Последнее время стало очень модно (именно модно в основном) говорить об уважении личности ребенка. Причем незавжно уважается она или нет, но порассуждать об этом горазд каждый. А что конкретно под этим понимается, и где вообще проходит граница между уважением к личности ребенка (как вариант: личности В ребенке, ребенка как ЛИЧНОСТИ) и обычным отсутствием воспитания, избалованостью, вседозволенностью? Понятно, что мы воспитываем ребенка, а он воспитывает нас, процесс взаимонаправленный, но все-таки взрослый человек имеет авторитарное преимущество, особенно в вопросах техники безопасности. И вот возникает вопрос: когда же слово "нельзя" начинает быть ущемлением прав и свобод ребенка? Ведь при всем при том, что надо уважать ребенка, надо еще уважать и права других детей и взрослых. Свобода ребенка, как и свобода всех остальных людей, заканчивается там, где она начинает ущемлять свободу других, ведь так? Понятно, что каждый решает в каждой отдельной ситуации, но все-таки есть ведь наверное какие-то общие правила? Как вы думаете? Я вот для себя определила одно: нельзя запрещать ребенку что-либо из-за собственной лени.
Но если ребенок, например, бьет палкой другого? Тут как-то Котенок ГАВ пример приводила про то, что надо отвлечь... Сильно повезло тому родителю, ребенок которого в 1,5 года способен моментально отвлечься от одного занятия и, поглотившись другим, полностью забыть о предыдущем. У меня, например, Фил очень тверд в своих начинаниях :) Даже если отвлечешь, он потом опять возвращается восвояси! И ему только год и 3мес. Да и нельзя же все время отвлекать только.КОгда и где ребенок узнает, что есть границы?
Я тут на днях видела пример чрезмерного уважения к личности: мама пыталась разнять драку двух мальчишек 5,5 и 7 лет (драка не очень конкретная, но с тумаками и обзываниями) путем "отвлечения" - типа, "а давайте, ребята, в карты поиграем, это так интересно". Мальчишки только использовали ее, как заградительный щит для себя и продолжали мутузиться и обзываться, вообще ее не слушая (один из них, младший, был сын этой мамы, другой - постарше, четвероюродный брат младшего). Выглядело это очень глупо, ИМХО... Мать старшего ребенка, не вставая с места крикрнула: ВЛАААААААААД, поди сюда! - в ту же секунду драка прекратилась...
Старший мальчик подошел к своей маме, выслушал, видимо, лекцию в двух словах и пошел присматривать за своей годовалой сестрой, а младший все еще пытался его "задеть", задрать на драку опять, но он не обращал внимания.
Явно, что позиция мамы мальчика постарше не особо дышала уважением личности ребенка, но мне она показалась действенной и более верной в данной ситуации.
А еще принцип японского воспитания про незапрещение детям ничего до 5 лет мне кажется вырванным из контекста - чего-то японцы не договаривают! Как объяснять ребенку, после пяти, что вчера было можно, а теперь нельзя?????
Высказывайте мнения все!
Конференция "Ребенок от 1 до 3""Ребенок от 1 до 3"
Раздел: Родительский опыт
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.


Вы почитайте какую-нибудь литературу по воспитанию детей - например, "Воспитание сына" и "Воспитание дочери" Д. и Дж. Элиумов. Там довольно понятно описано, как соблюсти нужный баланс между строгостью и лояльностью.
20.07.2005 17:11:54, Colombinа
я уже много чего прочла. для себя кое-что вынесла. просто захотелось послушать мнения реально-виртуальных людей
20.07.2005 21:20:00, Абиссинка

Я очень благодарна своей маме (хотя понимаю это только сейчас!), что она меня воспитывала так. Строго. И Аксю буду воспитывать так же. Безусловно,люблю, больше жизни, и буду делать все по возможности! Но-ребенок должен уважать родителей. Знать слово "нет".Никого не обижать, не причинять неудобства окружающим. Это основные вехи моего воспитания...я строгая мама:)
20.07.2005 15:02:32, Паровозик из Ромашкова
а разве как-то иначе привить уважением к родителям невозможно кроме как беспредельной строгостью?
20.07.2005 15:28:11, Абиссинка
Это, наверно, из серии "боится, значит - уважает". ;-)
20.07.2005 15:32:13, Мопс

Я например часто говорю слово нельзя, просто потому что это слово они понимают, а по другому они не слушаются. Не всегда можно отвлекать, обясн и тогда НЕЛЬЗЯ самое то. Я например строго говорю им НЕТ нельзя, если они делают что-то неразреш. Например бьют друг друга, орут, кидаются... С детства я например им говорила что грязь это плохо, если вал в нём будем грязными не карсивыми и тд и посему нельзя то или это делать. Они сейчас всё это знают и не пыт делать наоборот. Вообще я немного строга стала..и чуть что могу тоже заорать, ну ка прекратите, или быстро ко мне и тд потому что знаю что это ДЕЙСТВ на них! а если буду говорить ласково то они не услышат меня...что чаще и бывает :) тч я за действ способ 20.07.2005 14:28:41, Gogoni
вот видишь какие разные границы - я бы насчет грязи не беспокоилась. я смотрю, как ребенок копается, ему нравится, а бабушки вот у нас, как ты, вытаскивают из грязи, журят :)
20.07.2005 15:13:19, Абиссинка

20.07.2005 16:10:22, Gogoni
Моё сугубое ИМХО -детям нужны границы. И эти границы надо устанавливать не в 5 лет, а намного раньше, мне так кажется. И слово "нельзя" ребёнок должен знать, понмать и исполнятъ. Хотя естетственно во всём надо знатъ меру. Да, ничего умного не написала ;)) Но я как-то заметила, что в вопросах воспитания детей я ужасный консерватор. не знаю, откуда это идёт, но все эти новомодные веяния и теории для меня просто перегибы.
20.07.2005 13:17:39, Эрика...
почитала предыдущие ответы. Хочу добавить,что свобода не может быть полной ни для кого,т.к. мы живем в обществе и подчиняемся тем или иным законам. Даже законам этики,гигиены и т.п.. Если мой сын засунет грязный палец в рот,то я его одерну, скажу что-то типа "фу (сморщусь)..., палец грязный, разве можно его в рот класть? -нет."
Если что-то будет делать опасное для жизни его или окружающих,то скажу коротко и резко что-то типа "нет,нельзя".
Про японцев не знала подобного. 20.07.2005 13:13:25, alinkina (1,4.)
Если что-то будет делать опасное для жизни его или окружающих,то скажу коротко и резко что-то типа "нет,нельзя".
Про японцев не знала подобного. 20.07.2005 13:13:25, alinkina (1,4.)

Я лично не вижу в позиции мамы старшего ребенка („ВЛАААААААААД, поди сюда!") ничего особо неуважительного. Она могла, конечно, добавить слово „пожалуйста". Но! Она подозвала сына к себе и тет-а-тет сделала ему внушение. А не, как многие, начала стыдить ребенка прилюдно и громко - театр на публику (типа - вы не подумайте, я своего сына воспитываю). Вот это было бы унизительно для мальчика.
Про японцев даже не хочу писать - читала много негативного о их воспитании. В частности, что в случае успеха ребенка - благодарят родителей, учителей и т.п. Т.е. успех - заслуга воспитывающих. А вот неуспех, поражение - исключительно вина самого ребенка. В общем, ничего особо хорошего. И по числу самоубийств они в первых рядах...
Взрослый человек должен иметь перед ребенком не „авторитарное", а „авторитетное" преимущество. Вот вы написали: „Свобода ребенка, как и свобода всех остальных людей, заканчивается там, где она начинает ущемлять свободу других, ведь так?" Я тоже так считаю. И, по-моему, нет в этом никакого подавления личности. Просто четко обозначены границы. А как без них? Нельзя путать вседозволенность с демократией - есть разница между полной отдачей власти и ее разделением. Воспитание не должно быть „всепозволяющим" или „авторитарным". Лучше всего - авторитетное.
20.07.2005 11:45:30, Мопс
Про японцев даже не хочу писать - читала много негативного о их воспитании. В частности, что в случае успеха ребенка - благодарят родителей, учителей и т.п. Т.е. успех - заслуга воспитывающих. А вот неуспех, поражение - исключительно вина самого ребенка. В общем, ничего особо хорошего. И по числу самоубийств они в первых рядах...
Взрослый человек должен иметь перед ребенком не „авторитарное", а „авторитетное" преимущество. Вот вы написали: „Свобода ребенка, как и свобода всех остальных людей, заканчивается там, где она начинает ущемлять свободу других, ведь так?" Я тоже так считаю. И, по-моему, нет в этом никакого подавления личности. Просто четко обозначены границы. А как без них? Нельзя путать вседозволенность с демократией - есть разница между полной отдачей власти и ее разделением. Воспитание не должно быть „всепозволяющим" или „авторитарным". Лучше всего - авторитетное.
20.07.2005 11:45:30, Мопс
Ир, об этом же думаю последние несколько месяцев ПОСТОЯННО. С тех пор, как у Сани стала прорезаться какая-то собственная линия в поведении и она перестала быть моим придатком. Пока для себя выяснила одно - я буду запрещать ей только то, что может причинить боль или быть опасным для нее и окружающих. Но основная сложность, как мне кажется, в том, что такого же мнения должны придерживаться все окружающие ребенка люди, которые как-то прикладывают руку к его воспитанию. Естественно, этого не получается. Бабушки-дедушки одергивают ее гораздо чаще, чем я, и как результат - их она почему-то сильно лучше слушается... Может быть я не права и надо быть жестче? Но как же тогда быть с личностью? Фигня получается пока... Еще я недавно то ли здесь, то ли в соседней конфе вычитала, что совершенно однозначно "нельзя" не должно потакать твоей собственно лени (типа тебе зад от подушки оторвать неохота, поэтому ребенку в данный момент "нельзя" делать то, что он там делает) и еще "нельзя" не должно быть потому что так принято (ну вроде как "нельзя" ковыряться в луже, потому что она грязная). Если лично ты ничего против ковыряния в луже не имеешь, то получится фальшь. В общем как-то так. Коряво, потому что я пока сама не нашла ответа на этот вопрос, и, боюсь, не найду
20.07.2005 11:21:28, Маня и Санька (год)
Я вот тоже в растерянности...и тоже постоянно об этом думаю...долго пребывала в состоянии такой неуверенности: запрещать-не запрещать, орет-что делать?:) Вчера вот начала этой неуверенности башку скручивать. Вчерашние примеры:
1. Полоскает руки в луже. Я: "Отличная лужа! Просто отличная! Смотри рядом еще лучше!" Плескаемся, балдеем, люди улыбаются.
2. Едет машина, он прыгает на дороге (у нас во Дворце пионеров все по дорожкам гуляют: и дети, и собаки, и машины):(. Я беру его за руку и твердо говорю: "Машина. Опасно." Он орет и выкручивается. Я как скала. Здесь я уверенна. В конце прогулки уже не орет.
В общем, главное самой твердо определиться. Но это я простые примеры привела. Бывает сложнее, где стоишь рядом и думаешь, блин, что делать. Обычно, если окружающим не наносится серьезный урон и они не против неких действий со стороны моего ребенка и эти действия не опасны для него самого - разрешаю все.
Например, любит он гладит гуляющих собак, и с хозяином каждой вопрос решается отдельно. Или любит обнимать прохожих за коленки - тут вообще никто не против:)
А вот самая проблемная для нас ситуация: он с упорством чешет туда, где опасно: дорога и т.д. Причем надо преодолеть препятствие какое-то: бордюр и можно бежать к цели. Так вот он стоит возле бордюра и орет: типа дай, мама, руку. Когда отвлекания, уговоры и "вон, смотри, Саша, одуванчик" не помогают, я беру его под мышку и несу подальше. При этом мучаюсь: НЕ СЛИШКОМ ЛИ Я НАСТУПИЛА НА ЕГО ЛИЧНОСТЬ?:)
20.07.2005 11:50:37, Сиамская
слушай, а когда он пополощет руки в луже и обнимает прохожих - тоже никто не против?:)
20.07.2005 17:59:12, ЗУку
вот и меня смущает то, что я-то буду свою линию гнуть, а окружающие другую - слишком много расхождений с традиционной линией воспитания...
20.07.2005 12:13:48, Абиссинка

1. Полоскает руки в луже. Я: "Отличная лужа! Просто отличная! Смотри рядом еще лучше!" Плескаемся, балдеем, люди улыбаются.
2. Едет машина, он прыгает на дороге (у нас во Дворце пионеров все по дорожкам гуляют: и дети, и собаки, и машины):(. Я беру его за руку и твердо говорю: "Машина. Опасно." Он орет и выкручивается. Я как скала. Здесь я уверенна. В конце прогулки уже не орет.
В общем, главное самой твердо определиться. Но это я простые примеры привела. Бывает сложнее, где стоишь рядом и думаешь, блин, что делать. Обычно, если окружающим не наносится серьезный урон и они не против неких действий со стороны моего ребенка и эти действия не опасны для него самого - разрешаю все.
Например, любит он гладит гуляющих собак, и с хозяином каждой вопрос решается отдельно. Или любит обнимать прохожих за коленки - тут вообще никто не против:)
А вот самая проблемная для нас ситуация: он с упорством чешет туда, где опасно: дорога и т.д. Причем надо преодолеть препятствие какое-то: бордюр и можно бежать к цели. Так вот он стоит возле бордюра и орет: типа дай, мама, руку. Когда отвлекания, уговоры и "вон, смотри, Саша, одуванчик" не помогают, я беру его под мышку и несу подальше. При этом мучаюсь: НЕ СЛИШКОМ ЛИ Я НАСТУПИЛА НА ЕГО ЛИЧНОСТЬ?:)
20.07.2005 11:50:37, Сиамская
О. лужи это супер. Я всегда и моя мама тоже разрешали брязгаться в лужах Темке. Ну нравится ему, а почему бы и нет? ПРохожие недоуменно смотрели на нас.
А вот с машинами на дороге... стало проще когда он научился говорить слово "Бойся". Если ему говоришь "Машина, бойся" и при этом берешь его за руку, то он понимает, что надо уйти с дороги. 21.07.2005 09:49:35, Бяка&Артемка-Пузяка
А вот с машинами на дороге... стало проще когда он научился говорить слово "Бойся". Если ему говоришь "Машина, бойся" и при этом берешь его за руку, то он понимает, что надо уйти с дороги. 21.07.2005 09:49:35, Бяка&Артемка-Пузяка

уу,деятельный будет пацан. Прорвется везде,добьется своего. Короче, много зарабатывать будет с таким характером,раз любит препятствия преодолевать :))))
А в луже руки "мыть"- я бы наоборот обяснила,что не надо. Да, все мы разные. Но,думаю,что это не страшно для общества :) 20.07.2005 13:25:56, alinkina (1,4.)
А в луже руки "мыть"- я бы наоборот обяснила,что не надо. Да, все мы разные. Но,думаю,что это не страшно для общества :) 20.07.2005 13:25:56, alinkina (1,4.)

Ее ребенок, надо сказать, сильно спокойнее и воспитаннее моего. И отвлекать его игрой в карты она не будет.. 20.07.2005 10:57:50, Саккара

Пока что не знаю, как быть :о( Поняла, что сейчас мне проще всё убрать "с глаз долой", чем его оттаскивать каждый раз и конфликтовать...
Про личность. Уже тут как-то писАла, что нам в институте на психологии рассказывали, что "личность" появляется только тогда, когда человек осознаёт себя как "Я". У детей это осознание происходит ближе к трём годам. Так что думаю, что с "официальной" точки зрения наши малыши пока что не личности.
Про японцев. Насколько я понимаю, вполне возможно, что у них до пяти лет можно всё - потом ничего. Опять-таки вспоминаю журнал "Семья и школа". Почему-то выписывала его в школьном детстве. Очень нравился %) Там были стати о системах воспитания. Есть европейский тип: сначала ничего нельзя, потом, чем старше ребёнок, тем больше появляется свобод. И есть азиатский тип: маленькому несмышлёнышу можно всё, но по мере взросления и осознания ситуации у ребёнка появляются обязанности. Думаю, что если второй вариант принят во всём ОБЩЕСТВЕ, а не в отдельно взятой семье, то ребёнок воспринимает ситуацию как должное. Он же видит жизнь вокруг, видит, что у всех так. Кажется, в журнале приводился такой пример (кстати, по поводу народов севера, если я не путаю). Типа маленькая девочка подключается к помощи матери по хозяйству. И все её хвалят. Но она прекрасно осознаёт (т.к. видит в своём окружении), что пройдёт ещё год, и все действия (вымыть-приготовить-принести) станут её ОБЯЗАННОСТЬЮ, за которую уже никому в голову не придёт нахваливать. Так положено. И точка.
Возможно, азиаты как раз и почувствовали ту грань, когда ребёнок становится "личностью"? Т.е ближе к пяти годам? Когда ему реально хоть что-то можно объяснить и аргументировать?
Мне почему=то кажется (хотя я уже ни в чём не уверена, т.к. мои воспитательные взгляды ОЧЕНЬ сильно изменились по мере взросления ребёнка, прямо-таки кардинально), что чем взрослее будет становиться Гришка, тем требовательнее я буду к нему относиться. Т.е. подсознательно я выбираю "азиатскую" модель. Как будет на самом деле - покажет время. Надеюсь, мы не ошибёмся. 20.07.2005 10:57:11, Мыся
то, что, чем старше, тем строже - это согласна, но так, чтобы совсем все можно до 5-ти лет - это бред...
20.07.2005 12:17:34, Абиссинка
у них немного не так. там приучают, что ты - часть колектива и "страшно" быть вне коллектива, везде его этому учат и внушают.
по крайней мере, я статью такую читала, может тоже переврали что-то
и ребенок из этих соображений старается жить "по правилам", а не благодаря запретам или одергиваниям в раннем возрасте.
20.07.2005 12:23:57, ре-минор
по крайней мере, я статью такую читала, может тоже переврали что-то
и ребенок из этих соображений старается жить "по правилам", а не благодаря запретам или одергиваниям в раннем возрасте.
20.07.2005 12:23:57, ре-минор
с трудом себе представляю полуторалетку, осознающего себя частью коллектива, особенно, если он в сад не ходит... :(
20.07.2005 12:56:22, Абиссинка
потому что ты не в Японии, наверное:) они же не как мы мыслят :)
может в полтора он и не осознает еще так, как взрослый, но установки везде одни и те же с самых пеленок, так что это становится само собой разумеющимся и естественным, мне кажется. 20.07.2005 13:11:08, ре-минор
может в полтора он и не осознает еще так, как взрослый, но установки везде одни и те же с самых пеленок, так что это становится само собой разумеющимся и естественным, мне кажется. 20.07.2005 13:11:08, ре-минор

про японцев - действительно, выдрано. если следовать этой линии воспитания до конца, то она совершенно неприменима для современных российских условий..
по поводу уважения. наверное, хотела бы я в описываемой ситуации проявить уважение к личности ребенка, но поступила бы точно также, как мама старшего мальчика - одернула бы и прочла бы лекцию.
в вопросах техники безопасности я вообще деспот :)) или :( а в остальных вопросах стараюсь следовать логике, подразумевая, что моя обязанность - научить дочь жить в обществе так, чтобы никто ей "по жизни" не мешал и никому она сама не мешала, и, по-возможности, автономно, чтобы не зависеть от окружающих. я сама, наверное, больше одиночка, чем человек коллектива, папу тоже нельзя назвать "душой любой компании". так что воспитать ее в другом ракурсе не получится. А отсюда следует, что она должна очень уважать себя, но не забывать, что окружающие люди также ожидают уважения (неважно, заслуживают, или нет). Многие посылы по ограничению "можно" и выстраиванию "нельзя" основываются на этих соображениях. во-первых, не навреди себе, во-вторых, не мешай другим. 20.07.2005 10:29:49, mama Miya

20.07.2005 10:59:43, mama Miya

НУ, судя по тому, что японцы никогда не говорят "нет" открыто, можно предположить, что все-таки накладывается какой-то отпечаток того, что им до пяти лет ничего не запрещают :)
20.07.2005 10:41:09, Абиссинка

мух от котлет я в состоянии отделить, потому и развернула дискуссию, что хотела РАЗВЕРНУТЫХ рассуждений
20.07.2005 10:13:56, Абиссинка
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание