Дали в садике отпечатать, размещаю тут, может, кому пригодится
ОСОБЕННОСТИ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЗВУКОВ РЕЧИ.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно и очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладеет лишь постепенно.
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся звуки А, О, Э, и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка; ма-ма, па-па, ба-ба. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующих особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются на более простые для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям. Каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например: Ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТБ. СБ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово шуба в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА и наконец ШУБА.
Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звука в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более приближаясь к образцу речи взрослого.
Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного костноязычия» является правильная, неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широкого распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает подражая родителям.
С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае так же отсутствует образец правильного произношения. И уж совсем недопустимо «сюсюкание» взрослых с ребенком.
Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребенка различных звуков, существует таблица, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Возраст появления звуков (в годах)
ЗВУКИ
АОЭ - до 2 лет должны установится
ПБМ ИЫУ ФВТ ДНК ГХИ - 2-3 года
СЗЦ ШЖ 3-5 лет
ЛР - до 6 лет.
Родители так же должны знать, что в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя отнести к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относятся, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек) что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих звуков), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.
Может, кого заинтересует
Конференция "Ребенок от 1 до 3""Ребенок от 1 до 3"
Раздел: Речь
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Вот и у нас тоже с К большие проблемы, либо какой-то гортанный кхык получается, либо на т заменяем: Катя - Татя, киса- тиса... правда и с г похожая ситуация, но там мы все на д заменяем. Нам 1 и 8. Если вдруг что-то интересное об ътом разузнаете, свистнете и нам тоже, пожалуйста.
01.11.2001 10:13:19, val
01.11.2001 10:13:19, val


и еще д, т по идее должен хорошо говорить(д - тот же ррр, только без вибрации :) 01.11.2001 00:30:35, гусеничка


А такие звуки как кгх - они образуются тоже при почти одинаковом положении языка. Возможно, раз трудности в одном положении языка - Кондрату трудно образовывать звуки одного типа :)
Как тренировать ...заднюю часть языка :) удаленную - можно придумать :)))
ещё английское r туда же %) или американское(одно из них произносится самой удаленной частью языка)
Лизать давно перестали?
Мы стали ребенку мороженое давать %) и тут же появился Х... 01.11.2001 09:10:05, гусеничка


У меня тоже,прикол: говорит как лев рычит РРРРРРРР, рама, рабамба, но зато на музыку говорит ра-ра вместо ля-ля :))
31.10.2001 17:45:38, Смоля

Действительно успокоили :)) Доча моя отдельно произносит все звуки алфавита (кроме р и щ) практически чисто, а говорит - большей частью только я ее и понимаю :)) Слабо, например, угадать, что значит "чупачяпа" :)) ?
31.10.2001 16:57:40, LadaO.
А у моей в слове сумка буква м отсутствует. Так что если она на улице громко это слово произносит, я принимаюсь удивленным дяденькам и тетенькам втолковывать, что именно она говорит. А уж как в нашей интерпритации слово птичка звучит! Весело вобщем.
31.10.2001 20:36:30, Aya

Читайте также
Климакс не приговор, а новая глава в жизни женщины
Многие женщины с ужасом ждут этого момента. Как встретить климакс во всеоружии с высоко поднятой головой?
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание