Раздел: Методики раннего развития

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

стоит ли вводить

Девочки, у меня вот какой вопрос. Я с Сашкой (нам 2,7)достаточно много стараюсь заниматься. Но еще в раннем детстве мне один очень опытный педагог сказала, до 3 лет ни в коем случае не вводи знаковую систему, т.е. буквы, цифры и и.д. Обосновала тем, что у малыша активно развивается пока творческое полушарие, как заложено природой, а если раньше времени ввести знаки, то несколько раньше загружается другое логическое полушарие и сфера развития эмоций притормаживается. Во-всяком случае, она сказала, что с таким же упоением как сейчас рассматривать репродукции картин,например, он не будет точно. И еще перечислила кучу, чего делать не будет. Потому что тут же интерес уйдет в другую сферу. И вот я со своим малышом занималась всем чем угодно, но на творчество, моторику, логику. Эту же теорию (не вводить знаки) мне как-то в беседе подтвердила Лена Давыдова. И еще несколько психологов. Некоторые даже советуют до 5 лет не вводить знаки. Но я смотрю у вас все детки уже в два года знают буквы и названия цифр - а надо ли это? Мы считаем апельсины, ложки... А может быть, действительно, надо вводить и цифры? И уже учить буквы?
16.01.2004 01:03:31,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Обычный русский язык - высокоабстрактная знаковая система. Ребенок ее начинает понимать еще до года. Картинки в книжках - тоже "знаки", только, в профессиональных терминах, "иконические" - похожие на обозначаемое. Например, вот это все - кошки! Точней, СИМВОЛЫ кошек в рисунках, это же не настоящие, живые кошки:





И ребенок уже года в полтора их как таковых опознает.

Что имела в виду педагог? Что с маленькими детьми НЕ стоит СТРОИТЬ знание через символы. Т.е. работая с ребенком над понятием "кошка" - ты НЕ начинаешь вот с этих рисунков как таковых, а идешь к соседке и играешь с живым котенком. ПАРАЛЛЕЛЬНО ты развиваешь и символьную систему, сначала иконическую, а потом все более абстрактную, например, можно перейти к такому вот японскому кошачьему смайлику для обозначения кошки:
^_^

Что, в частности, с цифрами. НЕ опирайтесь на цифры, лет до пяти-шести (в общем случае, исключения есть), для об'яснения, введения каких бы то ни было математических понятий. Например, хотите поработать с понятием "умножение на два". Берете зеркало, подносите два предмета - получается четыре. Но ребенку, проговаривая слова, НЕ задавайте заданий, на слова опирающиеся. Можно дать задание показать пальцами, сколько получится. Или нарисовать три кружочка и линию, символизирующую (смотрите, опять ИКОНИЧЕСКИЕ, не-абстрактные символы) зеркало, и предложить ребенку пририсовать симметричные кружочки, как будто они отразились. Или сложить листик бумаги пополам, дыроколом проделать две дырки, показать ребенку и попросить выставить столько пальцев, сколько будет дырок, когда откроешь бумагу (четыре). И только ПОСЛЕ всей этой работы, или же когда процесс уже активно идет - можно нежненько вводить более абстрактные символы; а лучше создавать их вместе с ребенком на этом этапе, чтоб он сам придумал.

Подробнее про математику у меня на сайте:
16.01.2004 19:45:20, Мария Д.
Anya Sh.
Horoshii pedagog ne obyazatel'no razbiraetsya v spetsializatsii i rabote polusharii. Obosnovaniya, kotorue ona privela, ne sovsem vernu (vernu tol'ko v tom, chto esli delat' upor tol'ko na znakovyu sistemu, to eto ne budet polezno, razvitie dolgno but' raznostoronnim). Pro svyazi polusharii tut mnogo chego govorilos', no na samom dele eto gorazdo slognee, chto bu delat' vuvodu o pramoi i prostoi zavisimosti. Uchit' rebenka znakovoi sisteme, na moi vzglyad, nado, i vreda ot etogo ne budet, a budet tol'ko pol'za, esli podhodit' k etomu razumno. A skladu eto toge znaki. Sfera razvitiya emotsii toge tut ne prichem. Budet li rebenok rassmatrivat' kartinu, zavisit it samogo rebenka i ot togo, kto emu ih pokazuvaet, a ne ot togo, znaet li rebenok bukvu ili net. :) 16.01.2004 17:35:26, Anya Sh.
Anya Sh.
O tom, chto nel'zya nikogda skazat', chto takoe-to polusharie vosprinimaet tol'ko etu informatsiu, a drugoe drugyu, privedu primer o tom, kak mozg, kak oba polushariya sovmestno (i nikogda po-otdel'nosti) rasshifrovuvaut rech: zvuki, rech, vosprinimautsya ne odnim polushariem, a srazu dvumya, prichem levoe polusharie vosrinimaet prostranstvennue harakteristiki zvukov, t. e. rabotaet kak "mikroskop", obrabatuvaya sonogrammu rechi ochen' detal'no, i eto polusharie ne moget rashifrovat' vsu rech' (t.e. po rasshifrovannum zvukom ne moget ponyat' chto eto bulo za slovo). A pravoe polusharie naoborot - vosprinimaet chastotnue harakteristiki rechi (ne vidit otdel'nuh fonem, sostavlyauschih rech, a vidit vse slovo tselikom). I tol'ko pri vzaimodeistvii oboih polusharii, pri ih parallel'noi rabote i obmenu informatsii megdu nimi, mozg moget raschifrovat' rech'. Lubyu infirmatsiu vosprinimaut srazu dva polushariya, no po-raznomu. 16.01.2004 18:01:14, Anya Sh.
irinad
По личному опыту (сейчас дитю 3г.5 мес.) - буквы учить не советую. Мы их как-то случайно выучили по красивой книжке-азбуке и теперь сидим с типичной проблемой: буквы знаем - читать не умеем! Хотелось учиться по Зайцеву, но буквы случайно выучились быстрее и теперь мне сложно каждый раз ему объяснять: почему это не "кэ" и "о", а "ко".
Что касается цифр, мы их только начали учить, предварительно, как и вы, отработав счет на апельсинах и ложках. Такая прелесть получается: информация ложится на уже усвоенный и проработанный материал.
16.01.2004 16:02:11, irinad
Puniy
У нас тоже самое - выучили буквы в 1,5 года, теперь по Зайцеву не идет чтение. Скорее сказать ни по чему не идет.
Однако,на сообщение автора могу сказать вот что: ребенок воспринимает А,Б, В или 1, 2, 3 - как СТОЛ, СТУЛ, ОКНО, т.е. визуально, просто как название определенного объекта. Запоминает как стихи.
Логически же "понятие" числа само по себе происходит гораздо позже, когда уже есть база - как у Вас с апельсинами. Так что не думаю, что это вызовет остановку в развитии "творческого" полушария. У нас, например, ребенок, зная числа и буквы не перестал ни фантазировать, ни рассматривать картинки...
16.01.2004 17:14:04, Puniy
irinad (26)
У нас тоже единственное утешение - "эта палочка похожа на букву ..." и из пластилина, веревочки, деталей разных конструкторов и проч. буквы складывает - вроде как развитию воображения это способствует. 17.01.2004 23:01:25, irinad (26)
Leeni
Мы тоже столкнулись с такой проблемой, когда знание букв мешает знанию ку ко ка кэ ки:) Но, подумав, пришла к выводу, что мешает это только мне:) Буквы мы рассматривали года два, а склады только начали. Придет понимание и этого. Постепенно. Сначала должно отложиться, запомниться на подсознательном уровне. Потом проявится, просто торопить не надо:) До синтеза и анализа мы не доросли явно:) Дорастем, и зачитаем, уверена:) А пока будем в удовольствие накапливать информацию:) Это с высоты нашего возраста кажется простым соединить буквы в склады и в слова..а у детки процесс идет по-своему. Я успокоилась. Ну не удасться похвастаться, что в три читаем, ну и фиг с ним:) 16.01.2004 16:15:36, Leeni
Puniy
Годам к пяти, к школе, в конце концов научится,это не проблема.
Есть же и обратная сторона Зайцевской методики, о которой много говорят, что дети в школе не могут освоить фонетический анализ, т.е. не могут разложить привычные склады на буквы и звуки
16.01.2004 17:17:38, Puniy
Вполне реальная проблшема. У нас на курсе училась девочка, которую родители в свое время учили читать целыми словами (были тогда публикации в "Науке и жизни") К школе читала она, можно сказать страницами. А вот с разложением на слоги и фонетикой были большие проблемы. 20.01.2004 18:02:12, Potap
Но ведь в жизни никто слогами и фонетикой не разговаривает. Это просто где-то проходят, а потом все успешно забывают... По-моему гораздо важнее уметь быстро читать, чем раскладывать на слоги. 21.01.2004 15:21:26, Luka
irinad (26)
Я чего-то не очень уверена, что фонетический анализ вообще нужен (в том виде, в котором он имеется в школьной программе) 17.01.2004 23:04:03, irinad (26)
айрана
Ну без фонетического анализа еще никто не умирал, а вот по поводу изучения букв я в шоке. Зачем ребенку говорить "это буква КА(ке)- мы говарили к (как звук) и никаких проблем со складами не было потом. 16.01.2004 22:28:16, айрана
irinad (26)
Так я тоже называла именно звук, но теперь он называет не звук, а именно букву: или я виновата с пением песенки про алфавит, или подрывная деятельность бабушек - дедушек... 17.01.2004 23:08:14, irinad (26)
Вводить буквы и цифры можно с 0!!! Это вы знаете, что это знаковая система, а для грудничка что А, что слон – одинаково новые образы (слон, правда, поинтереснее). В этом ключ –буквы и цифры сначала воспринимаются ТОЛЬКО как образы - они идут именно в правое творческое полушарие. И только когда ребенок созреет до логики и синтеза, и начнет выделять в слове отдельные звуки буквы «перекочуют» в левое полушарие и начнут функционировать как символы звуков, а цифры как символы количеств. Поэтому многие детки в 1,5-2 года буквы знают, но не читают. И не надо. Вот чего не надо делать – это форсировать развитие символьного мышления. Малышу вы показываете четыре машинки – это образ, который создает ощущение о количества «четыре», вы показываете другой образ 4 – тоже почему-то называется «четыре». Так вот не нужно делать упражнений, чтобы вдолбить, что пишем 4, а имеем ввиду четыре точки или четыре машинки. Хотите готовится к математике – складывайте и делите точки или машинки – это наглядно, не абстрактно, а цифры пока можно просто знать. Хотите готовиться к чтению (по системе Даниловой) с рождения можно учить что этот образ - «ка», а этот - «ку» (тоже не такие симпатичные как слон, но дети запоминают все в огромном количестве, и закорючки эти запомнят). В тот момент, когда ребенок УСЛЫШИТ (зависит от развития определенного отдела мозга), что Маша это две его знакомые закорючки «ма» и «ша», буквы перестанут быть как слон, а станут символами звуков. А до этого можно знать образы букв и образы слов, но не надо малыша тренировать, что назови четыре буквы подряд и получится твое имя – это полная абстракция. 16.01.2004 15:46:11, Натал
Юлия К.
Мне так кажется, что для малыша и цифра, и буква - тоже образ. Думаю, что речь иет о насильставенном навязывании знаков. Если двухлетний ребенок тычет пальцем в букву и спрашивает:"Что это?" не значит же это, что ему нельзя ответить на вопрос. Другой момент, что до трех лет хватает и иных занятий, без букв и цифр. Но если ребенку интересно, то почему бы и нет? Очень сомневаюсь, что это как-то повлияет на эмоциональную сферу, если ей уделять достаточное внимание. 16.01.2004 15:29:57, Юлия К.
Мне тоже об этом говорили педагоги. Именно поэтому, если хочется учить ребенка читать, надо показывать карточки с целыми словами, чтобы запоминались они как образ, а потом, после 3-х, можно подключить склады Зайцева. Я бы на вашем месте не торопилась, успеется. Смотрите по ребенку, возраст тоже относителен, не начнете же вы учить буквы на следующий после празднования 3-летия. 16.01.2004 15:05:10, Luka
Leeni
Пугаете..:)) Мы вот уже успели буквы выучить..3 нам еще нет. Мне казалось, что заниматься надо всем понемногу, а буквы учили - память тренировали. Не знаю в общем..
Не попадались научные статистики на эту тему:)
16.01.2004 14:27:27, Leeni
Anya Sh.
Vot zdes' est' nemnogo statistiki :)
(rezul'tatu raznuh metodov obucheniya chteniu):
http://www.mast.queensu.ca/~alexch/f_s/Txt/rev_read_meth.htm
16.01.2004 18:16:20, Anya Sh.
Штуша
Мне кажется, все очень зависит от того, что для ребенка буква или цифра - знак, нечто обозначающий, или просто картинка. 16.01.2004 15:29:42, Штуша
Leeni
Вряд ли это знак. Нарисован в книжке мишка - это мишка, нарисована А - это а. Быть может мишка - это тоже знак?
Ежели не знак - то ничего страшного значит:) Уф, это с какой стороны посмотреть. Знаковые системы...можно всю нашу жизнь знаково рассмотреть:))
16.01.2004 15:40:08, Leeni
Штуша
Меня научили очень рано. Родители очень гордились - в 3 года я уже умела читать. Но, возможно, именно из-за раннего обучения знаковой системы я почти не способна рисовать, у меня практически отсутствует абстрактное мышление. Свою дочку начинаю учить только сейчас (3 года с хвостиком), и то совсем чуть-чуть, смотрю на реакцию. 16.01.2004 14:11:22, Штуша
Anya Sh.
Iz-za togo, chto Vu rano vuychili bukvu - takogo but' ne moget. Eto ne svyazannue veschi. Tochnee, oni svyazannu, no ne tak prosto i lineino. :) 16.01.2004 17:20:57, Anya Sh.
irinad (26)
А чем занимались до этого и чем занимаетесь сейчас? Просто нам тоже 3 года с хвостом (большим - в 5 месяцев) 16.01.2004 16:04:04, irinad (26)
Lolic
Так во всех детских садах перед проверкой РОНО убирают игры с буквами. А у нас в садике Монтессори все детки трех с половиной лет с определенным сроком занятий знают буквы))))))) И никаких нервных срывов. Моя сейчас активно и самостоятельно учит буквы - на карточках, на кубиках, в книжках. НАм 2,5. Мы считаем ступеньки, количество качков на качелях, но к цифрам интереса я не замечала, хотя они присутствуют на занятиях и в книжках. 16.01.2004 11:53:42, Lolic
но таже Данилова предлагает вводить кубики Зайцева с рождения?! 16.01.2004 09:47:35, Нина Ч.
irinad (26)
Так то кубики! Склады, то есть. А абстрактные буквы к чтению имеют очень опосредованное отношение. 16.01.2004 16:05:49, irinad (26)


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!