Раздел: Родительский опыт

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

О меркантильном (продолжение)

«У нас нет денег, нет денег, нет денег…»

Ну вот, семилетний рубеж преодолен, ребенок идет в школу, и наступает третья фаза формирования денежной гармонии — «фаза договорных отношений». В это время дети начинают обмениваться игрушками, услугами и даже получать вознаграждение от мамы и папы за хорошую учебу. Самая частая ошибка родителей в этом периоде — неспособность отдать ребенку ответственность хотя бы за часть «его» имущества, не говоря уже о пресечении вариантов «ты мне — списать, я тебе — покататься». Участвуя в таких сделках — не всегда этичных, по мнению взрослых — ребенок учится «товарно-денежным» отношениям и общению на языке денег. Ограничивая эту возможность, мы выпускаем его во взрослую жизнь совершенно неподготовленным, а это ведет к неумению строить гармоничные отношения с деньгами.

Вам знакомо глубокое неприятное чувство в ситуациях, когда надо договариваться о зарплате или вознаграждении, назвать себе цену или просто напомнить кому-то о денежном долге? Этот психологический дискомфорт как раз и есть результат неправильного прохождения третьей фазы.

Как бы там ни было, все-таки главный урок договорных отношений ребенок приобретает, обращаясь за деньгами к родителям. И тот ответ, который он получит от близких людей, может стать очень важным в его дальнейшем стремлении к успеху. Поэтому, когда бы к вам ни поступил этот запрос (в школьном, дошкольном или даже самом раннем возрасте ребенка), ни в коем случае не произносите фатальную фразу: «У нас нет денег». Эта фраза — психологическая программа на годы, а если она произносится родителями часто, то, возможно, и на всю жизнь. Избавлять людей от такой денежной программы довольно трудно даже опытному психологу. Попробуйте найти другие варианты ответа, которые не навяжут ребенку бессознательные комплексы безденежья.

Обратная ситуация тоже не способствует будущему успешному поведению. Если у родителей неограниченное количество денег, которые они готовы отдавать ребенку, и ему не приходится об этом договариваться, то у него просто не могут развиться способности к договорным отношениям, как не развивается человеческая речь у растущего в зверином сообществе малыша.
Все относительно?

Конечно, четкое разделение фаз — 3 и 7 лет — условность. У каждого свой темп развития, поэтому и любые фазы могут несколько сдвигаться. Если ребенок захотел поделиться с вами чем-то в 2–2,5 года, то в этом, конечно, нет ничего страшного. Главное, для чего нужно знать эти сроки, — чтобы не насиловать природу и не требовать от малыша того, что он еще психологически не способен сделать. Просто будьте внимательнее к проявлениям своих детей и помните, что основы будущей денежной гармонии начинают закладываться уже в очень раннем возрасте. А если вас действительно беспокоит ребенок, который сильно не вписывается в указанные здесь сроки, обратитесь пораньше к психологу — специалисту в этой сфере. Скорректировать ситуацию сейчас будет намного легче и дешевле, чем через 15–20 или 50 лет. Да и ваши дети потом скажут вам спасибо.

Михаил Бородянский

Психологический Фонд ИМАГО (www.imago.spb.ru/business/)

10.01.2003 00:37:20,

20 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Maultasch
Да, еще про "дай". Дело в том, что в русском языке слово "дай" имеет смысл. Но сам по себе слог "да", "дя", "дяй" является одним из самых раннепроизносимых у большинства детей, даже в тех языковых культурах, где слова "дай" нет. Т.е. я хочу сказать, что мы приписываем ребенку то, что он еще не сказал. Он просто тренируется "дя-дя-дя", а мы уже слышим "дай-дай-дай".))))) 10.01.2003 12:07:03, Maultasch
N a t a l y
моя дочка начала говорить "дать". :-)
Ни с чем не спутаешь
10.01.2003 17:41:23, N a t a l y
Ludmilka
Ха! мой подкреплял свой "дай!" вполне конкретным жестом!!! 10.01.2003 13:56:06, Ludmilka
Однозначно: дай - это дай :))) (с указанием пальчиком в конкретный предмет :)))) 10.01.2003 23:45:53, Полли
Maultasch
А вообще статья интересная безусловно. Хотя я принципиально не согласна с постановкой вопроса.
Я лично собираюсь настраивать своего ребенка не на денежный успех в жизни, а на моральный, т.е. на максимальное получение удовольствия от жизни. Это моя позиция как человека и как родителя. Т.е. я бы хотела чтобы мой ребенок, как и я, считал, что денежный успех - это не залог счастья, не гарантия его и вообще, есть по сути только побочное удовольствие, без которого можно обойтись.
10.01.2003 12:04:49, Maultasch
Деньги - не залог или гарантия счастья. Деньги - инструмент обмена товарами и услугами в человеческом обществе. Не заня, что тебе нужно для счастья, не умея получать удовольствие, не будешь счастливым от одного лишь наличия денег. Но и в отсутствие денег, не будучи способным обменять свои знания и умения на необходимые товары и услуги, счастлив может быть редкий человек. И боюсь, что такое состояние души не прививается искусственно. Я сильно не уверена, что меня обрадует, если мой ребенок встанет на путь буддийских монахов.
Кто-то счастлив, идя на собственной яхте под парусом, а кто-то - глядя на звезды у костра. Первый вариант, несомненно, дешевле, но если Вашему ребенку для счастья нужет именно первый, разумно ли его убеждать, что деньги-зло?
10.01.2003 13:19:33, nastena
Ну не скажи. Деньги это действительно не залог счастья, но способ получить от жизни много удовольствий. Конечно, можно воспитать ребенка, чтобы он получал удовольствие от звездной ночи больше, чем от поездки в Диснейленд, но мне кажется это очень тяжело. Да и окружение ребенка будет диктовать другие нормы восприятия жизни. Поэтому рано или поздно деть сталкнется с ситуацией, где деньги будут играть не последнюю роль. 10.01.2003 12:22:42, Джульетта
Maultasch
С деньгами удовольствия получить каждый может. Ты вот попробуй без денег. ИМХО - ценное умение. На самом деле это не умение, а состояние внутренней независимости от денег.

То, что деньги играют непоследнюю роль это верно. Но мне лично не нравится, когда они играют первую (или одну из важнейших) ролей в жизни человека.
10.01.2003 12:26:20, Maultasch
Ты права. Я вот тоже хотела бы привить ребенку это состояние независимости от денег. Только думаю, что это как наследственность, самому надо таким быть. Надо чтобы жизнь семьи была постороена так, ведь ребенок впитывает только то, что видет. 10.01.2003 12:36:16, Джульетта
Maultasch
Но добавлю, что я все же за разумное отношение к деньгам, т.е. за нормальные товарно-денежные отношения.))) ПОэтому считаю, что автор прав в целом.

Кстати, что это у тебя за рассылка? "Огонек" или что-то другое? Вообще поделись, на что подписываешься, что тебе кажется интересным?
10.01.2003 12:12:50, Maultasch
Аня, если бы не эта твоя приписка, то полемизировать мне с тобой до пены. А так хорошо уже.
Давным давно подписалась, оно то затихает, то, как сейчас, в день по несколько штук. Сходи на www.subscribe.ru, там черта лысого причем в ступе можно найти для подписки.
10.01.2003 20:30:26, lenka-penka
Maultasch
Мой тоже меня просто убил, когда в 11 месяцев стал делиться ос мной печеньем. Сам кушает и мне предлагает. Потом еще с папой стал делиться. И так очень часто. Причем делиться только тем, что сам ест (т.е. машинку или мячик он мне покушать не предлагает), из чего я сделала вывод, что делает он это вполне осознанно. 10.01.2003 12:01:44, Maultasch
Интересно :))) Мы пока активно проходим первую стадию "Дай, дай, дай!", я когда читала - заволновалась, думаю, ну все, формирую из ребенка эгоиста, на самом деле пока идет все как нужно. Приятно :))) Бум стараться! 10.01.2003 11:33:07, Полли
Матушка Мидоус
Спасибо большое за статью. Интересно и неожиданно. Как-то не задумывалась над такими вещами, но интуитивно старалась детям не говорить Нет денег. Говорю : "С собой мало денег взяли", "Не успела поменять " и т.д.
А один наш родственник с детства всем говорил, что будет большим начальником и его будут на "Волге " возить. Так оно и получилось - очень богатый человек.
10.01.2003 09:05:02, Матушка Мидоус
вот интересно..... а если мой ребёнок САМ! без насилия и подсказки делится изредка с мамой или папой шкуркой)) от яблока, вытащенной из собственного ротика-это как назвать? и какое у него будущее7)))))))(шкурки запихиваются предкам в рот насильно))))))) 10.01.2003 01:50:57, Царевна Будур
Ну так мама-папа это другое дело. А здесь речь похоже идет о ситуации, когда мы наших годовасиков (+/-) заставляем делится игрушками с другими детками. А они сопротивляются. А мы настаиваем. И круг замкнулся. 10.01.2003 11:39:45, Джульетта
Ага..И супов своим насильно кормит, и соску дает пососать.:-)) 10.01.2003 11:25:58, Лулу
Natulja
А моя самое дорогое пососать даёт - соооску!!! 10.01.2003 09:03:50, Natulja
у нас та же фигня :) и еещ сушки обсосаные и погрызеные... 10.01.2003 04:06:24, Марженка
MiroSlava
А у нас так вообще.... Как только сама налопается в принудительном порядке запихивает в рот маме все что под руку попадется, наверное, из расчета "да подавись ты":)))) 10.01.2003 08:13:35, MiroSlava


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!