Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Красно Солнышко

Программа по математике

Интересует пока только 1 класс.

Я пересмотрела учебники.
Моро - примитив.
Петерсон - тоже примитив, хотя и с претензиями большими, но все их сортировки и множества в реальности - это задания уровня ребенка 3-4 лет. Кстати, говорят, что зато второй - сразу резкий скачок и не очень хорошо прорабатываемый счет тысячами.
Аргинская (система Занкова) - не нашла
Гейдман - очень понравилось.

Кстати, Гейдман - это единственный учебник, где во втором полугодии идет переход через десяток и счет в начале в пределах 20, а потом в пределах 100.
Где нормально, вполне адекватно, без лишнего пережевывания, вводятся все необходимые понятия: дециметр, периметр, отрезок и тому подобное.

Но у меня такой, очень поверхностной взгляд. Первая прикидка, так сказать. Интересно услышать мнение тех, кто УЖЕ учится, и даже, возможно, не первый год.
24.02.2004 10:37:46,

183 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
"прЕтензия"... Так, кстати о претензиях.... Господа, подскажите, где в сети найти полную программу Петерсон 1-4, с методикой и прочая? Благодарю за помощь... i_sha@mail.ru Ирина 10.01.2005 19:08:25, Ирина Шеботнёва
Красно Солнышко
Вот здесь надо вставить ремарку. ПОТОМ я выяснила, что учебник Гейдмана у меня был за второе полугодие первого класса по программе 1-3. Там да, без лишнего пережевывания. Чего не скажешь о комплекте за первый класс по программе 1-4. Подготовленному ребенку - ну ОЧЕНЬ медленно. 25.11.2004 12:55:35, Красно Солнышко
Учти! Заболеваемость в классе обучающихся по Петерсон почти в 3 раза выше, чем по учебникам других авторов! 07.06.2004 00:52:11, Шу-шу
Xenny
Вывод: Петерсон - отрава.
Странное изречение :)
07.06.2004 12:38:30, Xenny
Господи, а связь-то какая? Воспаление мозга что ли происходит:-)? Неужели дети так безумно перенапрягаются? Что-то по своему парню я не заметила. 10.01.2005 20:39:49, Мучача
А мне в детстве так Моро нравился - любимый учебник был! С 1 по 3 классы - нравились картинки, оформление, задачки тоже ничего - а в школу я пришла уже умея считать и писать. Сейчас своих детей по нему учу - 4 летний сын с этой книгой (и еще Азбукой) просто неразлучен - может полчаса сидеть и считать птичек, самолеты и кубики. 27.02.2004 00:21:48, aadvark
Красно Солнышко
Ну так то четырехлетний?
А что будете в школе делать? Повторять Моро еще раз?
27.02.2004 09:57:58, Красно Солнышко
Кондратея
Я по твоей просьбе прочла всю тему:) - и ровно никакой мудрости не могу тебе прибавить. Скорее наоборот - я уже сама себе кажусь простодушной в подходе к математике.

Если тебе "ехать" (так сказать) - то см МариюД. Что я могу добавить? Она права - МАТЕМАТИКА начинается с этого, а не с беглого счета до 20.

Если тебе "шашечки" - то так или иначе придется смириться с тем учебником, который будет рекомендован в школе, куда пойдет твоя дочь.

Мое мнение - учебник сравнительно мало важен, все они дают тот же материал в сумме, ни один не смотрит на дело под принципиально-новым углом. Может, Эльконин-Давыдов правда выдается - но я его в руках не держала.

Реально усвоение ПОНЯТИЙ математики у ребенка зависит от учителя, а не от учебника.

Я вот не имею никаких претензий к своему учебнику математики первого класса. Хотя не помню никаких данных о нем. И считать в любых пределах я научилась до первого класса. Тем не менее - мне было не скучно, нам давали обобщенные понятия (о неизвестных, уравнениях, функциях) - и в то же время подавляющее большинство детей класса училось просто считать. С самого начала. Худо-бедно научились все.

Мне математику вложили "из воздуха" родители, а они точно избегали любых ложек дегтя и вообще разговаривали со мной обо всем "вообще", а не конкретно о "счете до 20и". Моя мама повторяла слова ее научного руководителя - "лучше ничего не успеть, чем чего-либо не понять".
26.02.2004 16:05:03, Кондратея
Мне бы такого научного руководителя. Я вот диссер пытаюсь понять, в итоге часто не успеваю - мне по голове. 26.02.2004 18:41:42, Мария Д.
Moro, IMHO neplohoi uchebnik. Tol'ko ego brat' nuzhno poran'she, ne v 6-7 let. I ne kak edinstvennyi. K nemu neobhodimy sborniki olimpiadnyh zadach, vsyakie zanimatel'nye matematiki. My tak so starshei zanimalis'.
Peterson mne kak-to nadoel k 1 klassu.
Aleksandrova ne ponravilas'.
Geidmana u menya net.
26.02.2004 00:56:54, irina.
Татьяна П.
У нас учебник Моро, даже сама учительница говорит что он примитивный и иногда даёт задачи на смекалку, сообразительность. Но ... мы ходим на занятия математикой в курчатовскую школу и нестандартные задачи плохо решают все дети, независимо от того по какой программе у них математика, а стандартные -- все дети решают хорошо (у нас 6 человек в группе и, увы, все "плывут" одинаково, правда сейчас уже наметился прогресс). То есть хочу сказать не настолько сильно это важно какая программа по математике, кроме школьной математики можно взять привычку думать из кучи других мест, а для основ достаточно и Моро. Нестандартными задачами для 4 класса могу поделиться -- мы их с еще одной мамой в файл набиваем. 25.02.2004 14:21:46, Татьяна П.
Xenny
и мне, пожалуйстаЁ 07.06.2004 12:50:21, Xenny
Красно Солнышко
Поделитесь пожалуйста. 25.02.2004 14:31:45, Красно Солнышко
Мы учимся по Аргинской. Мне не очень. На мой взгляд слабовато. Счет в пределах 10, очень долго не начинали складывать, переход через десяток только в 4(заключительной) части. Мы ее прошли сами примерно за полгода. Сейчас закрепляем счет через десяток. К школе готовились по Петерсону(вернее лет с 2 начали его). После него как - то .... 25.02.2004 13:25:28, Ирины Б.
Мы учимся по Гейдману. С начала второго класса умножаем вовсю. Правда, для этого пришлось взять в школьной библиотеке старенького Гейдмана по программа 1-3. Там 2-й класс сильней.

Если учесть, что весь первый класс промучились с Моро, то лично для меня и моего ребенка Гейдман - единственно подходящим оказался. Да и еще учительница его же проповедует. :)

так что берите Геймана, не промахнетесь. Но Боже упаси ввязаться в Моро. :(
25.02.2004 00:41:04, Наташа и Игорек
Красно Солнышко
Уже взяла.
Гейдмана и Петерсон. Но планирую еще раздобыть Аргинскую :)
25.02.2004 08:36:23, Красно Солнышко
Ты же разбираешься в математике хорошо! Бери по Эльконину-Давыдову (т.е. Занков, кажется). Единственная система, где даются рано алгебраические идеи, а это мой критерий хорошести. В ней надо понимать, но ты-то поймёшь. 24.02.2004 15:51:12, Мария Д.
уууу! Мы по этому Э-Д еще даже до первого десятка не дошли, а уж март на носу, а мы только циферки в прописи и НИКАКОЙ тебе арифметики. Говорят, что таки будет, но в последней четверти. Сравнивала Петерсон и то, что сейчас ребенок проходит в первом классе, и показалось мне, что все тоже, только с арифметикой. 8-) Э-Д математика по Горбову, Давыдову. 25.02.2004 15:42:08, Nata
Какие темы там ЕСТЬ? Сравнения есть, в виде A 25.02.2004 15:58:13, Мария Д.
Красно Солнышко
Хорошо ты махнула :)
Занков - это Аргинская
А Э-Д - это Александрова.
Последняя, кстати, тоже не понравилась. Ну не люблю я мыслью по древу!

Лучше сформулируй мне основные алгебраические идеи, которые ты считаешь необходимыми.

Скажем, другие системы, кроме десятичной, а нигде не встречала.

Умножения, даже просто как идеи, тоже нет в 1 классе, нигде.
24.02.2004 15:57:32, Красно Солнышко
Промахнулась "слегка", перепутала, даже знаю с чем и как ;-) У меня вообще с именами... Хорошо хоть Выготского от Пиаже отличаю :-))

Про основные алгебраические идеи, хе-хе. А ключ от квартиры? Ну, где-то так, в произвольном порядке:

- Градиент, одномерные, двухмерные и трёхмерные сортировки по признакам, сравнения и неравенства
- Логическо-множественные операции, пересечения и объединения, метод множеств в категоризации (например, что множество квадратов - пересечение множества ромбов и прямоугольников)
- Неизвестное, нахождение неизвестных по признакам (уравнения в частности)
- Коммутативность, транзитивность, рефлексивность на многих примерах
- Идея функции, простейшие операции с функциями (обратная, композиция, итерация)
- Координатный метод - координатная прямая и плоскость, графики, гистограммы, не-количественный анализ графиков (возрастает-убывает), метод графиков для сбора и анализа данных
- Структуры данных: список, таблица, дерево
- Позиционные системы, несколько примеров, перевод количества в разные системы
- Идея символа и символизации, работа с изменениями символов, системами символов

Ну и конкретика:
- Идея пропорции, построенной на разных операциях, то есть как совокупность групп объектов с определённой структурой внутри, скажем, пары чисел, отличающихся на два (а, а+2) или пары чисел, отличающихся в три раза (а, а*3), визуальные и другие модели, аналогии тут же (кошка-шерсть, курица-перья)
- Умножательные идеи и модели - симметрия, разрезание на кусочки, складывание
- Позиционные системы :-) тут же большие количества, идея порядка размера
- Измерение, разные величины, пере-нумерование (четыре слонёнка или тридцать восемь попугаев), тут же дроби - об этом хорошо у Э-Д
- Приложение математики к чему попало (психология - график страха и таблица комбинаций типов, музыка, рисование - пропорции, танцы - углы и паттерны...)

Удачи :-)
24.02.2004 17:37:08, Мария Д.
Красно Солнышко
Это ты про первый класс да?

А как же устный счет в пределах 20 или там 100?
Или ты считаешь что это не надо все? :)

Все что перечислила - это какая-то бытовая математика. Зачем мне школа то для этого? :) А вот ты попробуй научи ребенка считать, например, 8+6 быстро. Я уже все свое красноречие на такой вот фигне сломала...
24.02.2004 22:02:49, Красно Солнышко
На кой считать 8+6 быстро в семь лет? Она что, уличный торговец? :-)

Я такому учить даже пробовать не буду, просто пошлю (маму) психологию развития читать...
24.02.2004 22:05:08, Мария Д.
Красно Солнышко
Ой, Маш. Хорошо тебе там с твоим хомскулингом рассуждать о психологии.
А писать учить в шесть лет? Физиологично?
Уж лучше я научу, чем в школе всю охоту отобьют.
24.02.2004 22:24:48, Красно Солнышко
Сама отобьёшь, типа, охоту, чтоб оная врагу не досталась? :-))

Зачем тратить время на занятия, которые не считаешь полезными? Я бы работала над СНИЖЕНИЕМ процента таких занятий в общей картине, а не над повышением. Это не риторические вопросы, ответь, я ж торможу на этом месте традиционно :-)
24.02.2004 22:52:59, Мария Д.
Красно Солнышко
Проблема твоего подхода в том, что ребенок всегда будет образование воспринимать только как игру. А хотелось бы ложки дегтя, в бочке меда :) 24.02.2004 23:19:40, Красно Солнышко
Давай сразу бочку дёгтя, чего уж. И с головой :-) Чтоб жизнь малиной не казалась.

Я не считаю, кстати, что именно как игру ребёнок будет воспринимать образование. Иногда как игру, иногда как приятное занятие, иногда как осмысленное средство к своей цели, иногда как процесс-самоцель. Но не как "им это нужно, мы это делаем", понимаешь, что меня смущает?

То есть я понимаю идею "неизбежных препонов на пути" - если они неизбежны. Работать в таком случае необходимо над их минимизацией. Ты же говоришь о том, чтоб их БОЛЬШЕ устраивать? Вот этого я что-то и не пойму.
24.02.2004 23:56:13, Мария Д.
Красно Солнышко
Смейтесь-смейтесь.
А я, например, не знаю как идти дальше без свободного счета в пределах 20-ки. Это же инструмент!
25.02.2004 08:52:43, Красно Солнышко
Можно я тебя спрошу прямо так - ты читала что-нибудь с моих сайтов? :-)) 25.02.2004 15:41:53, Мария Д.
Красно Солнышко
Только то, что по-русски :)
Даже пробовала многое.
25.02.2004 15:45:58, Красно Солнышко
Но до сих пор не знаешь, как заняться, скажем, решением уравнений или функциями - без беглого счёта до 20? Пойду всё сотру нах. Зачем оно там. 25.02.2004 15:59:01, Мария Д.
Красно Солнышко
Маш, не обижайся. Но ты же понимаешь, что я в рамках немного других целей...
Просто заняться - одно. Я много чем занимаюсь просто. От случаю к случаю.
25.02.2004 16:11:48, Красно Солнышко
Да я не обижаюсь :-) Вообще никогда. Просто задумалась. Ну, эта, буду работать над. 25.02.2004 16:23:30, Мария Д.
Красно Солнышко
Мы ж того, в меру сил, помогаем, адаптируем, так сказать :), применяем на практике... 25.02.2004 16:26:42, Красно Солнышко
Очень! Спасибо. Эта дискуссия очень помогла. 25.02.2004 16:38:30, Мария Д.
Ой, девчонки, чегой-то вы, как я погляжу, мечтаете загрузить своих чад по самое "не балуйся" и чтоб не чирикали?

А оно надо?

Ну почему, ПОЧЕМУ занятие английским 3 раза в неделю для первоклассника МАЛО?????
Мой мальчик занимается русским и математикой всего 3 раза внеделю - и что? Русский уже по программе третьего класса изучает при номинальном втором, математика - примерно тоже. И это при всем при том, что учительница запросто может провести с ним урок математики одновременно с русским параллельно с изготовлением человечков из бисера (пока человечка делают, таблицу умножения повторяют, задачки составляют про этих человечков и бисеринки, из которых они сделаны, а потом еще и условия задачек разбирают по частям речи и членам предложения)!!!

И что в этом плохого? Ребенок все усваивает, ему все нравится, и он не утомляется обычной тягомотиной, какая царит на типичных уроках.

Ну не верю я в то, что ребенку нужна та самая ложка дегтя (или бочка, уж не знаю, смотря как мерить)!!!!! НЕ НУЖНА!
25.02.2004 00:52:31, Наташа и Игорек
Мы вообще иногда математикой месяцами не занимаемся. Дёготь - к лесу! :-))) 25.02.2004 02:23:44, Мария Д.
Вот это по-нашему!!! :)) 25.02.2004 17:04:51, Наташа и Игорек
[пусто] 24.02.2004 15:40:53
У нас Моро, но программа 1-3, счет до 20 начали перед Новым Годом, скоро будет счет до 100. Геометрические понятия (отрезок, прямая, фигуры простые, периметр и т.д.) им тоже вводят. Дополнительмо используем рабочие тетради Истоминой и сборник "2500 задач" Узоровой.
24.02.2004 15:53:17, Татьяна Д.
У нас похоже. Математика Моро по 1-3, 2500 задач Нефедовой и + некоторые элементы из Петерсона (схемы задач) 24.02.2004 17:01:07, Tat
Петерсон. Посмотрите 3-ю тетрадку за 1-й класс, там есть все о чем Вы пишите . Сложение в пределах 100, уравнения и т.п. + развитие логического мышления.
В двух первых тетрадках идет повторение и закрепление всего ранее пройденого (в детском саду). Кроме того, многое от учителя зависит.
24.02.2004 13:51:09, Kitty-hel
Красно Солнышко
Повторение то идет. Но на каком уровне?
Если сортировки, то по форме, цвету, размеру. Если третий лишний - то все очень прозрачно игрушки-овощи, например. И так далее. Я об этом.
24.02.2004 14:05:35, Красно Солнышко
Надо принять во внимание, что курс рассчитан на всех детей, тех кто занимался раньше и тех кто нет. Еще раз прорабатывается основа основ, чтоб ни у кого не было пробелов. Все навыки доводятся до автоматизма. Кстати, параллельно у нас изучается таблица умножения. (Счет через 2, через 3 и т.д.) Дети уже имеют представление о числах где-то до 1000, складывают (пытаются) двухзначные числа. Хотя этого еще в тетрадки нет. Много логических задач решается в классе, их тоже нет в тетрадке.
Но облегченный курс в начале рассчитан именно на то, что дети только пришли в школу, и им надо привыкнуть к тому, что они школьники. На это уходит много сил. Научиться самодисциплине, правильно оформлять работы, каждый день делать д/з, каждый день ходить в школу. Это стресс.
25.02.2004 12:01:41, Kitty-hel
Красно Солнышко
Это все понятно.
Просто мне, для индивидуальной работы не очень подходит.

Еще не нравится шаблонность.
Специально примеры привожу уже по 3-ей тетрадке:

Например (больше всего таких задач, процентов 20), из урока в урок идут задания типа Вася меньше Саши, Саша меньше Даши... Со звездочкой?
Какая же это звездочка, когда задача решается по алгоритму, с самого начала заданному?

Аналогично. Еще одна типичная задача.
Год назад кому то так было ... сколько ему будет через столько-то лет.
Первая задача, возможно, но они же повторяются, аналогичные, из урока в урок. Это уже тренаж!

Или, например:
"Ваня прошел 20 шагов, а Саша - 19 шагов. Кто из них прошел большее растояние?"
Это звездочка да? Типа что шаги разные?

Или: 7-4+2+?=10
И ЭТО звездочка?

Соедини точки в порядке возрастания цифр. И это звездочка? Это задание из расскрасок для 5-летки...

Кстати, "звездочки" в поурочные планы не входят вообще. Следовательно, типичные уроки, и вовсе получаются среднестатистическими.
Тоска смертная.

25.02.2004 13:10:14, Красно Солнышко
Клеточкина
По поводу "Соедини точки в порядке возрастания цифр". У Волковой "Математические ступеньки" для 4-5 летних детей идут без всякой звездочки. Как обычное задание.
Эх, неужели по этому учебнику никто не учится в первом классе?
25.02.2004 15:54:32, Клеточкина
Мамаша о трех детях
Не согласна. Для неподготовленного первоклашки как раз шаблонность и нужна, ИМХО. У нас в классе есть дети, которые и считать не умели, когда пошли в школу, для них такие звездочки - просто тихий ужас. Нам звездочки задают на дом, а учительница использует дополнительные пособия, в частности, для устного счета. Я, например, занимаюсь со своими дополнительно русским, потому что что-то в этом понимаю, хотя учебники по русскому и чтению по нашей программе тоже вызывают у меня резко отрицательные эмоции. Как Вам, например, в 4-м классе задание по чтению: перевести с древнерусского кусок "Слова о полку Игореве" и сравнить два перевода, Майкова и Заболоцкого? Ну, я, положим, древнерусский учила, а остальные? 25.02.2004 13:24:47, Мамаша о трех детях
Красно Солнышко
Петерсон претендует на то, что у нее программа повышенной сложности. Причем здесь неподготовленный первоклашка?

И еще, с точки зрения развития ребенка, который ничего еще не умеет, какая разница каким шаблонам учить?
Учить ли таблицу сложения, рисовать ли кто выше, кто ниже...
25.02.2004 14:05:40, Красно Солнышко
Петерсон лучше хотя бы тем, что сразу не привязывается к цифрам. 25.02.2004 14:18:36, Караул
Красно Солнышко
Если бы жизнь начиналась в школе, это было бы актуально... 25.02.2004 14:32:22, Красно Солнышко
?
25.02.2004 14:34:22, Караул
Красно Солнышко
Они исходят из того, что ребенок пришел нулевой.
А такого уже не бывает, практически. По крайней мере, там, где Петерсон.
Числа уже ДАВНО введены. И даже десятичная система тоже ДАВНО введена.
25.02.2004 14:41:09, Красно Солнышко
Ты пойми. Учебник надо подбирать ИНДИВИДУАЛЬНО. 25.02.2004 15:43:21, Мария Д.
И получается - читает ребеонк задачу и начинает этими цифирямя манипулировать. И попадает часто в правильный ответ. Правда, идеи и смысла задачи так и не понял. А когда цифры перестают быть простыми и не ограничиваются колличеством "две", задачи вызывают стойкий ступор. 25.02.2004 14:51:04, Караул
Красно Солнышко
Можно конкретный пример? Я не понимаю мысли. 25.02.2004 14:53:57, Красно Солнышко
Например, "когда видишь два числа, их нужно сложить". Вот такая мысль детям вбивается. Или так: "знак равенства - руководство к действию". И потом диалог:

Учитель: "А что значит 2+3=_+1?"
Ученик: "Это значит пять!"
Учитель: "А плюс один там зачем?"
Ученик: "А это чтоб нас запутать".
25.02.2004 16:01:07, Мария Д.
Красно Солнышко
Вот поэтому я не даю задач на одну формулу. 25.02.2004 16:04:47, Красно Солнышко
происходит переключение со смысла задачи на манипулирование цифрами. Вот в задаче есть 3и2,что бы такое с ними сотворить, что бы вышел правильный ответ? Прибавить! Неправильно? Значит - отнять. от 2 3 отнять нельзя? Значит надо от 3 отнять 2.
И ни одной мысли в строну того ЧТО же стоит за этими три и два.
Чем сложнее задача, тем больше метаний.
25.02.2004 15:00:40, Караул
Красно Солнышко
Вот это лечится более сложными задачами.
Например, задач на одну формулу я в физике вообще не решаю.
Либо качественно: почему зимой в шубе, но и летом в теплом халате, либо задача которая перебором в принципе не решается.
Но я хотела пример по Петерсону. ДРУГИХ задач. На мой взгляд, ничего принципиально нового. Те же шаблоны. И тот же перебор.
25.02.2004 15:05:09, Красно Солнышко
Хм... отличное задание, если учитель не глуп. 25.02.2004 13:28:19, Караул
Мамаша о трех детях
Да учитель-то, не словесник по призванию! Это программа такая! Вот мы и были единственные в классе, кто это осилил. Вернее, я осилила, а потом 3 часа мы с ребенком разбирали разницу. 25.02.2004 13:36:03, Мамаша о трех детях
А зачем Вы? ;-)
Я бы на откуп ребенку оставила.
Если серьезно к этому подходить - задание неадекватное.
25.02.2004 13:39:20, Караул
Мамаша о трех детях
Так рыдал же! Жалко дитятю. 25.02.2004 13:41:25, Мамаша о трех детях
:-) Конечно жалко:-)
А могло бы быть шикарное творческое задание:-)
Эх, школа школа:-(
25.02.2004 13:51:53, Караул
Мамаша о трех детях
Могло бы. Мне тоже польза, у меня с мелким все это повторится через три года. 25.02.2004 16:47:53, Мамаша о трех детях
Мамаша о трех детях
У нас Петерсон. К середине 2-го класса изменится. Сейчас программа 4-го приблизительно равна обычному 6-му. Мне нравится, у меня оба шестилетками пошли, так что для нас постепеннаое возрастание нагрузки - в самый раз. 24.02.2004 12:12:27, Мамаша о трех детях
Elefan
Сын учился сначала по Моро, согласна с Вами, примитив, но знаю, что родители у которых дети "гуманитарные" ее хвалят за незагруженность. Сейчас Илья в новой школе, они по Аргинской учатся, учителя считают, что для будущего (школа у нас физико-математическая) такая программа подходит более остальных, мне она тоже больше нравится, но учебник за первый класс я не видела, только за второй и третий классы. 24.02.2004 11:34:44, Elefan
Красно Солнышко
Но это же тоска смертная, когда решение задачи сводится к ее правильной записи!
Я, кстати, заметила, что Ксюха просто просит, чтобы ей обязательно задали задание из прописей Илюхиной, те, что творческие (буквы переставить, кросворд разгадать, ребус и т.п.).
24.02.2004 13:14:35, Красно Солнышко
ИМХО.Никакой принципиальной разницы в программах нет. Все они работают на один результат.
И все зависит от учителя.
У нас Моро. И что с того? Согласно программе только контрольные работы пишутся и открытые уроки проводятся, основная работа идет по плану учителя и далеко не соответствует учебнику.
24.02.2004 11:27:10, Караул
Абсолютно согласна! Особенно по математике! 24.02.2004 21:02:36, Нюрочка
Elefan
Это Вам повезло, в нашей старой школе учительница преподавала точно по учебнику Моро, без отступлений и дополнений, а это действительно скучно. 24.02.2004 11:37:42, Elefan
И ВЫ думаете, что если бы был Гейдман было бы веселее?
Я очень сомневаюсь, просто очень.
24.02.2004 11:39:44, Караул
Elefan
Не знаю, учебник Гейдмана не видела, с Аргинской сравниваю, веселее, однако. Очень мне нравится, что задача там может иметь не одно решение, а это уже весело, решения эти искать, ИМХО, конечно. 24.02.2004 14:01:23, Elefan
Дубравка
Совершенно согласна. Для дополнительных занятий купили Гейдмана. Тот же фактически материал, что и в Моро. Главоне, как преподнести. Основное, что мне больше всего не нравится в Аниной математике, что детей дизориентируют не нужными и дурацкими шаблонами, не дают простора для фантазии и логики. 24.02.2004 11:37:39, Дубравка
Красно Солнышко
Знаешь, зачем изобретать велосипед и собирать с бору по сосенке, когда все собрано в одном месте, последовательно и основательно?
Имхо, хотя бы 80 процентов материала должно быть в самом учебнике, если он претендует, на то, что он хороший, конечно.
24.02.2004 13:17:16, Красно Солнышко
Никакого толка не будет от хорошей программы, если учитель не будет в ней разбираться. 24.02.2004 21:04:01, Нюрочка
Ты говоришь об учебнике или учителе? Невозможно, на мой взгляд, написать такой учебник, чтоб он ВСЕМ детям подходил на 80%. Утопия, или даже анти-утопия, если задуматься, довольно страшненькая. Репетитор может сделать 80-90 процентов с бору по сосёнке, если он хорош. Да и то :-) 24.02.2004 17:39:04, Мария Д.
Красно Солнышко
Учитель меня волнует мало, если честно.
Поскольку речь не о школе идет, а об индивидуальном обучении.
Мне бы чтобы где-нибудь без лишнего размазывания, хорошо структурировано.
24.02.2004 21:59:06, Красно Солнышко
Справочник бери для поступающих в ВУЗы. Я серьёзно. Там структурировано и на свои места поставлено в перспективе. И оттуда можно уже плясать вниз. 24.02.2004 22:50:40, Мария Д.
Красно Солнышко
У меня более скромные задачи пока.
Я хочу научить считать 6+9
Я не понимаю, почему такой стопор!
Я же не наизусть учу. Я пытаюсь навести на мысль о различных закономерностях, о приемах счета.
Глухо, как в танке :(
24.02.2004 23:22:26, Красно Солнышко
Я могу рассказать, как научила своего считать 6+9. И как учила его учительница, доведенная до отчаяния. В результате наши усилия слились воедино и ребенок научился считать устно в предлах сотни. 25.02.2004 00:57:08, Наташа и Игорек
Красно Солнышко
Это ты специально так? Заинтриговала и бросила? И жди теперь, когда опять появишься? Рассказывай! :) 25.02.2004 08:38:36, Красно Солнышко
Значит, так:
Вариант 1. Как учила учительница. Она нарисовала домики такие одно- и многоэтажные, где на крыше была сумма (например, 12), а на этажах - жили "жильцы" (1-й этаж - 9 и 3, 2-й - 8 и 4, 3-й - 7 и 5 и т.д.). Домики была разноцветные, яркие, их можно было хоть развешивать по дому, хоть пользоваться на уроках. И таких домов - 8 штук (от 11 до 18). Каждый этаж, например, с 9-ками, красился в один и тот же цвет во всех домиках.

И эти домики Так намазолил глаза ребенку за пару месяцев, что сейчас у него от зубов отскакивают эти самые 6+9 или 11-7.

Что-то похожее на обучение глобальному чтению (типа как по Доману), рассчитано даже на самых несмышленых.

Вариант 2: Как учила я. Сразу скажу, что не факт, что это оптимальный вариант, но так как я свободно считаю в уме даже 4-х и 5-значные числа, и этот вариант вроде бы работает, решила попробовать его на ребенке.

Те же 6+9. Сначала приводим сумму к виду, где первое слагаемое больше. 9+6. Подразумевается, что ребенок знает основные правила (перемена мест слагаемых и т.п.). Затем добавляем к девятке столько единиц, сколько ей не хватает до 10. В уме. В нашем случае это 1. Потом задаю вопрос: а сколько осталось от шестерки, если единицу ты уже отдал девятке? Ответ: 5. И сколько же получилось? Ребенок весело отвечает: десятка и пятерка - ПЯТНАДЦАТЬ!!!

Проверено на таких числах, как 86+137 - РАБОТАЕТ!

Немного другой алгоритм для вычитания (типа 16-9), но смысл тот же. Отнимает от 16 столько, чтобы получилась десятка. Это 6. Вопрос: сколько осталось у девятки, если шестерку ты уже отнял? Ответ: 3. ОТнимаем от полученной 10 оставшуюся тройку - ответ 7.

А так как мой ребенок на практике пользуется либо выученными "домиками", либо моей "тягомотиной", то в общем и целом получается неплохо. Жить не мешает.

:))
25.02.2004 17:22:20, Наташа и Игорек
Расскажите мне, пожалуйста. Очень интересно. 25.02.2004 02:33:47, Мария Д.
По моему скромному мнению(без иронии, Мария знает в миллион раз больше об обучении маленьких детей математематике, чем я): именно что учить наизусть для детей этого возраста. Рисовать таблицу сложения,как таблицу умножения - и вперёд. Или просто навык отрабатывать постоянно, деньги там считать, орехи, конфеты...
Когда вы считаете 6+9, вы не думаете о том, что это (5+1+10), к примеру, вы просто знаете. А если в уме складывать большие числа, начинаете думать - и счёт замедляется в разы.
У детей, учащихся по петерсону, действительно бывают огромные провалы в устном счёте и навыках автоматизма; совсем недавний пример - петерсон, второй класс, дети очень плохо считают поголовно, с трудом переходят через десяток, родители скандалят, требуют увольнения учителя... Наша классрук в начальной школе заметила этот надостаток програмы в первые же месяцы и стала на дом задавать примеры из обычного учебника.

25.02.2004 00:12:12, Елна
Это работает с некоторыми детьми.

Для справки скажу, что я, например, до сих пор думаю именно 6+9=9+1+5=15, мне так проще, чем помнить :-) Состав числа используется не только для быстрого счёта, но ещё и для развития других идей потом.

Мне кажется, надо находить свой баланс занятий, зная СВОИ цели и ценности. Не все математические программы ставят своей целью быстрый устный счёт во втором классе. Это просто надо знать и учитывать.
25.02.2004 00:25:21, Мария Д.
Красно Солнышко
Я не только сама так думаю. Я пытаюсь именно так учить ребенка. И не вижу проблемы, если честно. Она же знает давно, что 9+1=10 и что 10+5=15, а уж от 6 отнять 1!

Я правда еще по другому всякому учу. И до пяторок добавлять, и что, когда 9+нечто, то считаем 10+нечто-1.

Глухо, как в танке.

Я, кстати, поэтому не очень понимаю, почему тебе это действо не нравится. Очень творческое действо - найти удобные алгоритмы.
25.02.2004 08:42:39, Красно Солнышко
Какое действо мне не нравится? 25.02.2004 15:44:06, Мария Д.
Красно Солнышко
По поиску алгоритмов. 27.02.2004 09:58:35, Красно Солнышко
Очень нравится. Но это довольно поздняя стадия формализации. Мне не нравится это действо в начале введения темы. Точнее нравится - для аутичного спектра, у меня не так мало таких студентов, "эффект силиконовой долины" тут. 27.02.2004 13:37:05, Мария Д.
Красно Солнышко
А как на счет начинаем со сложного, возвращаемся к простому? И так по спирали, туда-сюда... 27.02.2004 15:24:20, Красно Солнышко
Да, конечно. Начинаем со сложного, НО НЕ АБСТРАКТНОГО. Сложные конкретные системы. 27.02.2004 16:19:49, Мария Д.
Я тоже оценила проблему только тогда, когда подошли с ребенком к сложению с переходом через десяток в Петерсоне. Опросила знакомых, кто как считает - все считали одинаково, но никто (и я тоже) не помнил, когда научился считать таким образом. Надо полагать, научили в школе, по методикам людей, которые _видели_ проблему. :) И у нас наскоком, двухминутным объяснением алгоритма, не вышло. Занимались последовательно по Петерсону, там, помнится, 9+6 тоже не враз дается, а как-то по частям, долго. Но действенно, за некоторое время выучились. 25.02.2004 11:00:29, JaneZ
Красно Солнышко
Через ящики там дается.
Типа был ящик яблок и пять яблок добавили еще 3 яблока сколько получилось.
Еще путем введения понятия дециметров.
Но это все масло масляное. Когда само понятие десятка уже введено.
25.02.2004 13:15:42, Красно Солнышко
Я делала так. Работала с двоичной и троичной системой. Десяток - слишком много. Когда в пределах этих систем позанимались первыми двумя-тремя разрядами (переход через двойку, четвёрку, да?) и переназыванием с ними - начали переходить к десяткам. В контексте денег. Но пока дочка всё равно двоичную и пятеричную систему предпочитает, а я не особо этим заморачиваюсь. 25.02.2004 15:46:20, Мария Д.
Моё имхо - все так делают, но вопрос - скакой скоростью. 25.02.2004 01:00:03, Нюрочка
Некоторые помнят наизусть, и им так легче. Я помню наизусть 8+7=15, например. 25.02.2004 02:32:40, Мария Д.
Красно Солнышко
А как ты определила, что именно помнишь наизусть?
Я так быстро пересчитываю, что уже теряюсь, порой, наизусть или пересчитала.
25.02.2004 08:43:47, Красно Солнышко
Я вижу, считаю я или нет. Видно, достаточно медленно считаю. 25.02.2004 15:54:55, Мария Д.
:-)8+7 я тоже помню:-) 25.02.2004 16:04:02, Караул
Я читала толстенькую книжку исследований про это. Тогда и обратила внимание. Там ещё про умножение было. 5*5 легко запоминает народ, 6*6 тоже... 25.02.2004 16:08:17, Мария Д.
:-)
Я даже помню, что этоя запоминала специально, во втором классе.
25.02.2004 16:19:29, Караул
Красно Солнышко
Ага. Мне тут Ксюха выдала, что 7х7=47
И я долго ей объсняла, что 49, а она искренне не хотела верить.
25.02.2004 16:13:09, Красно Солнышко
Как объясняла?

Я бы у неё попросила мне это доказать.
25.02.2004 16:24:05, Мария Д.
Красно Солнышко
Догадливая ты Маша! :)
Я вот тоже попросила доказать.
Но для этого надо сложить семь семерок. А с этим, как известно, стопор!
Поэтому я обсудила, что можно еще отнять 21 от 70. И плавно перетекла к обсуждению таблицы умножения на 9. 7*9=70-9
Но непонятно ей все это. Потому как нет непринужденного оперирования счетом.
Вернулись к нашим баранам...
25.02.2004 16:31:26, Красно Солнышко
Ого. Стадий пять перескочила :-))) Не в счёте тут дело. 70-21 - там переназывание единиц, коммутативность... Надо подробнее?

Доказать - скажем, показать на модели. Как ОНА доказывала?
25.02.2004 16:42:41, Мария Д.
Красно Солнышко
Конечно надо подробнее.
Для меня 70-21=7дес-2дес-1=5дес-1=4дес+1дес-1=4дес+9=49

Для нее сложно, я понимаю. Но механизм все рано даю.

Очевидная модель с семерками?
25.02.2004 18:29:45, Красно Солнышко
Итак, умножаем семь на семь, это цель. Если у тебя, как ты сказала, модель "складывания семи семёрок" - например, семь кучек по семь конфет. Давай держать этот образ в голове, просто для того, чтоб легче было объяснять необходимые манипуляции и мышление о них :-)

1. Итак, начало - 70. Для того, чтоб работать с этим - нужно понимать, что на 10 умножать легко. Предположим, это понимание есть. То есть мы теперь работаем с десятью кучками по семь конфет. А нам надо семь кучек. Что делаем?
2. Убираем три кучки. Обрати внимание, что для того, чтоб это увидеть, нужно сделать reunitising, гибкий переход между понятиями "конфета" и "кучка" - то мы считали 7*7, потом мы занялись 10ю (кучками), потом мы убрали 3 (кучки). Это место сложно для большинства детей.
3. Сколько конфет в трёх кучках? На арене цирка - потрясающий трюк перехода от кучек к конфетам. Заметь, опять скачок от мышления семёрками к мышлению единицами. Нашли 21. Теперь его надо отнять от 70.
4. 70-21=7дес-2дес-1=5дес-1=4дес+1дес-1=4дес+9=49 Сама найди, сколько раз там переходы между десятками и единицами :-)

То есть смотри - у нас есть единицы (конфеты), семёрки (изначальные кучки) и десятки в конце, которые в модели играют особую роль. И во всём этом богатстве надо ориентироваться. А ребёнок 6 плюс 9 не делает :-)

То есть я бы пока от конфет ни на шаг. Всё на моделях. А вместо кучек использовала бы бумажки с десятком конфетных "мест".
25.02.2004 21:32:05, Мария Д.
Красно Солнышко
А. Вот ты о чем!
Так все это делалось переделывалось уже неоднократно.
Именно так.
Начали в Крыму с 3,5 летнего возраста с желудями и стаканчиками из под кефира.
В стаканчик можно положить только 10 желудей.
Сколько желудей? Сколько стаканчиков? Вот единственное, до чего я тогда не дошла, это начать с двоичной или троичной системы... Но теперь уже поздно

Но, почему-то, не очень нравятся ребенку такие манипуляции, не воспринимаются, как интересная игра. Гораздо интереснее был сам этот дуб и сбор желудей... Кстати, вот в такие моменты я всегда думаю о группе - в группе все это бы пошло с Ксюхой, по-крайней мере, на ура. И, второе, почему то, не очень-то продвигается ситуация, не смотря на все модели.

Кстати, аналогичные модели есть в компьютерных играх. Например в "Математике на планете счетоводов" вагоны и туземцы (1-10) - одна модель, зерна-колосья-снопы (1-10-100) - другая.
Правда, плохо то, что в этой игре мало возможностей для манипуляции. Один вариант практически заложен по типу вопрос-ответ.

И еще есть модель с яблоками и корзинами. Даже в интернете можно скачать.
По-моему где-то в этих краях находила:
26.02.2004 10:36:13, Красно Солнышко
Учение НЕ поступательный процесс. Каждый раз, как добавляется трудность, новое осмысление - ребёнок возвращается к моделям и там собирает себе новый смысл (folding back to collect называется в той теории, которой я сейчас прямо пользуюсь для моделирования этого). То есть ты предложила дочке семишаговую операцию, в которой надо понимать шут знает какие штуки вроде коммутативности и пере-называния и сравнительной простоты разного умножения. Естественно, это её должно было бы послать в какие-то модели. Ну не жёлуди, так картинки, точки в кружочках.

Кстати, ты говоришь часто о том, что она не хочет чего-то делать. А как у вас вообще решается это? Ну, откуда взялась задача 7*7, почему дочка хочет делать это, и как она выбирает методы делания?
26.02.2004 16:03:22, Мария Д.
Красно Солнышко
Так я вроде объяснила. Ребенок сказал 7*7=47. Вероятно, по аналогии 5*5=25 и 6*6=36. Я сказала, что неправда. Она сказала - правда. Я сказала, докажи. Ну и все, как только мы перешли к необходимости что-то доказывать, интерес тут же угас. Хоть с моделями, хоть без моделей. Предполагаю, что в данном случае ей гораздо больше понравилась именно сама аналогия, рифма, если хочешь, чем собственно математика.

К вопросу о группе. Если бы кто-то рядом в этот момент, из группы, заинтересовался и начал бы что-то пытаться доказывать, Ксюхе бы тоже стало интересно. Я просто ни раз это наблюдала.
26.02.2004 17:12:22, Красно Солнышко
Почему она говорила на эту тему? В каком контексте? Было ли ей ВАЖНО найти всю правду о 7*7, и если да, то зачем, а если нет, то почему? :-) Рифма, говоришь, группа. Но это всё ВНЕШНЕЕ. Зачем ЕЙ это вот 7*7 надо?

Кстати, спасибо тебе за игры, они сейчас пошли на-ура. Собственно, дочка их вроде все уже проиграла от начала до конца.
26.02.2004 17:49:05, Мария Д.
Красно Солнышко
Ниже. Песенка. Ксюха, так сказать, развила идею. 26.02.2004 18:03:11, Красно Солнышко
извините, вмешиваюсь, а откуда 6*6=36 и 5*5=25 взялось? 26.02.2004 17:40:13, nn1
Красно Солнышко
Песенка есть. Из радионяни, кажется. 26.02.2004 18:02:31, Красно Солнышко
Мы досочиняли на кружке.

Интересно, что она спела "сорок семь" а не "тридцать семь" - можно было бы говорить об оценках, примерном измерении. То есть у неё есть общее чувство числа, а приблизительность - это такой "поэтический приём" (С) дочка. Если ей в стихах указывают, она так вот говорит, а дальше уже не пообсуждаешь.
26.02.2004 18:43:56, Мария Д.
:)))) Как раз еще и про рифмы повод поговорить :)
26.02.2004 18:27:05, nn1
Красно Солнышко
Ага. Только вот таких поводов то как раз навалом :) 26.02.2004 19:21:11, Красно Солнышко
а какой смысл 70-21 проделывать с кучками? По-моему, это можно делать следующим этапом, когда "трюки" вычисления показывать, ПОСЛЕ того, как улеглось представление об умножении. А пока только кучки и только 7*7 как 7 кучек по 7 конфет. Но я не математик. Зато могу понять "непонимание" другого нематематика: на фига нам 10 кучек по 7 конфет, если мы о 7-ми говорим :)) 25.02.2004 21:50:36, nn1
Это МОЖНО делать следующим этапом, совершенно верно. Мы просто с Красно Солнышко говорим о конкретной девочке и маме, потому я попыталась, на основе известного из писем, прикинуть, как этот ребёнок мог бы понять то, что давала ему мама :-) Почему мама захотела это дать? Я думаю, чтоб им обеим было интересно. Просто умножение скучно... 25.02.2004 22:07:32, Мария Д.
:) Пока уходила, сама поняла, что и с кучками это можно делать, одновременно. Если есть банк из 10 семи-конфеточных кучек, то проще забрать 3 кучки и вычесть их, чем пересчитывать все 7. Спасибо! :) 25.02.2004 23:21:49, nn1
Но вопрос хороший! Ведь если прикинуть, СКОЛЬКО ВСЕГО надо УЖЕ знать для того, чтоб понять это "проще" :-) 26.02.2004 00:34:50, Мария Д.
Да, и мой муж так в голове прокручивает, наверное - признаётся, что считать совсем не умеет, его обманывают на рынке:))
По существу - речь же идёт о ребёнке, собирающемся учиться в обычной школе, куда, например, спускают роновские контрольные, в которых, условно, 20 примеров на полчаса. И он должен их сделать на положительную оценку - а будет думать и рассуждать - не успеет. Тут уж или уходить в совершенно свободное плавание, или подчиняться общим требованиям.
Тяжело решать задачи, не имея автоматизма в простейших вещах - счёте, раскрытии скобок,(взятии производной:)), приходится каждый раз как бы заново изобретать велосипед. Ничто не мешает изучать состав числа, зная наизусть таблицу сложения, поменять, так сказать, местами (более того, я считаю такой способ лучшим для подавляющего большинства маленьких детей - у них хорошая память, но трудности с абстрагированием, но здесь мы, видимо, расходимся...)
25.02.2004 00:47:17, Елна
Да, я не замечала у большинства маленьких детей хорошей памяти на таблицу умножения. По сравнению с пониманием концепций. Мне на такие вещи элементарно жалко времени, которое можно на ту же логику с алгеброй в гораздо более, на мой взгляд, полезной форме потратить. Но тут вступают в силу совсем не педагогические идеи, а организационные, вроде того, насколько свободно наше плавание :-)

Например, знакомый папа :-) сыну за каждую двойку покупал по мороженому. Сынок мех-мат закончил очень даже прилично, учился у большого имени и дальше пошёл в науку.

С дочкой же мы в полностью свободном плаванье.

В общем, очень хорошая получилась иллюстрация к тому, как важно родителям задумываться о целях и задачах образования и выбирать свои, подходящие семье в целом.
25.02.2004 02:29:28, Мария Д.
Страшно знакомая история про двойки и мороженое. У этого продвинутого папы сайт есть, да? - по-моему, я его видела. 25.02.2004 02:42:10, Елна
Я не знаю, если честно. Историю я уже рассказывала пару (десятков?) раз, потому что очень люблю. Сайт поискать бы. 25.02.2004 14:44:56, Мария Д.
Вот. Не ваш знакомый, наверное. 25.02.2004 18:01:38, Елна
Знакомый, но не тот :-) Спасибо за ссылку. 25.02.2004 18:08:41, Мария Д.
Подожди, у тебя, значит, конкретный вопрос. Это я тебе сейчас попробую помочь :-) Расскажи:

- Как ставится задача (счётный материал, на бумаге, на пальцах, на рисунках)
- Какие примеры решали и как
- Умеет ли считать 3+5, 2+7 (в пределах десяти)
- Умеет ли считать 10+20? 200+300?
- Умеет ли работать с дробями? Если "твою половину ещё пополам" - скажет, какая доля получится?
24.02.2004 23:58:44, Мария Д.
Красно Солнышко
Отвечаю по порядку:
да какие только не решали, на конфетах (конкретная задача), легче, чем обстрактно.
в пределах десяти - легко
десятками - легко, сотнями - тоже понимает
еще этап пропустила - понимание что 10+х это 1 десяток x единиц - прочное.
Дробями почти не занимались, ну чуть-чуть. Только понятие.
Я тебе еще добавлю. Счет двойками, тройками. Какие-то минимальные представления об умножении - тоже имеется. Счет пятерками как раз очень активно - время учимся определять.
25.02.2004 08:49:37, Красно Солнышко
Позанимайся с ней вот этим пару часов:

У нас десять пальцев, а у марсиан - три щупальца. Так что они только до трёх свою систему сделали. У них и слово есть особое, как у нас для десяти - а они вот считают: "Один, два, ___" (придумать с ребёнком, пока буду говорить Трес по-испански). А дальше? Говорят "Трес и один, трес и два" (показать на конфетах). Спросить, как они называют вот столько конфет (выложить 6). Должны бы называть "два трес". Записать про количества:
* - 1
** - 2
*** - 10
**** - 11
***** - 12
*** *** - 20

Считать дальше в этой системе. Переводить данное количество в систему. Заниматься сложением - с переходом через тройку.

Потом так же позаниматься пятеричной.

Потом так же позаниматься десятичной.
25.02.2004 15:54:11, Мария Д.
Красно Солнышко
Ты уже рассказывала и я уже пробовала.
Глухой ступор. Т.е. можно подвести к идее, конечно, но уже только в плане расширения знаний, что есть еще двоичная система, троичная и так далее. Но так, и это понятно, потому как есть часы в которых не 100, а 60 минут...
Может быть потому, что дясятичная система уже очень давно введена.
Я даже не помню где, кем и когда.
25.02.2004 16:02:41, Красно Солнышко
Что ты называешь "глухой ступор"?

Она может вот такое количество:
*** *** *** ***
записать в двоичной, троичной, пятеричной и десятичной системе?
25.02.2004 16:09:36, Мария Д.
Красно Солнышко
Она не хочет. Не цепляет. 25.02.2004 16:32:36, Красно Солнышко
Кстати да. С водой выплеснули. А чего ребёнок-то хочет в этом всём? Вот про свою я могу сказать, что она любит пятеричную систему больше десятичной, а сейчас хочет заниматься графиками. А твоя чего ХОЧЕТ??? 25.02.2004 16:39:47, Мария Д.
Красно Солнышко
Ей математика вообще не очень интересна.
Логика - интересней.
Еще интереснее - русский язык, как ни странно.
Язык английский - очень интересно. Готова еще два учить или даже четыре :)
25.02.2004 18:42:13, Красно Солнышко
Так может, заняться логикой и лингвистикой? В стихосложении много прикладной математике, есть мат. лингвистика тоже, но я её мало знаю. Логику зато :-) Копай в логику. И задачников много хороших на тему. Гарднер, скажем. 25.02.2004 21:33:52, Мария Д.
Красно Солнышко
В логику копаю.
Но чувствую недостатки образования :)
А уж лингвистика - просто темный лес.
26.02.2004 08:46:38, Красно Солнышко
Мамаша о трех детях
Так для любой лингвистики нужен математический склад ума и навыки. Любой язык - очень структурированная система. Предмет даже такой есть - структурная лингвистика. Например, практически все исключения русского языка происходят из древнерусского или старославянского. Хотя я, конечно, понимаю, что Вы - математик. 26.02.2004 16:35:22, Мамаша о трех детях
На войне и на дуэли
Получает первый приз –
Символ счастья и веселья –
Структуральнейший лингвист.
(С)
26.02.2004 17:50:32, Мария Д.
пчела Майя
Все от ужаса рыдает
И дрожит как банный лист!
Кораблем повелевает
Структуральнейший лингвист

Сорри, не смогла удержаться.
26.02.2004 23:47:21, пчела Майя
:-)) Вот мне нравятся эти штуки в книге. Они образ создают :-) 27.02.2004 01:21:24, Мария Д.
Мамаша о трех детях
Ну, бейте нас лингвистов, бейте. :-)))))))
27.02.2004 12:55:48, Мамаша о трех детях
Там показаны, скорее, молодость (незрелость) и самоирония, лингвист вот такое сочиняет. Профессионально он там ого-го :-)) Кстати, расскажите, в какую сторону копать - где математика в лингвистике? 27.02.2004 14:30:15, Мария Д.
Мамаша о трех детях
Вы меня лучше конкретней спросите. 27.02.2004 16:00:13, Мамаша о трех детях
Мамаша о трех детях
А какой результат Вы хотите получить от ребенка? Когда старший дорос лет до 4,5 я решила научить его читать, при условии, что он знал буквы с 2. И как "продвинутая" мамаша я учила его читать не буквы, а фонемы, т.е. в слове "нравиТСя" буквы ТС, а фонема Ц. Мы с ним читали слова, начинающиеся с одной фонемы, с одинаковым набором фонем и т.д. В результате, писал он "варона", но не имел проблем с фонетическим разбором.
Надо было "брать" орфограммы. Начали с самого простого -безударных гласных в корне. И тут я поняла, что ребенок не отличает смысловые оттенки корней. Например, сидЕние - сИдя, но седлО - сЕсть. По аналогии перешли к сложным словам, типа медведь. Общепринятая версия: мёд ведает, а на самом деле: мёд едает, а "в" - это инфикс.
Так меня детка очень удивила, он, конечно, умного слова инфикс не знал, но назвал его "вставкой". На вопрос почему, он сказал, что медведь - не охотничья собака, он мёд ищет, чтобы съесть.
27.02.2004 15:52:19, Мамаша о трех детях
Круть :-) Спасибо.

Спрашиваю конкретней. Учится дочка читать, да. Пишет всякие "варона", у нас ещё и от двуязычия свои заморочки. Но ей интересны эти "традиции" (так называем пока) написания слов. Почему вОрона. Это что за область? Ну, про спасибА я ей рассказала (спаси Бог), но это у меня случайный кусок знания. Я имею в виду не только правила (как в той вороне, это же правило?), но и остальное, как со "спасибо".

И ещё, недавно вот с восторгом пошли "коллекции" (т.е. фактически правила). Например, Г озвучивается как В - его, чего, кого, никого. Как называется история этих штук?

Или вот какие дела. Было сложно читать сочетание Л с гласными. Например, читает:
ло как лё
ле как ли (это от английского)
ел как ель.
Пришлость опять же собирать коллекцию и говорить о не-коммутативности смягчения :-) То есть в одну сторону Е смягчает (ле), а в обратную (ел) - нет. Понравилось. Это что за область знания?
27.02.2004 16:26:41, Мария Д.
это вроде фонетика с фонематикой и их история. 27.02.2004 17:36:23, nn1
Мамаша о трех детях
А для меня Ваша с Солнышком математика - тоже круть. Хотя я её на мелком теперь тестирую. Так что спасибо и вам всем.
Вот Вам конкретный пример применения математики в лингвистике - со смягчением. Это фонетика. ЕЛ - [йэл] и смягчается Й, поэтому он всегда мягкий.

Ворона - "женский" вариант вОрона, но это с точки зрения языка, а не орнитологии. Хотя, не поверите, это считается словарным словом и должно заучиваться.

Его и т.д. Уже не помню исторически, но пороюсь, напишу в понедельник. Проблема в том, что фонетика (Ево) завязана с морфологией: его, пятого и др. - Во (местоимения, числительные), но дороГо - наречие. А для моих, во всяком случае, фонетика была проще морфологии.
А еще я тут сайт нарыла http://slovari.donpac.ru/, есть много полезного.
27.02.2004 17:34:17, Мамаша о трех детях
Спасибо. Словей некоторое количество есть, можно рыть. А Вы можете посоветовать учебник всего этого? Для меня. Чтоб было про фонетику и морфологию. 27.02.2004 19:02:03, Мария Д.
Красно Солнышко
Физик 26.02.2004 17:12:53, Красно Солнышко
Мамаша о трех детях
Простите. Но может Вы ее немного "перекармливаете" математикой. Я, в своей время, как филолог, видимо, заставляла старшего много читать в наивной надежде, что он будет грамотно писать, с одной стороны, и обогатит словарный запас, с другой. В результате, в первом классе любые занятия чтением и письмом превращались в ад кромешный. А мелкого я пустила на самотек, отдав в подготовительную школу. Сейчас проблем нет, хотя пишет он безграмотно, занимается безропотно. Если я ему очень надоедаю, он говорит: "Мам, я пойду, поплачу?" И делает себе перерыв на 5 минут, потом возвращается, как ни в чем не бывало. 26.02.2004 17:52:24, Мамаша о трех детях
Чтобы считать быстро, нужно считать много. Основной массе людей - в течении довольно долгого времени. И счет в пределах первой двадцадки должен именно что быть наизусть. Закономерности у каждого свои, так что учить им - только сбивать ребенка с толку. Хорошо считать на ходу, между делом, и с какой-нибудь математической примитивной игрой. 24.02.2004 23:58:15, Нюрочка
Красно Солнышко
Попробую-ка я квадрат волшебный сделать. Может заинтересуется. Начнет подспудно считать? 25.02.2004 08:51:13, Красно Солнышко
Дубравка
На самом деле мне еще не встретились какие-то экстра-супер программы. везде есть свои плюсы и минусы. Основное зависит от учителя. К тому же Моро существуют дополнительные учебники. В Моро больше налегают на устный счет, в Петерсоне на логические вещи, которые, как мне показалось, достаточно однотипны.
Занимаюсь я, потому что недовольна преподаванием. Я вижу, как задуривают моего ребенка, как ее грузят ненужной информацией, забывая научить элементарным вещам. Сейчас я рассматриваю вариант со сменой школы, только из-за математики, но пока еще до конца ничего не решила.
24.02.2004 14:02:46, Дубравка
Красно Солнышко
Я тут прочитала правило:
"Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое"
Долго напрягалась.
Почему бы просто не научить менять знак на противоположный при перехоже через равно? Зачем такие узконаправленные правила?

Аналогичный пример: произведение крайних равно произведению средних. В результате надо выразить с из выражения а=b/c, уже стопор.
24.02.2004 14:13:37, Красно Солнышко
Чтобы они не теряли предметного смысла формул. Чтобы для нахождения оставшихся на ветке птичек отнимали улетевших от сидевших изначально, а не наоборот. Этому уделяется специальное внимание, и в контрольных часто дают задачи на понимание соответствий "ситуация - формула".

Но это правило - еще божеское. У Моро (1-3) и вовсе искали не "неизвестное слагаемое", а разность. Вычитанием "вычитаемого" из "уменьшаемого".

25.02.2004 11:09:57, JaneZ
Красно Солнышко
Я себе вообще не представляю как можно такие задачи решать по таким правилам.
Либо мы абстрагируемся и чисто технически двигаем одно враво, другое влево. Либо мы представляем этим птичек...
25.02.2004 13:13:07, Красно Солнышко
Вопрос: КАК вы абстрагируетесь? :) Было семь птичек, три улетело, сколько осталось. ПОЧЕМУ вы отнимаете три от семи, а не семь от трех? Вот этому, чего вы даже не осознаете, в первом классе, сидючи в первом десятке, и учат, потому что с семью птичками, отнимаемыми от трех, ни к каким тысячам, ни к какому умножению двигаться нельзя. 25.02.2004 15:40:28, JaneZ
Красно Солнышко
Почему? Можно попробовать отнять от трех птичек семь. Очень интересные птички получаются :) 25.02.2004 15:47:06, Красно Солнышко
Правду JaneZ говорит. Без моделей дальше не двигаться. От трёх птичек семь отнимать - это извращение всё же. Говоря педагогически - неадекватная модель. Поэтому очень важно сразу иметь и другие модели, например, лестница с первого этажа выше И в подвал (т.е. координатная прямая фактически), или там одалживание денег, температура. 25.02.2004 16:04:10, Мария Д.
Красно Солнышко
Ну мы это уже обсуждали.
Это не неадекватная модель, это постановка проблемы.
25.02.2004 16:14:31, Красно Солнышко
В смысле? Не дошло.

В системе улетающих птичек нет места отрицательным числам. Там именно "нельзя вычесть пять из трёх".
25.02.2004 16:25:09, Мария Д.
Красно Солнышко
Вернусь с танцев, придумаю тебе легенду. 25.02.2004 16:34:17, Красно Солнышко
Про духов птичек. Я и сама придумаю :-) Но это уже изменение системы. 25.02.2004 16:43:18, Мария Д.
Красно Солнышко
:)))
Ну смысл идеи был как раз в том, чтобы обозначить рамки модели. Подразумевается, что про градустник уже все известно. А вот с птичками номер не проходит.
25.02.2004 18:47:01, Красно Солнышко
Дубравка
Иногда с высоты своего математического опыта, кажется, как просто поменял знак, там вычел, тут прибавил. Но вот дети на первых порах этим грузятся и не понимают, о чем ты им говоришь.
Мой тебе совет. Не цепляйся особенно к программам ищи учителя, готового расширять и углублять на основании умеющихся программ. Иногда мы явно переоцениваем своих детей. Да они умные, толковые и т.д. Но неумелые попытки обучить чему-то вполне могут привести к каше в голове, к непониманию элементарного.
24.02.2004 14:35:27, Дубравка
Красно Солнышко
Я сейчас как раз себя вспонимаю в детстве.
Ксюха у меня как раз не фонтан, в плане математики. Там все оооочень тяжело.
Зато Петерсон, например, как ни странно, очень легко и непринужденно. Да потому, что любая приличная компьютерная развивающая игрушка на тему математики - это Петерсон. Потому и не хочу Петерсона :)
24.02.2004 16:00:16, Красно Солнышко
Мамаша о трех детях
Я все равно дополнительно занимаюсь. Вот русский у нас хромает, покупала сборники разные, самой изобретать лень. По математике тоже занимаюсь по 5-му классу со старшим, чтоб не застаивался, опять же ему самому нравится. С мелким читаем дополнительно. 24.02.2004 13:22:10, Мамаша о трех детях
Красно Солнышко
Неа, не готова писать конспекты по начальной школе.
Если учебник есть, интерпретировать - еще куда ни шло. Но все с нуля - это уж слишком.
Кроме Гейдмана я еще купила сборник логических задачек. Для оставшихся 20 процентов.
24.02.2004 13:48:57, Красно Солнышко
Мамаша о трех детях
Ну почему с нуля? Дополнительно. Опять же, например, с русским, проще отдрессировать (ну нет у моих врожденной грамотности), например, проверяемые гласные в корне слова и т.п. В математике я упирала на устный счет, этого в Петерсоне маловато и т.д. 24.02.2004 14:43:31, Мамаша о трех детях
Ма
Мы учимся по Истоминой ("Гармония"). Детям нравится, но у нас учительница училась у авторов и диплом писала в свое время по "Гармонии", поэтому она очень хорошо ориентируется в программе и успевает сделать и умненьким не скучно, и слабеньким понятно:)
24.02.2004 11:20:20, Ма
мы учимся по моро и мне нравится эта программа. и я по ней училась и все нормально, учительница только дополнительно в этом году т.е. во 2м классе купила еще сборник 2500 задач и дает дополнительно к моро. 24.02.2004 11:19:24, HeNe 11
Клеточкина
Есть еще учебник Волковой И.С. Наша учительница его очень хвалила, но я его еще не видела, поэтому пока сказать ничего не могу:) 24.02.2004 11:03:23, Клеточкина
Красно Солнышко
Меня вообще удивляет, что их приходится еще и искать днем с огнем.
Пока не надо, лежат. А стоит чем-то озаботится (вот я, Аргинской, например) - тут же пропадает.
24.02.2004 11:04:36, Красно Солнышко
Я купила Ваньке Аргинскую для трехлетней школы в магазине книг для учителей. 24.02.2004 11:31:10, Muha
Ма
практически любые учебники можно купить (или посмотреть!) в коллекторе на Бутлерова, это около Калужской, точный адрес не помню, но могу рассказать как найти. 24.02.2004 11:23:39, Ма
Ма
извините, глюк случился :( 24.02.2004 17:37:31, Ма
Клеточкина
Расскажите,пожалуйста, а то боюсь, что учебники мы только в сентябре увидим :) 24.02.2004 11:29:52, Клеточкина
Ма
практически любые учебники можно купить (или посмотреть!) в коллекторе на Бутлерова, это около Калужской, точный адрес не помню, но могу рассказать как найти. 24.02.2004 11:23:39, Ма
адрес коллектора - ул. Бутлерова, 17Б 24.02.2004 11:47:37, sascha
Клеточкина
Спасибо!!! 24.02.2004 11:56:11, Клеточкина
Клеточкина
:)) Да уж, точно! А учебник Волковой - это из программы ИНОС, так у них на сайте вообще вся информация закрыта, вот и составь тут свое мнение:( 24.02.2004 11:13:27, Клеточкина

Читайте также
Как поддержать ребенка в период ОГЭ и ЕГЭ: советы преподавателей
Как помочь ребенку-выпускнику справиться с экзаменационным стрессом

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!