"Предлагаем вам несколько типов заданий, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению явлений, заставляют их оперировать связями, а не отдельными фактами, решать коллизии. Проиллюстрируем это примерами из учебников по русскому языку для первого и второго классов. (Автор Н.В. Нечаева. Издание 2002, 2003.)
Первый тип. Разноуровневый, многоаспектный анализ текста, предложения, слова (такой анализ обеспечивается единством в этих единицах речи смысла, грамматики, звуков букв).
Выучи считалочку. Каким по цели высказывания является восклицательное предложение?
Посчитайтесь.
Сеем рожь, овес, пшеницу,
Лук, горох и чечевицу,
Коноплю, гречиху, лен,
Пусть росток выходит вон!
Чтобы написать такую считалочку, потребовалось десять имен существительных. Выпиши их в начальной форме. Определи общее лексическое значение этих слов.
Отметь число и, если можно, род.
Почему рифмуются слова «лён», «вон»?
В этом задании дети работают на уровне смысла слов и теории языка. Ученики на доступном для них уровне анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой. Надо ли пояснять, как это важно для становления ученика, когда на уроке по любому учебному предмету он постоянно должен переключаться с одного задания на другое, как это значимо для воспитания волевых качеств, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, как это ценно для осознания своей успешности: не ответил на один вопрос - ответил на другие в рамках одного задания. И какая это возможность постоянно возвращаться к изученному, включая его в новые связи.
Запиши стихотворение. Расставь ударение в словах-рифмах. Почему похоже произносятся разные буквы в словах: «перчатки» и «в порядке»?
Какое правило нужно знать, чтобы записать шутливый текст? Запиши его.
Ты знаешь приска_ки? И ска_ки знаешь? А ска_ывать ты их умеешь? Без подска_ки? Тогда ты замечательный ска_очник или замечательная ска_очница.
Прочитай предложения в любом другом порядке. Что получилось с текстом? Выдели корень в однокоренных словах. К каким частям речи они относятся?
Предлагаем вам еще задание, которое показывает, как в одном задании сочетаются проблемность и вариантность решения.
Напишите, что они делают:
«Мы ед_м и ед_м.»
(Здесь можно записать четыре предложения.)
Такая система вопросов типична для учебника: раскрытие общего смысла текста, исследование, какие средства языка помогают его выразить. Следовать они могут в разном порядке. Работа на уровне смысла и на уровне разных разделов языка создает условия для включения в познавательную деятельность детей, различные способы работы с информацией. Несложно сделать вывод, какие знания и умения общеучебного и предметного характера актуализируются при выполнении приведенных заданий.
Подобные задания учат детей рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, раскрывать новую роль уже известного, придавая системность добываемым знаниям. Разносторонность анализа, кроме того, обеспечивает многократность возвратов к уже изученному в постоянно меняющихся речевых ситуациях, тем самым расширяются коммуникативные возможности учеников, и формируется прочность усвоения программного материала.
Остальные типы заданий лишь назовем, давая краткие пояснения. Более подробно обо всех типах заданий мы расскажем в следующих публикациях.
Второй тип. Задания с недостающими данными (это может быть составление слов из одних букв согласных или гласных; составление предложений с пропуском обязательного члена; в формулировке правила упускается какой-то существенный признак; в тексте пропускается предложение, необходимое по смыслу; неполный план и прочее).
Третий тип. Задания с избыточными данными (этот прием можно использовать, давая определение понятия, правило в виде популярного текста, избыточный план, «лишнее» слово или предложение и прочее).
Четвертый тип. Исследование противоречия между общим и частным: например, «И» показатель мягкости, но НОЖИ; определение формы единственного числа существительного ОЧКИ, склонения разносклоняемых существительных и прочее.
Пятый тип. Исследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием (например, все соотносимые части речи, выражение членов предложения разными частями речи; сравнение правил правописания -о, -ё после шипящих с правописанием гласных и, а, у после шипящих и с проверкой проверяемого безударного гласного в корне; сравнение проверяемых и непроверяемых правописаний и прочее)."
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Лингвистам и сочувствующим (дальше про семантику и морфологию)
19.03.2005 12:33:30, Красно Солнышко17 комментариев
Маша, твой вопрос в чем? Хороши ли эти типы заданий? На мой взгляд, они и не плохи, и не хороши - они обычны, хотя в их описании навернуто много красивого текста. Если ты хочешь продвинуть Ксюшу в понимании устройства языка, решай с ней лингвистические задачи. Тебе это будет легко и приятно, а там так все устроено, чтобы ребенок сам открывал маленькое лингвистическое явление, когда таких задач много ребенок решает, у него в голове мозаика складывается. Ну, или хочешь, я ей книжки хорошие рекомендую. Не надо пытаться сделать лингвистику из материала школьного учебника, это тоже можно, но сама ты не сумеешь, а просить кого-то комментировать каждое задание тоже малореально.
19.03.2005 16:23:22, Светлана
Начинать я бы советовала с книги: В.Плунгян "Почему языки такие разные?"
В электронном виде она есть вот тут:
http://www.abroad.ru/english/plung/content.htm
И с "Энциклопедического словаря юного филолога", М:Педагогика, 1984
Параллельно с этим решать задачи и читать о теории их решения в одной из следующих книг:
1.Зализняк А.А. Лингвистические задачи // Исследования по структурной типологии. М., 1963.
2.Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике. М., 1991, ч.I.
3. 200 задач по языковедению и математике. М., 1972.
4. Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра. М., 1993.
5. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. М., 1995.
6.Иткин И.Б., М.Л. Рубинштейн. Тридцать Олимпиад: Юбилейные заметки. М., 1999.
7. [ЛЗ] Лингвистические задачи. М., 1983.
Дальше будет зависеть от того, куда ребенка понесет ;-), обсудим по факту 20.03.2005 17:31:31, Светлана
В электронном виде она есть вот тут:
http://www.abroad.ru/english/plung/content.htm
И с "Энциклопедического словаря юного филолога", М:Педагогика, 1984
Параллельно с этим решать задачи и читать о теории их решения в одной из следующих книг:
1.Зализняк А.А. Лингвистические задачи // Исследования по структурной типологии. М., 1963.
2.Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике. М., 1991, ч.I.
3. 200 задач по языковедению и математике. М., 1972.
4. Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра. М., 1993.
5. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. М., 1995.
6.Иткин И.Б., М.Л. Рубинштейн. Тридцать Олимпиад: Юбилейные заметки. М., 1999.
7. [ЛЗ] Лингвистические задачи. М., 1983.
Дальше будет зависеть от того, куда ребенка понесет ;-), обсудим по факту 20.03.2005 17:31:31, Светлана
Маша! Не поддавайся, у меня дети без обеда - старший со мной олимпиадные задачки с МГУшного сайта решает:))))
21.03.2005 14:14:25, Мама-3Д
Вот ты поняла мои проблемы. Для меня каждое задание существует отдельно. Если в отдельном, я понимаю, что к чему, то каких-то дальних целей, в отличие скажем, от математики Петерсон :), я здесь не вижу.
Вот пытаюсь понять.
Потому что если пойму, смогу целенаправленно генерировать нужные задания в нужном объеме без всяких учебников. 19.03.2005 16:52:05, Красно Солнышко
Вот пытаюсь понять.
Потому что если пойму, смогу целенаправленно генерировать нужные задания в нужном объеме без всяких учебников. 19.03.2005 16:52:05, Красно Солнышко
Так. А вот посмотри еще, пожалуйста, полностью раздел про "Й". Я там в первой теме дала...
19.03.2005 17:08:23, Красно Солнышко
А какая идея переписывания учебника?
19.03.2005 12:34:40, пчела Майя
Ага. То есть идея, чтобы оценили качество? Нет, не читала я прошлого обсуждения, конечно. А разве можно оценить программу по предмету по одному куску из учебника?
19.03.2005 12:46:53, пчела Майя
Читайте также
7 причин не носить брекеты: когда они противопоказаны и почему
Кому нельзя носить брекеты?