Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Светлана

Бег на длинные дистанции (математика и не только)

Эх, у меня после бурно проведенных выходных, как обычно, вопросы формулируются. Наверное, это надо было бы в психологию, но тут как-то привычнее. Замечаю я у своего ребенка такую, вобщем-то типичную для СДВГ, особенность - он не может долго и целенаправленно интенсивно думать в одном направлении. Максимум успеха за короткий промежуток времени и дальше полный сброс. Вот, скажем, сегодня имели очередной результат - за 7 минут ребенок решил 4 из 6 задач с последнего математического праздника. И все - устал, честно признался, что дальше ему не думается и хочется книжку почитать. И ушел ее читать. В данном случае-то мне было все равно, ну, завтра решит. Но ведь будут в жизни ситуации, когда нужно интенсивно решать все отведенное для этого время. Как это развивать? И можно ли? Или это созревает к определенному возрасту и не случайно большинство серьезных олимпиад начинается класса с 6-го? Да, забыла сказать, что сложность задачи значения не имеет - я уже проверяла, если начинать со сложных, то за бортом останутся простейшие, то есть сил не хватит даже на них. Эта особенность у моего сына касается в основном занятий типа математики,т.е., например, долго писать или читать или заниматься музыкой он вполне может, тут даже может больше разойтись в процессе.
21.02.2005 00:09:06,

26 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Эх, Светлан, у нас все то же самое. Тоже хотела подобный топик вывесить, но подумала, что, наверное, у нас это возраст и недостающее чувство ответственности. А если бы у него было ограниченное время, и за это время необходимо сделать максимальное количество задач, и дать задач 10, то 6 решит, а четыре оставит, к примеру...? Пропорции могут быть разные. Мой, например, любит небольшие "хвостики" оставлять, мол, с основным материалом справился и достаточно, можно отдохнуть... Я в чем-то уже приспособилась, даю всегда больше объема, который надо сделать, в итоге: необходимый объем сделан, а то, что больше - за бортом. :-( 21.02.2005 13:49:11, Дианна
Светлана
У вас это именно со сложными задачками? А с регулярными контрольными норма? Я, понимаешь, не хочу хитрить и давать больше, ну кто же на экзамене будет давать больше, чем нужно ;-). И в случае Игоря мне не кажется, что это расхлябанность, он именно что выдыхается, просто отключается 21.02.2005 16:30:03, Светлана
Я, например, по своему ребенку сужу - если он истощается, то дохлый номер довести начатое до конца. Надо изначально дозировать нагрузку, видимо.

Есть такие дети, которые имеют достаточно быстро истощение внутреннего резерва, будь то истощение произвольного внимания или истощение умственных сил (типа, "не могу больше, все, устал"). К ним нужен совсем иной подход - дробные задания, перерывы, смена деятельности, давать почаще возможность позаниматься любимым делом (напимер, почитать книжку или построить коонструктор или поиграть на пианино - не важно) в перерывах между делами нужными, но утомительными именно для этого ребенка (для нас это - письмо, писанина в любом ее проявлении будь то русский, цифры или ноты, для других детей - другие вещи м.б.)

И заставлять делать долго и нудно то, что ребенок не может осилить и выдыхается, ИМХО, бесполезно. Надо подстраиваться под него и помогать ему не допустить срывов.

Вполне вероятно, что с возрастом таких проблем будет все меньше и меньше (очень надеюсь). :)
24.02.2005 03:45:37, Наташа и Игорек
Kiara
Я надеюсь, что израстется. Вырастет - окрепнет психофизика. Утомляются они, дети. Хотя меня беспокоит формирующаяся привычка не доделывать или "хвостик" делать уже тяп-ляп. 21.02.2005 14:01:28, Kiara
Вот в том-то и дело. Меня это также беспокоит. Причем после клизмы с дустом все делается прекрасно и до конца. А так, чтобы САМ, - вообще может забыть. Я тоже раньше все о психофизике твердила, но мне кажется, что это элементарная распущенность, надо быть пожестче, что ли... Вот этому сейчас и учусь, вроде бы результаты пока есть... Надолго ли? :-) 21.02.2005 14:23:10, Дианна
Kiara
Я пробую жесткость с внятными объяснениями причин этой жесткости. Без объяснений у детя уже вылезают подростковые шипы. Результаты болтаются синусоидально:))За всевозможные входные-проходные испытания тоже очень волнуюсь 21.02.2005 14:53:52, Kiara
Niko
Книжку читать? САМ? Ух, мне б такое счастье... 21.02.2005 01:53:24, Niko
Светлана
Ну, у вас, может, зато какое-нибудь другое счастье - может, ваш пойдет по спорткомплексу полазает, а моего туда не загонишь ;-) 21.02.2005 08:17:47, Светлана
Niko
Угадали :-) или :-(... 21.02.2005 23:01:24, Niko
Фоновая деятельность помогает иногда. Например, решать задачи на качелях, или под музыку, или в ванной. Более взрослый вариант - в плеере, качаясь на стуле или качая ногой. Даже жвачка может помочь. 21.02.2005 01:23:34, Мария Д.
Светлана
А так всегда и происходит. Раскоряку, в которой он решает, даже трудно описать - стоит на коленях на стуле и при этом раскачивается. Какой-нибудь заменитель жевачки и музыка фоном тоже часто присутствуют. Я вяло гоняю, т.к. мне кажется, что осанке, которая у нас и так не очень, такие позы не способствуют. Понятно, что это помогает ему сосредоточиться, но все равно не надолго. 21.02.2005 08:23:10, Светлана
Может, ему нужна сильней фоновая деятельность? Попробуйте гамак или качели (это очень многим помогает); попробуйте ванну, а можно с солями магнезии ;-) Может, мультики вместо музыки (более старые, знакомые)? 21.02.2005 15:28:47, Мария Д.
Светлана
Мария, это все хорошо дома. Идея качелей мне очень нравится! Попробуем. НО, какие качели на экзамене, скажем? 21.02.2005 16:41:40, Светлана
Так тренировок МНОГО, а экзамен ОДИН :-) Один раз в полгода сделать мощный рывок, сконцентрироваться "на одной жвачке и качании на стуле" - возможно. КАЖДЫЙ ДЕНЬ концентрироваться в данных условиях - другое дело, стоит искать оптимум эргономичности этих условий, прослеживать даже такие штуки, как освещённость и температуру... 21.02.2005 19:02:01, Мария Д.
Светлана
Эх, а еще атмосферное давление... Спасибо, очень хочу попробовать с качелями, я ему уже давно в Икее такую классную подвесную качалку присмотрела ;-) 21.02.2005 22:13:37, Светлана
пчела Майя
У меня знакомый работал испытателем. Вернее испытуемым. Вот их на центрифуге крутили и измеряли, насколько ухудшается выполнение тестов. А ухудшалось оно всегда. 21.02.2005 23:20:05, пчела Майя
Светлана
;-)))) Ой, ну, нельзя ж так на ночь глядя ;-) Центрифуга ;-))) Мой просто постоянно наше кресло-качалку занимает или стулья раскачиванием ломает, надоелоооо, пора бы завести ему свои качельки, вот уже второй год лениво собираюсь ;-) 21.02.2005 23:51:04, Светлана
Я бы рассуждала так:))):
1."Эта особенность у моего сына касается в основном занятий типа математики,т.е., например, долго писать или читать или заниматься музыкой он вполне может, тут даже может больше разойтись в процессе." Значит, снимаем поправку на СДВГ, поскольку интенсивность и целенаправленность других занятий более, чем сохранна.
2. В принципе, существует достаточно большой процент людей, которые по жизни спринтры, а не стайеры. Можно ли переучить? Можно, но хороший спринтер пропадёт:), а хорошего стайера может и не получиться. Для меня спринтерство замешано на импульсивность и быстрое достижение результата, а стайерство на умение распределять свои силы и стабильность. Вот тут-то фактор СДВГ и может всплывать, как в некий корректор темпов психических процессов.
3. Сегодня ситуация была не показательной, поскольку дома "хочу копаю, не хочу не копаю":). А на контрольных по математике в школе тоже бросает, или решает до конца? Если последнее, то я бы не заморачивалась. А темп у ребёнка классный:))).
21.02.2005 00:49:18, Alice
Светлана
Вот-вот, Alice, Вы, как всегда, точнее сформулируете то, что я хочу спросить ;-). Импульсивность и быстрое достижение результата - это наше, а умение распределять силы и стабильность - увы ;-(, в значительной степени, видимо, как раз из-за СДВГ. Но у меня такое подозрение, что первые из перечисленных качеств - это почти всегда врожденное, а вот второму ребенка можно в какой-то мере научить. Но я слабо себе представляю, как. Про "хочу копаю, не хочу не копаю" я, конечно, думала и мне очень хочется на это надеяться, но пока у меня не было случая проверить это на практике. На контрольных по математике он ничего не бросает, но там и не бывает "зубодробительных" задачек, подумать надо, задачки со звездочкой опять же, но в целом все довольно равномерно, нет стрессовой ситуации, мозгового штурма, а выдыхается он, похоже, именно в такой ситуации. Меня, Вы будете смеяться, волнует что-нибудь типа ЕГЭ или вступительных экзаменов. Ну, и будущая профориентация тоже занимает. Вот в каком аспекте. Например, смотрю я на своего мужа, у которого, можно сказать, работа в том и состоит, чтобы сложные алгоритмические задачки решать, и на ближайшего друга сына - матклассника-второшкольника. Они, да и все знакомые, которые в области точных наук работают, умеют делать "несколько подходов к снаряду" - не выходит задачка, устал, значит, пошел побродил, что-то поделал, а в голове все время крутится, потом вернулся, сел, еще порешал и т.д., а у Игоря все или с налету, или никак ;-(. Понятно, что муж - вообще взрослый человек ;-), а друг на 4 года старше. Но я задумываюсь, дорастет или не его это? А темп такой классный... я сама поразилась, но это у него только на большом количестве адреналина бывает, типа круто,задачки, на два класса старше, к тому же друг вчера на олимпиаду по физике ходил, поэтому погулять на лыжах не удалось ;-), а по жизни он довольно медлительный ребенок. 21.02.2005 08:57:01, Светлана
Итак, развитие силы и стабильности. Научить можно, но, ИМХО, важно понять, что это идёт вразрез с природными данными сына. Спринтерство завязано на мотивацию, интерес и азарт. Стайерство, сугубое ИМХО, на выносливость и пошаговое логическое планирование успеха. Начнёте тренировать стайерство, уйдут азарт и мотивация. То, что сейчас интересно, имеет тенденцию при планомерном "воспитательном":))) подходе превратиться в обязанность и рутину. Светлана, представьте на более близком, чтении, например. Кладёте на стол стопку произвольно выбранных ВАМИ книг и, после предварительных расчётов, сообщаете Игорю, что он должен читать именно в этой последовательности по 100 страниц в день. Как Вы думаете, долго он ещё читать с удовольствием будет?:))) Если серьёзно, то, во-первых, рановато, во-вторых, объективной необходимости не вижу. Вы же сами говорите, что сначала самый "быстрый разгон", а потом "усталость", НЕЗАВИСИМО от степени сложности мат. задач. Значит, дело не столько в темпе, сложности и стрессогенности, сколько в отсутствии РЕАЛЬНОЙ мотивации. Когда она появляется (на контрольной), пусть и чисто учебная, всё спокойно доводится до конца. ЕГЭ - это та же контрольная, а поскольку произвольность будет с возрастом расти сама по себе, то не думаю, что возникнут проблемы. К счастью, ЕГЭ нет ни в первом, ни в четвёртом классе:))).
А медлительный ребёнок с привычным и частым "адреналиновым" подходом к проблеме мне почему-то представляется с трудом:). Рискну предположить, что медлителен он именно там, где ему неинтересно.
22.02.2005 00:00:59, Alice
Светлана
Ладно, уговорили ;-). В принципе, я примерно так и думаю. Это у меня какая-то гиперкоррекция в таких ситуациях наступает. Вижу же, что попадание не стопроцентное, но сижу себе и жду развития произвольности с возрастом - а может, это я разленилась и нужно уже бежать и, как тут любят выражаться, соломку стелить. А медлительность наша...да, то, что Вы говорите, близко к истине, но работать с этим, ох, как трудно. У меня старшие мужики имеют достаточно похожую психическую организацию - с ними можно только пряником, а иначе ... они засыпают. 22.02.2005 08:33:53, Светлана
Ох, как всё знакомо и по младшему, и по старшим мужикам:))). Светлана, дело в том, что мне это состояние "гиперкоррекции" тоже очень свойственно. Я в нём чувствую себя этаким "Трезором на границе":))), охраняющим рубежи "спящей" Родины:))). Но, когда я вижу, как ИСКРЕННЕ и сладко они расслабляются, то почему-то желание "рулить" и "стелить" уходит ... ровно до следующего "звоночка":))). 23.02.2005 02:42:05, Alice
Светлана
Нечего добавить, кроме того, что опять "есть контакт" ;-))) 23.02.2005 15:36:13, Светлана
:))) 23.02.2005 23:19:35, Alice
пчела Майя
Они там часа на 2-3 рассчитаны - эти задачи. Вы в книгу Гиннеса хотите попасть или куда :) 21.02.2005 00:10:22, пчела Майя
Светлана
Именно! Я знаю про 2-3 часа. И ни в какую книгу Гиннеса нам не надо ;-), нам бы тихонечко, за 2-3 часа, но до конца добраться. А вот как, вот в чем вопрос. 21.02.2005 08:59:34, Светлана


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!