Раздел: Общее развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Цели чтения в 1-2 года ?

Сразу оговорюсь - я ни в коем случае не ставлю под сомнение саму необходимость чтения книжек малышам. Только хочется разобраться - какие задачи в плане развития должны решаться при этом.

Привитие любви к самому процессу, развитие слуховой памяти, словарного запаса, образного мышления, ритмики родной речи, наконец, просто представлений об окружающем мире (что-нибудь упустила?)...

Но какие книжки лучше всего отвечают целям развития в этом возрасте?

Отовсюду слышу про наших ровесников (1год и 8мес.) о чтении Мухи-Цокатухи, с Айболитом и Телефоном - как об основном виде развивающих занятий. А у меня вот большие сомнения насчет их особой пользы для общего развития в нашем возрасте...

Почему-то традиционно чтение длинных стихов (Чуковского, Маршака и т.п.). Да, детишки очень быстро демонстрируют замечательную способность их запоминать, чем, видимо, и вдохновляют родителей. Но разве ребенок способен понять смысл произведения, в котором незнакомых слов, а главное, понятий не меньше половины ?!. И ведь образное мышление, по мению специалистов, еще не сформировано, так что представить себе сложный сюжет в словесном описании ребенок просто не в состоянии. Остается только тренировка слуховой памяти, выходит? И, может, тогда уж лучше совсем непонятного им пока Пушкина читать для запоминания и восприятия языка?

Другое дело, пожалуй, коротенькие стишки, богато иллюстрированные. Или рассказики, опять же, с картинками (или по ним) - типа Сутеева. Описание одной сложной картинки (внимание плюс к развитию речи, много уровней сложности). Народные сказки простенькие - тоже понятно. Потешки, песенки - логопедические цели и эмоциональное общение (так?).

А насколько может быть полезно чтение энциклопедий - пусть даже детских - с учетом все того же неразвитого еще образного мышления?

Кто что думает по этому поводу?
15.01.2003 22:29:49,

30 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Нашла замечательную статью в тему

http://www.parenting.ru/s.php/296.htm
18.01.2003 00:26:03, OlIVka
А просто ребенку нравится :)) 17.01.2003 19:45:42, U
Дело не в том, что просто нравится. На данном этапе, как мне кажется, главное - привить любовь к книге, слову, ритму. И если со старшим мы читали Чуковского (конечно, не только его) когда ребенок еще не умел сидеть, то теперь его не отрвать от книг (он в первом классе). И я не мешала ему в 5 лет читать весьма сомнительные по полезности книжонки про черепашек-ниндзя - он это перерос, и сейчас ему это уже неинтересно. 19.01.2003 14:15:16, Mama Lena
Мышка
Думаю польза в том, что ребенок слушает родную речь, вы удачно написали - ритмика родной речи, мне понравилось:)) Ну и что мама с ним общается. Но у моей чтение книжек не шло, мы просто по картинкам разговаривали. А стихи я наизусь учила и рассказывала, пока гуляем. Вот это хорошо шло. 17.01.2003 11:00:18, Мышка
А удачные современные стишки и рассказики кто-нибудь может подсказать? Ведь есть же талантливые авторы наверняка! Чтобы лексика хотябы современная была и сюжет доступный ребенку 2 лет. Хоть из инета скачать бы, без иллюстраций (поскольку на готовые книжки уже слабая надежда). 17.01.2003 10:27:54, OlIVka
Юлия К.
А чем плох Берестов?
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что маленьки.

Медведица ласково сына качает.
Малыш веселится. Малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
-Мы выжили!
-Мы выжили!
-Мы живы, живы мы!

Или З. Александрова "Про мишку" у нас это прекрасно идёт.

Ещё у Г. Лагздынь прекрасные стишки.

Ножками потопали:
Топ-топ-топ!
Ручками похлопали:
Хлоп-хлоп-хлоп!
Сели!
Встали!
Сно-ва
Се-ли!
А потом
Всю кашу
Съели!


Машковская мне очень нравится. У неё много стишков для совсем маленьких.

Загляни на мой сайт, там этого добра много :))
17.01.2003 13:31:39, Юлия К.
My chitali vse vysheperechislennoe krome enciklopedii, pozhalui. Suteeva - dlya obsuzhdeniya syuzhetov i morali, russkie narodnye skazki - dlya obogasheniya slovarnogo zapasa i obogasheniya predstavlenii ob okruzhayushem mire (nedostatok mnogih detskih knig, IMHO, v tom, chto ih slovarnyi zapas men'she 200 slov, a zdes' mozhno nenavyazchivo poznakomit' rebyonka s yazykom proshlogo veka). Chukovskogo - potomu chto mne nravyatsya ego stihi chisto ritmicheski. Oni "legkie". A na vymuchennye virshi Stepanova (ili Stepanovoi?) zapolonivshie knizhnye prilavki u menya allergiya. Blaginina i Barto v bol'shinstve sluchaev tozhe poetessy estcho te :) Vtoroe dostoinstvo stihov Chukovskogo - obilie novyh slov (no eto IMHO, tak kak Vy pohozhe schitaete eto nedostatkom:) Tret'e - chuvstvo yumora 16.01.2003 18:17:16, irina.
Согласна, что при большом выборе детской литературы действительно стоящей сейчас крайне мало.

А от богатой лексики Чуковского я, честно говоря, просто не в восторге, поэтому и не очень горю желанием прививать ребенку почти на уровне подсознания (поскольку не понятен смысл еще, вместе с юмором и абсурдностью). Но это дело вкуса. Вот и думаю - если уж непонятно, а для красоты языка и слога - может, Пушкина лучше ;-)?..
16.01.2003 19:16:07, OlIVka
Мышка
Я читаю и Пушкина. Ребенок очень хорошо слушает Пушкина, Лермонтова, Некрасова и т.д. про природу, времена года. У меня сборник есть. 17.01.2003 15:34:23, Мышка
А сколько ребенку? (-) 17.01.2003 20:33:20, OlIVka
Мышка
Сейчас? 3,5:)) Пушкина мы вообще любим. Давно читаем. По части развития понимания мелодики русского языка с ним, на мой взгляд, никто не сравнится. 20.01.2003 21:39:52, Мышка
Chukovskii, sudya po vsemu, deistvitel'no na lyubitelya (kstati, my ego nachali chitat' chut' pozzhe i chitaem do sih por; nam 3 i 8). Pushkin - delo horoshee, no esli chestno, dlya samyh malen'kih "Tzar' Saltan" i "Skazka o mertvoi tzarevne" dliinnovaty (u nas ne shli). "Skazka o zolotom petushke" kak raz iz toi zhe opery, chto i Chukovskii (s tochki zreniya yumora i absurda). "Skazka o rybake i rybke" - horosha, no ritmicheski blizhe k russkim narodnym skazkam. Stihi my chut'-chut' chitali, no bessyuzhetnost' ne vsegda "shla", osobenno pomnozhennaya na obilie neznakomyh slov (kotorye obygrat' v dal'neishem nam ne udavalos'). 16.01.2003 19:57:35, irina.
А мы обожаем Чуковского. Что первый, что второй ребенок просто в восторге. Муха-цокотуха, Телефон, Мойдодыр - зачтавляет читать по нескольку раз в день (младшему почти три). 17.01.2003 09:38:33, Mama Lena
А может дети как игру любят такие стихи? Эмоциональность привлекает, общение с мамой? Конечно, и это тоже здорово. Особенно если таким успехом у ребенка пользуется ;-). Но тогда это только как игру и можно считать, для общего развития-то польза сомнительная (разве что механическая память и ощущение ритма). Или я заблуждаюсь?.. 17.01.2003 10:16:32, OlIVka
Юлия К.
Оль, а ты стихи про любовь читала в подростковом возрасте? :))) Какая ж тут польза для общего развития? :))) А ведь почти все через это прошли... 17.01.2003 13:44:21, Юлия К.
Мы ж на форуме по развитию ;-)! Это я к тому, что ради развлечения - одно дело, а хорошо бы еще в пользу :).

Просто народ считает это занятие (чтение Чуковского) таким полезным, что уделяет уйму времени (хвалятся, мол, дете без конца требует). А если оно, вон, как раз от самых бестолковых занятий приходит в неописуемый восторг и донимает домашних целыми вечерами :-)! При том, что развающими игрушками попробуй еще увлечь :(.

А у тебя, правда, замечательные стишки на страничке есть, спасибо (хочу сейчас отпечатать)! В самом деле, их просто к слову, по ситуации многие можно использовать - вот тебе и пример живой поэтической речи :). Это новенькое для нас, выросших без потешек.

Читай еще офф.
17.01.2003 21:46:26, OlIVka
Юле
Послезавтра вечером будем дома. Соскучились уже! Илья выдал вот сегодня по этому поводу. Нашел ключи, побежал к входной двери и давай "открывать", приговаривая:"Акияй дей. Пихиди госи. Мася, Яя, Аека... Акасяна игай!" Потом ко мне подошел и грустно так :"Мама, давай госи!" :-)
Да нам уж пора выбираться отсюда, пока квартиру окончательно не разбомбил: он освоил уже все более-менее доступные уровни и стремится выйти на новые в поисках интересненького, а не приспособлено тут как дома (на минуту боишься отвернуться - такое вытворяет!).

Привет Машуне от Ильи
17.01.2003 22:06:47, OlIVka
Я думаю, все от ребенка зависит. Например, моя в год с хвостиком ходила в обнимку со здоровущей энциклопедией про лошадей. Так мы на конюшню часто ездили, ей это все было интересно. И вообще все про зверей, и энциклопедии, и книжки. Но в основном картинки, а не текст. Чтоб были такие сложные картинки, интересные. В общем, визуал. Знаю детей, которые балдеют именно от слушания текста, стихов... Что понимают, не ясно, но нравится. 16.01.2003 06:09:48, Мария Д.
А что за энциклопедии со сложными картинками у вас? Или, может, познавательные книжки про тех же зверей? У меня "Моя первая энц." Росмэновская. Листать обожает, но вот рассматривать там особо нечего - простенькие иллюстрации. А в тех, что "на вырост" просто мало иллюстраций. 17.01.2003 10:40:45, OlIVka
Я в Америке, местные. Переводились, точно знаю, на русский "Дорлинг Киндерсли" - там подробные качественные :-) картинки. 20.01.2003 05:47:13, Мария Д.
А меня неприятно поразили идеи некоторых стишков Барто, Чуковского: "Резиновая Зина" (не будь такой разиней, а то отправим обратно в магазин), Мойдодыр (вот теперь тебя люблю я...). Список можно продолжать долго.

16.01.2003 02:25:56, Сашина Мама
Да, но если в этом ключе посмотреть на всю детскую литературу... вот бр. Гримм с их мальчик-с-пальчиком: родители "настрогали" 12 штук детей, а поскольку кормить было нечем - в лес отправили. А толстовские "Девочка и разбойники", "Три медведя", да ужас просто. Только вот я тоже из детства помню, что совсем других вещей боялась :) 17.01.2003 18:05:00, Ina
гусеничка
насчет братьев Гримм - кто бы предложил им средства контрацепции ;-)
(не самим братьям, конечно :-)
17.01.2003 23:42:26, гусеничка
Аналогично! (-) 16.01.2003 19:22:18, OlIVka
A mne kak raz vazhno, chtoby rebyonok pocuvstvoval, chto stihi Chukovskogo - shutka ot nachala do kontca. Eto osobyi zhanr literatury (v chem-to srodni angliiskim detskim stiham). Moral' tol'ko na vyveske, a dal'she ona ne obygryvaetsya, a obshuchivaetsya do polnoi poteri smysla. Sposobnost' dovesti situatciyu do polnogo absurda - ochen' vazhnyi element i, IMHO, ochen' blizkii detyam. Tak zhe kak i geroi detskih igr, geroi Chukovskogo ne umirayut po-nastoyashemu. Eto s nashei tochki zreniya Aibolit pogibaet v kostre Barmaleya, a s detskoi - vse zakanchivaetsya horosho. Za eto zhe lyublyu detskie stihi Sashi Chernogo. A vot Barto i Mihalkovy eto ne dano, IMHO. Oni vdrug vozvrashayutsya k morali i poluchaetsya poshlost' tipa prodolzhenii Dyadi Stepy. 16.01.2003 18:31:48, irina.
Cat-S
Я во взрослом возрасте прочитала "Резиновую Зину". Смысл - да - поспорить можно о воспитательных целях стихотворения. Но в художественном смысле -на мой вкус, стихотворение замечательное. Получается как-то очень хорошо и музыкально. 16.01.2003 18:22:46, Cat-S
Надежда Григорьевна
Знаете, эта тема периодически возникает.:) Про Муху-Цокотуху еще...
Но самое интересное: скажите, в детстве Вы об этом задумывались? Эти идеи оказали лично на Вас какое-то влияние?

Я специально у многих взрослых спрашивла об этом.:) Провела свое маленькое исследование.:) Ни один взрослый не сказал, что понимал смысл этих стихов в таком "ключе".:))

Завораживал ритм и звуки. Смысл понимался, конечно, но не так дидактично, не так по-взрослому, не с таких воспитательных позиций.:)
Не считаю Чуковского, Барто "великими" поэтами. Да и сами они не претендовали... Но вот то, что они были настоящими детскими писателями - это точно. Хотя, естественно, не все мне у них нравится и не все я читала бы детям.
Просто восприятие ребенка и восприятие взрослого сильно отличаются.
16.01.2003 16:05:36, Надежда Григорьевна
Близко знаю такого человека, который как раз рассказывал о своем восприятии Мухи - Цокатухи в раннем возрасте, как о полном бреде. Вспоминает, что все ломал голову, как это муха смогла физически утащить "денежку" на базар :-), и т.п.. Отмечу, что парень этот с детства отличался вдумчивостью и стремлением проникнуть в суть вещей. Это же поощрялось воспитанием (привело к весьма значительным успехам в области компьютерных технологий, кстати).

Так вот, может просто всему свое время? И нужно все-таки давать ребенку возможность для начала составить элементарные представления о реальности, а уж потом предлагать ее искаженные варианты с юмором и абсурдом...
16.01.2003 18:56:29, OlIVka
Юлия К.
Оля, привет :)) А я вообще считаю для этого возраста лучшим чтением - потешки!
И смысл понятен в основном, и родная речь в первозданном виде, и звукоподражания в большом кол-ве для развития речи.
А длинные стихи... Как определить ту границу, когда ребёнок не понимал, а потом вдруг стал понимать? Если слушает длинные - и пусть слушает. Моя вот не слушает. А понимают они, гораздо больше, чем мы себе представляем :))
OFF Вы уже приехали? Машка сегодня собрала САМА пазл из 15 элементов!
15.01.2003 22:37:03, Юлия К.
Привет :-)! Ну вы и даете (пазлы)8-))! Аж не верится ;-)!

А мы еще у бабушки (наш папа по командировкам - встретить не может). Дня через 2-3 должны приехать.

До встречи!
15.01.2003 23:29:12, OlIVKa


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!