Сегодня дети вспомнили в связи с чем-то "Капитанскую дочку" и слово за слово - в общем я решил им Есенинского Пугачёва показать. Сначала просто прочитал им всё полностью, поговорили, обсудили, потом показал монолог Хлопуши в исполнении Высоцкого ("Пропустите, пропустите меня к нему" ), ещё обсудили... В общем и целм могу резюмировать - впоне в возрасте без малого 7 лет дети воспринимают эту поэму. Конечно, чего-то недопонимают, но в общем - воспринимают целостно и с интересом.
Есть какие-то схожие наблюдения?
Конференция "Ребенок от 7 до 10""Ребенок от 7 до 10"
Раздел: Образование, развитие
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Моя дочка 11 лет напряженно слушала "Черного человека", перечитывала сама,потом всего Есенина перетащила в свой шкаф. Я, честно говоря, была ошарашена. Она такая хохотушка, оптимистка, такой сангвиник солнечный... Что она увмдела в этих стихах? Вот , например, Корчака "Когда я снова стану маленьким" она отвергла просто с негодованием, так ей чуждо показалось . А я люблю, мне близко... Вообще, она любит, когда я ей недетские вещи читаю, редко, под настроение у нас бывает такое. В начальной школе в программе по чтению жуткие куцые обрубки из Набокова, Цветаевой - кошмар. Ребенок приходил из школы весь возмущенный - такая чушь! Просто необходимо было показать ей, что это такое на самом деле. Вот и читали "Другие берега" и воспоминания Цветаевой. Ей так понравилось... Высоцкого, кстати, тоже слушает ))).
06.12.2004 13:03:45, Шарлотта
Только не смейтесь :) Мой ребенок в шесть лет как завороженный слушал "Ромео и Джуьету", потом смотрел фильм, потом опять слушал... Лет с пяти-шести смотрит и любит фильмы Захарова. Ессно сначала с комментариями. Последние пару лет (как раз с семи лет) наш герой - Высоцкий. Причем умудряется вникать и любить очень серьезные песни и стихи. Именно через Высоцкого восринимает многие вещи, например, захотел читать Гамлета после того, как ему показали в записи монолог Гамлета с Высоцким. Вообще, это правильно ИМХО отдавать на откуп ребенку какие-то вещи, которые он в состоянии читать и воспринимать сам, но обязательно читать (иногда и проигрывать) более серьезные вещи. Хотя знакомые часто кидаются камнями: "Зачем? Вырастет, сам прочитает..." Дело ведь не в том. Хотя я не могу внятно объяснить, почему я это делаю :) Просто так поступали мои родители, теперь так поступаю я. Мне не повредило, можно надеяться, что и моему сыну не повредит.
06.12.2004 11:00:25, мама_Илюши
Да, со старым фильмами тоже была проблема - пока не объяснил в доступной форме более или менее историю кино, пока не опказал ещё немые фильмы, Чарли Чаплина и так далее.
06.12.2004 16:27:39, Max&Men
Захаров - аналогично!!! Как и ГАмлет :-) И ВЫсоцкий - которго обожают! Смотрят на его актёрские работы заворожённо, и слушают его песни
06.12.2004 11:22:01, Max&Men
А что такое - "соответсующие возрасту"? "Капитанская дочка" - чем не соответсвует? Или "Дубровский"? Где эта таблица соответствий?
06.12.2004 11:37:19, Max&Men
Я думаю, тут слово "понимать" не совсем точное :-) Я впервые прочитал "Войну и мир " в школе. Многое не опнял. Поотом - лет в 25. Потом - в 30... последний раз год назад, уже в 40 с лишним... и каждый раз что-то новое понинмаю... так это что, занчит мне лучше было раньше вообще не читать?
06.12.2004 14:22:08, Max&Men
Моя любит Высоцкого очень. Лет с пяти. Надо ей фильмы показать, кстати. Хотя вот какая проблема. Ребёнок отказывается смотреть старые фильмы, говорит, плохой звук и качество видео. И действительно, там часто плёнки выцветшие какие-то, и синхронизация со звуком странная.
06.12.2004 16:26:03, Мария Д.


Вопрос: а зачем мы это делаем?! Не лучше ли дать им читать книжки соответственно возрасту? Я по себе помню, что читала что-то очень рано, понимала, перечитывала через несколько лет, и это была совсем другая книга, гораздо более глубокая. Не порождаем ли мы в детях ложное ощущение, что он это уже читал и знает? Я вообще противник "раннего развития", а тут какой-то бес под руку толкает...
06.12.2004 11:35:46, мама_Илюши

Таблицы нет :)) Соответствует возрасту, когда ребенок понимает все целиком, а не только сюжетную линию. Яркий пример не соответствующей возрасту книги: моя мама в запарке сунула мне Стендаля в девять лет "Красное и черное". Я совсем не была идиоткой, сюжет ессно поняла, но предмета их страданий и переживаний не поняла абсолютно. Результат: терпеть не могу Стендаля. С некоторыми книгами было еще хуже (не так очевидно). Мне казалось, что я поняла, перечитывая позже понимала, что воприняла одну сотую того, что реально в книге было. Правда не факт, что перечитав что-то в пятьдесят на фоне нынешних тридцати, не увижу, что понимаю в сотни раз больше. :)) Просто совсем уж явных несоответствий не хочется, т.к. порождает это верхоплюйство какое-то.
06.12.2004 12:00:43, мама_Илюши


Ну, честно, родители7-8-9-летних - кто из ваших детей читал Капитанскую дочку? 06.12.2004 02:20:46, mzh






Неее, до прозы Пушкнина мы еще не добрались. Каюсь. :)
А вот стихи и поэмы - прочли ооооочень много, даже куски из Евгения Онегина. :) 06.12.2004 02:48:23, Наташа и Игорек
А вот стихи и поэмы - прочли ооооочень много, даже куски из Евгения Онегина. :) 06.12.2004 02:48:23, Наташа и Игорек

Стихи Пушкина - очень с большим трудом воспринимают. В отличие от более оздних поэтов. Вероятно - пока нет достаточного понимания внутреннего напряжения стиха. Или, наоборот, базируют своё восприятие на более внешних формах - обожая, например, Северянина. 06.12.2004 02:51:43, Max&Men
А сказки Пушкина? Мой обожает "Руслана и Людмилу", прямо трясется весь, если я ему перед сном пару главок из нее не прочту.
06.12.2004 02:54:43, Наташа и Игорек

Про более поздние стихи - даже и не знаю, как-то у меня нет желания читать ребенку Северянина... (А также Бальмонта, Гумилева...), мне кажется, тут надо понимать какую-то декадансную эстетику, какой-то надрыв, которого мне совсем не хочется ребенку давать. Более того - не кажется полезным. А вот, скажем, стихи Фета - хоть каждое второе читай ребенку. В нем есть что-то здоровое. И - такое низменное сравнение: все-таки сперва и в основном мы даем детям диетическую, здоровую пищу. А потом, когда они подрастают можно предложить попробовать и что-то экзотическое, пусть оценит суши или еще что-нибудь. Правда, возможно, предпочтет хренбургер - но на основе здоровой пищи это не страшно.
Я сама, конечно, прошла через увлечение Северяниным и Гумилевым, Скрябиным - юношеское. И в каком-то возрасте нормально этим увлекаться. Но, ИМХО, не в нежном-детском. Я может быть консерватор, но я за классику, проверенную временем. 06.12.2004 03:21:42, mzh
Аналогично!!! Я тоже пока не готова к таким литературным экспериментам с ребенком. :)
07.12.2004 00:41:14, Наташа и Игорек

Что же касается других поэтов - дело личное, думаю. Я им читаю то, что они просят - они слышат Северянина, посят - а ещё! Слышал ГУмилёва - ине просят. Блока - просят. Ахматову и Цветаеву - не просят. А вот, например, Давида Самойлова - с огромным удовольствием слушают. И даже кое-что из Бродского - очень немногое. Или вот, например- Кушнера не воспринимают. А Ахмадуллину (раннюю) - с удовольствием слушают. И Петра Вегина - тоже. Фта слушают, но отзыва я не чувствую... Веротяно , тут всё индивидуально :-)
А Северянина я, наприер, в юношестве не любил :-)
В юношестве я обожал Коржавина, например :-) Хотя и сейчас его люблю.
06.12.2004 03:31:43, Max&Men

Все равно - поди знай, как им что "ляжет"...
06.12.2004 04:06:30, mzh


А у нас огромная красочная книга "Сказки Пушкина" - самая настольная (вернее, прикроватная :)) и любимая.
Ну, правда, и Толкиена почти всего прочитали, даже маленькие расссказики. Киплинга. 07.12.2004 00:42:58, Наташа и Игорек
Ну, правда, и Толкиена почти всего прочитали, даже маленькие расссказики. Киплинга. 07.12.2004 00:42:58, Наташа и Игорек

07.12.2004 00:45:20, Max&Men

скажите мне, а до каких лет Вы планируете детям читать книжки? Я почему спрашиваю. В этом году моей 13-летней Соне надо было по программе прочитать Капитанскую дочку, и тут у нас затык произошел, говорит неинтересно читать - не буду. Решила я с ней вместе почитать, пообсуждать, а то что ж ребенок совсем неграмотный вырастет. Но и по прочтении говорит - неинтересно :( говорит "сюжет устаревший". Наверное, я не смогла ее заинтересовать, но скажите мне, а зачем вообще учитель по литературе нужен, почему родители должны выполнять вобщем-то чужую работу??
А вчера она писала сочинение про Мцыри, пришла ко мне - "не знаю что писать". Начинаю с ней обсуждать, а она вообще не очень понимает, кто такой Мцыри и что с ним произошло. Очень удивилась, узнав что Лермонтов написал это за год до смерти, что Лермонтов сиротой был - не знала. Что она на уроке с бананами в ушах сидит? А у нее между прочим 5 по литературе :( Не знаю, что она в сочинении написала, а мне сказала после нашей беседы - "Мцыри мог бы стать шахидом". Чего-то не тому я ребенка учу, а что делать, если учитель не напрягается?! 06.12.2004 12:37:16, мама-аня
А вчера она писала сочинение про Мцыри, пришла ко мне - "не знаю что писать". Начинаю с ней обсуждать, а она вообще не очень понимает, кто такой Мцыри и что с ним произошло. Очень удивилась, узнав что Лермонтов написал это за год до смерти, что Лермонтов сиротой был - не знала. Что она на уроке с бананами в ушах сидит? А у нее между прочим 5 по литературе :( Не знаю, что она в сочинении написала, а мне сказала после нашей беседы - "Мцыри мог бы стать шахидом". Чего-то не тому я ребенка учу, а что делать, если учитель не напрягается?! 06.12.2004 12:37:16, мама-аня

Что касается несовременного сжета - всё-так ив 13 лет понятие "несовременный" явственнее, чем в 7. С другой стороны, я всё-таки пытаюсь не то, чтоб осовременить, но привязать к современности. Они "РОбина Гуда" смотрели - я им говорю "Вон, Хмельницкий - тоже мог бы и Пугачёва сыграть. Лохматый и бородатый!". Потом какие-то параллели между Робином Гудом нахожу и Пугачёвым. От Пугачёва - к кому-то ещё (я говрил о Че Геваре, но это не единственный вариант). Кроме того - многое из того, что в Капитанской дочке описано так или иначе сейчас (в преломлении, адаптации) может происходить - в Чечне, например.
Что касается замены учителя литературы - я как-то на эту тему не задумываюсь :-) Я в этом смысле просто себе верю больше, чем учителю литературы :-) Впоне допускаю, что это самонадеянность :-)
А Мцыри мог бы стать шахидом - Ваша дочь права. А кем Лермонтов было? Спецназовцем, если на современный лад. 06.12.2004 14:29:11, Max&Men
Да еще, на счет шахида ;-) Сочинение-то было на тему что-то вроде "Мцыри - любимый герой Лермонтова". Это получается шахид - любимый герой спецназовца?! Не все так просто, эх, о том и речь.
06.12.2004 15:42:41, мама-аня

Другая идея - писать о том ,что Лермонтов НЕ МОГ любить Мцыри ,а лишь делал вид, что его лбит - автор сознательно прикрывает свою позицию.
ВВариантов много 06.12.2004 15:46:04, Max&Men
ну да, конечно, надо на себя рассчитывать. Просто жалко, что дети ходят в школу, тратят там уйму времени, а все-таки школьную программу (по литературе например) постигают дома с родителями.
06.12.2004 15:35:18, мама-аня

да когда же им образование получать-то?! Ежели по 8 уроков в день и по 4 часа минимум на домашнее задание!!! А в сутках 24 часа всего между прочим.
06.12.2004 15:47:11, мама-аня


Вот тут много говорим о критериях выбора школы. Мои родители выбирали для нас школу - где можно легко прогуливать :). 06.12.2004 16:08:45, mzh

Разумно Ваши родители делали, думаю :-) 06.12.2004 16:10:18, Max&Men
Ага. А еще мне бросить работу и заняться заполнением высвободившегося в результате прогуливания свободного времени детей.
06.12.2004 15:53:41, мама-аня


Топик большой, смотрите ветку со слов:
"Вслух я читаю тяжелые книги. Требующие многочисленных пояснений исторического, географического, например, характера..." 06.12.2004 02:40:33, Красно Солнышко

А почему в вашем списке совсем нет русской детской классики - "Детство Никиты", "Детство Темы" и т.д.? Если уж вы такие сложные книжки читаете - так самое оно, ИМХО. Моей, кстати, очень "Детство Никиты" понравилось.
А вот по поводу Фрэнсис Бернет и тому подобных - у меня не получается это читать ребенку. Причем сама я в детстве обожала эти книжки, перечитывала Поллианну и Лорда Фаунтлероя. Даже сейчас могу перечесть с удовольствием. А вот ребенку вслух - не могу, какое-то ощущение фальши. Пусть сама читает, когда захочет. Вообще, эти детские американские книжки (это пишу я, американофил, заметьте) - основаны на идее, грубо говоря, что если ты будешь "хорошим" - так вот по-скаутски, любить животных, не обижать негров, делиться с бедными - то тебя судьба за это наградит. Причем наградит вполне осязаемо-материально. А это - все-таки ложь.
При всем том, американская идеологизированность по мне все ж лучше советской. Ну, это мой личный антисоветизм, наверное. Поэтому и Гайдара не люблю.
В результате - не могу я это все ребенку читать своими устами.
Вот в прошлом году взяла Амичиса, "Сердце". Мне по детству помнилось, что там про отношения мальчиков в классе, что такая вроде невинная книжка. Перечла - и ребенку читать не стала: сплошное "ура" объединению Италии, сплошной социализм. Приправленный душещипательными сценами.
Вместе с тем - я-то в свои 7-8 лет этого ничего не увидела. Может быть и ребенок бы мой не увидел...
Это я так, делюсь размышлениями на тему и не совсем на тему...
Так чего детям-то читать? :) 06.12.2004 03:58:39, mzh



Я вообще всё им читаю. Мало того - я в болшинстве случаев делаю это не спонтанно, а хоть как-то готовлюсь. В случае с есенинским "Пугачёвым" - пробежался по тексту, кое-где наметил цезуры, люфтики, некотрые паузы, кое-где прикинул как именно надо сыграть, в других местах увидел необходимость чего-то ретушировать... У меня это заняло часа полтора. Ну и по ходу корректировал.
Спонтанно читаю только то, что сам знаю наизутьс или близко к этому. 06.12.2004 02:45:07, Max&Men


Ну Луферова вкупе с Туриянским, Щербаковым и еще много кем и мой знает почти наизусть много чего. :)
И это не мешает ему слушать группу "Звери" или как там ее... :) 07.12.2004 00:46:35, Наташа и Игорек
И это не мешает ему слушать группу "Звери" или как там ее... :) 07.12.2004 00:46:35, Наташа и Игорек



Надо сказать, что вообще проза Пушкина у детей дёт великолепно. Практически все "Повести Белкина" воспринимаются и слушаются запоем. Просто так вышло, что именно Пугачёв зацепил их - и я вот к Есенину перекинулся. До этого они знали лишь с десяток стишков Есенина.
Правда, тут спасает ,вероятно то, что они сами не читают - читаю им я. Что, естественно иной флёр имеет - я всё-таки при чтении что-то акцентирую, что-о более мягко даю... 06.12.2004 02:39:43, Max&Men
Читайте также
Выращиваем королеву сада: все о посадке, обрезке и зимовке роз
Хотите роскошные розы в своем саду? Узнайте все секреты успешного выращивания: от правильной посадки и выбора удобрений до тонкостей обрезки и надежной защиты от зимних морозов. В статье — подробные инструкции и ценные советы
Почему важно вовремя диагностировать и лечить скрытые родовые травмы у детей
Проблемы со сном, аппетитом или поведением могут быть следствием травмы, которую малыш получил при рождении. В статье расскажем, как распознать такие нарушения и почему важно вовремя их корректировать.