Раздел: Естественные науки

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Живое - неживое

Как бы объяснить сыну (1,8), чем живое отличается от неживого? Не могу подобрать слов :( То есть научные определения типа "жизнь есть форма существования белковых тел" меня и саму не устраивают. не говоря уж об их неудобоваримости; то, как я для себя бы это примерно определила (живое - то, что с затратами энергии создает и поддерживает сложные, энергетически невыгодные структуры, так примерно) - не совсем точно и сыну, ессно, пока не понятно...Перечислять просто - неинтересно, хочется принцип обозначить... Кто знает способ? Сын как раз заинтересовался. Хочется различить и живое-неживое, и живое-мертвое.
09.08.2002 14:40:12,

12 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я бы своему малышу (Данилке, правда, пока еще только годик)попыталась бы так объяснить: живое может хотеть, а неживое не может. 14.08.2002 23:37:00, Olkas
Во-первых, не соглашусь с Вами в определении. Первое ближе к истине. Пока жизнь так и определяется, а то, что Вы вкладываете в определение, я, хотя и понимаю, что имеется в виду, в целом не согласна. Энергетически не выгодные структуры вокруг нас везде. Выгодны процессы возрастания энтропии, даже формирование Земли проотиворечит этому если бы система не была бы открытой. То есть Вы говорите о том, что жизнь - это то, что может самостоятельно одну энергию трансформировать в другую. Но ведь посудомоечная машина тоже электрическую энергию потребляя, создаёт работу, просто так не рассыпается в прах и даже, как дитя, сообщает, если чего-нибудь ей там захотелось поесть-попить... :))

Во-вторых, я конечно, здесь Баба Яга (в том смысле что против :)), но маленьким детям (не знаю до скольких, сами за три ещё не сильно ушли) эти понятия живое-неживое, ну, разве что просто как игра, но внедрять глубоко я бы просто не стала. По возрасту они ещё не осознают смерть. У нас во дворе детки сначала с удовольствием давят жучков, а потом кидают их в траву и ждут, как они поползут. Объяснения, что они умерли, пока воспринимаются с трудом даже четырёхлетками. То есть, они могут это заучить и в точности в такой же ситуации что-то слегка проассоциировать, но понимания ещё толком нет. К тому же от двух и до... - прекрасный возраст для развития фантазии. моя дочка, я уже не вспомню, что конкретно, но точно на что-то явно неживое говорила: "Его не надо обижать - он же живой!" То есть, они в таком возрасте ещё с удовольствием оживляют многое из нашего мира. И это же здорово!
11.08.2002 02:10:54, Клавка
Это мне, видимо :-) Определение жизни - очень интересная тема. Особенно про то, что назвать энергией. Например, по этому определению получается, что Интернет живой :-) И в этом есть глубокий смысл ;-) Стиральная машинка не развивается и не размножается, поэтому она под определение не подходит. Кстати, можно говорить о пересечении множеств, когда ВСЕ признаки соблюдаются.

У меня лично опыт таков, что года в полтора ребенок может понять про живое. Да, медленно - дочка мертвую крысу несколько дней на руках таскала и все подталкивала, чтоб двигалась. К двум определение живого у нее было примерно как у взрослых, с предсказанными в книжках по scientific misconceptions исключениями, которые тоже очень интересны. Волшебным играм такое понимание СОВСЕМ не мешало и не мешает сейчас. Наоборот, придало играм дополнительную волшебность, потому что дочка понимает, что именно реально, а что - волшебно, то есть для нее оживление очень-очень большое чудо...
11.08.2002 19:22:00, Ржевски
Вот тут у меня как раз мысль созрела про размножение, т.е. что живое - то, что принципиально способно к самовоспроизведению. Но вспомнились лошаки и мулы - ведь они тоже живые...

Я не случайно сказала, что здесь (в этом разделе конфы) я - Баба Яга, чтобы лишних эмоций не возбуждать. Волшебные сказки я вообще принципиально стараюсь оставить до после пяти примерно, т.е., до тех пор, пока действительно не придёт это осознание. Правда, вот неожиданно для меня Аня сильно увлеклась "Щелкунчиком", правда, я думаю, на неё скорее музыка подействовала - так в сюжет она пока неочень въезжает... :)
11.08.2002 22:22:24, Клавка
Я с волшебными сказками тоже осторожно :-) Убеждаюсь сначала в осознании. Размножаются же лучше всего компьютерные вирусы :-))) 12.08.2002 06:31:11, Ржевски
Индуктивно. То есть на примерах. Вот это, это и это живое. Почему? Двигается? А вот это и это тоже живое, но не двигается. Почему живое? Ест. А вот это и это тоже живое, но не ест... И т.п. Формальное определение живого - "развитие, размножение, обмен энергией со средой".

Офф: пиши :-)
09.08.2002 17:07:20, Ржевски
Я в курсе про формальное, но это как бы определение жизни в общем, не очень относимое к конкретному объекту; например, организм в агонии и не развивается, и не размножается, а еще живой; а обмен энергии с внешней средой и у чайника с кипятком есть, не говоря о тракторе. Видимо, действительно надо индуктивно (хотелось дать критерий, с которым сын мог бы сам подходить к предмету и примерять: катит - не катит).

А написать я все с силами собираюсь, вопрос как всегда глобальных масштабов :))
10.08.2002 00:40:50, U
- По-вашему, человек называет отдельным именем только то, что
двигается, переживает и имеет уши, так, что ли?
:)
09.08.2002 20:26:45, Шин
- А вы представьте, каково водителю "Ослика"! - заговорила в водителе
профессиональная солидарность. - Водитель "Ослика" ведь ни в чем не виноват!

Забавная штука...
10.08.2002 17:04:03, Ржевски
там все классное - страницы две-три.
я просто смеялась
кстати, он меня успокаивает
это единственное, что помогает
10.08.2002 17:08:41, Шин
Смотря какой человек :-) 10.08.2002 04:35:36, Ржевски
это цитата:) Мураками, Охота на овец.
там вообще заьавные расуждения на эту тему. я смеялась
10.08.2002 16:01:23, Шин

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!