Рассуждения о раннем развитии на примере "азов математики".
В общем началось все с того, что незадолго до двух лет дочка начала довольно уверенно и чаще всего правильно отвечать на вопрос "сколько" применительно к количеству 1- 4.
Потом я прочитала, что в этом возрасте ребенок должен знать только количества "один" и "много" и несколько возгордилась:), впрочем делать ничего не стала, даже закреплять навык не старалась.
И он благополучно утратился. Вчера дочка подбегает ко мне, радостно выставив один пальчик с криком "Зия! Один! Годик!" Объясняю, что ей два годика, показываю два пальца. Она смотрит на них, кричит "Много", убегает. Продолжает показывать один палец.
А еще читала статью на днях о том, что раннее развитие как бы натаскивает в ребенке навыки - запоминать количества, читать слогами и не дает им самостоятельно сделать важные открытия - что же такое много, как из букв получаются слоги.
И стало интересно, вот те дети, которых в раннем детстве научили читать слогами, и считать по Доману, отличается ли их понимание чтения и даже возможно мышление от тех, кто научился читать и считать эволюционным путем?
Конференция "Раннее развитие""Раннее развитие"
Раздел: -- посиделки
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Можно я сначала в общем про раннее развитие?
В свое время, когда Наташке было года 2, я увлеклась ранним развитием. Даже стала почти закончила кубики зайцева собственного производства. Много чем, конечно я с ней занималась, но не так много как истиные поклонники раннего развития. Наверное, тут сыграла роль моя природная лень. Сейчас, думаю, и славо богу. Так как за это время (Наташе уже 5,5) я пересмотрела свое отношение по этому поводу.
Во-первых, в раннем развитии есть такой подводный камень, как снижение темпов этого развития. Т.е. сначала ребенок, пусть и в игровой форме, делает семимильные шаги, а потом ему стоновится просто скучно! Конечно, есть варианты: продвинутый д/с, гимнация с углубленным изучением кучи предметов, МГУ (или что там у нас самое сложное). А что дальше? или А нафига это ребенку надо?
Вот тут и второе (только ИМХО). Отношение к ребенку при таком подходе часто перерастает игровую форму и превращается в гонку для родителей. Стала я тут поподробнее изучать систему образования сша, канады и т.п. Так ЕСТЬ там свое зерно. На фоне садов-монтессори ребенок тем не менее не натаскивается, чтобы стать супергероем (как в России). Там натаскивание начинается только после класса 6-7, т.е. тогда, когда ребенок сам готов принимать реальные решения.
Таким образом, я выделила для себя следущее. Ранее развитие - это хорошо, но в небольших дозах.
А что касается счета. Я Натульку пыталась обучать года в 2, ей это оказалось неинтересно: увлечение пазлами перебороло все мои попытки "раннего развития". Т.е. опять же, пазлы в 1,8 - это круто, по-моему. Я посчитала, что лучше наблюдать за дочей и период ее новой заинтересованности (а ребенку надо постоянно подкидывать что-то новое чуть раньше, чем он до этого сам дойдет, - вот это и есть в моем пониманиие лучшее раннее развитие) - и тогда уже продвигать это увлечение.
Наташа стала считать сама (не помню во сколько), а складывать до 4 (1+1, 1+2, 2+2) в 4 года тоже сама. То есть я ей периодически предлагаю задачки. Если она отвлеклась, или пропустила мимо ушей, или заартачилась, то не настаиваю. А если прокатывает и ребенок задумался - пусть думает.
Опять же, это МОЕ видение раннего развития. Не хочу не кого обидеть. 09.01.2006 07:55:49, Lelya
В свое время, когда Наташке было года 2, я увлеклась ранним развитием. Даже стала почти закончила кубики зайцева собственного производства. Много чем, конечно я с ней занималась, но не так много как истиные поклонники раннего развития. Наверное, тут сыграла роль моя природная лень. Сейчас, думаю, и славо богу. Так как за это время (Наташе уже 5,5) я пересмотрела свое отношение по этому поводу.
Во-первых, в раннем развитии есть такой подводный камень, как снижение темпов этого развития. Т.е. сначала ребенок, пусть и в игровой форме, делает семимильные шаги, а потом ему стоновится просто скучно! Конечно, есть варианты: продвинутый д/с, гимнация с углубленным изучением кучи предметов, МГУ (или что там у нас самое сложное). А что дальше? или А нафига это ребенку надо?
Вот тут и второе (только ИМХО). Отношение к ребенку при таком подходе часто перерастает игровую форму и превращается в гонку для родителей. Стала я тут поподробнее изучать систему образования сша, канады и т.п. Так ЕСТЬ там свое зерно. На фоне садов-монтессори ребенок тем не менее не натаскивается, чтобы стать супергероем (как в России). Там натаскивание начинается только после класса 6-7, т.е. тогда, когда ребенок сам готов принимать реальные решения.
Таким образом, я выделила для себя следущее. Ранее развитие - это хорошо, но в небольших дозах.
А что касается счета. Я Натульку пыталась обучать года в 2, ей это оказалось неинтересно: увлечение пазлами перебороло все мои попытки "раннего развития". Т.е. опять же, пазлы в 1,8 - это круто, по-моему. Я посчитала, что лучше наблюдать за дочей и период ее новой заинтересованности (а ребенку надо постоянно подкидывать что-то новое чуть раньше, чем он до этого сам дойдет, - вот это и есть в моем пониманиие лучшее раннее развитие) - и тогда уже продвигать это увлечение.
Наташа стала считать сама (не помню во сколько), а складывать до 4 (1+1, 1+2, 2+2) в 4 года тоже сама. То есть я ей периодически предлагаю задачки. Если она отвлеклась, или пропустила мимо ушей, или заартачилась, то не настаиваю. А если прокатывает и ребенок задумался - пусть думает.
Опять же, это МОЕ видение раннего развития. Не хочу не кого обидеть. 09.01.2006 07:55:49, Lelya
Вот мне тоже кажется, что когда ребенок увлечется чем-то, то эффективность от этих занятий нельзя даже рядом поставить с любыми занятиями из тех, которые проводятся только по желанию взрослых.
Проблема наверное начнется тогда, когда ребенок ничем не увлечется:) (понятно, корни надо будет искать в себе, хотя возможно не всегда).
Мне тут легче. Старшая увлекается учебой(!), биологией, творчеством. Уже приобщила младшую рисовать, клеить, лепить и т.д. Мне остается только поощрять эти увлечения. 09.01.2006 18:37:24, теоретик
Проблема наверное начнется тогда, когда ребенок ничем не увлечется:) (понятно, корни надо будет искать в себе, хотя возможно не всегда).
Мне тут легче. Старшая увлекается учебой(!), биологией, творчеством. Уже приобщила младшую рисовать, клеить, лепить и т.д. Мне остается только поощрять эти увлечения. 09.01.2006 18:37:24, теоретик
Ребенок неможет ничем не увлекаться. Просто родители видно не подобрали к нему ключик. Или не хотят. Многие считаю, что увлечение - это книги, рисование или пение. А когда ребенок начинает проявлять себя с их точки зрения нетипично, то это воспринимается как баловство. Например, ребенку ничто не интересно кроме "дурацких" роботов - так может он в будущем станет конструктором или мультики про них будет программировать. Надо направлять энергию ребенка в нужное русло. Навятся ему роботы - покупайте ему трансформеры, чтоб он постигал объем и формы.
Ну, это я так, увлеклась. но смысл по-моему ясен 11.01.2006 13:28:25, Lelya
Ну, это я так, увлеклась. но смысл по-моему ясен 11.01.2006 13:28:25, Lelya
моей дочке сейчас три. как в годик мы с ней считали пуговицы на пижамке, так и сейчас она получает огромное удовольствие от простого последовательного счета. ТОлько теперь-то уж точно видно, что это осмысленно. По ступенькам пройти, совершить какие-то действия под счет, посчитать кнопки в лифте (причем они попарно распололожены, заодно усваивается идея четности :)), сравнить русские и английские числительные (в садике они считают по-английски до 12, по-русски она сознательно считает до 20)...
недавно показала аттракцион: съела 7 конфет. пошла еще за конфетами, принесла 3. считает их: 8, 9, 10. то есть уже пошло осознание количества, сложения-вычитания.
с одной стороны, ничего особенного, с другой: если бы мы в год не начали считать пуговицы, не было бы этих "достижений" в три года. вот с сыном мне не приходило в голову считать в год, так и сам считать он начал гораздо позже.
то же и с чтением: с года показывали буквы, сейчас, в три, она присматривается к словам, а сыну и в пять лет был непонятен принцип того, как складываются буквы в слова. 08.01.2006 20:34:28, Маграт
недавно показала аттракцион: съела 7 конфет. пошла еще за конфетами, принесла 3. считает их: 8, 9, 10. то есть уже пошло осознание количества, сложения-вычитания.
с одной стороны, ничего особенного, с другой: если бы мы в год не начали считать пуговицы, не было бы этих "достижений" в три года. вот с сыном мне не приходило в голову считать в год, так и сам считать он начал гораздо позже.
то же и с чтением: с года показывали буквы, сейчас, в три, она присматривается к словам, а сыну и в пять лет был непонятен принцип того, как складываются буквы в слова. 08.01.2006 20:34:28, Маграт
Я не учила ребёнка считать. Потому что идея количеств (до пяти примерно, кстати) встроена в мозг до рождения, а тратить время на устойчивое приклеивание имён-ярлычков смысла нету, по-моему. Оно и так с развитием языка на место становится. А вот такие вещи, как:
- коммутативность или нет
- внутри-снаружи-топологическая эквивалентность
- символ, абстрактные и иконические символы
- неизвестное, поиск неизвестных
- алгебраическая эквивалентность, уравнения с неизвестными
- функция, соответствие
- таблица, ковариация двух переменных
Этим мы занимались, и я вижу (в том числе на детях кружка, например), как это "раннеразвивает" именно возможность самостоятельно систематизировать и анализировать мир. 08.01.2006 16:59:02, Мария Д.
- коммутативность или нет
- внутри-снаружи-топологическая эквивалентность
- символ, абстрактные и иконические символы
- неизвестное, поиск неизвестных
- алгебраическая эквивалентность, уравнения с неизвестными
- функция, соответствие
- таблица, ковариация двух переменных
Этим мы занимались, и я вижу (в том числе на детях кружка, например), как это "раннеразвивает" именно возможность самостоятельно систематизировать и анализировать мир. 08.01.2006 16:59:02, Мария Д.
Эти все вещи - обязательно обращу на них внимание.
Только для ребенка маленького, видимо, все должно подаваться в совершенно иных терминах, попроще?
Мне вот что интересно, я это толком не сформулировала. Усвоение нового материала может идти с полным пониманием каждого пункта этого нового материала. А может идти без полного понимания, ну к примеру, когда трехлетка учит "an apple", то никто не объясняет ему тонкости английских артиклей. Вот я сейчас не могу учить ничего нового без полного понимания и подозреваю, что это изрядно тормозит процесс. Возможно этот навык свойственен именно раннему детству - обучение беглое, с усиленным привлечением интуиции, принимая все как данность и не пытаясь разобраться в каждом непонятном моменте? А с возрастом это утрачивается.
Много ли дает ли ребенку что-то этот материал, усвоенный без полного понимания и осознавания?
08.01.2006 20:25:38, теоретик
Только для ребенка маленького, видимо, все должно подаваться в совершенно иных терминах, попроще?
Мне вот что интересно, я это толком не сформулировала. Усвоение нового материала может идти с полным пониманием каждого пункта этого нового материала. А может идти без полного понимания, ну к примеру, когда трехлетка учит "an apple", то никто не объясняет ему тонкости английских артиклей. Вот я сейчас не могу учить ничего нового без полного понимания и подозреваю, что это изрядно тормозит процесс. Возможно этот навык свойственен именно раннему детству - обучение беглое, с усиленным привлечением интуиции, принимая все как данность и не пытаясь разобраться в каждом непонятном моменте? А с возрастом это утрачивается.
Много ли дает ли ребенку что-то этот материал, усвоенный без полного понимания и осознавания?
08.01.2006 20:25:38, теоретик
Вообще не в терминах :-) В действиях с предметами и потом в картинках. Да, и потом уже в терминах, то есть слова чтоб сопровождали действия.
"Полное понимание" - миф, лингвист знает об артиклях больше, чем "просто" native speaker, и так далее. Но хорошо бы иметь погружение в контекст. Для осмысленных действий. Ну, не учить это несчастное "an apple", а разговаривать на английском :-) 09.01.2006 03:28:10, Мария Д.
"Полное понимание" - миф, лингвист знает об артиклях больше, чем "просто" native speaker, и так далее. Но хорошо бы иметь погружение в контекст. Для осмысленных действий. Ну, не учить это несчастное "an apple", а разговаривать на английском :-) 09.01.2006 03:28:10, Мария Д.
В действиях, надеюсь, кое-чему учу интуитивно. Надо бы добавить специальных осознанных действий:)
09.01.2006 03:51:08, теоретик
Интересно. Но, по-моему не узнаешь. Ведь надо и стастистику большую, и непонятно, как опеределить, эта особенность мышления от домана, воспитательницы или троюродной прабабки?
08.01.2006 15:10:25, ЮлияС
Читайте также
Что это растет? Как сохранять всходы на грядке полному чайнику
Как правильно сеять семена на грядках