Помогите разобраться, пожалуйста. В психологии младших школьников тишина, а мне правда нужна помощь.
Ситуация такая:
Дочка учится в первом классе. Сегодня вызвала учительница этики и социальных знаний и рассказывает (без наездов, именно с желанием разобраться и помочь), что Настя взяла привычку не отвечать учителю. Вчера Настя отказалась делать задание на уроке и отказалась объяснять учителю причину, отказалась объяснять, почему она не разговаривает, разрешила учительнице спросить у других детей, почему Настя молчит и разрешила учительнице сделать запись в дневнике о том, что она не разговаривает с учителем. Дома Настя сама не заговорила на эту тему, но на какой-то мелочи взорвалась со словами "У меня сегодня вообще ужасный день"
Девочка она всегда была довольно стеснительная. Но с этой учительницей они знакомы с 2-х лет! В садике занятия с ней как раз проходили очень хорошо. Сначала Настя немного стеснялась, но всё-таки тянула руку, старалась активно работать на уроке. А со временем дошли до того, что Настя просто совершенно перестала разговаривать с этой учительницей. Ума не приложим, в чём дело и как быть!
Ситуация осложняется, что эта учительница и есть школьный психолог. Т.е. участие школьного психолога уже опробовано и результатов не даёт.
Учительница очень милая. Ничем ребенка не обидела. На все наши (аккуратные) расспросы Настя не может объяснить, почему не разговаривает с ней.
На моё "Ой, Настя, ну прямо не знаю, что делать. М.Б. беспокоит, что ты с ней не разговариваешь. Как же мне её успокоить" ответила "А ты напиши в дневнике "М.Б., не беспокойтесь!" :)
Можно было бы списать на адаптацию, возраст и т.п. и дать ситуации рассосаться самой собой. Но нас беспокоит именно тенденция - возможно ребенок просёк, что иногда выгоднее быть стеснительной, чем работать на уроке.
Как понять-то, что происходит и в каком направлении гнуть:
1. А-ля побольше любить, лелеять, не акцентировать на плохом, не грузить, хвалить за достижения (некоторые другие учителя Настю больше хвалят - с ними она разговаривает охотнее и активно занимается)
или 2. Попытаться внушить ей, что такое поведение в школе недопустимо и добиться послушания.
Учительница рекомендует обратиться к нейтральному психологу, так как с ней у Насти уже за много лет возможно сложился стереотип взаимоотношений.
Для полноты картины: учится очень хорошо, высокой степени организованности, школа частная, в классе 7 человек, учителей много - предметная система, в школе ей нравится, к школе была готова.
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Чета хреновый психолог :( Категорически запрещается при стеснении ребенка, концентрировать на нем внимание других детей, и тем более позволять им даже косвенно оценивать случившуюся неудачу. А тут - спросила у детей "почему молчит Настя", да еще спросила разрешение на это у ребенка сделав ее ответственной. Хрень какая. Да сообщение в дневник...
Я бы ей, как психологу, пару слов.. сказала :) 03.12.2006 13:24:25, АBDavidoff c ноута
Я бы ей, как психологу, пару слов.. сказала :) 03.12.2006 13:24:25, АBDavidoff c ноута




до сих пор, все эти годы, та же учительница всегда говорила, что с Настей всё в порядке, просто она такой ребенок, чувствует она себя вполне адекватно, ну есть немного тревожность, но ничего делать с этим не надо... только хвалить, хвалить и хвалить
а тут вдруг "надо поломать эту тенденцию" и "вижу, что она капризничает", "я же отличаю, когда ребенок на слезах, губки трясутся, а когда просто играет" 02.12.2006 02:35:06, Инта





Эта учительница вела у них в саду "Развитие чего-то там.."
Сейчас она преподаёт те самые Этику и соц. знания, а образование позволяет ей работать по совместительству школьным психологом. Я это так понимаю. До сих пор я была уверена, что это очень хороший вариант - когда психолог довольно хорошо знает детей. Теперь уж не знаю... 02.12.2006 02:00:25, Инта


....Я спросила Настю, а давай спросим у детей почему ты не отвечаешь. Настя кивнула.
... Я сказала, я запишу тебе в дневник... Настя дала дневник.
Разрешила в данном контексте - всё равно предпочла молчать.
:(( Теперь мне кажется, что это форменное издевательство над ребенком. Надо, наверное, в понедельник же попросить больше так не акцентировать эту необычность поведения :(( 02.12.2006 02:03:26, Инта

Мне кажется, что она молчит тогда, когда или не уверена в ответе (а ответить неправильно боится) или когда вопрос не предусматривает однозначного ответа (это как раз предметы этики и соц.знаний), то есть просто надо выразить своё мнение. Хотя дома или с друзьями она большая фантазёрка. Просто она пытается угадать, какого ответа ждёт от неё учитель и "зависает", когда не находит однозначного варианта.
01.12.2006 14:41:26, Инта
Думаю, что надо либо обратиться к нейтральному психологу, либо удовленвориться тем, что девочка учится хорошо и "забить" на этику. Этого предмета могло бы и не быть в первом классе, он не такой уж ценный и полезный. Не всем нравится, когда лезут в душу, чтобы выяснить это самое личное мнение. Когда к нам на работу приходил психолог ради своей научной работы то мы - взрослые люди - проводили его и не стали отвечать на вопросы. Он ушел со словами, что у раз у нас такой высокий уровень защиты..., то ответы для него все равно не информативны. В школе у сына тоже психологи занимались, в основном, дурацкоми экспериментами и дети-старшеклассники перестали с ними общаться (но это были не уроки, а внеурочные мероприятия). Был еще случай с диким скандалом у директора, который их классная, тоже недоученный психолог, устроила 2-м парням (не моему), которые не захотели участвовать в психологическом тренинге. Своему (он тоже там не был) я сразу написала записку, что не пустила и готова разбираться в Деп. образования, если что, и его тогда оставили в покое. Возможно, учительница спросила у девочки что-то, что она не может рассказывать перед классом или вообще не считает возможным обсуждать.
Лично я просто не особенно разбираясь встала бы на защиту дочери перед психологом. Хочет она, чтобы написали, что-то в дневнике - написала. И начинала не с вопросов к девочке, а с выяснения у учительницы, какие темы они разбирают, попросилась бы посидеть на уроке, спросила, после какой темы дочь отказывается отвечать. Может Вам тоже покажутся вопросы не совсем тактичными (еще нужно учитывать, что в присутствии посторонних ситуация будет мягче).
Мы, родители тогда семиклассников, (не в первоклассников) прищучили классного руководителя на месте недопустимости некоторых разборов "полетов", причем не а уроке, где человек должен отвечать, а в более свободной обстановке. Учитель-то как раз был хорошим человеком, детей любил, но педагогически-психологические наставления педвуза довольно оказались довольно странными. 01.12.2006 19:25:55, Lyuba
Лично я просто не особенно разбираясь встала бы на защиту дочери перед психологом. Хочет она, чтобы написали, что-то в дневнике - написала. И начинала не с вопросов к девочке, а с выяснения у учительницы, какие темы они разбирают, попросилась бы посидеть на уроке, спросила, после какой темы дочь отказывается отвечать. Может Вам тоже покажутся вопросы не совсем тактичными (еще нужно учитывать, что в присутствии посторонних ситуация будет мягче).
Мы, родители тогда семиклассников, (не в первоклассников) прищучили классного руководителя на месте недопустимости некоторых разборов "полетов", причем не а уроке, где человек должен отвечать, а в более свободной обстановке. Учитель-то как раз был хорошим человеком, детей любил, но педагогически-психологические наставления педвуза довольно оказались довольно странными. 01.12.2006 19:25:55, Lyuba

она сама себя воспринимает совсем по-другому - а тут такой акцент: дети, давайте подумаем, почему Настя молчит
записалась к хорошему психологу, но только на 9 января... пока придётся самой разруливать... 02.12.2006 02:08:40, Инта



У нас была похожая ситуация в 1 классе, когда ребенок молчал, причем не только в школе, но и с приходящими гостями, и я никак не могла понять что же с ней происходит, так мне няня случайно рассказала, что дочь объяснила ей между делом (по секрету), что она это делает чтобы на нее обращали внимание... Мы договорились потом с учителями и гостями, что если она молчит, зн-т не реагируем никак, вроде прошло, а может возрастное все-таки...
01.12.2006 16:35:41, была похожая ситуация


хвалить вне результата - это интересно... я всегда старалась наоборот - хвалить, за конкретные достижения... попробую так 02.12.2006 02:11:29, Инта

небольшое отступление :) Мы сейчас читаем с ней про желтый чемоданчик, там у детского доктора есть разные пилюли для веселости, для смелости и т.п. Так она сама придумала, что ей надо выпить фиолетовую пилюлю для болтливости.. Порассуждала на эту тему, а потом говорит - нет, всё-таки сиреневую - чтобы средне так болтать, фиолетовая - это уже слишком болтунья получится :)) Рассказала из чего ёеё делать, эту пилюлю. Я ей подыгрываю "надо будет у доктора спросить", а она говорит: "так ты просто в аптеке спроси" :)) 02.12.2006 02:20:03, Инта


тут в конфе другой девочке советую быстро к нейропсихологу бежать... а я чего-то не пойму, чем будут лечить, если и найдут что-то...
я пока думаю, где бы достать сиреневого цвета витаминку ;) 02.12.2006 02:30:56, Инта

Есть такая сказка, называется "Звездолет Брунька", по ссылке. Цитата:
Узнала она про самого ленивого мальчика на свете и решила его вылечить от лени. Спросила она у него: а сам-то он хочет ли вылечиться? Но ему даже и ответить было лень. Представляете, до чего дело дошло?
- Да, - решила Брунька. - Тут простые лекарства не помогут, тут, брунь-брунь, волшебные средства нужны.
Призадумалась она. Заиграла тихонько на своей балалайке, вслушиваясь в каждый звук, даже в самый коротенький. И лицо у неё было серьёзное-серьёзное. И у балалайки голос тоже был серьёзный, как у мамы, когда она из дому уходит и велит, что без неё сделать надо.
А потом насыпала Брунька мальчику полный карман, брунь-брунь, волшебных горошин и велела лечиться так: невмоготу мальчику что-то делать, но, оказывается, нужно это сделать непременно, а после сразу волшебную горошину принять.
"Что-то уж слишком простое лечение, - подумал про себя мальчик. - Наверно, не подействует". Но решил на всякий случай проверить. Вышел на улицу, а на улице ветер со всех сторон дует прямо в лицо, а куда идти надо - улица, как назло, круто в гору поднимается. Испугался мальчик и ветра и горы, хотел было сразу волшебную горошину проглотить, но ещё больше испугался: вдруг не поможет? Решил делать, как Брунька велела. Пошёл прямо навстречу ветру и не заметил, как на гору поднялся. Проглотил горошину и засмеялся: не обманула Брунька - волшебные это горошины.
И с этого раза всё у мальчишки пошло на лад. Лень ему урок выучить, а он выучит и тут же Брунькину горошину примет. Лень в магазин идти, а он сбегает - и опять горошину в рот. И так, благодаря Бруньке, совсем от лени избавился...
Правда, удивительная и, можно сказать, волшебная история? Я и сам, когда про это услышал, удивился. Одно мне было непонятно: зачем горошины глотать, если дело ты уже сделал?
Но Брунька засмеялась и сказала: "А я же его совсем не горошиной, а сказкой вылечила. Сказки - они ведь, брунь-брунь, всегда чудеса делают".
Действительно, чудеса!
02.12.2006 02:43:35, Ясень
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание