Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Мотивация и воля

Навеяно недавними обсуждениями.
Как ее воспитывать, мотивацию и волю? Откуда ее брать? Если ребенку интересно только погулять и побегать, все остальное при малейшем затруднении бросает без сожаления.
Мне тут часто говорят, что я слишком сурова с ребенком, что будет безвольный и немотивированный по жизни.
Приведу пример с чтением. Пока плохо получалось - заставляла, читать сначала перед сном, потом по полчаса в день, теперь ребенок читает сам, а я только книжки интересные подсовываю. Читает с удовольствием, безо всякого принуждения. Это исключение? По логике у ребенка должно было развиться отвращение к чтению, но не развилось.
Давайте порассуждаем на эту тему.
03.03.2006 16:39:47,

14 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Очень интересная тема! имхо. Мне кажется, в таких вещах главное - не давить. У нас, например, с чтением, вообще был плачевный опыт. Мой в 4 года читал и анализировал басни. Потом я начала заставлять. В итоге - вообще на полгода пришлось от него отстать, чтобы окончательно не вызвать отвращение. Вот только с недавнего времени стал читать много и с желанием. Поэтому здесь плалка о двух концах. Могло быть так, а могло быть и иначе... :-( Еще очень важно: давать ребенку самостоятельный выбор для принятия ответственного решения. Советоваться с ним, когда сама принимаешь решение. И очень тщательно разбирать негативный опыт. Он ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть! Никогда не произносить фразу "А вот я же говорила, а ты....", этим ты сразу его противопоставляешь себе. Я, например, могу прийти и сказать, "ты знаешь, меня сегодня тааак шеф отругал, я плохо сделала то и то... решила немножко дать себе отдохнуть, а в итоге и себя подвела и людей...", ну и описать ситуацию...
Очень важно: ХВАЛИТЬ! Что-то получилось, где ему пришлось переступить через свое "не хочу" - похвалить.
Вообще, много чего мы делаем "не так", т.к. ребенок ЛЮБОЙ изначально замотивирован на получение знаний. Так вот наша задача - эту мотивацию развить а не наоборот.... :-(
06.03.2006 10:28:25, Дианна
Свобода, право делать то, что хочешь, и так, как хочешь. Чем ее больше - тем больше собственных желаний будет у человека. При прочих равных, естественно. И конечно, в крайнем проявлении свобода до добра не доводит. Нужен компромисс, он субъективен и оптимальное кол-во свободы для каждого ребенка разное.
Про чтение. Речь не о мотивации к занятию чем-то конкретным. Речь, как я понимаю, об общем уровне честолюбия и целеустремленности. Да, читать свободно вы его заставили научится. А появится ли у него желание и возможность заставить себя чего-то сделать, то, чего захочет? Будут ли у него вообще настолько сильные желания и мечты - что ради них он сможет сам "быть локомотивом своего поезда"?
Рабы - ничего не хотят, не могут хотеть.
03.03.2006 20:13:35, _Ирунчик
Да, где она, эта грань?
Много свободы, мало поддержки - даже для амбициозного ребенка плохо, потому что многое детям еще трудно. Мало свободы, много поддержки - безответственный и ленивый человек получается. Мало свободы, мало поддержки - раб...
Не думаю, что позволение не делать уроки, не мыть руки пялиться в телевизор целыми днями приведет к развитию воли и мотивации... Или я не права?
03.03.2006 20:20:29, Бабочка Красавица
:-) мне кажется, вы правы - не приведет. Но позволение считать, что делать уроки, мыть руки и не давать пялится целый день в телевизор - мамины заботы, мамины проблемы - вообще ни к чему в глобальном плане не приведет. Да, ребенок будет знать школьную программу до того класса, в котором поймет, что не обязан выполнять то, что есть мамины заботы, мамины желания. И что? Это цель?
В принципе, мне кажется, мамы эту грань чувстуют. Но не все - тюфяков и подкаблучников хватает. Часть из них, мне кажется, просто от природы "не лидеры", слабые, ведомые. А очень небольшая затюкана мамашами - да и то, обычно все-же мальчики становятся мужчинами, только позже, годам к 40. Это субъективно, это ИМХО.
Так вот со стороны (не видя вас, ребенка, не видя, как именно вы его контролируете и в какой степени - т.е это не диагноз ни в коей мере, не истина, просто вот такое впечатление) цепляет меня лично черезмерный контроль и излишняя энергичность в "я из тебя сделаю человека".
Сорри, это я ляпнула про волю и подкаблучников, только анонимно. ("устала от себя") В тот момент не было сил обсуждать этот вопрос подробно. Сейчас есть, так что раскрываюсь. :-)
03.03.2006 20:41:00, _Ирунчик
У меня вообще по жизни излишняя энергичность :-) Которая в комбинации с ответственностью за воспитание ребенка и небольшим количеством времени, которое я могу ему уделять, приводит, наверное, к некой интенсивности моего воспитания :-)
А вообще я все так делаю, с жаром и рвением. У меня на все есть генеральный план, метода, ну и так далее. Человек я такой.
Не знаю, как от этого моему ребенку, воспитываю его одна, поэтому регулярно себя контролирую - а то ли я делаю? Собсно, затем в эту конфу и хожу.
Не хочу воспитать подкаблучника, олуха и лентяя тоже не хочу. Об том и речь...
Наверное, у каждой мамы свои перегибы. Одни налегают на безопасность, другие на учебу, третьи на здоровье, четыертые на характер и моральные качества... Я вот к здоровью и безопасности отношусь достаточно спокойно. Зато характер и интеллект меня весьма волнуют.
03.03.2006 22:03:43, Бабочка Красавица
suricat
<ребенок читает сам, а я только книжки интересные подсовываю>
Это про то, что ребёнка _мотивирует_ интерес к содержанию предложенных книг. Вот если бы ему "подсовывалось" то, чего он читать не любит, а он всё-таки дочитывал до конца, это было бы о либо о любви к процессу чтения (как мотивации), либо об умении себя заставить заниматься (воле), либо о комбинации этих двух в какой-то пропорции.
03.03.2006 18:57:11, suricat
У нас тоже есть такая проблема. Полное отсутствие у дочери честолюбия и желания хоть в чем-то достичь успеха. На самом деле это очень серьезно. Мотивации нет, и трудиться незачем. 2 года занимались танцами - бросили. Новый партнер пришелся не по вкусу, хотя можно было потерпеть немножко, хорошо ведь получалось, педагог хвалил и уговаривал остаться, обещал со временем подобрать другого мальчика. На теннис походили - тоже бросили, потому что "тяжело". Карате занимались - и оттуда через год сбежали, хотя, опять же, нравилось ей самой очень, но тренер был скептически настроен по отношению к девочкам - значит, для того чтобы продвигаться дальше, надо было очень стараться, доказать ему, что она хочет и может. А зачем так напрягаться, легче уйти. Приведу пример с учебой - в конце прошлого учебного года по некоторым предметам чуть ли не до троек скатилась. Так как уроки я на тот момент уже не контролировала (5-й кл. все-таки), стала я интересоваться - почему. Мозги есть, учителя нормальные, программа - по силам. Да не занималась толком просто. Я спрашиваю - ну неужели не обидно иметь четверку по английскому - по любимому предмету и у любимой учительницы, если ты знаешь язык лучше всех в классе (это объективно так)? Нет, ей не обидно. Дело не в оценках, вы понимаете, а в отношении к делу. Длительными беседами внушала мысль о том, что надо быть на топе - там где можешь; что по жизни успешные те,у кого глаза горят; что "без труда не выловишь рыбку из пруда" и т.д. Результат - первый триместр этого года окончен с одной только четверкой. И это без перенапряжения с ее стороны - просто ей это вполне по способностям. Но локомотивом выступала я. Сейчас собирается бросать театр. студию - о которой сама мечтала. И педагог изумительный, и дебют на сцене состоялся перед Новым годом - играла Бекки в "Томе Сойере" - казалось бы, должны глаза гореть. Нет, не хочет, потому что "далеко ездить, устаю" (40 мин.). Но дело не в "далеко" - просто напрягают ее все эти занятия. Хочется - валяться и читать, играть в компьютер, скакать под музыку и чтоб никто не трогал. Иногда пишет какие-то рассказы, неплохо рисует. Говорю -если тебе это нравится, давай найдем литературный кружок хороший или худож.студию, скажи мне, что хочешь -любые дороги перед тобой открыты. Нет, не желает - потому что понимает, что писать или рисовать для себя - это одно, а заниматься этим серьезно, т.е. работать над собой,это другое. А зачем ей это? Перспектива достичь в этом деле каких-то высот, участвовать в конкурсах и выставках - не цеп-ля-ет. Такой вот абсолютно "немотивированный и безвольный" человечек растет. Хотя и неглупый, и способный. Остается только работать локомотивом и надеяться на то, что со временем появится все же какая-то сознательность. 03.03.2006 18:52:08, Alina_K
а может отстать на время и дать ребенку то, что он хочет? На время хотя бы. просто напрягают ее все эти занятия. Хочется - валяться и читать, играть в компьютер, скакать под музыку и чтоб никто не трогал Вот у меня тоже иногда возникают такие же жаления. 8-) Просто, занятия должны быть в удовольствие, а не для мамы. 03.03.2006 20:43:50, Nata
"Отстала" уже месяца два как. С целью выявить, не проснется ли энтузиазм самостоятельно. Ждем-с. Но боюсь, что не проснется. А занятия были "не для мамы": они были в удовольствие для нее, она сама хотела поначалу этим всем заниматься. Но весь интерес пропал разом, когда столкнулась с трудностями. А теперь уже и не просится никуда, поумнела.:)
03.03.2006 22:11:05, Alina_K
Да ни о чем особо не говорит пример. Только о том, что дети разные, поэтому методы действуют по-раздному. Подруга так же приучала свою дочь. Не читает. Не любит. Отвращение. 03.03.2006 17:09:07, Nata
Ну хорошо, пример ни о чем не говорит, а вообще по теме что можете сказать? Про воспитание воли и мотивации? 03.03.2006 17:55:49, Бабочка Красавица
а по-разному она мотивируется у разных детей. 03.03.2006 18:22:56, Nata
Настя, возможно, это тебе покажется интересным
http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030198.shtml
03.03.2006 18:11:57, Аликс (БП)
London
Да, это хороший пример. У нас с чтением такая же история 03.03.2006 16:40:59, London


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!