Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Учиться устраивать развивающие среды

Как говорит мой муж, люди делятся на тех, кто умеет себе устраивать развлечения, и тех, кто этого не умеет. Как помочь ребёнку, и в будущем подростку и взрослому, учиться создавать себе развивающую среду?

Эти умения, или их отсутствие, особенно хорошо видны, если мир вокруг меняется. У многих такие умения развиваются в эмиграции, или, наоборот, становится видно, что не выходит создать себе мирок для жизни, и приходится возвращаться в уже созданный. Когда перестройка началась, и мир вокруг изменился, умения такие были очень нужны. Но даже и без таких глобальных потрясений, ребёнок в нынешнем мире не обладает роскошью непрерывности, континуума жизни - как деды и отцы, дети и внуки попросту не живут. Выход из семьи почти всегда становится сменой мира, почти как эмиграция. И вот, надо строить свою среду. Как?

Как вы помогаете своим малышам научиться создавать, устраивать свою среду развития?
20.01.2005 02:31:06,

51 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
посмотрите на сайте rebenok.h10.ru я видел там как можно создать развивающую среду 23.01.2005 16:57:06, alex2004
1.В раннем возрасте выясняем, к чему у ребенка склонности.
2.Занимаемся этим вместе с ним, но не по графику и по обязанности, а увлеченно.
3. Потом он будет заниматься этим сам и вообще, он будет любить заниматься чем-то увлеченно.
(Плагиат у СМ с доработками:))
У меня есть такой успешный опыт - сначала делали с дочкой поделки вместе, несколько вышло просто шикарных, она помнит все подробности, как мы их делали. Теперь делает сама, я, если нужно, помогаю. В этом смысле развивающая среда у нее есть. Но это даже не мирок, это отдушина от разных житейских трудностей. А вот построение своего мира в глобальном смысле, способность приспособиться к изменившимся внешним обстоятельствам - нечно более сложное.
Часть этих умений - это некий общий творческий настрой человека. Отсутствие времени на сиденье на лавочке у подъезда. Неумение пластом лежать на пляже. Стремление облазить все окрестности и получить максимум впечатлений. Это, наверное, фамильные навыки.
Мои дедушка с бабушкой, когда вышли на пенсию, начали путешествовать, кататься на лыжах. Дедушка сначала увлекся переплетным делом, переплел все книги в доме, после чего профессионально занялся инкрустацией по дереву.
20.01.2005 17:38:36, теоретик
Маленькая часть этого дела, вспомнилось из Реджио Эмилиа. Фотографирование процессов, скажем, изготовления поделок ОЧЕНЬ помогает детям запомнить, как всё устраивать, и потом устраивать самим. Особенно это важно до пяти лет, а потом процессы легче запоминаются. 20.01.2005 23:55:57, Мария Д.
О! Стоп! Пункт Первый!
Тут меня давно клинит!

Как в раннем возрасте определить склонности?
У ребенка характер... если с ней занимаешься, то ей ВСЕ ИНТЕРЕСНО! Ну не часами, а то, се, пятое, десятое. Я по сей день не могу выделить особых склонностей.
Получается, мы занимаемся больше тем, что мне интереснее. Значит, что-то упускаем или не выявляем, значит я доче свои интересы насаждаю. Но ей же интересно?!

Если этот вопрос обсуждался, то ткните в ссылочку пожс-та, если нет, то может отдельной темой вынести?
20.01.2005 21:10:42, AO
А может, у Вас с ней просто совпадают склонности? Все же ребенок, если у него к чему-то душа не лежит, даст это понять. Примеры: моя старшая вообще не любит бегать и лазить. В каком-то возрасте мы ее научили лазить по лесенке. Ну, загоним на лесенку, ну слезет. А в глазах недоумение - зачем это было? Зато в два года она знала половину Чуковского. А младшая цепляется за все, что видит, и все время куда-то лезет. А усидчивости - ноль, "репку" не может до конца дослушать. Даю ей рамки в вкладышы. Сложит один раз из уважения к маме - и бежать. Зато танцевать - сколько угодно. И куклу спать укладывать может по 20 минут.
21.01.2005 12:25:25, теоретик
ЛОКАЛЬНЫЕ склонности определяем. То, что прямо сейчас хочется делать :-) 20.01.2005 23:56:44, Мария Д.
Axa. Склонности пока тут не причем, делаем, что интересно :)

Тогда еще один вопрос в том же направлении:
Когда происходит переход от... "мама предложила, играем вместе, это интересно", к самостоятельному выбору занятия?

В саду у нас все ясно, в группе 3 воспитателя, одновременно происходит 3 разных мероприятия, деть выбирает то, что ему больше хочется делать.
Интересы очень даже меняются, кстати.
Часто это выбор занятия с любимой воспитательницей (т.е. выбираем с "кем", а не "что"). Был период закрашивания, потом выкалывания, потом цифр, ну и так далее... Глобальных интересов не могу выявить.

пс в жж про сон -- мой вопрос был.

Спасибо!
21.01.2005 01:40:20, AO
Да-да, интересы так вот периодами идут. И именно связаны с любимыми людьми - сейчас со взрослыми, а через год-два будут и с друзьями. Идём заниматься балетом, потому что любимая подружка танцует :-)

Переход от "мама предложила" к самостоятельному выбору происходит через планирование и выбор. Попробуйте вот какую игру: запланировать два занятия. Предложите ей запланировать дела. Нарисуйте на отдельных бумажках символы дел: рисовать, танцевать, выкладывать, кушать, конструктор собирать... Пусть дочка выберет интересные ей дела, достаньте эти бумажки. Теперь надо определить порядок дел. Что делаем первым, вторым... Выкладываем бумажки с символами в ряд, проговариваем план.

Цель в том, чтоб ребёнок учился мысленно составлять картинку будущего. Это происходит через слова и символы. Малыши могут придумать делать то, что уже видят в деле! Поэтому три воспитательницы важны: дети могут видеть три дела и выбирать. Но дальше идёт переход к выбору В ГОЛОВЕ, когда ребёнку уже не важно видеть дело прямо сейчас перед собой. Этот переход и облегчается рисуночками, символами, названиями дел - то есть материалами для МЫСЛЕЙ о делах.
21.01.2005 16:45:37, Мария Д.
А у меня "умение лежать пластом на пляже" появилось с возрастом :-). Я научилась расcлабляться и получать удовольствие от неспешного обдумывания своих задач, не сопровождаемого активной физической деятельностью :-). Как минимум, 2 недели в году лежу на пляже :-). 20.01.2005 19:08:09, Nesmejana
lise
статистика кстати показывает что большинство великих научных открытий было зделано людьми в расслабленном состоянии ("лежа пластом на пляже"), умение рaсслабляться очень важно для успешной работы мозга 21.01.2005 13:14:20, lise
Озадачили... Может и правда... Все равно не могу отделаться от мысли, что 90 процентов тех, кого я видела летом на пляже, лежат там зря :). 22.01.2005 01:48:04, теоретик
Так взять почти любую выборку людей, и про неё можно сказать то же самое :-)) Большинство людей "это" (что бы это ни было) делают зря... 22.01.2005 14:59:28, Мария Д.
А вот как провести грань между умением расслабляться и ленью? 22.01.2005 21:16:35, теоретик
Если человек всегда умел "валяться на пляже" ;-), но не умел делать другие вещи "вместо" этого - это одно. И совсем другое - если он всегда умел делать какие-то другие интересные вещи, но умению "просто лежать" он специально учился ;-). Т.е. шел к этому сознательно. 23.01.2005 23:18:37, Nesmejana
согласна 26.01.2005 05:00:42, теоретик
Моё любимое определение, от Корчака: "Лень - это когда не делаешь то, что хочешь". Так вот расслабление ПОМОГАЕТ в исполнении желаний, а лень мешает. В этом и разница. 22.01.2005 22:50:10, Мария Д.
А если человек не может себя заставить сделать то, что ему нужно делать, это что? Слабая сила воли?
A тот, кто не умеет расслаблять эффективно, слишком расслабился и не может включиться в работу. И прочие варианты.
23.01.2005 18:47:14, теоретик
Да вариантов много. Вон банальный грипп всю эту систему вышибает совершенно :-) Не говоря уже о штуках вроде дефицита внимания. 23.01.2005 20:11:47, Мария Д.
Надо и мне такое завести :) 21.01.2005 11:47:50, теоретик
lise
здорово подмеченно!
мы оба иммигранты, правда муж во втором поколении, из разных стран...
Жизнь наших детей ето тоже своебразная иммиграция в иммиграции, специальная среда создана практически во всем (под "создана" я имею в виду
отличия от большинства местных детей):
школа, кружки, занятия спортом, свободное время, музыка, язык...
в результате дети живут в своем, достаточно специальном "мирке", который нам придется "тянуть" и "тянуть" еше многие годы...
но мы не одиноки у нас практически в любой сфере интересов своя "тусовка", причем очень часто ето одни и те же дети :-)
20.01.2005 14:49:29, lise
СМ
Примерно по описанному ниже в Вашем же сообщении алгоритму про воспитание:

1.Родители устраивают нечто для ребенка, он не в курсе поначалу вообще "как".

2.То же самое, но ребенок уже наблюдает "как", начинает вовлекаться в качестве "подмастерья" - докрасить что-то, принести молоток, завязать мотузочку, помесить тесто и т.п.

3.Процент участия ребенка растет, он сам генерирует идеи, чего ему хочется и как, постепенно родитель превращается в "подмастерья" (правда, уровень умелости его пока часто круче, чему у как бы "мастера").

4.Родитель может в отдельных случаях становиться потребителем, он уже часто не знает, как ребенок сделал что-то, видит только результат "на выходе".

"Алгоритм" очень условен, и важно вот что - ребенку на всех этапах действительно интересно. ИМХО, вполне могут быть варианты, что уже на этапе п.1 видно, что ребенку ОНО не нужно, тогда стОит понять, почему и возможно дальше в конкретном направлении смысла двигаться нет, по-моему, нужно сменить исходные данные.

Не мешать - это очень важно, то, о чем написала Несмеяна ниже. Однако же ничего не делать специально - это вопрос. Я не решаюсь всерьез спорить с мамой 4 детей :), однако пока у меня такое представление - чем более активная, насыщенная жизнь у самих родителей, по возможности ближе к "правильной" (каждый поймет это по-своему, но в общем смысле близкой к тому, чего мы хотим для своих детей), тем меньше "специальных усилий" требуется.
Если в доме тусуется все время толпа детей, например, то может и не потребоваться искать компанию для них.
А вот один, допустим ребенок в доме и родитель к тому же - интраверт, а ребенок - экстра, но не настолько большой, чтобы выпустить, например из дома на все четыре, пусть сам ищет. Придется, пожалуй, подумать, как ему помочь найти тусовку. И далее - по списку.
20.01.2005 12:10:50, СМ
Именно :-). Если я сижу круглосуточно, уткнувшись в свою книгу, и не обращаю внимания на ребенка - разумеется, ему будет скучно и он вряд ли научится САМ создавать для себя "среду" (хотя бывают и счастливые исключения).
А если в доме много народу, и все они довольно часто занимаются всякими интересными делами, и детям просто предлагают присоединиться и попробовать - тогда ничего "специально" делать не надо. Детям и так хватает занятий. (А если домашних занятий не хватает - т.е. если у детей возникает желание выйти "в люди" - нужно им помочь с этим.)
20.01.2005 15:21:47, Nesmejana
;-) Может быть, просто не мешать им самим пробовать все, что захотят (общение в семье, общение с посторонними, Интернет, книги, выбор вещей и материалов для занятий, желание найти группу)?
Я, честно говоря, почти ничего не делаю специально, но дети из имеющихся возможностей обычно выбирают себе самое подходящее. Я считаю хорошим признаком то, что у моих детей в лексиконе нет выражения "мне скучно" :-).
(Но я и не ставлю никаких "сверхцелей" :-) - да и вообще идеи РР мне не близки.)
20.01.2005 03:51:20, Nesmejana
Про скуку интересно. Я этого состояния не ощущала, пожалуй, лет до двадцати. Или не осознавала. У Корчака замечательно про скуку и лень. Лень - это когда не делаешь того, что хочется. Скука - застревание, почти, в современных терминах, когнитивный конфликт :-) Когда не знаешь, куда дальше идти. Старые пути изжили себя, новые ещё не построены. Тяжкое, муторное иногда состояние.

Для меня и лень, и скука - признаки путаницы с социализацией. Хотя некоторые именно через такие вот "болевые" механизмы придумывают новые идеи... Мне кажется, боль тут идёт именно от социальных конфликтов, между личным и общим.
20.01.2005 16:45:45, Мария Д.
А я про скуку начала задумываться, когда мои подруги, родив детей, вскоре начали меня спрашивать (у меня дети постарше оказались), как я решаю проблему "скуки" :-). Я не понимала. "Ну, что ты делаешь, когда дети говорят, что им скучно."
А мои дети почему-то так никогда не говорили :-). И я пыталась понять, в чем разница. Почему некоторые дети начинают так говорить. Пришла к выводу, что это может быть тогда, когда нет постоянного "контакта" (внутренней связи?) между ребенком и родителем. И родитель не может вовремя уловить нарастание какой-то проблемы и аккуратно подправить ситуацию.
А вот лень - это, по-моему, гораздо более тяжелое состояние :-(.
(Вот как раз вчера я обнаружила, что мой 12-летний ребенок ОСОЗНАЛ (сам, мы с ним об этом вообще не говорили раньше), что многие его проблемы именно из-за лени возникают. Найти бы еще теперь решение для этой задачки...)
20.01.2005 17:17:31, Nesmejana
пчела Майя
А что они делали сами дома целый день? Моим регулярно бывало скучно. 20.01.2005 17:22:57, пчела Майя
Дочка любила играть со зверями (живыми и игрушечными); с материалами вроде пластилина или теста; в воде, с водяными игрушками, в ванне могла пару часов провести; наборы вроде Лего, и ситуационные-игровые (Барби домики, конюшни, пиратские корабли, ферма); ролики, скейт, самокат; рисование. 21.01.2005 00:00:17, Мария Д.
Да все, что угодно. Пока читать не умели - играли (игрушек всегда было много, разных - на любое настроение; без игрушек играть тоже можно); смотрели картинки в книгах; рисовали и лепили - это реже; рукоделием каким-то или изготовлением чего-то из подручных материалов - занимались периодически, когда просыпался интерес; разговаривали со мной обо всем подряд - всегда, когда я не была сильно погружена в работу; телевизор, пластинки со сказками - это у старших было; потом - видеокассеты, аудиокассеты и компьютер...
В общем, всегда было нечто такое, чем им ХОТЕЛОСЬ заняться. Т.е. не возникало ситуаций, чтобы не хотелось НИЧЕГО.
Может быть, скучно бывает тогда, когда что-то запрещено? Например, запрещается смотреть телевизор и сидеть за компьютером, а ребенку хочется именно этого. Он не может ничем заняться "взамен", потому что других желаний в данный момент нет :-).
Я - не запрещала. Ничего. (Если речь не шла об опасности для жизни и здоровья :-).) Поэтому ребенок мог заняться ИМЕННО тем, чего ему СЕЙЧАС хочется.
20.01.2005 19:05:41, Nesmejana
а играть в ролевые игры им не хотелось? 23.01.2005 21:49:33, Шин
Хотелось :-). Просто я перечислила, что с ходу в голову пришло :-). А на самом деле очень много всяких интересных занятий есть и было. 23.01.2005 23:19:33, Nesmejana
пчела Майя
У нас нет на всех компьютеров и телевизоров. А другие занятия были очень плохо представлены - оригами ребенок когда-то занимался, какие-то модельки клеил из наборов, но это ничтожная часть времени. 20.01.2005 19:08:29, пчела Майя
У нас тоже не всегда было много компьютеров и телевизоров :-). Но зачем много-то? Если, например, я работаю, один ребенок (старший) читает, то второму (младшему) и одного телевизора хватило бы, вроде? ;-) 20.01.2005 19:49:00, Nesmejana
пчела Майя
А мешают мультфильмы. Он около меня. Одно время у нас был второй, но его уронили. 20.01.2005 20:02:50, пчела Майя
Т.е. ребенку иногда было "скучно" по той причине, что уронили телевизор ;-)? Ну, абсурдно же, правда?
И потом, мультики - это только одно занятие из десятков возможных.
20.01.2005 21:45:33, Nesmejana
пчела Майя
В том-то и дело, что не из десятков. Комьютер-телевизор, и все. А это целыми днями невозможно. Неважно почему: потому что нету (уронили) или по другой причине. Ну почитать еще можно, но тоже недолго (а до шести лет и вообще сомнительно - у нас). А других занятий не придумано. Потому и скучно. 20.01.2005 23:07:55, пчела Майя
Ээээ, а как же игры?!!! Это же, по-моему, главное занятие любого ребенка :-)! А играть можно во что угодно и с какими угодно предметами! 21.01.2005 01:16:57, Nesmejana
пчела Майя
Так это лет до пяти. А лучше всего это дело шло в год-два. Одних кастрюль хватало на час игры. А скучно - это когда уже играть - большие, а читать часами еще не получается. 21.01.2005 01:20:26, пчела Майя
В каком возрасте играть большие, а читать ещё не умеют? В десять-двенадцать? Не пойму что-то описание. 21.01.2005 01:44:02, Мария Д.
пчела Майя
Читать у меют, но не могут читать несколько часов подряд. Устают или надоедает. Поэтому получается дома нечем заняться, если только не компьютером и не телевизором. И можно ходить и говорить, что скучно. Лет в 6-8 примерно. 21.01.2005 01:47:15, пчела Майя
Дочке сейчас 6.5 Она любит играть с игрушками в ролевые игры, в том числе в конструкторы для этого. Играть со стихиями - вода, огонь, земля :-) Ну, не земля, глина, скажем. Есть ещё дела, которые сама не начнёт делать, но делает с удовольствием - уборка, уход за животными, стирка и отмывание игрушек. Много времени занимают музыкальные инструменты, этим занимается с удовольствием. Рисует часа 2-3 в день обычно. Раз-два в неделю гулянки с подружками на сутки (sleepover), их тогда не видно и не слышно. Физические игры - прыжки какие-то отрабатывает, на перекладине (в дверном проёме) и другая гимнастика, танцы - можно включить музыку и дать пару шёлковых платков, ребёнок час будет танцевать. Любит разговаривать по телефону, но не очень долго - полчаса, наверное, подряд, ухо болит. Книги, которые не читательные, а смотретельные, подолгу занимают :-) Ну, вроде энциклопедии "Инопланетяне из мировой фантастической литературы". Какие-то ещё "творческие" штуки - смешные коллажи, мобили на потолок, "скульптуры" из вторсырья. Время от времени мы садимся и записываем, точней зарисовываем, длинный список идей для занятий, и он лежит в доступном месте.

Но ещё у меня на заявку "скучно" всегда есть список РАБОТЫ. Скорей всего, пошлю мыть туалеты :-)
21.01.2005 16:55:13, Мария Д.
пчела Майя
А туалеты они не хотят. Я на вопрос, чем заняться, тоже иногда предлагала помыть посуду или попылесосить. Нет, тогда лучше просто так сидеть. 21.01.2005 17:05:20, пчела Майя
Мы договорились, что если ко мне обращается за идеей дела, то моя идея должна быть принята. Иначе всё превращается, по дочкиному выражению, в "морочение головы" :-) Понятно, это не относится к brainstorm, когда мы кучами идеи выдвигаем все вместе, и только их малая часть вообще видит свет. А вот если так: "что мне сейчас делать?" - ко мне вопрос, я отвечаю, и ответ должен быть выполнен, или приставания прекращены :-) 21.01.2005 19:03:46, Мария Д.
Трудно мне поверить, что ребенок в 6-8 лет не любит играть. Если под этим понимать ВСЕ игры, которые ему доступны - строить, собирать что-то из конструктора, мастерить какие-то штуки. Это вполне интересно и детям 10-12 лет.
Если ребенок говорит, что ему "скучно", то, наверное, ему не подвернулась никакая подходящая игра, сам не додумался, родители не подсказали?
21.01.2005 12:06:52, Nesmejana
Любит, только не один. 23.01.2005 21:51:10, Шин
У меня другой опыт :-). У меня дети и в одиночку отлично играли, и в компании тоже с удовольствием. Просто игры разные. 23.01.2005 23:21:16, Nesmejana
угу, а мои любят с мамой играть помимо всего прчоего 26.01.2005 20:22:19, Шин
пчела Майя
Наверное так. 21.01.2005 12:43:08, пчела Майя
У меня еще деть маленький, но у друзей сынуля, сейчас ему 6.5...

Из самостоятельных нескучных развлекух -- лего всякие, рисование, конструкторы, акромя компьютерных игр, телика.
21.01.2005 01:56:55, AO
пчела Майя
Я задала вопрос Несмеяне так как ее дети не ходили ни в сад, ни в школу (почти). То есть заведомо проводили дома много времени. Поэтому мне было интересно, как они его занимали. Мало времени занять можно, проблемы появляются, когда его становится больше. 21.01.2005 12:46:01, пчела Майя
Я, вроде, ответила? (Если нет - готова продолжать :-). Я уезжала на 3 дня, так что выпала из беседы :-).) 23.01.2005 23:22:17, Nesmejana
пчела Майя
Да, ответила, конечно. 24.01.2005 01:10:47, пчела Майя

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!