Раздел:

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Обучение без школы

Модераторы говорят: если есть интерес к обсуждению обучения без школы, можно отдельную конференцию устроить. Ну как, есть интерес?
15.04.2000 06:56:08,

45 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Никто не против принципа массового
обучения - вот какой вывод напрашивается. Против Школы (имя собственное), за суперэлитную,
индивидуальную, сверхэкспериментальную
школу.
Эх, грустно мне. Дети и люди в избранных тусовках скорее своеобразные,
чем нормальные. Не поддерживаю я с ними
отношения, вот ведь штука какая получается. И на улице чаще отвернусь,
чем поздороваюсь. А с однокласниками
из простой школы обнимусь и потреплюсь,
и посмеюсь с удовольствием. И все они люди гораздо более разные, значительно более терпимые, чем из супер-пупер.
Скушно мне с супер-пуперами, дежавю сплошное. И не было мне ни больно ни
обидно, если учитель знал меньше меня.
В мире очень много условностей и крохи
обьективностей. Почему-то право учителя
требовать повторения именно его слов и
мнений мне казалось естественным, мозги
не приходится слишком ужимать под лишнюю
полочку на недельку. Как можно было рефлексировать по этому поводу? Можно
подумать я не забиваю себе башку еще
более бесполезной чепухой. Директор
вызвал отца в школу, не став разбираться
я ли хулиганила или я наоборот мешала
хулиганить - хороший урок жизни (2класс). Броски ключами и хлопания указкой только потешали. До сих пор с
умилением вспоминаю запись математички:
"Окинула презрительным взглядом!" (я
сощурилась). А сочинение, все расчерченное по полям "П\О" "П\О",
училка шепотом на мое требование обьяснений сказала: "политические ошибки" - еще бы, я в 4 классе решила,
что с этой темой мне помогут справится
кухонные разговоры :) Знакомство с химиком началось с двух двоек, ну,
я как водится, попыталась схалявить
нытьем "я болеела!" - и ничего, потом
"куколкой" и "зайкой" меня называл.
А уроки НВП, мировой фольклер! Ну, всяко
бывало. Ну сжег мне конец косы один
дефективный, не решила ему задачу. Но
я себя не умно вела. К счастью, когда
от умения чувствовать дефективного
зависела жизнь, такой опыт уже имелся.
Да мне вообще не выплыть было из бурной
юности, не будь за плечами средней-
средней школы! И рецепт давно известен:
простая школа до 6-7 класса. Отец до
четвертого класса (NB!) курил, дрался,
был вожаком шайки, за что его пороли и
брили налысо. Перешел, окончил с медалью
и вышел кремень-человек, в отличии от
более-менее не рыба- не мясо хорошиста
брата в спецучилище.
По-моему, говорить ребенку, что реальность, данная ему в ощущениях,
(мир, общество, школа) слишком плоха
для него, значит подталкивать его к
алкоголизму или наркомании, или просто
непорядочности (а чего стесняться, если
мир порочен, так устроен!). А уж самооценку ему никто не собьет, если
вы сами в нем не засомневаетесь и не
унизите. Вот с момента примерно полового
созревания, нужна неплохая школа, это
вопрос здоровья. И нужна талантливая
стая вне школы - вопрос образования и
связей (ну ничто не заменит близости в
юности к определенным кругам - пропуск).
Сомневаюсь, что мамашка тут сможет
помочь непосредственно, только косвенно
и материально.
18.04.2000 11:43:25, Оля
Оля, я с Вами абсолютно согласна. Почему-то считается, что закалять тело нужно, а психику надо беречь и лелеять. Странное и опасное несоответствие. 19.04.2000 15:41:08, Яся
От наивных слышу :-) (шутка). Просто для информации, я по этой теме уже многие годы работаю профессионально, прочитала "от корки до корки" десятки книг и исследований, а ссылок и коротких обзоров много сотен изучила, не говоря уже об аспирантских курсах и семинарах и конференциях ;-).
Хочу написать подробнее о темах, которые подняли Оля и Яся - очень уж вопросы важные и интересные (мне, по крайней мере) :-) Только пару месяцев назад я делала обзор литературы об "intrinsic interest" - не знаю точно, как перевести, что-то вроде "истинный, внутренний интерес." Это когда человек занимается делом (скажем, сольфеджио) ради самого дела, а не ради денег, славы, или из-за страха. Так этот самый "истинный интерес" увеличивает эффективность обучения во много-много раз. И не только количество изменяется, но и качество - люди подходят к задачам творчески, совершенно на другом уровне. А убить этот интерес, к сожалению, не так сложно у большинства людей. Могу найти ссылки на исследования, но смысл такой: любое давление истинный интерес уменьшает, иногда до нуля и ниже :-) Например, дали группе детей новые, красивые очень фломастеры. Детки с радостью с ними играли и рисовали. Потом половине сказали, что за каждую картинку будут давать конфетку. Так у них картинки резко стали примитивнее, а еще "подкупленная" группа потом наотрез отказалась рисовать бесплатно, просто ради игры в свободное время. А малыши из "бесплатной" группы еще долго с фломастерами играли. У старших детей, кстати, такие же эффекты наблюдаются с оценками - вот и задумаешься по поводу всей школьной системы…

Про сольфеджио первый год - может, методики плохие? По Судзуки детки еще как занимаются, с радостью, кому нравится, конечно. Если НИКОМУ курс не нравится, значит, он просто некачественно сделан. Или с преподавателем проблема какая… А если некоторым нравится, а некоторым - нет, то возникает вопрос о целях…

Интересы маленьких детей часто меняются быстро. Но любая мама знает: что ребенку интересно, выучит мгновенно, а что нет, будет медленно и долго "мучить" (и мучиться при этом). Именно поэтому обучение, построенное на интересах, и работает: ребенок С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ и к тому же С ОГРОМНОЙ РАДОСТЬЮ поглощает информацию,а затем или переходит к следующему интересу, или развивает текущий интерес на более высоком уровне. То, на что ребенок без "истинного интереса" потратит год, заинтересованный малыш может выучить буквально за неделю (у меня есть сотни примеров и знакомых и из книг, я думаю, люди на этой конференции могут еще сотни примеров предложить). Так как все в этом мире взаимосвязано, то таким образом ребенок обязательно придет (своим собственным, уникальным путем) к знанию действительно важных вещей, особенно если родители немного последят, чтобы в обстановке присутствовала музыка, книги, компьютер и т.п. Вот мы сейчас математикой занимаемся в связи с кормлением зверей: кому больше, кому меньше и т.п., материалы скоро на страницу поставлю (животные - истинный интерес моей дочки, который, кстати, уже больше года держится- а ей всего 1.8). Такой истинный интерес "поймать" да поддержать - как далеко можно пойти! Дочка такое выделывает со знаниями о животных - даже и рассказывать не буду. Но не представляю, как это можно сделать в "обычной" школе - и по очевидным причинам…
Конец интереса, кстати, для меня вовсе не означает "потерю человека". Интерес может закончиться, потому что ребенок понял, что это "не его" занятие - ведь полезная же информация! А еще ребенок мог свой интерес полностью удовлетворить: хотел понять, как делается музыка, увидел, сам попробовал несколько раз, что-то получилось - пока достаточно. Потом интерес может вернуться на более высоком уровне, а может и не вернуться. Но ведь в мире так много всего интересного - на смену одному интересу просто приходят другие.
"Ненавистные ранние уроки" многим жизнь портят. Ну не могут многие дети с утра продуктивно учиться. Не вижу смысла в этих ранних уроках - я своему ребенку такого не желаю вовсе. Пусть учиться в наиболее продуктивные для нее часы, когда занятия эффективны. Зачем насиловать свои биоритмы в нежном возрасте (да и в любом)?
Насчет закалки психики… При физической закалке, тренировке и т.п. обычно советуют нагрузку повышать плавно, чтобы организм не попал в состояние стресса. Общее правило: боль или сильный дискомфорт - сигнал тревоги! Тело сообщает: что-то не так, режим не подходит. Спортсмены, которые хотят добиться рекордов, тренируются иногда с болью, но ведь это вредно для здоровья (средняя продолжительность жизни профессиональных спортсменов меньше). Если продолжить Ясину параллель с психикой - закалять надо, но "психическая боль" - сигнал для изменения режима. Можно, наверное, достичь каких-то крутых результатов (как разведчиков тренируют) и с болевой тренировкой психики, но в результате здоровье потерять… А еще, лично для своих детей - если я верю, что есть безболезненный способ достичь тех же результатов, что достигаются другим способом с болью - я безболезненный способ выберу, что я, садист :-)
19.04.2000 21:41:56, Мария Д.
Вот-вот! Зачем в 6 лет тратить время на матанализ, когда в 12-16 лет человек за месяц может все освоить легко и на ура, если человеку этому вообще матанализ по сердцу! НАблюдать нужно учиться за ребенком и интересоваться вместе с ним миром - столько можно для себя открыть ! 20.04.2000 10:06:42
Мария, ну конечно Вы правы,тем более, что "я этим давно занимаюсь" убийственный аргумет :)). Это я доброжелательно говорю, потому что и правда, я рассуждаю почти дилетантски, но можно я Вас еще немного потерзаю своими вопросами?

Как быть с необходимостью иногда получать знания "через силу"? Если в детстве не научиться, в более старшем возрасте это может быть непросто. Да и выучить таблицу умножения на одном интересе мало кому удается.

Как быть с взаимосвязью наук? Скажем, физика ребенку интересна, а математика - нет. Но я не могу себе представить глубокой физики без математического аппарата. На пальцах объяснять? Литература интересна, а история нет. Представьте, что будет, если изучать историю по литературным произведениям :)). У и так далее.

Вы совершенно правы в отношении маленьких детей, но дети постарше, это совсем другое дело. В их образовании система необходима. Так вот на мой взгляд, система как раз должна подсказываться школой, а насколько творчеки подходить к обучению - дело родителей. Наша нормальная общеобразовательная школа как раз для социальной адаптации и для учебного плана. А учить-то все равно нам, как мне кажется.

Если можно, по подробней про безболезненный способ. Я-то имела в виду только общую аналогию, что закалять надо, но закалка души и тела - разные вещи. Душа более чувствительна к боли, но именно поэтому, наверное, некоторая боль необходима. И, кстати, неизбежна, Вы можете ребенка уберечь от простуды, но не от осознания смертности и не от первой любви.

20.04.2000 02:46:30
[пусто] 20.04.2000 07:57:20
Хорошо, я про систему обучения вроде поняла, а про таблицу умножения, как узнать поподробнее? Очень соблазнительно все это :)).

Только вот про возможность провести через жизнь без душевной боли, с этим я согласиться не могу никак. Эта боль необходима, тот, кто никогда не испытывал такой боли, на мой взгляд во-первых, неполноценен, а во-вторых его же может сломать первое же такое переживание, встретившееся в жизни. Простите за аналогию со столь нелюбимой нами службой в армии, но вообще-то мне кажется, что некоторая школа подчинения все же нужна. Я могу долго на эту тему говорить, видимо, как и Вы об обучении через силу, при этом я не имею в виду "давильную машину", но что-то такое... Ну, например, как вводится понятие субординации? А, давайте с этим в социальную адаптацию, и правда!
21.04.2000 18:26:20, Яся
От наивных слышу :-) (шутка). Просто для информации, я по этой теме уже многие годы работаю профессионально, прочитала "от корки до корки" десятки книг и исследований, а ссылок и коротких обзоров много сотен изучила, не говоря уже об аспирантских курсах и семинарах и конференциях ;-).
Хочу написать подробнее о темах, которые подняли Оля и Яся - очень уж вопросы важные и интересные (мне, по крайней мере) :-) Только пару месяцев назад я делала обзор литературы об "intrinsic interest" - не знаю точно, как перевести, что-то вроде "истинный, внутренний интерес." Это когда человек занимается делом (скажем, сольфеджио) ради самого дела, а не ради денег, славы, или из-за страха. Так этот самый "истинный интерес" увеличивает эффективность обучения во много-много раз. И не только количество изменяется, но и качество - люди подходят к задачам творчески, совершенно на другом уровне. А убить этот интерес, к сожалению, не так сложно у большинства людей. Могу найти ссылки на исследования, но смысл такой: любое давление истинный интерес уменьшает, иногда до нуля и ниже :-) Например, дали группе детей новые, красивые очень фломастеры. Детки с радостью с ними играли и рисовали. Потом половине сказали, что за каждую картинку будут давать конфетку. Так у них картинки резко стали примитивнее, а еще "подкупленная" группа потом наотрез отказалась рисовать бесплатно, просто ради игры в свободное время. А малыши из "бесплатной" группы еще долго с фломастерами играли. У старших детей, кстати, такие же эффекты наблюдаются с оценками - вот и задумаешься по поводу всей школьной системы…

Про сольфеджио первый год - может, методики плохие? По Судзуки детки еще как занимаются, с радостью, кому нравится, конечно. Если НИКОМУ курс не нравится, значит, он просто некачественно сделан. Или с преподавателем проблема какая… А если некоторым нравится, а некоторым - нет, то возникает вопрос о целях…

Интересы маленьких детей часто меняются быстро. Но любая мама знает: что ребенку интересно, выучит мгновенно, а что нет, будет медленно и долго "мучить" (и мучиться при этом). Именно поэтому обучение, построенное на интересах, и работает: ребенок С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ и к тому же С ОГРОМНОЙ РАДОСТЬЮ поглощает информацию,а затем или переходит к следующему интересу, или развивает текущий интерес на более высоком уровне. То, на что ребенок без "истинного интереса" потратит год, заинтересованный малыш может выучить буквально за неделю (у меня есть сотни примеров и знакомых и из книг, я думаю, люди на этой конференции могут еще сотни примеров предложить). Так как все в этом мире взаимосвязано, то таким образом ребенок обязательно придет (своим собственным, уникальным путем) к знанию действительно важных вещей, особенно если родители немного последят, чтобы в обстановке присутствовала музыка, книги, компьютер и т.п. Вот мы сейчас математикой занимаемся в связи с кормлением зверей: кому больше, кому меньше и т.п., материалы скоро на страницу поставлю (животные - истинный интерес моей дочки, который, кстати, уже больше года держится- а ей всего 1.8). Такой истинный интерес "поймать" да поддержать - как далеко можно пойти! Дочка такое выделывает со знаниями о животных - даже и рассказывать не буду. Но не представляю, как это можно сделать в "обычной" школе - и по очевидным причинам…
Конец интереса, кстати, для меня вовсе не означает "потерю человека". Интерес может закончиться, потому что ребенок понял, что это "не его" занятие - ведь полезная же информация! А еще ребенок мог свой интерес полностью удовлетворить: хотел понять, как делается музыка, увидел, сам попробовал несколько раз, что-то получилось - пока достаточно. Потом интерес может вернуться на более высоком уровне, а может и не вернуться. Но ведь в мире так много всего интересного - на смену одному интересу просто приходят другие.
"Ненавистные ранние уроки" многим жизнь портят. Ну не могут многие дети с утра продуктивно учиться. Не вижу смысла в этих ранних уроках - я своему ребенку такого не желаю вовсе. Пусть учиться в наиболее продуктивные для нее часы, когда занятия эффективны. Зачем насиловать свои биоритмы в нежном возрасте (да и в любом)?
Насчет закалки психики… При физической закалке, тренировке и т.п. обычно советуют нагрузку повышать плавно, чтобы организм не попал в состояние стресса. Общее правило: боль или сильный дискомфорт - сигнал тревоги! Тело сообщает: что-то не так, режим не подходит. Спортсмены, которые хотят добиться рекордов, тренируются иногда с болью, но ведь это вредно для здоровья (средняя продолжительность жизни профессиональных спортсменов меньше). Если продолжить Ясину параллель с психикой - закалять надо, но "психическая боль" - сигнал для изменения режима. Можно, наверное, достичь каких-то крутых результатов (как разведчиков тренируют) и с болевой тренировкой психики, но в результате здоровье потерять… А еще, лично для своих детей - если я верю, что есть безболезненный способ достичь тех же результатов, что достигаются другим способом с болью - я безболезненный способ выберу, что я, садист :-)
19.04.2000 21:41:43, Мария Д.
Можно сказать, что я против принципа массового обучения. Основные аргументы: это не эффективно с педагогической точки зрения, и ведет к слишком сложным, обычно неразрешимым, моральным проблемам. Я поддерживаю массовое обучение, только если ОБА следующих условия соблюдены:
1-ВСЕ в классе интересуются предметом обучения
2-ВСЕ в классе находятся там добровольно
Мне кажется, всевозможные "специальные" школы - это именно попытки соблюсти, до какой-то степени, эти условия. Насколько это удается, другой разговор…

А насчет "больно и обидно" - так это ведь у всех очень индивидуально... Кто-то к окружающим более чувствителен, кто-то менее. Даже болевой порог у людей сильно отличается, или, скажем, чувствительность к яркому свету. Если ребенок легко на солнце обгорает, родители ведь стараются его от солнца как-то предохранить. Так и с насилием...
18.04.2000 18:43:21, Мария Д.
Очень наивно.
- Сегодня не интересно, а завтра
за уши не оттянешь. Ну какому извращенцу нравится первый год
сольфеджио? О, книжки летели через
всю квартиру, училка наз. "жабой".
Прошла эта ерунда бесследно, выучили
азбуку.
- И наоборот. Вчера был интересен предмет, а сегодня ходит по ряду
других причин. Что, прикажете, гнать
в шею? Сейчас книжку под партой читает,
а завтра опять интересно. Сегодня, может, урок рано, тем и ненавистен.

10 раз поменяется отношение, а при вашем
подходе человека 10 раз потерять можно.
Даже вот у ребенка личные проблемы, ничего кроме отвлечения-развлечения его
не интересует. На помойку его, неблагополучного! Горбатого могила исправит!
19.04.2000 20:20:46, Оля
Конечно, не нравится сольфеджио, ни первый, ни последующие годы, более так надо выхолостить любовь к музыке ,что моя младшая сетра, что часами на плохой гитаре подбирала полюбившиеся ей мелодии, то сейчас по окончании музыкальной школы к хорошей гитаре не подходит...
Что касается всех этих кремней людей ,то надо не забывать о том, что люди разные, меняя например погружение в школу не спасло от конфликта при переходе в другую, прищлось вернуться в старую ,причем большая часть бывших одноклассников искренне недоумевало из-за моего ухода. После этого школа не раз и очень усиленно сгладила меня с окружающей средой, хотя поступала я в нее тоже умницей - и читать умела (читать, то есть большую часть домашней библиотеки я читала себе сама) и считать, и в шахматы играла, да школа успешно меня нивелиролвала, хотя я и решала всю жизнь все предлагаемые варинты задач (два, три или четыре варианта - все равно успевала) и закончила с серебряной, а все равно считаю ,что умела бы и знала больше, чем при тех условиях, что были. Потом пять лет института ,и только после этого, когда пришлось столкнуться с жизнью, я стала сильнее, жестче, стервознее, но интереснее, более яркой индивидуальностью, и только тогда у меня появился тот круг друзей, к которому я всегда стремилась, которму я стала интересной, пока ж была амебой - никто мной и не интересовался.
Так что школа далеко не на всех действует возбуждающее положительно. Чаще всего угнетательно-нивелировочно, а восстанавлтвать свою индивидуальность щзначительно труднее, чем ее просто развивать...
19.04.2000 22:09:45, Шин
Не недостатки школы, а недостатки
собственной несамостоятельности в
школьном возрасте вы перечислили.
И причина тому не в скудных, а наоборот,
в тепличных условиях.
Вам, вероятно, не напоминали, что 5 из
Средней школы - не велика честь. А сестре вашей не обьяснили разницы между
музшколой и кружками, где просто тренькать учат. Школа как раз подчеркивает, что даже Ньютон - карлик
на плечах великанов, что сама она берется лишь вручить набор азбучных
истин и обучить основным техникам: 10%
образования, - к которым еще 10% таланта
и 80% энергии и трудолюбия надо приложить. Нельзя обижаться на создателей стройнейшей российской системы образования за то, что закладывая максимальный потенциал,
они не могут обеспечить всю страну
самоотверженными учителями. Все хотят
чтобы их детей жеванной морковкой
кормили. Плавать-то родители учить
должны, а им в лом такими грубостями
заниматься.

20.04.2000 04:26:41, Оля
Сударыня ,вы хоть свои письма до этого читали, вы ведь о школе пишите ,как о лагере и о друзьях как о стае, в тсае как вы понимаете есть вожак и есть шестерки , если ваш отец посредством драк был вожаком и вас воспитал такой, то я бы не хотела, чтобы вот такой вожак давил на мою дочь, как это было со мной, используя все методы ,вплоть до лжи хитрости и СОЗНАТЕЛЬНОГО унижения... Я через это прошла, своей дочери не хочу такого. А еще прошла этап жуткого цинизма, не это - чуть жестче, стервознее, про то, что я писАла, это уже третий, а именно цинизма, когда ничему не удивляешься, на все смотришь с "понимающими" глазами, все критикуешь, а сам ничего не делаешь, потому что "знаешь", что все это "бесполезно", это то, какие сейчас выходят "детки" с наших школ, только я прошла этот этап в сознательном возасте и смогла понять, что лучше "сгорать и загораться снова (делать ошибки, осознавать и начинать сначала) ,чем тлеть и вонять (критиковать все и вся, пользуясь тем, что тебе "известно, чем это кончиться"
Плюс ленность души и мозгов, потому что пока ,как ты пишешь "закаляли душу", учиться некгода было ,а с нашим образованием, вернее с подходом к нему в школе, можно и не учиться, все арвно дотянут тихой сапой до конца, а потом эту ленность очень хорошо видно, потому что 90% нашего населения в отличие от запада не понимает, что учиться нужно всю жизнь, если хочешь чего-то добиться, потому что их со школы приучили, что у них вначале 10-летняя, потом 5-летняя "подготовка к жизни", вот они подготовились, когда учились и мозги напрягали, а теперь у них "началась" жизнь, когда мозги напрягать не надо, впрочем некоторые это со школы делают, только слушай,что учитель говорит и запоминай...
"мозги не приходится слишком ужимать под лишнюю полочку на недельку" - твои слова...
Жизнь - это не жеванная морковка, однако плавать нормально (то есть быстро, не против и не по течению, а туда, куда нужно, с нормальным КПД, красиво) учат в секциях долго, постепенно и тренировками, а из тех кого просто бросили в воду ,некотрые тонут, остальные выплывают и всю жизнь так и плывут - коряво по-собачьи с КПД как у паровоза...
20.04.2000 08:36:38, Шин
Много, скучно, и не совсем в тему:-))) Мария, во-первых, хочу выразить Вам свое восхищение и поддержку. Вы - потрясающая мама, завидую Вам завистями всех цветов радуги:-)) А теперь - по сути. Насколько я понимаю, мы рассматриваем школу как учреждение: А)воспитательное; Б) образовательное. И что же мы видим:)) По поводу образования - лично у меня нет никаких сомнений, что образование домашнее или индивидуальное в другом его виде намного качественнее, эффективнее, целенаправленнее и полезнее, чем образование школьное. Школа в любом, даже идеальном случае - это подгонка под стандарт и усреднение. Для отстающих - стандарт часто недостижимый, для продвинутых - стандарт устаревший, приучающий к умственной лени, халтуре.
А вот насчет воспитательного учреждения - тут все не так просто. Тут вступают в игру разговоры о социализации, о жизни в коллективе, об адаптации, о лидерстве и о всем таком подобном. Так вот, лично мое мнение таково. Воспитать наша школа (я имею в виду обычную московскую школу, пусть даже очень хорошую) в детях не способна ничего хорошего, т.к. на мой взгляд, крайне низок уровень культуры и образования среди учителей, задача "как бы воспитательная" на самом деле никому не нужна, т.времена пионерии-комсомолии, слава богу, ушли безвозвратно, а ничего стоящего на замену им не пришло. Задача, которая стоит перед детьми в школе, на мой взгляд, одна - вести себя тихо, не высовываясь, никому не доставлять никаких хлопот быть как все и слушаться команд "смирно", "вольно", знать что учитель всегда прав, а если он не прав, то тут же "см.п.1." По моему личному опыту знаю, что никто и никогда не будет заниматься проблемами ребенка, не будет учить его выстраивать те самые отношения, которым он вроде должен научиться в школе. Социализация идет методом бросания в воду -кто выплыл, тот молодец, остальных - спишем на естественную убыль. Это я вроде о педагогах (извините, никого не хочу обидеть лично).
Теперь о "контингенте". Я считаю неотъемлемым и неоспоримым правом любого человека, независимо от его возраста, возможность выбрать себе друзей, знакомых, и вообще круг общения. И уж извините меня, бестолковую, я еще с первого класса не могла понять, почему вон тот Вася, который мне глубоко противен и которому я руки не подам, как только он становится моим "товарищем по классу", сразу должен стать моим лучшим другом? Почему я должна помогать ему делать уроки, почему я должна ходить в театр с ним и еще такими же Васями, которым этот театр сто лет не нужен, и еще много всяких "почему"? Сразу скажу, что врожденным чувством коллективизма, меня, видимо, бог обделил, а в школе вот не воспитали, не смогли:-((( Почему моими "товарищами" становятся люди, которые мне совсем не товарищи? Извините, я наверное, резковато это все пишу, но мне очень обидно вспоминать свои школьные годы. Я очень хорошо помню, как во втором классе проводили какую-то викторину во всех классах, и ко мне до начала подошла учительница, и попросила не отвечать, а то "ты все знаешь, и другим призов не достанется". В результате ничего не досталось мне:-( Я помню учительницу, подчеркнувшую мне в сочинении в обороте "умереть со смеху", предлог "со", и доказывавшую потом всему классу, что такого предлога не бывает и издевавшуюся надо мной из-за этого. Я помню олимпиаду по химии, где учительница перечеркнула половину моих решений и долго (опять же, перед всеми, чтобы добиться общественного осуждения) разбирала по косточкам мои решения перед всем классом. А химию я тогда еще знала намного лучше ее, т.к. мой папа, доктор химических наук, с детства меня учил, и химичка просто и не знала того, чему меня научил папа. И я думаю, каждому из нас есть что вспомнить такого, чтобы не пожелать своему ребенку пережить то же самое. А о лидерстве - не думаю я, что это врожденное. Вернее, может и врожденное, но наша школа этому не способствует. А еще точнее - лидерами в школе становятся совсем не те люди, которые по личным качествам могут быть лидерами во взрослой жизни. Мне кажется, к сожалению, что часто лидерство в наших школах обеспечивается грубостью, силой, жестокостью, и еще иногда материальным положением. Так что я очень долго лелеяла мысль о домашне\экстерном\ индивидуальном обучении. Но... я сломалась. На днях ходила смотреть школу, где будут учиться мои дети. На мой взгляд, лучшее из всего что есть в Москве, НПО "Школа самоопределения". Может быть, компромисс окажется удачным. Но всем, кто думает о домашнем обучении, желаю удачи. Извините за путаное письмо, так много хотелось сказать, и так невнятно получилось:-((
17.04.2000 12:56:26, Kenga
Кенга, а что за школа, а фамилию директора не скажешь? 17.04.2000 15:47:10, Шин
Это 734 школа, директор - А.Н. Тубельский. Вообще-то это УВК - школа-детский сад. Находится Сиреневый б-р, д.58А. Шин, а Вы из Москвы? Насколько я знаю, такая школа одна-единственная в России, т.н. "авторская" школа. Если интересно, спрашивайте, расскажу... 17.04.2000 15:58:35, Kenga
Очень интересно ,я из Сургута, но Тубельского я видела по телевизору, когда обсуждались проблемы образования ,он мне очень понравился ,к нему бы в школу я не побоялась отдать Пампуху.
Он сам вкратце рассказывал про свои методики ,но хотелось бы поподробнее...
18.04.2000 07:47:03, Шин
Далековато:((( Шин, Вы знаете, про эту школу много писали в воспитании и образовании, но нравится она, конечно, не всем. Меня она привлекает, в первую очередь, уважением к личности ребенка, учетом его интересов, добрым психологическим климатом. Начиная с детского сада два дня в неделю отданы т.н. "занятиям по выбору", т.е. когда дети из всех групп перераспределяются сами на те занятия, где им интересно. Дети там свободно гуляют по всему саду, нет принудительного тихого часа, никаких принудительных занятий. Когда мы были у психолога, меня удивило то, что в комнате для "труда" (это отдельная комната, где режут, лепят, клеят, раскрашивают и все возможное) тут же (ну, не рядом, конечно)стоят несколько кроваток в одном углу и спортивный комплекс в другом углу. Это не значит, что у них там с помещениями плохо, и они, бедненькие, и спят и пилят и прыгают в одном помещении, это просто для того, чтобы каждый мог выбрать, что он хочет делать. В тихий час две девочки лет четырех устраивали скоростные забеги перед кабинетом заведующей, другие занимались в танцевальном зале, т.е. первое впечатление - свобода на грани анархии. В средней школе изучение различных предметов происходит циклами, т.е дети могут на две недели уехать куда-то на Волгу, и там у них история-география, потом две недели математики, потом еще что-нибудь. Основная идея - все предметы преподаются во взаимосвязи друг с другом и с историей, т.н. метод проживания культурно-исторических эпох. Школа не готовит в какой-то конкретный вуз специально, но перед девятым классом каждый желающий куда-либо поступать защищает перед советом школы свой план обучения на старшие классы, т.е. предполагается, что он выбрал, где он хочет учиться, знает, какие предметы ему для этого надо изучить и в каком объеме. Понятно, что план этот корректируется по согласию всех, т.е. ошибиться учителя не дадут, но требуют обосновать выбор. Если план утвержден, с учеником будут заниматься хоть индивидуально, если он выбрал редкие предметы, но научат всему, чему он захотел. Понятно, что госстандарт знаний тоже сохраняется. В школе не ставят оценок, по-моему, до восьмого класса, или ставят только тем, кто сам хочет. Ну, заканчиваю... Как сказала зам.директора "У нас нет задачи научить писать, читать, считать и еще что-нибудь. У нас задача - дать ребенку найти свое место в мире и свои представления о мире, и для этого научить его читать, писать, ну и многому другому".
Вот, наверно, и все. Мне очень нравится. Надеюсь, понравится и моим детям.
18.04.2000 18:41:01, Kenga
Есть только одна надежда - перебраться к вам, пока не знаю, время еще есть ... :) 19.04.2000 11:39:35, Шин
Kenga, школа действительно замечательная, по описанию. В Англии и Штатах таких есть парочка, называются "Free schools". Кстати, ведь не важно, ГДЕ ребенок учится, главное, чтобы он мог самоопределяться там.

Может, давайте вместо "домашнего обучения" сделаем конференцию "самоопределение в образовании"? Кенга как это слово написала, мне очень понравилось, а то я тут барахтаюсь с переводами с английского, и ничего хорошего не получается :-)
18.04.2000 20:40:36, Мария Д.
Kenga, какая классная школа - мечта! Это просто здорово, что Вы нашли такую!
18.04.2000 19:33:26, Victoria
А я пришла в школу (лицей) узнать, можно ли ребенка отдать сразу во второй класс. Вначале я договорилась с психологом этой школы и она проводила меня к завучу и кратко описала мою просьбу. В кабинете был еще корреспондент из какой-то газеты. И при 2-ух посторонних завуч Лицея стала отчитывать бедного психолога Лицея буквально последними словами, аргументируя тем, что когда-то они решились на такой поступок и очень долго жалели потом, но на моего ребенка они и не взглянули, точнее я уже и не хотела этого. Я постаралась быстрее закончить разговор.
О каком воспитании в такой школе может идти речь, если второе лицо в школе - завуч позволяет себе такое.
17.04.2000 15:03:39, Victoria
Уж не моя ли статья "Школьные проблемы маленького Знайки" эту тему подняла?
Можно я подключусь к разговору? Моя доча переходит сейчас во второй класс, ей шесть лет, 7 будет в декабре.
Если есть возможность учить вне школы ребенка - я думаю, это надо делать. А общение - наверстают с людьми, близкими по интеллекту. И сразу во второй класс - это еще хуже, чем в 4 года в первый. Это очень тяжело (не по интеллектуальным качествам, а чисто психологически для ребенка).
18.04.2000 13:53:08, Ольга Павлова
И Ваша статья тоже. Моему сыну 7 будет 29ноября. Мы не решились отдать ребенка в неполных 6 в 1 класс. Сдали экзамены экстерном. Теперь сидим и думаем, что дальше делать. Мне кажется, что нагрузка легла бы слишком тяжелым бременем на неокрепшие плечи. Но это мое мнение да и время уже ушло. То, что он занимался дома, я считаю, это тоже плюс. Иной раз я удивляюсь его поведению. На занятии спорт. секции попросили прочесть правила, все молчали (7-8-9летние), а мой (5и 10мес.было)поднял руку и прочел вслух. Т.е. не забили еще моего ребенка, не боится он страшного наказания оценкой. А письмо ему очень трудно давалось. И если бы пошел он в школу, то получал бы он 3-ки за выехавшие за линии буквы. А как клеточки считал сколько пропустить... Т.е., все что Вы написали в статье,очень, до боли, знакомо и нам ( трудности с письмом), только оценок мы не ставили. Он сам очень критично относится к своим работам. А английский просится писать на компьютере, а не в тетради, и пишет, вернее печатает, в 2 раза больше, чем если бы писал собственноручно. У меня у самой почерк ужасный, как у отца, поэтому я снисходительно отношусь к формированию его почерка. Кому это надо, только учителю в младших классах. А задачи он для друга из 2-го класса решает по телефону. Ну вот, нахвасталась:)). Проблем у нас тоже хватает, главным образом, переживаю о его адаптации в обществе. Не хватает ему общения. Ведь только опираясь на знания карьеры не построишь, денег не заработаешь. Нужно уметь выстраивать отношения, и с плохими людьми (знать, что они могут) и с хорошими. Как этому научить без коллектива. Но мне совсем чужды цели описанного выше лицея - воспитание коллективизма, этого мне не хочется. Индивидуализм развивать стараемся. 18.04.2000 17:50:36, Victoria
Добрый день, Виктория! Вы знаете, читала Ваше сообщение и удивлялась - прямо как про моего мальчика написано. Диме сейчас 5,6, и вот все-все то же самое. И также мучаемся с письмом, и клеточки эти - размещение текста на странице - ужас просто:(( И тоже очень любит на компьютере печатать, научился уже давно, в три года, и писать не хотел учиться совсем, т.е. не то что не хотел, а не понимал - зачем писать, когда можно напечатать. И в секции занимается с детьми старше его самым маленьким уже восьмой год, а старшим по 10-11. Видно, проблемы для таких детей все-таки типичные, только вот что-то никто не знает как их решить. А насчет адаптации в обществе... Общество все равно вокруг есть, куда от него денешься. Мне кажется, что эта самая адаптация может происходить интуитивно, когда она идет с ясельно-детсадовского возраста, а может происходить сознательно, в более старшем возрасте. И у человека интеллектуально развитого, и при этом обладающего "приемлемой" (неудачно нашла слово)моралью, есть все возможности для того, чтобы научиться строить отношения именно сознательно, оценивая свои и чужие поступки, результаты этих поступков. Думаю, что сидение в школе по шесть уроков не есть основное условие для такой адаптации. Ведь есть масса взрослых людей, которые предпочитают работать не в коллективе, а индивидуально. Что же, они социально не адаптированы? Думаю, адаптированы также, как и сидящие по триста человек в офисных залах. В жизни все равно неизбежно складывается круг общения профессионального, интеллектуального, да просто дружеского. Если человек состоялся, и при этом сам не чужд нормальному человеческому общению, т.е. не мизантроп и не волк-одиночка изначально, то он обязательно найдет свой круг. Я сомневаюсь, что именно школа нужный и необходимый помощник в этом деле. Извините, если невнятно написала, уж очень тема такая, тонкая.
Всего Вам доброго.
18.04.2000 18:14:44, Kenga
Так что же все-таки делать с нашими детками? Все старались - и мы, и они, а оказалось, что получились "не как все" и жить от этого труднее. У меня младшей дочери полгода. С ней-то как быть? 19.04.2000 10:06:22, Ольга Павлова
Мария, я очень-очень интересуюсь!
Это я подняла тему создания новой школы и от Вас узнала о том, что в мире уже накоплен большой опыт обучения детей по-другому, скажем так.
Собиралась сразу после первого обсуждения написать Вам письмо, но меня завалили работой так, что нет времени даже выспаться.:(( Мысли не складываются в слова в таком состоянии ;)) Но тема эта меня по-прежнему волнует и я с большим интересом поучаствую в новой конференции, если она состоится. Очень надеюсь обменяться с Вами мнениями по поводу школы и не только.
С уважением, Ольга.
16.04.2000 17:53:34, Ольга Борисова
Очень интересно. Я как раз начала читать литературу по этому вопросу (американскую). Из обсуждений с другими людьми, которые этим занимаются, я поняла, что их дети общаются с более широким кругом детей разных возрастов и взрослых, чем их сверсники в школе. Меня очень интересует программа русской школы, чтобы можно было на чем строить образовательную базу. Я еще не знаю, будем ли мы учить дома (нам только 2), но хочется исследовать все возможные варианты). 16.04.2000 08:55:00, НаташаВ
А что Вы думаете про частные школы? 16.04.2000 02:28:57, Нюша
Есть. Но без школы все равно не обойтись. Я своего старшего держала 3 года на домашнем обучении, а в 9 класс пришлось идти в школу. Социум необходим ребенку , знания конечно хорошо, но я поняла, что это не главное - настоящий вожак вырастает только в стае. Умение жить среди людей, управлять ими,находить общие с ними интересы - на мой взгляд гораздо важнее для будующего человека. Как научить малыша всему этому - тема для обсуждения. 15.04.2000 16:32:47, Елена
Не все ставят себе цель быть вожаком и управлять другими. Но и для этой цели, мне кажется, большинство школ плохо подходят - там ведь детьми все время управляют... В школе можно, наверное, хорошо к армии подготовиться :-) 16.04.2000 07:32:33, Мария Д.
Согласна, без социума не обойтись. Как Вы думаете, может ли посещение кружков и секций заменить общение в школьном коллективе? Еще просьба, поделиться опытом, может даже отрицательным, можно не подписываться, но для многих это важно - знать, какие "подводные камни" могут встретиться на пути. 15.04.2000 23:51:22, Victoria
Господи! Наконец-то!!!! Человек, понимающий проблему так же, как и я.
Предлагаю обсудить это все более подробно. Возможно, очно. Я - в Москве.
15.04.2000 19:09:43, An-net
Социум очень важен для развития, и для учения особенно. Я Выготского люблю и уважаю еще как :-) Но вот социум в том виде, в каком он присутствует в большинстве школ (не говорю - во всех, заметьте), совершенно мне не нравится, ни как матери, ни как специалисту по педагогике. Вот главные причины; что вы о них думаете?
1- Не естественно это для детей, быть так подолгу с группой ровесников, подобранных случайным образом. Ну не случается это нигде в жизни, кроме школы (и армии - но об этом я не буду). Какая же это подготовка к жизни? Неадекватная…
2- В школе очень много насилия. Это мешает учиться, особенно социальным навыкам, а еще это просто сильно портит жизнь. Я не хочу, чтобы моя дочка поверила, что насилие - норма жизни.
3- Школьный коллектив человек себе сам не выбирает. Это - готовый рецепт для проблем. Конечно, многие верят, что так ребенок научится общаться с неприятными ему людьми, но эта вера не подтверждается исследованиями. Хочется, чтобы ребенок с раннего возраста научился выбирать ПРИЯТНУЮ себе обстановку и людей, чтобы потом лет в сорок не стало "мучительно больно" за годы, "бесцельно прожитые" на неприятной работе, а то и с неприятным супругом и с неприятными друзьями.
4- В школе у детей очень мало времени общаться. То, что они в одной комнате рядом молча сидят, общением можно назвать с большой натяжкой. Ну сколько этих перемен набирается - полчаса, сорок минут в день?.. А все общение после школы со школьными товарищами вполне, я считаю, адекватно можно заменить общением с товарищами по кружкам, интересам и т.п. - а без школы на это времени больше! Для общения на глубоком уровне, прежде всего, нужно время…
16.04.2000 07:29:11, Мария Д.
Ну а какие предложения? Меня убила статья на "НЯне" про первый класс, правильно, а каких последствиях раннего развития можно говорить, если учитель целенаправлена нивелирует более развитого ребенка, а еще неврозы, может они всего лишь следствие такой нивелировки 15.04.2000 20:56:58, Шин
На сайте Лены Даниловой я нашла очень интересную статью M.Федотова "Что делать?"
http://rannee-razvitie.psyinfo.net.ru/raznoe6.html , где автор описывает 8 вариантов обучения ребенка, как в стенах школы, так и вне ее. А статья "Школьные заботы маленького Знайки" очень огорчила. Во мне только укрепилось желание не отдавать ребенка в школу, младшие классы.
16.04.2000 00:08:34, Victoria
Да я не знаю, что делать. У нас есть школа-гимназия. Очень престижное заведение, там совершенно другой уровень (знаю ,потому что общаюсь с ее выпускниками) ,причем некоторые не выдерживают и переводят их родители в другие школы. Моя троюродная племяница отучиалсь там первый класс, так ее мать перевела, потому что ей приходилось каждый вечер заниматься с дочерью, а она очень занятый человек. У них еще и детский сад есть ,после которого сразу вэту школу без конкурса берут. Я, насмотревшись ,как учиться моя сестра младшая (в прошлом году закончила) в обычной школе, вначале была абсолютно уверена, что только туда ,тепреь не знаю, говорят там очень большая наргузка, у них идет дейсвиительно после какого-то класса распредление по направлениям - математико-инфомационное, химико-биологическое, физико-техническое. Моя двоюродная сестра, что закончинала это заведение, знает сейчас 2 языка, правда с медицины ,биологии и химии почти ничего не помнит, но когда училась,занималась по задачнику для ВУЗов. В то же время раньше трех-четырех часов дня она со школы не приходила. Короче не знаю ,что делать ,то ли отдать на детсад и начальную, а потом забрать... 16.04.2000 07:49:03, Шин
На сайте Лены Даниловой я нашла очень интересную статью M.Федотова "Что делать?"
http://rannee-razvitie.psyinfo.net.ru/raznoe6.html , где автор описывает 8 вариантов обучения ребенка, как в стенах школы, так и вне ее. А статья "Школьные заботы маленького Знайки" очень огорчила. Во мне только укрепилось желание не отдавать ребенка в школу, младшие классы.
16.04.2000 00:06:41, Victoria
Детей видно уже в детском Саду,кто лидер,кто тихоня и кто всегда в сторонке.Это наверное генетически закладывается все-таки.
А в школе лидером быть сейчас,нужно ходить по последней моде,ездить на крутом велике и иметь прочие крутые вищицки.Вот,что сейчас авторитет.
Катя
15.04.2000 19:43:07, тетя КАТЯ
Мое мнение такое - одних детишек родители задолбали, привмли им кучу комплексов, вот они и привыкли тихо жить.Других не додолбали - вот они и средненькие. А третьих не долбали и делать этого не собираются, да и другим не позволяют (учителям,воспитателям) - вот эти и будут лидерами и вожаками над задолбанными (да простит мне модератор некоторые вольности). 15.04.2000 23:37:50, Елена
Лютера пороли 12 раз в день и вырос еще какой лидер... 16.04.2000 07:59:04, Iren Kookliina
Так вопреки и вырос. К тому же, он вырос лидером чего? Вот то-то. 05.05.2004 17:06:41, Келли
У нас непризнанным лидером был парнишка, которого родители, вернее мать и отчим как вы выразились "задолбали", не помогло, учитель былав рада избавиться от него в 9 классе.
При чем такие же лидеры мне встречались и позже...
16.04.2000 07:39:28, Шин
Ну конечно, люди выживают, и даже преуспевают, в самых неблагоприятных условиях. НЕКОТОРЫЕ люди. Например, несмотря на запрет на обучение чтению для черных рабов в прошлом веке в США, НЕСКОЛЬКО из них все же стали знаменитыми писателями или грамотными политиками. Но кто же скажет, что именно такая обстановка БЛАГОПРИЯТНА для роста будущих писателей? Большинство из рабов все же были неграмотными… Еще более конкретный пример: если много людей будут ходить по не очень плотно заряженному минному полю, НЕКОТОРЫЕ из них совершенно не пострадают, просто по законам теории вероятности. Но это не значит, что минные поля БЛАГОПРИЯТНЫ для прогулок. Я о чем говорю: обстановка подавления личности не благоприятна, статистически, для поддержки в детях лидерских качеств. Как вы думаете, в таком виде утверждение верно? А некоторые, конечно, все равно лидерами станут, хоть бей их, хоть режь :-) 16.04.2000 18:39:32, Мария Д.
А может от обратного, ведь есть немало ситуаций, когда ребенок пьяниц не брад в рот ни капли спиртного за всю жизнь.
Такие же ситуации встречались и в других областях, когда замордовавшие моралью родители получают неуправляемого подростка и лидера бандитской шайки...
17.04.2000 14:45:15, Шин

Читайте также
Бенто-торт Чизкейк - рецепт торта на двоих
Как приготовить чизкейк своими руками?

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!