Раздел: Школа (анкетирование для детей мотивация к учебе)

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Опрос про мотивацию к учебе

На днях в "детской психологии" в обсуждении темы Ларисы (маугленка) затронули мотивацию учёбы младших школьников. Что-то мне стало интересно - как народ считает правильным это делать :-). ВОт создала опрос - ну и так пообсуждать, если кому не надоело ещё :-)
О себе - для меня _оценки_ ребёнка не очень важны, стараюсь мотивировать на овладевание :-) знаниями, при этом не скрываю, что предмет "окружающий мир" - профанация чистой воды и делать ДЗ по нему можно "левой пяткой".

Опросот пользователя Неведома Зверушка
Как Вы мотивируете ребёнка на хорошую учёбу и важны ли Вам его оценки?
Никак не мотивирую, он сам хочет учиться (амбициозен, любознателен, само получается)
Оценки важны, мотивирую негативно морально (ругаю, пугаю "плохим имиджем")
Оценки важны, мотивирую негативно материально (лишаю удовольствий, карманных денег)
Оценки важны, мотивирую положительно морально (похвалы, хвастаюсь окружающим)
Оценки важны, мотивирую положительно материально
Оценки не важны, мотивирую на учёбу примерами "кто кем стал", имиджем среди сверстников
Оценки не важны, стимулирую познавательную деятельность, участие в олимпиадах, проектах, таскаю по музеям-экскурсиям
Оценки не важны, не мотивирую - школа это его личное дело и он свободен в выборе естественных последствий

7я.ру - самый семейный сайт!
18.09.2012 07:26:59, Неведома Зверушка

83 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы. Авторизоваться

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мне что-то ни один вариант полностью не подходит. С одной стороны у меня дети сами по себе чрезвычайно любознательны и любят учиться, поэтому оценки у них - это скорее побочный продукт основного процесса. С другой стороны, я, конечно, стимулирую познавательную деятельность, но не без шкурного интереса - мне самой нравится учиться. Не скажу, чтобы оценки для нас совсем не были важны: они - часть образовательной системы, и пока мы пользуемся этой системой, нужно играть по ее правилам. Т.е. манкировать оценками я не позволяю, но особо и не убиваюсь. Я пока еще сама могу диагностировать уровень знаний у своих детей, так что оценки мне особо глаза ни на что не открывают. 18.09.2012 17:35:53, moksifri
Ответила в 10-13 :( 18.09.2012 16:15:02, Birke
Мотивировать должен педагог -это его работа :) 18.09.2012 12:24:02, культурный шок
Нет, работа педагога учить мотивированных детей и выгонять из класса (чтоб другим не мешали) не мотивированных. 18.09.2012 21:08:22, Liskai
в идеале ребенок сам должен быть заинтересован в учебе, в реальности заинтересованы родители. но работа учителя-это только давать знания. в идеале, если не заинтересован, то гуляй, пусть на уроке у учителя только заинтересованные сидят.
но у нас обязательное среднее образование...
ясно, что родителям проще обвинить в своей и ребенкиной лени учителя.
18.09.2012 17:26:21, nastyk
Вот большинство детей перед первым классом очень хотят в школу.Родители эту мотивацию поддерживают. Но почему-то начинается учебный год и многие уже не хотят учиться. Кто в этом виноват? Неужели родители? Да даже здесь если почитать,сколько советов родители спрашивают,что делать - не хочет в школу?
Работа учителя в начальной школе - это прежде всего НЕ УБИТЬ мотивацию ,которая изначально есть почти у всех детей.
Из своего личного опыта - первого учителя выбирала тщательно ,считаясь с мнением ребенка. Тяга к учебе не отбита. Сейчас пошли предметники,так вот мотивация к изучению конкретного предмета зависит целиком от учителя. Хороший учитель - предмет изучается,плохой учитель - предмет забивается.
19.09.2012 09:59:43, ольгастик
К сожалению, обычно делает не тот, кто должен, а тот, кто больше заинтересован в результате :-) 18.09.2012 16:09:33, WhiteFly
У среднего некое сочетание отдельных пунктов выходит. С одной стороны он амбициозен и любознателен, но это касается далеко не всех предметов, тое сть напрягаться ради пятерки по физре или даже по окружайке он не будет (первое ему не интересно, а второе он знает шире школьной программы, здесь его больше будет интересовать олимпиадный результат), взрослые его не особо интересуют, а вот из старшего брата получился отличный стимул - он хочет поступать в его школу (а я нагло этим пользуюсь в корыстных целях :) Плюс у него есть стимул, которого нет у большинства, у него 4 раза в неделю занятия с логопедом, которые он весьма и весьма не любит - потрясающий стимул избавиться от него и получить массу свободного времени, которое можно употребить на что-то любимое.

Оценки, как уже ниже написали, больше для меня (повод разобраться что и почему, а по результатам или нагоняй за не сделанное, или разбираем не понятое).
Материальную зависимость с оценками не формирую - я против таких стимулов. Хотя мы как-то с старшим поспорили на одну оценку в четверти по одному предмету, выигрывает он - угощаю его (одного! этакий междусобойчик) брауни, нет - поход в кафешку отодвигает на месяц (но это он предложил сам). С тех пор прошло уже несколько лет, а договор по этому предмету в силе :) (но это больше баловство, так как и он, и я знаем, что брауни мы можем съесть и просто без повода, но его это чуток стимулирует - я не против)
18.09.2012 11:59:00, Посторонним В
У нас - сочетание всех вариантов где "мотивирую". Меня, кстати, не мотивировали, я считала, что учиться плохо - стыдно, но внушить это собственному ребенку не могу.
Насчет окружающего мира: согласна, что профанация. Не согласна, что можно левой пяткой :-) Прошлая учительница у нас задавала по рабочей тетради, то есть нарисовать-наклеить, это делалось за пять минут и с удовольствием. Сейчас что ни урок, то пересказ. Вот сейчас экология...живое влияет на неживое... человек на природу...бррр.
18.09.2012 11:09:48, WhiteFly
Так пересказ имеет гораздо больше отношения к изучению окружающего мира, чем "наклеить". Клеить надо на труде, а не на окружающем. 18.09.2012 14:56:25, маугленок
У нас хороший и нужный окружающий мир, ребенок там узнает значительно больше, чем я на природоведении в свое время. 18.09.2012 12:02:16, Василиса из сказки
А какой толк от "нарисовать, наклеить"? от этого разве что-то остается в голове? 18.09.2012 11:52:06, Ната Ф.
У ребенка останется. И гораздо больше, чем от пересказа непонятных наукообразных формулировок. И больше сил останется для действительно важных вещей - русского языка и математики.
По-моему, окружающий мир надо изучать с помощью экскурсий и учебных фильмов + проекты (как раз с рисованием и наклеиванием) по итогам темы.
18.09.2012 12:10:10, WhiteFly
Какие такие нпонятные слова в учебнике по Окружающему миру?!
Хоть одно назовите.
Ужасно примитивные тексты.
18.09.2012 14:57:13, маугленок
В прошлом году тоже были примитивные, и меня все устраивало. Я даже отвечала тут кому-то, что Плешаков не так уж страшно :-) В этом году лично меня напрягают "ступеньки познания", особенно "восприятие", зачем третьеклассникам эти абстракции? Еще мой сын не понял выражение "будучи частью природы", этот деепричастный оборот по-моему диковато звучит в тексте для этого возраста. В разделе экологии много конкретных примеров и историй из жизни, и это хорошо. Но есть и абстрактные схемы типа "живое"-"неживое" и между ними стрелки, и это задано на пересказ. Плюс у нас еще наложилась смена учительницы, и на домашнее задание по окружающему миру приходится тратить уйму времени :-( 18.09.2012 15:52:45, WhiteFly
А что сложного в "будучи частью природы"?
Или Ваш сын совсем не читает художественную литературу? Там деепричастные обороты на каждом шагу :)
18.09.2012 16:15:17, маугленок
Так это не стандартное деепричастие - типа ДЕЛАЯ. Это старая какая-то форма - сидючи, играючи :-( Что мало читает - это правда. 18.09.2012 17:47:07, WhiteFly
Я и не знала, что старая ))). 18.09.2012 18:00:50, Василиса из сказки
Мотивирую пока только тем, что немного давлю и требую хорошей учебы. Ну и плюс уже играют у нее амбиции, что хочется учиться на отлично. Понимаю,что далеко не уедешь, но другого способа для моего ребенка я пока не вижу. Все эти "купишь машину получше, купишь квартиру потом, будет хорошая работа потом, посмотришь мир" - ей не интересны.
Музеи, олимпиады и прочее - ей не интересны и даже не стремится там участвовать/бывать. Хотя я музеи люблю и могу часами там пропадать.
18.09.2012 10:33:08, pelenka
Моего ответа нет. Оценки - это мотиватор для меня. В том смысле, что когда что-то изменяется в худшую сторону, я стремлюсь разобраться, что не так и разгрести последствия. Вариантов может быть масса - проболела и пропустила тему, что-то когда-то не поняла, новый учитель с другими требованиями, невнимательность из-за накопившейся усталости и неправильного режима дня или еще сто одна причина. Поэтому для меня оценки нужны и важны. Скорее, для того, чтобы найти ответы на вопросы "кто виноват и что делать". Ребенок сам так относиться к оценкам пока не научился (либо расстраивается плохим оценкам, либо радуется хорошим. Но они важны ей сами по себе, а не как повод к действиям).

Отрицательно мотивирую ребенка, когда вижу плохо выполненную домашку. Этим меня вообще можно вывести из состояния ... эээ... равновесия. И положительно мотивирую, когда хорошо.

Ребенок сам себя мотивирует имиджем среди одноклассников, тут я не вмешиваюсь. Единственно, стараюсь мотивировать на активность на уроке - на то, чтобы поднимала руку, вызывалась к доске, не боялась спрашивать непонятное у учителя.

Познавательную деятельность мотивировать пытаюсь, конечно. Но на практике делаю для этого очень мало, все время съедает "рутина".
18.09.2012 09:24:41, Cat-S
:-) А КАК положительно мотивируете? Просто хвалите или "подарочки"? Вот я всё пытаюсь найти положительный стимул для своего мальчика...
Т.е. если идут ровные 4, то Вы не волнуетесь, а просто следите за качеством? Вообще у Вас хорошая ситуация :-) - если дочка реагирует на оценки, то сделать из них "повод к действиям" - довольно близкий шаг :-).
18.09.2012 10:02:34, Неведома Зверушка
Яблочко приношу, хвалю, гулять зову, на что-то забить разрешаю (например, уборка в комнате), внеочередной мультфильм, детский журнал припасенный могу достать.

К 4-кам я нормально отношусь. Очень большой % четверок по невнимательности или усталости идет (пропуск букв, не успела задание, ошибки в счете). А это уже больше относится к тому, как ведет себя нервная система "здесь и сейчас", чем собственно к знаниям и умениям. И тут чем больше давать заданий, тем хуже будет. Однако, если ошибки не случайные, а систематические (например, пропуск разделительного мягкого знака), пусть и по невнимательности, то с ними также надо работать как и с обычными.

"то сделать из них "повод к действиям" - довольно близкий шаг :-)." Пока не всегда работает, к сожалению. Ей проще порыдать крокодиловыми слезами, пожалеть себя, чем, к примеру, выучить неправильные глаголы по английскому.
18.09.2012 11:32:55, Cat-S
Скорее, пытаюсь стимулировать познавательную деятельность, но слегка. Тут, главное, не перестараться - со старшей я перестаралась, в свое время, к сожалению. Оценки в меру важны, как показатель знаний - есть они или нет.
На "имидж" мои дети не ведутся, хвастаться ребенком и излишне хвалить его считаю неправильным, деньги за оценки - вообще не ко мне, ругать - тоже. Но, конечно, могу мнение высказать.
Полностью "отпустить" ребенка считаю ... мягко скажем, безалаберностью.
"Учится сам" (пункт 1) - это про моих детей, но не полностью. Им же тоже хочется на какое-то дз "забить", иногда полениться. Тут появляюсь я))).
Я честно скажу, что не знаю, что бы я делала, имея детей, плохо способных к учебе. Я, конечно, имею не интересующуюся учебой старшую, но там пока на программу средней школы мозгов хватает вполне, я в начальной школе вообще ее тетради видела несколько раз, и с пресловутой Петерсон она справлялась сама.
18.09.2012 09:02:22, Василиса из сказки
по разному бывает, иногда отругаю, иногда похвалю. у самого иногда проблески самолюбия проскальзывают.
у нас оценки важны, т.к. на них в школе все завязано.

да и даже если бы не было завязано, тем, кто говорит, что оценки вообще не важны-не верю. если ваше чадо учится на 4-5, а потом вдруг в один прекрасный момент начинает хватать тройки, да не один раз, а несколько раз подряд. вы наверняка, поинтересуетесь, что случилось, и приложите усилия для исправления ситуации.
18.09.2012 08:54:47, nastyk
:-) И интересоваться не надо. Я же вижу, что уроки делаются кое-как, в последний момент перед сном, не успевая чего-то. Вот и вопрос - КАКИЕ усилия приложить.
Вот когда "всё завязано в школе" - то ребёнок знает, что в этой школе это реально важно. Это и есть рычаг мотивации. А в наших-то реалиях (тем более не в гимназии, а в простой дворовой школе) - никому, кроме родителей, и не важны эти оценки...
18.09.2012 09:31:36, Неведома Зверушка
Вы поздно приходите домой и не можете отследить, когда ребенок делает уроки? 18.09.2012 15:22:48, Василиса из сказки
тут нашу систему, где "на оценках все завязано" называют бесчеловечной.
имхо, не будет мотивации, пока в обществе в целом нет престижа хорошей учебы. если быть "ботаником" почти что неприлично в ребячьей среде. да и мамы такие же, тут недавно обсуждали картину "Опять двойка". так все умилялись мальчиком- двоечником, и ругали сестру-отличницу.
и какая у ребенка в таком обществе может быть мотивация?

в такой ситуации я бы на мотивацию в младшей школе не надеялась, жестко заставляла. потом привычка получать хорошие оценки сама вырабатывается.
18.09.2012 10:00:37, nastyk
Не все, мне нравилась девочка, и не мне одной. 18.09.2012 14:58:00, маугленок
А по мне - там все нормальные люди, на той картине))). И из отличников вырастают и гады, и великие ученые, и замечательные специалисты, и хорошие родители, да и просто хорошие люди, и из двоечников - и паразиты, и гении, и люди-золотые руки, и заботливые родственники, и ... да хоть спортсмены)). Да кто угодно. 18.09.2012 15:26:24, Василиса из сказки
Согласна. Хорошая картина и хорошая, дружная семья. 18.09.2012 16:16:12, маугленок
Не знаю о чем Вы там спорили с Психологии, но у ребенок в 3 кл, ясно дело вся стимуляция закончилась еще в середине 2-го. Если бы Вы опрос делали среди дошкольников, то я бы выбрала вариант с "таскаю по музеям" и "кто кем стал". Т.е. перед 1 кл важно создать мотивацию к учебе, в 1 кл надо ее не потерять - но там ничего из опроса не подходит - оценок-то нет. Во 2 кл ребенок быстро разбирается какие есть оценки и за что их ставят. Очень странно, если ребенка устраивают тройки. Да и за что их получать в начальной школе, если ребенок весь такой мотивированный? Только если за грязь в тетрадях.
Окружающий мир хорошо делать левой пяткой, если нет проблем с речью и памятью.
18.09.2012 08:43:08, Кетчуп
:-) У нас на окр.мире почти все оценки - за заполнение тетради (нарисуй картинку, придумай рассказ, отметь нужное).
А вот КАК не потерять мотивацию к учёбе, если ребёнок к 1 классу уверенно складывает-вычитает в пределах 20, а они на математике начинают изучать числа в пределах 10 и за весь год оттуда не сдвигаются? Да, школа простая дворовая. В гимназию поступить - у нас в городе если НЕ по прописке, плати поступательный взнос. У меня таких денег нет. Да и - контингент там получается такой... пальцегнутный.
КАК убедить ребёнка, что учиться _интересно_, если на самом деле началка - довольно скучный этап? Интересно - это класса с 5-6 (для гуманитариев - история-литература, ждя технарей - алгебра-физика). Ну вот честно - из моих воспоминаний вся началка - "потому что надо". Класса с 5 - да, есть любимые-интересные предметы. Но, кстати, всяко есть и НЕ любимые. А с ними что? Забить?
А почему ребёнка должны НЕ устраивать 3? Это тот самый пункт "мотивирую имиджем" :-). Видимо, для Вас это само собой разумеется :-). Если НЕ давить "только лохи могут быть троечниками", то всех всё устраивает :-). Моего старшего и 2 устраивали - потому что очень быстро понял, что у этой учительницы другого иметь не будет (у него дисграфия была, а тогда с этим ещё не работали).
18.09.2012 09:25:28, Неведома Зверушка
Я вас расстрою, в 5-6 классе интересно тоже не станет. Вообще самое интересное обычно помимо школьной программы идет. 18.09.2012 11:27:17, ЛюбимицаКлаппа
как-то отделите понятия "школа-оценки" и "учиться".
школа-это труд. труд часто бывает скучным, и с этим ничего не сделаешь, такова жизнь. рисовать картинки по "окружающему миру"-это не учеба, это труд. и лучшая мотивация к труду -самолюбие, кайф от того, что ты сделал что-то лучше других.

учеба-это новые знания. если в школе ребенок новых знаний не получает, то он может получать их из книг. ну накупите новые книги, энциклопедии разные, занимательную математику-пусть читает, балдеет. к этому никакой мотивации не нужно.
18.09.2012 11:08:33, nastyk
К новым знаниям мотивации не нужно - это да, это про нас :-)
А вот "учеба - это труд, труд бывает скучным"... К сожалению, и у папы и у мамы (меня) способность увиливать от ситуаций скучного труда :-). Да, имеем денег гораздо меньше, чем могли бы. Зато не трудимся скучным трудом :-). Вот интересно - при такой семье "уклонистов" возможно ли воспитать ребёнка амбициозно-карьерным? Пока что ему "сделать что-то лучше других" ни разу не стимул. Т.е. если само получается - кайф, но _трудиться_ ради чего бы то ни было - ни за что... К сожалению, в России, если Вы помните :-), умение "жить не напрягаясь" не менее "круто", чем "делать что-то лучше других"...
18.09.2012 12:54:43, Неведома Зверушка
О...
Можно учиться рисовать картинки, техника, сюжет, разные стили (ага, тоже занятно).
Можно таки учиться придумывать рассказы, записывать их. оформлять в книжки - это же интересно! И нужно, кстати.
Можно делать доклады-презентации (по согласованию с учителем) на более "продвинутые" темы.
Можно просто участвовать во всей внеучебной школьной деятельности и кружках при школе - тогда к самой школе в целом отношение будет как к чему-то стОящему, кмк.
18.09.2012 09:35:46, УникаЛьнаЯ
Ну вот "презентации-доклады" - да, в прошлом году в "научно-практической конференции" участвовал :-). А окр. мир... В 3 четверти чуть 2 итоговую не получил :-). Ну _совсем_ не его - придумывать тексты и рисовать картинки... Сочинение про домашнего питомца было - вымучил 3 фразы :-) : "У бабушки есть кот. Он весь чёрный. Характер у него спокойный" ВСЁ! :-)) Это по наводящим вопросам... Ну вот такие мозги - математически-программистские. Алгоритм построить может, а _сочинить_ что-то - никак. Но Вы правы - нужно попробовать с точки зрения не цели (результата), а процесса...
Печаль в том, что скучно ему там, в школе. А интересно - на пару уровней глубже. Образовательный канал Да Винчи - наше всё, вот в кружок физики для младшешкольников собираемся ходить. А школа получается из серии "скучно, но надо"... :-(
18.09.2012 10:13:52, Неведома Зверушка
не-не, так нельзя. Потом начнутся изложения, сочинения - он так и будет двойки получать? Имхо, как раз вот эти идиотские задания по окружайке можно использовать для подготовки "базы" под более серьезные вещи: умение сочинять, формулировать мысли, применять свой аналитический склад мышления для выполнения творческого задания.
Выбираем "любимое животное", пусть кот.
Что мы знаем о котах? Хоть из энциклопедии выдержку, раз тяга к точным наукам. "Семейство кошачьих... хищники... в домашних условиях..."
Мое отношение к котам, почему. "Люблю кошек... красивые, игривые, пушистые..."
Берем нашего кота, описываем: кличка, цвет, размер, возраст, чей, где живет, что ест, кто ухаживает.
Плюс один смешной/интересный/удивительный эпизод из жизни кота.
И заключение - я очень рад, что у меня есть кот!
___ Вот просто по пунктам составляете план "сочинения", на каждый пункт пишете по одному предложению - и вауля, "сочинение готово" :) Причем в итоге задача-то была не творческая, собственно... План, энциклопедии...
18.09.2012 10:21:10, УникаЛьнаЯ
Да, наверное, Вы правы - пора уже начинать использовать тупые задания как "полигон исследовательских навыков". Спасибо за идею :-). 18.09.2012 12:56:22, Неведома Зверушка
Про 1 класс не обсуждаю даже - его надо как-то пережить, чем-то занять ребенка кроме школы.
Что плохого в картинках и рассказах не знаю.
Ребенка не устраивает 3, потому что он знает - 5 - это отлично,Ю 4 - хорошо, остальное как бы уже нехорошо. Ребенок в возрасте начальной школы, естественно, хочет чтобы у него было все хорошо.
18.09.2012 09:30:37, Кетчуп
:-) Вот "5 - это отлично, 4 - хорошо, остальное как бы уже нехорошо" - для меня и означает, что для Вас оценки ребенка важны :-). И, соответственно, Вашему ребёнку тоже :-). Для моего ребёнка "хорошо" лежит не в плоскости оценок. И даже не в плоскости школьной программы. Нам с мужем нравится, что мальчик много знает и активно интересуется математикой-физикой-программированием. Мальчику самому нравится, что он компетентен в комп.играх (нынче это Майнкрафт :-) ). При этом мальчик может иметь 3 даже и по основным предметам - я, честно сказать, буду спокойна (кроме англ.языка, наверное). 18.09.2012 09:55:55, Неведома Зверушка
Так названия оценок в школе объясняют, без моего участия 18.09.2012 10:02:11, Кетчуп
:-) 3 - это _удовлетворительно_. Т.е. приемлемо :-) 18.09.2012 10:15:22, Неведома Зверушка
Раньше 3 было "посредственно". Вам нравятся посредственности? :) 18.09.2012 16:17:57, маугленок
Моим детям нравятся.
Мне нравится их толерантность.
18.09.2012 16:39:17, любопытная Анна
Если 3 всех устраивает, то в чем тогда проблема? 18.09.2012 15:29:55, Кетчуп
В принципе оценки не важны, конечно. И если бы я видела, что учительница в явном неадеквате, что она требует каких-то диких вещей - я бы на них не велась. Но при всем моем негативе к учительнице я считаю ее достаточно справдливой и адкватной в плане отметок. То есть "двойка" - это действительно проявления его невнимания и лени, а не того, что она с левой ноги встала. Поэтому в нашм случае отметки таки важны. 18.09.2012 08:38:32, маугленок
:-) Я тоже нее сомневаюсь в справедливости нашей учительницы. Так вот и вопрос - ЧТО делать с ленью? С невнимательностью - это вопрос отдельный, т.е. если человек хочет с ней бороться, это одно, если не хочет - другое, и там ещё вопрос, реально ли что-то с этим делать или это физиология... А вот с ленью - вроде ясное состояние. И есть несколько способов. Веками и поколениями испытанных, ага. И теми же веками и поколениями показано - что пока человек не осознает, изнутри мотивация не созреет - не сдвинешь его :-(. Кстати, насчет лишения компа - ну вот мой старшенький готов был такую цену платить. В ситуации "если сейчас же не придешь домой делать уроки, два дня гулять не пойдешь", спокойно говорил: "хорошо, два дня, но _сейчас_ я погуляю ещё пару часиков". И это он ещё всегда был пофигист. А вот младшенький - он при этом ещё и вредный. Ты ему рычагом, а он на принцип. Лишить компа - назло совсем делать ничего не будет... Вот и не могу понять который год подряд - есть какой-то способ манипулировать моим ребёнком, или смириться и принимать _его выборы_... 18.09.2012 09:14:46, Неведома Зверушка
А зачем манипулировать?
Почему мотивация должна сама зреть?
18.09.2012 09:20:32, Кетчуп
Манипулировать - в широком смысле слова. Т.е. не "подло достичь своего", а "управлять, продвигая к нужной мне и полезной ему цели".
Мотивация _сама_, конечно, не созреет. Вот и мучаюсь вопросом - КАК её создать :-). Собственно, затем и опрос и дискуссия - может, какие-то аспекты вылезут... Вот Лена УникаЛьная уже интересный пласт затронула - с этим уже работать можно...
18.09.2012 09:47:06, Неведома Зверушка
Главное определиться с целью, к которой продвигать. 18.09.2012 09:48:58, Кетчуп
Не нашла ответа. Оценки важны постольку-поскольку /являются все же показателем если не абсолютных знаний, то умения их изложить и наладить общение с учителем/. По экскурсиям, музеям, театрам не то чтобы "таскаю", но посещаем :) Олимпиады - нет. Учимся и все... Скорее в порядке самосовершенсотвования, чем для чего-то или кого-то. Ну и с рефреном "не бывает людей, у которых абсолютно все получается одинаково хорошо и кто никогда не ошибается".
"Свобода выбора" учиться или нет, а если учиться - то чему, имхо, появится одновременно с внятным пониманием того, кем чадо хочет стать. Пока же ребенок не понимает, зачем вся эта катавасия и "что мне за это будет", имхо, все же долг родителя - следить, чтобы ребенок получал не меньше того, что может усвоить... и по всем запланированным направлениям :)
18.09.2012 08:27:48, УникаЛьнаЯ
"Оценки являются показателем умения" - признаться, такая точка зрения мне просто в голову не приходила :-). Видимо, сказывается моё восприятие школы как властной системы, от которой всегда хочется увернуться :-).
Вот да - проблема именно в том, что (особенно мальчики, ИМХО) лет до 15 - вообще "не понимают, зачем вся эта катавасия". И как их на что-то мотивировать - зогадко :-(... Т.е. долг-то долг - но "можно подвести ишака к воде, но даже Аллах не заставит его пить"...
18.09.2012 09:04:35, Неведома Зверушка
Если до 15 лет не понимает - это либо у него родители такие же "непонимающие", либо объяснить не могут. В 15 лет уже совсем другие интересы. Если уж до 15 не понял, то в 15 ничего не изменится. 18.09.2012 09:18:23, Кетчуп
:-) Ну вот у моего старшего как раз около 15 уровень осознанности поменялся, так что я бы не была столь категорична насчет "не бывает" :-). Именно у мальчиков в 15-16 иногда встают мозги на место - начинают осознавать не только "здесь и сейчас хочется", но и "а что будет в перспективе" :-) 18.09.2012 09:34:14, Неведома Зверушка
Это смотря для чего нужно созреть. Планы на жизнь исходно у всех разные. Одному кроме МГУ ничего не мило, другой вообще средним образованием сыт по горло, лишь бы работа хорошая была. 18.09.2012 09:40:44, Кетчуп
Мало кто до 15 лет уже точно определяется с профессией, например. Ну, у меня такое впечатление. И поэтому любые попытки чада сообщить. что вот именно физика ему категорически не нужна, должны все же фильтроваться родителями, имхо.
Хотя в целом начинать хотеть и уметь учиться чадо должно куда раньше 15 лет, наверное :)
18.09.2012 09:31:51, УникаЛьнаЯ
О, умение знания свои изложить - это основное, на самом деле. Или умение создать видимость наличия знаний :))) Это, наверное, не очень педагогично, но мне, кроме ребенкиных абсолютных знаний, важно еще умение получать оценки /писать контрольные, сдавать экзамены, задавать вопросы/ когда это действительно важно.
Т.е. оформление тетради в принципе - чушь ненужная. Но _уметь_ оформить работу заданным образом ученик должен. Один неудачный пересказ - чепуха. Но уметь внятно и уверено рассказать то, что знает (и еще немножко :))) ) ученик обязан. Списывать нехорошо. Но если не знаешь, как в диктанте писать слово, написанное на доске/в тетради/где угодно (например, "диктант" или "сентябрь") - спиши его! Потом доучишь :))) Если ты выучил стихотворение, то подними руку, чтобы спросили - иначе спросят завтра, а ты можешь уже забыть :) Как-то так. Короче, кроме академических знаний нужно еще уметь ориентироваться в ситуации, имхо.
18.09.2012 09:11:23, УникаЛьнаЯ
Так в том-то и дело, что пока что у них оценки в основном не про знания, а про оформление и умение донести. Задача по математике решается в уме за 40 секунд (буквально), а потом 20 минут вымучивается "краткая запись"... И, действительно, важно - уметь "показать себя", уметь организовать своё время, уметь заставить себя делать рутину. И, наверное, оценки это отражают. Но вот КАК объяснить-показать-внушить, что всё это _важно_? Если у человека ощущение "уроки - это никому не нужная обязанность"? 18.09.2012 09:42:12, Неведома Зверушка
Вы знаете, моего сына в прошлом году учительница сподвигла на запись задач одной фразой: "Жаль не делать хорошо того, что ты умеешь делать хорошо". Мой сын не желал тратить время на подробную запись решения школьных задач. Учительница мне обьяснила, что без записи решения ему никогда не поставят высший балл, что, согласитесь, очень обидно. Kогда он в первый раз сделал все прекрасно, она написала ему в дневникe: "Поздравляю тебя, сегодня ты в первый раз безупречно оформил решение задачи. Постарайся продолжать записывать все свои действия, потому что жаль не делать хорошо того, что ты умеешь делать хорошо". С той поры у нас с оформлением проблем нет ибо почему бы и не сделать, если можешь? 18.09.2012 17:27:03, moksifri
Не знаю, ну а если мотивировать тем, что если задачу писать не 20 минут (ну что там писать 20 минут-то), а 10 или 5 -то останется много свободного времени, и уроки не будут казаться такой тягостной обязанностью? А то, что обязанность есть -от нее никуда не деться, на то она и обязанность, давай подумаем, как ее облегчить, сделать более интересной и т.д. 18.09.2012 10:12:04, white-dove
А откуда такое ощущение? Уж на что у меня девушка с "неразвитой критичностью к себе", лентяйка и в принципе лоботряска :)), но такого нет все равно...
На самом деле, пока они маленькие, можно просто ради совместной радости делать домашку на "5". Ну или стараться сделать :) Не вдаваясь в будущее дворника или олигарха, просто с мамой вместе делать уроки, радоваться чистой работе, вместе придумывать рассказы, решать, какой рисунок будет - в общем, нянчить, заражать своим интересом-стремлением, и параллельно учить работать: прочесть задание, продумать работу /рисунок/, достать все необходимое /карандаши-ластик-бумагу/, набросать карандашом эскиз, соотнести его с заданием, раскрасить, подписать, положить лист в папку, убрать в портфель. постепенно мама из процесса выйдет, а навык останется... я надеюсь )))
18.09.2012 09:51:04, УникаЛьнаЯ
отлично написала, +много :)
Только меня всегда в этой ситуации заботит вопрос, сможет ли ребенок самостоятельно учиться, когда мама выйдет из процесса, и не придется ли его так "нянчить" до конца школы.
18.09.2012 09:59:58, white-dove
А когда ты 2летку одеваешь сама, не мучит? :)
На самом деле, просто дети разные. Есть те, которые сами могут, но не хотят, их. наверное, лучше не разбаловывать маминым обязательным и непрерывным присутствием. А есть те, у которых навыков и умения планировать не хватает для достойного выполнения домашки. И их стоит "вести", постепенно отдаляясь от процесса. Мы вот пока остановились на том, что вместе делаем русский (я сижу рядом и слушаю, как чадо себе по буквам диктует), английский (всего 3-4 урока было, деточка вообще ничего не усвоила пока), учим стихи. Остальное - сама, я только проверяю. В принципе, она и это сама может, но гряяязно будет (в русском) :)
18.09.2012 10:07:54, УникаЛьнаЯ
Ну вот вчера помнишь тема про продленку была, на которой учитель настаивает, чтобы ребенок ходил для приучения к самостоятельности....А так -вообще я согласна с тобой (но у нас и дети судя по всему, похожие:))), и примерно так же делаем. Но не могу решить до конца, как правильней: или делать с ней русский язык, чтобы писала аккуратно и без помарок, или пусть пишет с помарками, а когда увидит, что за это снижают оценки, начнет стараться (или не начнет, но это ее выбор), а то получается, будто ее чистое письмо мне нужно больше:)
А так в итоге я на продленку ее не отдала и на полный день работать не вышла, т.к. на продленке она сама нормально уроки не сделает, а вечером после продленки, с ее утомляемостью -вообще анриал, вот и думаю, до каких пор ее пасти.
18.09.2012 10:29:26, white-dove
Моя на продленке, там делает все, кроме русского.
У нас с русским затык полный - у нее нет чувства языка плюс отголоски логопедических проблем, так что сама деточка пишет, ввиду природной невнимательности и головотяпства, так, что у меня волосы шевелятся. А если я рядом сижу, слушая, как она себе диктует, хотя бы внимание включается у ребенка. Так что русский пока только вместе :( Собственно, и логопед так советовал.
18.09.2012 10:40:41, УникаЛьнаЯ
Объяснять, что учитель должен проверить, опросить 25 чел и понять что они решили задачу, учитель не успеет, значит задачу надо записать так, чтоб учитель смог понять, что она решена правильно и не списана.
Отношение зависит от родителей, если родители сами к школе относятся, как к чему-то ненужному, то и ребенок так будет относиться.
18.09.2012 09:47:34, Кетчуп
Не нашла подходящего варианта:) Для себя считаю, что учиться на "4" или на "5" -личное дело ребенка. Если ниже "4" -то нужно разбираться, ибо это уже означает пробелы в знаниях. Ребенка бы тогда мотивировала дополнительно заниматься тем, что "если сейчас не усвоишь, дальше тебе будет во много раз сложнее догнать". Но это я пока теоретически, во втором классе только начали оценки ставить -ну по моим представлениям, дочка обещает быть твердой хорошисткой. Могла бы быть отличницей, но не хватает целеустремленности и амбициозности, ей и с четверками хорошо. Ну и ладно, целее нервы будут. Как мотивировать на отличную учебу -я не знаю, сама была отличницей и не могу назвать ни одного бонуса (и дочке его в пример привести), которые дает в жизни отличная учеба. 18.09.2012 08:08:06, white-dove
+1 примерно так же считаю.
но у нас и не прокатывает особо ни один указанный способ мотивации. ни деньги, ни "пряники", ни "кнуты" не влияют на оценки/знания/желание учиться.
18.09.2012 08:24:26, Планетка
Ну, при сочинение вопросов такую точку зрения я имела в виду под "стимулирую познавательную деятельность" :-). На самом деле, оказывается, очень трудно втиснуть ВСЕ мыслимые варианты в один опрос :-).
А насчёт "тогда нужно разбираться со знаниями" - но ведь ОЧЕНЬ часто 3 - это просто "лень напрягаться", именно тут и встаёт вопрос о мотивации. Вот я не вижу бонусов не только отличнику, но даже и хорошисту :-). В смысле - за 2 идут уже официальные репрессии, а за 3 - нет... Ну - Вы ж там в дискуссии участвовали :-). Вот всё-таки я по опыту прожитых собой и старшим сыном лет (он уже закончил ВУЗ) вижу, что почти нет реальных способов внести мотивацию _снаружи_...
18.09.2012 08:21:07, Неведома Зверушка
Ну лично у меня ребенок вмеру ленивый, но в целом дисциплинированный. Были бы тройки -давила бы на сознательность " ну ты же понимаешь, что если сейчас не подтянешь учебу, потом совсем отстанешь", приводила бы примеры, возможно, вступили бы в силу штрафные санкции в виде "пока не сделаешь уроки, не пойдешь гулять" и все такое.
Мне кажется, важно для себя четко понимать, чем грозят ребенку тройки (а может, ничем и не грозят, тогда пусть учится на тройки) и постараться эту мысль донести на ребенка.
18.09.2012 09:25:31, white-dove
А как можно точно знать, чем грозят ребенку тройки? Именно, что может и ничем не грозят, только никто этого достоверно не знает. Люди и с тройками поступают, и без ВО бывает находят себя.
Имхо, в школе учатся "на всякий случай" - типа знания лишними не бывают, и скорее всего, ребенку пригодятся - для хорошего ЕГЭ, дальше ВО. С вероятностью, скажем 80-90%. Для родителей 80% существенны, для нехотящего ребенка - оставшиеся 10-20% :) И что ему тут объяснишь?

Даже если у мамы есть четкое представление о последствиях плохой учебы, у ребенка оно может быть совсем другое. например, моих детей не пугает карьера дворника - что еще тут можно объяснить? Младшая решила, что на еду ей зарплаты дворника хватит, и не сдвинешь ее :)
18.09.2012 16:19:05, любопытная Анна
Ну так и не воспринимаю тройки в разрезе "не поступишь, станешь дворником" - для меня это не очевидно. А очевидно то, что у ребенка пробел в знаниях и если сейчас над ним не поработать, начнется завал. Ребенку бы объяснила, что потом, чтобы догнать материал, ему потребуется гораздо больше усилий и времени -лучше сейчас поработать, чем потом постоянно ощущать себя провальным учеником. Но для меня тройка важна не сама по себе (типа должен учиться на 4-5) а как сигнал, что у ребенка что-то не получается, надо помочь. 18.09.2012 17:23:18, white-dove
У ребенка два варианта ответа:
1. Ну будет завал, ну и что. Надо будет - выучу.
2. Будет завал, ну и что. Зачем вообще это учить?
18.09.2012 17:30:18, любопытная Анна
Затем, что ты обязан получить среднее образование, и это не обсуждается. И лучше эту обязанность выполнять с наименьшими потерями. Лучше каждый день по 15 минут тратить, чем потом часами сидеть, пытаясь догнать упущенное. 18.09.2012 22:02:18, white-dove
Учиться обязан, но что обязан хорошо учиться, и насколько хорошо - нигде не сказано.

Вообще, если в законе и прописано, что дети должны ходить в школу, то не прописано наказание детям за то, что не ходят в школу. И не прописано, какие меры могут принимать родители, если дети не ходят в школу. Так что "обязан" перед законом - ни о чем. А родителям он не обязан, по крайней мере, учиться. У меня дети не менее дотошные, чем я, их не так легко переспорить напрямую. Даже если переспорить, то все равно не сделают, если не хотят.

Хорошо, что они почему-то сами более-менее учатся. Чего в школе сказали - то и делают. Но ничего сверх того, и если им кажется, что чего-то делать не надо (доп. заниматься по математике при фактическом отставании), то не будут. Хотя и их можно мотивировать, но не так прямолинейно. У наших бабушек как-то получается.
19.09.2012 11:02:05, любопытная Анна
А обед Вы им как варите - хорошо, или посредственно? 19.09.2012 14:21:54, Кетчуп
Могла бы и лучше, я считаю :) С другой стороны, нет предела совершенству, иногда прихожу в гости и чувствую себя шеф-поваром. Так что все эти "хорошо-плохо-можно лучше" субъективны, как и с учебой.

А если моим детям приводить такие аргументы - они скажут, что будут кушать хлеб с маслом (и правда, было как-то), сварить кое-что могут. Младшая вот яйца варить научилась варить - говорит, зачем мне еще что-то учиться готовить? :) В логике не откажешь. А сколько они на такой еде протянут и что будет с их здоровьем, мне проверять и доказывать им не хочется.
19.09.2012 17:49:09, любопытная Анна
Значит мне повезло, мои любят поесть вкусно и разнообразно. 19.09.2012 17:52:40, Кетчуп
Мои тоже в принципе любят, но могут обойтись и самолюбивые, с ними на принцип идти - себе дороже, похоже. Надо другие пути искать, вот у бабушек (мои мама и свекровь) же получается. 19.09.2012 18:01:26, любопытная Анна
Я посмотрела - им 12 и 14 лет, конечно, обойдутся, а в 7тоже обходились? 19.09.2012 18:07:24, Кетчуп
Такого вопроса не возникало, кажется. А им, конечно, всегда кажется, что обойдутся. "Я обед не буду готовить" - "Ну и не надо." Я в детстве такой самонадеянной не была, имхо, более реально просчитывала ситуацию, хотя кто знает. А они вот такие, сюрпризные. А проверять на практике, обойдутся или нет, никто не будет.

Я как-то как раз в районе семи лет хотела старшую приучить есть нелюбимую еду, она очень избирательна. По принципу "не хочешь, не ешь, получше проголодаешься - будешь кушать". Она пару дней обед не поела, только кашу на завтрак. И сказала, что не проголодалась. Я решила, что принцип не сработал, и свернула эксперимент.
19.09.2012 18:24:54, любопытная Анна
Суть не в том, чтоб не есть, а в том, чтоб есть что-то вкусное. Ясное дело, что если ребенок сам затрудняется с уроками и я сижу с ним, то картошка варится сама, а хочешь - жаренную, изволь делать уроки сам. Если ребенок не видит разницы между 3 и 5, то эта разница элементарно показывается на блюдах - приготовить что-то тяп-ляп нетрудно. Выглядит тот же пирог, как настоящий, а внутри на тройку. Как-то все хотят на 5, но тогда и учиться на 3 как-то странно. 19.09.2012 18:32:42, Кетчуп












Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»

26.04.2018 03:24:24

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!