Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Математика - это очень просто

Навеяно, как водится последними страданиями родителей, детям которых не дается математика. Надеюсь, все поймут меня правильно. Я попробую лишь пояснить свое мнение: ЛЮБОГО ребенка можно научить математике, сделать для него этот предмет легким, понятным и приятным, если делать это ГРАМОТНО. Причем, чем раньше начнешь пропедевтику, тем лучше будет результат. Позже начать, тоже еще не поздно. В начальной школе, даже в 5-6 классе, еще не поздно. Просто сложнее, времени больше и начинать придется с начала практически.

Прежде чем начать отдельно оговорю, что те примеры, которые я здесь привожу касаются лишь пропедевтики арифметики. А арифметика – это не более 5 процентов занятий математикой, если это делают ГРАМОТНО.

Если позволите, на примере конкретной задачи, которую Наташа недавно привела в пример:

Самая главная ошибка, имхо, которую делают родители – они пытаются объяснить ту самую задачу, которую ребенок не может решить, а надо понять, где у ребенка конкретно возникло недопонимание. И этот момент отработать отдельно с самых азов.

Задача:

В ателье привезли 9 рулонов ткани по 36 м в каждом. Из половины всей ткани сшили 54 костюма, а из оставшейся ткани - платья. Сколько получилось платьев, если известно, что на одно платье уходит на 1 м ткани меньше, чем на 1 костюм?

Делим на подзадачи:

Первая подзадача:
В ателье привезли 9 рулонов ткани по 36 м в каждом. Ты – директор ателье. Зададим ребенку вопрос. Что нам дает такая информация? Что из нее можно выжать? Что по небу плывут облака? И правда плывут, сколько, кстати? :)

Аналогичные задачи даем. Привезли десять клеток по пять кроликов. Приехали пять танков в каждом по пять танкистов. Пришло три класса в каждом по 25 учеников. Возникли ли у нас на этом этапе проблемы?

Продолжение следует.
21.02.2006 14:22:37,

31 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не знаю, не знаю... В любой задаче можно выделить много разных подзадач, часть из которых будет просто лишней в данном конкретном случае. Надо ли их все решать и пытаться из каждой "выжать" что-то? Это не видеть стержень задачи, а растекаться мыслью. Чем проще задача, тем меньше количество лишних подзадач, но уже в 3-4 классе так решать - это неэффективно и бездумно как-то. Мне кажется, это не с того конца заход. 22.02.2006 08:46:26, Ирина П
Красно Солнышко
Естественно, своей дочери я бы не стала так объяснять задачу. Да она, собственно, уже и сейчас ее решила спокойно. И я, кажется, объяснила, почему. Потому что математика в контексте всю ее жизнь и это для нее давно инструмент, а не отдельный навык не пришей собаке хвост.

Я говорю о тех детях, у которых этап пропедевтики по тем или иным причинам пропущен. Причем, многие же родители, проделывают такие вещи интуитивно, но достаточно последовательно и грамотно. А вот если - нет, тогда шаг назад (а скорее всего, не один шаг, а много шагов) - обязательны. Иначе мы так и будем каждую задачу отдельно объяснять. Тот самый принцип - тише едешь, дальше будешь.

Да, и из каждой выжимать НЕ надо!!! Надо на подзадачах разобраться где у ребенка прошло легко, а где возникли проблемы и углубляться, естественно, надо только туда, где проблемы возникли.
22.02.2006 09:40:36, Красно Солнышко
Eleven
Маша, преклоняюсь перед талантом..))
Просьба - если вдруг соберетесь вести кружок по математике - дайте знать..
С удовольствием буду водить своего сына..))
Я на полном серьезе!
21.02.2006 23:51:25, Eleven
mzh
Спасибо! С нетерпением буду ждать, что еще напишешь. Вот у нас очень туго идет деление двузначных на двузначные (72:12 и т.п.). Может быть тоже подскажешь что-нибудь? Я пытаюсь объяснить ребенку. что надо посмотреть на "хвосты" - если хвосты 2 и 2, как в данном случае, искать в табл. умн. на 2 где в ответе "хвост" 2 и т.п. Я понятно объясняю? Другой способ предлагаю: искать близко к тем, которые хорошо помнишь - напр., если помнишь хорошо, что 12х5=60, то от этого танцевать. Но, к сожалению, у ребенка таких устойчивых примеров почти нет. Еще предлагаю округлять и прикидывать: напр. 12 округляем до 10, 72 - до 70. После этого проверяем умножением. Пока не знаю, какой из этих способов "ляжет". Ты хоть скажи, это тоже НЕ ГРАМОТНО? А как грамотно? 21.02.2006 18:53:37, mzh
Красно Солнышко
Ты в лоб пытаешься, а надо арифметическую зоркость тренировать.

Например, продолжи ряды:
3 6 12 24 ...
3 15 45 ...
6 36 216 ...

Найди лишнее:
20 25 30 40
12 36 54 108

В ряду 5 7 12 15 24 подчеркни все числа, которые делятся и на два и на три. Напиши еще три таких числа, больших 24.

Что общего у чисел 11 и 17? Найди число с такими же свойствами, которое
а) меньше 17, но больше 11.
б) более чем в три раза больше 17

Графически тоже хорошо. Площадь Малого тронного зала составляет 72 кв. метра. Длина и ширина может быть вырыжена натуральными числами, причем известно, что длина превышает ширину менее чем вдвое. Нарисуй как выглядит зал соблюдая пропорции.

Ну и так далее.
21.02.2006 22:42:15, Красно Солнышко
Сима Полосатая
Ой, Маш... Это и я не осилю:)... Наверно у нас с Катюхой наследственный математический кретинизм:), не поверишь - мне до сих пор (через 15 лет после окончания школы) ночью кошмары снятся - что я на экзамене по алгебре\геометрии и не могу ничего решить... 23.02.2006 00:42:51, Сима Полосатая
третий способ - "округяем и прикидываем" - универсальный, он потом хорош будет для деления многоразрядного числа на многоразрядное и для деления с остатком, и с десятичной дробью.
А вот первый способ может еще и плохую службу сослужить некоторым - когда потребуется делить число, которое нацело не делится.
Округлять и прикидывать - вообще полезное умение для физики и математики
Если хорошо умножает в столбик - можно еще способ предложить - записать в столбик
12
*
-----
72
И потом вместо "звездочки" искать число, такой способ деткам-визуалам идет хорошо
21.02.2006 19:19:26, ох
Мария - ты преступница! Трясешь с кого-то математических кружков, когда сама можешь иметь в этом бизнесе бешеный успех. Где идет запись в твою секцию?:) 21.02.2006 17:45:10, Оладушек с сахаром
LEshik
Спасибо. Мне всегда очень интересно Вас читать. Сама бы так проанализировать и изложить бы не смогла, несмотря на образование и любовь к математике. У дочки (7 лет) проблем пока нет, но беру на заметку. Поскольку я из тех кто понимать понимает, а объяснить не может:( 21.02.2006 15:49:50, LEshik
Очень интересная методика. Интуитивно тоже стараюсь обращать внимание ребенка на разные математические, физические и прочие факты из жизни. Помнится, мы увлеченно роняли карандаш со стола и рисовали действующие на него силы. Ну и все в этом духе.
По поводу непонимания - абволютно согласна. Очень тщательно отслеживаю успехи и неуспехи ребенка: вот тут поленился, тут невнимателен был, а вот тут не понял. И тут же дополнительно занимаюсь с ним на непонятую тему. За непонимание не ругаю, кстати. ЗА лень - да :-)
Бывает еще хуже: запустил. Частично моя вина, не отследила. Вот тут начинаются репрессии - полгода не делал ДЗ по английскому? Сядешь и будешь делать, пока все не сделаешь. будут трудности - приходи. И не жалуйся, ты сам запустил, в другой раз так не делай.
21.02.2006 15:37:29, Бабочка Красавица
Абсолютно согласна, что для понимания математики в объеме школьной программы, специальные способности не нужны, на собственном примере - раз я справилась ( не математик), то и дети мои в обычной школе должны справиться. Пытаюсь донести эту мысль до дочери, с переменным успехом. Единственное, что мне вряд ли удасться когда-нибудь сделать - убедить ее сделать хоть что-нибудь сверх заданного для лучшего понимания. 21.02.2006 14:54:27, hanhi
Красно Солнышко
Если уже здесь есть проблемы, то надо этим и заниматься, долго, нудно. Как? См. учебник за второй класс. Модели, модели и еще раз модели. Они все есть в учебниках, в разных разные, где-то больше, где-то меньше, редко где собрано все, но там они мертвые, а вам надо найти свои, живые, актуальные для ВАШЕГО ребенка, в жизни. По-хорошему, начиная лет с трех.

Хочешь быть продавцом мороженого? А сможешь ли? Представь, что к тебе пришли две девочки и попросили каждая мороженое из трех шариков. Каждый шарик стоит 1 рубль. Сколько денег надо взять с девочек? А если каждый шарик 3 рубля стоит? Если ребенок заинтересован, берем двух кукол, режем бумажные деньги и все это РАЗЫГРЫВАЕМ.

Применительно к этой задаче, например:

Вот она, наша ткань. Девять рулончиков развернули, рядышком положили. Считаем, сколько клеточек получилось. И делим всеми возможными способами на части.

23,81 КБ

Продолжение следует.
21.02.2006 14:25:52, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Как считаем? А это зависит от того, где мы раньше были. Где мы были, когда в кино ходили там живая модель ряды на количество кресел – все перед глазами, когда считали дольки в шоколадке, когда распределяли мороженое поровну, научили ли В СВОЕ ВРЕМЯ ребенка, задавшегося таким вопросом, как быстро посчитать количество плиток на стенке в ванной? Не пересчитать по одной, а БЫСТРО подсчитать.

Примеров в жизни, ну как грязи. И сейчас еще не поздно этим заниматься. Наша основная задача ОСНОВНАЯ найти такую проблему, которая ребенку будет интересна в рамках обнаруженного нами пробела. Я привожу лишь пример. Вам надо найти что-то свое!

Диалог на остановке:
- Как ты думаешь, сколько народу влезает в этот автобус?
- Человек двести?
- Что-то ты загнул. Столько – не влезет. Я думаю, что влезет не больше 100. Спорим? Я тебе докажу.

Вот давай прикинем. Сколько примерно рядов кресел в автобусе?

- Ну, наверное, где-то 10 (если автобус подъехал, но не наш, можно быстро посчитать)

- Похоже на то, с двух сторон по два, сколько получили?

- Двадцать.

- Двадцать – это только с одной стороны. С двух то все сорок. Так сколько человек сможет сесть?

- Сорок.

- Так, а между креслами у нас, сколько народу влезет? Допустим, еще по двое, в десяти рядах – еще ? человек. Человек пять на передней площадке, человек пять, на задней. Всего? Сколько же у нас получится? Близки ли мы к истине, когда предположили, что 100?

Если «зацепите» может быть, ребенок будет искать ошибки в ваших рассуждениях (их и сделать иногда полезно, в свою пользу), свои места, где еще люди поместятся добавлять...

Понятно, что для пятилетки вы задачи попроще придумаете. Суть не в расчетах, это побочный результат, суть в рассуждениях, в примерах таких рассуждений и в опыте прикидок, приобретенном ребенком. В формировании связи между абстрактным и наглядным.

Ребенку интересно? Развиваем дальше. Так, а в пять автобусов? А если автобус приходит каждые десять минут, то сколько народу мосавтотранс за час перевозит, интересно. А сколько денег они зарабатывают за час, интересно. А если вычесть зарплату шофера? А если у нас каждый десятый заяц? А если мы возьмем билетера, сколько нам будет выгодно платить ему зарплату, если он выловит девять зайцев из десяти. Фантазия – неисчерпаема. Но ровно до тех пор, пока ребенку интересна сама проблема. В идеале, хорошо бы ребенок сам ее и поставил. Ваша задача – поймать, подходящий момент.

Ребенку неинтересно? Думайте! Чем его «зацепить».

Продолжение следует
21.02.2006 14:32:02, Красно Солнышко
mzh
Здорово! Открывай кружок, мы записываемся :). А лучше давай школу откроем альтернативную? Ну, хотя бы для своих детей :).Русский готова взять на себя :). Спонсоры, ау! :) 21.02.2006 18:58:20, mzh
Красно Солнышко
Но вернемся к рулонам. Нам завтра сдавать эту задачу. Где они? Эти рулоны. Ребенок может даже сам нарисовать картинку как у меня в Excel. Девять рядов (=рулонов), по 36 клеточек (=метров) в каждом. Но картинка может быть и совсем другой. Это неважно. Ваша задача подстроиться под его логику. Хоть какую-нибудь. Поддержать и развить в нужном направлении. Пересчитывает по одному. Посчитал? А можно было по пять считать. А можно рядами, а можно столбиками... А еще как можно БЫСТРО?

До школы уже можно, например, на скорость считать предметы. Голубей рядом с лавочкой. И объяснить ребенку, что вы успели посчитать, а он не успел, потому что считали где по 2, где по 3, а где сразу пять добавили.

Лично я в детстве на цыплятах тренировалась. Честно-честно. У бабушки были цыплята, я за ними следила. Выносила их в вольер, заносила, пока маленькие были. Пересчитывала, потому что если цыпленок убежал, то его надо сразу искать, иначе пропадет. А попробуйте-ка подсчитать движущиеся объекты! Я считала пятерками когда еще в школе не училась. Кто мне это подсказал, не знаю. Может и сама додумалась. Но уверяю вас, у меня не было цели выучить арифметику. Меня судьба цыплят волновала.

Вторая подзадача:
У нас 324 метра ткани. Хор у нас. Хватит ли у нас ткани, если на костюм идет по три метра, а детей в хоре – 150. А если мы еще жилетки хотим сделать и на костюм тогда понадобится по четыре метра? Бог с ними, с жилетками. Белые рубашки сами найдут, шьем только штаны или юбки. По два метра хватит ли нам? Все это надо РИСОВАТЬ. Вот на этой модели. Много-много раз на самых разных задачах мы добиваемся того, что любую задачу ребенок видит. Не цифрами оперирует, а представляет в деталях.

Желательно, в жизни. Чтобы можно было пощупать и потрогать. Хватит ли мне 10 кубиков, чтобы построить три башни по 3 кубика? А если я выше башни хочу, по четыре кубика в каждой?

Продолжение следует
21.02.2006 14:36:54, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Третья подзадача.

Нам ткань привезли, наполовину светло-зеленую, а на половину темно зеленую.

26,15 КБ
И мы решили девочек одеть в светло зеленое, а мальчиков в темно зеленое. У нас 60 мальчиков в хоре и 90 девочек. Хватит ли нам ткани??? И не надо выяснять знает ли ребенок что такое половина, если вы эту половину с самого раннего детства везде с ребенком находите, если вы постоянно эту половину ребенку демонстрируете на примерах и рисунках.

И начинаем мы в глубоком детстве. У нас желтых кубиков 5, а синих 7. А мы хотим в каждой башне сделать: синий, желтый, синий. И нам надо три башни. Хватит ли нам кубиков? И считать то не обязательно. Проверить надо. Мысль она сама там, в голове мелькнет. Это пропедевтикой называется. А теперь мы хотим поровну синий, синий, желтый, желтый. Хватит? А теперь нам крыши нужны для всех наших башен. Принеси пожалуйста, они в другой комнате лежат где все остальные кубики...
21.02.2006 14:38:53, Красно Солнышко
Красно Солнышко
И обратно к задаче

Вот так:
31,40 КБ

А потом вот так:
39,26 КБ

Ух, раскроили :). Вот на этом этапе, с этой схемой, можно попробовать отправить ребенка записывать решение самостоятельно.

А с детьми помладше можно же и натурально кроить. Ножницами. Только ткани для начала надо взять поменьше.
Например, строить из квадрата 3*3 платья для девочек и шорты для мальчиков. На шорты один квадратик, а на платья побольше - два. И какие у нас тут возможны будут варианты? Двух девочек оденем и четырех мальчиков. Или одну девочку и (сколько?) мальчиков? Или может четырех девочек... И что у нас тогда останется мальчикам?
21.02.2006 14:43:23, Красно Солнышко
Ух, круто ты задвинула! :)
Начало у нас одинаковое было. Я тоже все по аналогии ему подаю: 9 рулонов по 36 м - это как-то далеко, а вот 9 коробок по 36 карандашей в каждой - это уже ближе. Вот так и считали.

Потом долго выясняли, что такое половина. Он упорно твердил, что у любой вещи одна половина, две третьих части и 3 четвертушки. Потом худо-бедно преодолели. КОгда я ему раньше говорила: у тебя есть 2 карандаша. Отдай мне половину всех твоих карандашей, чтобы у нас стало ПОРОВНУ. Отвечал легко, не задумываясь. Вчера же сказал: не могу, у меня всего одна половина, если я ее тебе отдам, то у меня ничего не останется. :(

54 костюма я рисовала в строчку 54 квадратика подряд. Дошло. Поделил.

ткань на платья я рисовала снова квадратиками много-много, пока не исчерпала все 162 м. Понял. Поделил.

Потом я закрыла дверь в его комнату и сказала оформить задачу, как положено в тетрадке. Оформил. Вышло 5 действий (слишком много, ИМХО, можно было со скобочками в двух местах написать, и в 3 уложились бы), но суть понята.

Мы решали ровно час. Твоими методами, боюсь, ушло бы полдняю Но как увлекательно!!!!!!!!!!!!!!

Я поняла в чем разница между мной и тобой: несмотря на мое и твое математическое образование, я абсолютно НЕ ПЕДАГОГ!!!!!

Снимаю шляпу перед твоим талантом и желаю не испытать мучений в объяснении основ математики своему Алешке.
21.02.2006 15:57:40, Natem
СМ
Версия:
(сорри, что вклиниваюсь). Такое впечатление, что он одну часть уже не считает после раздела - одна половинка, 2 третьих, 4 пятых (интересно продолжить, видимо будет 5 шестых, 7 восьмых и тп.).
Похоже на вот что: разрезали нечто, одну в сторону отложили (съели).

В его музыке, по-моему, так не бывает. Если уж порезали, то кусочками и пользуются. Не знаю, внятно ли объяснила. Смысл в 3 четвертых, 2 четвертых и т.п. есть, а вот 4 четвертых - не понятно. Наверное, нужно еще многократно физически резать яблоки, шоколадки и тп. и наглядно показывать.
22.02.2006 09:39:15, СМ
Вы совершенно правы. понятие 4/4 не дается ему. Что это именно вся вещь целиком (например, все яблоко). 22.02.2006 23:27:57, Natem
Красно Солнышко
Ага. Вот я яблоко разрезала на две половинки. И ты, как настоящий джентельмен, одну половинку мне отдал. А сам остался ни с чем. Половинка же только одна у яблока! Спасибо. Очень вкусное яблоко мне досталось :))) 22.02.2006 09:53:33, Красно Солнышко
mzh
Ох, как знакомо. Мы когда решали задачу с парниками, составляющими пятую часть хозяйства, сперва рисовали яблоко, делили на 4 части (это понятнее, чем 5), придумывали сколько весит эта четвертинка, и сколько, следовательно, будет весить яблоко. Потом то же яблоко - на 5 частей. Потом перешли к шоколадке, т.к. ее можно нарисовать в виде прямоугольника по клеточкам, нагляднее. После шоколадки перешли к тому, что это уже не шоколадка, а несчастный огород фермера :). Тоже почти час ушел. А после этого не знали, как оформлять краткую запись. Ни я, ни Нинка.
Наташ, ОFF: я сегодня говорила с В.А., позвонишь - все расскажу!
21.02.2006 19:05:09, mzh
Красно Солнышко
:))) Моими методами, Наташ, уходит вся жизнь.

Кстати, а почему "у любой вещи одна половина, две третьих части и 3 четвертушки"?

Я бы вот рисуночек нарисовала (тебе все в одном, но ребенку в начале лучше по частям, а потом хорошо бы и совместить на одном рисунке тоже) и попросила мне сказать, что какая часть на этом рисунке заштрихована, какая оранжевым закрашена, какая в точечку, какая зеленая.

11,54 КБ
Еще бы нарисовала 4*4 и попросила бы найти, например, половину от половины. Закрасила, спросила бы какая это часть? Треть от половины. Закрасила, попросила бы сказать, какую часть я закрасила. Я тебе советую сейчас этим заняться, в качестве пропедевтики дробей. В школе этому очень мало времени уделяют. Я смотрела.
21.02.2006 16:27:57, Красно Солнышко
LEshik
Кстати, или не кстати про дроби. На музыку пошли. Считаем длительности - те же дроби. 21.02.2006 17:01:27, LEshik
Красно Солнышко
Так я как раз об этом. Странно, что у ребенка 3 (!) четвертушки.

Рисунок из тетради моей дочери сделанный педагогом по музыке.

Image hosting by Photobucket
Я же говорю. Математика - это очень просто, потому что она ВЕЗДЕ.
21.02.2006 17:15:26, Красно Солнышко
LEshik
Везде, везде, я согласна. Я сама ее везде вижу (и люблю со школы, для меня она = гармония), на что могу внимание ребенка обращаю, объяснить не всегда могу. Поэтому мне наверное и сольфеджио нравиться, хожу вместе с ребенком и просто таю от удовольствия, что музыка оказывается тоже наука:))) раз на математику похожа:).
21.02.2006 17:39:59, LEshik
У меня, наверное, тоже по-этому сольфеджио была любимой дисциплиной в музыкалке - там же все посчитать можно и тональности и сколько знаков в ней 22.02.2006 10:04:53, Potap
А мой ребенок там ничего не считает, на сольфеджио, в смысле. Он просто знает, в какой тональности какие знаки, и на какой ступени строится тот или иной аккорд (доминанта там, субдоминанта и пр.)

Я как-то его попробовала от музыки привести к математике - говорит, это разные вещи, звуки я слышу и ЗНАЮ, как звучит та или иная ступень в такой-то тональности. И считать тут не надо. Попробую с другого бока подступиться.
22.02.2006 23:30:46, Natem
Вот как ни странно, мой ребенок длительности читает нормально, с дробями из школьного учебника математики они у него не связаны никак. 21.02.2006 17:11:34, Natem
LEshik
Писала, все пропало:(
Я помню, что мальчик Ваш скрипач (мы тоже на скрипку пошли, но у моей нет такого горения как у вашего:(. Тетрадкой по сольфеджио восхищалась.
Может как-то попытаться свести у него дроби и ноты (то что он уже знает и чувствует скорее, а не понимает), как – не знаю:( не педагог. Просто обидно – он же это знает, наверное больше интуитивно.
Объяснить непонятное ч/з естетственное (для него)
21.02.2006 17:35:12, LEshik
LEshik
Точно сформулировала. Не педагог я, совсем. Хотя и математик:) 21.02.2006 16:09:56, LEshik


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!