Раздел: Методики

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Лумира

Раннее развитие (результат через 30 лет)

Хочу рассказать историю и спросить почему так все закончилось?

Семья, в которой были 2 брата вундеркинда, славилась на весь наш небольшой город. Родители научные сотрудники очень много времени уделяли своим мальчикам, результаты были уж очень заметны: оба перешли из 1 сразу в 3 класс, занимали все первые места на математических (физических, химических) олимпиадах, золотая медаль на выпуске из школы. Младший из братьев был на 1 год старше меня и мы учились в одной школе, за ним бегали все девчонки, потому как был очень симпатичным, общительным, статным еще и умным :))... Получать высшее образование они уехали в Москву. По моим предположениям они должны быть сейчас не меньше, чем в Хьюстоне, заниматься научными разработками :)

На этот новый год мы ездили в город моего детства, разговор зашел об этих ребятах, и, к моему удивлению, оказалось, что они после учебы и неудачных попыток устроиться на работу там, вернулись в провинциальный городок. Сначала старший, а теперь и младший. Работали в компьютерной фирме. Старший стал наркоманом, выращивал анашу "под кроватью" (как мне сказали), стал много пить и в прошлом году в около 35 летнем возрасте умер...

Я до сих пор пребываю в шоковом состоянии. Как спрогнозировать ситуацию? Неужели настолько сдерживающим моментом было пребывание родителей рядом? Куда завело их вундеркиндство? Может, развивая своих детей, мы в первую очередь должны научить их жить и выживать в обществе, а не побеждать в олимпиадах?
18.01.2005 10:00:25,

82 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
weterok
Мое глубокое убеждение: ВСЕ ЛЮДИ ОДИНАКОВЫ - по потенциалу, по сумме того, что каждому дано от Бога, по тому, что каждый может достичь. Разница только во времени достижения и оп количеству данного в разных сферах жизни. Если одному дано в одном, то в другом, уверенна, есть люди, которым дано больше свыше, чем ему. Исходя из этого, не надо никогда и ничем в жизни гордиться. Это вообще - грех. Именно поэтому, потому что расплачиваться за это приходится. Чувствуешь- загордился - осади себя, развернись мысленно на 180 градусов, или на 90 и т.д., оглянись, посмотри, какие тылы тебе подтянуть надо. То есть , если вы видите, что ваш ребенок в какой-то сфере уж очень одаренный, очень ему легко все дается, посмотрите, в чем он слаб, и, пока он мал, помогите ему социально адаптироваться и сформировать самоценность именно в той сфере, в какой он слабоват. Это ему поможет в жизни, когда вас рядом не будет. Когда-то я работала на практике в школе, экспериментальные начальные классы, эстетического развития. Там обещали научить рисовать любого, профессионально и т.п. Через некоторое время у педагогов появились жалобы к психологам - дети стали заметно агрессивнее и заносчивее. Постоянные драки т.п. Педагогам пришлось ввести дополнительно что-то религиозно направленное в этих классах. Детей учили молиться за другого ребенка мысленно, если они замечали, что у другого какие-то проблемы, если он себя как-то не так ведет по отношению к другим людям и т.п. Вариант. 23.01.2005 19:50:36, weterok
Мне, кажется, что от одаренных детей все больше ожидают. И они с самого детства начинают жить в другом мире. У них просто другие интересы. А когда в какой-то момент они оказываются в реальном мире, они не могут просто в нем найти себе применение. Им хочется чего-то большего, но в силу разных обстоятельств (объективных) приходится мириться с реалиями мира сего: и вот тут они ломаются. Они просто не умеют бездействовать, их не научили жить ради них самих. Это достаточно страшно звучит, но к своему огромному несчастью они не УМЕЮТ радоваться сегодняшнему дню. Сейчас убегаю за ребенком, а чуть позже напишу дальше что думаю по этому вопросу. 19.01.2005 18:32:29, туфелька
У меня на этот счет есть некоторые идеи, которые я пока еще не могу понятно сформулировать. Если Вы читали книгу "Сиддхартха" Гессе, то, может быть, понятнее будет :-).
Каждый человек в своем развитии проходит некоторый путь (скажем, из точки "рождение" в точку "смерть"), и на разных отрезках этого пути разные вещи обладают наибольшей ценностью.
На одном отрезке - получение новых знаний, на другом - завоевание места в социуме, на n-ном - отказ от материальных ценностей... Список таких "отрезков" (=> список max ценностей) у каждого свой (отсюда и "непредсказуемость результата" ;-) ).
Некоторые дети проходят свой путь очень быстро, и когда они становятся взрослыми - им уже неинтересно ни получение новых знаний, ни обретение материальных благ... Они уже дошли до отречения от "мирских ценностей", и традиционные "удовольствия" сверстников им уже не интересны.
Вот в этом _лично_я_ вижу РИСК слишком быстрого развития детей (~"раннего развития").
Если об этом помнить, то можно слегка "сдерживать" развитие ребенка в тех направлениях, в которых он "рванул" слишком быстро. И, сдерживая там, стимулировать продвижение в других направлениях. Чтобы он развивался более равномерно (~"более гармонично").
18.01.2005 20:08:56, Nesmejana
а что делать, если на протяжении всей жизни наибольшей ценностью обладают . . . деньги и материальные блага, ктр на эти деньги можно приобрести? это врожденное или "так воспитали"? 19.01.2005 16:39:20, ?????
На вопрос "что делать?" можно отвечать, если поймёшь, чего хочется. Этот подход как-то не устраивает, вызывает проблемы, хочется его изменить? 19.01.2005 21:31:40, Мария Д.
:-) Не знаю. Верю, что есть такие люди, но я с ними не знакома, поэтому не могу ничего про них сказать :-). 19.01.2005 16:57:59, Nesmejana
Вот, кстати, пример того, как семья грамотно поддерживает высокоодарённого ребёнка. Сайт на английском, но картинки по возрастам можно посмотреть: 18.01.2005 19:54:45, Мария Д.
Юва
По ссылке все еще "то самое"? а то я что-то ничего вышеописанного не увидела:((( 23.01.2005 15:48:36, Юва
Там сайт девочки-художницы, на английском. 23.01.2005 18:30:59, Мария Д.
Юва
Ничего не понимаю - вижу Domain names, domain transfers, web-hosting, build your own site online, web-selling, marketing и тому подобное. Где девочка-художница? Вы уж простите, но прочитать то, на что Вы ссылаетесь, очень хочется... 23.01.2005 19:37:41, Юва
Ой как жалко, делся куда-то сайт :-( Сейчас напишу им е-мэйл, к счастью, у меня остался, спрошу, что случилось. Сообщу тут. 23.01.2005 20:15:40, Мария Д.
Говорят, изменения делают, и через пару дней должно вернуться всё по старому адресу. 23.01.2005 22:19:06, Мария Д.
Юва
Будем ждать:) 24.01.2005 10:14:04, Юва
lise
а мне кажется что для поддержки таких детей нужны еше определенные условия в обшестве и как ето не печально родительские возможности (материальные, связи). мой дедушка например был одаренным ребенком-художником, семейная история как его бабушка просила рисовать картины с прудом и парой лебедей на продажу, а он не соглашался считая ето бесвкусицей :-)
Окончил он исторический, работал во время войны директором школы, коммиссии по проверке всегда удивлялись наличию в школе наглядных пособий в виде скульптур и портретов писателей и исторических деятелей ... художником и скульптором он все таки стал (уже в зрелом возрасте), без етого он просто не мог... но можно сказать "местного" провинциального масштаба, хотя непризнанным гением он себя не считал... наверное потому что его никто не готовил на "большое будушеее"
точно также из примера автора топика, я вижу проблему нерeализации способностей из за определенных условий в обшествe трудности с поиском работы...
19.01.2005 11:02:51, lise
Заниматься, хе-хе, бизнесом - раньше, чем ходить :-)) Если серьёзно: как помочь ребёнку научиться продавать плоды именно того своего труда, которым он хочет заниматься? И выгодно продавать... Вот дочка моя рисует, скажем. Не на таком уровне, чтоб мир сам к ней дорожку пробил, но бывают интересные, симпатичные работы. И что с этим делать? Она хочет пробовать делать футболки и открытки, книги-раскрашки... Но мы уже год раскачиваемся :-) 19.01.2005 15:32:26, Мария Д.
lise
кхех, дитя своего времени, хорошая идея (ИМХО), я вспомнила деда, в мастерской сплошные ленины и джержинские... любимая игра моего детства возложение цветов к памятнику неизвестного солдата (на заднем дворе миниатюрный проект стоял) ... 19.01.2005 15:44:21, lise
Посмотрела. В некотором впечатляет безусловно.
У меня английский, как у Пуха русский:-) Увидела, что дети учатся дома.
Можно пару слов подробностей?
18.01.2005 20:27:09, Караул
Девочка родилась дома в воду написано на сайте - это мне говорит о некоей, гм, свободе семьи в подходах к жизни. Семья атеистическая, но девочка в четыре года обратилась в христианство, и семья её в этом поддерживала. По картинам видно, что у девочки был доступ к качественным материалам и к какому-то обучению технике; при этом на сайте пишут, что девочка начала учиться сама, и кажется, что ей ничего этого не навязывали, а скорей помогали. Девочка начала учиться в школе, и на сайте есть кусочек от её учительницы, которая считает себя её другом, т.е. это с этим ей повезло/помогли. Потом, видно, школа работать перестала, так что семейное обучение. Сложилось впечатление, в общем, что девочку поддерживали именно в том, что ОНА хотела делать. Кстати, и девочка и её мама говорят по-русски, так что вопросы можно задавать там, думаю. 18.01.2005 20:33:46, Мария Д.
Да, про роды и многоязычие я увидела;-)
Про учительницу поищу.
Спасибо:-)
Но,поддерживать детей - это нормально:-)
18.01.2005 20:37:42, Караул
Нормально в одном из пониманий этого слова, да :-) Если же говорить о норме как "большинстве"... 18.01.2005 22:55:12, Мария Д.
Какие есть еще смыслы у слова? 18.01.2005 23:45:38, Караул
Нормально - обычно, распространено, в большинстве случаев. Или: нормально - хорошо. Во втором значении часто употребляют люди, кстати. "Нормально" как "мне нравится" :-) 19.01.2005 05:00:20, Мария Д.
Во время юности этих молодых людей мнсы разбегались из НИИ со страшной силой из-за мизерной зарплаты, кто-то попыталяся уйти в бизнес... На научный грант за год работы муж купил своей маме газовую плиту и все. Многие ученые просто растерялись,бедные мальчики со склонностью к научной работе, серпентарии отечественной науки им чужды, такие люди не от мира сего. В хорошие времена они были бы успешными в своем деле для которого рождены. Я слишком хорошо помню то время. Мой муж тоже такой человек, был когда-то ученым астрофизиком в астрономическом институте имени Штернберга, изучал покрытия Луны в то время когда в Москве стреляли по белому дому. Уйти из науки ради куска хлеба легко, а вернуться уже очень не просто - все забывается, утрачивается квалификация. Сейчас держу в руках бумаги Олега, негативы, дискеты и пленки и плачу. Олег 3 года в Америке работал в Макдональдсе прежде чем совсем недавно нашел работу программиста-кодировщика. А в звездном атласе Гельвеция сынишка нашел фотографию Олега в горах у телескопа. Ради Бога не злорадствуйте над нашими судьбами! 18.01.2005 19:09:33, Никто
Скажите, а в Штатах пытались в физику идти? Думаю, сначала постдоком придётся, а как напубликует тут работ... 19.01.2005 15:34:19, Мария Д.
lise
согласна я принадлежу к тому же поколению, но я женшина мне проше, да и нормальная работа у меня была всегда, только в России благодаря связям, а здесь (на Западе) у меня конечно другие возможности, но они тоже появились только после начала "бума" в области ИТ...
Но все равно многое как я считаю потерянно в начале 90-х, и занимаюсь я сейчас не тем чем хотела, а тем чем можно реально зарабатывать и иметь стабильную работу...
Сейчас встречаю "контрактником", у многих тех кто закончил ВУЗы лет 5-8 назад была реальная возможность уехать и начать трудовую деятельность по специальности сразу...
19.01.2005 12:34:41, lise
Лумира
мы тут все мамы и хотим подстелить соломку нашим чадам, хочется учиться на чужих ошибках и прежде всего на опыте родителей. В постах этой темы я нашла ответ: надо готовить ребенка к трудностям жизни, видимо, родители и семья Вашего мужа этим и занимались, раз он все же держится на плаву. 19.01.2005 11:32:29, Лумира
ABDDavidoff
из 1 в 3-й - это не вундеркиндство. Это раннее развитие с помощью родителей.
А проблемы у таких детей ( как и увндеркиндов, кстати) еще и в личностных сферах могут лежать.
Интеллект, имхо, не на 100 % определяет будущность ребенка.

Я бы и не удивлялась. Погрустила бы, наверно, если бы бегала в юности за страшим.
А у мледшего -все нормально, так ведь?
18.01.2005 17:38:03, ABDDavidoff
lise
ето смотря что понимать под вундеркиндством, ребята судя по описанию в школе были очень развитыми (родителями), но и безусловно талантливыми от природы, то что вы имеете ввиду ето врожденняя одаренность (таким детям в рамках школы обычно трудно)

вот интересная статья (ИМХО) на ету тему, (правда по-английски)
19.01.2005 14:12:55, lise
Лумира
так вернулся младший в провинцию, не блещет сейчас, сравнялся абсолютно со всеми (о их "шумном" детстве помнят только старожилы) :))) 19.01.2005 11:24:54, Лумира
ИМХО с одной стороны то, что является необычным для ребенка (обширные знание, раннее развитие), во взрослой жизни не такая уж редкость, и ребята (привыкшие к роли необычных и одаренных) не выдержали того, что жизнь нивелировала их уникальность, сравняла их с остальными. Кроме того, возможно они лишились главного урока детства - они не играли в игры, свойственные возрасту (которые учат саморазвиваться и черпать знания не через книги, а из окружающего мира). Т.е. то, что дети усваивают интуитивно, (перерабатывают и делают выводы) они получали в виде готовых знаний. Значит какие-то качества остались неразвиты. 18.01.2005 17:32:23, starka
И умение выживать, и ум важны. При этом к уму нужны другие умения выживать, чем к дурости :-) Точней: у каждого уровня интеллекта, и типа мышления, есть свои адаптационные механизмы к жизни. Ребёнку надо помочь адаптироваться в ЕГО стиле и уровне. Например, те проблемы, которые встают перед высокоодарёнными детьми - поиск интеллектуальной стимуляции, поиск интереса в рутинных делах, умение выживать среди более медленно мыслящих, менеджмент своего мышления - да, такие проблемы не встают, или встают совсем в другой форме, перед средне-одарёнными. Опять же, у визуалов другие проблемы адаптации, чем у кинестетиков :-) Да-да, этим всем надо заниматься, важно. Например, разница в IQ больше 15 - довольно надёжный предсказатель развода. И подростку, возможно, стоит это осознавать ещё до того, как у него появится любимая...

Вывод, как обычно: будь грамотен.
18.01.2005 17:23:24, Мария Д.
упс, срочно нужно проверить IQ мужа. Я то думала, ну в чем проблема, что мы на грани развода? А тут окажется, глядишь, что он для меня сильно умный ( или сильно тупой?) 19.01.2005 16:34:10, одна тут.. .
пчела Майя
Надо были при знакомстве сразу ему тестик, а теперь, что уж. 19.01.2005 16:41:24, пчела Майя
Представляю, ну, бракоразводные процессы. Тут муж любовницу завёл, у других ругань постоянно...
- А вы чего разводитесь?
- Да знаете, IQ различается на 18 баллов, а надо не больше 15

:-))))
19.01.2005 21:04:05, Мария Д.
Schelle и Нита
А кто сказал, что это результат раннего развития? Мне известен обратный пример (молодому человеку сейчас 28, преподает в Гарварде. Школу закончил с опережением на 3 года. Проблем общения с одноклассниками не было). Почему проблемы социальной адаптации мы сразу списываем на "проблему вундеркиндов"? Рядом с Вами мало действительно способных людей, которые чего-то добились в своей жизни? А понятие "вундеркинд" в наше время довольно относительное. 18.01.2005 16:51:12, Schelle и Нита
пчела Майя
Реальные вундеркинды - это вообще группа риска. Впрочем, я это уже писала и мне уже сказали, что я нарочно пугаю. 18.01.2005 13:52:21, пчела Майя
Согласна. Это группа риска, и по трудности, по количеству усилий выращивание такого ребёнка часто сравнимо с выращиванием инвалида (хотя радости другие). 18.01.2005 17:24:37, Мария Д.
ABDDavidoff
У меня тоже ассоциации с инвалидами по трудности :-) 18.01.2005 17:38:56, ABDDavidoff
СМ
Но можно ли из этого сделать вывод, что, если с вундеркиндами не заниматься, то риск, например, самоубийства или умственного растройства уменьшится? 18.01.2005 15:42:08, СМ
пчела Майя
Смотря как заниматься и чем. В том возрасте, когда я с ними пересекаюсь, они обычно занимаются сами или с преподавателями. Поэтому у родителей полная свобода выбора, как себя вести. Полагаю, что среди вариантов поведения есть неправильные. 18.01.2005 16:16:48, пчела Майя
А вы со всеми пересекаетесь или только с вундеркиндами с проблемами? С вундеркиндами или раннеразвитыми тоже? Есть какая-нибудь статистика неблагополучных вундеркиндов?

Хочется заранне знать возможные опасности, чтоб соломку подстелить.
18.01.2005 16:42:47, Надежда К
У меня есть сборники case studies по Штатам, и статистики немного тоже. "Соломка" важная, например - общение с подобными себе ДЕТЬМИ. Потому что одарённые детки, если среди детей не находят близких по духу, конечно, добирают у взрослых что им надо, но при этом дружить всё же ребёнку со взрослым сложно - раз, чувствовать себя совсем уникальным не очень-то приятно - два. Если локально умниц не хватает, можно организовывать летние школы и лагеря. 19.01.2005 15:42:36, Мария Д.
пчела Майя
Статистики я не собирала, конечно. Мой знакомый, преподаватель СУНЦа, собирал и писал статьи, но я не знаю, где он их печатал. А что касается раннего развития, это вообще по-моему не из той серии. Это никак не связано с одаренностью и вряд ли как-то серьезно влияет на последующую жизнь само по себе. 18.01.2005 17:05:25, пчела Майя
СМ
Мой опыт общения с сильно одаренными детьми очень скромен, поэтому то, что я сейчас напишу, скорее интуитивное понимание, чем результат серьезного исследования, поэтому на истинность своей тирады не претендую. Я понимаю так, что вундеркинды в большинстве своем отличаются ярко выраженной познавательной потребностью и не утолять ее столь же вредно для психики их, как и чрезрмерная нагрузка.

"Лекарство" для родителей вундеркиндов, ИМХО, ровно такое же, как и для родителей обычных детей - быть внимательными к своему чаду, к его состоянию по всем параметрам - и физическому, и психическому.
18.01.2005 16:38:15, СМ
Уменьшится, т.к. степень их отличия от окружающих не так будет бросатся в глаза, в их собственные глаза. 18.01.2005 15:47:47, _Ирунчик
Исследования не подтверждают этого. Отличия там качественные, а не количественные. Ребёнок видит по-другому, чувствует по-другому, мыслит по-другому. Дети видят обычно это очень рано, года в три-четыре. Если не поддерживать и не оформлять положительно, часто начинают себя считать - уродами. К тому же стимуляция им необходима, как мокрецам у Стругацких чтение. Это питание для них, без стимуляции становится больно, плохо, нет радости в жизни. 18.01.2005 17:27:31, Мария Д.
Наверняка есть исследования, как подтверждающие это, так и отрицающие. "Погрешности измерений" в подобного рода исследованиях, ИМХО, сильно превышают измеряемую величину. Как вообще можно "исследовать" влияние внешней стимуляции на судьбу одаренных детей? Ведь процесс жизни и развития человека не знает сослагательного наклонения. "Без стимуляции становится больно, плохо, нет радости в жизни" - да, допустим это так - но кто будет стимулировать подобного индивидума всю жизнь? Может, лучше старатся не приучать к стимуляции, а постараться помочь жить без нее? 18.01.2005 19:12:45, _Ирунчик
Кто будет взрослому попу вытирать, если малышу мама вытирает? Может, лучше не приучать? :-)) На каком-то этапе подросший ребёнок учится сам для себя выполнять функции поддерживания жизни в обществе. Банальные функции (уход за собой) ребёнок учится выполнять рано, к 3-4-5 годам. Более сложные, например, пойти в магазин и купить еды и приготовить - поздней, к 6-7-8 годам. А некоторые сложные действия, например, написать толковое резюме, подать на грант, найти свою тусовку и войти в неё, создать фирму, организовать конфренцию - человек учится делать к подростковому возрасту или даже поздней, в 20-30 лет. Вот мне для счастья в жизни нужны конференции, а организовывать их я пока не умею; сейчас учусь, но раньше научиться было мало возможностей - для этого нужно слишком много всяких компонент знания уже иметь.

Таким образом, роль родителей и общества - сначала обеспечивать ребёнка необходимым ему для счастья сейчас (одеждой, деньгами, стимуляцией), а потом и помогать ребёнку и молодому взрослому учиться самому это добывать.
18.01.2005 20:00:30, Мария Д.
Про попу ничего не могу возразить. Да и не мечтаю обсуждать процесс вытирания попы в нескольких репликах. А вам бы лучше жилось, если бы в раннем детстве вам (путем применения всяких хитрых методик, сначала простимулировав интерес к этому процессу) помогли научиться организовывать конференции? Чему бы вы сейчас учились? Чувствовали бы вы себя полноценным человеком, хозяином своей судьбы?
Все мое личное мнение и впечатлие. Совершенно не настаиваю, что все увлеченные "ранним развиванием" ребенка немедленно это прекратили. Но вот лично мне детей, подвергающимся этим методикам, жалко. Я не понимаю, каким образом это поможет им в жизни. А как помешает - вижу ясно. ИМХО.
18.01.2005 20:58:43, _Ирунчик
Да-да, я о том и говорю! В детстве мне не стоило учиться УСТРАИВАТЬ конференции, по ряду причин. Например, у устроителя должнo быть какое-никое имя, публикации, а иначе с ним не разговаривает народ всерьёз. Устроитель должен лично знать людей в своей области, а в детстве трудно иметь достаточно связей, и так далее и тому подобное, много комплексных причин. Но при этом в детстве и юности мне уже хотелось быть ПОТРЕБИТЕЛЕМ конференций. То есть конференции - это пример действия, которое ребёнку или молодому человеку может быть НУЖНО для радости, но которое он сам себе пока устроить не может.

Так и с интеллектуальной стимуляцией, например. Ребёнок себе сам её устроить в детстве может не более, чем организовать конференцию. Но стимуляция даёт радость, и её могут устроить окружающие взрослые. Постепенно, в течении многих лет, подрастающий ребёнок учится устраивать себе такую стимуляцию сам. Вплоть до конференций :-) Это ответ на следующее Ваше замечание: "Без стимуляции становится больно, плохо, нет радости в жизни" - да, допустим это так - но кто будет стимулировать подобного индивидума всю жизнь? Может, лучше старатся не приучать к стимуляции, а постараться помочь жить без нее? То есть: некоторые вещи ребёнку нужны, но сам он их пока устраивать себе не может. Устраивают ему поначалу родители и другие взрослые, а потом, постепенно, много лет, ребёнок учится устраивать себе всё сам. И в этом учении ему надо тоже помогать.
18.01.2005 23:05:33, Мария Д.
Ничего он не научится устраивать сам, если с раннего детства является "тащимым за шкирку к светлому будушему" объектом. И зачем и в этом помогать, если потом понадобится еще в чем-то помогать - и так бесконечно.... А как только исчезает "ведуший" все летит кувырком. Вот мне близко понятие "Целью воспитания является умение обходится без воспитателя". А по вашему выходит, что "раннее развитие" должно продолжатся много лет, годов, так до 30 - в чем я с вами полностью согласна. Но в реальности-то не многие родители и педагоги по раннему развитию готовы "тянуть на себе" этого "раннеразвитого" до такого возраста - и сбрасывают ношу с плеча раньше времени. А "детки" - приученные к стимуляции, сами еще не могут ничего - рано, вот и спиваются и сходят с ума, и кончают с собой. Это как дикие лесные животные, взятые в младенчестве в дом - их уже нужно потом кормить всю их жизнь, в лесу, в дикой природе, они погибнут. "Мы в ответе за тех, кого приручили" Гротескно обрисовываю, конечно. Но не хотелось, что-бы про этот аспект забывали. 19.01.2005 01:32:26, _Ирунчик
СМ
И все же - из чего следует, что ребенка, с которым чем-то занимались в детстве (причем, неважно, математикой или пуговицы застегивать), придется всю жизнь ТЯНУТЬ? Если такое происходит, надо ковыряться в психологии, особенно родителя. РР к этому прямого отношения не имеет, оно - не первопричина.

И еще согласна полностью с Марией - детям ДОЛГО МОЖЕТ БЫТЬ нужна помощь, в разном объеме, в разных задачах. Просто не получив ее от родителей, дети либо находят другие источники (вариант - родители эти источники находят для детей), либо какой-то этап остается непройденным, либо какая-то проблема рассасывается (а может переходит в "хронь", и если она все же человека беспокоит, тот он может ее в сильно взрослом состоянии решить).

19.01.2005 15:49:35, СМ
lise
"тянуть" обычно нужно если в семье или в школе нет среды для развития именно по етим направлениям...
ну например в семье математиков или программистов не нужно будет особенно "тянуть" математику (в семье уже накоплен определенный опыт, знания, связи, знакомства наконец) ...
или в семье музыкантов... или художников...
а вот если ребенок занимается чем то другим, то ето обычно приходится именно "тянуть"...

мы например тянем занятия музыков, т.е. "родители эти источники находят для детей", но нахождение источников ето не все, семейная поддержка и стимуляция очень важна
19.01.2005 16:00:18, lise
СМ
Мне слово "тянуть" в принципе не очень нравится, то, что ВЫ описываете, вполне можно делать и так - подсказать, предоставить информацию, натолкнуть на мысль, живо интересоваться делами ребенка и тп.

Ну и к ВАм вопрос - боитесь ли Вы, что из Ваши прикладываемые усилия по музыке, скажем, будут вечны? Или, что Ваши усилия каким-то образом помешают ребенку адаптироваться в обществе? Подозреваю, что нет. Мы тут сыр-бор затеяли (насколько я сама помню :)) по поводу потенциальной угрозы детям от родителей, которые чем-то занимаются :)
19.01.2005 16:38:15, СМ
У меня похожая история. С музыкой связи у семьи - ноль целых, фиг десятых. Не было ни одного знакомого музыканта, на концерты ходили раз в несколько лет в поездках, ну, дома СД были, так, в машине послушать. Никто ни на чём не играл и никогда не пел. В итоге музыкальная среда для ребёнка несколько, гм, рукотворная. Хотя уже сейчас, дочке шесть, кое-что она сама себе начинает устраивать. Но это менее естественно, чем математика, которой муж и я занимаемся по жизни. Там и знакомые, и книги, и сайты математические, наши же статьи и так далее. Ребёнок в этом просто и естественно живёт. А в музыку мы входим через ребёнка; кстати, радостно это всей семье, я дочке очень благодарна. 19.01.2005 21:08:32, Мария Д.
пчела Майя
Меня пугает другое - когда мальчик тренируется к олимпиаде высокого уровня, лет ему при этом 14-15, но при нем все время ходит мама, и если ему задать вопрос (не про науку, а бытовой), то она отвечает. 19.01.2005 16:10:07, пчела Майя
СМ
ИМХО, проблема у мамы. Однако такие мамы есть и не только у детей, одаренных в чем-то. 19.01.2005 16:32:50, СМ
пчела Майя
Проблема-то изначально у мамы, но эта мама с ним уже живет все эти годы, и результат уже налицо. Такие мамы, конечно, бывают у всяких детей, но в случае с одаренными у них есть такая специальная логика, что мол ты у нас талантливый, ты главное учись, а всякие низменные вещи не для тебя. Ну и получается то, что получается. Мой знакомый преподаватель СУНЦа, который как раз статистику собирал по олимпиадникам, он им показывает периодически, что мир вращается не вокруг них. Они выезжают в летний учебный лагерь, но там, в отличие от других летних школ, с ними особо не носятся. Во-первых, живут они в палатках, во-вторых, дрова и готовка с дежурных. Одно время, когда они ездили в общину Китеж, то с них еще была помощь в строительных работах. И не только в них впихивают скорее-скорее разные знания, а они сами обучают местных детей всякому разному. При этом, когда он рассказывал про лагерь, он краски еще сгущал, однако отбоя от желающих не было. 19.01.2005 16:50:14, пчела Майя
Отличная, просто отличная идея! А сайт у них есть? Описания какие-то? 19.01.2005 21:09:41, Мария Д.
пчела Майя
Я знаю только статью по ссылке, но она про частные аспекты. 19.01.2005 22:56:49, пчела Майя
Спасибо! Очень интересно. Про роль денег особенно. Заставляет задуматься. 19.01.2005 23:34:21, Мария Д.
lise
я бы не была так однозначна (глянула специально в регу чтобы убедится что у вас нет сына ;-))

конечно 14-15 лет, ето наверное скорее проблемы мамы, но от ребенка тоже может зависеть, мой сын например тоже не совсем самостоятельный ребенок, мы конечно с етим по возможности боремся, но с другой стороны пытаемся учесть его индивидуальность, многих вешей (бытовых) он например просто не замечает (они для него не сушествуют), ко многому он еше не готов (ездить например куда то самостоятельно на автобусе), мы его подготавливаем постепенно...
наша 3-х летняя дочь совсем другой ребенок, вполне самостоятельный, ничего специального мы в етом плане не предпринимали ...
19.01.2005 16:44:54, lise
СМ
Да, сына нет, но есть например, горстка племянников, есть сыновья подруг..

Я согласна, что ребенки разные бывают, и уже писала, что помощь требуется Разная, на разных этапах. Ребенок развивается во всех направлениях, а родитель (ИМХО) должон следить, где поддержать, а где уже не надо.

С самостоятельностью тоже по-разному, это я прекрасно понимаю. Ребенку нужно постепенно перекладывать ответственность за него на его собственные плечи, справляется с тем-то, двигаемся дальше.

Виртуальная мама из сообщения Пчелы Майии (ИМХО), по каким-то своим внутренним причинам боится отпустить сына и в результате не дает ему развиваться в социально-бытовом направлении. Может, боится потери ощущения нужности, а другой цели не знает, может, воплотив личные амбиции через сына, хочет тоже "постоять в софитах", многое там может быть.
19.01.2005 17:10:36, СМ
Может, там синдром Аспергера сильный, мало ли что. Кто знает; со стороны не видно. 19.01.2005 21:10:37, Мария Д.
Лумира
спасибо, ваш пост очень помог! 19.01.2005 11:18:48, Лумира
В общем, подумалось, что мы фокусируемся на двух важных, и разных, сторонах развития. Одна - устраивать хорошо; вторая - учиться устраивать хорошо :-) Важны, повторюсь, обе стороны. Важно и одеть малыша, и помочь ему научиться одеваться. Важно и устроить развивающую среду, и помочь ребёнку научиться устраивать развивающие среды. Второе, кстати, сложней. Может, отдельной темой? Вы, видно, много думали об этой стороне... 19.01.2005 05:12:10, Мария Д.
Сорри, что вклиниваюсь. Меня зацепила фраза "помочь ребенку научиться устраивать развивающие среды".

Вынесите в отдельный топик плиз, мне кажется многим будет интересно.

Что можно на эту тему почитать?
20.01.2005 01:39:57, Аннна
Да, если ребёнок всегда является тащимым, если ему не помогать учиться устраивать - таки он не научится. А если помогать учиться устраивать, так научится. Многие вещи для маленьких детей делают родители - кормят, одевают... А потом дети эти вещи учатся делать сами, а родители помогают им учиться. Так и с развитием. Сначала родители, потом вместе, потом сами. Когда наступает это "потом"? Зависит от сложности навыка. У диссертантов взрослых-седых есть научные руководители :-))

Да, человек развивается всю жизнь, и всю жизнь ему в этом, да, помогают другие - мастера, гуру, друзья, соседи, менеджеры, родители и дети, ученики. Человек существо общественное. Вот этот аспект важен.
19.01.2005 05:06:41, Мария Д.
СМ
Это, как я понимаю, тоже интуитивное построение? Или у Вас есть ссылки на соответствующие исследования?

Немного ОФФ - читаю Вас и не могу отделаться от ощущения, что Вы все время занимаетесь стройкой оборонительных рубежей. Хотите верьте, хотите проверьте, но можно быть и ярким, и не притягивать негатива никакого, а совсем наоборот :)
18.01.2005 16:43:40, СМ
Конечно, нет ссылок на соответсвтующие исследования. Построения мои личные, не интуитивные, а скорее, логические.
по "немного Офф":
Можно я вам на слово поверю, проверять что-то не хочется? :-) так уютно мне за оборонительными рубежами...
18.01.2005 17:08:07, _Ирунчик
Пусть будет глупым как серая масса? Может лучше поискать соответствующую реферрентную группу?

Сравните: обычная средняя школа и хорошая матшкола.
18.01.2005 16:14:57, Надежда К
пчела Майя
А в школе обычно все хорошо. И в исходном топике проблемы были не в школе. 18.01.2005 16:23:23, пчела Майя
Ну, у меня как раз проблемы были в школе, пока в более сильную не перешла. Этакая белая ворона, пытающаяся мимикрировать. :)

Я привела как пример для сравнения. Можно по подворотням болтаться (и чувствовать там себя чужим), а можно в авиамодельный кружок пойти. Хотя, это смотря в чем вундеркинды. Один мой хороший знакомый прирожденный лидер (вундеркинд в социальном развитии?) и для него подворотня - лучшее времяпрепровождения было. :))
18.01.2005 16:38:55, Надежда К
СМ
Никак не могу согласиться с названием заявленной темы после прочтения текста.

Я согласна со Штушей - мало данных для попытки делать выводы. Если уж на то пошлО, развивали обоих, но трагедия случилась только с одним, уже поэтому видно, что неоднозначно все.

ИМХО, попробовать прогнозировать ситуацию, можно, посмотрев на родителей (опять же - только попробовать) - здоровы ли (особенно душевно), счастливы ли?

По поводу занятий вывод, ИМХО, банален - почему занятия математикой, например, должны мешать или противоречить общению с другими людьми? Я как-то давно тут уже выступала на тему, почему родители занимаются РР. Амбициозность ТОЖЕ бывает причиной занятий, но далеко не единственной. И амбициозность родителей МОЖЕТ привести к проблемам с психикой детей (и тут нет гарантий, что обязательно).
18.01.2005 13:08:22, СМ
Совершенно согласно. Кроме того, совершенно непонятно, почему делается привязка трагедии к вундеркиндству?

18.01.2005 16:18:09, Надежда К
Лумира
не привязка, наоборот пытаюсь понять почему такие успешные в детстве люди, развивающиеся активнее и удачнее всех ровестников перестали быть такими во взрослом возрасте? Не могу для себя уяснить: развивая своего ребенка и гонясь за результатами не упускаю ли я чего? 19.01.2005 11:07:36, Лумира
Да, да, да - последняя фраза - золото. Способные дети, подстегиваемые родительскими амбициями испытывают постоянные психологические перегрузки - я не такой как все, я лучше других, я достигну вершин в жизни - это очень мешает общению и не дает ощущения внутреннего покоя и счастья. Вундеркинды - в глазах родителей и учителей - "пупы земли", их не учат работать в команде - вместо ожидаемого восхищения от коллег и друзей они получают зависть и раздражение. Конфликт между ожиданием и действительным.
Глубокая ошибка родителей способных детей - не ставить на первое место психологический комфорт и психическое здоровье. если хочешь счастья ребенку - старайся развивать глубокий интерес и искреннее сочувствие другим людям, нужно как можно более плотно "вписать его в общество". Человек - существо стадное. Отбившихся от стада "забивают копытами" - и нужна очень-очень крепкая психика (прямо выдающаяся) что-бы противостоять этому, кто не сможет - тот сопьется(тысячи и тысячи), кто способен выдержать "забивание копытами" всем стадом - становится вожаком и ведет свое стадо куда хочет. (но вожаков-то единицы) Мое личное мнение.
18.01.2005 11:58:00, _Ирунчик
Лумира
согласна 18.01.2005 12:33:45, Лумира
Штуша
Чтобы ответить на вопрос, почему так получилось, недостаточно данных.
Очень похожая картина в семье моего мужа - 2 таких вот брата-вундеркинда в семье научных работников, с окончанием физ-мат школы в 14 лет. Мне достался старший :)) Анаши под кроватью, вроде, не видно. Не в Хьюстоне, но и не рвутся. Нормальные молодые люди, с нормальной работой. Правда, их обучали не только на олимпиадах побеждать, но и за здоровьем следить, в походы ходить, пироги печь, шить, квартиру ремонтировать, мебель делать, дом строить так, чтобы не развалился... Много чему.
18.01.2005 11:52:04, Штуша
Лумира
Раз пишите "обучали", значит роль родителей была все же основополагающей... 18.01.2005 12:32:41, Лумира
Штуша
Ну, сложно сказать. Эта роль не была основополагающей всегда. Скажем, в ранеем возрасте их заинтересовали многими вещами. А когда эти гаврики стали постарше, они уже очень много самообучались. В принципе, они были весьма самостоятельными с раннего возраста. Хотя всегда родители им могли помочь советом (да и сейчас так).
Я не знаю, как с ролью родителей обстоит в случае Ваших знакомых. Только написано, что родители уделяли им много внимания.
18.01.2005 15:35:48, Штуша
Хоть я и не вундерукинд :) но на своем опыте знаю, что уметь учиться и уметь извлекать пользу из своих знаний - разные вещи. 18.01.2005 11:44:56, Маграт


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!