Раздел: Родительский опыт

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Уважение уважению рознь?...

Последнее время стало очень модно (именно модно в основном) говорить об уважении личности ребенка. Причем незавжно уважается она или нет, но порассуждать об этом горазд каждый. А что конкретно под этим понимается, и где вообще проходит граница между уважением к личности ребенка (как вариант: личности В ребенке, ребенка как ЛИЧНОСТИ) и обычным отсутствием воспитания, избалованостью, вседозволенностью? Понятно, что мы воспитываем ребенка, а он воспитывает нас, процесс взаимонаправленный, но все-таки взрослый человек имеет авторитарное преимущество, особенно в вопросах техники безопасности. И вот возникает вопрос: когда же слово "нельзя" начинает быть ущемлением прав и свобод ребенка? Ведь при всем при том, что надо уважать ребенка, надо еще уважать и права других детей и взрослых. Свобода ребенка, как и свобода всех остальных людей, заканчивается там, где она начинает ущемлять свободу других, ведь так? Понятно, что каждый решает в каждой отдельной ситуации, но все-таки есть ведь наверное какие-то общие правила? Как вы думаете? Я вот для себя определила одно: нельзя запрещать ребенку что-либо из-за собственной лени.
Но если ребенок, например, бьет палкой другого? Тут как-то Котенок ГАВ пример приводила про то, что надо отвлечь... Сильно повезло тому родителю, ребенок которого в 1,5 года способен моментально отвлечься от одного занятия и, поглотившись другим, полностью забыть о предыдущем. У меня, например, Фил очень тверд в своих начинаниях :) Даже если отвлечешь, он потом опять возвращается восвояси! И ему только год и 3мес. Да и нельзя же все время отвлекать только.КОгда и где ребенок узнает, что есть границы?
Я тут на днях видела пример чрезмерного уважения к личности: мама пыталась разнять драку двух мальчишек 5,5 и 7 лет (драка не очень конкретная, но с тумаками и обзываниями) путем "отвлечения" - типа, "а давайте, ребята, в карты поиграем, это так интересно". Мальчишки только использовали ее, как заградительный щит для себя и продолжали мутузиться и обзываться, вообще ее не слушая (один из них, младший, был сын этой мамы, другой - постарше, четвероюродный брат младшего). Выглядело это очень глупо, ИМХО... Мать старшего ребенка, не вставая с места крикрнула: ВЛАААААААААД, поди сюда! - в ту же секунду драка прекратилась...
Старший мальчик подошел к своей маме, выслушал, видимо, лекцию в двух словах и пошел присматривать за своей годовалой сестрой, а младший все еще пытался его "задеть", задрать на драку опять, но он не обращал внимания.
Явно, что позиция мамы мальчика постарше не особо дышала уважением личности ребенка, но мне она показалась действенной и более верной в данной ситуации.
А еще принцип японского воспитания про незапрещение детям ничего до 5 лет мне кажется вырванным из контекста - чего-то японцы не договаривают! Как объяснять ребенку, после пяти, что вчера было можно, а теперь нельзя?????
Высказывайте мнения все!
20.07.2005 10:00:02,

40 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
fri
как нормы поведения и правила безопасности связаны с ущемлением личности? то, что муж не разрешил бы вам плевать на пол - разве это ущемление вашей личности? а то что вы не выкидываете мусор в окно - это тоже ущемленная личность? просто вы это уже давным-давно знаете, для вас это привычное, а малыша всему надо учить. другое дело, что все это можно делать грубыми словами, приказными интонациями и т.д. - это да, ущемление... 20.07.2005 18:46:59, fri
ЗУку
по-моему, кроме нельзя еще существует "не надо, потому что...". А безопасность должна быть не только ребенка, но и окружающих, и бить палкой - такое же нельзя, как и на дорогу. Собственно, кроме безопасности, по-моему, и нет нельзя. 20.07.2005 17:55:33, ЗУку
Вы почитайте какую-нибудь литературу по воспитанию детей - например, "Воспитание сына" и "Воспитание дочери" Д. и Дж. Элиумов. Там довольно понятно описано, как соблюсти нужный баланс между строгостью и лояльностью. 20.07.2005 17:11:54, Colombinа
я уже много чего прочла. для себя кое-что вынесла. просто захотелось послушать мнения реально-виртуальных людей 20.07.2005 21:20:00, Абиссинка
Паровозик из Ромашкова
Я в воспитании полный консерватор-раз,и мыслей о том, что я могу своими действиями ограничить свободу ребенку у меня не бывает-два:) Если честно, мне вообще не очень понятны новомодные сюсюкания на тему "а не притесняю ли я". Тут мне одна мама заявила-а как ты будешь объяснять ребенку-почему тебе можно, а ей нельзя? Почему тебе, допустим, можно прийти в 12 ночи домой,а дочери, лет в 15-нельзя? Для меня не существует подобных дискуссий. Нельзя, потому, что нос не дорос:)
Я очень благодарна своей маме (хотя понимаю это только сейчас!), что она меня воспитывала так. Строго. И Аксю буду воспитывать так же. Безусловно,люблю, больше жизни, и буду делать все по возможности! Но-ребенок должен уважать родителей. Знать слово "нет".Никого не обижать, не причинять неудобства окружающим. Это основные вехи моего воспитания...я строгая мама:)
20.07.2005 15:02:32, Паровозик из Ромашкова
а разве как-то иначе привить уважением к родителям невозможно кроме как беспредельной строгостью? 20.07.2005 15:28:11, Абиссинка
Паровозик из Ромашкова
Не только строгостью, безусловно! Личным примером тоже.
20.07.2005 20:30:34, Паровозик из Ромашкова
оооо! пример - это да! тут ты права на 150% 20.07.2005 21:20:20, Абиссинка
Это, наверно, из серии "боится, значит - уважает". ;-) 20.07.2005 15:32:13, Мопс
Gogoni
Моё мнение, ребёнок должен знать меру во всём..и родители тоже. Должна быть граница..
Я например часто говорю слово нельзя, просто потому что это слово они понимают, а по другому они не слушаются. Не всегда можно отвлекать, обясн и тогда НЕЛЬЗЯ самое то. Я например строго говорю им НЕТ нельзя, если они делают что-то неразреш. Например бьют друг друга, орут, кидаются... С детства я например им говорила что грязь это плохо, если вал в нём будем грязными не карсивыми и тд и посему нельзя то или это делать. Они сейчас всё это знают и не пыт делать наоборот. Вообще я немного строга стала..и чуть что могу тоже заорать, ну ка прекратите, или быстро ко мне и тд потому что знаю что это ДЕЙСТВ на них! а если буду говорить ласково то они не услышат меня...что чаще и бывает :) тч я за действ способ
20.07.2005 14:28:41, Gogoni
вот видишь какие разные границы - я бы насчет грязи не беспокоилась. я смотрю, как ребенок копается, ему нравится, а бабушки вот у нас, как ты, вытаскивают из грязи, журят :) 20.07.2005 15:13:19, Абиссинка
Gogoni
а я вот сама грязь ненавижу и посему детей прививаю к тому чтобы в грязи не копались. так же чтобы в еде не копались, по коврам и стенам не размазывали и тд.
20.07.2005 16:10:22, Gogoni
ппкс 20.07.2005 20:22:26, Albina, Maxim 1,2
Моё сугубое ИМХО -детям нужны границы. И эти границы надо устанавливать не в 5 лет, а намного раньше, мне так кажется. И слово "нельзя" ребёнок должен знать, понмать и исполнятъ. Хотя естетственно во всём надо знатъ меру. Да, ничего умного не написала ;)) Но я как-то заметила, что в вопросах воспитания детей я ужасный консерватор. не знаю, откуда это идёт, но все эти новомодные веяния и теории для меня просто перегибы. 20.07.2005 13:17:39, Эрика...
почитала предыдущие ответы. Хочу добавить,что свобода не может быть полной ни для кого,т.к. мы живем в обществе и подчиняемся тем или иным законам. Даже законам этики,гигиены и т.п.. Если мой сын засунет грязный палец в рот,то я его одерну, скажу что-то типа "фу (сморщусь)..., палец грязный, разве можно его в рот класть? -нет."
Если что-то будет делать опасное для жизни его или окружающих,то скажу коротко и резко что-то типа "нет,нельзя".
Про японцев не знала подобного.
20.07.2005 13:13:25, alinkina (1,4.)
права, права, права! 20.07.2005 15:14:18, Абиссинка
:) 20.07.2005 17:06:04, alinkina (1,4.)
МурМурчанка и ОбъЕгорыч
Я вспоминаю один момент. Как то шла я с Гошей по улице (весной). т.е. ему так где-то 2.5 года - звонит знакомый, а я была растроенная, т.к.ёв тот день у меня украли ролики - иду по улице разговариваем, я отвлеклась и вижу, что Гошь идет на дорогу. Вообщем, я крикнула что-то "ко мне", уже не помню, видимо. что-то я добавила. т.к. мне такое не свойственно, но фраза "ко мне" прозвучала вроде точно. Он мне закатил тираду, что дескать это не собака - и не фиг такими предложениями.... я ему объяснила, что если я буду говорить "лапочка, иди, солнышко, к маме, а то тебя сейчас машина задавит".. его и правда задавит машина, прежде, чем я успею сказать половину фразы...Дальше - отдыхаем мы летом той же компанией в Севастополе и там еще одно семейство наших знакомых с дочкой немногим более года. И когда мамаше той надоели ее выкрутасы в машине - она выдает "СИДЕТЬ!!!!", что прозвучало гораздо более как команда отданная собаке,вот уж точно без прочих фраз. я тут же говорю знакомому - дескать, видишь.... не я одна такая...поэтому мое сугубое ИМХо - большинство таких... конечно, я уважаю мнение ребенка, но в некоторых случаях мнение мое бесприкословно и я даже не собираюсь разсусоливать это..... считаю это нормальной, достойной позицией. Можно закидать меня камнями ))) 20.07.2005 12:16:25, МурМурчанка и ОбъЕгорыч
Я лично не вижу в позиции мамы старшего ребенка („ВЛАААААААААД, поди сюда!") ничего особо неуважительного. Она могла, конечно, добавить слово „пожалуйста". Но! Она подозвала сына к себе и тет-а-тет сделала ему внушение. А не, как многие, начала стыдить ребенка прилюдно и громко - театр на публику (типа - вы не подумайте, я своего сына воспитываю). Вот это было бы унизительно для мальчика.

Про японцев даже не хочу писать - читала много негативного о их воспитании. В частности, что в случае успеха ребенка - благодарят родителей, учителей и т.п. Т.е. успех - заслуга воспитывающих. А вот неуспех, поражение - исключительно вина самого ребенка. В общем, ничего особо хорошего. И по числу самоубийств они в первых рядах...

Взрослый человек должен иметь перед ребенком не „авторитарное", а „авторитетное" преимущество. Вот вы написали: „Свобода ребенка, как и свобода всех остальных людей, заканчивается там, где она начинает ущемлять свободу других, ведь так?" Я тоже так считаю. И, по-моему, нет в этом никакого подавления личности. Просто четко обозначены границы. А как без них? Нельзя путать вседозволенность с демократией - есть разница между полной отдачей власти и ее разделением. Воспитание не должно быть „всепозволяющим" или „авторитарным". Лучше всего - авторитетное.

20.07.2005 11:45:30, Мопс
Ир, об этом же думаю последние несколько месяцев ПОСТОЯННО. С тех пор, как у Сани стала прорезаться какая-то собственная линия в поведении и она перестала быть моим придатком. Пока для себя выяснила одно - я буду запрещать ей только то, что может причинить боль или быть опасным для нее и окружающих. Но основная сложность, как мне кажется, в том, что такого же мнения должны придерживаться все окружающие ребенка люди, которые как-то прикладывают руку к его воспитанию. Естественно, этого не получается. Бабушки-дедушки одергивают ее гораздо чаще, чем я, и как результат - их она почему-то сильно лучше слушается... Может быть я не права и надо быть жестче? Но как же тогда быть с личностью? Фигня получается пока... Еще я недавно то ли здесь, то ли в соседней конфе вычитала, что совершенно однозначно "нельзя" не должно потакать твоей собственно лени (типа тебе зад от подушки оторвать неохота, поэтому ребенку в данный момент "нельзя" делать то, что он там делает) и еще "нельзя" не должно быть потому что так принято (ну вроде как "нельзя" ковыряться в луже, потому что она грязная). Если лично ты ничего против ковыряния в луже не имеешь, то получится фальшь. В общем как-то так. Коряво, потому что я пока сама не нашла ответа на этот вопрос, и, боюсь, не найду 20.07.2005 11:21:28, Маня и Санька (год)
вот и меня смущает то, что я-то буду свою линию гнуть, а окружающие другую - слишком много расхождений с традиционной линией воспитания... 20.07.2005 12:13:48, Абиссинка
Сиамская
Я вот тоже в растерянности...и тоже постоянно об этом думаю...долго пребывала в состоянии такой неуверенности: запрещать-не запрещать, орет-что делать?:) Вчера вот начала этой неуверенности башку скручивать. Вчерашние примеры:

1. Полоскает руки в луже. Я: "Отличная лужа! Просто отличная! Смотри рядом еще лучше!" Плескаемся, балдеем, люди улыбаются.

2. Едет машина, он прыгает на дороге (у нас во Дворце пионеров все по дорожкам гуляют: и дети, и собаки, и машины):(. Я беру его за руку и твердо говорю: "Машина. Опасно." Он орет и выкручивается. Я как скала. Здесь я уверенна. В конце прогулки уже не орет.

В общем, главное самой твердо определиться. Но это я простые примеры привела. Бывает сложнее, где стоишь рядом и думаешь, блин, что делать. Обычно, если окружающим не наносится серьезный урон и они не против неких действий со стороны моего ребенка и эти действия не опасны для него самого - разрешаю все.
Например, любит он гладит гуляющих собак, и с хозяином каждой вопрос решается отдельно. Или любит обнимать прохожих за коленки - тут вообще никто не против:)

А вот самая проблемная для нас ситуация: он с упорством чешет туда, где опасно: дорога и т.д. Причем надо преодолеть препятствие какое-то: бордюр и можно бежать к цели. Так вот он стоит возле бордюра и орет: типа дай, мама, руку. Когда отвлекания, уговоры и "вон, смотри, Саша, одуванчик" не помогают, я беру его под мышку и несу подальше. При этом мучаюсь: НЕ СЛИШКОМ ЛИ Я НАСТУПИЛА НА ЕГО ЛИЧНОСТЬ?:)

20.07.2005 11:50:37, Сиамская
О. лужи это супер. Я всегда и моя мама тоже разрешали брязгаться в лужах Темке. Ну нравится ему, а почему бы и нет? ПРохожие недоуменно смотрели на нас.
А вот с машинами на дороге... стало проще когда он научился говорить слово "Бойся". Если ему говоришь "Машина, бойся" и при этом берешь его за руку, то он понимает, что надо уйти с дороги.
21.07.2005 09:49:35, Бяка&Артемка-Пузяка
ЗУку
слушай, а когда он пополощет руки в луже и обнимает прохожих - тоже никто не против?:) 20.07.2005 17:59:12, ЗУку
Сиамская
Никто:) Потому что после лужи я ему ручки сразу мою:) 21.07.2005 11:40:27, Сиамская
уу,деятельный будет пацан. Прорвется везде,добьется своего. Короче, много зарабатывать будет с таким характером,раз любит препятствия преодолевать :))))
А в луже руки "мыть"- я бы наоборот обяснила,что не надо. Да, все мы разные. Но,думаю,что это не страшно для общества :)
20.07.2005 13:25:56, alinkina (1,4.)
Саккара
Про японцев добавлю. Есть у меня подруга-японка, дети наши ходят в один садик. И вот как-то разговорилилсь мы на темы воспитания. и я ее спрашиваю, дескать, правда ли что..у вас в Японии, детям до 5и лет..можно ВСЕ, никто не одергивает, ничего не запрещает..девочки, она ТАК на меня глаза вылупила? Юля, говорит, ДА ТЫ ЧТО????? что за бред???? ну, может быть, есть какой-то процент родителей которые так поступают (в силу убеждений, лени, чего-то еще), но чтобы это было НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКОЙ воспитания??? бред-бред-бред!
Ее ребенок, надо сказать, сильно спокойнее и воспитаннее моего. И отвлекать его игрой в карты она не будет..
20.07.2005 10:57:50, Саккара
очень ободряюще :) 20.07.2005 12:15:32, Абиссинка
Мыся
Я с подобным столкнулась уже. Если в 10 месяцев Грише можно было объяснить "нельзя" и он вроде как понимал (уходил). То сейчас этот номер не проходит. С завидной настойчивостью ребёнок возвращается к начатому занятию (пить из садовой лейки, ковыряться в мусорном ведре и т.д.).
Пока что не знаю, как быть :о( Поняла, что сейчас мне проще всё убрать "с глаз долой", чем его оттаскивать каждый раз и конфликтовать...
Про личность. Уже тут как-то писАла, что нам в институте на психологии рассказывали, что "личность" появляется только тогда, когда человек осознаёт себя как "Я". У детей это осознание происходит ближе к трём годам. Так что думаю, что с "официальной" точки зрения наши малыши пока что не личности.
Про японцев. Насколько я понимаю, вполне возможно, что у них до пяти лет можно всё - потом ничего. Опять-таки вспоминаю журнал "Семья и школа". Почему-то выписывала его в школьном детстве. Очень нравился %) Там были стати о системах воспитания. Есть европейский тип: сначала ничего нельзя, потом, чем старше ребёнок, тем больше появляется свобод. И есть азиатский тип: маленькому несмышлёнышу можно всё, но по мере взросления и осознания ситуации у ребёнка появляются обязанности. Думаю, что если второй вариант принят во всём ОБЩЕСТВЕ, а не в отдельно взятой семье, то ребёнок воспринимает ситуацию как должное. Он же видит жизнь вокруг, видит, что у всех так. Кажется, в журнале приводился такой пример (кстати, по поводу народов севера, если я не путаю). Типа маленькая девочка подключается к помощи матери по хозяйству. И все её хвалят. Но она прекрасно осознаёт (т.к. видит в своём окружении), что пройдёт ещё год, и все действия (вымыть-приготовить-принести) станут её ОБЯЗАННОСТЬЮ, за которую уже никому в голову не придёт нахваливать. Так положено. И точка.
Возможно, азиаты как раз и почувствовали ту грань, когда ребёнок становится "личностью"? Т.е ближе к пяти годам? Когда ему реально хоть что-то можно объяснить и аргументировать?
Мне почему=то кажется (хотя я уже ни в чём не уверена, т.к. мои воспитательные взгляды ОЧЕНЬ сильно изменились по мере взросления ребёнка, прямо-таки кардинально), что чем взрослее будет становиться Гришка, тем требовательнее я буду к нему относиться. Т.е. подсознательно я выбираю "азиатскую" модель. Как будет на самом деле - покажет время. Надеюсь, мы не ошибёмся.
20.07.2005 10:57:11, Мыся
то, что, чем старше, тем строже - это согласна, но так, чтобы совсем все можно до 5-ти лет - это бред... 20.07.2005 12:17:34, Абиссинка
у них немного не так. там приучают, что ты - часть колектива и "страшно" быть вне коллектива, везде его этому учат и внушают.
по крайней мере, я статью такую читала, может тоже переврали что-то
и ребенок из этих соображений старается жить "по правилам", а не благодаря запретам или одергиваниям в раннем возрасте.
20.07.2005 12:23:57, ре-минор
с трудом себе представляю полуторалетку, осознающего себя частью коллектива, особенно, если он в сад не ходит... :( 20.07.2005 12:56:22, Абиссинка
потому что ты не в Японии, наверное:) они же не как мы мыслят :)
может в полтора он и не осознает еще так, как взрослый, но установки везде одни и те же с самых пеленок, так что это становится само собой разумеющимся и естественным, мне кажется.
20.07.2005 13:11:08, ре-минор
mama Miya
очень хороший философский вопрос, в ответе на который мы, даже коллективно, истину не откопаем...
про японцев - действительно, выдрано. если следовать этой линии воспитания до конца, то она совершенно неприменима для современных российских условий..
по поводу уважения. наверное, хотела бы я в описываемой ситуации проявить уважение к личности ребенка, но поступила бы точно также, как мама старшего мальчика - одернула бы и прочла бы лекцию.
в вопросах техники безопасности я вообще деспот :)) или :( а в остальных вопросах стараюсь следовать логике, подразумевая, что моя обязанность - научить дочь жить в обществе так, чтобы никто ей "по жизни" не мешал и никому она сама не мешала, и, по-возможности, автономно, чтобы не зависеть от окружающих. я сама, наверное, больше одиночка, чем человек коллектива, папу тоже нельзя назвать "душой любой компании". так что воспитать ее в другом ракурсе не получится. А отсюда следует, что она должна очень уважать себя, но не забывать, что окружающие люди также ожидают уважения (неважно, заслуживают, или нет). Многие посылы по ограничению "можно" и выстраиванию "нельзя" основываются на этих соображениях. во-первых, не навреди себе, во-вторых, не мешай другим.
20.07.2005 10:29:49, mama Miya
то есть, сначала родитель уважает себя, а потом и своего ребенка? 20.07.2005 10:41:40, Абиссинка
mama Miya
почему "сначала" и "потом"? одновременно!:))) В случае с собственным ребенком - я стараюсь исходить из того, что мы две РАВНЫЕ (пока что) личности, с поправкой на возраст, разумеется :))
20.07.2005 10:59:43, mama Miya
truiеe (ex. Хавронья) ГОД!
Про японцев эт по-моему мы уже выдернули из контекста. Их сложная восточная философия вряд ли может утверждать что-либо категорично. И потом насколько я помню, речь о мальчиках японских. Так результаты оражаются во взрослом обществе, тут и подтексты искать не надо. У нас другой менталитет. По поводу вседозволенности - мое педагогическое имхо: уважение к личности и вседозволенность - абсолютно разные понятия. Ведь совсем необязательно преподносить запреты в категоричной форме. И совсем не обязательно со всепоглащающей готовностью потакать всем желаниям. В любом случае мы накладываем свой жизненный опыт и свое мировоззрение на ребенка, иначе откуда взяться ребенкиному мировоззрению? И мы "строим" его под то общество, в котором мы живем. А как иначе? Насколько я знаю из практики, что дети неогрниченные ни в чем мало чего добились, и обычно плохо заканчивают :) 20.07.2005 10:25:36, truiеe (ex. Хавронья) ГОД!
НУ, судя по тому, что японцы никогда не говорят "нет" открыто, можно предположить, что все-таки накладывается какой-то отпечаток того, что им до пяти лет ничего не запрещают :) 20.07.2005 10:41:09, Абиссинка
Andrjusha
Чуство здравой логики сильно помогает отделить мух от котлет. Уважение и запреты - это две большие разницы .. К сожалению не обладаю временем для развернутого объяснения. 20.07.2005 10:06:06, Andrjusha
мух от котлет я в состоянии отделить, потому и развернула дискуссию, что хотела РАЗВЕРНУТЫХ рассуждений 20.07.2005 10:13:56, Абиссинка

Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!