- Чем, на Ваш взгляд, вызван растущий интерес к домашнему воспитанию и обучению?
ВЛ - Многое накопилось... Рассасывается постепенно тоталитарное постсоветское сознание, не мыслившее ребенка вне заданной государством системы, готовившей из него "винтика" уже с малолетства. Люди все больше сознают, что имеют право на собственный выбор, на альтернативы и варианты в образовании и воспитании своих детей. Массовая школа уже давно обнаруживает свою неадекватность реальным запросам жизни, а во многом и просто вредоносность для детей. Она у нас все та же, советская, только еще хуже и все худшает. Восемьдесят пять процентов выпускников наших школ имеют ослабленное физическое и надорванное психическое здоровье. И чего ожидать от толп загнанных, голодных школьных учителей, месяцами не получающих даже свою нищенскую зарплату?
Дома, правда, тоже у очень и очень многих несладко. У одних бедность материальная, у других бедность интеллектуальная, душевно-духовная, у большинства и то, и другое... Непросвещенные, неумелые и несчастливые родители, либо пропадающие целыми днями на работе, либо занятые так называемым воспитанием, в котором, за редчайшими исключениями, ни шиша не смыслят. Но если в массовой школе все в основном одинаково, то в домах все же более по-разному - так ли, эдак ли... Дома - у кого есть, конечно - компьютер, интернет, телевизор, видеомагнитофон. При умелом целенаправленном пользовании это мощнейшие образовательные средства. Дом теперь место, куда к тебе может входить целый мир, и ты можешь с ним знакомиться, общаться, работать...
- Каково Ваше к отношение к этой проблеме?
- Я сторонник максимального развития домашнего воспитания и обучения, но не отвергаю и школьное, с уточнением: ХОРОШЕЕ школьное. Все, что было и есть лучшего в нашем школьном обучении, должно быть сохранено, приумножено и развито, особенно опыт таких прекрасных высокотворческих педагогов, как Аммонашвили с его безотметочной системой. Возможно множество форм соединения школьного обучения и домашнего - в разных пропорциях, с разными акцентировками.
- Как Вы считаете, каким детям домашнее обучение пойдет на пользу, а кому - во вред?
- "Польза" или "вред" зависят не только и не столько от того, "какие дети", а от того, как именно проводится домашнее обучение, с каким соответствием именно данному ребенку. Всякому, даже самому общительному и легкому в коллективе ребенку я бы пожелал сочетания школьного образования с домашним в пропорции если не фифти-фифти, то не менее 2:1, с пониманием того, что школа может дать ребенку только образование самого общего характера и весьма поверхностное. Школа, даже самая лучшая, вынуждена стричь всех под одну гребенку. При домашнем же обучении только и возможен настоящий личностный, индивидуальный подход, образование именно в том духе и стиле, в том направлении, с тем "золотым ключиком", который наилучшим образом соответствует способностям, интересам и характеру именно вашего ребенка.
Конференция "Ребенок от 1 до 3""Ребенок от 1 до 3"
Раздел: Развитие, обучение
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Этого можно было вполне ожидать. Я бы сказала, адекватная, обдуманная, взвешенная позиция. Домашнее образование, правильное, истинное - это тяжкий труд, это круглосуточное служение ребенку. Это то, что практиковалось в дореволюционной России, это в национальных русских традициях. Но я так не смогу. Мне проще найти хорошую дорогую школу и заработать на нее.
14.03.2003 14:59:04, oh3harriette
Да если есть хорошая школа - то оно и не нужно, наверное. Люди не зря изобрели школьную систему. Беда в том, что в нынешних условиях школы постоянно вырождаются - перекашивает их. Поэтому найти по-настоящему хорошую сложно. Однако, я твердо рассчитываю, что самой учить Кондрата не придется. Уж технической проблемой доставки знаний всяко можно заниматься в школе.
14.03.2003 15:13:17, Кондратея
И то... бонна-гувернантка довольно быстро заменялась школой, повсюду как раз кроме России (до определенного момента). Как только гимназии в России стали "на уровне" - дети стали учиться в гимназиях после 9 лет. Между прочим, Толстой сыновей-то вывозил в Москву, учиться в гимназии приличной, несмотря на "домашнее воспитание". Впрочем, все сыновья Толстого все равно достаточно плохо удались, так что они не пример.
Я не отрицаю домашнего образования, но обычно "до упора" этим занимаются родители, уверенные в том, что они научат больше и лучше, чем в школе. По предметам - оно может быть... По умению соответствовать системе образования - увы, только хуже будет. А ведь есть и университет, и профессия, и аспирантура... Что, университет тоже на дому?
14.03.2003 15:23:40, Кондратея

Ну, если уж на то пошло, исторически "домашнее образование" означало - бонну, потом гувернантку или гувернера, это разве что только в произведениях Л.Н. Толстого матери обучали детей дома, и то, толкьо потому, что ему лично так хотелось. Т.е., и тут учитель-профессионал.
14.03.2003 15:17:55, oh3harriette

Я не отрицаю домашнего образования, но обычно "до упора" этим занимаются родители, уверенные в том, что они научат больше и лучше, чем в школе. По предметам - оно может быть... По умению соответствовать системе образования - увы, только хуже будет. А ведь есть и университет, и профессия, и аспирантура... Что, университет тоже на дому?
14.03.2003 15:23:40, Кондратея

- Вероятно, какому-нибудь неординарному ребенку только такое домашнее обучение и показано?
- Ну почему только неординарному. И смотря в каком смысле... Неординарность бывает разная. Есть, например, много детей, в том числе и очень способных, даже гениальных, с трудностями общения, с некоммуникабельностью или дискоммуникабельностью. Некоторым из них любой школьный коллектив противопоказан, будут заранее обречены на положение травимых изгоев или же сами внесут дисгармонии и разрушения, будут невыносимы. Другим для развития навыков общения коллектив очень желателен, но коллектив далеко не всякий, а принимающий и понимающий, с неагрессивными, доброжелательными детьми и умными, тонкими, умеющими индивидуально подходить педагогами. Поди таких поищи...
- С другой стороны, у домашнего обучения, наверняка, есть и минусы (проблемы социализации детей?)...
- Школьная "социализация" - фикция. Пустое абстрактное слово. На самом же деле все очень конкретно: ребенок, такой ребенок, каков есть - уникальное, своеобычное, никем не знаемое существо - вынужден приспосабливаться к крохотной и зачастую весьма непредставительной части большого Социума - к своему школьному микросоциуму: к классу и его учителям. Что-то вроде омутка в болотистом лесу, где устанавливаются свои маленькие закончики, царят свои маленькие царьки и шныряют свои маленькие, но злые и безжалостные хищники. Довольно замкнутая среда и, говоря мягко, сомнительная по качеству. Среда, где тебе повезет или не повезет, и последнее гораздо вероятней. Среда, где тебе насильственно набивают голову бессмысленной чепухой, которая тебе никогда не пригодится, а самых нужных знаний и умений не прививают. Среда, где тебя могут ни за что ни про что презирать, ненавидеть, отталкивать, шпынять, травить, издеваться, бить, наносить физические и душевные травмы. Среда жутко опасная, куда легко проникают всякие садисты и психопаты, насильники, извращенцы, где пасется коварная наркомафия, приобщающая тебя к зелью в школьных туалетах - родители это проконтролировать не в состоянии, ты беззащитен и одинок в этих хищных джунглях... Среда, где тебя не понимают, не поймут и понимать не хотят. И в ней проходит 10- 12 лучших, нежнейших, восприимчивейших лет твоей жизни...
14.03.2003 14:57:10, Akka K.

Да, детский сад и школа, хочешь-не хочешь, развивают у тебя какие-то частичные, местного значения отношенческие уменьица, а скорее, рефлексики. Да, какой-то первичный иммунитет против некоторых гадостей и жестокостей будущей жизни может наметиться, какие-то защитные (и всегда ограничивающие развитие) механизмики... Но настоящего познания человеческих отношений и общества - огромного, сложного, многообразного социального целого - в школе не происходит и на тысячную долю. Настоящего умения общаться и понимать людей школа не прививает. Выпускник- школьник в массе своей дремуче-наивен, социально дезориентирован и психологически беспомощен; это показывают тысячи писем, получаемых мной и от родителей , и от детей-школьников, моих юных читателей и пациентов...
Для меня самого 10 лет школы была на 95% временем потерь, боли и скуки, временем, вычеркнутым из жизни. Все, чему я там научился, я либо уже сам знал и умел, либо мог бы изучить с хорошими учителями за несколько месяцев и гораздо успешнее.
"Социализовать" ребенка вполне можно вне сада и школы. Если ваш дом открыт и в нем есть чем заняться для души и ума, если у вас бывают разные гости, если вы сами ходите в другие дома, если вхожи в разные сообщества - по интересам, по родству душ - если и работа ваша для ребенка открыта - то он будет легко, спокойно, с достаточной защищенностью проходить свое социальное обучение, как это испокон веков и было в нормальных человеческих семьях со времен незапамятных.
Нужно загодя, пока плод воспитания еще не созрел, думать и думать, по какому социальному коридору, в какой слой и уровень жизни, в какой человеческий мир вы намереваетесь направить судьбу своего ребенка. Ведь и жизнь среди подлых бездушных карьеристов и фунционеров, жизнь среди примитивов, хамов, жлобов или среди наркоманов и извращенцев, в злачных тусовках - тоже "социализация", но какая?.. Разные, очень разные миры, разные общества есть внутри общества в нашей стране и по всей земле.
14.03.2003 14:57:55, Akka K.

Когда повсюду и навсегда Дом станет Школой, а Школа Домом - наступит царствие небесное на земле:).
- Какими качествами должен обладать родитель, решивший самостоятельно обучать своего ребенка?
- Большим количеством свободного времени и\или свободных денег. Серьезней: огромным терпением и минимумом иллюзий... А если еще серьезнее, то такой родитель должен прежде всего сам усердно учиться и расти наново вместе с ребенком, учиться видеть и понимать своего, именно своего ребенка и быть одновременно широко ориентированным в реалиях современного общества, в тенденциях и возможностях образования. Не врать ребенку и не врать, главное, себе самому: отдавать себе отчет в том, что когда ты тащишь свою детку в садик или гонишь в школу, отводя взгляд от отчаянно-тоскливых умоляющих глаз, руководит тобою не альтруистическое желание его блага, а вполне объяснимое эгоистическое стремление кому-нибудь чадо спихнуть, а самому делать свои делишки, жить своей жизнью... Почаще заглядывать в обозримое будущее. Стараться прозреть...
14.03.2003 14:59:19, Akka K.

[пусто]
14.03.2003 14:45:14
Я думаю, много правильного в этой статье. Но жить придется именно среди всех - и хамов, и карьеристов, и наркодельцов, и прочих. И школу не зря придумали - что-то в этой идее есть.
Но то, что никогда больше у ребенка не возникнет таких ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ условий, как в школе - это да. Это надо понимать и родителям, и ребенку, и смотреть в будущее с оптимизмом и здравым смыслом - школа не есть модель жизни. Уж это точно. 14.03.2003 14:55:04, Кондратея
[пусто]
14.03.2003 14:45:39
[пусто]
14.03.2003 14:46:05
[пусто]
14.03.2003 14:47:07
[пусто]
14.03.2003 14:49:09

Но то, что никогда больше у ребенка не возникнет таких ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ условий, как в школе - это да. Это надо понимать и родителям, и ребенку, и смотреть в будущее с оптимизмом и здравым смыслом - школа не есть модель жизни. Уж это точно. 14.03.2003 14:55:04, Кондратея
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание