы почему-то ставите в разные углы боксерского ковра - заставили и не знает, простите, но все зависит от того, кто и как, неужели вы всереьез полагаете, что ребенок ничего не хочет с рождения, не учиться, не познавать? Ведь он же с детства этим занимается, только мы вместо того, чтобы лезть в справочник, инет, спрашивать, говорим всякую чушь или отмахиваемся. Одна сударыня писАла, что сын используют ее в качестве справочника, который говорит к кому обращаться, то есть по вопросам биологии к бабушке, которая не адаптирует для ребенка ( ему около шести сейчас) ответы, разговаривая с ним тем же языком, что со студентами биофака, и ведь не переспрашивает, что-то значимт понимает. То есть уметь подавать материал так, чтобы ученик несся сам узнавать то, ведь я не предлагаю совсем ничего не давать, попробуйте, "надо" можно ограничить месяцем, полугодием с хорошим преподавателем ,чтобы тот мог занять объяснить увлечь, а вы заменяете это - надо , потому что пригодится потом, приводите пример несчастных студентов. Я могу привести вам пример очень (подчеркиваю) очень большого количества людей, которые являются жертвами слова "надо" в литературе. Сколько человек не могут читать серьезную русскую класическую литературу ,причем такую же серьезную, не самую легкочитаемую, а также высокую литературу читают, западную восточную. Некоторые прямо признают последствия школьного обучения. Другие ругают за кондовость языка Толстого, хваля не менее конодовые по языку западные произвдения. Мне встречался человек, который смог читать Пушкина(!) спустя лет пятнадцать после школы, так ему преподали литературу в школе. Занете ,как это звучит "прививают хорошую литературу в школе, чтобы никогла в последующем ей не болеть"
Никто не говорит, что у детей больше свободного времени однако почему он должен, а не хочет, или вы всерьез полагаете, что он не будет. Та же сестра могла заниматься часами той же домрой, когдла готовилась к выступлению их оркестра, но остальные предметы ей не были интресены и особо нужны.
Это не смешно, это грустно, когда вы всекрьез полагаете, что ребенок должен то, что он очень успешно забудет, потому что не было искреннего интереса.
А что касается безграмотности ,то если это тот случай о котором я думаю, то там шел разговор о человеке, счиатвшем себя педагогом, с моей точки зрения это ненормально, но я не стала ничего писать, потому что мы не в школе, а вобщении я придерживаюсь принципа, высказанного Чеховым, главное не тыкать недостатками в глаза, девушка пришла сюда не брать уроки грамотности, да и мы не приемная комиссия. А грамотность - у меня так она врожденная и писАть я научилась в большей степени не изучением правил в школе, а чтением, которому я научилась года в три-четыре, и читала запоем всегда...
11.05.2000 17:41:40, Шин
Я считаю, что "надо развивать задатки ко всему"(это очень правильные Ваши слова) не только до 3-х лет, а и дальше. Это, по-моему, именно то, что пытается сказать Яся.
И еще, интерес-то ребенок проявляет, но чтобы что-нибудь изучить, одного интереса недостаточно, еще необходимо поработать. У моего ребенка с этим напряги: чем-то заинтересовалась, с ходу не получилось, и сразу "не очень-то и хотелось".
12.05.2000 06:40:48, Ann
Да, я хотела сказать и это тоже, и еще очень многое, только трудно, как-то так получается, что все время вовлекается много тем. И становится практически невозможно поддерживать их все. Мне от этих споров часто кажется, что я вообще горе-мамаша, моя детка не готова каждую жизненную ситуацию воспринимать как повод к серьезному разговору о жизни, она хочет быстрых четких ответов по возрасту, а любое углубление в тему ей мешает, она отвлекается, потому что вопросы-то возникают впроцессе чего-то интересного, игры, или чтения, а долгие объяснения только мешают, а потом вернуться к теме почти невозможно.

Вообще-то, у меня есть некоторый опыт близкого общения с разновозрастными детьми и мало кто из них мог бы развиваться тем путем, который предлагает Мария Д или Шин, просто потому что так организована детская психика. Правда, один такой ребенок мне знаком, но, увы, ему ставят шизофрению, хоть мне и кажется, что это уж слишком, но он крайне странный человек, имеющий серьезные трудности в общении, да и вообще в жизни. Но умный. Он мне очень нравится, но мне бы не хотелось, чтобы у меня были такие дети.
12.05.2000 12:22:20, Яся
Яся, у меня-то нет методики воспитания :))) я ее только вырабатываю, вот читаю, что-то мне не нравится и я пишу, что именно мне не нравится. Я не считаю, что школа не нужна, меня пугает ТА школа ,которая существует, она дает мало знаний, зачастую разрозненных, помимо этого приучает к двум вещам: умственной ленности (начальная школа учит тому, что многие дети уже знают и нивелирует их до уровня, приемлего для данного учителя (даже не для среднего уровня по классу ,а именно до того, который устроит данного учителя ,хотя это может быть и мой бзик :))) ) и второе ,что мы обсуждали ,подменяет внутреннее надо внешним, нитко не спорит, что надо необходимо в жизни - надо соблюдать закон, надо ходить по тротуарам и т.д. это касается жизни и здоровья. Но есть другое надо - вот мне надо изучить английский, не очень хочется (память у меня плохая), но надо, потому что ХОЧУ прочитать статьи и работы по экономике, написанные на английском, читать новости на английском и т.д., это внутреннее надо, это МНЕ надо, я этим буду заниматься, а есть внешнее надо, которое сейчас почти не присутствует в моей жизни, но очень много было его в школе.. 12.05.2000 15:37:22, Шин
Шин, я ни разу не говорила, что считаю, что ребенок не будет учиться, если его не заставлять. И с Вашими наблюдениями о нелюбви к литературе после школы - полностью согласна. И вообще, со многим в Ваших письмах согласна. И теперь, когда Вы написали, что "надо" можно решить путем поиска хорошего преподавателя, я согласна почти полностью. Если я правильно поняла, то Вы тоже считаете, что "необходимый минимум" есть, но вопрос, как его дать - через прямое насилие или с помощью преподавателей и других изысканных способов? Если так, то и спорить не о чем :)).

Но, видимо, я не слишком хорошо излагаю свои мысли, раз Вы меня поняли так как поняли :((.

Правда, есть еще один аспект "нада", кторый меня интересует - а как же привычка доводить начатое дело до конца и как быть с поступлением в вузы? У меня есть двое знакомых ребят, которые прошли домашнее обучение, ни один из них не смог поступить, во-первых, потому, что та форма, в которой они знали предмет совершенно не соответствовала стандартам приемных экзаменов, во-вторых, они не понимали, зачем учиться в институте, когда можно продолжать учиться самостоятельно, в-третьих, потому что их охватывала тоска от одной мысли о курсовых-зачетах-лабораторках-экзаменах, ну и еще несколько подобных причин.

Юноша иногда работает верстальщиком, работой не удовлетворен, денег мало, а хочется много, привычки к систематичному труду нет. Увлекается философией, образован в этой области выше некуда, применения своим интересам найти не может, заниматься тем, что неинтересно - не желает. Верстальщиком работает только потому, что это наименее противно из всего возможного.

Девушка - страдает социофобией, сейчас лучше, но только потому, что вышла замуж за весьма специфического субъекта. Привязана к нему полностью, потому что сама не может и шага ступить - боится, тема института закрыта навсегда, интересуется искусством, занимается компьютерной обработкой дизайн-проектов любимого. Все бы ничего, если бы не такая зависимость. Будущего боится.

Как приучать к систематическому труду без слова "надо"?
12.05.2000 02:13:07, Яся
Надо подумать :) Беру тайм-аут... 12.05.2000 07:41:39, Шин
А интересно, вот когда встречаются невоспитанные дети ("необученные собаки"), кто от этого страдает? Сами дети или их родители ("хозяева")?
Видеть невоспитанных детей неприятно, к ним иначе относятся, чем к воспитанным. Не оказываем ли мы своим детям плохую услугу, не приучая, что в жизни есть слово "надо" (куча примеров из того же этикета)?
08.05.2000 00:59:27, Ирина
[пусто] 06.05.2000 18:19:24
Когда я училась в школе, я тоже была в этом уверена. А теперь вспомнила пару примеров, что начинала заниматься предметом, который мне тогда не был интересен, по причине "надо", и интерес просыпался. Может сперва мне было неинтересно потому, что у меня не было информации об этом, ну вот как-то другими способами не получила я ни от родителей, ни сама. Причина "надо", мне кажется, для этих целей (ознакомления) не хуже других. Другое дело, что если и после этого не заинтересовываешься, то может этот предмет и не стоит изучать в этот момент(а может не заинтересовываешься потому, что учителя или книга или родители не смогли разбудить интерес). Извините, что длинно, зато старалась на языке Марии свои мысли выразить :)). 06.05.2000 12:06:23, Ann


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!