Раздел: Методики раннего развития

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обсуждение статьи (методики Домана)

Интересно узнать мнения сторонников раннего развития, собравшихся на этой конференции: насколько оно совпадает с автором этой статьи, хорошо известной в интернете хозяйки сайта по раннему развитию, Лены Даниловой?..


О методиках Глена Домана и не только о них

Про методики Глена Домана сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но, в то же время, ширится круг разочаровавшихся или уставших от таких изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, всем известная французская мама Сесиль Лупан. Есть, конечно, люди, которым нравится эта методика в чистом виде, которые не хотят ее менять и не хотят ни на один шаг отступать от написанного в книге. Идет много споров, хороша она или не очень, когда лучше начинать и как. Люди теряются перед огромным количеством работы, которую предстоит выполнить. Многие забывают о том, что есть, наверно, и другие способы обучения детей, и когда у них не получается работать по-Доману, они и вовсе бросают заниматься детьми.

Методика Глена Домана построена на том, ребенку предоставляются в готовом виде факты : слова, красные точки в нужном количестве, картинки на разные темы. Весь материал заранее готовит мама или вся семья. Ребенок только нужное количество раз в день сажается в нужное место и смотрит на то, что ему приготовили родственники. Ему отводится пассивная роль, то есть с самого раннего возраста мы растим человека-потребителя. Чтобы что-то узнать нужно усесться поудобнее и посмотреть. Кстати говоря, на самом первом этапе, когда надо посадить ребенка и заставить его смотреть, заканчивается раннее развитие в очень многих семьях - так как ребенок не хочет сидеть и смотреть на эти самые картинки, он хочет их взять, потрогать, поиграть с ними, хочет долго их рассматривать - ребенок тянется к ним. А согласно рекомендациям Глена Домана - все это неправильно. Родители не дают ребенку карточки в руки, убирают их поскорее как раз в тот момент, когда он заинтересовался и хочет услышать более подробную информацию, хочет продолжить разговор на эту тему. А по методике нужно только сказать одно предложение на эту тему и все. Причем прочитать именно ту фразу, которая написана сзади и никакую другую. Ведь ребенок должен выучить именно ее, а все остальное он узнает потом. То есть, мы сознательно сужаем возможности ребенка - не даем ему услышать более подробно об увиденной картинке, каждый раз по новому, другими словами, не даем ему возможность задать свои вопросы, заглушаем его естественный познавательный интерес.
...

(см. продолжение тут:
http://www.danilova.ru/publication/other1.htm )
19.12.2001 18:23:25,

44 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мое мнение по некоторым пунктам статьи (цитаты заключены в кавычки)

“Ему отводится пассивная роль, то есть с самого раннего возраста мы растим человека-потребителя. Чтобы что-то узнать нужно усесться поудобнее и посмотреть.”
Да, но пока он не умеет читать – ведь мама ему читает книжки, пока не умеет ходить – полезно было его носить и все показывать…

“То есть, мы сознательно сужаем возможности ребенка - не даем ему услышать более подробно об увиденной картинке, каждый раз по новому, другими словами, не даем ему возможность задать свои вопросы, заглушаем его естественный познавательный интерес.”
Опять же, почему мы не рассказываем сразу о природе электричества, например, когда впервые показываем и называем ребенку лампу в комнате? Не потому ли, что этого достаточно для начала?

“Мне кажется, что вся методика Глена Домана - это один большой комикс, построенный по принципу - картинка-подпись. Дети, привыкшие так воспринимать информацию просто не смогут потом слушать текст без картинки, им на каждое предложение нужна будет картинка. А иначе они начнут скучать. А так как это все закладывается в очень нежном возрасте, то и усвоен такой способ получения информации будет накрепко.”
Хм, так разве не эта же методика дает многочисленные примеры написания слов – причем целиком, а, в конце концов, и предложений?..

“Вы откройте любую русскую книгу - художественную, научно-популярную, учебник - там будет много текста и мало картинок или вообще без них. И мы читаем такие книги и получаем удовольствие. А если наши дети привыкнут к тому, что только картинка - это интересно, а то, что написано - если это больше, чем одно предложение - лучше не читать, так как скучно и долго. Мы потеряем свои культурные традиции, свою великую литературу.”

Кто-нибудь получал удовольствие от чтения наших учебников?.. И потом, как раз, если ребенок научится рано читать – ему это и не будет так долго, и он привыкнет к этому занятию с самого нежного возраста. Еще момент. Картинки стимулируют образное мышление, активизируют зрительную память – то есть развивают правое полушарие. Да и просто привлекают ребенка к той же книжке, в конце концов!

Посмотрите на нынешних школьников - все учителя жалуются, что дети ничего не читают, а главное не хотят читать. А как следствие дети делают на письме чудовищное количество глупейших ошибок, каких никогда не сделал бы читающий ребенок, потому что, встретив это слово много раз в книгах, он, скорее всего, запомнит, как его правильно писать. Эти дети хоть и не воспитывались с рождения по методикам Глена Домана, но родители, скорее всего, читали им упрощенные книжки с большими и красивыми картинками, которых в последнее десятилетие было издано и переиздано с иностранных образцов огромное количество.”

Да, но ведь их не учили читать в раннем возрасте, пожалуй! И уж не по системе Домана, где слова-то целые и запоминаются с пеленок! И мама им не клеила самодельные книжечки для зажигания этого интереса: к ЧТЕНИЮ. И не давала для самостоятельного чтения, пожалуй, огромную великолепно изданную книгу сказок с красочными иллюстрациями высокого художественного уровня (Российского производства, кстати) в 3,5 годика. Тут можно сетовать, мне кажется, только на отсутствие соответствующего раннего развития, а не на методы.

“Чтобы усугубить трагизм ситуации, скажу, что если ребенок с детства привык к потребительскому способу получения информации - сиди и смотри, воспитываясь, например, по методикам Глена Домана, то такой способ дальнейшего существования - примитивные фильмы, книжечки, детские энциклопедии, где два слова на три картинки - все это ляжет на хорошую почву. И ребенок даже если захочет потом почитать более серьезную книгу, он просто быстро устанет или перестанет что-либо понимать.”

Или же продолжить дальше развитие ребенка в этом направлении, усложняя работу с наглядным материалом и привнося в нее творческие элементы. Кстати, для примера такой работы в школе, со скучнейшими во все времена учебниками русского языка могу предложить желающим посетить сайт автора методики двуполушарного развития Ольги Соболевой и ознакомиться с результатами ее разработок (http://www.metodika.ru/).

« информация, которую вы даёте маленькому ребёнку должна быть построена на основе принципа <Ребёнок и его окружение> и границы её должны расширяться в зависимости от возраста ребёнка;”

Так мы до животных Африки уж точно не доберемся ;).

“не забивайте ребёнку голову бесполезной информацией, которая даёт только излишнюю нагрузку на мозг; примером такой информации могут служить :…. книги малоизвестных и совсем неизвестных авторов, повествующие о разноцветных зверюшках, разных Бумчиках и Кляксах”.

Ну да, главное – чтоб автор известный был! Пусть это признанный мэтр первых детских стишков Чуковский, с его “Вот урод, так урод! Что за нос, что за рот?!”, или “А тебя, кровожадная гадина, я сейчас изрублю как говядину!” и откровенным плагиатом “А сапожки непростые – в них застежки золотые…”. Может, все-таки, стоит признать и за другими авторами право писать для детей, просто призвать родителей внимательно подходить к смыслу?..


И, наконец
“о целях: Цели могут быть примерно одинаковыми в любой период дошкольного детства, например, такими: - развитие и закрепление навыков связной речи, - расширение представлений о мире, расширение словарного запаса, - образование связей между понятиями, - приобретение умения использовать полученную информацию, - приобретение навыка самостоятельной работы с текстами и наглядным материалом, - проявление элементов творчества в процессе обучения, а вот средства, которыми мы будем к этому идти, могут меняться в зависимости от возраста”

Замечательно! Все только ЗА! И методика Домана, в том числе, по-моему. Ну а насчет слепого фанатизма – тут уж как в известной поговорке: “заставь дурака Богу молиться…”

Ольга
20.12.2001 13:56:24, ОлИВка
OleNkaM
Оля, я тебе письмо скидывала на ящик неделю назад, ты получила? А то я еще напишу (это не угроза))). А что касается Домана, то я думаю что хорошо что здесь много “думающих” людей, которые берут из методик близкое им, их детям. И в Домане много полезного! Очень хорошо что у вас с Юлей так четко все выходит. А вот мой Сашка постоянно заставляет меня искать другие подходы. Я еще в беременность зажглась Доманом. А он у меня как родился 2500 и 45, да еще с таким тремором на руках! Что про распашонки я и думать забыла первый месяц (а уж про выкладывание на живот и сползание по наклону – это такой ор был!), ну нравилось ему быть спеленутым и просто глазеть по сторонам! Он и руки никогда не выдергивал, вот такой спокойный. Он и теперь спокойный как удав, хоть весь день может сам с собой ползать (только есть и спать давай) – все удивляются. Я еще удивляюсь и как это он в 5 пополз?! Сейчас мы как и вы ходим потихоньку, ползаем везде, но сидеть никак не хотим((. И ты знаешь у одной подруги мальчик пополз сам (мама ничего такого и не слыхивала) в 4,5, у другой тоже молодец – 5,5 пополз сам на четвереньках (она все посмеивается надо мной что я все Сашке вечно что то выдумываю) 23.12.2001 08:56:52, OleNkaM
Да проблемы с почтой возникли: вирус отсылается по адресной книге. Так что я только с сервера читаю - самые свежие.

А про разное развитие малышей - может,просто случайно так вышло, что ребенок у знакомой много возможностей имел для движения, вот само и получилось?

На самом деле, конечно, разные детки от природы - по физическим данным, характеру. Так что расхождения и должны быть :-). Конечно, у меня же он 4150 кг, 57 см родился. А всю беременность я шейпингом прозанималась, плавала в бассейне (говорят, что при этом и плод как-то тренируется в утробе). Хотя, говорят,именно у крупных детей наоборот чаще задержки двигательного развития: более неповоротливые. В общем, прямого сравнения быть не может, много побочных эффектов :-).

Оля и илья (04.05.01)
23.12.2001 18:45:04, ОлИВка
Ольга Оводова
Что за прелесть эти учебники! С таким скучным www.metodika.ru. Спасибо за ссылку. 22.12.2001 13:36:52, Ольга Оводова
Уч-ки есть на top-kniga.ru 22.12.2001 22:21:22, Бада
Ольга Оводова
Спасибо. 22.12.2001 22:51:01, Ольга Оводова
Конечно, ждем! 22.12.2001 21:23:19, Шин
Ольга Оводова
Меня? 22.12.2001 22:47:41, Ольга Оводова
извините, клинит, не туда отправила 22.12.2001 23:36:10, Шин
Юлия
Я согласна, впринципе. Использовать любые методики в голом виде - неправильно. Нужно взять из них лучшее, подходящее конкретному ребенку. Мне не нравится ни чтение по Доману, ни математика. А вот карточки мы смотрим с большим удовольствием - мне нравится их делать, а мелкой - смотреть. Что же тут плохого? То, что ребенок в 2-3 года сможет назвать несколько разновидностей кенгуру, например? И развитие физической активности я у Домана полностью поддерживаю. У меня Машка с 5 мес. на четвереньках бегает по всей квартире. Опять же, что в этом плохого? 20.12.2001 12:02:03, Юлия
Вот! Именно физическое развитие мне, лично, внушило доверие к методике Домана. Причем я не смогла следовать всем его рекомендациям, только частично удалось учесть (с рождения был на полу) И тоже результат: с 4-х ползал на животе, с 5-ти стал на четвереньки, с 6 поднимался за опору, а в 7,5 уверенно ходит за ручку и сам за опору. Самостоятельно исследовал уже всю комнату: включая содержимое шкафчиков, с дверцами которых научился легко справляться, научился равновесие держать,опору находить, выбираться из неудобных положений (какой опыт для мозга!). И изюм сейчас двумя пальчиками собирает (мануальный интеллект по Доману). А у подружки, которая сама по себе гораздо крепче меня малыш-ровесник, здоровенький, еще не ползает и на ножки не поднимается - потому что живет в манеже.

Ну а чтение мы выбрали, например, потому что нам достался удобный материал для составления табличек и это оказалось совсем несложно :). А карточки пока просто не нашли из чего сделать.
20.12.2001 14:12:50, ОлИВка
Полагаю, ві очень удивитесь, но такие же данніе физического развития могут біьт у любого ребенка ,с которіх хоть чем-то занимались ,моя дочка прекрасно стояла в пять-шесть месяцев опираясь на одну руку, при єтом стадию ползания она мновала, потом он вообщем-то могла и сама ходить, но побаивалась, а поскольку я т перестала с ней ходить за руку, то она научилась ползать, и ейчас єлектровеник еще тот. Так что я вот совесем не уверена, что тут Доман виноват 21.12.2001 07:20:49, Шин
:)Да вот же именно ползание предпочтительнее для овладевания в первую очередь, поскольку это способ самостоятельного передвижения, и как следствие, исследования окружающего мира, развития мануальных навыков, бинокулярного зрения (выражаюсь по Доману). Но самое главное: показатель развития коры головного мозга, поскольку это сложная локомоторная функция, требующая высокой координации движения, возможная только при соответствующем развитии мозговых центров. И я имела ввиду возраст не просто стояния с опорой, а самостоятельное поднятие - за окружающие предметы (причем любые). Поскольку пока он не стал делать это сам, мы намеренно не давали ему опираться на ножки.

Хотя Вы правы - в том, что тут не методика Домана сама по себе "виновата". Просто его работа мне лично подсказала основные принципы в занятиях с малышом и вдохновила :). А вообще наш результат вряд ли показательный, вот бы услышать о результатах тех, кто целенаправленно выполнял его рекомендации - что-то не приходилось пока, к сожалению...
21.12.2001 12:27:51, ОлИВка
Юлия
Безусловно, дети разные бывают. Но совершенно однозначно, что лучше разовьется ребенок, ползающий на полу, а не сидящий в кровате или манеже. Или с этим можно не согласиться? А насчет ползания (по Доману, да и все специалисты с этим согласны), то ползать ребенок должен ОБЯЗАТЕЛЬНО! Пусть он лучше позже встанет и пойдет, но ползание нужно стимулировать любыми способами. Помимо укрепления спины, это способствует развитию головного мозга. 21.12.2001 11:23:37, Юлия
гусеничка
На этой конференции было высказано мнение(и я его приняла к сведению. оно мне кажется наиболе верным), что первым ребенок осваивает то умение, которое ЧАЩЕ приводит его к нужному рещультату: хочет ребенок добраться вооон туда, есть несколько путей. Мы помогали дочке дойти в 5-6 месяцев и она НЕ ПОЛЗАЛА, а в год и 2 месяца(когда уже ходила и бегала), как-то раз поползла, попробовала. Поняла, что может и перестала - ходить УДОБНЕЕ.
А вестибулярка и зрение вполне развилось и при ходьбе - попробуйте в ходьбе ими не пользоваться - и поймёте почему ;-)
Если бы не помогали, ВЫНУЖДАЯ её ползти - тогда может, и поползла бы, а может , и нет.
22.12.2001 01:38:53, гусеничка
А если, так и не ползал ? Что теперь ?
Берем пистоль и... бух! Стреляемся:-) У нас же ребеночек развит,не так как Доман велел :-)))
Не обижайтесь, у меня уже большие дети и есть кой какие результаты, так сказать, отдаленные .
21.12.2001 12:48:33, Бада
Юлия
Почему стреляемся? Я как раз не отношусь к мамам у которых едет крыша на почве раннего развития. И старшая дочь у меня тоже не маленькая :)) И с ней я ничем таким не занималась. Ко всему с умом нужно относиться. Просто у нас приятели, например,(наши девочки ровесницы) девченку с рук не спускают.
Как же на пол? Там же холод, грязь, собачья шерсть и т.д. Конечно она не поползет.
21.12.2001 15:24:32, Юлия
сТАРШАЯ У МЕНЯ ПОЛЗАТЬ СТАЛА, когда мы переехали в теплую квартиру.Около 7-ми месяцев. Мелкая, в теплой квартире, чуть ли не с рождения, на полу, так и не поползла. Поездила слекга на попе и около10 месяцев пошла. Крах, по Доману? 21.12.2001 18:10:22, Бада
Ну, кроме пола у Домана еще целая программа развития равновесия - так что эксперимент можно считать не совсем "чистым" :-). Тут, конечно, природные особенности накладываются. И ведь важно абсолютное значение, а не относительное: как бы развивался данный ребенок в том и другом случае, а не один по сравнению с другим - мне так кажется...

Оля и Илья (04.05.01)
23.12.2001 19:07:35, ОлИВка
гусеничка
кто бы ЭТО мог проверить???? Про одного и того же ребёнка ;-) 23.12.2001 21:06:45, гусеничка
Юлия
А вот у меня старшая не ползала, а пошла рано. Теперь в 10 лет - остеохондроз. Я не утверждаю, что это взаимосвязано, но надеюсь с младшей этих проблем избежать. Ранняя ходьба - палка о двух концах. Пусть лучше позже пойдет, чем слишком рано - здоровее будет костная система. Это Вам любой ортопед скажет. Да и вообще, к чему эти дискуссии? Каждый волен решать что для его ребенка хорошо, а что нет 23.12.2001 10:18:43, Юлия
Я еще могу понять, как не дать ребенку сидеть, ну или рано не сажать. Но, как не дать ребенку ходить!!! Ни разу не поимаю. 23.12.2001 11:19:43, Бада
Мне кажется, имеется ввиду не торопить его с хождением имелось ввиду. А если уж сам пошел, то как остановишь :)?! 23.12.2001 18:55:04, ОлИВка
Юлия
Именно это в виду и имелось :) 24.12.2001 16:52:19, Юлия
А как можно торопить с хождением?????? 23.12.2001 22:09:05, Бада
очень просто - хочет ребенок вон до того шкафа дойти, ручку тебе тянет, типа пошли, меня поддержишь, а ті ему "тебе надо, ті и ползи" :))))))) 24.12.2001 23:03:25, Шин
:-))) 24.12.2001 23:19:40, Бада
ДА и ортопеді вас еще за єто наругают, кто там еще, окулисті, бинокулярное зрение не разовьется (кстати, что єто такое) :) моя бі тоже не поползла, да я в позу встала, пришлось учиться :))))) 21.12.2001 19:27:07, Шин
вообще-то єто біла шутка, видимо неудачная. 23.12.2001 19:38:32, Шин
:-)))) Весьма удачная :-) Но меня бы ортопед не наругал. Женька у него ни разу не была :-))) А, Сашка первый раз попала в 4 года, в садике. 23.12.2001 22:10:40, Бада
Ну почему не разовьется?! Просто не так рано. То есть, принцип такой же как и у всего раннего развития: развиваем соответствующие отдела мозга, благодаря их интенсивному использованию в период роста. Или я как-то не так это поняла?!

Оля и Илья (04.05.01)
23.12.2001 18:59:20, ОлИВка
Юлия
Бинокулярное зрение - это способность к стереовидению, т.е. - для каждого глаза свое поле видения. 23.12.2001 10:13:26, Юлия
Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами, при условии, что изображение, падающее на макулярную область в коре головного мозга сливается в единый корковый образ. Благодаря бинокулярному зрению мы определяем расстояние от предмета до предмета, объем, взаимное расположение предметов 23.12.2001 11:31:02, Бада
Юлия
Вам, видимо, хочется, что бы последнее слово осталось за Вами? Я не переписывала определение бинокулярного зрения из учебника, а объяснила популярно. Вы думаете, что все здесь знают, что такое макулярная область?

Существует масса заболеваний, при которой даже при видении обоими глазами бинокулярное зрение нарушается.
24.12.2001 16:56:43, Юлия
Юль, а в Харькове по Доману многие занимаются - современные родители. Вы в курсе? На занятиях по грудничковому плаванию, в бассейне группа такая собирается - знаете?

Ольга
21.12.2001 12:45:11, ОлИВка
Юлия
Нет, я не слышала. Да и времени особо нет куда-то ездить :(( В основном ограничиваемся виртуальным общением. 21.12.2001 15:24:41, Юлия
Да то же самое, в принципе. Хотя в бассейн пробовали ходить - понравилось.
Интересно с такими родителями общаться, за детками наблюдать (особенно старшими). Они еще книги напркат дают по воспитанию-развитию, лекции/семинары проводят по этим темам. Так что если нужно будет - могу дать координаты.

Оля и Илья (04.05.01)


23.12.2001 19:11:52, ОлИВка
Юлия
Скинь мне на ящик, пожалуйста, или сюда. Может быть я и собралась бы 24.12.2001 16:59:33, Юлия
Что самое смешное, у нас малыш тоже рано пополз (рекомендациями Домана мы в этом деле пользовались:-), но вот ходить ни в какую, т.е. за ручку да, но вот самостоятельно только сейчас начинает (уже 1.1)
А по поводу методики, я думаю, что многие согласны с тем, что для каждого ребенка нужен индивидуальный подход.
20.12.2001 16:20:24, Наталия
Абсолютно согласна с Волхвом, добавлю только,что при такой подаче информации, которую предлагает Доман ребёнок получает готовую информацию, не прилагая усилий её найти, что соответственно делает исполнителя, а не творца. 20.12.2001 10:22:03, Panasya
Волхв
Здравствуйте!
Все правильно написано. Только один момент: методика Домана идеальна для... американских детей. Образование и наука в Америке построены именно на фактах, это их образ мышления.
Поэтому проблема - не в методике, проблема - в родителях. Точнее, в их подходе к процессу обучения - никогда не надо забывать, что ЛЮБАЯ методика - это всего лишь ИНСТРУМЕНТ! Она универсальна, поэтому НЕ подходит конкретно к какому-то ребенку (если ей слепо следовать).
Но, конечно, в каждой методике может быть что-то полезное и нужное именно Вам, чтобы создать индивидуальную методику, расчитанную конкретно на Вашего ребенка.
20.12.2001 08:36:30, Волхв
[пусто] 21.12.2001 15:22:08
Волхв
Что ж, может, они уже и разобрались что к чему. 21.12.2001 16:30:18, Волхв
мамаД
Не знаю как на счет результатов (многие приверженцы и последователи уверяют что они есть и не плохие), но прослушав курс "чтение" согласна, что времени и сил на это положить надо очень много, работать уж точно не придется в классическом смысле этого слова.
И еще если начали заниматься, то потом надо идти и идти дальше.
Еще меня интересует тот факт, что потом ты со своим ребенком не подпадаешь под нормы обычной школы (я имею ввиду даже школы продвинутые), а дать классическое образование дома или экстерном не каждый захочет и сможет. Хотя честно, сама я всеми руками за, чтобы ребенок к двум годам читал (если отбросить все вопросы типа: а зачем это надо и что это дает?)
20.12.2001 08:31:08, мамаД


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!