Предлагаю обсудить, например, систему Балабана :)
Большой привет тем, сами знаете кому :))))
"Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.
...
каждый обучающийся обязан ежедневно ходить в школу, но какие именно студии выбирает ученик для своей работы — он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется (исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все ее постоянные члены обязаны участвовать в работе)".
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.



То, что предложено имеет смысл как авторская школа, не всеобщее среднее образование. Хотя так или иначе, пусть в меньшей степени, но выбор дополнительных и углубленных занятий у учеников массовой школы имеется и без таких экстремальных экспериментов. Я имею в виду школу, которую родители выбирают для ребенка. У кого-то спец языковая, у кого-то обычная. Далее выбор становится больше - математические, с гуманитарным уклоном, с биологическим и т.д. и т.п. Я в идее не вижу ничего радикально нового, только некий утопический идеализм авторов, от чего то они хотят в рамках одной школы совместить существующие школьные ориентации.
12.11.2006 00:28:33, Иллика
Интересная ссылка, никогда не слышала о такой школе. Вообще, конечно, что давно пора все переделывать в нашей системе среднего образования, но, как тут многие отмечают, дело упирается в учителей. Тех, кто привык к классно-поурочной системе не преределаешь, имхо. А где взять других?
11.11.2006 20:54:23, мама-аня


Поэтому и проблемы у того, сами знаете кого, что всего этого там нет :)
Кроме того, выбор должен быть не совсем свободным, особенно поначалу, в младшей-средней школе. Чтобы обеспечить системность, выбор должен быть по блочному принципу. В старшей школе уже должен быть почти 100 процентный выбор.
11.11.2006 18:28:42, Красно Солнышко


Издеваешься?:))). Мы уж лучше мимо парка:))))))))).
Кстати, я там не увидела ни слова о содержании образования, исключительно о форме:). 11.11.2006 14:47:36, Alice
А ты открывала архивированные файлы? Так все расписано подробнее некуда.
11.11.2006 18:19:30, Красно Солнышко
Кстати, я там не увидела ни слова о содержании образования, исключительно о форме:). 11.11.2006 14:47:36, Alice

Нет, до архивированных я не дошла, и едва ли полезу. Маш, понимаешь, мне сама идея не близка:). Если мы говорим о старших классах, то я однозначно предпочту углубление и специализацию вне рамок школы. А если о началке и средней, то у меня такой подход только скептическую улыбку вызывает. Мой-то сын и в обычную, классно-урочную систему, тусоваться ходит. А здесь - такой полигон:). Легко представляю себе конечный результат образования на выходе:))).
12.11.2006 00:44:59, Alice

но от черчения я бы с удовольствием ребенка отмазала - как оно мне надоело, 2-й год уж... 11.11.2006 13:20:52, MrsTodd
У наших нет, фактически, черчения. Нет трудов, в 6 классе уже нет ИЗО и музыки.
11.11.2006 13:27:47, Караул подпольный

с 1 по 5-й - частная школа- там все больше разные творчества и художества, а с 6-го и поныне( 8) - физ-мат лицей - вначале была логика вместо трудов, а потом и вовсе ничего.
И главное - у него черчение началось , когда ему еще и 12 лет не было - ну не в состоянии он просто идеально чертить - нажим выдердивать и т.д. Я ему сперва помогать решила - не сильно старалась - получила 8 ( по 12-бальной) . Забила... 11.11.2006 13:42:01, MrsTodd
У наших черчение вынесено на июнь, кратким курсом, в 8 классе, кажется мне. НО, если кому-то оно нужно для дальнейшей учебы - школа дает возможность заниматься по полной.
Трудов после началки нет. По мне, так это и не плохо. 11.11.2006 13:49:56, Караул подпольный
Трудов после началки нет. По мне, так это и не плохо. 11.11.2006 13:49:56, Караул подпольный

Моему сыну, скорее всего , уже никто никогда не расскажет ничего ни о деревообработке, ни о металловедении (?). Да и шарлотку если б печь научили - я бы рада была.
Пуговицы вот в классе во 2-3 для украшения в какой-то работе пришивали - страшное дело... Меня учительница утешала - ну уж ему это точно не понадобится. Кто знает - лучше б умел. Дома -то на это времени и сил не хватает. 11.11.2006 13:56:23, MrsTodd
У меня девочки. Учатся дома, по мере желания:-)
Утешает то, что если захочется что-то уметь, обязательно научатся. 11.11.2006 14:06:03, Караул подпольный
Утешает то, что если захочется что-то уметь, обязательно научатся. 11.11.2006 14:06:03, Караул подпольный
А документ об образовании эта школа дает? 11.11.2006 12:10:39, Караул подпольный
Да, дело-то не в том, чего бы я хотела:-) А в том, что есть на самом деле.
Я еще вчера подумала, что школа бы и не нужна совсем, если не нужен документ, а только опредленный багаж знаний, для получения ВО, для желающих. 11.11.2006 12:18:26, Караул подпольный
Я еще вчера подумала, что школа бы и не нужна совсем, если не нужен документ, а только опредленный багаж знаний, для получения ВО, для желающих. 11.11.2006 12:18:26, Караул подпольный

От школы нужен только аттестат, учиться ребенок и сам может
От школы нужна палочная система, чтобы хоть что-то в ребенкину голову вбила.
Хотелось бы иметь некий третий вариант, чтобы без обязаловки, но с возможностью получать знания по интересным направлениям и только по ним, но на практике не очень выходит :( 11.11.2006 12:25:30, Красно Солнышко
Да вот, мне кажется, что нужна школа для того же, для чего и не нужна. Но, это не аттестат. Это возможность набрать достаточно знаний для продолжения образования.
11.11.2006 12:29:18, Караул подпольный
Не понимаю нескольких вещей:
1. Вот ребенок решил, что он на алгебру не ходит - через 3 месца передумал - пришел - ничего не может - люди ушли вперед. Даже неделя пропуска, даже у меня на литературе может серьезно мешать потом.
2. В младшей и средней школе выбор предмета часто определяется выбором учителя (нравится учитель или нет) . Если ребенку не нравится физик в седьмом классе, он может так и не узнать, что ему надо в МИФИ.
3. В наше время человеку довольно часто приходится менять сферу деятельности ИМХО, пусть у него будут базовые знания в самых разных областях.
4. Каждый предмет дает свой способ мышления, обращения с информацией, который тоже неизвестно где пригодится, по крайней мере учить человека решать еще один тип задач, делая его умнее.
5. У ребенка может элементарно не хватить силы воли, чтобы выбрать то, что требует серьезных усилий, если можно этого не делать - большая часть школьников таковы.
6. Родители, отдавая ребенка в школу и оплачивая его обучение хотят , чтобы школа отвечала за результат. При этой системе никакой ответственности за то, чему научится ребенок, школа нести не может.
7. Общее среднее образование создает общее культурное поле. Общаясь со взрослым человеком, ты можешь рассчитывать, что он точно слышал , что такое микробы, кто такой Достоевсий и сколько это - 30 %. Общаться без этого будет очень неудобно.
На мой взгляд, эта система очень хороша для летних школ, где она и работает, но в качестве замены общему среднему образованию - нет. 11.11.2006 12:09:01, ЮлияС
Позволю себе ответить на основании того, что слышала на лекциях самого Балабана И Леонтьевой.
1. Ребенок выбирает предмет на семестр. "Передумать" он может только в первые 2 недели, потом все. За этот семестр изучается некий конкретный блок знаний.
2. Это самое сложное - без хороших учителей никакая система работать не будет.
3. Если ребенка не дергать и не заставлять, ему будет все интересно и он успеет все попробовать. Ключ тут - свободный интерес и любознательность от природы.
4. Опять возвращаемся к п 2. Все зависит от учителя. И еще - часто дети выбирают то что друг выбрал и таким образом попадают на очень разные предметы.
5. Большая часть школьников таковы - одно из последствий обязаловки. Зачем развивать силу воли, если можно просто заставить? А если постоянно заставляют и пихают знания силой, то интерес угасает.
6. Если смотреть шире, ни при какой системе школа не может гарантировать результат. Ведь есть двоешники и троешники, где же результат? А здесь - у Балабана - есть гарантия, что ребенок научится выбирать, ему будет все интересно, он научится учиться по большому счету. И это главный результат.
7. Опять - Вам кажется, на основе опыта классно-урочной системы, что если ребенка отпустить на свободу, он будет только балду гонять. На самом деле это мягко говоря не так:)
И еще ремарка Леонтьевой - очень хорошо это помню. Она говорила, что те учителя которые считались классными при класно-урочной системе, у них часто терялись и не могли работать. Они не могли перестроиться от роли массовика-затейника - им ведь надо было как-то всех детей привлечь к работе на уроке. а в школе-парке не нужно заставлять и увлекать. К тебе и так пришли люди заинтересованные именно твоим предметом. Поэтому работу надо строить совсем по-другому.
11.11.2006 15:01:30, SANI (ex МВСН)
Я совсем не хочу защищать Балабана, пусть он сам это делает:) И для меня все это в некотором роде пройденный этап, тема задела, потому что повеяло молодостью:) А вообще с минимумом по-моему проблем нет. И это как раз была цель классно-урочной системы начиная с Каменского - заставить всех изучить минимум. И она этого вполне достигае. Кто ж спорит. Просто есть педагоги которые пытаются искать в другом направлении...
12.11.2006 11:56:34, SANI (ex МВСН)
Лекции - дело хорошее, конечно. Однако что толку с предмета, выбранного на семестр, а потом забытого? Если ребенка не заставлять, ему будет либо все интересно, либо кое-что интересно, либо ничего (в школе) не интересно. Это зависит от ребенка, а не от системы. Последствия обязаловки тут не причем, или часто не причем. Видите ли, они рождаются на свет совсем разными, и что хорошие педагоги предполагают простую причинно-следственную связь "делаем так-получаем на выходе эдак" заставляет сильно усомниться в их хорошести.
11.11.2006 15:14:07, пчела Майя
Я, видите ли, имею некоторый опыт тоже. Вот у меня трое и все разные, кстати. И меня все время кидает из стороны в сторону - то заставлять и пороть по субботам, то отпустить и предоставить полную свободу. Ищу золотую середину и истиной в последней инстанции себя не считаю. И все-таки будет ли интересно и будет ли ребенок учиться, зависит и от ребенка и от учителя и от родителей. Если от учителя ничего не зависит, то вообще тогда на фиг они нужны? И еще хочу обратить ваше внимание на мое вступление к предидущему посту. Я просто была на лекции Балабана и там примерно те же вопросы задали. Вот я и написала то, что он тогда отвечал. примерно. И все. Если честно, обсуждать систему в целом смысла не вижу. Все равно все зависит от воплощения, то есть от конкретных учителей. Я вот являюсь директором школы-сада. Но учебный процесс в школе я полностью отдала моей партнерше. Она там все решает, потому что я уж слишком ни в чем не уверена. Сложно это - школу делать. А критиковать просто:)
11.11.2006 15:47:53, SANI (ex МВСН)
То-то и оно, что нужна золотая середина, а полная свобода представляется тупиковой ветвью. От учителя начинает что-то зависеть только в том случае, если дети к нему ходят на уроки, и он их там учит. А если у детей полная свобода, и на уроки они не ходят, то они имеют шанс даже не познакомиться с учителем - что тогда от него может зависеть? А вот что "делать трудно, а критиковать легко" - это вовсе не аргумент, так как это относится к любому виду деятельности, и каждый из нас занят каким-то из них.
12.11.2006 00:16:51, пчела Майя
Согласна. Ответ был очень предсказуем. Чтобы познакомиться с учителем, у них были пробные уроки.
12.11.2006 11:48:58, SANI (ex МВСН)
Давай внесем дополнения :).
Скажем, пять предметов являются обязательными (в предложенных терминах - ребенок там постоянный участник). Он может выбрать только уровень данного предмета, но не может от него отказаться. Вход на более высокие уровни тоже не свободен. Либо через предыдущие уровни, либо посредством тестирования.
Такие предметы в начальной школе занимают, например, 50 процентов учебного времени - 2-3 урока в день...
Какие остались у нас вопросы? 11.11.2006 12:20:53, Красно Солнышко
Юль, ну так нечестно :)))
Посмотри тексты, посмотри где находятся экспериментальные площадки, многое станет понятнее... Свое слово я скажу в конце ;) 11.11.2006 12:14:07, Красно Солнышко
1. Вот ребенок решил, что он на алгебру не ходит - через 3 месца передумал - пришел - ничего не может - люди ушли вперед. Даже неделя пропуска, даже у меня на литературе может серьезно мешать потом.
2. В младшей и средней школе выбор предмета часто определяется выбором учителя (нравится учитель или нет) . Если ребенку не нравится физик в седьмом классе, он может так и не узнать, что ему надо в МИФИ.
3. В наше время человеку довольно часто приходится менять сферу деятельности ИМХО, пусть у него будут базовые знания в самых разных областях.
4. Каждый предмет дает свой способ мышления, обращения с информацией, который тоже неизвестно где пригодится, по крайней мере учить человека решать еще один тип задач, делая его умнее.
5. У ребенка может элементарно не хватить силы воли, чтобы выбрать то, что требует серьезных усилий, если можно этого не делать - большая часть школьников таковы.
6. Родители, отдавая ребенка в школу и оплачивая его обучение хотят , чтобы школа отвечала за результат. При этой системе никакой ответственности за то, чему научится ребенок, школа нести не может.
7. Общее среднее образование создает общее культурное поле. Общаясь со взрослым человеком, ты можешь рассчитывать, что он точно слышал , что такое микробы, кто такой Достоевсий и сколько это - 30 %. Общаться без этого будет очень неудобно.
На мой взгляд, эта система очень хороша для летних школ, где она и работает, но в качестве замены общему среднему образованию - нет. 11.11.2006 12:09:01, ЮлияС

1. Ребенок выбирает предмет на семестр. "Передумать" он может только в первые 2 недели, потом все. За этот семестр изучается некий конкретный блок знаний.
2. Это самое сложное - без хороших учителей никакая система работать не будет.
3. Если ребенка не дергать и не заставлять, ему будет все интересно и он успеет все попробовать. Ключ тут - свободный интерес и любознательность от природы.
4. Опять возвращаемся к п 2. Все зависит от учителя. И еще - часто дети выбирают то что друг выбрал и таким образом попадают на очень разные предметы.
5. Большая часть школьников таковы - одно из последствий обязаловки. Зачем развивать силу воли, если можно просто заставить? А если постоянно заставляют и пихают знания силой, то интерес угасает.
6. Если смотреть шире, ни при какой системе школа не может гарантировать результат. Ведь есть двоешники и троешники, где же результат? А здесь - у Балабана - есть гарантия, что ребенок научится выбирать, ему будет все интересно, он научится учиться по большому счету. И это главный результат.
7. Опять - Вам кажется, на основе опыта классно-урочной системы, что если ребенка отпустить на свободу, он будет только балду гонять. На самом деле это мягко говоря не так:)
И еще ремарка Леонтьевой - очень хорошо это помню. Она говорила, что те учителя которые считались классными при класно-урочной системе, у них часто терялись и не могли работать. Они не могли перестроиться от роли массовика-затейника - им ведь надо было как-то всех детей привлечь к работе на уроке. а в школе-парке не нужно заставлять и увлекать. К тебе и так пришли люди заинтересованные именно твоим предметом. Поэтому работу надо строить совсем по-другому.
11.11.2006 15:01:30, SANI (ex МВСН)
По вашим пунктам - нашими :) п.2 Хороший учитель и тот, которого выбирут - не одно и то же. У нас геометрию преподает замечательная дама, на которую первое время дети очень сердились за пунктуальнейшее требование выполнения работы до конца, целиком, всеми. К ней бы многие не пошли, а зря. Через год работы они вдруг поняли, что были неправы :). п.3 Ребенки разные! Есть тревожные, есть перфекционисты, есть просто увлеченные чем-то одним, есть те, кто будет ходить "за компанию" и т.д.п.4. Причем тут учитель? не пойдет человек на физику и без этого способа останется, даже не узнает о нем. п.5 - и да, и нет. Мой ребенок сам, до слез при моих угрозах бросить хочет заниматься музыкой. Мне это не надо. Но заставлять играть упражнения приходится именно мне. Такого много в разных предметах.Развивать силу воли приходиться до старости (мне, например). п.6. минимум, хорошая школа - может. Любой двоешник будет уметь читать, считать, знать, кто такой Пушкин и т.д. п.7. Я не о балде. Я о кругозоре. Он может очень даже серьезно работать, но в одной - двух областях.
Если уж делать такие вещи в обычной школе, то сократив общие часы, освободив время для факультативов и проектов. Но минимум - всем! 11.11.2006 17:55:02, ЮлияС
Если уж делать такие вещи в обычной школе, то сократив общие часы, освободив время для факультативов и проектов. Но минимум - всем! 11.11.2006 17:55:02, ЮлияС






Скажем, пять предметов являются обязательными (в предложенных терминах - ребенок там постоянный участник). Он может выбрать только уровень данного предмета, но не может от него отказаться. Вход на более высокие уровни тоже не свободен. Либо через предыдущие уровни, либо посредством тестирования.
Такие предметы в начальной школе занимают, например, 50 процентов учебного времени - 2-3 урока в день...
Какие остались у нас вопросы? 11.11.2006 12:20:53, Красно Солнышко

Посмотри тексты, посмотри где находятся экспериментальные площадки, многое станет понятнее... Свое слово я скажу в конце ;) 11.11.2006 12:14:07, Красно Солнышко
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Скрытые родовые травмы: чем они опасны и как вовремя их распознать
На какие "красные флаги" важно обращать внимание