Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Чтение с интонацией

Как научить ребенка выразительному чтению? Читает бегло и равномерно. Почтение к знакам препинания удалось внушить разными хитрыми стишками ("речка за окном горит"), может быть, есть что-то подобное и на интонацию? Буду благодарна за любые идеи.
07.09.2018 09:09:31,

27 комментариев

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Свет-ОК
а в обычной, разговорной речи как обстоит с интонацией?
интонацией мы передаем чувства, т.е. ребенок должен прочувствовать текст
раз читает бегло, и уже со знаками, то могут проблемы с осознанием текста
задавайте вопросы по прочитанному
обращайте внимание на чувство, которое хотел передать автор
стихотворения читайте и заучивайте
по ролям вам уж подсказали, возьмите пьесы Маршака, Михалкова, попробуйте с ребенком почитать
играйте в театр
в началке отлично кукольный театр идет, с любыми игрушками можно играть, а сценарий по ходу додумывать) или те же сказки рус. нар брать
если есть возможность, отдайте в театральную студию
10.09.2018 15:39:43, Свет-ОК
В жизни с интонацией и с чувствами очень сдержан и местами своеобразен.
Текст понимает, на вопросы отвечает. СТихи с голоса заучивает правильно, рассказывает выразительно. Читать стихи - вот тут да, мрак, чувства ритма нет никакого.
(бурча) ну что опять театр, студия... Ну неприменимо это
10.09.2018 18:15:54, Лабрика
Свет-ОК
может сам ребенок малоэмоционален, вот и трудно ему читать с эмоциями
ну не хотите театральный - не надо)
сами дома с ним читайте, декламируйте, уж столько советов вам надавали

и еще, скажите честно, вам очень, прям вот сейчас надо, чтоб ребенок с эмоциями зачитал?
или может потерпите немного, и почитаете, потренируетесь, а там и начнет получаться?) не спешите, продолжайте сами с ним заниматься, вот и обойдетесь без театральной студии)
10.09.2018 20:34:45, Свет-ОК
К сожалению, это не та область деятельности, где я могу потерпеть-подождать и получить что-то естественным образом. Честно, терпение заканчивается каждый вечер слушать чтение, стиснув зубы. 11.09.2018 00:11:03, Лабрика
Oazis
Попробуйте читать с ним в образе. Вот читает мышонок, а вот лев. а вот усталый путник. да, это театр. А что делать. И главное -гм...зачем? Не всем это дано. 12.09.2018 23:14:10, Oazis
А как конкретно Вы внушили почтение к знакам препинания? У нас беда)), совсем не останавливается. 09.09.2018 11:18:10, Елена подписчик
"Казнить нельзя помиловать" - на таких примерах. У Заходера есть стих "Вот что значит запятая!". На форуме есть старый-старый топик [ссылка-1]. Логопед сходных заданий по моей просьбе нашла. 09.09.2018 20:13:15, Лабрика
Спасибо огромное, мне самой так понравилось! Я в душе филолог)) и сама очень люблю игры со словами ещё с детства с книги Успенского « Слово о словах», где глокая куздря)) 10.09.2018 12:42:52, Елена подписчик
УникаЛьнаЯ
Читать ему вслух (с выражением), читать с ним по ролям.
Если любит правила, можно попробовать плясать от знаков препинания. Техника речи, можно же механически это все воспроизводить.
08.09.2018 00:08:15, УникаЛьнаЯ
Вслух читаем, по ролям уже посоветовали, попробую.
Механически - оно уже есть. Я не знаю, как это передать, но, оказывается, можно читать с соблюдением знаков препинания, но невыносимым образом. Т.е. вопр. и воскл. предложения на слух отличаются, но впечатление - как будто автомат наговаривает.
08.09.2018 14:08:08, Лабрика
Свет-ОК
быстрее всего автомат и есть)
те ребенок научился быстро читать, а осознавать что он читает еще быстро не может
те скорость опережает сознательность чтения
такое бывает, просто тренироваться надо)
ну и может немного помедленнее читать
10.09.2018 15:41:28, Свет-ОК
Что тренировать?
Примерно с полгода как он читает мне вслух довольно объемные тексты. Ему нравится. А я слушаю - уши режет. Со знаками препинания разобрались. Сложные длинные слова стал уверенно читать. Ударения почти не путает. По тексту на фактические вопросы отвечает правильно. Т.е. все вроде хорошо, но слушать неприятно.
10.09.2018 18:03:21, Лабрика
Попробуйте не на фактические вопросы отвечать, а попросите пересказать. Потом продолжить (придумать конец). Чтобы именно выделил настроение.
Еще вариант - прочитайте ему сами несколько текстов монотонно. Чтобы сам текст не видел. И опять же предложите пересказать и придумать продолжение. С вопросами "а почему ты решил что герой добрый/злой/недовольный" и т.п.
Потом обязательно прочитайте с выражением. Т.е. покажите практически что можно не понять смысл вообще если игнорировать знаки препинания и интонацию.
10.09.2018 18:44:26, Иришка-Мартышка
Увы, предложенное Вами - очень сложно.
Пересказ - в процессе научения, и из-за неторопливости сына это надолго. Придумать - это вообще пока за горизонтом.
Последнее предложение - я не могу придумать простой пример, адекватный детскому возрасту, в котором бы отсутствие интонации мешало понять смысл.
10.09.2018 20:31:41, Лабрика
Если главный подход "спасибо, но..." - не обижайтесь, но результата не будет.
Пусть надолго, если вы хотите какой то волшебный способ чтобы раз и получилось то тогда можете вообще не напрягаться. Придумать для многих за горизонтом, но раньше это было обязательным пунктом при тестировании в 1 класс. И пунктиком развития, в лого группах этому много внимания уделяют т.к. это один из моментов которые упускают плохо говорящие дети (разговаривая односложными предложениями и по факту).
Ответить на пару фактических (и подозреваю очень конкретных) вопросов это не проверка понимания текста. Никаких особых примеров не надо. Возьмите любую незнакомую книгу и прочитайте монотонно. Не останавливаясь на точках, не выделяя интонацию. да взрослый половины не поймет на слух при таком чтении. Вы сначала попробуйте, а вы все отметаете, причем сразу же. Еще раз - незнакомый текст, незнакомый рассказ и чтобы ребенок не видел что вы читаете. Вы совершенно не принимаете тот факт что когда ребенок читает сам - он видит знаки препинания. Он их не обозначает голосом, но он их видит и большинство понимает. А вы возьмите и покажите как это важно.
Про сложность мне можете не рассказывать ))) У меня два сына и оба с лого проблемами, причем второго буквально учили говорить и все остальное. С пересказами, рассказы по картинкам и т.п. Кстати - рассказы по картинкам (усложненный вариант когда картинки надо сначала разложить по порядку) - тоже прием от логопедом и тоже раньше был на тестировании. Сначала тяжело, потом все легче и легче. И да, объяснить другому каких ты героев придумал, включая характер.
Я понимаю что театральная студия не для всех и еще характер не каждого ребенка позволит сразу заниматься в полной мере. Но настольные кукольные театры доступны всем и не очень дороги. Из бумаги. Начиная от сказок классических, включая собственные истории.
Но повторюсь - это не 5 минут, это медленно, не сильно весело для взрослых, но сильно упрощает процесс в дальнейшем ребенку.
Говорите какие эмоции остались у ребенка после чтения. Читайте больше сами. Читайте предложения по очереди, показывайте интонацию чтобы ребенок невольно подражал.
Лучше уменьшить объемы но чтобы был толк от самостоятельного чтения. В школе сейчас все работы на тексте построены.
10.09.2018 22:54:52, Иришка-Мартышка
Oazis
Про объемы. Возьмите для начала рассказы для детей Осеевой, Толстого. Они маленькие, а обсудить есть что. 12.09.2018 23:16:50, Oazis
Много написано, не берусь ответить на все.
"Спасибо, но..." - результат того, что стандартные проверенные способы у меня пару раз давали нестандартный результат. Резкий регресс. Дую на воду.
Пересказ - начинали с картинок, продолжали по перемешанным картинкам, сейчас учимся пересказывать текст правильно. Только учимся.
"Ответить на пару фактических (и подозреваю очень конкретных) вопросов это не проверка понимания текста" - ?! ЧТо тогда проверка? По усложнению "Закончить предложение - Ответить на вопросы - Задать вопросы - Пересказать".
Про монотонное чтение - спасибо. Может, для вас это очевидно, но мне надо обдумать. Тут еще накладывается "визуал-аудиал-кинестетик", так что может быть не все так просто.
11.09.2018 01:01:52, Лабрика
Вы не хотите вникнуть в вопрос, вы хотите результат. Это как у всех, никому неинтересно напрягаться, но везет не всем )))
Для меня не очевидно, это просто опыт 5 лет(_пяти_) работы с логопедами и дефектологами с младшим. И самостоятельная работа уже четвертый год. Моя работа. Думаете сильно интересно? ))) Я вообще говорить не люблю ))) Но... Какие подвиги не совершишь для детей.
И да, многое надо обдумывать и принимать, просто по ответам картинка что обдумывать не хотите. Вам не нравится предложенный вариант, вы не пробуя отметаете почти все. Я вам много могу рассказать про ребенка которого пришлось учить всему.
Что такое понимание текста. Пример - в 1 классе детей учат читать, после этого диагностическая работа. Основанная на тексте. И такие работы сейчас почти все. Т.е. дается текст и к нему, например, десяток заданий. По типу - а где живут ласточки. Задача что к ласточкам прилетели 2 стрижа, сколько птиц было на ветке. И в этом месте оказывается что сколько ласточек - надо помнить из текста.
Да, это уже школа. Но и читать вы учите сейчас, а не на школу это оставили. Хотя очень может быть что ребенок просто еще не дозрел. Да, он складывает слова. Он понимает вроде бы. Но на самом деле процесс еще не до конца. И все-таки очень советую не просто слушать и зубами скрипеть а читать вместе. И показывать примером, дети же подражают. Сами говорите что если стих учит то повторяет интонацию. Вот и учите. Но да, еще и самой читать напряга больше.
Знаете, у меня младший первое предложение сказал вечером после первого же занятия с дефектологом. И я сначала никак не могла понять почему, ну ничего особенного в занятиях же, дома так же. А потом сообразила что не так же. Дома все просто и конкретно. Я об этом вам про вопросы и пишу. "Про кого рассказ? - про мишку. Мишка добрый или злой - добрый" -это конкретика, местами с подсказками. Потому что или добрый или злой. А он может быть и ленивым и сонным и еще куча вариантов, но конкретными вопросами вы сразу ставите ребенка в определенные рамки. Он в этих рамках и читает. Совершенно конкретно. Прочитал же. Ответил. Чего тебе, мама, еще надо.
11.09.2018 08:32:34, Иришка-Мартышка
МарикаЧ
Кстати, стихи нам очень помогли. И басни - там как бы действия больше. Учили сразу с интонациями. Заставляла повторять, как нужно, а не "бу-бу-бу" и стих прочитан.
А еще самое простое. Когда читали, то сразу рассказала про знаки препинания. И просила на вопросительных предложениях спрашивать, а на восклицательных - восклицать:) Для начала хотя бы так.
11.09.2018 08:57:21, МарикаЧ
Стихи вообще супер вещь. Я не большой любитель поэзии, но с образовательной точки зрения - это просто сундук умений.
Еще момент - дети начинают читать вслух т.к. идет переход от "на слух" до "про себя". Картинка складывается. И если ребенок никак не переходит от монотонного чтения к более выразительному - имхо, это признак что и картинка у него такая же. Мозг не дозрел, большой текст, неинтересный текст - куча причин. Но, повторюсь, сократила бы чтение до пары предложение. Но - обязательно с выражением. И более развернутым пересказом. Точнее, даже не надо пересказывать по всем правилам. Просто "расскажи о чем". Как можешь. Нарисуй картинки к тексту. А что на картинках? Куча приемов и вариантов расшевелить ребенка и разговорить. Но да, это не быстро, это заниматься, это вагон терпения.
11.09.2018 18:25:32, Иришка-Мартышка
Студия Художественного чтения во Дворце пионеров на Воробьевых. 07.09.2018 22:10:11, Маша А.
Спасибо, но неприменимо. 07.09.2018 22:58:06, Лабрика
МарикаЧ
Раз уж принимаются любые идеи...:)
Моя младшая читает не совсем бегло, но с интонацией. Думаю, это воздействие аудиокниг, где один человек не просто выразительно читает текст, но и пытается "говорить" за разных героев.
Плюс театральный кружок.
07.09.2018 09:14:07, МарикаЧ
Аудиокниги слушает каждый день, и простые, и постановки.
Театральный точно не подойдет - моему нравиться соблюдать правила, а не самовыражаться.
07.09.2018 09:22:02, Лабрика
Oazis
Отлично! Вот оно - соблюдать правила. Отсюда и пляшите - здесь читаем испуганно, здесь невнятно, здесь командир командует. Чудесно! И подать это можно именно как необходимость,а не как возможность- хочешь выделяешь голосом, хочешь нет. 12.09.2018 23:20:44, Oazis
МарикаЧ
А читать по ролям - не подойдет? Или просто по абзацам, так как не везде есть диалоги. 07.09.2018 20:06:50, МарикаЧ
По ролям - попробуем, спасибо! 07.09.2018 22:57:45, Лабрика

Читайте также
Бенто-торт Сникерс
Рецепт мини-тортов "Сникерс" на двоих

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!