Раздел: Образование, развитие

В блог Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Musenka

Про фонетику и не только...

Незадолго до НГ ЮлияФ давала тут ссылку на статью и хотела данную статью обсудить. К сожалению, ссылка была в теле другого топика, да и предпраздничные дни не способствовали тому, чтобы на нее обратили дОлжное внимание. Думается, статья будет интересна здесь многим, несмотря на то, что, на мой взгляд, она спорна.
Обсудим?
12.01.2010 09:39:36,

54 комментария

От кого: Настройки

Вы не авторизованы.

Если Вы отправите сообщение анонимно, то потеряете возможность редактировать и удалить это сообщение после отправки.

E-mail:
получать ответы на E-mail
показывать ссылки на изображения в виде картинок
kikimora
Я выучила русский язык только в институте(ин.яз) - весь первый курс был этот предмет - столько нового и интересного в нем открыла...
В школе у нас дети проходили такой разбор слов, не помню, в каком классе, кажется 2-3 - писали САТ, ЙЭЛЬ и т.д. Правда, до этого дочь была обучена мною чтению посредством кубиков Зайцева. Грамотность у нее хорошая, но тут, мне кажется, многое зависит и от врожденно-наследственной грамотности - у нас в семье с этим проблем не было по маминой линии - там все грамотные были, папа же пишет грамотно, однако мама его читать/писать не умела, у отца 3 класса было...
14.01.2010 17:54:54, kikimora
пыжа
Вот еще статья в тему
http://festival.1september.ru/articles/410516/
18.01.2010 00:12:02, пыжа
Василиса из сказки
Да, в институте русский язык значительно интереснее преподают. 14.01.2010 18:13:24, Василиса из сказки
У меня растет уже второй ребенок, который не имеет понятия о фонетическом разборе слова. То есть старшая имеет определенное понимание - все-таки за четыре года два месяца в общей сложности отходила в школу, да и сейчас готовимся к поступлению в 5 класс, проходим русский за всю началку. Но до сих пор, по большому счету, она писала, не зная грамматики вообще. И практически на 100% грамотно, ошибаясь, в основном, в пунктуцации. И невооруженным глазом видно, насколько повысилась грамотность с началом "запойного чтения" где-то с 7,5 лет.

Ровно то же самое происходит сейчас со средним. Который даже год назад писал:" Драгой папа пзровляйу жилайю щастя даньа", а сейчас делает вполне допустимые для первоклассника редкие ошибки. Тоже зачитал бурно с полгода назад. Этот ребенок еще даже в прописях не писал.

И это два совершенно разных ребенка - один явный аудиал, второй выраженный визуал. Посмотрим, что будет, когда подрастет классический кинестетик :)

Мое мнение, как всегда - можно создавать трудности чтобы их успешно преодолевать. А можно дождаться, пока ребенок научится грамотно писать, а потом за два часа объяснить 10-летке то, над чем 6-7 - летние бьются весь год. Если бы я отдавала ребенка в началку - выбрала бы программу, наименее отягощенную фонетическим разбором.

Кстати, в английском я наблюдаю ровно ту же картину - дочь говорит, читает бегло и много и пишет вполне грамотно, вообще не зная транскрипции. На днях буду объяснять.
13.01.2010 12:46:57, Эль Нинья
А зачем объяснять это 10-ти летке? не лучше ле подождать до 16 лет и пусть ребенок сам решит что он хочет учить а что нет?
Ведь в 16 он с этим разберется куда быстрее чем десятилетка?
13.01.2010 18:58:26, 11111134
Musenka
До 16 лет это может не один раз понадобиться... Мне, например, знание сыном фонетической транскрипции несколько раз уже было необходимо, особенно при морфемном разборе. 13.01.2010 19:11:54, Musenka
НатаХо
Как-то вы очень лихо завернули:
"Мне (!)...знание сыном (!)...несколько раз (!) было необходимо!"
Я не смогла разобраться)))
14.01.2010 13:41:30, НатаХо
Musenka
А что тут сложного? Объяснения некоторых тем и\или непонятных мест в домашнем задании были для меня довольно просты именно потому, что сын знал фонетическую транскрипцию, я при объяснении опиралась на эти его знания и мне не приходилось еще и это ему объяснять до кучи. 14.01.2010 19:29:59, Musenka
Надо срочно учить писать, пока не поздно! Хорошо, читать сама научилась. Согласна с автором. 12.01.2010 23:25:02, E_VIKT
Musenka
Во всем? 12.01.2010 23:37:40, Musenka
Автор делает выводы на основании многолетнего опыта работы и исследований, у меня этого нет. Имея ребенка визуала, я настороженно отношусь к русским транскрипциям. Раньше, мне кажется, не было таких ошибок "йолка, маркоф" и пр.
Я немного поизучала проблему, т.к. дочку пришлось отдать на "Гармонию". Пока не так страшно и убедилась, что программа и тенденции одни, методики разные. От учительской вменяемости все зависит. Мне кажется, что программа началки сейчас - "сложно о простом". Моему ребенку это подошло, надеюсь "заморочки" являются развивающими, обычных детей жалко. У меня не гуманитарный склад. Считаю, что надо добиваться большей эффективности, малыми затратами - хороший результат (базовый). Подход однобокий, но результат важен, у нас же застревают на методиках, а до результата дело не доходит.
С особенностями обучения чтению полностью соглашусь, мой опыт подтверждает исследования.
У нормальных детей очень много сейчас проблем с обучением, в математике тоже накрутили. До нервных тиков в моем окружении.
Мнимая научность, наукообразность в обучении.
Похоже, это только моему ребенку и немногим другим детям подходит.
М.б. я что-то упустила в статье, прочитала для меня интересные моменты. А что спорно?
13.01.2010 13:52:14, E_VIKT
Ольга Оводова
Непонятно, что делать родителям, если программы нам даны сверху. Переучивать дома? 12.01.2010 19:40:00, Ольга Оводова
Я очень склонна драматизировать и критиковать нынешние программы по русскому языку,как мама , имеющая очень рано и чисто заговорившего ребенка, много читающего по жизни и при этом реально безграмотного. Не пациента логопедов ни разу. Память (любая)- на высоте. Речь - мечта любого взрослого. Словарный запас, фонематический слух- все есть. Тестировали не раз у нейропсихологов(резу­льтаты отличные, ребенок сильно продвинут по музыкальной части, их тесты мне сложны, а ему нет)Так они же разводят руками: "Ну попробуйте логопеда для взрослых... Хотя очень сомневаемся, это явно не их клиент " И советуют парадоксальное, совершенно не в своем репертуаре (их то задания дитя выполняет на ура, любой сложности) старый дедовский способ: диктанты каждый день, зубрежка, повторение, списывание и переписывание. Товарищ влегкую пишет транскрипции слов на "олбанском" (начали в д/с обучать), и при этом обычные диктанты на тройки :-(У нас безумно много внимания уделяется транскрипциям, звуковому анализу слов и всяческому разбору предложений . Вообще имеет забавный аттестат. Все пятерки и лишь одна тройка по русскому. К слову сказать, у половины класса тройки по русскому языку. Система оценивания в школе жесткая, но я согласна, что это тройка и не выше по части грамотности. Программа Бунеева. Если по литературе рабочая тетрадь ужасна, то хотя бы хотя бы содержание учебника в целом неплохое, но учебник по русскому - никакой, КПД ближе к нулю. У меня под боком наипростейшая школа, с дефицитом педагогов в старших классах, старая, контингент очень простой, берут всех, специальзация - спорт. К своему удивлению обнаружила, что более 90 процентов детей пишут уже в началке великолепно по части грамотности(пересека­емся с ними в басссейне) Стало любопытно, нашлись знакомые родители по разным каналам, еще дети, вопрос изучила . У разных учителей результат очень хороший. Т.к. там такой контингент родителей, что с поборами "где сядешь, там и слезешь", новые одноразовые учебники, в отличие от нас, родители не оплачивают категорически. Занимаются по русскому по библиотечным 80-90 годов, то же и по чтению. 12.01.2010 13:28:01, Еланская
mariartem
Ну вот, я точно чувствовала, что не разбирали мы слова во втором классе. Как Темкины одноклассники только не пишут теперь, после этих разборов. А в 5-6 классе, как было и как написано в статье, таких проблем действительно не возникало. Ведь было же хорошее в советской школе :)) 12.01.2010 12:43:49, mariartem
Фру Снорк
Ну начнем с того, что фонематический разбор и фонетический разбор, а также фонематический слух - это все разные вещи)). Очень хорошо написала внизу Мусулунга. Фонематический разбор - это умение видеть не звуковой состав слова, а фонемный, то есть видеть сильные и слабые позиции фонем, проще говоря - что и в каком месте в слове нужно проверять - те же проверяемые и непроверяемые гласные-согласные, непроизносимые согласные - это все слабые позиции, которые ребенок по идее должен научиться видеть и знать, что скажем, если он говорит "агурец", то на месте этого "а" может писаться и "о", и "а", и тут надо думать, что писать. Ребенку Мусулунги повезло, его учат как надо, и как это задумывалось изначально, видимо)) Что творится в других местах, я могу судить только по отзывам конфянок (у моего ребенка фонетический разбор в школе присутствует весьма относительно) - и это бред, действтительно. Неудивительно, что у детей каша в голове образуется, ибо фонетика в чистом виде, без фонематических обобщений и выводов, для русского языка вредна в таких количествах, ибо у него принцип орфографии на другом базируется. Для белорусского - благо, наверное. У них там, по-моему, действтиельно - что слышу, то и пишу. 12.01.2010 12:07:41, Фру Снорк
Oazis
Не-а. Не нужно ребенку этого определять - ни фонем, ни слабых мест. Он просто должен это знать. Иметь привычку и обширный опыт письма. И усе. И когда в подкорке записано слово "огурец" (записано из опыта чтения, диктанта, книг), то и догадываться не надо, как его писать, и не важно, как оно произносится. А чувство "слабых мест" идет не от слуха, а от зрения и памяти на правила.

Кстати, я слышу английский язык плохо. То есть не могу отличить близко звучащих слов друг от друга. Говорить на англ. не говорю, не хватает ни слов, ни знания правил (времен и тп). Зато отгадывать англ. кроссворд МОГУ! Ибо 6+3 лет (школа-институт) твердили орфографию и грамматику. Вот все эти стандартные -ing и thing, -tion и прочие намертво сидят в подкорке. Т.е. не зная СМЫСЛА и перевода слова, я могу его правильно писать... :))
Подозреваю, что то же относится и к русскому языку.
Все имхо.
13.01.2010 01:48:13, Oazis
Фру Снорк
Да, на том, о чем вы говорите, базировалось наше с вами образование. И я не вижу в этом ничего плохого, ибо и сама писала - тьфу-тьфу - прилично, и в классе у нас был только один или два товарища, которые писали откровенно плохо и бездумно что ли, несмотря на долбежку правил. Фонематический подход, по мне, тоже имеет право на существование, это просто другая система, вполне логичная, лежащая в основе русской орфографии, но то, как его внедряют сейчас, застряв на фонетическом разборе, никуда не годится и есть абсолютный вред. 13.01.2010 11:23:29, Фру Снорк
Oazis
Мне трудно сказать, я не вижу ни логики , ни связи орфографии с фонетикой. Ведь они противостоят друг другу и именно это называют главной "трудностью русского языка". Хотя, вспомнив немецкий и французский, где полно непроизносимых букв, я чуть-чуть улыбаюсь.
Не претендую на истину. Сафсем.
:)
13.01.2010 20:17:25, Oazis
Василиса из сказки
ИМХО, понятие ударных-безударных гласных можно объяснить, и не используя понятие "фонема". Зачем ребенку нужно видеть "слабые и сильные позиции фонем"? ИМХО, опять же, ему нужно видеть, что вот здесь гласная безударная. а здесь - ударная. А то так и до редукции второй степени дойти можно :). 12.01.2010 14:05:39, Василиса из сказки
Мусулунга
Но орфография и правила ведь не ограничиваются ударными-безударными гласными. Есть еще и согласные и всякие после шипящих. И когда ребенок идет от звучания слова и слышит эти позиции, он сразу решает, какой из вариантов выбрать. Например, ШЕПОТ - ага, после Ш может быть О или Ё и дальше уже ищет способ проверки. если ребенок НЕ СЛЫШИт слабых позиций (как мой старший, например), что ему помешает написать ШОПОТ? 12.01.2010 18:43:14, Мусулунга
Красно Солнышко
Ну я вот точно понятия не имею какая там позиция. На моторную память ориентируюсь. 12.01.2010 20:18:23, Красно Солнышко
Мусулунга
Да я тоже от безграмотного письма никогда не страдала без этих фонетических премудростей. Но посмотрев КАК учился сын, я поняла, что это правильнее, легче, логичнее и долговечнее что ли. Ведь когда ребенок только учится писать, у него еще никакой моторной памяти нет: он проговаривает слова про себя и пытается их изобразить на письме. И вот тут-то он и начинает переход ОТ ЗВУКА К БУКВЕ и понимает, что звук А, например, на письме может обозначаться буквами А и О, а значит надо выбирать. И так далее. И сразу учится писать правильно. А не так - в первом классе прошли ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, а остальное пишем с ошибками, которые даже за ошибки не считаются, т.к. эти правила дети еще не проходили. 12.01.2010 21:19:12, Мусулунга
Василиса из сказки
Я пишу с учётом своего опыта и опыта своего ребёнка, наверное. Я не понимаю, почему "шёпот" нельзя проверить словом "шепчет", "пошёл" вывести через 1 спряжение, а "цыгана с цыплёнком" посто выучить. Видимо, все по-разному запоминают. 12.01.2010 19:00:23, Василиса из сказки
Фру Снорк
Да им и в голову не приходит проверять! Работала сама репетитором в студенчестве и сталкивалась тысячи раз! Ребенок знает все правила, но не видит, куда их приткнуть. Когда он пишет ШОПОТ, он не сомневается и потом делает круглые глаза, когда ему укажешь на это место, и быстро придумает проверочное слово. Сам не видит. 12.01.2010 19:53:08, Фру Снорк
Ольга Оводова
Проверять надо то, в чем сомневаешься. А есть такие дети, которые НЕ сомневаются 12.01.2010 19:38:00, Ольга Оводова
Фру Снорк
можно))) но не нужно. Я пытаюсь сказать, что подобный метод при правильном внедрении может принести пользу (сыну Мусулунги принес - см.ниже). Но у нас, судя по всему, внедрение получилось неправильное и результаты кривые совершенно... Поэтому я лично своих детей учу по старинке, по букварю и кубикам, без фонетических-фонематических заморочек. 12.01.2010 14:13:31, Фру Снорк
Василиса из сказки
Может, и может, не знаю. Просто с детства (со школы :))не люблю фонетику, меня всегда раздражали эти "неправильные" написания слов, воспринималось как коверканье "нормального языка". Но я вообще лексиколог по призванию :). 12.01.2010 14:15:34, Василиса из сказки
НатаХо
Ну, в лексике как раз гораздо больше "неправильностей"))) Я поэтому наоборот больше всего любила фонетику (самая правильная), потом грамматику (многовато исключений), а лексику - на последнем месте (вообще каждое слово индивидуально!). 12.01.2010 15:36:25, НатаХо
Фру Снорк
А я люблю ее)), но сама по себе, безотносительно к всеобщему начальному образованию) 12.01.2010 14:31:03, Фру Снорк
НатаХо
Уф, как же хорошо, что я дочке в 2 годика развесила по стенам таблицы Зайцева! Оказывается, вот почему она так грамотно пишет и быстро читает))
И действительно, весь это фонематический анализ как-то прошел мимо нас, хотя автор статьи говорит, что он повсеместно изучается в детсадах и школах - нет, свидетельствую, что в нашей школе его практически не было! Совсем отказываться от него было бы жаль (все-таки он помогает лучше, глубже понять родной язык, даже если этому знанию нет практического применения) - но согласна, что место ему скорее в средних/старших классах.
А есть те, у кого фонематического анализа не было ни в саду, ни в школе, но ребенок при этом пишет неграмотно?
12.01.2010 11:38:34, НатаХо
Я помню, когда нас лет дцать назад, обучали английскому, то сразу давали транскрипцию. Сейчас дочь на английских курсах, их читать-писать учили безо всякой транскрипции. И в школе именно транскрипций практически нет. Мне кажется что постановка вопроса "развитие фонематического слуха" ошибочна, фонетика нужна для постановки правильного произношения, а не для развития слуха. 12.01.2010 11:22:16, Иллика
Musenka
Ну, понятие "развитие фонематического слуха" тоже существует, просто оно обозначает немного не то. И для обучения чтению на родном языке фонематический слух (но не обязательно знание фонематической транскрипции!) тоже нужен. 12.01.2010 11:25:45, Musenka
В плане развития слуха меня ребенок постоянно спращивает, почему в транскрипции здесь и здесь пишется "а", хотя эти звуки звучат по-разному. действительно, в настоящей транскрипции они обозначены разными значками. А у нее музыкального слуха точно не объем:), следовательно и фонематический не может быть идеальным. Да и потом, вот мы слушали с ней "Детство" Горького, она сильно была впечатлена оканьем, но никто же транскрипции в русском не пишет по нижегородски. Вот, приходилось объяснять, зачем нужна транскрипция:) 12.01.2010 11:48:03, Иллика
Мусулунга
Не знаю, не знаю насчет вреда фонематического разбора. Сейчас выбьюсь из хора противников:)) Да, когда старший пошел в школу, меня этот разбор дико бесил, потому что разбор был ради разбора и зачем он нужен никто не понимал - ни родители, ни ребенок. А младший учился по программе Эльконина-Давыдова - там всё в начале строится на фонетике. Сначала учатся СЫШАТЬ, а потом уже отображать услышанное на письме. Причем это именно СЛЫШАТЬ, в том числе и слабые позиции в словах, потому как чтобы проверить что-то ударением или еще как, надо понять, что это вообще нужно проверять. Да, поначалу они писали "с дырками" - т.е. звуки, которые они не знали, как проверить, они пропускали - и это считаю, тоже очень полезно, опять же с точки зрения, что они видят сразу опасные места. Сейчас он в 6м классе - пишет очень грамотно. И уж точно лучше, чем старший брат или папа.
В общем, я убедилась на своих детях, что в традиционных программах просто не умеют правильно использовать фонетический разбор. Если это просто вид упражнения - то нафиг он нужен. А если это средство для грамотного понимания откуда что берется и какой звук как может отображаться на письме - то очень полезная штука.
12.01.2010 11:10:32, Мусулунга
Фру Снорк
Вашему сыну повезло с педагогом. Просто фонетический обычный и фонематический разборы - они отличаются друг от друга)) Фонематический - он как бы обобщает и систематизирует, а посему приносит пользу, ибо учит видеть сильные и слабые позиции, учит анализировать и проверять нужные вещи)) А фонетика в чистом виде - это просто звуки. Я думаю, изначально при внедрении программы, хотели обучить детей именно тому, чему учат вашего сына, но получилось как обычно)) то есть как всегда не довели до ума)) 12.01.2010 12:15:05, Фру Снорк
Мусулунга
Да я знаю, что ему повезло, т.к. со старшим мы как раз получили все "удовольствия" именно фонетического разбора без какой-либо привязки к орфографии. Я пример младшего привела к тому, что идея-то фонематического разбора и того, что начинать надо с него, на самом деле не плохая. Просто у нас, как всегда, хотели как лучше, а получилось через одно место:( 12.01.2010 17:09:07, Мусулунга
Фру Снорк
Во-во, и я о том же)) 12.01.2010 17:21:52, Фру Снорк
Василиса из сказки
Хорошая статья, я согласна с автором. У меня высшее лингвистическое, и я, честно говоря, не нашла применения фонетическому разбору слова нигде в жизни, кроме как при сдаче вступительных в профильный вуз, сдаче зачета по курсу фонетики в вузе уже и, в какой-то степени, при обучении произношению (но это уже для иностранного языка, для русского языка - это к тем, кто руский как иностранный студентам позже преподавать будет). Все эти фонематические разборы в детском саду считаю редким идиотизмом, простите, но это ещё со школы у меня :). Нас в "тоталитарной советской школе" учили грамотно писать, фонетический разбор шёл уже в средней школе, мы долго развлекались, что теперь "йолка" писать можно будет :). Но у нас-то в голове правильная модель написания уже была. Я, кстати, даже и понять не могу, как может применить в жизни фонетический разбор человек-нелингвист. Ну, так, неплохо для общей информации знать, как интегралы в старшей школе. Ну, да: глухие/звонкие, мягкие/твердые согласные знать надо, про безударные гласные - тоже. Но в младших классах зачем все эти лесницы, йаблаки? Какое возросшее число детей с нарушением фонематического слуха? (это я согласна с автором? Эдак у каждого ребёнка что-то обнаружить можно. 12.01.2010 11:06:49, Василиса из сказки
Musenka
Ну, уже неоднократно обсуждалось, зачем нужно знание фонетики. Таки нужно, даже для начальной школы. Другое дело, что упор на звуковом составе слова (такой, как сейчас) - это перебор. Или этому должен учить действительно очень хороший педагог.

А количество детей с нарушениями слуха и речи, увы, действительно увеличилось со времен нашего детства. Очень :( Достаточно сказать, что в моем детстве я не знала ни в группе в саду, ни в нашем классе в школе ни одного человека с дефектами речи. Какая группа (и даже, увы, класс) сейчас может этим похвастаться?
12.01.2010 11:21:52, Musenka
pelenka
У меня были дефекты речи и еще у многих детей, которых я знала тогда. Я ходила к логопеду и с удовольствием ходила. А дочь как раз практически без этих проблем уродилась, то есть звуки поставила себе сама. И если бы не пригласила бы логопеда,, то знать бы не знала, что "р" бывает разных мягкостей и иначе произносится. 12.01.2010 11:30:19, pelenka
Musenka
Ты - еще одно подтверждение моей мысли, потому что мы с тобой относимся к разным поколениям. Вот именно, что в твоем поколении уже дефектов было больше. А сейчас - еще больше. 12.01.2010 11:43:13, Musenka
Я читала такую тему, что это от изменения структуры питания. Стали давать больше порезаных продуктов, челюсти меньше напрягаются при пережевывании, в результате и зубы кривые, и речь невнятна. В наши годы и пластинки на зубах носили единицы. 12.01.2010 11:55:20, Иллика
Ольга Оводова
ну пластинки нам поменьше впаривали, чем сейчас. У кого прикус сам выправился, у кого так и остался. 12.01.2010 19:37:00, Ольга Оводова
Василиса из сказки
Наследственность это, ох, наследственность :(. Я про зубы. 12.01.2010 14:08:15, Василиса из сказки
pelenka
Понятно, что к разным.. Но я застала мягкости, но совершенно не было у нас панацеи, как у моего ребенка сейчас, а уж убирания мягкого знака у нас вообще не было. И, конечно, я не знала, что есть йолки - на мой взгляд это транскрипция слова нужна иностранцам, а не русским. Я рада, что родилась не тремя годами позже. когда это массово все ввели уже.

Да и еще, я точно знаю одного знакомого, который плохо гвоорит Л и вся его семья тоже не блещет этим. Знакомый ровесник моего отца :)
12.01.2010 11:54:11, pelenka
Мурзя
Да, в моем классе дефекты речи были (и еще остаются) только у меня: я выговариваю твердую "л" по-украински :) С логопедом не занималась (родители этим не озаботились), но с возрастом стало лучше. Да еще 6 лет назад с сыном пришлось упражнения делать - вот почти выправила :)) Но это никак не повлияло на грамотность: я-то знала, что говорю "л", а не почти "в", просто не получалось :))
У сына в классе знаю только одного ребенка с дефектом речи: картавит "р". Но у нас спецшкола, скорее всего совсем "дефектных" завернули..., а у него сестра здесь училась.
12.01.2010 11:53:00, Мурзя
Василиса из сказки
Если я правильно поняла из предыдущих тем, Вы имеете к начальной школе какое-то отношение? Тогда спорить не буду, конечно, Вам виднее. По основному пункту, что СТОЛЬКО внимания этому - явный перебор, зачем это нужно - неизвестно, мы с Вами к согласию, иМХО,пришли. 12.01.2010 11:25:08, Василиса из сказки
pelenka
согласна, я тоже вчера на кухне, пока готовила, а дочь делала разбор слова в это время, думала - зачем это надо? зачем так долго и нудно они это делают и посвещают столько времени на данную тему.. 12.01.2010 11:09:40, pelenka
pelenka
Лена, огромное тебе спасибо!!! Я прочитала мои мысли в статье. Все эти пропуски мягкого знака, какие-то йо и т.п. для меня темный лес, я не лезу. Все ошибки исправляю тут же. И еще жалею, что данный человек, насколько я поняла, живет в СПб. Я бы сама к ней на курс понимания чтения пошла бы, а то порой ой как не хватает мне этого навыка (в полном объеме) при чтении спец. литературы. 12.01.2010 11:05:33, pelenka
Мурзя
Я не думаю, что связь безграмотности нынешних школьников и фонематического метода обучения такая прямая. Наверняка факторов гораздо больше. Но с тем, что этот метод затрудняет грамотное письмо, совершенно согласна. Хорошо, когда сын был в саду, занятия такого рода практически не проводились :) Одним из первых слов, что он осмысленно сам написал, было слово ПОЕСТ (имелся в виду поезд). Я считаю правильным СРАЗУ исправлять и объяснять, почему так, а не иначе. Причем занималась этим с подчеркнутым (специально) энтузиазмом. Всегда стараюсь обращать внимание сына на разные "интересности" в языке, объяснять и приводить примеры, в том числе сравнивая с др. языками. Вчера в девичьей интересные слова обсуждали: зарумянить и зарумянеть: хоть и не самые частые слова, но обратить внимание стоит.
Но в 1 классе начался этот фонематический анализ. И в какой-то момент я увидела в тетради слово бельйо (учительница дала что-то вроде диктанта - и там такого ужаса было больше половины слов). Учительница была старой закалки, и, похоже, тоже не приветствовала фонематический метод :) Поэтому эта тема была пройдена постольку-поскольку, больше для видимости.
Что имеем сейчас (6 класс)? Грамотность большинства детей нормальная и хорошая, троечников всего 3 из 31 (один из них просто не учится вообще, и родной язык другой). У сына любимый предмет - русский :)
Еще одной причиной безграмотности вполне может быть тестовая система контроля знаний и вписывание букв и слов на место пропущенных прямо в рабочих тетрадях (плюс доклады на компах). Дети скоро совсем разучатся писать :) Механическую память никто не отменял...
Ну и отовсюду лезет безграмотная речь: в книгах и газетах полно именно ошибок, а не опечаток; репортажи по телевизору ведут журналисты, неправильно ставящие ударения в словах и постоянно делающие ошибки при склонении числительных...Или того хуже, вообще неправильно по смыслу употребляют слова. Вот только вчера муж щелкал пультом, и на каком-то канале мелькнула передача о животных (или о птицах), и девушка говорит: "...ореол обитания....". И чего потом можно хотеть от школьников???
12.01.2010 10:57:00, Мурзя
Musenka
Вот и мне тоже кажется, что автор излишне категорична и вместе с водой выплескивает и ребенка. Т.е. некоторые утверждения статьи, мне кажется, справедливы, но есть и вещи, которые, мягко говоря, весьма спорны. Возмжно, потому, что автор психолог, а не логопед.

Вот, например: "Миф о том, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, так утвердился за последние 20 лет, что уже никто не подвергает это положение сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если: 1) ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука, т.е. когда он звук дифференцирует, не смешивая с другими, что называется фонематическим восприятием; 2) ребенок имеет представление об обобщенном звуке речи, о фонеме, имеющей смыслоразличительное значение, и умеет выделять звуки из речи, т.е. проводить фонематический анализ (4 с. 152). Педагоги, логопеды, психологи убеждают родителей, что грамотное письмо невозможно, если до школы не сформировать у ребенка фонематический слух. И приводят в подтверждение своих слов неграмотность современных школьников."
Видимо, автор не сталкивалась с случаями, когда проблемы с фонематическим слухом приводили к невозможности вообще научиться читать (что уж говорить о грамотном письме), потому что невозмжно научиться читать, если не различаешь [к] и [г] и, соответственно, не понимаешь, какая буква в каком случае что обозначает.
12.01.2010 11:09:54, Musenka
Мне кажется, это уже медицинские проблемы, а не проблемы обучения. 12.01.2010 12:00:00, Иллика
Musenka
Как раз совершенно проблемы обучения. Это не лечися, а просто развитивается фонематический слух. Не лекарства, а упражнения и специальная система обучения. 12.01.2010 19:49:19, Musenka
Василиса из сказки
Тут с Вами нельзя не согласиться. Но разве так много детей не различает эти звуки? И уж к старшим-то классам их более-менее все разичать учатся (мы и в старших классах фонетический разбор делали). Мне кажется, с этими детьми логопед или учитель должны отдельно заниматься. Зачем всем остальным на это время тратить? Я в начальной школе некоторые буквы не выговаривала. Но это же не значит, что со мной весь класс к логопеду ходил. 12.01.2010 11:17:36, Василиса из сказки


Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!