Может, конечно, о выборе книг надо говорить в конференции о подростках, но моей дочке еще только 5 лет, но я уже задумываюсь о том, как сделать, чтобы ее чтение (в будущем) не было стихийным.
Поделитесь, пожалйста, своими соображениями, как вы прививаете определенные вкусы в чтении и когда и как идете на поводу у детей (если такое бывает. Моя дочка пока еще не желает читать книги сама и поэтому я чаще всего могу читать ей то, что считаю нужным и полезным. Но иногда сталкиваюсь с тем, что ей больше хочется читать (в смысле слушать) те книги, которые ей читали в 2-3, а то и в 1 год. Я не нахожу ничего лучшего, чем прятать эти книги. Речь идет в основном о современных красочных изданиях, которых у нас немного (в основном, подаренные), в которых смысла или совсем нет, или он очень примитивно изложен. Но одна из таких книг была ей подарена в 4 года в детском саду (надуманная сказка современного отечественного автора), и просто так спрятать ее я не могу. Дочка, похоже, понимает, что мне эта книга не нравится и просит читать книгу бабушку. Бабушка тоже не в восторге, но терпеливо исполняет желание правнучки. Ладно бы сама читала, тогда я готова терпеть.
А как быть, когда она действительно будет читать сама? Ну, комиксы, журналы и пр. я решила никогда не покупать и другим наказала. А книги?
Конференция "Ребенок от 1 до 3""Ребенок от 1 до 3"
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Оля! Как мне кажется, ребенку все-таки нужно предоставить право самому делать выбор (до определенной степени, конечно). Выбирая за нее, Вы сами подталкиваете её к мысли, что запретный плод - всегда сладок. Конечно, она пока маленькая, чтобы это понимать, но на уровне подсознания это успешно забивается ей в голову Вами же.
Какие книжки ей нравятся? Я не думаю, что, например, в той же Репке, смысл примитивен или его вовсе нет. Посмотрите на сказку по философски и обсудите её мудрость с девочкой - вот и смысл сразу появился:))И не страшно, если ей хочется именно Репку. Своей дочке я иногда и потешки читаю, если просит. Хотя тоже озабочена вопросом формирования её читательских вкусов и пристрастий. Если сказка отечественного автора Вам не нравится, то это не значит, что она вообще плохая. Если не несет в себе открытой агрессии, конечно, или не откровенно глупая. Отказываясь её читать, Вы сами закрепляете за собой позицию:вот это со мной можно читать (делать, обсуждать), а вот это - нельзя. Что из этого получится в подростковом возрасте, думаю, объяснять не надо.
И еще вопрос - а почему Вы думаете, что все журналы - плохие? Может быть, серия диснеевских или улица Сезам и не особенно хороши с точки зрения выбора героев (как в улице Сезам) или же рассказов о них (как в журнале о Барби - откровенно глупые), но Веселые Картинки, Тошка, Филя, Мурзилка вполне пригодны для чтения. Комиксы можно пропускать, но вот задания в них выполнять интересно. Даже Диснеевский Винни-Пуховский журнал подойдет.
Если Вы хотите, чтобы ребенок советовался с Вами при выборе книг, лучше объяснить ей, чем эта или та книга плоха, но не запрещать ей просто потому, что книга или журнал Вам не нравятся. Удачи! 19.10.2000 01:44:01, Наташа Неткач
Какие книжки ей нравятся? Я не думаю, что, например, в той же Репке, смысл примитивен или его вовсе нет. Посмотрите на сказку по философски и обсудите её мудрость с девочкой - вот и смысл сразу появился:))И не страшно, если ей хочется именно Репку. Своей дочке я иногда и потешки читаю, если просит. Хотя тоже озабочена вопросом формирования её читательских вкусов и пристрастий. Если сказка отечественного автора Вам не нравится, то это не значит, что она вообще плохая. Если не несет в себе открытой агрессии, конечно, или не откровенно глупая. Отказываясь её читать, Вы сами закрепляете за собой позицию:вот это со мной можно читать (делать, обсуждать), а вот это - нельзя. Что из этого получится в подростковом возрасте, думаю, объяснять не надо.
И еще вопрос - а почему Вы думаете, что все журналы - плохие? Может быть, серия диснеевских или улица Сезам и не особенно хороши с точки зрения выбора героев (как в улице Сезам) или же рассказов о них (как в журнале о Барби - откровенно глупые), но Веселые Картинки, Тошка, Филя, Мурзилка вполне пригодны для чтения. Комиксы можно пропускать, но вот задания в них выполнять интересно. Даже Диснеевский Винни-Пуховский журнал подойдет.
Если Вы хотите, чтобы ребенок советовался с Вами при выборе книг, лучше объяснить ей, чем эта или та книга плоха, но не запрещать ей просто потому, что книга или журнал Вам не нравятся. Удачи! 19.10.2000 01:44:01, Наташа Неткач
Всем спасибо за интересные мысли. Меня это интересовало не только как маму, но и как библиотекаря. Речь в нашем случае, конечно же, не идет о классике типа репки, а об откровенно глупых книжках, но я поняла, что в нашем доме процент таких книг ничтожно мал, вообще-то у нас большая библиотека (начиная с нуля до классики) и действительно, дочь сделает правильный выбор, а эти несколько книг, что мне не нравятся - не существенны.
19.10.2000 09:50:24, Ольга Г.

Ура, все-таки не только 2-3-летки здесь обсуждаются, но и более интересные для меня темы 5-летних! :) Моей дочери тоже 5.
А по сути вопроса могу сказать следующее:
Вы и так формируете у ребенка вкус к литературе, осознано или нет, это уже другой вопрос… Что Вы читаете и КАК Вы читаете ребенок видит и запоминает, и с желанием или нет берете книгу – тоже. Я читаю все, что попросит, но всегда высказываю свое мнение (Эта книжка и мне нравится. А эта мне не очень нравится (тут же следует вопрос “почему” и я объясняю), давай другую? (согласилась – хорошо, нет – ну и ладно). А здесь стихотворения посмотри-ка какие легкие, сами запоминаются (и тут же проговариваем - раза с третьего повторяет сама). А вот эти стихи я не хочу читать – смотри какие корявые. А здесь очень красивые картинки, но сказки “некрасивые” (На вопрос “почему” тут же небольшое отступление о стиле языка). Так что все, что она просит почитать – это все хорошо, может ей эти книжки для 1-2-3-летних нужны, как любимая старая игрушка, то, что позволяет вернуться назад, в детство и почувствовать себя маленькой…
Кстати, учитывая то, что хорошие книги сейчас недешевые, я очень много распечатала из Интернета. Мы даже несколько таких «распечатанных книг» сделали – стихи, сказки и рассказы. Подшиваю в мягкие папки, и ко многим произведениям она рисует иллюстрации (или клеит аппликации) :) тоже подшиваем.
Кстати, при выборе, что распечатать, очень полезна оказалась подборка из конференции Воспитание, психология -> Что почитать детям дошкольного возраста)
И еще один непрошенный совет :). Вы пишете, что Ваша дочь не хочет читать сама. Моя тоже не слишком любит читать самостоятельно, но с самого начала (когда она уже знала буквы, но еще не умела читать), мы завели такой порядок – первое (одно) слово на странице читает она, всю остальную страницу – я, сначала простые слова, одно-, двух-сложные, потом просто первое слово. Теперь она читает первое предложение на странице (четверостишье в стрихотворениях), остальное – я. Следующий шаг – абзац. А дальше сама откажется от Вашей помощи :) Меня так папа учил читать в детстве, к 5,5 годам я читала свободно и с громадным желанием и удовольствием.
Удачи и успехов!
18.10.2000 10:57:14, Наталья Калугина

Я понимаю, что это не совет в Вашем случае, но я сразу не покупаю плохих книг, т.е. с плохим языком, изложением и т.д., а только нормальные сказки. Такие, мне кажется, и в 5 лет прочитать лишний раз ничего страшного.
18.10.2000 09:01:01, Шимко Ирина

В принципе я за стихийное чтение. Родители очень часто абсолютно неверно оценивают интересы (сиюминутные, под воздействием которых ребенок берет книгу)ребенка, а в результате просто отбивают интерес к чтению. Еще бы, человеку хочется милой детской сказки, а ему суют "Остров сокровищ". Единственное, чем, на мой взгляд можно влиять на ребенка, это подобрать дома хорошую библиотеку и общаться с ребенком. Общаться так, чтобы он не пал слишком низко в своих литературных предпочтениях. Ну, некоторый снобизм не повредит :)).
Это, в том числе, и личный опыт, я читала не то и не так, как хотелось бы маме. Перечитывала одну книгу (в том числе и совсем детские книжки) по много раз, в каждой комнате и в туалете лежала у меня открытая книга и я свободно переходила от одного чтива к другому, что мою вдумчивую маму просто до слез доводило. До 12 лет я читала сказки, сказки и ничего кроме сказок. После 12 до 15 - слезливые романы о подростковой любви. С редкими отвлечениями на школьную программу, из которой прочла тогда очень мало.Маму трясло и колотило, она сделала все, чтобы избавить меня от этой пагубной привычки. В результате я начала брать эти книжки у знакомых и начиталась в том числе и порнографии, потому что если людей спрашивать нет ли чего про любовь, у них много чего находится :)).В 16-17 лет я начала-таки читать. Нормальные книги от детского Аксенова до распечатанного неизвестно как Булгакова. Догнала школьную программу (за исключением некоторых особо тоскливых произведений). И чем дальше, тем серьезней. К 26 годам я могла сказать, что "прочитала всю мировую литературу", хотя, конечно, это не так, но поверьте на слово, прочитано не мало. Но потом года 3 я читала только детективы. Все больше Агату Кристи. Сейчас, вроде, опять потянуло на что-то более глубокое.
Это я не в смысле похвастаться, а все к тому, что интерес ребенка к литературе очень тонкая и зыбкая штука. Наверное, можно проследить за тем, как он формируется, но многда бывают такие фазы, которые родителям неприятны. Зачем Вам надо, чтобы ребенок любил читать? И к какому возрасту Вы бы этого хотели достичь? И почему именно к этому? Понимаете, если задуматься, то получается какая-то ерунда. Мама моя очень переживала, когда я читала Набокова. Я, наверное, буду переживать, если моя дочь будет зачитываться Генри Миллером. Потому что не понятно, что у ребенка внутри - в "Лолите" я видела лишь сложную мат. модель и прекрасный, нежнейший язык. Мама боялась разврата :)). А я еще не доросла до того, чтобы так это понимать.
А про комиксы я вообще-то не уверена, наверное до определенного возраста лучше не давать, но как определить возраст и как оградить от друзей, которые все равно покажут?
17.10.2000 19:17:22, Яся
Это, в том числе, и личный опыт, я читала не то и не так, как хотелось бы маме. Перечитывала одну книгу (в том числе и совсем детские книжки) по много раз, в каждой комнате и в туалете лежала у меня открытая книга и я свободно переходила от одного чтива к другому, что мою вдумчивую маму просто до слез доводило. До 12 лет я читала сказки, сказки и ничего кроме сказок. После 12 до 15 - слезливые романы о подростковой любви. С редкими отвлечениями на школьную программу, из которой прочла тогда очень мало.Маму трясло и колотило, она сделала все, чтобы избавить меня от этой пагубной привычки. В результате я начала брать эти книжки у знакомых и начиталась в том числе и порнографии, потому что если людей спрашивать нет ли чего про любовь, у них много чего находится :)).В 16-17 лет я начала-таки читать. Нормальные книги от детского Аксенова до распечатанного неизвестно как Булгакова. Догнала школьную программу (за исключением некоторых особо тоскливых произведений). И чем дальше, тем серьезней. К 26 годам я могла сказать, что "прочитала всю мировую литературу", хотя, конечно, это не так, но поверьте на слово, прочитано не мало. Но потом года 3 я читала только детективы. Все больше Агату Кристи. Сейчас, вроде, опять потянуло на что-то более глубокое.
Это я не в смысле похвастаться, а все к тому, что интерес ребенка к литературе очень тонкая и зыбкая штука. Наверное, можно проследить за тем, как он формируется, но многда бывают такие фазы, которые родителям неприятны. Зачем Вам надо, чтобы ребенок любил читать? И к какому возрасту Вы бы этого хотели достичь? И почему именно к этому? Понимаете, если задуматься, то получается какая-то ерунда. Мама моя очень переживала, когда я читала Набокова. Я, наверное, буду переживать, если моя дочь будет зачитываться Генри Миллером. Потому что не понятно, что у ребенка внутри - в "Лолите" я видела лишь сложную мат. модель и прекрасный, нежнейший язык. Мама боялась разврата :)). А я еще не доросла до того, чтобы так это понимать.
А про комиксы я вообще-то не уверена, наверное до определенного возраста лучше не давать, но как определить возраст и как оградить от друзей, которые все равно покажут?
17.10.2000 19:17:22, Яся
Совершенно согласна Яся! Я знала ужасно способного мальчишку, который в 20 летнем возрасте заявил, что его любимая книга "Незнайка на Луне" и ничего лучшего он не читал. Он далеко не дурак и литературу серьезную тоже прекрасно понимает. Но, во-первых, чтение это прежде всего отдых, а превращать его с раннего детства в работу преступление - пропадет всякая охота читать. Во-вторых, тем и отличается хорошая детская литература от плохой, что она интересна и взрослым. Перечитайте "Незнайку на Луне", не исключено, что Вы почерпнете из этой книги больше, чем из иных классических произведений.
18.10.2000 01:15:23, Vika
Пусть ребенок читает то, что ему нравится! Тогда чтение книг для него будет интересным и приятным процессом, а не скучными и принудительным. (Мой ребенок, например, замучил меня "Леопольдами", чтиво совершенно непритязательное, но раз нравится, читаем. ;-)Попробуйте найти компромиссные книги, которые нравились бы вам обеим. Сейчас ведь такой большой выбор. А прививание вкуса... Лучше делать ненавязчиво, или вообще не делать. ;-) Предлагать интересные варианты, не форсировать и не заставлять. Так ведь можно и желание отбить. Найдите "свою" литературу. Может, дочери понравятся энциклопедии, может, мифы, может еще-что нибудь особенное. Хоть это и неправильно, мой ребенок многими книгами заинтересовался после мультиков, спектаклей, муз. кассет, то есть увиденное или услышанное было толчком к интересу. Поэтому стала просить меня прочитать, например, Карлсона или накситралей, или Мумиков, или даже Элли и Буратино кусками. А если ей хочется почитать что-нибудь для 1-2, мы тоже читаем. ;-) А комисы, журналы и прочее, мне, кажется, что от этого никуда не деться. Лучше переболеть, чем запрещать, покупать хорошие и полезные журналы. Не бойтесь, то, что нравится дочери сейчас еще не показатель будущих вкусов. Потом мне кажется, что можно подростка, любящего комиксы, заинтересовать более серьезной литературой. А если даже это и не получится, то подобрать свое любомое чтиво всегда можно. Был бы интерес к чтению!
17.10.2000 19:10:58, Nata
Читайте также
Ролики в 30, 40 и даже 50+: как не упасть лицом в асфальт (и получить удовольствие!)
Лето - время, когда можно с удовольствием пробовать новое, например, – катание на роликах. Промчаться с ветерком по набережной, добавить спорта в свою жизнь, ускорить и продлить прогулки - столько возможностей!
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание