Перечитывала дискуссии в конфе на темы "Пиф-паф", " Где найти сказки без смерти.." и подумала, что действительно мы, взрослые, сознательно избегаем говорить с детьми на темы, занимающие в нашей жизни значительное место - темы смерти и секса. Сознательно делаем тайну из обыденных в общем-то вещей.. И от недополучения информации от нас, самых близких людей, потом вырастают проблемы.. Не говорить о смерти - появится страх, т. к. наверняка ребенок что-то добавит от себя к уже имеющейся в его маленьком мире информации.. Секс? ну не убережешь от созерцания некоторых сцен на экране телевизора.. Умалчивать или "делать загадочное лицо" - кто знает чем это чревато? Это в Советском союзе секса не было:) А теперь очень хочется, чтоб и в этом у ребенка все было в порядке в будущем!
Вопрос - КАК об этом говорить?! С чего начать и к чему идти? Чувствую, что вот-вот гром грянет..вопросов уже очень много.. Но как быть с этим? И почему так сложно об этом даже думать? Может нам в детстве недорассказали недопоказали чего-то и это теперь мешает? Собственные комплексы?
Конференция "Раннее развитие""Раннее развитие"
Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Для верующих людей проблем с разговорами о смерти вообще нет :)
А о сексе - еще не знаю как. Постараюсь как-то это связать с любовью, объяснить, что это выражение любви, чтобы могли появиться детки. Постараюсь найти хорошие книги или фильмы, где показано, как ребенок развивается в матке, как рождается, как его кормят грудью.
Т.е. для меня важно закрепить на образах именно связку секс - это прежде всего выражение любви между мужем и женой и это прекрасно именно потому, что от этого рождаются дети. В подростковом возрасте, понятно, ребенок будет думать, что секс не только для этого или даже совсем не для этого, но в итоге детские представления возьмут потом верх :))) 28.02.2004 13:03:33, Janet
А о сексе - еще не знаю как. Постараюсь как-то это связать с любовью, объяснить, что это выражение любви, чтобы могли появиться детки. Постараюсь найти хорошие книги или фильмы, где показано, как ребенок развивается в матке, как рождается, как его кормят грудью.
Т.е. для меня важно закрепить на образах именно связку секс - это прежде всего выражение любви между мужем и женой и это прекрасно именно потому, что от этого рождаются дети. В подростковом возрасте, понятно, ребенок будет думать, что секс не только для этого или даже совсем не для этого, но в итоге детские представления возьмут потом верх :))) 28.02.2004 13:03:33, Janet

А о смерти проще говорить в верующей семье, потому что неизвестности нет. 28.02.2004 12:52:28, колобоча


А лишний раз поднимать тему секса и говорить об этом ,ИМХО,вряд ли пойдет на пользу. Если ребенок соотв. возраста спросит,то можно ответить на вопрос и не подогревать интереса. 29.02.2004 18:20:15, колобоча
Мне кажется, знание фактов и душа находятся в разных плоскостях. А вот ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - это уже из области морали, и там душа начинает показываться :-) Так что важно с самого начала "догонять" защитные интерпретации, чтоб душа была в порядке. При этом мне лично нравится строить широкую базу из фактов и потом в ней разводить интерпретации... Например, механизм размножения - из области "фактов," а понятие "шлюха" - из области интерпретаций :-)
02.03.2004 04:47:53, Мария Д.

Щас мы в философию полезем :-) Отделима ли интерпретация от фактов?
На мой взгляд, есть некий градиент. Все градации между "мне это нравится" (больше интерпретации, мало фактов) и "в яйце в среднем содержится 6г белка" (больше фактов, меньше интерпретации). Сказать, что эти два утверждения не отличаются по структуре, как-то язык не повернётся. Но и сказать, что существуют "чистые факты" или "чистые интерпретации" - невозможно. 04.03.2004 20:25:02, Мария Д.
На мой взгляд, есть некий градиент. Все градации между "мне это нравится" (больше интерпретации, мало фактов) и "в яйце в среднем содержится 6г белка" (больше фактов, меньше интерпретации). Сказать, что эти два утверждения не отличаются по структуре, как-то язык не повернётся. Но и сказать, что существуют "чистые факты" или "чистые интерпретации" - невозможно. 04.03.2004 20:25:02, Мария Д.

Я за сказки! В первую очередь народные. Это же метафоры, символы, которые не надо объяснять... Ух, я бы много, что написала на эту тему; это же одна из тем моего диплома. 27.02.2004 00:14:47, Веселая Медуза

Сказки действительно настолько иносказательны, что читая одну и ту же сказку 10 раз подряд, у ребенка будет 10 разных вариантов понимания, совершенно отличных от нашего понимания.. И вмешиваться в это очевидно не стоит..
Кто-то в конфе вспоминал Выгодского, что мышление ребенка образно. Волк с распоротым брюхом - образ, волк съедающий бабушку-козлят-и прочее - тоже образ и ребенок возможно не думает в этот момент о смерти.
Но когда у дедушки нашего умер любимый пес и дедушка плакал на глазах ребенка - это уже не сказочный образ, потому что ребенок потом спросил: Где Аррик? Куда ушел?
Вот. Что говорить в таких ситуациях? Как-то я не знаю.
Врать нехорошо, отмахиваться тоже:) Правда, но в каком варианте и количестве? 27.02.2004 11:29:22, Leeni

А чтобы вы рассказали, например, инопланетянину о смерти? Т.е. если бы не надо было бояться испугать и тп. Вы можите вообще сформулировать ответ? (Я просто поняла, что не могу пока) Вспоминая свое детство и слушая рассказы других, понимаю, что страх смерти в детстве шел от недостатка информации, были вопросы и не было ответов. Родители или отмалчиваются, или отвечаю так, что понятно "что-то скрывают".
28.02.2004 11:04:22, Веселая Медуза

Здорово. А мы сочиняем их много как раз. В смысле, вместе с ребёнком, и каждая отдельно. Мне очень помогает. Вот бы диплом почитать. Его на интернете нет случайно?
28.02.2004 16:47:17, Мария Д.
Я говорила много и с самого раннего возраста, ну с годика наверное :-) Сначала чисто физиологически. В теме смерти помогли домашние животные, время от времени умирающие. Они же и в вопросах размножения (не секс). Крыс мы разводили. Видео смотрели про природу, как оно бывает. Про людей в том числе, есть замечательный фильм NOVA, вот их сайт; http://www.pbs.org/wgbh/nova/miracle/windows.html - про то, как зародыш в животике размножается. Ну и каждый раз, как тема всплывает в песне или в фильме или в жизни - чуть-чуть пообсуждать в новом контексте, добавить к пониманию, перестроить на новом уровне.
26.02.2004 19:06:01, Мария Д.

Приходится Димке сразу трусы надевать :)) 26.02.2004 18:58:01, Елена П.

наглядно - это когда ребенок при принятии родов присутсвует. все остальное мало чем отличается
27.02.2004 18:04:18, Шин
Можно на видео показать и единственному. У нас есть медицинский канал, там их всё время крутят, 24 часа в сутки. Но там страшные роды, а вот кассета про домашние роды у дочки долго любимой была.
27.02.2004 19:10:52, Мария Д.

"Неужели все так быстро кончается? - подумал Ослик.-
Неужели кончится лето умрет Медвежонок и наступит зима? Почему это не может
быть вечно: я, лето и Медвежонок?
Лето умрет раньше всех, лето уже умирает. Лето во
что-то верит. поэтому умирает так смело. Лету нисколько себя не жаль -
оно что-то знает. Оно знает что оно будет снова! Оно умрет совсем ненадолго,
а по- том снова родится. И снова умрет... Оно привыкло. Хорошо, если бы
я привык умирать и рождаться. Как это грустно и как весело!.."
Медвежонок зашуршал опавшей листвой.
- О чем ты думаешь? - спросил он.
- Я?.. Лежи, лежи,- сказал Ослик.
Теперь он стал вспоминать, как они встретились,
как под проливным дождем пробежали весь лес, как сели отдохнуть и как Медвежонок
тогда сказал:
- Правда, мы будем всегда?
- Правда.
- Правда, мы никогда не расстанемся?
- Конечно.
- Правда, никогда не будет так, чтобы нам надо было
расставаться?
- Так не может быть!
А теперь Медвежонок лежал на опавших листьях с перевязанной
головой, и кровь выступила на повязке.
"Как же это так? - думал Ослик.- Как же это так,
что какой-то дуб разбил Медвежонку голову? Как же это так, что он упал
именно тог- да, когда мы проходили под ним?.."
Прилетел Аист.
- Лучше?..- спросил он.
Ослик покачал головой.
- Как грустно! - вздохнул Аист и погладил Медвежонка
крылом.
Ослик снова задумался. Теперь он думал о том как
похоронить Медвежонка, чтобы он вернулся, как лето. "Я похороню его на
высокой- высокой горе,- решил он,- так, чтобы вокруг было много солнца,
а внизу текла речка. Я буду поливать его свежей водой и каждый день разрыхлять
землю. И тогда он вырастет. А если я умру, он будет делать то же самое,-
и мы не умрем никогда..."
- Послушай,- сказал он Медвежонку,- ты не бойся.
Ты весной вырастешь снова.
- Как деревце?
- Да. Я тебя буду каждый день поливать. И разрыхлять
землю.
- А ты не забудешь?
- Что ты!
- Не забудь,- попросил Медвежонок.
Он лежал с закрытыми глазами, и если бы чуть-чуть
не вздрагивали ноздри, можно было бы подумать, что он совсем умер.
Теперь Ослик не боялся. Он знал: похоронить - это
значит посадить, как деревце.
Это с сайта anastasia.ru, может, кому понравится? 26.02.2004 17:48:11, Елена П.
Философски, но слишком, слишком грустно. Я согласна, что о сексе, зачатии и прочем надо говорить и говорю, а вот темой смерти предпочитаю не морочить ребенку голову и говорю, что когда она вырастет, изобретут такие таблетки специальные от старости, и что в нашем роду все живут долго и она будет жить до 100 лет (хотя это не совсем так), что умирают, в основном, только старые. Что такое смерть, понятно, она знает и сталкивалась. Но неужели надо так рано убивать у ребенка веру в чудеса и расстраивать? Вырастет - разберется. И почему смерти не надо бояться? Это старики (некоторые) и философы ее не боятся, а все остальные боятся, естественно. Для верующих, наверно, это проблема снимается. Все просто: ад, рай, ангелы, вечная жизнь и т.д. Тоже замечательный выход. Но в нашей семье это не поощряется.
26.02.2004 21:30:59, Домоседка
Я считаю, не надо бояться смерти. В смысле, надо бояться (для самосохранения, инстинкт ещё никто не отменял) - но надо СПРАВЛЯТЬСЯ с этим страхом на философском уровне. То есть на уровне "не полезу на тонкую ветку высоко" страх полезен как предупреждение, а глобально - не думаю.
27.02.2004 01:08:03, Мария Д.
Во-первых, смерть попадается на пути и гораздо раньше. Муху прихлопнул, вот и смерть. Во-вторых, в пять поздновато начинать, уже шок будет, а в два-три спокойно идёт вся эта БИОЛОГИЯ. На которую в четыре-пять начинает надстраиваться философия ;-)
27.02.2004 17:35:17, Мария Д.
Вы думаете, что если именно вы не скажете, ребенок не поймет? Если не объясните, что случилось с мухой - ему не ясно будет? Он на самом деле не такой глупый. Просто акцентировать на этом внимание я бы не стала. Зачем? Не надо думать о смерти ни в 2 ни в 5 ни в 7. "Пусть всегда буду я" - уверенность детства не хочется разрушать.
29.02.2004 01:10:23, Домоседка
Что такое "понимание"? Для меня это во многом явление КУЛЬТУРЫ. То есть, да, ребёнок вполне может в два года сам понять идею "муха летала, муха теперь не летает и больше уже не будет" :-) Но ребёнок живёт в культуре, а не в диком лесу, как Маугли. То есть на тему смерти ему нужно понимать не только прямую биологию, но и огромную систему метафор, философских воззрений, человеческих эмоций и способов их выражений.
Например, возьмём какую-нибудь песню на тему любви и смерти :-) Скажем, Цой "Группа крови". Мы её с дочкой как раз слушали, да, около четырёх лет. И говорили о многом. Например, "не остаться в этой траве" как эвфемизм смерти, и почему люди вообще используют эвфемизмы, и какие ещё бывают (ушёл, нет с нами). Зачем солдатам группа крови на рукаве, и почему гражданским это менее важно. Что такое солдат. Почему люди соглашаются быть солдатами. Всё это были детские вопросы, которые позволили мне помочь ребёнку получше понять КУЛЬТУРУ, связанную с темой смерти. Это к тому, что мы сейчас разговариваем в конференции "ранее развитие" :-)
Согласна, что не стоит акцентировать отдельное внимание на смерти, как будто это такая уж особая тема - но среди остальных тем, например, языки, системы счисления в математике, история географических открытий, и этой тоже уделять развивающее внимание. 29.02.2004 17:00:30, Мария Д.
Например, возьмём какую-нибудь песню на тему любви и смерти :-) Скажем, Цой "Группа крови". Мы её с дочкой как раз слушали, да, около четырёх лет. И говорили о многом. Например, "не остаться в этой траве" как эвфемизм смерти, и почему люди вообще используют эвфемизмы, и какие ещё бывают (ушёл, нет с нами). Зачем солдатам группа крови на рукаве, и почему гражданским это менее важно. Что такое солдат. Почему люди соглашаются быть солдатами. Всё это были детские вопросы, которые позволили мне помочь ребёнку получше понять КУЛЬТУРУ, связанную с темой смерти. Это к тому, что мы сейчас разговариваем в конференции "ранее развитие" :-)
Согласна, что не стоит акцентировать отдельное внимание на смерти, как будто это такая уж особая тема - но среди остальных тем, например, языки, системы счисления в математике, история географических открытий, и этой тоже уделять развивающее внимание. 29.02.2004 17:00:30, Мария Д.

Так ребенка краткое объяснение интересует, мимолетная грусть - и все. Или большое горе, если умер домашний любимец. Но горе проходящее. Стращно представить, что ребенок действительно, станет именно думать о смерти. Это проблема уже.
29.02.2004 01:20:26, Домоседка
В любой книге по психологии развития, нормы на 5-6 лет - мысли о смерти.
29.02.2004 17:01:23, Мария Д.


А в ангела ваш ребенок поверил? Вот это пожалуй очень важно для меня.
Мы с дочкой ездим на кладбище, там похоронена моя первая дочка. Долго не знала(и до сих пор не определилась) что сказать об этом??? Потом сказала про ангелочка. Образ такой получился:) Дочка пытала: Так и где ангелочек? Хочу посмотреть на ангелочка!!
Сказала, что он живет на небе и оттуда смотрит на нас. Ну не знаю, что с этим делать??
27.02.2004 14:13:21, Leeni
У нас это чисто ролевая игра. Посмотрите ещё обсуждение про ангелов в соседней конференции (ссылка ниже). Ангел в таком ключе для меня - метафора светлой памяти. С религиозной точки зрения, наверное, лучше посоветоваться в своей церкви на тему. Кстати, я потеряла первого ребёнка, и мою дочку это очень впечатлило. У неё лет с двух была воображаемая сестра (возраст сходился), по описанию - бродяга, живущая далеко. Вот такие осмысления...
27.02.2004 17:38:57, Мария Д.
Эта сказка «проповедует», что умерев мы родимся снова ИМХО, т.е. это неправда, хоть и успокаивающая J для малышей.
26.02.2004 18:08:10, Натал
Не надо быть верующим, чтобы знать законы мироздания, они для всех одинаковы. Сейчас достаточно литературы, чтобы составить об этом своё мнение. Странно утверждать то, чего сам не знаешь.
27.02.2004 10:14:54, Panasya


Страх возникает перед неизвестным либо перед болезненным, я так понимаю. Поэтому любая неправда страх убирает только до тех пор, пока ребенок не поймет, что это не так - не любые методы хороши. Не лучше ли сразу объяснять все как есть но на детском языке. У верующих именно так – о смерти говорим как о нормальном и даже интересном этапе жизни. Остаются страхи связанные с болью и болезнями, которые часто предшествуют смерти, но это уже другое.
27.02.2004 09:38:19, Натал

И что такое детский язык? Мы говорим дома на обычном русском:) На уровне детских представлений? У-у, не знаю,как это? 27.02.2004 11:33:46, Leeni


А для детей по-моему неплохо 26.02.2004 18:49:57, Елена П.
Говорить или нет, понятно, что говорить, никогда не замалчивать и всегда отвечать на вопросы честно, даже если эти вопросы не заданы вслух. Чего я опасаюсь, так это информации, которая преподносится моему ребенку и промывает ему мозги в обход меня и в противовес тем нормам, которые я стараюсь вложить. Одно дело мама объяснит, что дети появляются из животики, когда папа и мама любят друг друга, другое дело показать ребенку эротику. Одно предотвратит комплексы и будет своевременно, и разовьет доверие ребенка, другое только комплексы создаст. Разве не поток и не качество информации играют роль? И не всегда образовательную, и не всегда это полезно моему ребенку это знать уже сегодня, и думать об этом в таком количестве. А то, что по статистике 70% девочек 10-11 лет пытаются худеть.. разве это не результат того, какое огромное количество информации о полноте и диетах мы получаем. А это формируют комплексы относительно своих тел даже у маленьких детей, тогда как я пытаюсь привить ему уверенность в себе... По сексу точно – знаю людей, которые детьми научились в детстве мастурбировать потому, что узнали что это такое и как это делается по наводке родителей. И подружки детей постарше рассказывают, что дети играют абсолютно во все, и первоклашки, от кого ничего не скрывают, играют в секс. И ведь не в любовь папы и мамы, а в гротескные встречи случайных людей из телевизора... Опять же, что вовремя в 16 лет в 6 лет может быть не вовремя.
26.02.2004 17:47:05, Натал
70% девочек 10-11 лет пытаются худеть.. разве это не результат того, какое огромное количество информации о полноте и диетах мы получаем
по той же статистике у детей мам. которые собой довольны, таких проблем нет. НЕЗАВИСИМО есть ли такие проблемы у самих мам. 26.02.2004 23:01:50, Шин
по той же статистике у детей мам. которые собой довольны, таких проблем нет. НЕЗАВИСИМО есть ли такие проблемы у самих мам. 26.02.2004 23:01:50, Шин
Мне кажется, вопрос не в количестве информации, а в уровне и глубине её ПОНИМАНИЯ. Поэтому я считаю таким для себя важным работать на ОПЕРЕЖЕНИЕ потока информации. То есть чтоб уровень понимания ребёнка опережал ту информацию, которая в сторону ребёнка идёт.
26.02.2004 19:08:38, Мария Д.


Я за честность в словах вообще-то, но пока жутко страшно:) 26.02.2004 18:48:54, Leeni


Объясняла я, что у некоторых людей так устроено, что через дырочку тяжело. Что раньше такие женщины умирали, а сейчас придумали операцию и спасают.
27.02.2004 01:09:47, Мария Д.

Что именно страшно? Опишите ситуацию, которой боитесь, как можно более подробно.
26.02.2004 19:06:50, Мария Д.

Не скажу, что боюсь сама этой самой с косой..:) Нет, боюсь, что дочка будет бояться. Вспоминая себя в детстве, помню, что стояла у окна и смотрела в сторону кладбища и не могла постичь КАК ЭТО БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ЖИТЬ? И бесконечность неба пугала..
А задумалась потому, что дочка уже спросила, что такое "погибли"? Она слышала это слово по телевизору, когда показывали кадры Трансильваня..
Вчера решила попробовать рассказать сказку про желудь, который все лето преспокойно висел на дереве, а под осень упал и падая, боялся погибнуть, но возродился в дерево..
Дочка смотрела на меня большими, ставшими черно-карими глазами.. И я поняла, что не достаточно этого, я не справилась.. Она спросила: "что такое погибли? Дедушка сказал: Люди погибли, жалко..Как это погибли?"
Я испугалась и теперь переживаю, что только разбудила массу вопросов, а не ответила. 27.02.2004 11:16:03, Leeni
Ага. То есть это как бы педагогический :-) страх. Что Вы не сможете защитить и научить на сто процентов. И это правда :-) Ведь ребёнок - не инженерная, а экологическая система, с ЖИВЫМ, саморегулирующимся балансом. Это когда дом строишь, можно заранее рассчитать нагрузки, и если правильно рассчитаешь - дом выдержит. У ребёнка по-другому. Ты даёшь инструменты, конечно, но ВКЛЮЧАЮТСЯ они в работу ПОСЛЕ того, как что-то их потребовало. То есть существует какой-то промежуток времени между моментом "заметил трудность" и моментом "саморегуляция перевела в новое состояние, соответствующее трудности".
Возьмем идею смерти. Наверняка на каком-то этапе ребёнку будет и страшно, и грустно, и странно. НО - главное не то, что так будет, а то, как ребёнок из этого выйдет, как справится и чему научится. То есть можно работать над заметным снижением страхов, конечно...
Но я не вижу страх, как врага. Он плохой хозяин, но очень хороший слуга. Я, пожалуй, его приглашаю на службу :-) в том числе предлагаю ребёнку. Не надо бояться страха, мне кажется, а стоит его осознанно использовать. И ребёнку помогать осознавать и использовать. "Ты боишься? Замечательно! Это поможет тебе достичь твоих целей". 27.02.2004 14:06:06, Мария Д.
Возьмем идею смерти. Наверняка на каком-то этапе ребёнку будет и страшно, и грустно, и странно. НО - главное не то, что так будет, а то, как ребёнок из этого выйдет, как справится и чему научится. То есть можно работать над заметным снижением страхов, конечно...
Но я не вижу страх, как врага. Он плохой хозяин, но очень хороший слуга. Я, пожалуй, его приглашаю на службу :-) в том числе предлагаю ребёнку. Не надо бояться страха, мне кажется, а стоит его осознанно использовать. И ребёнку помогать осознавать и использовать. "Ты боишься? Замечательно! Это поможет тебе достичь твоих целей". 27.02.2004 14:06:06, Мария Д.

Читайте также
Как эффективно отбелить тюль и продлить его жизнь
Надоел пожелтевший тюль? Хотите вернуть ему сияющую белизну, но не знаете, с чего начать? В нашей новой статье вы найдете полный гид по отбеливанию тюля в домашних условиях! От проверенных народных методов (зеленка, соль, перекись) до современных кислородных отбеливателей
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.