Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

не вредно ли раннее развитие?

Методики раннего развития меня заинтересовали, благодаря вам:) Моему сыну 2,5 года.Но все же охватывает беспокойство, не много ли информации вы предлагаете своим деткам и не влияет ли такая "ученость" на психику детей? Хотелось бы узнать как давно существуют эти методики раннего развития и какие результаты они дали. Что дает ребенку в будущем это ранее развитие? Я не хочу вызвать бурю негодования, хочу просто понять и не навредить своему любимому малышу.
18.11.2000 23:06:36,

46 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Я благодарна всем, кто отликнулся:))Спасибо за интересную дискуссию! 22.11.2000 00:16:18, Shiva
Присоединяюсь! Спасибо всем за идеи, я для себя сформулировала то, чего мне не хватало.
Всем желаю успехов и "своевременного развития"!
22.11.2000 13:16:07, Svetlana
Девочки! Подскажите и мне тоже - что стоит за стремлением с очень раннего возраста вводить игры со словами и символами? Хотела почитать архивы, я поняла, основная дискуссия прошла летом, но после переделок не могу войти.
Насколько я знаю, детям в раннем возрасте полезно развивать сенсорные анализаторы, хороши все игры с объектами, подвижные и сюжетные игры, формирование умения самостоятельно получать знания, как-то их интегрировать и переносить на другие области. Причем важен упор на самостоятельность.
А с ранним развитием - получается упор на символы, зачастую оторванные от реальных предметов (почему Вы думаете, что слово Лесище будет иметь для ребенка тот же смысл, что и для Вас, если реально он в таких местах еще не был?). Вот и у Монтессори, насколько я знаю, в раннем возрасте стараются минимумом слов обходится и максимумом предметов? И вроде бы даже доказано неравномерное во времени развитие функций полушарий - если раньше времени грузить левое полушарие вместо правого, то что-то там замедляется?
По консультациям взрослых знаю, что очень трудно помогать тем, кто привык оперировать словами, за которыми ничего не стоит, кроме словесной игры. У них часто повышенная тревожность и мнительность встречается.
Я абсолютно без критики, просто хочу понять. Может, кто-нибудь подскажет?

19.11.2000 18:38:20, Svetlana
гусеничка
Светлана, а как определить, рано вводить словесные игры или нет ещё, ребёнок не дорос?
На свете множество мест и понятий, НАЗВАНИЯ которых мы можем образовать по аналогии, пользуясь правилами словообразования - и тогда, зная разницу между домом и домищем на собственном опыте, можно представить себе разницу между лесом и лесищем(и т.п.объектами). А попав туда(реально или по воле воображения)знать, как назвать ;)
19.11.2000 21:46:18, гусеничка
Любопытно, совпадают ли даже два взрослых понимания? Для Вас лесище - это лес, большой по площади, очень высокий или очень густой?
А дом и домище - различаются по высоте или по объему, или по впечатлению?
Я сначала подумала, что можно на чем-то реальном ребенка научить, например, пирожочек для малыша, пирожок для мамы и пирог для папы или для всей семьи. Но опять же - все относительно. Для людей из "Вилларибы" (с огромной сковородкой) наш пирожище - жалкий пирожочек.
Я собственно, к тому, что дети и так эти различия прекрасно улавливают (когда встречаются с соответствующими названиями в жизни), и даже, помнится, раньше все дружно умилялись как они забавно переносят эти конструкции на новые слова.
И эта способность ребенка самому наблюдать, делать выводы и самостоятельно переносить на новые объекты - это принципиально важное свойство, которое приобретается, по-моему, только в детстве и потом уже никогда.
Меня, собственно, это беспокоит - не подменяем ли мы такой искусственной игрой со словами естественное образование познавательных стратегий (я имею ввиду детей до 3-4 лет).
Кто что думает или знает?
21.11.2000 00:14:36, Svetlana
[пусто] 19.11.2000 22:59:56
Мария, написала выше, не прочитав Ваше письмо, получилось наполовину пересечение, извиняюсь. Лошаденок - это ребенок, и ребенок представляет себе, что за этим стоит, какой смысл. И, мне кажется, если бы Вы, проходя по улице, несколько раз показали на реальные домик и домище, то вскоре дочка сама бы и создала что-нибудь подобное, и это было бы ее собственное открытие и достижение.
И еще один момент вызывает у меня сомнение - люди разных типов (например, по Юнгу) c раннего детства имеют разные предпочтения в восприятии и обработке информации, и на их базе в детстве формируются стратегии, уникальные для каждого. Если в это время активно предлагать ребенку свои способы даже интеграции имеющейся информации, то мозг может "воспользоваться" имеющейся готовой структурой, и не выработать свою, наиболее подходящую.
Вот лет с 4, когда свои стратегии уже оформились, мне кажется полезным добавлять что-то извне, расширять "арсенал", тренировать вербальные навыки. А до этого - естественные занятия дают достаточно "пищи" для развития. Разве нет?
21.11.2000 00:52:43, Svetlana
[пусто] 21.11.2000 04:31:47
Да уж, пожалуй.
Хм, как часто бывает, проще сформулировать, что не является естественным. Однако буду "размышлять". Честно признаюсь, что в этом вопросе я пока не большой специалист, специально его не изучала. Смотрю только с позиций родителя 7-летней девочки и консультанта взрослых "детей".
Итак, что мне кажется естественным (пока, для начала) - родители живут своей активной жизнью, подключая ребенка к своим повседневным занятиям (об элементарной заботе сейчас не говорю, это подразумевается) по мере его детских возможностей, начиная от наблюдения за деятельностью родителей через посильное участие к самостоятельному выполнению семейно-полезных действий. Родители "озвучивают", объясняют свои действия ребенку по ходу(когда это возможно) или обсуждают их до или после. В процессе совместной с родителями деятельности ребенок учится обращаться с собой, с предметами, с людьми, и параллельно осваивает соответствующие слова, символы, действия с ними и вообще все необходимое. (я имею ввиду - с ними не занимаются специально лингвистикой, а так - по ходу пьесы). Разумеется, ребенку даются и разные игры-занятия, в том числе и со словами, но как бы "вслед" за движениями и операциями с предметами. Кстати, тут вы мне подскажите - разве у Монтессори не так - вроде бы я читала, что первые годы воспитатели стараются без лишних слов обходиться?
Или это уже устарело?
С большим любопытством жду ответа!
21.11.2000 19:48:24, Svetlana
Главное не информацией накачать, имхо, а создать условия для желания и возможности эту информацию получать. Не сравнивать с другими детьми! Не строить долгосрочных планов и не устанавливать конкретных сроков! Максимум игры и веселья! Анализировать результаты и всегда быть готовым что-то изменить или отменить, если Вы решите, что это не подходит Вашему малышу. Всё зависит только от Вас и от того, какие цели Вы преследуете занимаясь с малышом. Здесь на конфе очень много чего интересного можно найти(скажем за последние полгода!), в том числе и мыслей о пользе и вреде. А здесь собраны ссылки по раннему развитию http://www.angelfire.com/ma/Calflove/baby-ed.htm
Удачи!
19.11.2000 10:49:01, ЛенаА
Посмотрите www.talant.spb.ru/index.html 19.11.2000 08:32:44, Елена
Знаешь, когда я впервые ознакомилась с методиками, я поняла - это то что надо, т.е. это как бы сразу на сердце легло. Что Вам подсказывает Ваше сердце. Здесь Вам любой скажет - делай только то во что веришь, чего не боишься. Безусловно, надо ознакомиться со всеми имеющимися методиками, какие найдёте, примеряя только для себя и Вашего малыша, что- то комбинируя, что-то убирая совсем, руководствуясь исключительно интересами и желаниями Вашего ребёнка. Удачи! 19.11.2000 00:45:51, Елена
Маша
Интересно, про что конкретно вы решили, что это то, что надо. Неужели все подряд, то, что надо? 19.11.2000 13:09:09, Маша
Конкретно - про раннее развитие.Безусловно - не всё подряд. У меня к сожалению (или к счастью) не математический склад ума, я предпочитаю доверять своим чувствам во всём чего бы это не касалось. 20.11.2000 00:19:20, Елена
Маша
Я спросила, потому-что, например, Монтесори и Доман - это разные вещи. Одно я бы рекомендовала, а другое - нет. Но все это относится к методикам раннего развития. 20.11.2000 11:36:45, Маша
Согласна - это разные вещи, но кто-то возьмёт что-то (вероятно не всё) из Домана и будет с успехом использовать или что-то совместит или своё добавит в конце концов, ничто не однозначно, а результат всё равно будет ничуть не хуже чем у Монтессори.А? 21.11.2000 09:02:23, Елена
По-моему, это совершенно разные по существу подходы. У Монтессори - сначала получение реального опыта обращения с предметами, а потом названия для них, а у Домана - куча названий, не привязанных к предметам посредством опыта. Легко ли апельсин по картинке представить, если его не пробовал?
Хотя, может, я не все про Домана понимаю.
21.11.2000 19:56:06, Svetlana
Маша
Не знаю. Не уверена. Мне кажется, что есть методики раннего развития, которые не так хороши, как хотелось бы. Доман, Тюленев - в их числе. 21.11.2000 16:22:15, Маша
Я тоже не люблю ни Домана, ни Тюленева. И вообще, я не могу утверждать, что мы целенаправленно используем одну методику, а все прочие отвергаем. Что касается всяких лингвистических экзерсисов, то здесь исхожу исключительно из того, что на данный момент интересно совершенно конкретному ребенку – моей собственной четырехлетней дочери. Ей интересно было прибавлять суффиксы к разным словам и смотреть, что получится. Почему бы не сделать такую игрушку и не показать, что все это можно записать? Ребенок сочиняет свою сказку про теремок, исходя из того, какие игрушки стоят сейчас на полке. Почему бы не записать и не заметить, что все животные в теремок ПРИ-(ходят, ползут, плывут, летают и т.д.). (Вопрос по ходу дела: почему игра со словами считается искуственной?) Между прочим, у пресловутых перестановочек (особенно, синтаксических) корни весьма глубоки и уходят в идею карнавала, путаницы, римской комедии и трудов Бахтина (если кому-то интересно, могу изложить подробнее). А ребенок, как известно, в своем развитии проходит путь развития человечества :-).
Если на данный момент какая-то проблема вызывает у ребенка повышенный интерес, то он воспримет все или почти все, что с ней связано.
А что касается относительности величины, то здесь тоже можно поиграть: как бы назвал ДОМ гномик, а как – великан? Я не вижу здесь какого-то особого противоречия и отхода от реальной природы вещей.
Кстати, хотелось бы все-таки выяснить, что есть "естественное занятие" для ребенка? Вспоминается известная шутка, что науки делятся на естественные и противоестественные (т.е. гуманитарные).
21.11.2000 19:02:32, Инес
Спасибо за Идеи! 22.11.2000 00:12:24, Маха
Инес! Нашла отголоски своего письма выше, отвечаю.
Я там писала о детях до 3-4 лет.
Я тоже согласна с тем, чтобы следовать за детским интересом, просто мне кажется, что в 1,5-2 года легко перепутать детскую готовность делать все, что родители предложат с их собственным интересом. Иногда желание родителей быстрее увидеть детей "умненькими" пересиливает (разумеется, это не про всех, но ведь некоторые стремятся, например, усидчивость с 2 лет детям прививать, а это уж точно не полезно, это везде написано).
Вот не зря же и шутка про противоестественные науки образовалась :)), а ведь в каждой шутке есть доля шутки ... :).
На всякий случай извиняюсь, если не в свою область влезла.
Светлана
21.11.2000 20:04:51, Svetlana
[пусто] 22.11.2000 00:03:43
Хи-хи, что ж Вы ей предлагаете все время не то, что она хочет? :))) 22.11.2000 03:28:25, Svetlana
[пусто] 22.11.2000 06:50:31
:))) 22.11.2000 13:39:12, Svetlana
Я занималась с детьми "обучением" только когда это было интересно мне самой и всегда в процессе игры...Буквы - палочкой на песке во время гуляния, счет - при любой возможности что-то пересчитать, рассказ о художнике и музыке - в контексте,но... При одинаковом подходе старший в 2 года знал буквы, с 4,5 читал, считал, а млаадший еле-еле к 4 буквы выучил, ему другое интересно, Видимо, все-таки очень многое зависит от Ребенка (Я где-то такое написание встретила, в данном случае очень подходит!) 22.11.2000 00:20:02, Маха
Светлана, область, несомненно, Ваша, спасибо за ответ. Вот интересно, можно ли определить, где интерес собственно ребенка, а где - родительское навязывание. Я и сама время от времени в этом сомневаюсь, потому что исходную точку для размышлений все-таки даю я (как назвать большой дом, а как - маленький), но дальше-то ребенок придумывает сам - ДОРОГА, ДОРОЖКА, ДОРОЖИЩА. После этого я подсовываю игрушку с суффиксами, ребенок с увлечением листает странички с окошками. Это навязывание или нет? Или музыка, к примеру. Ведь ребенок не может попросить послушать вместе какую-то музыку, если он до этого никакой музыки не слышал. Значит, взрослый должен предложить что-то такое, что малышу пока неизвестно. Это навязывание? Очевидно, что делать что-то против воли ребенка недопустимо, но ведь нельзя выяснить, к чему лежит его душа, пока душа к этому не прикоснется.
И еще у меня вопросик: а чем принципиально, на Ваш взгляд, должны отличаться занятия для детей 1,5-2 и 3-4 лет?
21.11.2000 21:48:23, Инес
Уф, спасибо, успокоили :)), тогда пробую дальше. Поскольку однозначного ответа у меня нет, пишу все соображения подряд, выбирайте, что по душе придется :)).
1. Первая реакция - как (нейро)лингвист - лингвисту: в вопросе, как водится, содержится как минимум половина ответа - раз "ребенок придумывает сам", "с увлечением листает странички", значит, ему интересно, и это не навязывание.
Еще признаки интереса - "притягивающие" жесты (Вы взяли в руки книжечку, а ребенок тянется к ней, или сам несет ее Вам), оживление при упоминании игры, активное (не вялое) подхватывание Вашего "начинания". То занятие, которое именно сейчас лучше всего отвечает его потребностям, ребенок начинает повторять сам буквально после "первой демонстрации".
Насчет музыки и других занятий - тут как раз я согласна - чем больше возможных видов деятельности (включая слушание музыки и разглядывание картин) ребенку доступно, тем больше у него вероятности выбрать подходящее именно сейчас. Но здесь речь идет именно о предложении, с полной внутренней готовностью сменить занятие, если ребенку будет скучно. В смысле, не стоит сразу на трехчасовой концерт вести, откуда самим уйти жалко будет.

>И еще у меня вопросик: а чем принципиально, на Ваш взгляд, должны отличаться занятия для детей 1,5-2 и 3-4 лет?
Это вопросик или вопросище :))?
Тут есть бОльшие специалисты. Вообще-то принципиального отличия я не вижу, просто акцент лет до 2-х довольно есественным образом получается больше на развитии невербальных функций, а позже - выравнивается с вербальными. Я согласна с теми, кто сначала делает акцент на развитии ощущений, разнообразных движений и навыков восприятия и общения без (лишних) слов. В том числе и эмоционального невербального общения, и умения схватывать сначала крупное общее, а потом уже мелкие различия.
Кстати, увидеть в березе, елке и рябине дерево, по-моему, намного сложнее, чем отличить домик от домища.
Если вопрос в том, почему бы
не делать и то, и другое одновременно, то тут мне почему-то объектив в фотоаппарате вспомнился - можно настроить на дальнюю съемку, а можно на портретную. А одновременно - ни то, ни се получается. А если часто перещелкивать, может сломаться. Исключения бывают, но они редки, дороги и очень хрупки.
И еще. Согласно Эриксону, с 1,5 до 3 лет идет период развития самостоятельности, автономности, ребенок учится управлять своими руками-ногами, пальчиками, знакомится с окружающими предметами.
В этом смысле - если игра с суффиксами помогает ему лучше владеть собой, улучшает его координацию, помогает целостно воспринимать мир - тогда я за. А если отвлекает от этого - тогда не знаю. Эта энергия и время могли быть потрачены ребенком на что-то более насущное.
А после 3-х лет у ребенка начинается фаза инициативности, когда он на основе уже имеющегося опыта и уверенности в себе начинает не просто познавать предметы, а творчески их "пускать" в дело. И тут ему становятся интересны не только самые общие свойства предметов, но и их самые разные комбинации. И как только интерес "прорезался" - только знай, подавай ему новую "пищу" для обработки - он с удовольствием будет "приспосабливать" разные аспекты слов и понятий к имеющемуся у него опыту. И еще (на любимого конька!), именно в это время хорошо бы с помощью ролевых игр и сказок обратить внимание на чувства других людей, познакомить со способами взаимодействия с людьми, чтобы столкновение активности ребенка с активностью окружающих не стало неприятной неожиданностью. У Марии выше много полезного перчислено.

А вообще-то если бы все эти теории убедили меня 100-процентно, я бы, наверное, не задала бы вопрос наверху. Я как чувствовала, что есть глубокие корни и у лингвистических игр. Очень хочется послушать про карнавал и Бахтина! Жду с нетерпением.

P.S.
Все-таки мне почему-то вспоминается дискуссия о том, когда и как начинать давать ребенку твердую пищу? Некоторые считают - когда первый зуб прорежется, а раньше -в материнском молоке всего достаточно. А некоторые - а вдруг каких-то веществ в молоке не хватит, давайте раньше, протрем, разжуем и в рот положим! То-то вырастет сразу большой. Ага, только с больным желудком и неразвитыми зубами :(. В конечном итоге, и те, и другие вырастают, и каждый по-своему счастлив...
22.11.2000 03:23:27, Svetlana
[пусто] 22.11.2000 06:56:09
Естественно, в смысле - присуще от рождения? А я думаю - это огромный творческий "прорыв" :)) в освоении этого странного поначалу мира. И естественно то, что этот шаг делается первым. Надо же на что-то опираться, а то больно уж много разных существ вокруг водится, как они себя поведут, кто их знает? А дерево - оно и в Африке дерево, по крайней мере не набросится на тебя с громкими возгласами, поцелуями и объятиями :)).
А "Трех медведей" я тоже люблю. Мне кажется, дети так радуются, потому что у них появляется новая "степень свободы" для описания того опыта, который у них уже есть - то, что есть малыши и большие - они уже знают очень хорошо. Опять же - так приятно узнать, что ты не один в этом мире попал в такую ловушку - быть малышом среди больших %)). Да и в этой сказке - на редкость (даже для сказок) уважительное отношение к малышу - все у него, как у взрослых. Как же не любить такую сказку?
Пожалуй, я для себя поняла наконец, что я хочу сказать - если опыт и свое представление о чем-то у ребенка уже есть - это смело можно обыгрывать словами (если ребенок поддерживает такую игру с видимым удовольствием).
А вот с абстрактными для него понятиями - я буду осторожнее.
Кстати, никто мне так и не ответил - для Вас "лесище" - это очень густой, очень высокий или очень большой по площади лес?
22.11.2000 13:03:33, Svetlana
гусеничка
упс, своего сообщения не нашла. Лесище - это для меня лес, превосходящий по тому или иному(неважно - густоте или размерам) параметру привычный мне (в общем случае=привычный мне объект) 22.11.2000 21:29:15, гусеничка
У меня вообще нет ассоциации к этому слову, если по логике - гутсой, дремучий и большой. 22.11.2000 13:39:24, Шин
Спасибо всем за асcоциации. Я, собственно, потому и спросила, что даже у взрослых за одним словом может стоять много разного, Шин вот пишет, что у нее (у взрослой) нет на это слово ассоциаций. А ведь, показывая ребенку это слово вы хотите, чтобы у него ассоциации появились, чтобы он это слово с чем-то связал, а не просто запомнил, что бывает суффикс ИЩЕ. Дети постарше (на мой взгляд, не раньше лет 3,5 за редкими исключениями) уже могут по аналогии с известными предметами такие нюансы переносить на новые предметы, вот тогда и стоит этот интерес в них поддерживать. И то, неизвестно, какой образ они свяжут с незнакомым словом.
А до того - лучше на реальных предметах показывать с соответствующим прилагательным - вот маленький домик, а вон - смотри, какой огромный домище.
Впрочем, это всего лишь мое мнение %)).
23.11.2000 20:12:30, Svetlana
Сравнение некорректное потому, что у моей дочки зуб прорезался в 9 месяцев, а с шести она каждую ложку отправленную мне врот провожала тоскливым взглядом голодной собаки и пыталась ее перехватить. С точки зрения естественности ,начать кормить ,когда просит естественне, чем ставить условия в виде зуба (если на то пошло одним и даже двумя зубами много не нажуешь, у меня она только яблоко скоблит и откусывает (отдирает), а жует как до появленяи зубов челюстью) 22.11.2000 04:33:36, Шин
Что же здесь некорректного?
Я как раз и искала эту аналогию:
Кормить естественно, когда просит то, что видит из родительских естественных (не специально для ребенка приготовленных) кушаний (наверное, приспособив их для ребенка?);
Соответственно, и заниматься с ребенком естественно тем, что его заинтересовало во взрослых занятиях родителей, адаптировав их к детскому уровню.
Спасибо всем за идеи!!!
22.11.2000 13:14:08, Svetlana
Некорректно, потому что, как Мария уже писала - дети есть с разными интересами , я вот пока не вижу у дочери особой направленности к какому-либо предмету, все мои потуги заканчиваются ничем.
Она повоторяет за мной мои действия. Но то, что я читаю книги и статьи в инете, он этого не понимает. Получается, что ей вообще ничего не надо показывать ?
22.11.2000 13:38:13, Шин
А сколько ей сейчас? Если 9 месяцев, то лучше давать резиновые и пластмассовые игрушки и предметы, которые можно исследовать руками, губами, зубами и языком (Как в статье "Весь мир во рту..."). Хорошо отчетливо называть предметы, с которыми она в данный момент играет, и которые попадаются на глаза на улице. А картинки и лингвистику я бы на попозже отложила.
Впрочем, опять же - не навязываю своего мнения...
23.11.2000 20:23:13, Svetlana
Позавчера год исполнился. Ей нравится картинки сдирать. Нравится ломать, иногда строить пирамидки, вытаскивать внутреннюю фигурку из внешней, рамки игнорирует, но зато проверяет поместится ли точка из алфавита в букву О, вот не знаю, может ей купить эти кубики с дырками под фигурки, они более объемные, чем рамки.
Ой, не могу, муж читает дочери книжки с потешками ,сначала у него рифма не идет, то ритм, то баюшки не рифмуются, теперь вместо пояска косячок, то пора баиньки - купили валенки, причем здесь валенки . Короче сисадмин, он и в Африке сисадмин. пото мдопишу, если сейчас добертся до резиновой Зины, я под стулом окажусь.
24.11.2000 13:46:53, Шин
Поздравляем с прошедшим днем рождения! Год - это уже серьезно :))). Недавно племяшке годовалой подарок покупала, мне понравились какие-то новые (для меня) игрушки - разноцветные "фрукты-овощи", вроде Чиполлино, сами из мягкой ткани, голова резиновая, а внутри такие мелкие шарики перекатываются. Как мне продавцы объяснили, очень полезно для развития пальчиков.
Читаю ваши письма, у вас так много интересных идей и советов! Желаю вам успехов, делитесь с нами опытом и дальше!
Светлана
25.11.2000 13:04:33, Svetlana
[пусто] 23.11.2000 21:05:03
Я не спорю. Верю во всякие чудеса и допускаю любые исключения (в конце концов, у любого "нормального" распределения есть бесконечные "хвосты" в обе стороны). Пока Ваш случай смотрится скорее исключением, чем правилом. Поскольку таких случаев не очень много, то и статистики о последствиях пока тоже маловато. Есть и контрпримеры, но они тоже единичные. Не хочется зря тревожить, не видя ребенка.
Как Вы говорите - иногда ведь бывают и удачные случаи :)).
Если Ваша дочка - вполне спокойный, жизнерадостный ребенок, не склонный к тревожности и резким перепадам настроения, хорошо засыпающий вечером и крепко спящий ночью, и Вас ничто в этом плане не беспокоит, то это просто здорово.
24.11.2000 13:35:04, Svetlana
Маша
Не уверена, что вы мне отвечали. Я просто хотела сказать, что прежде чем говорить, что раннее развитие это плохо или хорошо, надо четко определить, что конкретно понимается под ранним развитием. Слишком по-разному это можно понимать. 21.11.2000 19:30:18, Маша
А знаете, Л.А.Никитина вообще отказывается от термина "раннее развитие", предлагая вместо него "своевременное развитие". По-моему, это правильно, потому что у каждого ребенка своя "своевременность". 21.11.2000 21:31:22, Инес
Ух, здорово!
Это как раз то, о чем и я все время думаю. Именно своевременность! И дети - такие разные, и развитие у них - и от природного склада зависит, и от состояния здоровья, и от времени года. И интересы разные, и временные графики развития разные, и что одному - замечательно, то другому - не нужно совершенно.
Интересно, а критерии - кому когда чего - тоже есть? И в какой книжке? Срочно побегу перечитывать!
22.11.2000 00:04:40, Svetlana
"Кому когда чего", если хотите "универсальные" критерии, то это, наверное, Пиаже. А вот про иднивидуальные - Выготский :-) 22.11.2000 01:08:00, Мария Д.
Спасибо, я же говорю - не до конца они меня "убедили", ни тот, ни другой... 22.11.2000 13:40:31, Svetlana

Читайте также
Бенто-торт Чизкейк - рецепт торта на двоих
Как приготовить чизкейк своими руками?

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!