Раздел: Школа

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Лумира

Как объяснить, что правильно писать ЛЯ, а не ЛЬА и не ЛЙА (первый класс)?

Прошли в классе букву Я и 2 звука, которые она дает. Теперь пишем только -ЛЬА или -ЛЙА. Может кто-то сталкивался с таким? Учитель настаивает, что у нас логопедические ошибки. Нас спасет только логопед? Или как-то можно объяснить ребенку своими силами?
29.01.2011 19:31:18,

22 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Не волнуйтесь,это пройдет,как только тему пройдут и забудут,ваш ребенок ,видимо очень ответственный ученик:) 31.01.2011 19:40:26, Svetik_anik
УникаЛьнаЯ
МОя на подготовке сейчас, та же ошибка. Имхо, это из-за странной системы "представлять" букву транскрипцией, т.е. Дети, буква "Я" означает [йа] (ну как оно там пишется?). Таки да - она теперь и ан прочтении "видит" несуществующие согласные типа "й" в неожиданных местах. и когда сама пишет (а не списывает), пишет, как слышит - в транскрипции. Идиотство дикое с этими звуками, не знаю, кому оно легче :((( Наверное, потом поможет много читать. Если не успеет до автоматизма дойти это транскрипционное письмо... 31.01.2011 17:40:46, УникаЛьнаЯ
Kirushka©
Так что ж тут сложного? Все три варианта читаются по-разному... Научите ребенко правильно прочитывать. 31.01.2011 11:59:58, Kirushka©
Кошь
Я могу ошибаться, но мне кажется, Вам не логопед поможет, а читать-писать побольше, чтобы "рука набивалась" и "глаз привыкал" к правильному написанию слов. 31.01.2011 01:01:01, Кошь
Мне кажется, нужно говорить, что слог "ля" мы произносим как "льа", а не что "льа" принято записывать как "ля". мммм..... Ну, например: "жир" мы произносим как "жыр", потому, что в русском языке нет мягкого звука "ж", а вовсе не слово "жыр" мы почему-то записываем как "жир" ...из-за какого-то мерзкого правила.

Можно рассказать ребёнку, что в русском языке уйма согласных звуков и мало гласных, поэтому когда изобретали алфавит, парам звуков со сходной артикуляцией "назначили" по одной, а не по две буквы (кроме согласных й,ч,щ,ш,ж,ц), а для обозначения мягкости ввели мягкий знак и дополнительные гласные буквы, которые обозначают те же гласные звуки + мягкость предыдущего согласного. То есть "Я" - это сокращённая запись "ьА", так как без предшествующей согласной произнести это невозможно, то договорились называть эту букву "йА". Мы с сыном пробовали подсчитать, сколько бы нам понадобилось букв, если бы мы обозначали новой буквой каждый звук :)))) результат его впечатлил :)))

Да при чём тут логопед??? Ребёнок звуки слышит правильно! Тут только вопрос обозначения звуков на письме.
31.01.2011 00:36:43, Zeiva
Musenka
А сколько вы звуков насчитали, что результат сына впечатлил? Их не так уж и много, ненамного больше, чем букв в русском алфавите. 31.01.2011 00:41:51, Musenka
40 с чем-то (то ли 41 или 42? не помню, хоть опять считай ^^) вроде заметно больше, чем 33, для них же ещё буквы изобрести надо! 31.01.2011 23:45:27, Zeiva
Musenka
Их 42, всего на 9 больше, чем букв. Не так уж и впечатляет, меня, во всяком случае. Например, в английском разница гораздо существеннее - 26 букв и 44 звука. 31.01.2011 23:58:37, Musenka
Да? Круто, не имела представления! Прямо интересно стало - сколько звуков английского языка я сама способна различить? Явно гораздо меньше, чем 44.... Но у них там написание с чтением вообще как-то плохо соотносится... и гласных звуков как-то очень много...
Спасибо, Вы меня на интересную тему натолкнули :)
01.02.2011 18:22:13, Zeiva
Почитайте статью по ссылке 30.01.2011 23:44:21, ЮлияФ
Musenka
Спорная статья, как мне показалось. Завтра, на свежую голову, еще раз прочитаю (сейчас бегло ознакомилась), но первое впечатление - мухи с котлетами вместе (в смысле - логика страдает). 31.01.2011 00:00:10, Musenka
А это ж та самая, помните, в прошлом году мы ее уже обсуждали. Она и правда спорная, но она дает много пищи для размышлений, так что ознакомиться полезно. А там уже решать для себя. 31.01.2011 20:16:35, ЮлияФ
Musenka
То-то мне она мне показалась как будто бы знакомой :)

Поскольку за прошедшее время я кое-что новое узнала-прочитала, то и другие места внимание привлекают. В частности, пример с глухонемыми вообще "не в кассу", он как раз, скорее, подтверждает, а не опровергает мысль о нужности разбора. В самом деле, как раз у глухих детей и нет расхождения между звуковой и буквенной оболочкой слова (поскольку звуковая оболочка слова у них изначально отсутствует). Т.е. перед ними изначально не стоит задача выбрать правильный вариант написания, они знают только один, правильный, зрительный образ. По сути, это обучение по методу Домана или то, как мы учим английские слова - слово воспринимается сразу целиком, как картинка. А слышащим детям "мешает" звуковой вариант слова. Причем, вариантов может быть очень много - зависит от особенностей их произношения и произношения окружающих, от особенностей восприятия, того же самого фонематического слуха, который не нужен, по мнению автора статьи. На собственном опыте и опыте своего ребенка знаю, что без фонематического слуха таки нельзя освоить грамоту.
Другое дело, что тут (как и во всем) главное не перестараться, не стать тем самым дураком, которого "заставь Богу молиться". У меня, конечно, выборка нерепрезентативная по сравнению с тем, что сейчас, возможно, накидают про "а вот мой Вася", "а вот соседская Люся", "а вот я в детстве"... и т.д., но все же некоторый опыт есть. Исходя из него, могу сказать, что если это дело сильно не педалировать, то и не будет "йолок" и прочих "Йаблок", но вот если совсем-совсем не обращать на это внимания, начинают лезть многочисленные "мачики" и "малчики", что тоже не есть гуд. Короче говоря, истина про "все есть яд и все есть лекарство..." и тут торжествует. Лично мне так ка-а-а-ца :)
31.01.2011 22:11:34, Musenka
У меня тоже уже накопился новый опыт:). Половину первого класса уже прошли. Полет вполне нормальный. Йолки и йубки побыли совсем недолго и прошли как-то сами, мягкие знаки тоже пыталась игнорировать, потом вроде осилила, короче, как-то все идет постепенно и естественно. Долгое время читала не очень хорошо, да и сейчас, когда вечером уставшая, видит одну букву, говорит другую. Нужная буква вмиг проясняется после строгого "Женя"! Но мне всегда помогает понимание механизмов, я знаю, что это связана с усталостью и не напрягаюсь.
Все есть яд и все есть лекарство ,согласна. А еще обращает на себя огромное, просто огромное количество этого всего, в смысле разных факторов.
01.02.2011 13:42:19, ЮлияФ
Кошь
Очень интересно Ваше мнение как профессионала.

Я эту статью помню, не в деталях, к сожалению, надо будет перечитать. Мне, дилетанту, тоже кажется, что рано детям звуковой анализ, когда принятое в русском языке написание слов еще "на глаз не легло". Ребенку, который до школы еще не начал много и бегло читать, а только начинает, всё равно, как писать - "лйа", "льа" или "ля", для него эти варианты равнозначны, и объяснять это с позиций логики, по-моему, куда менее эффективно, чем просто дать время на привыкание к устройству русской письменной речи.
31.01.2011 01:11:26, Кошь
Проработайте тему своими силами. Есть буквы и звуки. И слов напишите на эту тему штук тридцать. У нас прошло :) 30.01.2011 19:08:06, ДраКошка (мама Галя)
бедные дети... ((( От многих слышала, что как только проходят буквы, а потом подробно разбирают звуки, дети начинают путаться. 30.01.2011 15:01:52, jnn
gala8181
+1000 мы тоже долго путались 31.01.2011 01:04:07, gala8181
Во, и у нас тоже началось. Говорит надо писать не Елка, а Йолка, что учительница так сказала!!! я говорю, да это звуки, а писать надо е. На что получаю ответ ребенка, почему Йога пишется с йо, а не е? Теряюсь... 31.01.2011 22:43:44, Lira
Олбанский рулит! 29.01.2011 22:42:53, Votlex
Tiramisu
Попробуйте объяснить типа должно быть короче на письме для оптимизации. когда Л звучит твердо то пишем А, когда Л звучит мягко пишем Я ( у нас это объясняли как 2 работы буквы Я: первая работа - обозначать мягкость предыдущего звука и вторая работа обозначать звук А ) 29.01.2011 19:58:00, Tiramisu
Liporella
Учительница ваша права, логопед в школе есть? Если есть, то записываетесь, профессионал это быстро поправит. 29.01.2011 19:53:07, Liporella

Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!