Как научить сына визуализировать числа и математические ситуации в задачах? Есть конкретные рецепты, задачники с описанием, как это надо объяснять, чтобы понял? У нас опять 2 по контрольной.
Я совсем запуталась и плохо понимаю, чем можно помочь вообще. :(((
Задача была такая: учитель раздал 8 ученикам по 3 тетради. У него осталось 6 тетрадей. сколько было тетрадей у учителя?
Сын решает : 8-3+6 = 11 тетрадей.
В школе решали, дома решали. получалось. Утром перед школой решили аналогичную задачу. от проволоки отрезали 5 раз по 2 см. Осталось 5 см. Сколько было? Решил без проблем. А на контрольной, вместо того чтобы думать, он вспоминал, как решали задачу утром. Не вспомнил:( И что это за манера такая, вспоминать, а не рассуждать? Как это можно изменить? Что делать то??????
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Школа
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Простои рецепт - решать по деиствиям. В конце каждого деиствия писать ЧТО получилось словами. Ученики или тетради? Тогда станет сложно складывать тетради с учениками.
28.10.2006 00:59:20, irina.
Я бы начала с того, что взяла бы тетради дома с ребенком и раздала бы. Тридцать раз в разных вариациях. Спички можно раздавать, или фасоль, но лучше - конфеты и жвачки. Для начала просто трем детям по 2 конфеты, двум детям по 4 конфеты, 4м детям по 3 конфеты. Мало чтоб. Дальше - больше. Потом с остающимися. Еще полезно, чтоб он для вас задачи придумывал. Если было бы срочно, научила бы рисовать точечки на черновике - в восьми строчках по три точки, и еще шесть отдельно. Мне кажется, многие сложности с этой детской математикой оттого, что все требуется в уме делать, а дети еще не успели понять, что, собственно, делают.
27.10.2006 21:50:55, U
Во-первых, как тут уже советовали, обязательно записывать условие задачи в тетрадь или на черновик. Во-вторых РИСОВАТЬ (схематично) условие. Например, раздали 8 ученикам по три тетради. Рисуем 8 человечков, возле каждого по три квадратика. Рядом рисуем большого человечка (учителя) и возле него 6 квадратиков. После этого, гляда на рисунок, а не вспоминая, что там и как решали раньше, решаем эту задачу. Должно получиться.
27.10.2006 15:07:38, мама-аня
Хм, задумалась... Что-то я не видела у сына в тетрадках краткой записи :(
30.10.2006 09:55:24, Клеточкина
Соглашусь, это вообще ужасный минус нынешней манеры обучения - не записывать условия задач. В наше время задачи начинались с условия: что дано, что требуется найти, это была основа всего. А сейчас дети сразу бросаются на цифры, не вдумываясь в смысл задачи. Приходится дома "дорабатывать" то, что в классе не делается. Методология обучения явно ухудшилась. Вообще только глядя на недостатки дочкиного обучения, понимаю, какая же сильная у нас была школа.
27.10.2006 16:51:27, Анаис
А где не записывают?У нас все записывают.Без этого же не решить сложную задачу...
27.10.2006 18:31:07, margaret

??????? Это где не учат записывать условия задачи?
Насколько я в курсе, требования, что ученик должен уметь записывать условия задачи никуда из программы не делись, и часы на это отводятся - при любой программе обучения математике.
Так что если у вас этому учитель не учит - то это проблема учителя, а не методологии обучения:( 27.10.2006 17:15:58, ДжессиКА
Насколько я в курсе, требования, что ученик должен уметь записывать условия задачи никуда из программы не делись, и часы на это отводятся - при любой программе обучения математике.
Так что если у вас этому учитель не учит - то это проблема учителя, а не методологии обучения:( 27.10.2006 17:15:58, ДжессиКА
У нас учитель ТРЕБУЕТ краткую запись к задаче. У меня очень часто ребенок знает как решить, но не знает как сделать краткую запись ((.
27.10.2006 18:19:13, fialka
Я бы тренировалась на запись - не всегда задачки будут в пределах сотни, которые легко в уме посчитать. Так что лучше тренироваться на простом материале, чтобы потом проблем не было
27.10.2006 19:26:08, ДжессиКА

Правда, у него в 5-м классе уже задачки посложнее.
Вчера весь вечер объясняла ему, как по условию задачи составлять уравнение.
Задачки типа "В двух карманах 28 орехов, причем в левом кармане в 3 раза больше, чем в правом. Сколько в каждом кармане?"
Ребенок видит два числа и пытается с ними что-то проделать, умножить, разделить, отнять - от балды, при этом понимания задачи - ноль :(
Решили с ним устно 5 (!) однотипных задач, причем сын даже что-то начал сам формулировать, без моих подсказок. Письменное решение оставили на утро. Утром проснулся - с чистой головой, ни одну задачу решить не смог, решения не вспомнил.
Ну вот как тут быть? :(( 27.10.2006 14:00:30, К©ЕНИЯ

Когда он с эти перестанет путаться, надо идти дальше, проигрывая одну и ту же задачу с разных сторон.
"Всего было 9. Папе, маме и сыну дали по 2. Сколько осталось в вазе?"
" Папе, маме и сыну дали по 2 яблока. Осталось три яблока. Сколько было в вазе?"
Тут же закрепляете понятие натуральных чисел: если ваза пустая, то и посчитать ничего нельзя. Когда положите одно яблоко, то и начнется счет. Вот оно-первое натуральное число!
И т.д.
Очень хорошо этот метод использует на своих занятиях Спивак в МГУ.
И еще. Учите сына вчитываться в условии в КАЖДОЕ слово. Нельзя из количества тетрадей вычитать количество учеников. Это он должен понять. Мультик смотрели" В стране невыученных уроков?" Очень полезный для осознания :-) Хотите, дам эту книжку почитать?
Надо ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ребенка. 27.10.2006 12:10:42, Татьянчик

Мультик мы смотрели, обсуждали даже. Но нет осознания почему-то :((
Этот топик уже как крик отчаяния. Я не знаю, как до него донести, чтобы осознал! :( 27.10.2006 12:41:14, Клеточкина
Обсуждать не надо. Твердить, объяснять и пояснять. У него и так путаница в голове. Надо дать предметы в руки и дать ими поманипулировать. Имхо.
27.10.2006 21:52:42, U
Дочка тоде глядя на задачу, выдергивала из нее числа и пыталась что-нибудь с ними сделать, не задумываясь о смысле. Мы решили проблему отказавшись от чисел и оперируя понятиями.
1) учеников*тетради = роздано тетрадей
2) роздано тетрадей + осталось тетрадей = сколько было тетрадей
после этого подставляли числа
при большом количестве действий решали в обратном порядке от ответа
n) чтобы найти сколько было тетрадей = роздано тетрадей(известно) + осталось тетрадей(неизвестно)
n-1) роздано тетрадей = учеников(известно) * тетради(известно) 27.10.2006 12:06:10, La Strada
1) учеников*тетради = роздано тетрадей
2) роздано тетрадей + осталось тетрадей = сколько было тетрадей
после этого подставляли числа
при большом количестве действий решали в обратном порядке от ответа
n) чтобы найти сколько было тетрадей = роздано тетрадей(известно) + осталось тетрадей(неизвестно)
n-1) роздано тетрадей = учеников(известно) * тетради(известно) 27.10.2006 12:06:10, La Strada
У моего в прошлом году во 2 классе были такие же проблемы с решением задач, ну нет у него визуального представления. Занимались с репетитором, она сказала, что это нормально для его возраста, учительница подтвердила, что визуальное представление к 5 классу только развивается (если его изначально нет) и посоветовала все задачи рисовать. Рисовали все лето, сейчас задачи решает намного лучше (ТТТЧНС).
27.10.2006 11:49:53, lumber
Ой, спасибо :)) А то я уж решила, что все безнадежно...
Репетитора ищу. 27.10.2006 11:59:34, Клеточкина

Репетитора ищу. 27.10.2006 11:59:34, Клеточкина

Что делать не знаю:(.
В задаче нарисована фигура из 2х прямоугольников(большой и маленький). 1 сторона большого - 12 см, вторая явно не указана.Стороны маленького 4 и 8, кроме того указана разница 3 см. То есть 2 сторона большого прямоугольника 4+3=7см. Ребенок считал большой прямоугольник квадратом, причем на рисунке явно нарисован прямоугольник. Оказывается учительница сказала, что задоча такая же как решали вчера, а вчера в задаче был большой квадрат.
Причем как правило такое бывает именно на контрольных. Может у нас дети настолько не уверены в собственных мыслях, что предпочитают вспоминать как решали другие? 27.10.2006 11:20:34, Anit of

Мой никогда не понимал математику. Психологи говорят, что у него отсутствует абстрактное мышление (вернее не отсутствует, а просто неразвитто) и ребенок не может задачу, написанную в виде текста-рассказа-сказочки, перевести на язык цифр. Кстати, это часто встречается у детей с аутичными проблемами.
Это как-то можно развивать, для этого надо заниматься либо с хорошим педагогом-математиком дополнительно, либо с нейропсихологом-дефектологом, который понимает, откуда ноги растут у этой проблемы.
Я не верю, что етсь тупые дети, просто у всех свои особенности и надо нажать на нужную кнопку (у всех детей эти кнопки разные), чтобы мозги заработали в нужном направлении. 27.10.2006 11:19:57, Natem
Где бы найти такого специалиста? :(
Потому что наша математичка той самой кнопкой считает детские ушки и орет на них нещадно. А наш папа вот-вот начнет считать этой кнопкой детскую попу. И стимулировать ремнем :(
Что умнее при этом ребенок не станет - однозначно. :( 27.10.2006 14:18:06, К©ЕНИЯ
Нам неврологи пишут ММД и СДВГ. Но никакими тестами это не подтверждено. Были проблемы с вниманием и памятью. Но мы немного подлечились. И все стало лучше. А вот математика никак:( Эх, как бы найти эту кнопочку! :)))
27.10.2006 11:46:35, Клеточкина
Это как-то можно развивать, для этого надо заниматься либо с хорошим педагогом-математиком дополнительно, либо с нейропсихологом-дефектологом, который понимает, откуда ноги растут у этой проблемы.
Я не верю, что етсь тупые дети, просто у всех свои особенности и надо нажать на нужную кнопку (у всех детей эти кнопки разные), чтобы мозги заработали в нужном направлении. 27.10.2006 11:19:57, Natem

Потому что наша математичка той самой кнопкой считает детские ушки и орет на них нещадно. А наш папа вот-вот начнет считать этой кнопкой детскую попу. И стимулировать ремнем :(
Что умнее при этом ребенок не станет - однозначно. :( 27.10.2006 14:18:06, К©ЕНИЯ
Нейропсихологи есть в Центре Лечебной Педагокики. Кроме того - простой совет- манипуляции с предметами. Возьмите пуговицы, монетки и раздавайте из ученикам, причем пусть ребенок проделывает руками все операции.
27.10.2006 23:44:07, ЮлияС
Не, не станет. Наш папа тоже к детской попе присматривается как к рычагу воспитания. :((( Сопротивляюсь всеми фибрами души. Ведь лучше-то не станет по-любому.
27.10.2006 14:27:33, Natem


Так вот,про задачи. Подобные этой мы раскладывали на составляющие. У вас программа какая? Если Петерсон, то с ним немного проще, с первого класса они учатся манипулировать понятиями "целое" и "часть". И для задач такого рода чертить отрезок и делить его на две(три-четыре-пять) части. Для наглядности. В такой задаче три составляющих - "было"(объединяется круглой скобкой весь отрезок),"раздал"("съели","посадили","продали" и т.п.в зависимости от содержания),"осталось". Что есть целое?-"было", части?-"раздал","осталось". Что надо найти? "было",т.е.целое,как найти целое?надо сложить части.Теперь смотрим,что из частей нам известно."осталось"-известно,надо найти "раздал". Смотрим дальше. Раздал 8 ученикам ПО три тетради. Если умножение усвоено(сам принцип)-сообразите:) Нашли сколько раздал. дальше - все просто.
Простите,если длинно,просто мы сами намучались с математикой:))))))
ПС почитала ветку дальше - один в один наши проблемы с год назад. Сплошные 2 за контрольные-самостоятельные,а дома решает нормально. "ненавижу математику"-тоже звучало. сейчас стало проще. 27.10.2006 11:03:33, Солнца

А вы заучили схемы в конце концов, я правильно поняла? 27.10.2006 11:41:05, Клеточкина

а на контрольных совсем-совсем рисовать нельзя?даже на черновиках?потому что со схемой-рисунком проще,там все наглядно видно. 27.10.2006 11:59:29, Солнца

На контрольных рисовать нельзя, так сын говорит. 27.10.2006 12:20:37, Клеточкина

а насчет черновиков на контрольных - мне кажется, можно просто поговорить с учителем. если действительно не разрешено (хотя почему,непонятно) - рассказать о трудностях с математикой и о том,что ребенку эти схемы очень помогают. обычно учителя идут навстречу.
скажу еще от себя, что к математическим заморочкам у нас добавляется "долгодумство",т.е. она долго соображает над каждым заданием,решает медленно,но правильно,если ее не торопить. наша учительница,зная ее эту особенность,даже шла ей навстречу,разрешая доделать контрольную после уроков. она оставалась и дорешивала задания.
а вообще,просто расслабьтесь...не гоните ребенка, не давите на него и не расстраивайтесь сами. дети ведь ведут себя так,как родители. не нагнетайте обстановку. почаще говорите ему, что математика у него не получается,зато он здорово рисует (много читает, знает много интересного по истории,географии,биологии...),умеет складывать кораблики, клеить модельки...ну,подставьте то,что у него получается)))))))) а математика - получится обязательно. не сразу,но получится. не бледнейте при известии о двойке :), не надо лихорадочно бросаться дополнительно заниматься бесконечными часами)))доля здорового пофигизма тут очень не помешает))))) он ведь тупит над задачками не потому, что он тупой,правда? а потому,что при слове "математика" у него отключаются все мыслительные процессы. вот как с вашей помощью он перестанет дрожать и рыдать над учебниками по мат-ке, когда он расслабится и успокоится - все получится)))правда-правда)))))) 28.10.2006 16:24:07, Солнца



В быту (в бытовых и вообще во мноих ситуациях, не связанных с решением задач и примеров) у меня ребенок очень хорошо соображает (это субъективное мнение всех людей, ее знающих), но решать лучше задачи это не помогает.
27.10.2006 11:05:43, hanhi







Попробую, конечно, но в успех не верю. Хитрый он, будет стараться максимально облегчить себе задачу.:) 27.10.2006 13:40:09, Клеточкина
Привет! Ситуация знакомая, мой сынулик тоже отлынивал от математики.В этом году стали выдавать карманные деньги,4 класс, а вот за 2 штрафовать.Придумал наш папа математически сложную систему поощрений и наказаний.Сейчас считает быстро и точно, результат то можно подержать в руках и потратить :)).
27.10.2006 14:12:12, Гравицапа
А Вам не кажется,что решая задачу в классе,он именно визуализировал (если я правильно понимаю смысл этого термина) ее решение.То есть он вспоминал ,как зрительно выглядела задача,решенная дома: "Первое число-знак действия-второе число-знак действия-третье число-знак равенства-результат". Только вот с первым знаком действия ошибочка вышла,плохо вспомнил(вместо "умножить" поставил "минус").А визуализировать он как раз умеет.Правда,не то,что нужно.Ему просто думать лень.
27.10.2006 10:29:40, ПУХА
Но ведь это контрольная. Он ведь понимает все последствия двойки. И что тогда делать с ленью?
А тогда такая ситуация: Дома. решили аналогичную задачу. А следующая: Мама закрыла 3 банки огурцов по 3 кг и 1 банку 5 кг. Сколько было кг огурцов? Не знаю, не буду решать. Это тоже лень?
У нас нет проблем с другими предметами. Но вот уже неделя идет под девизом "Я ненавижу вашу математику". И проблемы старые. Все контрольные на двойки. простым нарешиванием однотипных задач проблемы они не решаются. Как переломить ситуацию?
27.10.2006 10:48:11, Клеточкина
Каникулы через неделю. Это была четвертная контрольная.:( К сожалению, у нас периодически бывает 2 за контрольную. И я не понимаю причин. Не понимаю, почему сегодня он решает, завтра нет. Послезавтра опять решает.
Таблицу умножения на 4 мы учили во втором классе. Потом в августе. Потом они повторяли в школе. Потом он ее сдал на пятерку. На следующей неделе в дневнике запись. "Выучить таблицу умножения". Куда все исчезает из головы? 27.10.2006 11:08:58, Клеточкина
Я тоже с подобной ситуацией столкнулась. У одного из моих детей именно так - сегодня делает, а завтра нет, а после завтра опять делает, правда так не только с математикой. Учителя в недоумении, особенно в музыкалке. Я в не меньшем недоумении. Причём проблемы с головой небольшие есть, но судя по ээг у этого ребятёнка из трёх они самые незначительные. Зато у кого ээг похуже, с учёбой вообще никаких проблем. Правда есть забывчивость, но такая, на бытовом уровне, учиться не мешает. Вот и пойми, что это и как с этим быть.
28.10.2006 12:01:35, Любаня
Я все списывала на память. Объясняла по 20 раз одно и тоже. Но вот ведь странно-то: то что ему нужно - он помнит! а математика не входит в число нужных ему вещей.:( А ээг у нас тоже хорошее...
30.10.2006 09:16:45, Клеточкина

А тогда такая ситуация: Дома. решили аналогичную задачу. А следующая: Мама закрыла 3 банки огурцов по 3 кг и 1 банку 5 кг. Сколько было кг огурцов? Не знаю, не буду решать. Это тоже лень?
У нас нет проблем с другими предметами. Но вот уже неделя идет под девизом "Я ненавижу вашу математику". И проблемы старые. Все контрольные на двойки. простым нарешиванием однотипных задач проблемы они не решаются. Как переломить ситуацию?
27.10.2006 10:48:11, Клеточкина
А каникулы у Вас когда?Скоро? Отстаньте от него до каникул.По-моему он просто устал.
Если до этого все было нормально и по другим предметам тоже,то особых поводов для беспокойства нет.Ведь он и раньше решал задачи и сейчас решает правильно,если хочет.Значит с головой все в порядке.Пусть отдохнет.ИМХО. 27.10.2006 10:59:00, ПУХА
Если до этого все было нормально и по другим предметам тоже,то особых поводов для беспокойства нет.Ведь он и раньше решал задачи и сейчас решает правильно,если хочет.Значит с головой все в порядке.Пусть отдохнет.ИМХО. 27.10.2006 10:59:00, ПУХА

Таблицу умножения на 4 мы учили во втором классе. Потом в августе. Потом они повторяли в школе. Потом он ее сдал на пятерку. На следующей неделе в дневнике запись. "Выучить таблицу умножения". Куда все исчезает из головы? 27.10.2006 11:08:58, Клеточкина

