Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Светлана

Математика - ретроспективы и перспективы

Хочу задать вопрос про своего младшего ребенка, но здесь, т.к. меня волнуют перспективы его развития, и я хотела бы услышать мнение родителей подрощенных деток, которые в более младшем возрасте имели аналогичные проблемы. Имею с младшим ситуацию, которую тысячу раз видела описанной в конфе и в литературе, но никогда не сталкивалась лично - ребенок учится элементарно складывать-вычитать в пределах 10-ти. Давно и бездвижно сидит на одном уровне - на палочках все хорошо понимает, причем даже не пересчитывает их, сразу " видит" количество, на картинках тоже понимает, хотя и похуже, чем на палочках, (когда речь идет о числах больше 8-ми, тут уже требуется пересчитать пальчиком по картинке), но вот когда дело доходит до абстрактных цифр - все, труба, начинает гадать и, кажется, это для него пустой звук. С одной стороны,я понимаю, что ребенок маленький, может быть, он просто дорастет в свое время до абстрактного счета, и мне надо просто забить на это. С другой стороны, старший мой в этом возрасте считал трехзначные числа, это было легко и непринужденно, никакие пальцы-палочки ему вообще никогда нужны не были, и на этом фоне я начинаю дергаться, а может, у мелкого какие-то проблемы с абстрактным мышлением вообще, и надо сейчас срочно что-то делать, чтобы их не упустить. Вспоминаю сейчас, как читала в конфе, как Красно Солнышко объясняла что-то математическое дочке, пересыпая жемчужинки по ступкам, я тогда думала, что удавилась бы заниматься на таком уровне наглядности, ну так вот они меня настигли эти ступки ;-). Про дочку КС я знаю, что с математикой в итоге все хорошо ;-), но хочется еще историй про деток, которые долго и настойчиво требовали счета на "предметном" уровне, о том, каким образом перешли к абстрактному счету, и о том, как у них складываются отношения с математикой в школе.
10.11.2006 12:45:25,

36 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Может вам в уравнения поиграть?
У нас Сашка в 6 еще пользовала пальцы:-)
10.11.2006 23:34:00, Караул подпольный
Светлана
Вы меня радуете ;-) 10.11.2006 23:38:51, Светлана
:-)
Я это точно помню, т.к. как раз тестировались в школу, еще с другими родителями это обсуждали.
10.11.2006 23:45:59, Караул подпольный
Свет, конкретно по делу не могу посоветовать что-то экстраординарное, разве что пока оставить все как есть, сам дозреет спустя какое-то время. Про своего скажу лишь, что у него именно такая проблема была - абстрактные цифры не понимал ну очень долго, абстрактное мышление просто отсутствовало как класс.

Ну и теперешние проблемы с математикой у нас - оттуда. :(((
10.11.2006 23:22:28, Natem
Светлана
Ясно. 10.11.2006 23:50:47, Светлана
Ой, как знакомо:). У нас, правда, бабушка процессом сравнения меня и ребёнка увлекалась. Ну, РАЗНЫЕ мы:))). Особенно её пугала математика, часами в магазин играли:). В школу пошёл с незначительным опережением по математике, откровенно её не любя. Сейчас в 3 классе проблем нет, кроме невнимания, пожалуй.
С этого года в школе начался кружок "Эрудит", где половина заданий олимпиадного математического уровня, другая половина - гуманитарные штучки. Учительница (не его классная:)) утверждает, что рубит лучше всех, хотя там есть дети на класс и два старше.
Школьную математику воспринимает скорее, как рутину, но ярко выраженный негатив прошёл.
10.11.2006 22:03:47, Alice
Светлана
Ну, Alice, человек слаб ;-), я, разумеется буду только рада обнаружить лишние комплексы у себя взамен проблем у ребенка ;-) 10.11.2006 22:35:35, Светлана
Светлана, мне кажется, всё зависит от точки отсчёта:). Если, как планку, задать Вашего увлечённого старшего или, как это делала наша бабушка, меня с моими физматшколами и союзными олимпиадами, то, глядя на моего сына, я должна была бы взгрустнуть. Не думаю, что математика "других порядков" или математика, как специальность, будет ему по плечу и, ГЛАВНОЕ, захватит его фанатично. Меня же радует, что он фанатично увлечён другими, не менее интересными, вещами и получает свои пятёрки-четвёрки по школьной математике, абсолютно не напрягаясь. Мне нравится, что он умеет думать и соображать на олимпиадном уровне, хотя математика и не является доминантой. С ужасом вспоминаю Узорову-Нефёдову для 1 класса, которой я его канала лет в пять, боясь "неперспективности", и видя невозможность схватить ПРИНЦИП счёта налету. 10.11.2006 23:32:32, Alice
Светлана
Это понятно. Такого мне бы тоже хватило ;-), пока просто трудно понять - отсюда и мое беспокойcтво , математика как доминанта мне для него нафиг не нужна, но вот "способность соображать на олимпиадном уровне" почему-то представляется существенной, даже не могу сформулировать почему, ну просто как грамотная речь или любовь к чтению. 10.11.2006 23:45:09, Светлана
У них (детей, в смысле:)))) очень разные сроки вызревания. У мальчишек особенно. Я, увы, много странного видела: и девочку, просящуюся на горшок в 10 месяцев, с неврозом, и поток отличников с нервными тиками. Поэтому я никогда не являлась сторонником раннего развития. Оно, ИМХО, должно быть не ранним, а посильным и своевременным для данного конкретного ребёнка.
Конечно, на "способность соображать на олимпиадном уровне" с не очень математическим ребёнком родителям приходится РАБОТАТЬ, тогда как у ребёнка первого типа всё идёт само, только успевай "дрова" подкидывать. Я-то скорее ратую за то, чтобы не отбить желания думать ПО-СВОЕМУ в погоне за очевидным формальным результатом.
Поскольку я на эти грабли сама уже наступала:), знаю,
насколько усложняется процесс, если взрослые упираются раньше, чем оно САМО в ребёнке вызревает.
11.11.2006 00:12:29, Alice
MrsTodd
Я бы оставила в покое ребенка. на пару месяцев - до прояснения ситуации. или ты куда-то торопишься?

Я с младшим практически не занимаюсь. Он у меня считать до 10 не умеет. ТОлько без просьб, по своим нуждам - как раз абстрактные вещи - договаривался на 8 ложек супа, 5 съел, осталось 3. кучки до 6 - кол-во на глаз опреляет. А посчитать по просьбе - отказывается.
Я уже писала, как он 6 пальцев считал - 1-2. 1-2. 1-2 - 3 раза по 2.
Мои родительские амбиции удовлетворены уже. Вижу, что этот не глупее старшего - и все. И кажется мне - что даже более того.
10.11.2006 19:52:45, MrsTodd
Светлана
Ты зришь в корень, конечно. Меня именно вопрос "не глупее старшего мучает" ;-). Знаю, что неправильно это, и вижу, что они совсем разные, но волнуюсь. 10.11.2006 21:26:16, Светлана
Светлан, выучите и все. Например, что нужно отнять от 7, чтобы получилось 4 и так далее.... и с мячиком, в игре. Мне кажется, что до 20 счет должен быть на уровне автоматизма, дальше будет легче считать. 10.11.2006 17:22:59, Бамбука Пандовая
Светлана
Кеша так устроен, что он не может "выучить и все", он должен это как-то через себя пропустить,и всякий раз самым невероятным для меня способом. С мячиком хорошая идея, попробуем при случае. 10.11.2006 21:28:37, Светлана
SANI (ex МВСН)
Светлан Вы наверное все равно меня не послушаете и покрутите пальцем у виска, но в 4,5 года не только не нужно считать абстрактные цифры, но и вредно. Для мозга и для психики. Ну, не созрели еще у него те области мозга, которые за это отвечают. И все тут. Да, если напрячься, можно ускорить процесс и заставить мозг оперировать абстрактными мат. понятиями, но это обязательно за счет чего-то еще. За счет здоровья прежде всего. Да, есть дети, которые просто от природы намного раньше это делают. Я Сашку вообще не грузила сама ничем. Чего было в садике, то он и учил и нормально. Ну от природы у него способности к математике и никуда они не делись до школы. Первая школа у нас вообще была совсем ненапряжная и даже там он прекрасно свои способности развил, потому что ему нравилось. А в новой школе его учительница долго ругала за то, что он пользуется калькулятором и не считает в уме. А он не пользовался, у него в голове видно калькулятор:) Надя в 2,5 года оперировала с таким специальным материалом (в садике), по которому дети учатся в степень возводить. И у нее получалось. Но никто ни в коем случае не будет требовать того же самого с Сережи (моего младшего тоже 4 летнего), он другой и успехи у него в других областях пока. У нас есть несколько детей в школе (в моей школе), которые имели жуткие проблемы с математикой именно потому что родители им пытались эту математику пихать очень рано в 2-3 года. Один мальчик до 4 не мог считать в 4 года - не плюс-минус, а просто тупо досчитать до 4 не мог. Сейчас в 3 классе у него никаких проблем с счетом нет. А другой мальчик в 5 (!) лет не мог представить себе количество больше 3-х. Мама прямо плакала на род.собрании, как сейчас помню. Сейчас этот парень в 4 классе и он лучший по математике у нас в школе и наверняка поступит в матшколу в следующем году. Таких примеров очень много. С математикой лучше действительно не торопиться. Это очень жесткая наука. Лучше до 6 лет ее не фарсировать. Помните в "Снежной королеве" - Кай забыл все хорошее, помнил только таблицу умножения? 10.11.2006 15:12:17, SANI (ex МВСН)
Светлана
Чего же это я буду пальцем у виска крутить ;-)? Я как раз и интересуюсь, как оно бывает, понимаю, что по-разному, и пихать никому ничего не собираюсь, это очевидно, да моим деткам особо и не попихаешь. Осторожно ходить вокруг да около все равно нужно,надо только приложить голову, чтобы это "хождение около" было органичным. 10.11.2006 15:22:45, Светлана
SANI (ex МВСН)
Я тут подумала - Вам наверное в следующем году на подготовку идти в вашу школу, поэтому вы и беспокоитесь? Или нет? 10.11.2006 22:47:57, SANI (ex МВСН)
Светлана
Угу, и поэтому тоже. Это значит, уже в сентябре первое тестирование 10.11.2006 22:57:18, Светлана
Они младших детей и так берут, при наличии старшего в школе:). 10.11.2006 23:44:10, Alice
Светлана
Мммм, это не так очевидно, и там есть свои засады, которых хотелсь бы избежать 10.11.2006 23:48:36, Светлана
А по-моему, как раз именно это и очевидно, потому как есть такой закон: у нас в Ковчег обязаны принять даже беспроблемного ребенка (которому не показан Ковчег, а можно учиться в любой самой обычной школе), если его старший(ие) брат или сестра учатся уже в этой школе. Против закона не попрешь. :) 11.11.2006 02:38:47, Natem
SANI (ex МВСН)
Дааа, понятно... 10.11.2006 23:20:04, SANI (ex МВСН)
Мне кажется, что вы рано беспокоитесь. Перерастет. Просто переход к только цифрам (без визуализации) требует абстрактного мышления. Оно проявляется в разном возрасте. Я уже точно не помню, но старшая вроде в этом возрасте еще складывала/вычитала и т.п. в "вещах". С математикой у нее сейчас все хорошо.
П.С. У нас младшие почти в один день родились, я ей еще не предлагала арифметику без картинок.
10.11.2006 14:47:07, Татьяна Д.
Светлана
Будем надеятся ;-) 10.11.2006 21:29:23, Светлана
пчела Майя
Мой младший и в 1 классе за спиной пальцы загибал. Но ничего хорошего из этого и не вышло. Арифметика по-прежнему его слабое место. 10.11.2006 14:29:24, пчела Майя
Светлана
Ага, про вашего младшего я тоже уже думала. 10.11.2006 21:29:49, Светлана
Дяша
А моя во втором загибает и при этом очень лихо складывает-вычитает трехзначные числа :))) При этом как так быстро перебирает пальчики и выдает правильный ответ, что я сама посчитать еще не успеваю. Может она и не считает на пальцах, а просто это такой у нее ритуал? Не знаю что думать... 10.11.2006 15:42:13, Дяша
Ознакомившись с опытом Леонида Некина http://nekin.narod.ru/math/m_cont.htm , искала и купила счеты.
Чем они хороши,-что 5,6 и 10 можно отсчитать сразу.
Вначале их используем не по разрядам, а каждый прутик с косточками-десяток. Потом уже переходим к разрядам.

Правда, моя дочка немного постарше Вашего мальчика. Всегда для подсчетов предлагаю свои пальцы, если не хватает.
Каждодневно считаем деньги для покупки лакомств. Я даю ей в день 5 рублей. Она бывирает, что в палатке на это можно купить. Даю мелочь (1,2,5 руб. и 50 коп-половинка рубля) и прошу посчитать, достаточно ли. Или сколько сдачи.
Почему-то в рублях ребенок лучше считает, чем на палочках. :-)
Однажды купили что-то за 4 рубля, дочь и говорит:"Мама, а завтра ты мне за 6 купишь?" Хы... Понимает.
10.11.2006 13:48:17, Змея Скарапея
Светлана
Спасибо, интересный сайт. 10.11.2006 21:30:16, Светлана
Не заню какие требования в спец школах, мы поступали в обычную. Все что требуется от ребенка перед первым классом это уметь прибавлять/отнимать единицу. И называется это назови соседние числа. В первом классе они последовательно учили, что прибавить два, это сначала прибавить один, потмом еще один. Через недели-полторы изучали прибавление трех (прибавить один-один-один, или два-один, или один-два). В четыре года мы "заучиваем" на слух сложение. 2+2 -- это ноги собаки, запомнили -- не пересчитываем больше. 3+3 -- ноги насекомого, уже выучили -- 6. 4+4 -- ноги паука, то что их восемь младший (сейчас ему пять лет) помнит, то что с каждой стороны по 4, еще нет. Ну и так далее. 2+3 запоминается тоже само собой, есть стихотворная подсказка -- пять похож на три и два, те же хвост и голова (Михалков).
Мы учимся по Карапузовским книжкам. Сложение чисел в пределах 10 там дается наглядно, ребенок пересчитывает первую кучку, вторую, и записывает ответ. Единственное чего бы мне хотелось, чтобы он не пересчитывал заново первую кучку (например, из трех предметов), а сразу считал вторую (четыре, пять, шесть...). И мне хочется чтобы он додумался до этого без моей подсказки. А нет, так и не надо, к школе этого не нужно.
10.11.2006 13:29:03, Птица СЫйсу
Светлана
Да-да-да, именно как вы описываете - ноги, Карапузовские книжки, не присчитывает вторую кучку к первой без подсказки :-). А как старший реально считал к первому классу, что-нибудь кроме единицы мог прибавить отнять?
10.11.2006 13:34:08, Светлана
Со старшей перед школой я уже не занималась, все силы уходили на младшего. Да и нужды по математике не было. Купила ей для проверки Задачник для самых маленьких, Наталья Павлова. Прорешала все очень быстро и правильно. Я не помню в каких пределах там счет. У старшей память исключительная, и зрительная и на слух. Ей не надо было повторять два раза, что пять и три это восемь. Младший не такой, пересчитывает по пальцам, ну и хорошо, развивает мелкую моторику. Сто раз пересчитает сколько у него пальцев на одной руке, на тысячный запомнит. 10.11.2006 13:55:22, Птица Сыйсу
Можно попробовать (и я попробую при случае) решить подряд несколько предметных задач с одними и теми же слагаемыми. Пока ребенок не возмутится: Ну сколько можно! Я уже считал пять и два!!! 10.11.2006 15:01:07, Птица Сыйсу
Светлана
Спасибо за идею 10.11.2006 21:42:43, Светлана
Он маленький еще, ему еще можно на пальцах!
Мы на пальцах считали даже в начале первого класса :) несмотря на предварительные подготовительные курсы... И весь первый класс у нас ушел на сплошные математические баталии. Я уже не знала, что делать, как вдруг (ТТТ, видимо, накопилась "критическая масса" знаний) в начале второго класса произошел прорыв, и детеныш начала нормально считать ("4" по математике за четверть). Не волнуйтесь, все будет нормально!
10.11.2006 13:17:36, Анела
Светлана
Спасибо за поддержку! 10.11.2006 21:30:41, Светлана


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!