Методика КАРКАС. Как развить у ребенка способности к шахматам?
- В системе МИР имеется методика “Играть в шахматы - раньше, чем ходить”, которая позволяет реализовать программу воспитания шахматного чемпиона. Она условно называется и обозначается КАРКАС, от фамилий наших прославленных чемпионов, Карпова и Каспарова. Эта программа относится к дополнительным программам развития и образования, и опробована в 1988 - 1990 г.
Вот основные положения этой методики.
1). В качестве одной из программ для “смотрунка” добавляете для просмотра карточки с изображением шахматных фигур и шахматной нотации.
2). Для “трогунка” программы также расширяются карточками программы КАРКАС с целью ощупывание карточек и фигур, дающих ребенку возможность дальнейшего освоения опорных образов шахмат.
3). Все остальные классмиры также должны содержать элементы освоения образов шахматной игры.
Программа освоение шахматной доски и операций начинаются “сидунком” с игры “Ищем поле А1”. Делается это по специальной методике, которая повторяется с ребенком для всех 64 полей шахматной доски.
Следующий этап - серия игр в догонялки, когда вы и ребенок играете на шахматной доске фигурами в “догонялки”, причем начинаете с самой простейших фигур, с пешек. Все это повторяется для всех парных сочетаний шахматных фигур. После нескольких повторений, простейшие “догонялки” вы можете играть “вслепую”, называя фигуры и поля по памяти. Ребенок двух - трех лет мгновенно осваивает подобную игру - ею можно заниматься и на прогулке.
В процессе игр в “шахматные догонялки” вы с ребенком вплотную подходите к образу финала игры, простейшего варианта эндшпиля, когда пытаетесь загнать короля в угол. То есть собственно шахматы начинаются с теории эндшпиля, то есть, окончания игры. Очень скоро выясняется, что короля не так то просто загнать в угол - даже ферзю это не под силу, и понадобятся другие фигуры и, разумеется, сам король. Умение оптимально разыграть с тремя фигурами на доске эндшпиль, играя королем и ферзем - это первое шахматное открытие малыша и, одновременно, необходимый и элементарный навык. Однако, чтобы до этого дойти, вам с малышом придется потратить пару дней для того, чтобы ребенок научился блокировать вражеского короля на одной линии, у края доски. Только сознательно владея техникой этого блокирования малыш сможет перейти к достижению главной цели - пониманию “мата” королю. Но до этого вам придется довольствоваться бесчисленной серией “патов”, ничьими, в которые умело защищающийся король будет стремиться попасть.
Аналогичные маневры предстоит пройти и с другими фигурами: “ладьями”, “офицерами” и т.д. Количество фигур на доске будет возрастать с каждой неделей. К началу полноценной партии ребенок будет точно знать, к чему нужно стремиться с самого начала игры. Хотя до теории дебютов еще очень далеко, следует иметь в виду, что каждое принятое в шахматной практике начало игры ребенок легко запомнит на несколько ходов, особенно если привыкнет к чтению шахматных партий, то есть освоит “шахматную нотацию” еще до исполнения года - двух.
Для успешного освоения программы КАРКАС в системе МИР проводятся специальные консультации для родителей (2 часа)".
Материал приводится c разрешения автора.
Лариса
Конференция "Раннее развитие""Раннее развитие"
Раздел: Методики раннего развития
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Раннее развитие шахматного чемпиона: Методика П.В.Тюленева КАРКАС
19.06.2001 22:14:32, Лариса3 комментария

По поводу методики ничего не скажу, тут есть рациональное зерно.
Настораживают опять-таки ЦЕЛЬ данной методики: СДЕЛАТЬ ШАХМАТНОГО ЧЕМПИОНА. Если переложить ее на всю систему МИР, то отсюда получим ее глобальную цель: "мы сделаем из Вашего ребенка то, что Вы хотите". По сути это ничто иное, как ЗОМБИРОВАНИЕ.
В статье "Кратко и в цвете о раннем развитии детей" проранжированы некоторые методики раннего развития. Исходя из приведенных выше соображений, докажите, пожалуйста, что систему МИР не следует выделить красным.
С уважением,
Волхв.
ЗЫ: Это сообщение не нужно рассматривать, как "наезд". Меня действительно интересует эта тема. 20.06.2001 08:55:18, Волхв
Зачем же лес городить? Карточки, отыскание поля А1... И, потом,все это похоже на загрузку в комп новой программы. Выявление и развитие склонностей у ребенка- дело хорошее, но методом П.В.Тюленева Вы даже взрослого отпугнете.
Мой сын научился играть в шахматы в 4 года по своей инициативе, и поскольку желание было его, он освоился со всеми ходами и защитами за 2-3 дня.
С 1 года он играл с шахматами, как со своими игрушками: то в ряд все выстраивал, то по кругу. Когда просил "давай поиграем!" я всегда спрашивала "по-твоему или по-моему?". Мой метод неизменно отвергался.
Но в 4 года вдруг сам притащил доску и попросил показать. Видимо, исчерпал все реурсы своей игры.
"шахматный террор" длился 2 недели. Играли мы без всяких А1-А2, но зато с выдумкой. Пешки на передней линии раскланивались и пили чай, а слон крайне вежливо предлагал "разрешите Вас съесть"
Не беда , что он не умеет читать шахматные партии.Зато он знает шахматы, как красивую и занимательную игру, ане как схему. 20.06.2001 01:57:58, Suzi
Мой сын научился играть в шахматы в 4 года по своей инициативе, и поскольку желание было его, он освоился со всеми ходами и защитами за 2-3 дня.
С 1 года он играл с шахматами, как со своими игрушками: то в ряд все выстраивал, то по кругу. Когда просил "давай поиграем!" я всегда спрашивала "по-твоему или по-моему?". Мой метод неизменно отвергался.
Но в 4 года вдруг сам притащил доску и попросил показать. Видимо, исчерпал все реурсы своей игры.
"шахматный террор" длился 2 недели. Играли мы без всяких А1-А2, но зато с выдумкой. Пешки на передней линии раскланивались и пили чай, а слон крайне вежливо предлагал "разрешите Вас съесть"
Не беда , что он не умеет читать шахматные партии.Зато он знает шахматы, как красивую и занимательную игру, ане как схему. 20.06.2001 01:57:58, Suzi
Я считаю, что игра в шахматы на "любительском", дилетанстском уровне - это пустая трата времени, а занятия, например, по методике КАРКАС, как я понял: "Карпов-Каспаров" - учит ребенка очень многому: приобщает к мировой культуре, к понятиям стратегия и тактика, к тому, что есть теория и практика, дебюты и гамбиты, миттельшпиль и эндшпиль...
Ребенок будет знать, что такое интеллектуальный труд и как им зарабатывают шахматисты? Даже каких политических взглядов придерживаются великие шахматисты: Карпов и Каспаров?
В любом случае, правильное знакомство с шахматами открывает ребенку двери в клуб интеллектуалов.
Очень привлекает то, что для занятий не нужно посещение дорогостоящих секций, тренеров - все может организовать любая мамочка, находясь в декрете с ребенком до 3-х лет - в семье с любым достатком! :)
У меня дух захватывает: если в роддомах рекомендовать мамочкам методику Тюленева "Играть в шахматы - раньше, чем ходить", то Россия станет страной шахматных чемпионов и интеллектуалов высшей пробы!
Опять же, родителям легче: увлеченные шахматными фигурами, задачами и игрой дети не капризничают, не плачут от недостатка внимания, а интеллектуально и гармонично развиваются...
Называть это зомбированием - нелепо и смешно: тогда можно любое обучение отрицать.
Что и происходит: не знакомые с крестьянским трудом, например, семьи уйдут в леса, станут "анастасиевцами" - хотя активистами и сторонниками выдуманных персонажей антинаучных книг они оказываются "зомбированными наоборот", на невежество и отрицание прогресса. Тысячами они оставляют свои квартиры в городах желающим из Азии и Кавказа, выключаются из активной борьбы за будущее своей страны и вымирают лесах, в дикости и глуши поззапрошлого века...
Это лишь один из примеров антиинтеллектуализма и мракобесия.
В системе П.В. Тюленева по обученю шахматам речь идет не о возрасте 3 - 4-х лет, а о возрасте 3-4-х месяцев после рождения: в три года такой ребенок будет уже играть на уровне первого взрослого разряда, как тут - 3-х летний ребенок играет "защиту Нимцовича" на равных с Анатолием Карповым: [ссылка-1]
Впрочем, родителям самим решать, будет ли их ребенок Человеком Развитым, или не развитым, отстающим на 7 лет в школе и на 17 лет в вузе - по сравнению с конкурентами - см. [ссылка-2] - "Дети, воспитанные по иностранным методикам будут кормить иностранные армии" - таков главный закон методик воспитания.
Методика раннего развития способностей к шахматам по системе Тюленева - это максимальное, генетически обусловленное развитие способностей ребенка в домашних, семейных условиях до уровня одаренности ещё до 3-х лет - после 3-х лет начинается, как правило, отнимание этих способностей в детских садах, в школе... - это всем известно.
Но у ребенка, который начал побеждать взрослых в игре в шахматы в возрасте 3-х лет, эти фантастические победы уже никто никогда не отнимет!
Эти победы будут формировать менталитет личности этого ребенка всю последующую жизнь - в этом, мне кажется, самый главный смысл раннего развития детей. Тут формируется не только интеллект, но и личность. Методика Тюленева - это методика саморазвития и самообразования личности. 18.03.2017 12:04:28, Друг и товарищ
Ребенок будет знать, что такое интеллектуальный труд и как им зарабатывают шахматисты? Даже каких политических взглядов придерживаются великие шахматисты: Карпов и Каспаров?
В любом случае, правильное знакомство с шахматами открывает ребенку двери в клуб интеллектуалов.
Очень привлекает то, что для занятий не нужно посещение дорогостоящих секций, тренеров - все может организовать любая мамочка, находясь в декрете с ребенком до 3-х лет - в семье с любым достатком! :)
У меня дух захватывает: если в роддомах рекомендовать мамочкам методику Тюленева "Играть в шахматы - раньше, чем ходить", то Россия станет страной шахматных чемпионов и интеллектуалов высшей пробы!
Опять же, родителям легче: увлеченные шахматными фигурами, задачами и игрой дети не капризничают, не плачут от недостатка внимания, а интеллектуально и гармонично развиваются...
Называть это зомбированием - нелепо и смешно: тогда можно любое обучение отрицать.
Что и происходит: не знакомые с крестьянским трудом, например, семьи уйдут в леса, станут "анастасиевцами" - хотя активистами и сторонниками выдуманных персонажей антинаучных книг они оказываются "зомбированными наоборот", на невежество и отрицание прогресса. Тысячами они оставляют свои квартиры в городах желающим из Азии и Кавказа, выключаются из активной борьбы за будущее своей страны и вымирают лесах, в дикости и глуши поззапрошлого века...
Это лишь один из примеров антиинтеллектуализма и мракобесия.
В системе П.В. Тюленева по обученю шахматам речь идет не о возрасте 3 - 4-х лет, а о возрасте 3-4-х месяцев после рождения: в три года такой ребенок будет уже играть на уровне первого взрослого разряда, как тут - 3-х летний ребенок играет "защиту Нимцовича" на равных с Анатолием Карповым: [ссылка-1]
Впрочем, родителям самим решать, будет ли их ребенок Человеком Развитым, или не развитым, отстающим на 7 лет в школе и на 17 лет в вузе - по сравнению с конкурентами - см. [ссылка-2] - "Дети, воспитанные по иностранным методикам будут кормить иностранные армии" - таков главный закон методик воспитания.
Методика раннего развития способностей к шахматам по системе Тюленева - это максимальное, генетически обусловленное развитие способностей ребенка в домашних, семейных условиях до уровня одаренности ещё до 3-х лет - после 3-х лет начинается, как правило, отнимание этих способностей в детских садах, в школе... - это всем известно.
Но у ребенка, который начал побеждать взрослых в игре в шахматы в возрасте 3-х лет, эти фантастические победы уже никто никогда не отнимет!
Эти победы будут формировать менталитет личности этого ребенка всю последующую жизнь - в этом, мне кажется, самый главный смысл раннего развития детей. Тут формируется не только интеллект, но и личность. Методика Тюленева - это методика саморазвития и самообразования личности. 18.03.2017 12:04:28, Друг и товарищ
Читайте также
Как выбрать тот самый сапборд
Как среди всего этого многообразия найти ту самую доску, которая станет вашим лучшим другом на воде? Не переживайте, мы здесь, чтобы помочь! Давайте вместе разберемся, как выбрать идеальный сапборд и сделать ваш старт в мир гребли на доске незабываемым!
СДВГ у детей: как проявляется и что делать родителям
Плохая успеваемость, проблемы со сном и поведением могут быть сигналами СДВГ –распространенного психического нарушения. В статье расскажем, как распознать болезнь и помочь ребенку.