Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Обучение чтению. Вопросы по процессу.

Вопрос здесь задам, потому что интересуют в первую очередь дети, у которых все это не так то просто прошло. Не те, кто в четыре-пять-шесть уже читать умели, а те которые сами не научились, поэтому их целенаправленно учили либо до школы, либо уже в школе.

Я столкнулась с тем, что ребенок достаточно бодро и технично прочитывает, например: пе-ре-вер-ну-ла.
Но не может сказать что получилось.
Или читает, скажем: У кошки четыре лапы. Про лапы еще помнит, а про кошку уже нет.
Как вы думаете, это недостаток практики или это еще чего-то с мозгами не дозрело и вопрос решится скачком со временем сам собой?

Ну и поделитесь историями. Как, сколько, какими способами, по каким пособиям и так далее, вы учили ребенка читать. Если учили, конечно. Если вам пришлось это либо самому до школы делать, либо помогать в школе.
18.03.2010 15:20:17,

51 комментарий

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
Мы младшего пытались учить сами, лет с 6, и по Жуковой (возненавидел почему-то сразу), и по старинному букварю 80-х годов. Долго и тягомотно, с выматыванием нервов и себе, и ребенку. Но у него другая проблема была - он отвратительно читал именно с технической точки зрения, путал буквы, слоги, пропускал много. Причем буквы все он знал лет с 3-х великолепно, и учить-то не пришлось, прочитали ему пару раз азбуку Маршака с картинками, и оказалось, что он уже все буквы знает. В результате логопед-дефектолог выучила его за август месяц перед школой до 30 слов в минуту. По крайней мере, такой результат он показал на первой проверке чтения. Дальше все продвигалось крайне медленно, в школе задавали каждый день читать вслух, слушать его - можно было обрыдаться... Летом я от него отстала, читала ему вслух сама, и вдруг в августе перед вторым классом оказалось, что он читает бегло и не по слогам. Так что мозги дозревают, видимо, иногда сами. Для меня это все было удивительно, т.к. дочь уже в 5 лет читала бегло и запойно, и никто не помнит, чтобы ее этому учили... 19.03.2010 15:40:16, Pilar
Это точно, ИМХО, не недостаток практики. У меня Андрюша поначалу так читал, что я к концу фразы иной раз забывала, об чем начало, потому что отвлекалась. А он - не отвлекался, он мог абзац промекать так вот жутко тягомотно, в течении получаса, а потом поднять глаза и бодренько про что-то из самого начала абзаца спросить "А вот это слово - оно что значит?" Или ржать начинал над смешным посреди всей этой тягомотины, когда все вокруг просто рыдать уже были готовы. :))
Он, кстати, не любил читать по букварю и по специальным книжкам, где слова разбиты на слоги, ему это мешало. (Я, правда, все равно заставляла, мне казалось, тогда он меньше додумывает окончания). В основном он читал по обычным книгам, типа Сказок дядюшки Римуса, лишь бы шрифт был крупным.
18.03.2010 21:34:19, Lariska
Вот, и у меня также дочь отвергла все буквари, училась читать сразу по книжкам. 19.03.2010 00:01:52, moksifri
Красно Солнышко
Для дочери все буквари тоже мимо прошли.
Она так научилась, что я теперь понимаю, что даже не знаю как :)
Я отчетливо помню только один момент, когда до нее дошло как сливаются слоги. Это было буквально одно объяснение по картинке из Жуковой. Потом прошло какое-то время, которое с ней не занимались, но вдруг выяснилось, что она уже читает. Берет книги и читает.
Но сын не такой. Он может и научился бы сам, когда-нибудь, но школа явно не даст ему такого шанса :)
19.03.2010 10:02:03, Красно Солнышко
Я сама научилась читать довольно поздно, уже в школе, зато как-то мгновенно, типа Вашей дочери. К концу 1 класса читала уже лучше всех в параллели, а с возрастом скорость чтения еще увеличилась. Сейчас читаю очень быстро и читать обожаю. Моя дочь очень хотела научиться читать лет с 4, но до нее долго не доходило, как сливать буквы в слоги и слоги в слова. Сразу оговорюсь, что она дислексик. Просветление наступило только лет в 6, уже в школе. Причем в школе она научилась читать по-франц., потом выяснилось, что и по-русски она тоже как-то умеет читать (с трудом, но читает - буквы русские мы с ней вы учили раньше), а недавно начала активно читать английские надписи. Натоящий прорыв по чтению, когда она стала сама брать книгу и читать для удовольствия, наступил только в этом году, в 7.5 лет, когда дочь за 2 дня прочла сборник стихов. Так что у нас в семье обучение чтению как-то очень непредсказуемо. Мое мнениe: надо учить, но научится ребенок все равно тогда, когда у него в голове все процессы соединятся в нужном порядке. 19.03.2010 19:37:55, moksifri
Cat-S
А как сын пересказывает, стихи учит? Может, до школы сосредоточиться на развитии устной речи? Все-таки, именно чтение в первом классе еще у многих плохо идет. Хорошо и много читающих детей еще не большинство, по моим наблюдениям. А вот за счет развития устной речи, памяти можно снизить важность техничности чтения. 19.03.2010 13:12:03, Cat-S
Красно Солнышко
Память бывает и получше :)
С января учим стихотворения. Учим, пока не доучим. Штук шесть к текущему моменту выучили.
Речь, ну ничего, если знать, что ОНР в анамнезе. Тоже занимаемся, конечно. И в саду занимаются.
19.03.2010 20:29:28, Красно Солнышко
У дочки так было, где-то ей было 5,9-5,10. Все силы уходили на то, чтобы прочитать, сложить слоги. Текст потом вспомнить не могла. Уже в 6,2-6,3 скорость увеличилась и текст стала понимать и запоминать. Я к ней с чтением почти не приставала, очень мало занималась. Так что думаю нужно подождать вам. 18.03.2010 19:46:26, Malenka
Василиса из сказки
Маш, ты про нас уже слышала. Но лично для тебя: еще раз в подробностях :). Я писала, что и в 7 лет ребенок с трудом читал. К 7 с половиной стала помнить, что прочла (ну, если не волнующая ситуация типа собеседования). К чтению у нее не просто нелюбовь а НЕЛЮБОВЬ, вон, Винкс смотрит, журналы себе про них покупает. НЕНАВИЖУ. Но молчу. Под мое чтение она всегда засыпала хорошо :), хотя вот сейчас Сетон-Томпсон хорошо пошел, но я не могу долго читать, голос садится, вот брошу свою работу - буду, может, внимания ребенку больше уделять. У нас, в результате, не очень хорошая исторрия с чтением вышла. Я-то не обращала внимания уже лет с 5-6, поняв, что не ее, а вот некоторые другие родственники мозги промывали. Она теперь ближе к концу четверти на чтении заикаться начинает :(, или слова с трудом по отдельности читать. Учительница мне сообщила в очередной раз, я посадила дома ребенка читать - ну, могу сказать, что в 3 классе она уже очень хорошо вслух читает, четко, ясно, все помнит (а я строго оцениваю, прямо поразилась, как учительница научила). А на уроках - вот так, видимо, когда уже нервная система под конец четверти устает. А потом вдруг и на уроках нормально читает. Прямо какой-то чтение-невроз сформировался. Да, я сама ни по чему не учила - такое у ребенка было отвращение к чтению. То ли врожденное что-то, то ли от того, что некоторые ее в 2 года стали учить читать, у нее не получалось, она не хотела, а ей еще периодически говорилось, какие молодцы РР и ММ, к примеру, а она и так ревнива слишком. 18.03.2010 19:22:58, Василиса из сказки
Василиса из сказки
Да, там народ еще про иностранные языки внизу писал. В 8 лет она быстро выучилась читать на немецком, сейчас еще и на английском что-то читает, ну, в рамках Beginer. Была я в ее группе, явно она там не из самых бестолковых. Я твоего ребенка оценить не могу, но, мне кажется, если он до 7 идет в школу, имело бы смысл отдать его к спокойной нехолеричной учительнице с четкой традиционной программой. 18.03.2010 19:28:23, Василиса из сказки
Musenka
А вообще с памятью как? Может быть, он просто пока не может запомнить ряд слов?

Я учила по Жуковой обоих, вернее, мальчика с трудом, но научила, а девочке и Жукова не помогла. Девочку смог научить читать специально обученный педагог по комплекту пособий Журовой-Кузнецовой. Медленно, почти целый год учились. Но я довольна результатом очень - при не очень еще высокой скорости (совсем невысокой, прямо скажем) чтения, ребенок стопроцентно понимает прочитанное и воспроизводит его отлично. И главное - процесс ребенку доставляет удовольствие :)
18.03.2010 19:06:43, Musenka
Я без советов, просто попался букварь при просмотре книг, показался очень неплохим навскидку. 18.03.2010 18:33:03, Леари
Я на днях вот такое купила, жль, маленький объем.

18.03.2010 18:09:00, Караул
Я учила целенаправленно. Потому что время подходило к 7-ми, а чтения еще не было.

Сначала учились на подготовке к школе по кубикам Зайцева. Не пошло. Ребенок не смог по их методике читать правильно. Там не было понятия закрытый слог типа "ар", "ам" и пр. Поэтому свою станцию метро он читал как "ВА-ВИ-МА-ТО-РО-НА-Я".

Бросили кубики нафиг, взяли букварь Жуковой. Вот он нам помог конкретно. Весь первый класс с ним провели (параллельно школе, в школе что-то другое было, азбука какая-то и прописи Горецкого). И в конце первого класса деть зачитал нормально.

С пониманием проблемы были, но не до такой степени. Мог прочесть два-три абзаца и забыть, что там в первом. В пределах 5-6 предложений все вроде помнил. Ну и еще мо - слухач. Если читает вслух, то перескажет хоть что. Может, в этом дело?

Все это прошло с опытом. Время лечит. :))))
18.03.2010 17:43:31, Natem
Гы, перевернула... у нас в шесть было так

-Ма-Ма
-Что получилось?
-Кошка? Нет? А что?
И было бесполезно, а потом мозги дозрели, и процесс был какой то лавинообразный.Сейчас читает неплохо и главное понимает прочитанное.
18.03.2010 17:42:32, Ахинея
Не дозрел, конечно. Но - у кажого свои заморочки. У меня старшая и буквы переставляла и вообще читать отказывалась. Кароч, я с ней столько дров наломала, что младшего в 4 года отдала на занятия к специалисту. Вообще-то туда детей большинство отдавали с другой целью (психологическая адаптация), но т.к. подзаголовок был "подготовка к школе", то и читать - писать и проч. тоже учили. Методика была очень своеборазная, многим умным деткам (особенно тем, кто в 4 -5 лет уже читал) совершенно не подходящая. Но мой в результате научился читать ровно в 5 лет именно в соответствии с требованиями к возрасту - т.е. не читал бегло как взрослый, но читал медленно, но верно, даже 1-ю книжку прочитал абсолютно по собственной инициативе (Бабар). Мне достаточно. В школе, как известно, учится с 6 лет, при поступлении очень четко и увернно прочитал и пересказал отрывок. К чтению претензий никогда не было. Вот только последние 2 четверти халтурить начал - 4 получает, но это в основном из-за системы тестов. Если бы с них как в старину спрашивали только пересказы и стихи, были бы одни 5. Для себя читает неровно: то ухватится, то неделями не берется, но в цеолм - лучше, чем сестрица, особенно в этом возрасте. 18.03.2010 17:33:00, hanhi
Да, у моего также. Решили сделать перерыв до лета, вообще пока не заставлять читать. Мне кажется, не дозрел пока. Но моему 5 лет, есть время до школы еще. Но выглядит все ровно как Вы пишете. 18.03.2010 17:10:13, Аник
Мы учились (с обоими мальчишками) читать целенаправленно. В нашем случае это больше необходимость, определенный этап для последующего становления речи (существует масса обоснований этому, по опыту соглашусь, что нам это было необходимо, речь подстегнуло сильно). Оба проходили приведенный этап, когда весь запал уходит на сам процесс прочтения, а о понимании речи еще нет. Понимание всегда приходило позже, когда нарабатывался объем, сама техника чтения становилась лучше. Для тренировки понимания еще давала читать простенькие слова (сначала только их), потом словосочетания или предложения из пары понятных простых слов, типа: мама спит, задавали к ним вопросы: о ком здесь речь? а что он делает? и тп. Сначала подсказывала, потом, если не отвечает сразу, предлагала прочитать еще раз...
Оба раза учились по ЖУковой. Как-то не пошел ни один логопедический букварь :) уже раздала их тонну :) Как дополнение использовала Фединых и Новикову (2 часть, где уже предложения и тексты)
18.03.2010 16:26:00, Посторонним В
Красно Солнышко
Спасибо за наводку на Новикову. Присмотрюсь.
А я еще вот какие книжки пока купила.
18.03.2010 17:24:00, Красно Солнышко
Красно Солнышко
Да, я тоже обратила внимание, что с началом обучения чтению и речь стала чище.
Основной букварь у нас Ткаченко. Остались там только твердый и мягкий знаки.
А тексты я добавляю отовсюду, откуда найду.
Сама набираю и распечатываю. И из Жуковой, в том числе. Сама Жукова мне своим делением на слоги черточками не нравится. Лучше когда цветом. Ну и вообще мне проще дать листочек с коротким подходящим текстом, чтобы глаза не разбегались и не отвлекался.
18.03.2010 17:16:43, Красно Солнышко
Как-то черточки нас особо не смутили :) Читатели не жаловались и проблем с переходом на чтение уже без них не возникло (у Фединых тоже черточки), а вот во втором вопросе соглашусь - тоже многое печатала сама. И сейчас печатаю: нам логопед дает задание по звуковке, но их легче перепечатать, чем дать книжку - он начинает читать соседние задания, разглядывать картинки... занимается всем, но не нужным заданием, ессно :)
Ткаченко "клиент" тоже забраковал :)

У Карапуза много интересных серий, всегда что-то можно подобрать для первого чтения, мы тоже их читали, только более старую серию Читаем сами.
18.03.2010 18:38:00, Посторонним В
А сейчас мы уже "продвинутые" читатели и читаем все уровни серии Я люблю читать (Махаон) (первый уровень по ссылке). Серия очень приятная, но подойдет только деткам с естественнонаучными наклонностями :) (средний во всех карманах таскает Насекомых из соответствующего журнала - его от этих книжек не оторвать :) 18.03.2010 18:45:00, Посторонним В
Красно Солнышко
Напомните, а в каком возрасте у вас дети в школу пошли (идут)? 19.03.2010 10:04:47, Красно Солнышко
Старший в 7 и почти 4 (он майский), а средний в 7 и 10 пойдет в этом году (он ноябрьский), таки решила я пересидеть еще годик - с речью пока все еще не ах :О Пока на него смотрю и вижу только плюсы. 19.03.2010 18:57:00, Посторонним В
завидую я вам:-) Как бы и мне так решить, что бы ни кто не давил:-) 20.03.2010 14:58:00, Караул
БЫло б в чем завидовать... ОНР у него таки 3... Думаете, на меня никто не пытается давить? просто я, гм, несколько уперта в своей правоте (хорошо это или плохо, но так). 20.03.2010 15:05:00, Посторонним В
Конечно, не в плане речи. У нашего тоже проблем хватает. И звуковка и не звуковка:-(
Но, у нас даже старшая дочка меня терзает - не порти ребенку жизнь:-( Влад тоже ноябрьский.
20.03.2010 17:51:00, Караул
Красно Солнышко
Я сама приняла решение. Что группа годом младше, в которой дети с ОНР, будет ребенка только тянуть вниз. Может и неверно, не знаю. Не угадаешь. 20.03.2010 23:51:03, Красно Солнышко
У нас-то обычный сад и подготовительная. Кстати, речевых детей туча. Ни кто не расстраивается. Все в школу собираются спокойно. 21.03.2010 00:41:00, Караул
Нам проще - не садовские мы :) плывем в своем режиме и никто никуда не тянет ;) В основном на групповых занятиях он среди детей максимум со звуковкой или полнейшей нормой, буду тешить себя надеждой, что никто про нас не говорит, что мы тянем назад :) 21.03.2010 09:21:00, Посторонним В
Наш просто в музыкалку и на спортивные занятия ходит с детьми младше на год. Ни чем особо не выделяется. 21.03.2010 13:59:00, Караул
Мой ребенок учится читать уже 2 года. Медленно и тяжко. У нас была смесь методик Зайцев с его кубиками-складами + Доман с его целыми словами и образами- картинками + одновременное обучение письму, чтобы моторная память развивалась. Занятия минимум по часу каждый день. Сейчас может читать маленькие рассказики, со словами разбитыми на слоги. Целые слова читает небольшие. Обязательно пересказ прочитанного и ответы на вопросы. 18.03.2010 16:09:44, Вахмурка и Гржмелик
Моя дочка, которая благополучная и умная (по отзывам логопеда и воспитаталей), у нее грамотная речь, знает много умных слов, хорошо рассуждает и т.д., тоже имеет определенные проблемы со чтением. Сверхранним чтением я не занималась, но в пять лет начала потихоньку "поучивать". Процесс никак не шел, я забросила это занятие. Вернулась к нему в шесть. Сейчас ей 6,5. Читает, но очень-очень медленно. Вязнет в слогах, путает буквы, может вместо одной буквы произнести другую, хотя сами буквы изолированно, без чтения знает давным-давно. Устает, отвлекается, начинает рассматривать и обсуждать картинки. Если честно, то я даже не предполагала, что именно чтение будет вызывать затруднения.
У нее плохо идет, как я понимаю, последовательная кропотливая переработка мелкой однотипной информации. Именно чтение, потому что с усидчивостью проблем нет. В психологии есть термины - симультантные и сукцессивные синтезы, последовательная обработка информации - это кажется сукцессивные. Т.е. какие-то процессы в мозгу происходят лучше, а какие-то хуже в силу физиологических причин. И я так понимаю, что развивать их можно только длительными целенаправленными упражнениями.

А вы обращались к нейропсихологу?
18.03.2010 16:01:52, ЮлияФ
Красно Солнышко
Я пока не вижу особых причин обращаться к нейропсихологу.
Я в 5 лет даже не пробовала учить. В шесть лет, да еще даже пару месяцев назад (сейчас ему почти шесть лет и пять месяцев), ребенок еще всех букв запомнить не мог.
Мне сейчас больше важно понять, оставить как есть до школы, решить, что и так сделан некий задел и достаточно. Или наоборот, учить больше, потому что есть реальные проблемы, которые преодолеваются только регулярными упражнениями.
18.03.2010 16:11:02, Красно Солнышко
Мне почему-то кажется, что как раз нейропсихолог может порекомендовать упражнения на созревание зон мозга, которые вызывают те самые проблемы. Причем упражнения могут быть совсем не связанные со чтением, что очень хорошо - процесс идет, а чтение не попадает в разряд тяжелой нелюбимой работы.
Возможно, правда, я идеализирую нейропсихологов:)
19.03.2010 00:24:49, ЮлияФ
Musenka
Совершенно не идеализируете, так и было в нашем случае. Правда, у нас все в комплексе проходило. 19.03.2010 00:32:23, Musenka
Оставь, Маш. Дай ему дорасти, просто сейчас этому учить - угробить кучу времени, а после лета, может, это вообще без всяких усилий придет. И главное, усилиями это все равно не всегда можно подтолкнуть. У моей подруги сын после второго класса читал довольно бодро, можно было слушать, с Андрюшиной изначальной тягомотиной было не сравнить. Т.е. навыка подруга то него добилась. А понимания не было. Он очень бодро складывал буквы в слоги, а слоги в слова и смысл при этом не улавливал совершенно. 18.03.2010 23:23:10, Lariska
ИМХО, я бы учила целенаправленно. Ибо у таких детей сделанный когда-то задел без постоянных повторений может исчезнуть. 18.03.2010 17:55:51, Natem
+1 18.03.2010 18:40:00, Посторонним В
Cat-S
Даже не знаю, поможет ли мой рассказ. Проблемы были, были очень долго, но совсем другие. Читать начали учить в 5 лет. Методично - дома и в саду. На фоне других детей вроде бы читала, но я догадываюсь, что другие родители несколько меньше к ребенку с чтением приставали, чем я. Ежедневно дочь минут по 20 мне читала. Но до 8 лет техника чтения была ужасающа (особенно с учетом затрачиваемых усилий!) - читала медленно, путала строчки, пропускала предлоги, читала по догадке и т.п. При этом всегда могла пересказать текст. Ровно до 8 лет прирост в технике был очень невысокий. И после начала самостоятельного чтения про себя больших объемов техника чтения вслух вдруг выправилась.
Я для себя сделала вывод, что у ребенка были, видимо, проблемы с вниманием и полем зрения. Как только она научилась видеть слово-фразу целиком, все сразу встало на свои места. Я думаю, что сейчас она также "догадывается" как и раньше, только сейчас она научилась догадываться в 99% случаев, а раньше - в 40-70%. Косвенно это подтверждается еще тем, что по-английски читает также шустро, как и по-русски. А ведь в английском надо именно видеть слово целиком, по слогам в большинстве случаев читать не получится из-за огромного количества исключений в правилах чтения.
В чтении про себя по-русски у дочери скорость очень высокая, она читает намного быстрее меня. Видимо, я до сих пор читаю традиционно - слогами-словами, а она уже научилась читать более крупными блоками.

Есть ощущение, что в вашем случае, как раз с вниманием все более-менее в порядке (читает технично), а есть проблемы с объемом кратковременной памяти, которую и нужно развивать. Но это предположение только, что логопеды говорят?
18.03.2010 15:54:31, Cat-S
Вот, моя дочка читает в точности так, как Вы описали. 19.03.2010 00:26:08, ЮлияФ
Красно Солнышко
Это ж какой должен быть усидчивый ребенок, чтобы соглашаться ежедневно читать по 20 минут? :) 18.03.2010 15:57:15, Красно Солнышко
У меня Андрюха одно время читал ежедневно по 20-30 минут. В 6 лет как раз. Сначала за это время он как раз прочитывал один абзац из сказок дядюшки Римуса.:) 18.03.2010 23:26:21, Lariska
Cat-S
Ей нравилось читать; кроме того, я ее всячески поощряла. От похвалы до наклеек и т.п. 18.03.2010 16:00:06, Cat-S
Мой и в 8-то ни за какие коврижки не станет читать 20 мин....Хотя технически читать давно умеет. 18.03.2010 17:37:00, hanhi
pelenka
Если устроит именно моя история, то расскажу. Я научилась складывать буквы в слоги в 4 года, целый год я таким образом ежевечерне мучила маму с этим. Слово у меня не получалось вообще, никак. В 5 лет я дозрела. И забросила чтение )))

У дочери другая ситуация, читать научилась позже, чем я, но практически сразу быстро. Но долго вырабатывали навык именно запоминания того, что прочли. С кучей вопросов по прочитанному предложению.

Мне кажется, что это именно некое созревание в голове.
18.03.2010 15:51:07, pelenka
Я прошу читать не в слух, тогда смысл скорее улавливается. Много сил тратится на сам процесс, на смысл уже не остается, либо нет интереса. 18.03.2010 15:51:00, Караул
Некоторым вслух проще. Я своего еле отучила (читать вслух), уже классе во 2-м. 18.03.2010 17:38:00, hanhi
у своего я сочла, что не дозрели мозги. Сейчас более-менее. Но я не дала читать предложения и словосочетания, пока он не стал нормально прочитывать слова. Я просила повторить слово, если ставил неправильно ударение или вообще по каким-то признакам я понимала, что слово не понято, то уточняли какое именно слово. 18.03.2010 15:49:51, ex_muha
ABDDavidoff
Мозги не созрели. У нас со временем вылилось в невнимательность. 18.03.2010 15:43:47, ABDDavidoff
Красно Солнышко
А какая связь? 18.03.2010 15:57:39, Красно Солнышко


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!